(Черкасской и Каневской епархии УПЦ), находится в с. Мельники Чигиринского р-на Черкасской обл. (Украина). Первоначально мужской. Расположен на территории т. н. скифского Мотронинского городища. Первые достоверные сведения о М. Т. м. относятся к 1568 г., когда монахи, собравшиеся в Мотронинском лесу, испросили благословение у митр. Киевского и Галицкого Ионы III (Протасовича (Протасевича)-Островского) на строительство обители. Об этом сообщалось в несохранившейся монастырской хронике, к-рую пересказал бывш. наместник М. Т. м. архим. Афанасий (Ɨ 1850), а также в отдельных актах из собрания мон-ря (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 20). В 1577 г. упоминается Григорий, «архимандрит Мотренинский» (СбРИО. 1888. Т. 62. С. 637). Топоним Мотронинский лес встречается в завещании казака Т. Воловача от 6 авг. 1600 г. (Каманин И. К вопросу о козачестве до Богдана Хмельницкого // ЧИОНЛ. 1894.Кн. 8 Отд. 2. С. 91). В 1620-1621 гг. гетман П. К. Сагайдачный построил в М. Т. м. храм во имя Св. Троицы и утвердил за обителью земельные наделы (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8. Л. 5). 11 янв. 1648 г. митр. Киевский Сильвестр (Косов) дал антиминс в Троицкий храм и утвердил наместником игум. Пафнутия, занимавшего эту должность до своей кончины.
В 1664 г. польск. кор. Ян II Казимир в мест. Борисполь в привилее провозгласил «конфирмацию» (утверждение) всех прав обители. В 1670 г. митр. Киевский и Галицкий Иосиф (Нелюбович-Тукальский) выдал монастырю др. антиминс. В грамоте от 18 марта 1670 г. он повелел игумену ехать к гетману П. Д. Дорошенко, который несколько раз принял настоятеля в своей резиденции в Чигирине и выдал мон-рю 2 универсала. Первым, от 22 июня 1671 г., Дорошенко предоставил обители 200 злотых, а вторым, от 13 июля 1671 г., гетман в ответ на жалобу игум. Пафнутия запретил чигиринским старостам использовать монастырских людей на работах вне обители.
Во время турецких походов на Чигирин в 1672 и 1677-1678 гг. М. Т. м. был разрушен. 6 дек. 1685 г. митр. Киевский и Галицкий Гедеон (Святополк-Четвертинский) освятил в обители новую часовню. При строительстве часовни была найдена каменная плита, на к-рой имелась надпись о том, что мон-рь основал еп. Переяславский Павел († 1231). О находке плиты упоминается в несохранившейся хронике М. Т. м., выписки из к-рой содержатся в архивном собрании обители (Там же. Л. 5-6).
К нач. XVIII в. в результате казацких набегов М. Т. м. был разорен. В 1711 г., после подписания Прутского мирного договора, земли на правом берегу Днепра, за исключением Киева, оказались под властью Речи Посполитой. В 1717 г. по прошению Переяславского и Бориспольского еп. Кирилла (Шумлянского) чигиринский староста польский магнат кн. Я. К. Яблоновский, удовлетворив письменное прошение строителя схим. Игнатия (Сахненко; Ɨ 1753), бывш. казачьего сотника, помог монахам восстанавливать обитель, освободил монастырь от податей, подтвердил его права на землевладения. В том же году Яблоновский дал указание чигиринским урядникам, «чтобы разрушенному Мотронинскому монастырю помогали восстанавливаться» (Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 34). В 1719 г. игум. Афанасий получил от гетмана И. И. Скоропадского подтверждения того, что он по праву владеет монастырскими имениями. Обитель приобрела урочище Замятница.
В 1729 г. в М. Т. м. разбойники похитили все документы на имущество (их оригиналы хранились в Переяславской консистории), забрав с собой все самое ценное. 24 авг. 1731 г. Яблоновский издал грамоту об освобождении М. Т. м. от всех податей и налогов, он же 11 июля 1746 г. передал монастырю хутор Грищенково.
