(† между 344 и 352), сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.), еп. Арбельский [Арвильский]. Вскоре после того, как сщмч. Иоанн, еп. Арбелы (Сев.-Зап. Персия), мученически окончил жизнь в гонение, начатое в 340 г. шаханшахом Шапуром II (309-379), его преемником стал А., к-рый также подвергся преследованиям и был вынужден предстать перед верховным жрецом огня в обл. Адиабена. Когда священномученик отказался отречься от Христа и поклониться солнцу, его избили палками, а затем отрубили голову в мест. Телем.
Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие святого внесено под 4 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 447).
Мученическая кончина А.- усечение главы - изображена на миниатюрах рукописей Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 372) и Минология XI в. (ГИМ. Син. Греч. № 183. Л. 10 об.). Полуфигурное изображение святого представлено в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. Февр. 4), описывает А. как старца с длинной широкой бородой.