МОГИЛЁВ-ПОДОЛЬСКАЯ И ШАРГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XLVI, С. 170-174
опубликовано: 29 октября 2021г.

МОГИЛЁВ-ПОДОЛЬСКАЯ И ШАРГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

УПЦ, учреждена 5 янв. 2013 г. Епархия охватывает территорию Крыжопольского, Могилёв-Подольского, Мурованокуриловецкого, Песчанского, Томашпольского, Черневецкого, Шаргородского и Ямпольского районов Винницкой обл. (Украина). В границах каждого района существует одноименный благочиннический округ. Кафедральный город - Могилёв-Подольский. Правящий архиерей - митр. Агапит (Бевцик; на кафедре с 5 янв. 2013 в сане архиепископа, с 17 авг. 2015 в сане митрополита). Кафедральные соборы - во имя вмч. Георгия Победоносца (Могилёв-Подольский), Иоанно-Предтеченский (Шаргород). В епархии насчитывается 198 приходов и 3 муж. мон-ря. При ЕУ существуют отделы: информационный, по делам молодежи, по связям с общественностью и представителями власти, по делам семьи, по взаимодействию с Вооруженными силами и др. военными формированиями Украины, по благотворительности и социальному служению, по религ. образованию, исторический.

История

Старыми церковными центрами на территории епархии являются Могилёв-Подольский и Шаргород. В Могилёве-Подольском с 1762 г. действовал греч. храм во имя вмч. Георгия, настоятелями которого были монахи, приезжавшие с Афона. В окрестностях Могилёва-Подольского с сер. XVII в. известен скальный пещерный Лядовский монастырь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В апр. 1649 г. границу России пересекли послы Б. М. Хмельницкого, отправленные к царю,- «из-под Могилева города Лядовского монастыря святаго пророка Ивана Предтечи игум. Павел, да с ним чорной поп Микифор, да служки монастырские два». Шаргород с 1616 г. известен как центр правосл. протопопии, насчитывавшей 5 церквей (Михаило-Архангельская, св. Иоанна Предтечи, Рождество-Богородичная, Троицкая, Георгиевская на Гибаловке). В 1618 г. протопоп Матвей перешел в унию, за что в авг. 1621 г. был убит местными казаками. После этого польск. власти осуществили репрессивные меры, вслед. которых почти все правосл. приходы были переведены в унию, и в 1626 г. образовано крупнейшее в Подолье Шаргородско-Краснянское униат. наместничество.

Лядовский мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2013 г.Лядовский мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Фотография. 2013 г.

Управляющий Минской, Изяславской и Брацлавской губерниями генерал-губернатор Т. И. Тутолмин 14 апр. 1795 г. распорядился обратить униат. шаргородский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь в православный, а в Могилёве-Подольском открыть женский мон-рь. В 1795-1799 гг. Шаргород был первым местом пребывания правосл. епископов Подольских и Брацлавских, резиденция к-рых разместилась при Николаевском муж. мон-ре, там же располагалась Брацлавская консистория. С 1797 г. в Шаргороде действовала Подольская ДС, в 1805 г. переведенная в Каменец-Подольский, в Шаргороде сохранилось подготовительное отделение семинарии, в 1817 г. преобразованное в Шаргородское ДУ (действовало до 1897).

В 1796 г. в уездном г. Ямполе было учреждено одно из первых в крае правосл. духовных правлений. В дек. 1798 г. его перенесли в мест. Цекиновка Ямпольского у., куда по указу от 27 янв. 1798 г. переместился центр Ямпольского у. С 1804 г., после наводнения, опустошившего Цекиновку, Ямпольское правление временно находилось при Успенском храме в мест. Томашполь, получившем статус уездного собора, в 1817 г. правление вернулось в Ямполь. Постановлением консистории от 5 янв. 1797 г. предписывалось не учреждать уездное духовное правление в Могилёве в связи с противодействием со стороны униатов, а проводить уездные собрания духовенства в Шаргороде. В 1798 г. Ямпольское правление объединяло 144 церкви, учрежденное в 1799 г. Могилёвское правление включало 109 церквей. Активным деятелем по воссоединению униатов был могилёвский уездный прот. Трофим Куницкий.

