МИХАЛИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLVI, С. 77-80
опубликовано: 14 октября 2021г.

МИХАЛИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Храмы бывшего Михалицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2010 г.Храмы бывшего Михалицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. Фотография. 2010 г. Находился на Торговой стороне Вел. Новгорода. Основан в кон. XII в. Согласно новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов), в 1199 г. «на Михалици манастырь» создала жена новгородского кн. Ярослава Владимировича Елена («княгыни Ярославляя»). На ее средства был построен деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, что положило начало жен. обители («и манастырь устрои»). Первой игуменией стала неизвестная по имени вдова бывш. новгородского посадника Завида (очевидно, Неревинича, представителя Неревского конца, занимавшего должность трижды на протяжении 2-й пол. 70-х - сер. 80-х гг. XII в., в 1186 бежавшего в Смоленск; «игумению поставиша Завижюю посадника» - НПЛ. С. 44; ср.: Там же. С. 238). Обитель возникла в урочище Плотники к северу от Федоровского ручья (на территории буд. Плотницкого конца и его Молотковской ул.) и до 2-й пол. XIII в. (Дубровин. 2016. С. 15-16), по всей видимости, являлась пригородным мон-рем. По мнению ряда исследователей, с. Михалицы к кон. XII в. уже существовало, и, т. о., М. м. возник рядом с загородным поселением (Красов И. О местоположении древнего Новгорода. Новг., 1851. С. 119; Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 331; Васильев В. Л. Архаическая топонимия Новгородской земли: (Древнеслав. деантропонимные образования). Вел. Новг., 2005. С. 347; Дубровин. 2016. С. 14-15).

По позднейшему преданию (опубл.: НовгорЛет. С. 198-200), сохранившемуся в составе цикла новгородских сказаний и повестей в рукописной традиции (старший список РГБ. Волок. № 659, 30-е гг. XVI в.; см. также: Дмитриев. 1973), основать М. м. повелел Новгородский архиеп. Мартирий (1193-1199). Это произошло после того, как архиерею сообщили о чуде от просфоры на месте буд. обители: некий благочестивый человек, неся просфору, полученную от священника после пира у своих знакомых, по дороге утомился и уснул; просфору, завернутую в платок, хотели вырвать из его рук собаки, но от нее неоднократно исходил огонь и опалял псов (на месте, где от просфоры исходил огонь, согласно сказанию, впоследствии была поставлена монастырская трапезная). По другому, более позднему преданию, зафиксированному в монастырской Молотковской летописи (XVII в.), а также в Забелинской летописи (не позднее 1681; см.: Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII в. Новг., 1960. С. 123-125; Солодкин Я. Г. История позднего рус. летописания. М., 1997. С. 143), М. м. был основан после явления кнг. Елене во сне прп. Михаила Малеина (Игнатьев. 1849. № 33. С. 151; Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 333. Примеч. 226).

Богородице-Рождественская церковь и церковь прп. Михаила Малеина бывшего Михалицкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в.Богородице-Рождественская церковь и церковь прп. Михаила Малеина бывшего Михалицкого мон-ря. Фотография. Нач. XX в.

При свт. Алексии, архиеп. Новгородском в 1377 г., деревянная Богородице-Рождественская ц. сгорела от удара молнии («от грома»), и в 1379/80 г. был заложен одноименный каменный храм (НПЛ. С. 374, 375; Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 293, 299-300). В Новгородской 2-й летописи XVII в. содержатся ошибочные сведения о росписи по повелению архиеп. Алексия в 1363 г. церкви «святыа Богородица на Молоткове в Моисееве монастыри» (НовгорЛет. С. 34; ПСРЛ. Т. 30. С. 187; на самом деле в протографе записи имелись в виду ц. в честь Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле - НПЛ. С. 368), а также сведения о закладке Богородице-Рождественской ц. на Михалице в 1479 г. (должна быть дата - 1379 г.- НовгорЛет. С. 57; ПСРЛ. Т. 30. С. 194).

