МОЗАМБИК
Том XLVI, С. 252-262
опубликовано: 5 ноября 2021г.

МОЗАМБИК

Содержание

Католический собор Непорочного Зачатия в Мапуту. 1944 г. Архит. М. С. ди Фрейтаж-и-КостаКатолический собор Непорочного Зачатия в Мапуту. 1944 г. Архит. М. С. ди Фрейтаж-и-Коста [Республика Мозамбик; португ. República de Moçambique], гос-во в юго-вост. Африке. Граничит на севере с Танзанией, на юге - с Южно-Африканской Республикой (ЮАР) и Свазилендом, на западе - с Малави, Замбией и Зимбабве. Площадь - 799,38 тыс. кв. км. Столица - Мапуту (1,77 млн чел.; перепись 2007). Крупные города - Матола (675,4 тыс. чел.), Бейра (546 тыс. чел.), Нампула (477,9 тыс. чел.). Офиц. язык - португальский. Административно-территориальное деление: 10 провинций и столичный город Мапуту (со статусом провинции), 53 муниципалитета, 151 район, 405 адм. постов. М.- член ООН (1975), АС (1975; до 2002 - ОАЕ), МВФ (1984), МБРР (1984), ВТО (1995), Содружества португалоязычных стран (1996), Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана (1997). География. Ок. 2/3 территории М. покрыты светлыми тропическими лесами и саваннами. На востоке ок. 44% территории занимает прибрежная низменность, где преобладают мангровые болота; равнины сменяются горными районами: в юж. части страны простираются горы Лебомбо, на границе с Зимбабве - горные массивы Маника и Горонгоса, на севере - Ангони и Нампула. Наивысшая точка - гора Бинга (2437 м). Климат сев. районов субэкваториальный муссонный, а центральных и южных - тропический пассатный. Выделяют 2 сезона: летний дождливый (окт.-апр.), для к-рого характерны муссонные ветры, дующие с Индийского океана, и сухой зимний (апр.-сент.). На низменности количество осадков, выпадающих гл. обр. в виде тропических ливней, составляет 800-1000 мм в год, во внутренних районах оно уменьшается, достигает минимума (400 мм) на границе с ЮАР и Зимбабве, где регулярны засухи. В сев. части и на наветренных склонах гор осадков выпадает 1000-2000 мм в год, в юж. плоскогорной части страны - 500-600 мм. Средняя температура янв. на низменности 26-30°C, июля - 15-20°C. В долине р. Замбези температура воздуха достигает 35°С. На возвышенных участках зимние и летние температуры на 3-5°C ниже. Крупные реки Замбези, Пунгве, Саве, Лимпопо, Комати стекают с гор в юж. части страны. В сев. части наиболее важными для экономики М. реками являются Рувума и Луженда. На севере главным источником пресной воды служит судоходное оз. Ньяса (Малави). Ок. 6% территории М. занимают охраняемые природные зоны.

Население

По переписи 2007 г., численность населения М. составляет 20,252 млн чел. (по данным ООН на 2016 г., 28,424 млн чел.). В этническом составе М. преобладают представители народов банту: макуа (44%), яо (4%), маконде (1,7%) и нгони (0,2%) - на севере; малави (сена и ньянджа) (8,5%) - в долине р. Замбези; суахили (0,6%) - к северу от р. Замбези, на океанском побережье; тсонга (25,4%) и шона (12%) - на юге. В Мапуту и др. городах живут также европейцы (преимущественно португальцы) и выходцы из Юж. Азии (гл. обр. из Индии и Пакистана). Их общая численность не превышает 2% населения.

По оценочным данным на 2015 г., среднегодовые темпы естественного прироста населения составляют 2,45%, рождаемость - 38,3 на 1 тыс. жителей, смертность - 11,9 на 1 тыс. жителей, средний возраст населения - 17,1 года. В возрастной структуре доля детей до 14 лет - 44,9%, людей в возрасте 15-64 лет - 52,2, лиц 65 лет и старше - 2,9%. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 53,3 года (мужчины - 52,6, женщины - 54,1). Средняя плотность населения 28,7 чел. на кв. км. Наиболее плотно заселены прибрежные районы (особенно крайний юг страны - столица и окрестности) и ряд участков в долинах крупных рек. Степень урбанизации - 32,2%. Уровень грамотности - 58,7% (мужчины - 73,3%, женщины - 45,4%).

Государственное устройство

М.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действующая конституция принята 16 нояб. 2004 г. и вступила в силу 21 янв. 2005 г. (ранее действовали Конституции 1975 г., 1990 г.). Главой гос-ва является президент, избираемый в ходе всеобщих выборов на 5 лет не более чем на 2 срока подряд. Президент является верховным главнокомандующим, назначает высших должностных лиц, осуществляет исполнительную власть. Он назначает кабинет министров и возглавляющего его премьер-министра. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом - Ассамблеей республики, к-рая состоит из 250 депутатов, избираемых на 5-летний срок. В период между сессиями функции Ассамблеи исполняет постоянная комиссия (15 депутатов). Высшая инстанция судебной системы - Верховный суд, являющийся и высшей апелляционной структурой. На территории М. действуют Гражданский кодекс Португалии и обычное право различных этнических групп. Правительство не признало обязательную юрисдикцию Международного суда ООН. В М. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Мозамбикское национальное сопротивление (РЕНАМО).

Религия

Церковь св. Антония на о-ве Мозамбик. XVI в.Церковь св. Антония на о-ве Мозамбик. XVI в.Согласно переписи 2007 г., большинство верующих в М.- христиане, составляющие 56,1% населения. Католиками являются 28,4%, ок. 27,7% принадлежат к различным протестант. деноминациям и сектам. Мусульмане составляют 17,9% населения, 7% придерживаются традиц. африкан. верований, ок. 0,1% - бахаизма, 0,2% являются приверженцами проч. религий (индуизма и др.). Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 18,7% населения.

Православие

Римско-католическая Церковь

В М. насчитывает 3 архиепископства-митрополии, которым подчинены 9 епископств-суффраганов: архиеп-ство Бейра (суффраганы - еп-ства Шимойо, Гурве, Келимане, Тете), архиеп-ство Мапуту (суффраганы - еп-ства Иньямбане, Шаи-Шаи) и архиеп-ство Нампула (суффраганы - еп-ства Лишинга, Накала, Пемба). В стране более 9 млн католиков в 329 приходах (2015). Действует Епископская конференция Мозамбика (Conferência Episcopal de Moçambique). Дипломатические отношения с Папским престолом установлены в 1974 г.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Англиканская Церковь, первые миссионеры к-рой прибыли в М. в 1882 г., представлена 2 диоцезами Ньяса и Лебомбо в составе Церкви провинции Юж. Африки, являющейся членом Англиканского содружества. Количество верующих составляет ок. 90 тыс. чел., к-рые окормляются в 120 приходах.