В 1921 г. было учреждено Могилёвское вик-ство Подольской епархии. 27 февр. во епископа Могилёвского был хиротонисан Лоллий (Юрьевский), в 1922 г. он уклонился в обновленчество (17 нояб. 1924 назначен обновленческим «архиепископом Подольским и Брацлавским»). Еп. Лоллий оставил заметный след в церковной истории края, основал мужской и женский скиты, однако все совершенные им иерейские хиротонии и монашеские постриги были признаны недействительными ввиду отпадения владыки в раскол. В оккупационный и послевоенный периоды клирики его поставления принимали повторные хиротонию или монашеский постриг. Кафедрой Лоллия стал Георгиевский греч. собор, где разместилось управление Могилёв-Подольской обновленческой епархии, позже центр обновленческого вик-ства переместился в Ямполь. Николаевский собор в Могилёве-Подольском остался в ведении канонической Церкви, в 1929 г. был закрыт властями.

Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Могилёве-Подольском. 1808–1820 гг. Фотография. 2012 г.Собор во имя вмч. Георгия Победоносца в Могилёве-Подольском. 1808–1820 гг. Фотография. 2012 г.

В 1923-1924 гг. делалась попытка организовать муж. скит в Иосафатовой долине близ с. Голынчинцы Джуринского (ныне Шаргородского) р-на, где 15 авг. 1923 г. местному пастуху Якову Мисику явилась Божия Матерь. Паломники, следуя советам священников, поставили в долине более 100 крестов. В марте 1924 г. местные власти стали задерживать паломников, в июле-авг. 1925 г. за организацию паломничеств были приговорены к различным срокам заключения 9 священников, 18 мирян. Паломничество в долину прекратилось.

К 1925 г. в Могилёв-Подольском окр. насчитывалось 153 общины РПЦ, 53 общины обновленцев и 18 общин Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). К нач. 1926 г. статистика была следующей: 29 общин РПЦ, 159 общин обновленцев, 27 общин УАПЦ и 16 общин «Соборно-епископской церкви» Феофила (Булдовского) (см. Булдовский Ф. И.). К 1928 г. в Могилёв-Подольском окр. действовали 53 общины РПЦ, 113 общин обновленцев, 28 общин УАПЦ и 51 община «Соборно-епископской церкви». Причины стремительного распространения обновленчества в крае раскрыты в отчете Подольского губотдела ГПУ от 31 янв. 1925 г., где указывается, что органами ГПУ проведена большая работа по усилению раскола.

В 1929 г. бывш. настоятельница браиловского во имя Святой Троицы женского монастыря игум. София (Рачинская) и бывш. духовник обители иером. Ксенофонт (Горбатюк) основали жен. скит в с. Кривохижинцы Мурованокуриловецкого р-на. В 1932 г. скит был закрыт (сохр. полуразрушенное монастырское здание). Игумения и иером. Ксенофонт переехали в Житомир, где в 1937 г. были арестованы.

В период немецко-фашистской оккупации началось церковное возрождение. Открылись 29 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 22 - в Ямпольском р-не, 30 - в Шаргородском р-не, 32 - в Томашпольском р-не, 28 - в Крыжопольском р-не, 19 - в Мурованокуриловецком р-не, 17 храмов - в Черневецком р-не.

После освобождения края от оккупантов отдельные церкви были закрыты. В условиях слабого контроля властей над религ. жизнью в первые послевоенные годы имели место как закрытие церквей местными властями, так и возобновление храмов жителями при невмешательстве местного руководства. В 1946 г. самовольно был открыт храм в с. Мазуровка Черневецкого р-на, в с. Долиняны Мурованокуриловецкого р-на установлена «самозваная» часовня на месте ранее существовавшего муж. скита. Незаконно, без разрешения Совета по делам РПЦ, власти закрыли храмы в селах Серебрия Могилёв-Подольского р-на, Беляны, Людвиковка Черневецкого р-на. В 1946 г. уполномоченный снял с регистрации общины при Николаевском кафедральном соборе и Георгиевском греческом храме в Могилёве-Подольском.

Всеподольский крестный ход в Иосафатову долину. Фотография. 2015 г.Всеподольский крестный ход в Иосафатову долину. Фотография. 2015 г.

