(† 8.04.1404 (?)), патриарх Антиохийский (с 7 февр. 1395). Был представителем влиятельного церковно-политического клана, племянником патриарха Михаила I (1366-1373) и сыном Михаила, митр. Бостры († март 1389). В энциклопедическом своде мусульм. правоведа аль-Калькашанди (нач. XV в.) содержится текст грамоты, данной мамлюкским наместником Дамаска во утверждение полномочий Антиохийского патриарха Михаила, к-рым мог быть М. или его предшественник Михаил I (Abū-l-ʻAbbās Aḥmad al-Qalqašandï. Kitāb Șubḥ al-a-ʻšā. Al-Qāhira, [1918]. Т. 12. P. 424-426). Патриарх принадлежал к той части антиохийского клира, которая ориентировалась на сохранение тесных связей с К-полем и паламитскими кругами визант. духовенства. Вопреки набиравшей силу тенденции к изоляции христ. Востока от Византии, чему способствовал и запрет мамлюкскими властями внешнеполитических контактов ближневост. патриархов, М. в самом начале своего правления отправил посольство в К-поль. Посланники, митрополиты Баальбека и Эз-Забадани, в мае 1395 г. представили К-польскому патриарху грамоту с извещением о вступлении М. на престол, его исповеданием православной веры и анафемами противникам паламитов (RegPatr, N 3001).
В Патриаршество М. сирийские земли подверглись опустошительному вторжению армии Тимура (Тамерлана; осень 1400 - зима 1401). Спасаясь от нашествия, М. бежал на Кипр. Тимур дошел до Дамаска, город был взят и разорен, погибло множество жителей, церковное имущество было разграблено.
Возможно, именно катастрофические последствия нашествия Тимура, в т. ч. утрата множества книг, побудили М. составить краткую летопись Антиохийских патриархов, чтобы спасти от забвения недавнюю церковную историю. Записи эти были завершены, согласно сообщению в тексте, 9 авг. 6912 г. от Сотворения мира (1404 по Р. Х.). Ж. Насралла полагал, что сочинение было составлено на Кипре, и ошибочно датировал его авг. 1403 г. Автограф летописи М. в XVII в. хранился в Патриархии в Дамаске, его использовали в своих исторических трудах патриарх Макарий III аз-Заим и архидиак. Павел Алеппский (ИВР РАН. В 1227. Л. 180-182; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 678-679). Впосл. текст был утрачен - возможно, он сгорел во время Дамасской резни 1860 г. Комбинируя выписки патриарха Макария и Павла Алеппского, можно составить представление о летописи М. Она была крайне невелика по объему и фактически представляла собой перечень Антиохийских первосвятителей. Начиналась хроника с перечисления патриархов сер. XIV в. Игнатия II, Пахомия I и Михаила I и описания перенесения Патриаршего престола в Дамаск - это событие могло восприниматься младшими современниками как начало «новейшей» церковной истории. Обилие точных дат указывает на использование М. каких-то ранних записей, возможно, колофонов рукописей. При всей скромности масштабов этой летописи она представляла собой уникальный пример историографического творчества мелькитов на протяжении 500 лет, отмеченных нарастающим культурным упадком ближневост. христиан. В XVII в. был известен еще один автограф М.- его дарственная запись нач. дек. 1396 г. в книге Посланий апостолов, хранившейся в сел. Мухаррада между Хамой и Хомсом.
Из позднейшей приписки к летописи М. известно, что он скончался 8 апр., пробыв на престоле 9 лет. Это подтверждается информацией о поставлении следующего патриарха Пахомия II 1 июня 1404 г. К. Каралевский, не имея доступа к рукописным хроникам Макария аз-Заима, где содержались эти сведения, ошибочно датировал правление М. 1395-1412 гг. Однако сообщению о кончине М. в апр. 1404 г. противоречит информация о завершении им своей летописи 9 авг. 6912 (1404) г. Остается предположить в последнем случае ошибку в написании года или месяца.