Англиканский еп. Д. Сенгулани в соборе ап. Павла в Лондоне. Фотография. 2011 г.Англиканский еп. Д. Сенгулани в соборе ап. Павла в Лондоне. Фотография. 2011 г.Кальвинизм представлен в М. 6 организациями. Наиболее многочисленная из них - Пресвитерианская церковь Мозамбика (Igreja Presbyteriana de Moçambique; 100 тыс. чел. в 350 приходах), возникшая на основе приходов Швейцарской миссии в Юж. Африке, к-рая начала проповедь среди народа тсонга в 1882 г. История Евангелической церкви Христа в Мозамбике (Igreja Evangélica de Cristo em Moçambique) восходит к общинам христиан, принявшим крещение в Малави и переехавшим работать в М. в 1885 г. Эта Церковь была основана как орг-ция шотл. миссионерами в 1912 г. После неск. реорганизаций с 1960 г. существует в совр. форме; насчитывает 40 тыс. чел. в 500 общинах. Реформатская церковь Мозамбика (Igreja Reformada em Moçambique) возникла в результате деятельности миссионера из Голландской реформатской церкви Юж. Африки А. Мьюрри в 1908 г., который прибыл в М. из Малави. В 1922 г. была закрыта колониальными властями, но в последующие годы получала помощь от Пресвитерианской церкви Центр. Африки (Малави). Современная организация была сформирована в 1973 г. и в наст. время насчитывает 28 тыс. чел. в 18 общинах. Объединенная конгрегационалистская церковь Мозамбика (Igreja Congregacional Unida de Moçambique), становление к-рой началось в 1880 г. благодаря деятельности Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям (АСУИМ; American Board of Commissionners for Foreign Missions), с 1967 г. является региональным филиалом Объединенной конгрегационалистской церкви Юж. Африки (United Congregational Church of Southern Africa). В наст. время насчитывает ок. 13,4 тыс. верующих в 27 общинах. Евангелическая церковь Доброго Пастыря (Igreja Evangélica do Bom Pastor), основанная бывшим пастором Голландской реформатской церкви Юж. Африки Ф. М. Магаей в 1965 г., в наст. время насчитывает 10,1 тыс. чел. в 17 общинах. Объединенная церковь Христа в Мозамбике (Igreja de Cristo Unda em Moçambique), основанная в 1905 г. благодаря работе миссионера Ф. Р. Банкера (1895-1896; 1905-1907) из АСУИМ, в наст. время объединяет 9 тыс. чел. в 19 общинах.

Баптисты, впервые прибывшие в М. в 1892 г., представлены Объединенной баптистской церковью Мозамбика (Igreja União Baptista de Moçambique), созданной в 1920 г. и насчитывающей более 70 тыс. чел. в 1200 общинах. Баптистская конвенция Мозамбика (Convenção Baptista de Moçambique), возникшая в 1957 г. и тесно связанная с Баптистскими конвенциями Португалии и Бразилии, насчитывает ок. 12 тыс. чел. в 17 приходах (гл. обр. этнические португальцы и тсонга).

Плимутские братья открытого типа (Igreja Evangélica dos Irmãos) имеют в М. 160 последователей в 3 общинах.

Методисты представлены 3 организациями: Объединенной методистской церковью Мозамбика (Igreja Metodista Unida; 162 общины, 1689 тыс. чел.), возникшей в 1890 г. благодаря амер. проповедникам из Объединенной методистской церкви США (United Methodist Church) и входящей в состав Центральноафриканского округа данной церкви; Уэслианской методистской церковью (Igreja Metodista Wesleyana; 178 общин, 16 тыс. чел.), основанной в 1888 г.; Африканской методистской епископальной церковью (Igreja Metodista Episcopal Africana; община в М. (ок. 500 чел.) входит в 18-й епископальный округ церкви), действующей с 1883 г.

Движение святости (перфекционизм) представлено возникшей в 1885 г. Свободной методистской церковью (Igreja Metodista Livre; 200 общин, 20 тыс. чел.) и Церковью Назарянина (Igreja do Nazareno; 450 общин, 45 тыс. чел.), действующей в М. с 1921 г.

Армия спасения, миссионеры которой прибыли в М. в 1916 г. из Юж. Африки и были официально признаны в 1923 г., в наст. время насчитывает 7 тыс. чел. в 18 общинах.

Адвентисты седьмого дня (АСД), начавшие работу в М. в 1933 г., представлены Объединенной миссией Мозамбика (Mozambique Union Mission), находящейся в подчинении Дивизиона Юж. Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД и включающей 3 территориальных отд-ния (статистические данные на 2014): Северо-Восточную миссию (30 общин, 12,4 тыс. чел.), Северную миссию (815 общин, 227,7 тыс. чел.) и Южную миссию (82 общины, 25,1 тыс. чел.).

Пятидесятники двух и трех кризисов представлены неск. организациями. Наиболее ранние из них - Божия церковь полного Евангелия (Igreja do Evangelho Completo de Deus; 149 общин, 51 тыс. чел.), созданная в 1931 г. амер. проповедниками и имеющая тесные связи с Ассамблеями Бога в ЮАР, Португалии и с Церковью Бога (Кливленд, шт. Теннеси); Пятидесятнические ассамблеи Бога (Assembleia Evangelho de Deus Pentecostais; 600 общин, 150 тыс. чел.), основанные канад. миссионерами в 1938 г. Ассамблеи Бога (Assembleia de Deus; 880 общин, 400 тыс. чел.), подчиненные Центру ассамблей в США, начали деятельность в М. в 1960 г. и в наст. время являются самой крупной пятидесятнической орг-цией страны. Также действуют Апостольская миссия веры (Missão de Fé Apostólica; 50 общин, 12 тыс. чел.), Пятидесятническая церковь святости (Igreja Pentecostal Santidade; 28 общин, 8,5 тыс. чел.; из США, в М. с 1985), Международная церковь четырехугольного Евангелия (Igreja do Evangelho Quadrangular; 5 общин, 700 чел.; в М. с 1965), Церковь Бога пророчеств (Igreja de Deus da Profecia; 24 общины, 3 тыс. чел.; в М. с 1975).

Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в 1980 г., имеет в М. 40 общин с 8 тыс. прихожан.