Местный клирик вдовый прот. Андрей Шумлянский в период оккупации принял монашество с именем Агафодор и стал духовником возрожденного им в 1942 г. Преображенского жен. скита в с. Галайковцы Мурованокуриловецкого р-на. Обитель размещалась в небольшом здании с домовой церковью, к-рое по просьбе правосл. общины села построили в 1942 г. румын. солдаты. В 1944 г. обители удалось зарегистрировать свою «двадцатку». Уполномоченный по делам РПЦ по Винницкой обл. Л. Франчук 15 сент. 1944 г. докладывал, что в Галайковецком мон-ре живут 14 сестер; настоятельницей обители считается игум. София (Рачинская), фактически мон-рем управляет более молодая мон. Херувима (Печенюк), местная уроженка (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 77). Поскольку община была немногочисленной, Совет по делам РПЦ в 1946 г. дал согласие на закрытие мон-ря, где к тому времени проживали 4 монахини и 6 послушниц. В 1946 г. здание было изъято, монахини разошлись, жили в Галайковцах и окрестных селах. В сент. 1947 г. игум. Агафодор просил уполномоченного по делам РПЦ при Совете министров Украинской ССР П. С. Ходченко разрешить открытие жен. обители при приходском храме в Галайковцах в доме, к-рый был завещан владелицей для устройства мон-ря. 20 окт. 1947 г. Франчук дал указание о недопущении организации обители. Община из 7 сестер перешла на нелегальное положение, ее продолжал окормлять игум. Агафодор (Шумлянский). В 1948 г. он по требованию уполномоченного был отправлен за штат (по офиц. формулировке, «за занятие экзорцизмом»), скончался в 1962 г. Ряд храмов края был закрыт в ходе антирелиг. кампании в 1958-1964 гг.

Ликвидация храмов продолжилась в последующие периоды. В 1977 г. были упразднены храмы в селах Борщевцы, Н. Ольчедаев и Ивоновка Могилёв-Подольского р-на, в 1981 г.- храмы в селах Яруга, Садовая, Кременное и Боровка того же района. Последним был снят с регистрации в нояб. 1985 г. бывш. монастырский храм во имя прп. Антония Печерского в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, инициатива исходила от Украинского об-ва охраны памятников истории и культуры (главный храм обители - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - был взорван в 1938). За сопротивление закрытию данной церкви преследованиям подвергся благочинный Могилёв-Подольского окр. прот. Мефодий Веселовский, а также сменивший его в должности благочинного Могилёв-Подольского окр. прот. Александр Голоскевич. Действующими оставались 15 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 20 - в Шаргородском, 11 - в Крыжопольском, 10 - в Мурованокуриловецком, 10 - в Томашпольском, 4 - в Песчанском, 3 - в Ямпольском и 2 храма - в Черневецком р-не. Всего в современных границах епархии не закрывались 75 храмов.

В 1988 г. первыми в крае были возрождены приходы в селах Боровка и Беляны Могилёв-Подольского р-на. 29 июля 1989 г. получила регистрацию приходская община в с. Лядова, обитель в Лядове удалось возобновить в 1998 г. В 2004 г. был освящен старинный Михайловский храм на территории историко-культурного заповедника в с. Буша Ямпольского р-на.

Главным собором после открытия в 2013 г. М.-П. и Ш. е. стал Георгиевский храм в Могилёве-Подольском, не действовавший с нач. 30-х до нач. 50-х гг. XX в. (на короткое время богослужения в нем возобновились в период нем. оккупации).

Святыни и крестные ходы

Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в.Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в.

Наиболее известным местом паломничества до нач. 30-х гг. XX в. был скальный мон-рь в с. Лядова с чудотворной иконой Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Местом массового поклонения православных в 1923 г. стала Иосафатова долина близ с. Голынчинцы. К 1925 г. традиция паломничества была пресечена местными властями, возрождена в 90-х гг. XX в. С 2006 г. проводится Всеподольский крестный ход к Иосафатовой долине, в к-ром участвуют множество верующих с Украины и из соседних районов Молдавии.

Были известны местночтимые иконы Божией Матери: в селах Озаринцы, Сугаки Могилёв-Подольского р-на, Слобода-Шаргородская, Курашевцы, Обухов Мурованокуриловецкого р-на, образ Пресв. Девы из Троицкого храма в Томашполе. Пользовались почитанием и др. образы: Христа Спасителя из Успенского храма в с. Студёная Песчанского р-на, равноап. Марии Магдалины в с. Сказинцы, св. Онуфрия в с. Калиновка Шаргородского р-на, свт. Николая в с. Стена Томашпольского р-на. Почитались св. источники близ с. Галайковцы.

Старообрядчество

На территории епархии были известны 4 общины старообрядцев - в селах Пилипы-Боровские (ныне Томашпольского р-на), Новоникольск (ныне Могилёв-Подольского р-на), Пеньковка-Мурафская (ныне Пеньковка Шаргородского р-на) и Ефимовка (ныне Юхимовка, Шаргородского р-на).