В 1726 г. еп. Кирилл (Шумлянский) благословил строительство 5-главого деревянного собора во имя Св. Троицы, к-рый был освящен 21 июня 1727 г. В соборе почиталась икона Божией Матери в позолоченной ризе, «старого письма». К хорам храма была пристроена теплая ц. в честь Преображения Господня (1735-1736), освященная еп. Переяславским и Бориспольским Никодимом (Сребницким), к-рая простояла до разборки Троицкого собора в 1799-1800 гг. В 1751 г. по благословению еп. Переяславского и Бориспольского, викария Киевской епархии Иова (Базилевича; Ɨ 1776), в отремонтированном здании старой деревянной трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен престол в честь Покрова Пресв. Богородицы. Но уже в 1774 г. богослужения в этом храме прекратились в связи со строительством новой трапезной.
В 1746 г. по инициативе наместника схим. Игнатия в пещерах, находившихся рядом с М. Т. м., были освящены церковь и часовня, а также основан монастырский хутор в урочище Зосимовщина. В окт. 1747 г. схим. Игнатий купил урочище Педновское с мельницами, благодаря чему М. Т. м. укрепил свое экономическое положение. 10 июля 1749 г. по его просьбе чигиринские управители утвердили за М. Т. м. урочище Бичева.
В 1749 г. насельник М. Т. м. мон. Серапион совершил паломничество в Иерусалим, написал путевые заметки под названием «Путник» (Путник, или Путешествие во Св. Землю Мотронинского монастыря инока Серапиона, 1749 г. // ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-129). 25 янв. 1756 г. игум. Мелхиседек (Значко-Яворский), занимавший должность наместника в 1753-1768 гг., основал монастырский скит с хутором в урочище Замятница. По его инициативе в ответ на посягательства униатов определенные Яблоновским права обители были внесены 27 окт. 1761 г. в книги Житомирского гродского суда (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. Д. 6. Л. 9). 14 марта 1765 г. представитель униат. архимандрита комиссар Сичинский ворвался в обитель и объявил, что М. Т. м. в скором времени должен стать униатским. 6 янв. 1768 г. игум. Мелхиседек просил еп. Переяславского и Бориспольского Гервасия (Линцевского) о разрешении собирать милостыню в Запорожской Сечи, аргументируя это тем, что «монастыр благочестивый Троецкий Мотренинский в крайнем убожестве состоит, в 1766 годе и последний тоего монастыря скот от унеятов ограблен» (Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 50). М. Т. м. пострадал в ходе гайдамацкого восстания 1768 г., известного под названием Колиивщины, одним из предводителей к-рого стал бывш. послушник обители Максим Железняк (Зализняк). В причастности к восстанию польск. власти необоснованно обвиняли и игум. Мелхиседека. Вероятно, из-за гайдамацкого восстания 1768 г. и ужесточения правил по сбору милостыни поездка братии в Запорожскую Сечь не состоялась, но тем не менее в 1770 и 1772 гг. монахи собирали милостыню в Запорожской Сечи (ЦГИАК. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166). 6 авг. 1772 г. наместник иером. Иринарх (Баландовский) был возведен в сан игумена. В 1773-1776 гг. по благословению еп. Переяславского Иова (Базилевича) в М. Т. м. была построена новая трапезная, в 1775 г. сооружены ворота с новой колокольней.
В 1775 г. монахи основанного орденом василиан Уманского мон-ря захватили Свято-Троицкий муж. мон-рь в мест. Лысянка, после чего лысянская братия перешла в М. Т. м. (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8. Л. 6). В том же году униатский супериор Уманского мон-ря и ректор Уманской школы ордена василиан Афанасий Назаревич принуждал к переходу в унию и насельников М. Т. м., присылая своих посланников с угрозами. 17 нояб. 1777 г. владелец земель, познанский воевода кн. А. Яблоновский, отнял у М. Т. м. нек-рые права. Однако его наместник кн. Михаил Любомирский в 1777 г. позволил М. Т. м. основать новый монастырский хутор вместо ранее утраченного.