Иеговы свидетели, действующие в М. с 1925 г., насчитывают 90 тыс. адептов в 1154 собраниях (по др. данным, число иеговистов в М. превышает 250 тыс. чел.).

Помимо этого в М. существует ряд независимых церковных организаций различных протестант. направлений. Наиболее известные из них: Международные ассамблеи Бога (Assembleia de Deus Internacional), основанные в М. амер. проповедниками в 1970 г. и насчитывающие 96 тыс. чел. верующих в 900 общинах; Африканские ассамблеи Бога (Assembleia de Deus Africana; 360 общин, 90 тыс. верующих), основанные миссионерами из Зимбабве в 1970 г.; Церковь Христа в Замбезии (Igreja de Cristo em Zambezia; 141 община, 25 тыс. чел.), основанная Диашем Бенту Фелисиану в кон. 60-х гг. ХХ в.; Евангелическая церковь (Igreja Evangélica; 112 общин, 15 тыс. чел.); Церковь Христа в Манике и Софале (Igreja de Cristo em Manica e Sofala; 75 общин, 15 тыс. чел.), возникшая в 1965 г. в Бейре; Церкви Христа (Igrejas de Cristo; 100 общин, 12 тыс. чел.), основанная миссионерами из Малави в 1992 г.; Португальская евангелическая церковь (Igreja Evangélica Portuguesa; 1 община, 200 прихожан), начавшая свою деятельность в 1933 г., но потерявшая прихожан в результате массового выезда из страны португальцев после 1976 г.

Распространены т. н. Независимые африканские церкви (НАЦ), многие из к-рых возникли благодаря деятельности миссионеров из других африкан. стран, таких как Замбия, Зимбабве и ЮАР, и испытывают влияние пятидесятничества и неохаризматии, а также используют элементы местных традиц. культов. Наиболее значительные из них: Церковь нового согласия (Igreja de Nova Aliança; 120 общин, ок. 30 тыс. чел.), Африканская апостольская церковь Джохана Маранке (Igreja Apostólica de Johane Maranke; 33 общины, ок. 25 тыс. чел.); Церковь живых вод (Igreja Águas Vidas; более 10 общин, ок. 1 тыс. чел.).

Межденоминационные христианские организации

В 1948 г. был основан Христианский совет Мозамбика (Conselho Cristão de Moçambique; ХСМ) для координации работы христ. Церквей и межденоминационных орг-ций. Он входит в состав Всемирного Совета Церквей и Содружества христианских советов в Юж. Африке (Fellowship of Christian Councils in Southern Africa). В наст. время ХСМ объединяет 22 христ. Церкви и 2 религ. орг-ции, в т. ч. Римско-католическую Церковь, англикан. церковь провинции Юж. Африки, Африканскую методистскую епископальную церковь, Пресвитерианскую церковь Мозамбика, Церковь Назарянина и др. Некоторые пятидесятнические организации и НАЦ входят в состав Федерации независимых африканских церквей (Federation of African Independent Churches).

Ислам

Ислам распространился на территории совр. М. в VIII в. благодаря деятельности купцов из Йемена. В течение последующих столетий он проникал из торговых поселений на побережье Вост. Африки. В совр. М. насчитывается ок. 5 млн мусульман, придерживающихся преимущественно суннитского направления шафиитского мазхаба, в меньшем количестве (часть индийцев и пакистанцев) - ханафитского или маликитского мазхабов. Немногочисленные приверженцы шиитского направления являются гл. обр. выходцами из Юго-Вост. Азии. Действуют суфийские ордены кадирийя, идрисийя, шадилийя. Мусульмане в основном расселились вдоль побережья Индийского океана, а также по течению р. Замбези. Африканские народы в М., исповедующие ислам: яо (более 70% от общей численности этноса), маконде (43%), макуа (18%) и др. М. является членом Организации исламского сотрудничества, мусульманскую общину в М. поддерживают организации из ЮАР, Египта, Кувейта и из др. стран.

Индуизм

Индуизм в М. исповедуют ок. 50 тыс. чел. Еще до португ. колонизации купцы с Индостана имели тесные связи с жителями вост. побережья Африки и создавали здесь поселения. В период португ. господства множество индусов переселялись с Гоа на территорию совр. М. С 1960 г., когда в М. началась борьба против колониального режима, инд. диаспора подвергалась гонениям со стороны португ. властей. В годы гражданской войны (1976-1990) наблюдался значительный отток индусов из М., уезжавших преимущественно в Португалию, ЮАР и Индию. После 1990 г. положение инд. диаспоры в М. улучшилось. С 1995 г. верующих индуистов объединяет Индуистский общинный центр в Мапуту. В районах компактного проживания инд. диаспоры действуют несколько молитвенных домов. Индуистская община в М. поддерживает активные связи с культурными и религ. организациями в инд. штатах Керала, Зап. Бенгалия, Гоа и Махараштра.

Традиционные африканские верования

Распространены гл. обр. в сельских районах страны. Племенным культам привержены гл. обр. народы нсенга (73% от общего числа представителей этноса), кунда (72%), лемена, ндау, тавара (по 63%), чуабо и сена (по 60%). Религ. представления каждого из перечисленных народов имеют свои особенности, но большинство сочетают веру в бога-творца с анимизмом, фетишизмом, тотемизмом и культом предков. Распространены знахарство, колдовство. Для религ. представлений мн. коренных народов характерен синкретизм - сочетание традиц. верований с нормами и обрядами христианства и др. мировых религий. Количество приверженцев традиц. африкан. верований не поддается точному подсчету: в переписи многие из них зафиксированы как христиане или как не принадлежащие ни к одной религии, в реальности их может быть не менее 50% населения. (World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World / Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. P. 513-517).

Новые религиозные движения

Представлены последователями Бахаи религии, численность которых существенно выросла за последние десятилетия. Первый проповедник бахаизма прибыл в М. в 1952 г., а в 1963 г. в Бейре была основана 1-я духовная ассамблея Бахаи в стране. Верховной организацией бахаистов страны является Национальная духовная ассамблея Бахаи в Мозамбике (National Spiritual Assembly of the Bahá'is of Mozambique), основанная в 1987 г. Общее количество адептов бахаизма составляет ок. 3 тыс. чел.