Богородице-Рождественская ц. была средних размеров, кубической формы, одноглавая, 4-столпная, вероятно, с 3-лопастным завершением и с 3-частным членением фасадов лопатками; в сев.-зап. углу помещалась открытая лестница, ведущая на хоры. Над диаконником была камора (придел), в к-рую вдоль юж. стены вела галерея. Этот храм 1379 г. относился к группе новгородских памятников с внешним декоративным убранством; по своим архитектурным формам он был типологически близок к таким классическим новгородским памятникам 2-й пол. XIV в., как церкви в честь Преображения Господня на Ильине ул. (1374) и во имя св. Феодора Стратилата на Ручью (1360-1361). Нек-рой перестройке храм подвергся в XV в.: фасады были оштукатурены, внутри устроено подцерковье, часть окон переделана.

14 июня 1385 г. в Новгороде выгорела вся Торговая сторона, «толко ублюде Бог святую Богородицю на Михалице, молитвами святыа Богородица» (НПЛ. С. 380; ср.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 342). 9 мая 1534 г. храм все же пострадал от пожара (в т. ч. сгорели все иконы и кресты) (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 566; Т. 43. С. 233).

Богородице-Рождественская церковь. 1379 г., перестроена в 1696 г. Фотография. 2014 г.Богородице-Рождественская церковь. 1379 г., перестроена в 1696 г. Фотография. 2014 г.В «Семисоборной росписи» Новгорода (по В. Л. Янину, составлена не ранее 1463 и не позднее 1508) М. м. отнесен к округу собора во имя св. Иоанна Предтечи на Опоках: «на Молоткове улици (упоминаемой в связи с мон-рем в данном источнике впервые.- М. П.) манастырь женьской на Михалици церковь Рожество Пречистые», отмечен также «на полатех Покров», т. е. придельный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы (Янин В. Л. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 400; Андреев В. Ф. Новый список «Семисоборной росписи» Новгорода // НИС. 1989. Вып. 3(13). С. 222). По описи 1617 г., в Рождественском соборе было 3 престола («3 двери царские» - Опись Новгорода 1617 г. С. 60); один из них, согласно Росписи новгородских монастырей и церквей 1615 г., был посвящен прп. Симеону Дивногорцу (Евгений (Болховитинов), митр. Ист. разговоры о древностях Вел. Новгорода. Вел. Новг., 2009. С. 162). Не позднее 1646 г. в монастырском Рождественском соборе появились приделы во имя прп. Михаила Малеина (по предположению Г. Е. Дубровина, храм с таким посвящением имелся в с. Михалицы, близ к-рого и основали мон-рь - Дубровин. 2016. С. 14) и свт. Николая Чудотворца (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 60). Как показали научно-реставрационные работы 1955-1956 гг., в кон. XVII - нач. XVIII в. Богородице-Рождественская ц. была значительно перестроена (вероятно, после пожара 1696 г.): появились новые своды и барабан, в верхней части к-рого был выложен изразцовый пояс; на прежнем основании была возведена зап. часть основного объема, фасады получили новое декоративное убранство в стилистике нарышкинского барокко. Храм покрыли 4-скатной кровлей, полы выложили керамическими плитами (до этого были известняковые), исчезло подцерковье. От собора 1379 г. сохранилась только вост. половина основного объема до уровня сводов и частично апсида, к-рая при перестройке собора была понижена.

В период новгородской независимости М. м. обладал земельными владениями, однако не самыми значительными по сравнению с крупнейшими новгородскими мон-рями. Согласно переписной оброчной книге 1500 г., к кон. XV в. М. м. владел землями в Водской пятине Новгородской земли, в Ильинском, Замозском, Кипенском, Григорьевском Льешском погостах, в общей сложности 54 дворами с 71 «тяглецом» (зависимый человек, платящий подати) и 66 (по иным подсчетам, 93) обжами земли (Новгородские писцовые книги. СПб., 1868. Т. 3. С. 578, 644, 797-799, 892; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе новгородской феод. республики. М., 1980. С. 205). На рубеже XV и XVI вв. в ходе очередной конфискации монастырских земель по распоряжению вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III Васильевича М. м. лишился своих владений, взамен к-рых ему была пожалована Кушеверская вотчина с 63 деревнями в Бежецкой пятине. По челобитной игум. Агриппины с сестрами в февр. 1560 г. вместо этой вотчины царь Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал М. м. Любынскую вотчину в Шелонской пятине, даровав обители судебный иммунитет (ДАИ. Т. 1. № 113. С. 157-159; № 114. С. 159-162).