В 1773 г. местный шляхтич поселил в с. Пилипы-Боровские 22 семьи старообрядцев из Московской губ. К 1945 г. в селе жили свыше 500 старообрядцев Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви - РПСЦ). В 1950 г. храм был реквизирован под лекторий и б-ку. В наст. время в селе ок. 60% населения составляют старообрядцы, приход находится в ведении Киевской епархии РПСЦ. Старообрядческий храм в Новоникольске, имевший более 200 прихожан, в 1947 г. был закрыт, из-за вымирания села не возобновился. Не менее 50 старообрядцев жили в нач. XX в. в с. Пеньковка-Мурафская. По неподтвержденным данным, в Пеньковке в нач. XIX в. существовал старообрядческий скит, затем приходский храм, разрушенный властями в 70-х гг. XIX в. Большая община староверов существовала в с. Ефимовка. Основавший село в 70-х гг. XVIII в. польский шляхтич Ефим (Иоахим) Потоцкий пригласил 50 семей старообрядцев-каменщиков из России. В наст. время ряд семей в указанных селах продолжают относить себя к старообрядчеству.

Расколы на территории М.-П. и Ш. е.

Позиции раскольнических течений в юж. районах Винницкой обл. являются слабыми в сравнении с др. частями Подолья.

К Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) на территории М.-П. и Ш. е. относятся общины: Покровская в Могилёве-Подольском (не имеет храма), Михайловская в с. Хоньковцы Могилёв-Подольского р-на, Покровская в Шаргороде, Николаевская в пос. Мурованые Куриловцы, Пантелеимоновская в Ямполе, Александро-Невская в Крыжополе. В 2009 г. был открыт мужской мон-рь УПЦ КП во имя св. Феодора Острожского в пос. Вапнярка Томашпольского р-на. В 2013 г. сторонники УПЦ КП попытались захватить храм в с. Рахны-Лесовые Шаргородского р-на, в к-ром зарегистрированы 2 общины: Рождество-Богородичный приход канонической УПЦ, являющийся законным владельцем храма, и Успенский приход УПЦ КП. В 2016 г. Винницкая епархия УПЦ КП изъявила притязания на Димитриевский храм в с. Голынчинцы и на Иосафатову долину.

Приходы УАПЦ существуют в Шаргороде (во имя вмц. Варвары), в Ямпольском р-не: в селах Михайловка, Гальжбиевка, Тростянец и Цекиновка.

Римско-католическая Церковь

Католическая ц. св. Флориана в Шаргороде. 1595 г., перестроена в 1717 г. Фотография. 2012 г.Католическая ц. св. Флориана в Шаргороде. 1595 г., перестроена в 1717 г. Фотография. 2012 г.Наиболее крупным центром католичества в регионе является Могилёв-Подольский. В сер. XIX в. городской костел Благовещения имел статус 2-го кафедрального собора Каменец-Подольской римско-католич. епархии. В 1772-1917 гг. в Могилёве-Подольском действовал крупный армяно-католич. приход Посещения Пресв. Богородицы, к-рый славился своей чудотворной иконой Богоматери.

Николаевский мужской мон-рь в Шаргороде. Фотография. 2012 г.Николаевский мужской мон-рь в Шаргороде. Фотография. 2012 г.Армяно-католич. приходы Волыни, Подолья, Крыма и Новороссии, имевшие каноническую связь с Львовской армяно-католич. архиепископией, по предложению католич. архиепископа Могилёвского имп. указом от 6 дек. 1806 г. были выделены в особое армяно-католич. вик-ство (суффраганию) с центром в Могилёве-Подольском, где в соответствии с высочайшим рескриптом от 29 авг. 1808 г. проживал временный администратор суффрагании, генеральный викарий Каменецкой епархии каноник Иосиф Кшиштофович. Он был рукоположен в 1810 г. в суффраганального епископа с титулом «Арценский» и впоследствии утвержден в должности главы армяно-католиков Российской империи указом от 7 нояб. 1810 г. «О бытии армяно-католическому епископу Криштофовичу епархиальным епископом всех в России живущих армян римско-католического исповедания». Т. о. викариатство стало самостоятельной епархией. К ней относилось 18 приходов, крупнейшие - в Подолье, в Крыму, а также в ряде городов Причерноморья и Закавказья (армяно-католики Закавказья и Сев. Кавказа, имевшие 11 приходов, через несколько лет отказались признавать власть Кшиштофовича). Цель создания епархии в Подолье состояла в выводе местных армяно-католиков из-под контроля Львовского архиепископа. Со смертью Кшиштофовича в 1816 г. епископская кафедра для армяно-католиков фактически перестала существовать (официально упразднена в 1828).