Религиозное законодательство

Конституция М. провозглашает светский характер гос-ва, религ. организации отделены от гос-ва и обладают свободой учреждения, функционирования, их деятельность регулируется гос. законодательством (ст. 12). Гос-во признает те религ. орг-ции, которые выступают за социальное взаимопонимание, терпимость и мирное сосуществование, укрепляют социальное единство, материальное и духовное благополучие граждан, а также экономическое и социальное развитие (ст. 12). Все граждане республики имеют равные права и обязанности независимо от этнических, культурных, социальных, гендерных и религ. различий (ст. 35), пользуются свободой вероисповедания (ст. 54). Запрещаются дискриминация, преследование или лишение прав на основании религ. убеждений. В то же время запрещены извлечение выгоды или освобождение граждан от обязанностей ввиду их принадлежности к той или иной религии. Религ. орг-циям гарантировано право на реализацию своей доктрины, на владение имуществом и приобретение имущества для достижения своих целей. Культовые места защищены законом. Основной закон запрещает политическим партиям использовать наименования, напрямую связанные с религ. орг-циями или церквами, а также изображения, схожие с национальной или религ. символикой (ст. 76). Закон гарантирует профессиональным объединениям независимость от нанимателя, гос-ва, политических партий, а также от религ. орг-ций (ст. 86). Гос. образование является светским. Гос-во обеспечивает получение гражданами образования и развитие культуры независимо от их философских, эстетических, политических, идеологических или религ. предпочтений (ст. 113).

История

Форт Софала. Фотография. 1902 г.Форт Софала. Фотография. 1902 г.Археологические находки, сделанные на территории совр. М., свидетельствуют о ее заселении со времен палеолита. Первыми коренными жителями на территории страны считаются предки совр. сан (бушменов) и койкоинов (готтентотов), говорившие на койсанских языках и занимавшиеся собирательством и охотой. С нач. I тыс. по Р. Х. их начали вытеснять двигавшиеся с севера на юг Африки племена скотоводов и земледельцев, говоривших на языках банту. К нач. I тыс. по Р. Х. относятся находки, свидетельствующие о переходе от каменных орудий к металлическим в центральной и сев. частях совр. М. В VI в. по Р. Х. местные жители занимались земледелием, хлопкопрядением и гончарным делом, умели обрабатывать медь и железо, вели торговлю, используя медь в качестве валюты. В VIII в. благодаря купцам из Йемена население М. узнало об исламе, который впосл. распространился здесь из торговых поселений на побережье Вост. Африки, находившихся под контролем ибадитов из Омана. В XI в. сев. часть побережья М. оказалась под влиянием араб. султаната Килва, купцы к-рого торговали рабами, слоновой костью, золотом и др. ценными металлами и контролировали торговые пути между Передней Азией, Индией и Китаем. На данных территориях ислам стал господствующей религией вплоть до прихода португальцев. Влияние султаната Килва и активная связь с культурами окружающих народов способствовали ускорению процесса становления классового общества на территории совр. М. В V-XVI вв. эта территория частично входила в различные гос. образования, крупнейшим из к-рых были Марави и Мономотапа. В сер. XV в. последнее занимало половину совр. Зимбабве и часть совр. М. (междуречье Замбези и Саве).

Католическая капелла Носа-Сеньора-ду-Балуарти вблизи крепости Сан-Себаштьян на о-ве Мозамбик. 1522 г.; XVII в.Католическая капелла Носа-Сеньора-ду-Балуарти вблизи крепости Сан-Себаштьян на о-ве Мозамбик. 1522 г.; XVII в.В 1498 г. португ. экспедиция Васко да Гамы достигла совр. территории страны. В 1505 г. португальцами был основан форт в гавани Софала, в 1508 г.- крепость на о-ве Мозамбик, в 30-х гг. XVI в.- укрепления Сена (ныне Вила-де-Сена) и Тете на правом берегу р. Замбези. Португальцы занимали ранее построенные арабами порты и постепенно подчинили себе прибрежные районы и долины рек, но процесс установления контроля над центральными регионами М. протекал очень медленно. На новооткрытых территориях португ. землевладельцы получали наделы от короля Португалии, к-рый формально был их собственником. Насаждая плантационное сельское хозяйство, колонизаторы превращали коренное население в рабов. Наиболее ходовыми товарами, вывозимыми из М., были слоновая кость, изделия из железа, меди, ценных металлов. У большинства племен на совр. территории М. религ. верования в тот период представляли собой анимистические культы, согласно которым определенные племена и семейные кланы имели своих духов-покровителей; связь с ними обеспечивала достаток, плодородие, защищенность от врагов и проч. Религиозные взгляды получали воплощение в материальной культуре в виде оберегов, амулетов, изображений духов-покровителей.

Карта о-ва Мозамбик. Гравер П. ван ден Киире. 1598 г. (б-ка Еврейского ун-та, Иерусалим)Карта о-ва Мозамбик. Гравер П. ван ден Киире. 1598 г. (б-ка Еврейского ун-та, Иерусалим)В нач. XVI в. португ. францисканцы предприняли 1-е попытки христианизации местного населения. В 1560 г. приступили к миссионерской деятельности иезуиты, к-рые стремились проникнуть во внутренние районы М. В 1572 и 1574 гг. 2 военные экспедиции португальцев против Мономотапы потерпели поражение, вследствие чего иезуитам не удалось закрепиться на территории африкан. гос-ва. В кон. XVI в. в М. прибыли доминиканцы, возглавляемые Жуаном душ Сантушем, который оставил важные этнографические и географические записки о Вост. Африке. В XVI в. католич. миссии работали гл. обр. на юге страны, где расселились выходцы из Португалии, овладевшие плантациями и основавшие торговые фактории.

Дворец Сан-Паулу на о-ве Мозамбик. 1610 г.Дворец Сан-Паулу на о-ве Мозамбик. 1610 г.С нач. XVII в. кармелиты вели миссионерскую деятельность во внутренних районах М., однако их усилия имели скромный результат из-за тяжелых природных условий, смертельно опасных болезней, вооруженного сопротивления местных племен в центральной части страны и мусульм. лидеров на севере. В 1607-1608 гг. голландцы предприняли попытку захватить прибрежные территории М. В 1-й пол. XVII в. правители Мономотапы, стремясь решить внутренние проблемы, заключили с португальцами союзнические соглашения, но грабительская политика колонизаторов и жестокое обращение с местным населением привели в 1627-1632 гг. ко всеобщему восстанию. После его подавления иезуитам удалось склонить верховного правителя Мономотапы Манузу, его сына, а также ряд придворных к принятию крещения. Однако это не привело к укреплению христианства на территории М. К кон. XVII в. Мономотапа оказалась на грани распада, а католические миссии пришли в упадок. Кроме того, на протяжении XVII в. из-за изменения внешнеполитических ориентиров португальской короны, уделявшей все больше внимания колониям в Юж. Америке, поддержка восточноафрикан. миссий практически прекратилась. Европ. проповедники нуждались не только в материальной помощи, им не хватало умения адаптироваться к мышлению, традициям, быту и культуре местного населения. Африканцы, привыкшие к традиционному родо-племенному укладу жизни, с трудом понимали основы христианского учения и связывали христианство с колониальной политикой португальцев.