В 1591 г. в одной из новгородских купчих грамот упоминается «сад Михалитцково монастыря у решедки» на Никитиной ул. Плотницкого конца (Вел. Новгород во 2-й пол. XVI в.: Сб. док-тов / Сост.: К. В. Баранов. СПб., 2001. С. 163; см. также: Там же. С. 147). Этот же сад, очевидно, имеется в виду в сообщении Новгородской 4-й летописи (по списку Н. К. Никольского), повествующем о большом пожаре в Новгороде 20 авг. 1508 г., когда «на Никитине улицы в берегу и на Молоткове в саду» сгорело много людей (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 612). 7 марта 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский после челобитной игум. Анны с сестрами выдал грамоту новгородским воеводам А. П. Куракину и М. И. Татищеву о том, чтобы они не взимали подати с оброчных пожней, пожалованных М. м. царем Феодором Иоанновичем, и монастырских садов (ДАИ. Т. 1. № 155. С. 268-269).

Церковь прп. Михаила Малеина. 1557 г., перестроена в 1660 г. Фотография. 2011 г.Церковь прп. Михаила Малеина. 1557 г., перестроена в 1660 г. Фотография. 2011 г.В 1555/56 г., очевидно, вслед. произведенной еще Новгородским архиеп. свт. Макарием (1526-1542) общежительной реформы новгородских мон-рей в М. м. к югу от собора была построена каменная трапезная с церковью, по более поздним сведениям посвященной Собору Пресв. Богородицы (Евгений (Болховитинов), митр. Ист. разговоры о древностях о древностях Вел. Новгорода. Вел. Новг., 2009. С. 162 (Роспись 1615 г.)); в Новгородской 3-й летописи XVII в. зафиксировано, видимо ошибочно, другое посвящение трапезного храма - Благовещению Пресв. Богородицы (НовгорЛет. С. 334). Как указывает Л. А. Секретарь со ссылкой на архивный материал научно-реставрационных работ в трапезной, «дендрохронологический анализ бревна, положенного в основание валунного фундамента, позволил датировать его 1553 г., что полностью подтверждает сведения о строительстве храма в сер. XVI в.» (Секретарь. Монастыри. 2011. С. 302). В «Истории российской иерархии» (1813) содержатся ошибочные сведения о том, что трапезный храм изначально был освящен во имя прп. Михаила Малеина (ИРИ. Ч. 5. С. 81; см. также: Красов. 1851. С. 119; Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 331).

Согласно челобитной царю Алексею Михайловичу от игум. Марфы с сестрами, в сер. XVII в. трапезная с ц. в честь Собора Пресв. Богородицы обветшала (обрушились деревянные своды, разрушилась деревянная колокольня). Судя по челобитной, к этому времени придел прп. Михаила Малеина был перенесен из Богородице-Рождественского собора в трапезную церковь. На средства, выделенные патриархом Московским Никоном, к 1660 г. на старом фундаменте были возведены до сводов новые трапезная и церковь. Инокини просили денег на завершение строительства, к-рые и были выделены воеводой Г. Куракиным «на деревянное строение», т. е. на перекрытие трапезной с церковью и деревянную колокольню. Деревянная кровля и колокольня обветшали и обрушились к 1692 г., и в 1693 г. по указу царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича были выделены средства на необходимые строительные работы. В кон. XVII - нач. XVIII в. трапезная с церковью получили каменные перекрытия, а также была возведена каменная колокольня (Токмаков И. Ф. Материалы для ист. и церк.-археол. описания Новгородской губ. Новг., 1883. Вып. 1. С. 7-12). Сохранившаяся одноэтажная постройка имеет одностолпную трапезную палату, одноглавую церковь с 4-скатным перекрытием и прямоугольной апсидой, 3-ярусную колокольню, встроенную в сев.-зап. угол трапезной палаты.

Особым почитанием в обители пользовалась храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы «в деяниях», находившаяся в Богородице-Рождественском соборе. 16 апр. 1589 г. было зафиксировано чудо: по молитвам перед этой иконой исцелилась 8-летняя девочка Варвара, оставшаяся жить в обители (сцена самого исцеления, о к-ром сообщала надпись, крестный ход в честь данного события, а также чудо, бывшее от просфоры, были изображены на стенных росписях церкви в XIX в.- Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 339; Ч. 2. С. 73; сообщение восходит к Молотковской и Забелинской летописям XVII в.- Азбелев. 1960. С. 124).