В 1786 г. М. Т. м. был отнесен к заштатным обителям. После 1795 г. мон-рь был переведен в ведение Киевской епархии. В 1795 г. игум. Иринарх (Баландовский) был уволен на покой, новым настоятелем стал архим. Антоний († 6 февр. 1807). При нем в 1799-1800 гг. разобрали деревянный Троицкий собор (1726) и в 1800 г. построили одноименный каменный храм. Новая соборная церковь «от поспешности в кладке, и по непрочности материалов» обрушилась в окт. 1802 г. и на средства подрядчика была отстроена в 1803-1804 гг.
19 апр. 1801 г. настоятель глуховского Петропавловского муж. мон-ря архим. Мелхиседек (Значко-Яворский) пожертвовал в пользу обители 1 тыс. р. 26 февр. 1802 г. он же пожертвовал еще 2 тыс. р.
В 1805-1836 гг. М. Т. м. вел тяжбу с помещиком И. Сабанским, предводителем дворянства Ольгопольского у., который продавал монастырский лес и отнял у братии часть мельниц. Суд прекратился в 1836 г., когда новый владелец соседних сел И. И. Фундуклей заключил с мотронинским игум. Палладием мировое соглашение.
В 1815 г. на средства помещика М. Обидовского для Троицкого храма был сооружен иконостас. В 1813 г. была разобрана старая колокольня, в 1820 г. перестроена и через год освящена деревянная теплая трапезная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, к которой пристроена колокольня. Храм был расписан К. М. Обидовским, сыном помещика Обидовского. Ансамбль М. Т. м. дополнили трапезный корпус (1824), просфорная (1826), настоятельский корпус (1830) и братский корпус с каменной оградой (1837). В 1845 г. в М. Т. м. побывал Т. Г. Шевченко и оставил в подарок обители ее акварельное изображение. 14 февр. 1846 г. Киевская духовная консистория запретила раскапывание старинных валов рядом с мон-рем, потребовала засыпать пещеру, в к-рой ранее был устроен монастырский храм.
К сер. XIX в. недалеко от входа в М. Т. м. находился целебный источник с колодцем и часовней во имя св. Онуфрия. Однако в 1869 г. часовни уже не было, «вне монастыря колодезь пр. Онуфрия, како срубом, так калиткою совершенно запущен, без починки находится» (Мариновський. 1997. Кн. 1. С. 172).
С 1850 г. настоятелем М. Т. м. являлся выпускник КДА архим. Александр (Демченко), составивший 1-е историческое описание монастыря (ЦГИАК. Ф. 180. Оп. 1. Д. 22). В 1859 г. в М. Т. м. проживало 24 насельника, в т. ч. 5 иеромонахов, 3 иеродиакона и 16 послушников, в 1882 г.- 17 насельников, в 1907 г.- 31 насельник. Мон-рь владел 281 дес. удобной и 62 дес. неудобной земли.
В 1911 г. М. Т. м. был преобразован в женский. Настоятельница игум. Мелитина (Руденкова) в сент. 1919 г. из-за постоянных грабежей и нападений вместе со священником покинула обитель по разрешению Киевской духовной консистории. В 1920 г. игум. Мелитина вернулась в М. Т. м., но из-за болезни вскоре отказалась от управления обителью. 16 сент. 1922 г. митр. Киевский и Галицкий Михаил (Ермаков) благословил ее принять схиму. В окт. 1922 г. новой настоятельницей М. Т. м. была назначена мон. Евстратия (Кочевая). 19 мая 1924 г. в мест. Смела еп. Черкасским и Чигиринским Филаретом (Линчевским) она была возведена в сан игумении.