На протяжении XVIII и XIX вв. колониальная администрация стремилась к освоению внутренних территорий с целью объединить 2 основных африканских владения Португалии - Анголу и М.- и создать единую колонию Португальская Южная Африка. Для этого вглубь континента направлялись многочисленные военные экспедиции, что приводило к вооруженным конфликтам между португальцами и местными племенами. В 20-х гг. XIX в. из-за экспансии зулу народы с юга Африки перемещались на север. В результате в междуречье Лимпопо и Пунгве возникло гос. образование Ватуа, к-рое оказывало сильное сопротивление португальцам вплоть до 1895 г.

В нач. XIX в. с территории совр. М. начали активно вывозить рабов для работ на сахарных плантациях в Бразилии, Мадагаскаре и на о-вах Карибского бассейна, что привело к значительному сокращению численности местного населения. В 1850 г. работорговля была официально запрещена, но незаконный вывоз рабов продолжался до 80-х гг. XIX в. В 1852 г. владения Португалии были объявлены колонией Мозамбик под управлением генерал-губернатора, в подчинении к-рого находились губернаторы провинций. Они в свою очередь заключали соглашения с племенными вождями, оказывавшими помощь колониальным властям в сборе налогов и поставке рабочей силы для работы на плантациях. В 70-х гг. XIX в. добыча золота повлияла на рост экономической конкуренции в регионе и повысила интерес к М., расположение к-рого было благоприятным для осуществления экспорта товаров, в т. ч. золота, морским путем. На территории М. крупнейшие брит. и бельг. компании прокладывали железные дороги и строили морские порты, необходимые для транспортировки сельскохозяйственного сырья и вывоза полезных ископаемых. В 60-80-х гг. XIX в. Мозамбикcкая, Ньясская и Замбезийская компании заключили соглашения с колониальной администрацией М. об отправке коренного населения страны на плантации сахарного тростника Наталя и в шахты Трансвааля. В 1877-1879 гг. после успешной португальской экспедиции во главе с А. А. ди Серпой Пинту в Лиссабоне возродилась надежда на овладение территориями между М. и Анголой. Географическое об-во Португалии разработало план освоения данных территорий посредством учреждения «цивилизаторских станов».

В 70-х гг. XIX в. в М. прибыли первые протестантские миссионеры. В 1880 г. на юге страны в районе Иньямбане начали проповедь амер. конгрегационалисты африканского происхождения (бывш. рабы) из АСУИМ под рук. Э. Ричардса. Они основали конгрегации, впоследствии ставшие основой Объединенной конгрегационалистской церкви Мозамбика. В 1882 г. пресвитерианская Швейцарская миссия в Юж. Африке направила в М. одного из своих неофитов Й. Мхаламхалу. В 1887 г. на основе созданной им общины П. Берту официально учредил пресвитерианскую миссию в Ракатле. В 1889 г. к нему присоединился А. А. Жюно. В 1890 г. в юж. районах М. были основаны первые общины Объединенной методистской церкви США. В 1885 г. мозамбикец Р. Машаба, принявший методизм в 1875 г. в ЮАС, где он находился на заработках, начал проповедь в Мапуту. В 1888 г. он основал первую общину Уэслианской методистской церкви и позднее расширил свою деятельность на севере страны. В 1883 г. в районе Иньямбане были основаны 1-е приходы Африканской методистской епископальной церкви, представитель которой Ричардс к 1890 г. распространил проповедь до юго-зап. границы страны. В 1885 г. миссионеры-перфекционисты создали в южном и центральном районах страны общины Свободной методистской церкви.

Дом губернатора («Железный дом») в Мапуту. 1892 г.Дом губернатора («Железный дом») в Мапуту. 1892 г.В 1885 г. Берлинский договор, по к-рому владения европ. держав в Африке были распределены с целью осуществления «эффективного экономического контроля» над ними, не принес Португалии дипломатического успеха. Ей пришлось вступить в конфронтацию с Великобританией, оспаривавшей господство в регионе между М. и Анголой. Португалия, заключив в 1886 г. договоры с Германией и Францией, надеялась на поддержку со стороны новых союзников, но угроза войны с Великобританией заставила Лиссабон пойти на уступки. В 1891 г., после длительных согласований по англо-португ. договору, были определены современные границы М. В 1894 г. к Германии отошел т. н. треугольник Кионга (территория к югу от р. Рувума; возвращен Португалии в 1919). В 1897 г. адм. центром М. стал г. Лоренсу-Маркиш (ныне Мапуту).

Железнодорожный вокзал в Мапуту. Ок. 1908–1916 гг.Железнодорожный вокзал в Мапуту. Ок. 1908–1916 гг.В кон. XIX - нач. XX в. с усилением влияния Великобритании началось проникновение в М. англикан. церкви. На юге страны распространению новой конфессии способствовали местные жители, уезжавшие работать на золотые прииски в Йоханнесбург и принимавшие там англиканство. Вскоре англикан. приходы возникли в Лоренсу-Маркише, Иньямбане и Шаи-Шаи. В 1893 г. был образован диоцез Лебомбо, к-рый до 1912 г. возглавлял У. Э. Смит. В центральные районы страны, в пров. Софала, англикане проникли из Юж. Родезии (ныне Зимбабве). Главным для англикан. церкви центром в этом регионе стал г. Бейра, крупный порт и железнодорожный узел, связывающий М. с внутренними регионами континента. В центральных районах М. англикан. общины находились в юрисдикции диоцеза Юж. Родезии. На севере М. работала англикан. Университетская миссия в Центр. Африке, к-рая, вдохновляясь идеями шотл. исследователя, географа и миссионера Д. Ливингстона, вела просветительскую работу среди племен, живших на берегу оз. Ньяса и на Ширском нагорье. В 1875 г. миссионеры проникли в сев. районы М. из Ньясаленда, в 1893 г. был создан постоянный миссионерский стан. Руководителем миссии был У. П. Джонсон, более 40 лет работавший среди племен, обитавших вокруг оз. Ньяса, в условиях жесткой конкуренции, поскольку в данном регионе превалировал ислам.

