[Греч. Μιχαὴλ ὁ Τραυλός] (между 770 и 780, Аморий - 2.10.829), визант. имп. (с 25 дек. 820). Прозвище Травл переводится с греческого как «заика» (лат. Balbus). Также упоминается в источниках как Амориец (᾿Αμορ(ρ)αῖος - от названия г. Аморий, иногда с намеренной аллюзией на аморреев - библейский народ). Основатель Аморийской, или Фригийской, династии.
Источники сведений о М. Т. можно разделить на 2 группы: сохранившиеся современные событиям визант. тексты, в т. ч. агиографические; несохранившиеся тексты, которыми пользовались визант. историки X в., т. н. Продолжатель Феофана и Генесий (объединяются в т. н. Общий источник). Иконопочитательские источники 1-й группы (Житие сщмч. Евфимия Сардского, Житие патриарха К-польского Мефодия I, Хроника Георгия Амартола) относятся к М. Т. с неприязнью, хотя и с меньшей, чем к его предшественнику Льву V (813-820). В памятниках 2-й группы можно выявить 2 диаметрально противоположные тенденции по отношению к М. Т., поскольку в числе источников, использованных историками X в., были полемические памфлеты, направленные как против Льва V, так и против М. Т. Особое место занимает «Послание трех Восточных патриархов имп. Феофилу» (836), где о М. Т. говорится в самых хвалебных тонах (Afinogenov. 2014. P. 234).
М. Т. род. в г. Аморий, столице фемы Анатолик, в незнатной семье фемного стратиота. Утверждения о его происхождении из афинган или субботников, несомненно, являются инсинуациями. Впервые М. Т. появляется в источниках в 802 г. в свите Вардана Турка, стратига фемы Анатолик. В это время, согласно легенде, он получил в жены Феклу, дочь некоего вышестоящего начальника (источники говорят о стратиге, но это явное преувеличение). Однако существенно карьера М. Т. продвинулась, когда в следующем году Вардан поднял мятеж против имп. Никифора I (802-811), а М. Т. перешел на сторону властей вместе со старшим по чину товарищем Львом (впосл. император Лев V). В награду он был назначен «комитом шатра» (κόμης τῆς κόρτης; должность 3-го ранга), возможно, в той же феме Анатолик. Когда при Михаиле I (811-813) Лев был назначен стратигом этой фемы, он возобновил дружбу с М. Т. и сделал его своим доверенным приближенным в чине протостратора, а сам стал крестным отцом его сына (Chronographiae quae Theophanis Continuati. 2015. P. 22, 38), по-видимому буд. имп. Феофила. Независимо от позиции источников они единогласно признаю́т крайне важную роль, которую сыграл М. Т. в провозглашении Льва императором после битвы при Версиникии. Благодаря этому карьера М. Т. стремительно развивалась: вначале турмарх федератов в сане патрикия, а затем - доместик экскувитов. Однако в дек. 820 г. М. Т. арестовали и приговорили к смерти. Казнь была отложена до праздника Рождества Христова. Тем временем М. Т. дал знать своим друзьям, остававшимся на свободе, что донесет на них императору, если те не попытаются его выручить. В результате Лев был убит в рождественскую ночь 820 г., а М. Т. прямо в оковах возвели на престол. Весной 821 г. соправителем М. Т. был провозглашен его сын Феофил. Ок. 823 г. умерла Фекла, и М. Т. женился (возможно, фиктивно) на дочери имп. Константина VI Евфросинии, к-рая была монахиней. Хотя нарушение канонов вызвало протесты, гораздо важнее была легитимация новых властителей через матримониальную связь с Исаврийской династией.
Осенью 820 г. против Льва V восстал Фома Славянин. Выдав себя за Константина VI и короновавшись в Антиохии (т. е. в араб. владениях), он собрал большую армию и двинулся на столицу осенью 821 г. Фома переправился во Фракию и смог блокировать К-поль с обоих берегов. Однако на помощь М. Т. пришел болг. хан Омуртаг, и к 823 г. восстание удалось подавить. При этом у М. Т. не осталось средств предотвратить захват арабами о-ва Крит (между 824 и 827) и части о-ва Сицилия. Став императором, М. Т. немедленно отменил все репрессивные меры против иконопочитателей, введенные его предшественником, и освободил заключенных из тюрем и вернул ссыльных. Уже в нач. 821 г. во дворце состоялась аудиенция с участием большого числа правосл. исповедников, включая прп. Феодора Студита и сщмч. Евфимия Сардского. Их требования (возвращение на престол патриарха Никифора I, смещение существующей иерархии, офиц. восстановление иконопочитания) показались М. Т. чрезмерными. Он принял решение не уступать им, но и не возобновлять репрессии, запретив при этом какие бы то ни было споры об иконах. На место умершего тогда же патриарха Феодота I Касситеры (815-821) был поставлен иконоборец Антоний I Кассимата (821-837). Вместе с тем М. Т. воздерживался от репрессий по религ. мотивам. Исключением стал буд. патриарх Мефодий I (843-847), к-рый был обвинен в гос. измене. По личным взглядам М. Т. был умеренным иконоборцем, что явствует из его послания к императору франков Людовику Благочестивому 824 г.