В 1594 г. царь Феодор Иоаннович прислал в М. м. для чудотворной иконы зеленую бархатную пелену с Голгофским крестом из серебряных дробниц (к кон. XIX в. данная пелена хранилась в ризнице, ныне в НГОМЗ), а в 1596 г. по заказу царской семьи для М. м. был изготовлен медный посеребренный крест. 21 апр. 1594 г. царь Феодор Иоаннович в ответ на челобитную игум. Александры с 90 сестрами и монастырского клира о том, что «питатися, де, им нечем», жалованной и несудимой грамотой установил снабжать обитель определенной годовой хлебной и денежной ругой и не вмешиваться светским властям в монастырский суд, «опричь разбоя и душегубства и татьбы с поличным»; грамота была подтверждена царями Борисом Феодоровичем Годуновым (1603?), Василием Иоанновичем Шуйским (при игум. Анне, 1608), Михаилом Феодоровичем (1617, при игум. Евгении), Алексеем Михайловичем (1647, при игум. Мавре), Иоанном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем (1692, при игум. Марфе) (ИРИ. Ч. 5. С. 81-86). 11 марта 1606 г. жалованную грамоту обители выдал также Лжедмитрий I («царь и великий князь Дмитрий Ивановичь»), по просьбе игум. Марфы с сестрами и клира подтвердив все пожалования царя Феодора Иоанновича (Там же. С. 86-89). Архим. Макарий (Миролюбов) упоминает также вклады в М. м. царицы Ирины Феодоровны (в девичестве Годуновой), супруги царя Феодора Иоанновича, имп. Анны Иоанновны, Ростовского митр. Варлаама († 1652) и др. (Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 333-334; Ч. 2. С. 170, 176, 318).

Согласно Описи Новгорода 1617 г., монастырская библиотека состояла из 5 Евангелий в серебряных и медных окладах и 39 книг (как печатных, так и рукописных) (Опись Новгорода 1617 г. // Памятники отеч. истории / Подгот. публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Вып. 3. Ч. 2. С. 60-61).

В связи с тем что прп. Михаил Малеин являлся небесным покровителем царя Михаила Феодоровича (1613-1645), после воцарения последнего в М. м. ежегодно 12 июля молебен с водоосвящением и литургию служил Новгородский митрополит (см.: Голубцов. Чиновник. 1899. С. 127-129). С этого времени в обители усилилось почитание прп. Михаила Малеина; впосл. был учрежден и крестный ход в память о святом (Передольский В. С. Новгородские древности: Записки для местных изысканий. Новг., 1898. С. 130).

В источниках отмечаются постриги в М. м. представительниц знатных родов. Так, 27 июня 1572 г. постриг в обители приняла жена (вдова?) боярина В. В. Розладина-Квашнина (НовгорЛет. С. 115; ПСРЛ. Т. 30. С. 162); в 1621/22 г., согласно окладным росписям, в мон-ре пребывала старица Варсонофия (Колычева), представительница рода, из к-рого происходил св. митр. Московский Филипп II (Колычев) (Опись Новгорода 1617 г. 1984. Ч. 2. С. 265-266). При этом численность насельниц в XVII в. уменьшилась. Так, в 1621 г. руга выплачивалась игумении и 48 старицам, в следующем году - 49 старицам (ср. 90 инокинь в 1594 г.). К кон. XVII в., однако, в М. м. проживали 90 инокинь (Там же. С. 274), обитель стала одной из самых больших в Новгороде.

В 1764 г. мон-рь был упразднен, последняя игум. София (Логачёва) переведена в новгородский Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь. К этому времени «дачи и пожни» обители «находились в Грузинском погосте, а крестьян не было» (ИРИ. Ч. 5. С. 90). В 1775 г. на территорию бывшего монастыря по распоряжению митр. Новгородского Гавриила был временно переведен пострадавший в пожаре 3-классный Николаевский Сокольницкий мон-рь (с сохранением названия). 5 марта 1786 г. он был объединен со второклассным Евфимьиным мон-рем в единый новгородский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов женский монастырь (учрежденный вместо одноименного мужского). С этого времени на месте М. м. существовали только церковные приходы при бывших монастырских церквах.