В нач. XX в. многие португ. земледельцы переехали в М., привлеченные обещанными правительством Португалии экономическими льготами. Активные миграционные процессы способствовали расширению деятельности различных религ. организаций. В 1905 г. миссионер из АСУИМ Банкер при помощи добровольцев-зулу из Юж. Африки начал проповедь в регионах Маника и Софала. Впосл. из основанных им общин возникла Объединенная церковь Христа в Мозамбике. После первой мировой войны миссионерскую работу начали скандинавские баптисты в районе Мапуту и Иньямбане, а также миссионеры Церкви Назарянина - сначала в районе Мапуту, а затем в глубине страны, в районе Тете. В 1925 г. в М. прибыли свидетели Иеговы. В 1931 г. амер. и южноафриканские миссионеры Божией церкви полного Евангелия создали 1-е пятидесятнические общины на юге страны, а в 1938 г. активную проповедь в южных и центральном регионах М. развернули миссионеры пятидесятнических Ассамблей Бога из Канады. В 1933 г. в страну прибыли АСД, начавшие работу севернее течения р. Замбези.

В 1926 г. в Лиссабоне произошла серия переворотов и массовых выступлений, приведшая к диктатуре А. ди Салазара, объявившего в 1932 г. о проведении консервативной политики «Нового государства». Стремясь вновь сделать Португалию мировой державой, Салазар решил реанимировать возникшую 5 веками ранее систему королевского патроната, придав ей современный облик. Это обернулось тяжелым бременем для М. В период мирового экономического кризиса (1929-1933) была введена кабальная система налогообложения, законодательно закреплен труд африканцев на плантациях, многие жители М. были направлены на строительство шоссейных и железных дорог в ЮАС. Европ. компании контролировали практически все сельское хозяйство М., продукция которого шла на экспорт и обеспечивала нужды текстильной и пищевой промышленности Португалии. Тяжелая промышленность, сферы финансов и торговли также находились в руках португ. и южноафрикан. корпораций. В 20-30-х гг. XX в. в М. зарождается национально-освободительное движение. Инициатива борьбы с метрополией принадлежала мозамбикским студентам, обучавшимся в Португалии, затем к ним присоединились антиколониальные орг-ции, основанные коренным населением страны, такие как Африканская ассоциация и Ассоциация уроженцев Мозамбика.

Пришедшее к власти правительство Салазара благоволило католич. Церкви. Католич. проповедники в М. стали получать жалованье из гос. казны. В 1940 г. был заключен конкордат с Ватиканом. В сент. 1940 г. на основе католич. территориальной прелатуры Мозамбик были образованы 3 новых диоцеза: митрополия Лоренсу-Маркиш и 2 подчиненных ей еп-ства - Бейра и Нампула. В 1936-1962 гг. еп. Т. К. де Говея (с 1941 - архиепископ Лоренсу-Маркиша, с 1946 - кардинал) осуществлял «португализацию» африкан. населения М. При нем были открыты миссионерские центры под руководством францисканцев, в т. ч. и на мусульм. севере страны. Говея жестко контролировал деятельность проповедников непортуг. происхождения. С этой целью он призвал из Италии в М. представителей монашеской конгрегации Богоматери Утешительницы (Istituto Missioni Consolata), к-рые осваивали территории к югу от р. Саве. В 1946 г. об-во «Белые отцы, миссионеры Африки» (PA, MAfr) разместили миссионерские станы между реками Саве и Замбези. Протестант. миссионеры подвергались сильному давлению, серьезное противодействие было оказано и мусульманам на севере страны.

Католич. еп. Т. К. де Говея. Фотография. 1950 г.Католич. еп. Т. К. де Говея. Фотография. 1950 г.В 20-х гг. XX в. во всех христ. деноминациях возросла активность прихожан из числа коренных жителей и усилилось движение за расширение их прав, что приводило к расколу общин. Стоявшие во главе этого движения миряне-африканцы отвергали «традиционное западное» христианство, проявляя интерес к культуре и племенным религиям коренных народов. Для нового движения было характерно возвышение роли женщин в церковной жизни, чего не было в европейских миссионерских Церквах. В период между мировыми войнами христианские организации, возникшие на волне антиколониальной борьбы, значительно окрепли благодаря тому, что хорошо понимали духовные запросы своих прихожан. В 1948 г. с целью координации сотрудничества различных христиан. орг-ций был основан Христианский совет Мозамбика.

Католический собор Носа-Сеньора-ду-Розарио в Бейре. 1925 г.Католический собор Носа-Сеньора-ду-Розарио в Бейре. 1925 г.В 1951 г. М. был провозглашен заморской провинцией Португалии, однако это лишь сплотило участников движения за независимость, представленного рядом политических антиколониальных организаций. В июне 1962 г. их руководители приняли решение об образовании ФРЕЛИМО, к-рый возглавил Э. Мондлани. Целями ФРЕЛИМО были ликвидация колониального режима и создание независимого демократического гос-ва М. В 1964 г. из-за нежелания Португалии вступить в мирный диалог с представителями освободительного движения ФРЕЛИМО начал войну за независимость. В 1969 г., после убийства основателя партии Мондлани, его место занял С. Машел.

В условиях антиколониальной войны португ. власти решили изменить религ. политику и предоставили режим наибольшего благоприятствования некоторым протестант. миссионерским организациям, а также исламской общине, пытаясь заручиться их поддержкой в борьбе с освободительным движением. В 60-70-х гг. XX в. в М. активизировали деятельность миссионеры пятидесятнических и харизматических организаций, таких как Ассамблеи Бога, Международная церковь четырехугольного Евангелия, Церковь Христа в Манике и Софале, Церковь Христа в Замбезии, Африканские ассамблеи Бога, Церковь Бога пророчеств. Деятельность этих групп имела большой успех, и мн. местные жители стали их последователями. В старых миссионерских орг-циях происходил постепенный переход к самоуправлению. Приходы Швейцарской миссии в Юж. Африке на территории М. образовали Пресвитерианскую церковь Ронга-Тсонга (Igreja Presbiteriana Ronga-Tsonga), к которой в 1962 г. присоедились общины Португальской евангелической церкви Лоренсу-Маркиша (Igreja Evangélica Portuguesa de Lourenco Marques). В 1970 г. орг-ция обрела самостоятельность под совр. названием Пресвитерианская церковь Мозамбика. В 60-70-х гг. ХХ в. все религ. организации стремились сделать внутрицерковную жизнь понятной коренным жителям и учитывать их вековые культурные традиции. Если представители Римско-католической Церкви, англикан. церкви, нек-рых кальвинист. сообществ привлекали в клир местных жителей, переводили богослужебную и богословскую лит-ру на местные языки и использовали внешние элементы африкан. культуры, то в некоторых НАЦ, пятидесятнических и харизматических группах пошли по пути коррекции богословских доктрин и литургической практики с целью их адаптации к локальным религ. традициям.