В сер. 20-х гг. XX в. в регионе активизировалось обновленческое движение. Несмотря на давление обновленцев, насельницы отказались примкнуть к ним. 26 июля 1923 г. в М. Т. м. состоялся съезд духовенства с участием 16 священников и десятков верных, направивший обращение к временно управлявшему Киевской епархией еп. Уманскому сщмч. Макарию (Кармазину) с просьбой назначить своего уполномоченного представителя по Черкасскому округу «в целях прекращения обновленческого движения». В качестве кандидата был выдвинут местный благочинный прот. Иоанн Клеопов. Тем не менее часть клириков признала власть назначенного в 1924 г. обновленческого Черкасского «епископа» Иосифа Яцковского. Духовник обители иером. Александр (Березовский), состоявший в братии соседнего Медведовского Николаевского муж. мон-ря, в 1923-1924 гг. неск. раз отказывался признавать власть обновленцев и оставался в подчинении еп. Черкасского Филарета, служившего в Успенском соборе в Смеле. В 1926 г. в офиц. сводках, составленных уполномоченными по Черкасской обл., упоминалось, что прихожане и духовенство М. Т. м. по-прежнему осуждают обновленчество и признают власть еп. Таращанского, викария Киевской епархии Георгия (Делиева), вступившего во временное управление епархией (ГА Черкасской обл. Ф. Р-184. Оп. 1. Д. 3. Л. 127). Также в отчетах говорилось о причастности послушниц обители к подпольным, катакомбным правосл. общинам (Там же. Ф. 375. Оп. 1. Д. 74. Л. 183).
В окт. 1929 г. Шевченковский окружной исполком принял решение о закрытии М. Т. м., насельницам было предложено переехать в Красногорский (Золотоношский) в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь, где насчитывалось 14 свободных келий. Постановлением секретариата Всеукраинского ЦИК от 21 нояб. 1929 г. М. Т. м. был окончательно упразднен. Все здания с имуществом переданы сельскохозяйственной коммуне «Завет Ильича», расположенной в соседнем с. Мельники. Часть насельниц, уцелевших в годы репрессий, в 1941 г. попытались восстановить жен. общину при храме с. Гарбузин (ныне Корсунь-Шевченковского р-на). В 1943 г. нем. войсками была уничтожена деревянная ц. свт. Иоанна Златоуста. В 1944 г. община была разогнана властями, духовник сестер прот. Николай Кукулевский арестован.
В 1968 г. была разработана проектная документация по реставрации Свято-Троицкой ц. За образец внешнего вида храма был взят рисунок Шевченко «Мотронин монастырь» (1845). Планировалось, что после реставрации в ней будет устроен музей Колиивщины. Но реставрация так и не была завершена.
В сент. 1990 г. при Троицком храме бывш. обители, переданном Церкви, был открыт скит Красногорского Покровского женского мон-ря, а 24 янв. 1991 г. Синодом УПЦ принято решение о возобновлении самостоятельного М. Т. м. Первой настоятельницей (1991-2014) была игум. Матрона (Гребенович). 27 дек. 2002 г. при М. Т. м. было открыто духовное уч-ще. Сохранилась Троицкая ц., построен келейный корпус. 17 авг. 2005 г. архиеп. Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) освятил новопостроенный скит обители с храмом св. Софрония Иерусалимского в с. Замятница Чигиринского р-на, на месте ранее существовавшего монастырского хутора. С 1 апр. 2015 г. настоятельницей М. Т. м. является игум. Илария (Топитчак).
В М. Т. м. хранилась «Хроника Мотронинского монастыря», описывавшая события 1516-1749 гг. Небольшая выдержка из этого текста опубликована по выпискам, сделанным историком П. А. Кулишом, в сб. «Южнорус. летописи, открытые и изд. Н. Белозерским» (К., 1856. Т. 1. С. 17). Евангелие из монастырской б-ки, изданное в 1773 г., хранится в Черкасском областном художественном музее.