Ввиду пограничного положения Юж. Подолья католические храмы в регионе прекратили деятельность в сер. 20-х гг. XX в., в числе первых в СССР. В период немецкой оккупации почти все костелы возобновили свою деятельность. В послевоенное десятилетие большинство католич. храмов в польск. селах на юге Винницкой обл. было закрыто, действующими оставались 7 костелов: Благовещенский бывш. монастыря мариан в Могилёве-Подольском, Благовещенский в с. Лучинец Мурованокуриловецкого р-на, Непорочного зачатия Богородицы в с. Снитков того же района, св. Флориана в Шаргороде, Непорочного зачатия Богородицы при бывш. мон-ре доминиканцев в с. Мурафа Шаргородского р-на (крупнейший в области католический приход), Михайловский в с. Вербовец Могилёв-Подольского р-на, Непорочного зачатия Богородицы в с. Городковка Крыжопольского р-на.

В 90-х гг. XX в. открылись монастыри мариан: Непорочной Девы Марии и во имя св. еп. Юрия Матулевича в Могилёве-Подольском, Непорочной Девы Марии и во имя святых Кирилла и Мефодия в пос. Черневцы.

Монастыри

Действующие: Лядовский в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи пещерный (мужской, в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, упом. в 1649, в нач. XVIII в. захвачен униатами, упразднен в 1745, возрожден в 1998), шаргородский Николаевский (мужской, в Шаргороде, время основания неизв., разрушен турками, в 1718 возрожден как униатский, в 1795 присоединен к православной Церкви, закрыт в 30-х гг. XX в., возрожден в 1996), Преображения Господня (Мужской, с. Галайковцы Мурованокуриловецкого р-на, упом. в 1741, возобновлен в 1942 как женский, упразднен в 1946, возрожден в 2000 как скит Шаргородского мон-ря, в 2009 преобразован в самостоятельный мон-рь).

Упраздненные: Троицкий скит (мужской, в окрестностях с. Галайковцы, упом. в 1718 как православный, в 1743-1748 униатский), Ризоположенский (мужской, в с. Калиновка (ныне Шаргородского р-на), упом. в 1720 как православный, в 1743-1748 униатский, в 1748 перенесен в Шаргород), Покровский скит (мужской, в с. Долиняны (ныне Мурованокуриловецкого р-на), упразднен в 1725), Покровский скит (женский, в с. Кривохижинцы Мурованокуриловецкого р-на, упом. в 1929-1932).

Лит.: Орловский М., свящ. Ист. описание уездного г. Могилёва Подольской губ. // Подольские ЕВ. 1864. № 1. Ч. неофиц. С. 367-374; Синицкий Д. А. Ист.-стат. описание Георгиевской ц. в г. Могилёв // Там же. 1868. № 17. С. 538-545; Троицкий П., прот. Учреждение в Подолии православной епархии // Там же. 1873. № 6. С. 183-184; Сецинский Е. И. Мат-лы для истории мон-рей Подольской епархии. Каменец-Подольск, 1891; он же. Приходы и церкви Подольской епархии. Каменец-Подольск, 1901; он же. Исторические местности Подолии и их достопримечательности. Каменец-Подольск, 1911; Чарнецкий И. И. Ист. сведения о бывших в м. Шаргороде (Могилёвского у.) духовной семинарии и духовном училище. Каменец-Подольск, 1894; Зiнченко А. Л. Благовiстя нац. духу: Украïнська церква на Подiллi в 1-й третинi ХХ ст. Вiнниця, 1993; Скочиляс I. Я. Дволикий Янус: Шаргородська протопопiя на Подiллi в перши третинi XVII ст. // Вiсник Львiвського нацiонального унiверситету. Сер. iсторична. Львiв, 2002. Вип. 37. Ч. 1. С. 161-182; Нагребецький А. Н. Шлях крiзь вiки: Нариси iсторiï навчальних закладiв Шаргородщини. Вiнниця, 2006; Давиденко В. В. Монастир: Про втрачену пам'ять та неминуче осягання iсторiï скельноï обителi // Вiнницький край. 2013. № 1. С. 117-136; Пентюк Б. М., iєрей. Шаргородський Св.-Миколаïвський монастир: Сторiнки iсторiï та вiдродження. Вiнниця, 2015.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также