Католический собор Носа-Сеньора-ди-Фатима в Нампуле. 1956 г. Архит. Р. ЛинуКатолический собор Носа-Сеньора-ди-Фатима в Нампуле. 1956 г. Архит. Р. ЛинуРеволюционные события в Португалии в апр. 1974 г. закончились тем, что в сент. того же года новое португ. правительство и ФРЕЛИМО подписали соглашение о предоставлении М. независимости. 25 июня 1975 г., после подавления выступлений расистов, пытавшихся не допустить ФРЕЛИМО к власти, была провозглашена независимая Народная Республика Мозамбик, 1-м президентом к-рой стал Машел. В том же году была принята конституция, закрепившая марксистский курс в экономике и политике. В июне 1975 г. между М. и СССР установлены дипломатические отношения. Новое правительство пыталось провести реформы, исходя из интересов коренного населения и низших слоев общества: была национализирована земля; в собственность гос-ва перешло большинство предприятий, учреждений системы образования и здравоохранения; были созданы крестьянские кооперативы, получившие землю, принадлежавшую португальским хозяевам, покинувшим М. Однако массовый отъезд португальских квалифицированных специалистов из страны привел к спаду в экономике. В политической жизни ФРЕЛИМО, желая установить однопартийную систему, старался подавлять всякое инакомыслие.

Католический собор св. Петра в Пембе. 1946 г.Католический собор св. Петра в Пембе. 1946 г.Новая промарксистская власть вначале вела активную пропаганду против традиц. уклада жизни, несмотря на то, что старейшины и племенные вожди по-прежнему пользовались значительным авторитетом. Правительство также стремилось уменьшить влияние на общество религ. орг-ций, собственность к-рых, включая школы и больницы, была национализирована. Некоторые храмы были разрушены, священнослужители подвергались жестоким репрессиям. Адаптироваться к новым условиям труднее всего было членам Римско-католической Церкви, потерявшей привилегированное положение. В рядах католиков наметился раскол ввиду несовпадения взглядов на антиколониальную борьбу и на политику новой власти. В 1974 г. епископ Нампулы М. Виейра Пинту выразил публичный протест против политики португальского правительства в отношении М., за что был изгнан из страны вышестоящими иерархами. Через год после революционных перемен он вернулся на свою кафедру и был восторженно встречен паствой. В 1974 г. кард. Агнелу Росси впервые посвятил в сан архиепископа темнокожего священника: митрополию Лоренсу-Маркиш возглавил А. Ж. М. душ Сантуш, ставший впоследствии кардиналом. В февр. 1976 г. Сантуш рукоположил еще 2 епископов-африканцев: А. Сетели возглавил еп-ство Иньямбане, Ж. Машазе Ньянгумби (Нхантумбе) - еп-ство Порту-Амелия (с 17 сент. 1976 - Пемба). В то же время многие португ. священники предпочли вернуться в Европу: в 1974 г. М. покинули почти 2/3 католич. священников; за следующие 2 года их количество уменьшилось с 1513 до 684 чел. В 1970-1982 гг. М. покинули более 200 тыс. португальцев, при этом доля католиков среди африкан. населения в данный период сократилась с 17 до 13%. Под влиянием правительственных лозунгов - «Долой религию, долой Церковь!» - тысячи людей стали отдаляться от церковной жизни. В 1975-1979 гг. Объединенная методистская церковь лишилась 40% прихожан. Новый генеральный секретарь Христианского совета Мозамбика, методист И. Махлалела, направил все усилия на защиту представителей христ. конфессий от более тяжелых гонений, он стал ключевой фигурой в отношениях между церковными орг-циями и гос-вом.

Проводимые ФРЕЛИМО реформы и стремление правительства контролировать внутреннюю жизнь М., с одной стороны, и враждебная политика соседних Родезии (ныне Зимбабве) и ЮАР, не признавших новую власть в М., с другой, усилили рост политической напряженности в стране. Обстановка обострилась и в связи с тем, что М. присоединилась к группе т. н. прифронтовых гос-в, выступавших против политики апартеида и расизма в ЮАР и Родезии. В 1976 г. спецслужбы Родезии и ЮАР создали на своей территории организацию РЕНАМО, к-рая развязала в М. гражданскую войну против ФРЕЛИМО. Конфликт поставил экономику страны на грань полного краха. Несколько миллионов жителей, спасаясь от военных действий, а также засухи и сильных циклонов, бежали из М. После падения расистского правительства в Родезии и провозглашения в 1980 г. независимой Республики Зимбабве процесс руководства РЕНАМО осуществлялся из ЮАР. В том же году были подписаны мирные договоры с Зимбабве, а в 1984 г.- с ЮАР, известные как соглашения Нкомати, с целью лишить РЕНАМО к.-л. внешней поддержки. После заключения соглашений граница между М. и Зимбабве стала открытой, но отношения с ЮАР по-прежнему оставались напряженными ввиду несоблюдения южноафрикан. стороной условий договоров.

Встреча папы Римского Франциска с епископами Мозамбика в Ватикане. Фотография. 2015 г.Встреча папы Римского Франциска с епископами Мозамбика в Ватикане. Фотография. 2015 г.В нач. 80-х гг. ХХ в. взаимоотношения между религ. орг-циями и гос-вом улучшились. В 1982 г. представители католиков, протестантов, мусульман и индуистов были приглашены на конференцию с участием президента. В том же году 25 дек., к-рое с момента обретения М. независимости было обычным рабочим днем, объявили гос. праздником под названием «День семьи».