Вкладные кресты на юж. стене Богородице-Рождественской церкви. Фотография. 2014 г.Вкладные кресты на юж. стене Богородице-Рождественской церкви. Фотография. 2014 г.В нач. XIX в. на территории бывш. обители помимо 2 каменных церквей сохранялись колокольня при трапезной церкви и 2 «флигиля келий деревянных ничем не занимаемых» (Там же. С. 90). В 1830 или 1831 г. в ц. Рождества Пресв. Богородицы (в придел в новом зап. притворе) был перенесен престол в честь Нерукотворного образа Спасителя из разобранной Спасской ц., к-рая находилась за Земляным валом (на Красном поле). Одновременно в др. храм был перенесен т. н. Серапионов крест 2-й пол. XV в. (8-конечный, с резным изображением Спаса Нерукотворного), вмонтированный в зап. стену нового придела.

Согласно архим. Макарию (Миролюбову), Богородице-Рождественская ц. была расписана «в недавнее время» (Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 339). Декор и порталы собора сильно пострадали во время ремонтных работ XIX в.

В 20-30-х гг. XX в. Богородице-Рождественская ц. была закрыта. В годы Великой Отечественной войны постройки монастыря, находившиеся многие месяцы недалеко от линии фронта, получили серьезные повреждения: были утрачены кровли и деревянные конструкции, в зданиях имелись трещины и многочисленные пробоины от снарядов. К 1951 г. обвалились своды, барабан и глава собора. В 1955-1956 гг. под рук. Л. Е. Красноречьева были проведены реставрационные и научно-исследовательские работы в Богородице-Рождественском храме: воссозданы своды и главы церкви, характерные для XVII в., фасады реставрированы в формах в основном кон. XVII - нач. XVIII в. (частично - XIV в.), раскрыты все сохранившиеся детали собора постройки 1379 г. Зап. притвор храма, возведенный в XIX в., был сохранен. На фасадах церкви были выявлены 13 вкладных крестов (помимо Серапионова креста в зап. притворе), 7 из к-рых относятся ко времени постройки 1379 г., остальные - к XVII в. Исследование позволило реконструировать первоначальный облик церкви 1379 г.

В 1959-1963 гг. были проведены научно-реставрационные работы и в бывш. монастырской трапезной с ц. в честь Собора Пресв. Богородицы (руководитель Г. М. Штендер). Строение укрепили, восстановили первоначальные оконные и дверные проемы, воссоздали фасадный декор (профилированное обрамление сев. портала с бусинами, 2-ступенчатые килевидные арки между лопатками). Штендер высказал предположение, что первоначальная постройка XVI в. до кон. XVII в. имела более толстые стены и была 2-этажной.

В 1990 г. оба храма бывш. мон-ря были переданы новгородской старообрядческой поморской общине, после чего Рождественско-Богородицкий собор был вновь освящен (Новгородская правда. 1990. № 220. 22 сент.; № 222. 25 сент.).

Арх.: ОПИ НГОМЗ. Ф. 14. Оп. 1; Ф. 15. Оп. 1; Арх. УГК ИОПИК (ННРУ). Р-415 (1959-1960 гг.); Р-494 (1963 г.); Р-524 (1964 г.); Р-1263 (1988 г.); Р-2382 (1988 г.).
Ист.: ИРИ. Т. 5. С. 80-90; ААЭ. Т. 3. № 282. С. 425; Игнатьев Р. Церковь Рождества Богородицы, что на Молоткове в Новгороде // Новгор. ГВ. 1849. Ч. неофиц. № 33, 41, 42, 77; НовгорЛет (по указ); НПЛ; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 16; 30; 42; 43; Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов / Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003 (по указ.).
Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 43, 108; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 331-341; Ч. 2. С. 73, 157, 170, 176, 302, 318; Зверинский. Т. 1. № 300. С. 184-185 [Библиогр.]; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биогр. сказаний. Л., 1973. С. 171-174; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики // КЦДР: Севернорусские мон-ри. СПб., 2001. С. 11, 103-104; Секретарь Л. А. Михалицкий (Молотковский) (Рождественский Михалицкий) [монастырь] // Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв.: (Энцикл. слов.). СПб., 2009. С. 318-319; она же. Монастыри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 27, 296-306; Ядрышников В. А. [Церковь в честь] Рождества Богородицы на Михалице // Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв. СПб., 2009. С. 501; Печников М. В. Рождественский на Михалице мон-рь // ДРСМ. 2014. С. 683; Дубровин Г. Е. «Докончанский» период истории Плотницкого конца средневек. Новгорода (XI - сер. XIII в.) // ДРВМ. 2016. № 2(64). С. 5-18.
М. В. Печников
Рубрики
Ключевые слова
См.также