Повторное освящение собора св. Таксиархов в Мапуту Феодором II, патриархом АлександрийскимПовторное освящение собора св. Таксиархов в Мапуту Феодором II, патриархом АлександрийскимВ 1986 г., после ввода войск ЮАР на территорию М., под предлогом необходимости уничтожения лагерей Африканского национального конгресса М. отказался от участия в т. н. соглашениях Нкомати. В 1986 г. президент Машел погиб в авиакатастрофе. Главой ФРЕЛИМО и президентом страны стал бывший министр иностранных дел Ж. Чиссано (Шисану), который пошел на сближение с политическими противниками и христ. орг-циями. В сент. 1988 г. состоялся визит в страну папы Римского Иоанна Павла II, посетившего Мапуту и Нампулу. В своей речи папа коснулся вопроса о необходимости восстановления мирной жизни в М. В 1989 г. правительство отказалось от политического курса марксистского толка и выразило согласие на установление многопартийной системы, дав возможность РЕНАМО стать одной из политических партий. По инициативе президента Чиссано католич. архиепископ Бейры Ж. Гонсалвиш, а также 2 представителя католич. мирянской Общины св. Эгидия организовали ряд встреч представителей правительства с РЕНАМО. В июле 1990 г. в Риме между правительством и повстанцами были организованы мирные переговоры. К 1996 г. сформировались 22 политические партии. Члены партии ФРЕЛИМО по-прежнему занимали основные политические посты, РЕНАМО также получила доступ к правительственным должностям при условии прекращения вооруженной борьбы. Мн. граждане М., ранее покинувшие страну, вернулись на родину. Реанимация ослабленной экономики М. происходила при поддержке ведущих мировых держав и МВФ. В кон. 90-х гг. XX в. удалось снизить уровень инфляции, а к нач. XXI в. значительно поднять темпы роста экономики. В 2005 г. вступила в силу новая конституция М. В 2005-2015 гг. президентский пост занимал представитель ФРЕЛИМО А. Гебуза, к-рого сменил его однопартиец Ф. Ньюси.

В 90-х гг. XX в. в М. начинает активизироваться религ. жизнь. В авг. 1996 г. усилиями Мозамбикской конференции епископов был открыт Католический университет М., который в наст. время имеет филиалы в Бейре, Шимойо, Куамбе, Нампуле, Пембе, Келимане и Тете. В 2007 г. в ун-те учились более 3 тыс. студентов. Возможность участвовать в общественной жизни страны получили не только христиане, но и мусульмане. Последним был открыт доступ в представительные органы власти, они основывали новые мечети и мусульм. образовательные учреждения. В 2000 г. в Нампуле начал работу Исламский ун-т Муса Бин Бике с филиалом в Иньямбане. Несмотря на усиление в кон. XX - нач. XXI в. позиций христианских и мусульманских организаций, в стране, особенно в провинции, по-прежнему сильна власть родовых и племенных вождей и ощущается тяготение к традиционным африкан. верованиям. Осознавая социальную значимость традиц. африкан. общественных институтов, правительство в процессе правовых реформ последних десятилетий ввело понятие «традиционная власть», стараясь заручиться поддержкой племенных вождей, к-рым гос-во отводит важную роль в нормализации общественной жизни. Одновременно в решении социальных задач гос-во имеет опору в лице представителей мировых религий, максимально используя их опыт общественного служения. Сотрудничество гос-ва с христ. орг-циями различных деноминаций позволяет решать множество проблем в общественной, хозяйственной и образовательной сфере, где авторитет христ. лидеров по-прежнему очень высок.

Лит.: Шаревская Б. И. Старые и новые религии Тропической и Юж. Африки. М., 1964; Шейнис В. Л. Португальский империализм в Африке после Второй мировой войны. М., 1969; Nogueira E. D. Missão em Moçambique. Vila Cabral, 1970; Мондлане Э. Борьба за Мозамбик: [Пер. с англ.]. M., 1972; Lopes F. F. Missões franciscanas em Moçambique, 1898-1970. Braga, 1972; Mozambique: une église, signe de salut... pour qui? R., 19732; Хазанов А. М. Политика Португалии в Африке и Азии. М., 1967; он же. Экспансия Португалии в Африке и борьба африкан. народов за независимость (XVI-XVIII вв.). М., 1976; он же. Крушение последней колониальной империи. М., 1986; он же. Португалия и мусульманский мир (ХV-XVI вв.) М., 2003; он же. История Мозамбика в Новое и Новейшее время. М., 2006; он же. Португальская колониальная империя, 1415-1974. М., 2014; Борьба за освобождение португальских колоний в Африке (1961-1973): Сб. / Ред.: В. Г. Солодовников. М., 1975; Almeida P. História do colonialismo Português em África. Lisboa, 1978-1979. Vol. 1-3; Serpa Pinto A. Como eu atravessei a Áfrika. Lisboa, 1979; História de Moçambique. Maputo, 1982. Vol. 1; Ногейра да Кошта А. Золото Мономотапы и португальские торговцы / Пер. с португ.: А. И. Ильин. М., 1984; Народная Республика Мозамбик: Справ. М., 1986; Шпажников Г. А. Религии стран Африки: Справ. М., 19882; Langa A. Questões Cristãs à religão tradicional africana: Moçambique. Braga, 19922; Hastings A. The Church in Africa: 1450-1950. Oxf., 1994. P. 242-275, 540-610; Isichei E. A History of Christianity in Africa: From Antiquity to the Present. Grand Rapids (Mich.); Lawrenceville (N. J.), 1995; Newitt M. A History of Mozambique. L., 1995; Pélissier R. História de Moçambique, 1854-1918. Lisboa, 2000. 2 vol.; Sundkler B., Steed Ch. A History of the Church in Africa. Camb., 2000; Azevedo M. J. Historical Dictionary of Mozambique. Metuchen (N. J.); L., 20032; Рябова В. И. Российская эмиграция в Африке в 1920-1945 гг.: Институционализация и деятельность. М., 2005; она же. Российская диаспора в Мозамбике: Прошлое и настоящее. М., 2011; West H. Kupilikula: Governance and the Invisible Realm in Mozambique. Chicago, 2005; Шарый В. И. Мозамбик, с которым можно и нужно сотрудничать. М., 2007; Bonate L. J. K. Islam and Chiefship in Northern Mozambique // ISIM Review. 2007. N 19. P. 56-57; Morier-Genoud E. A Prospect of Secularization?: Muslims and Political Power in Mozambique Today // J. for Islamic Studies. Cape Town, 2007. N 27. P. 233-266; Sicard S., von. Islam in Mozambique: Some Historical and Cultural Perspectives // J. of Muslim Minority Affairs. 2008. Vol. 28. N 3. P. 473-490; Токарев А. А. Неосуществленный замысел Португалии // Азия и Африка сегодня. 2009. № 6 (623). С. 52-55; он же. Португалистика в СССР и России. М., 2014; Африка: Энцикл. М., 2010. 2 т.; Chingono M. Religion, Politics and War: Reflections on Mozambique's Civil War: 1977-1992 // African J. of Political Science and International Relations. 2014. Vol. 8. N 2. P. 31-42; Van de Kamp L. Christianity's Role in Dispute Resolution in Mozambique // Social Sciences and Missions. 2014. Vol. 27 (N 2/3). P. 192-218.
Э. Небольсин
Рубрики
Ключевые слова
См.также