МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том XLVII, С. 517-519
опубликовано: 31 января 2022г.

МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Празд. 12 окт.; в 10-ю неделю по Пасхе), чудотворный образ. В основу многочисленных икон, распространенных на территории Малороссии, легла заимствованная из польск. средневек. культуры иконография Ченстоховской иконы Божией Матери. Эти иконы были известны под различными топонимическими названиями: Дубовичская (Дубовицкая), Новодворская, Печерская икона Божией Матери из Введенского мон-ря в г. Нежине, Руденская (Рудненская), Суражская.

Мохнатинская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.Мохнатинская икона Божией Матери. Фототипия. Нач. XX в.Давшее название М. и. небольшое с. Мохнатин Черниговского у. и губ., прежде - деревня с приходом в с. Рудня (позже Редьковка Черниговского у.), находилось в 22 верстах от Любеча по дороге из Чернигова. В храме Рудни находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери, прославление которой пришлось на 1687 г., а история неразрывно связана с М. и. Время появления чудотворного образа в Мохнатине неизвестно, описания 653 чудес от М. и. были зафиксированы в церковной летописи «Чуда Пресвятой Богородицы Мохнатинской деючиися от образа ея чудовнаго» и охватывали период с 1691 по 1781 г. В кон. XIX в. было опубликовано описание 12 наиболее показательных чудес. Первое датировано 1 окт. 1691 г., когда в день Покрова Пресв. Богородицы получила исцеление «жителька» с. Мохнатин Анна Кондратова Носка. Наиболее часто по молитве к М. и. получали исцеление: страдающие от болезней ног (чудо 1-е; 19-е - Максим Дейнеченко из Рудни Клюсовской Стародубского у.); бесноватые (чудо 15-е - Василий Пашнихонок из с. Сытой Буды); глухие (чудо 41-е - Феодора Прищепиха из с. Пекуровка Городнянского у.); расслабленные (чудо 51-е - Иван Панченко из с. Кривец Стародубского у.); слепые и слепорожденные (чудо 54-е - Терентий Осипович из г. Могилёва; чудо 607-е - сын свящ. Конона Якевича, викария Благовещенской ц. г. Чернигова); роженицы (чудо 616-е - жена Иоанна Доброницкого); тяжелобольные, которых считали уже «полумертвыми» (чудо 293-е - пан Красовский, есаул Черниговский; чудо 329-е - Феодор, сын пана Василия Солонины из Козельца; чудо 615-е - Василий, сын Стефана Тернавского; чудо 620-е - Яков Лизогуб) (П. С. 1893. № 2. С. 177-179).

Народное предание о М. и. было записано местным свящ. Лопуцким 31 мая 1851 г.: «По дороге от Чернигова к Любечу были церкви только в с. Рудне и Донжике, деревня Мохнатин принадлежала приходом к селу Рудне. Из бывших в Рудне двух священников - священник Филипп Петров, узнав, что вельможа Полуботок (в 1706- 1722 черниговский полковник, в 1722- 1723 наказной гетман Левобережной Украины.- И. З.) в с. Рудне (ныне Редьковка) начал строить новую большую деревянную церковь, купил у него старую малую церковь с. Рудни, в к-рой находился и явленный чудотворный образ Богоматери. Эту церковь священник Петров перевез в Мохнатин, который отделил от Рудни и сделал, с разрешения Архипастыря Лазаря Барановича, самостоятельным приходом. Чудотворного же Образа Богоматери вельможа Полуботок первоначально отдать не желал, и он поставлен был в новой церкви с. Рудни. Впоследствии дивные сонные видения заставили священника Петрова усиленно просить вельможу Полуботка отдать в Мохнатинскую церковь чудотворный образ Богоматери» (П. С. 1893. № 2. С. 53).

Это предание получило устное продолжение, согласно которому в кон. XVII в. в церкви Мохнатина появилась подлинная чудотворная икона из Рудни. «Пан Полуботок, несмотря на самые усиленные просьбы священника Филиппа Петрова, не согласился отдать чудотворный образ Богоматери в проданную им в Мохнатине старую церковь, но икона сама скрылась из новой церкви с. Рудни и явилась в Мохнатин таким образом: один из жителей с. Мохнатина возвращался в дом свой. Около уже села лошадь его пристала, и он начал подгонять ее, и вот, когда он размахнулся кнутом, чтобы сильно ударить не желавшее бежать животное, рука его мгновенно до того ослабела, что он не мог ею вовсе владеть. В сильном испуге он обернулся назад и увидел над возом стоящую и как солнце сиявшую икону Богоматери. Со страхом и трепетом он довез до храма своего села дивную святыню, там он со слезами стал просить и молить Царицу Небесную о помиловании и получил исцеление. Икона Богоматери торжественно при множестве народа, была внесена в церковь и поставлена на том самом месте в алтаре, на к-ром стояла в этой же церкви в селе Рудне» (Там же. С. 54).

«Истинное изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Мохнатинской». Гравюра. XVIII в.«Истинное изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Мохнатинской». Гравюра. XVIII в.Надпись в верхней части этой иконы гласила: «Истинное подобие и мера иконы Пресвятой Богородицы в Рудне», т. е. образ являлся списком Руденской иконы. Внизу на иконе воспроизведены строки четверостишия (сохр. 3 строки): «Идеже творящеся железо от блата,/ Тамо Дева вселися дражайшая злата / Люди жестокие нравы смягчают / И железные к Богу сердца обращают» (П. С. 1893. № 2. С. 55), также известные по подписи на Руденской иконе Божией Матери. Эти строки - посвящение свт. Димитрия Ростовского Руденской иконе, к-рую он видел в 1689 г., «из Чернигова переезжая до Рудни, под Любичем» (Димитрий Ростовский. 1839. С. 486-487), воспроизводились не только на списках чудотворной Руденской иконы, но и на драгоценных окладах к ним. Т. о., М. и. была создана как список Руденской иконы во время строительства Полуботком новой церкви в с. Рудня и затем помещена в новосозданный приходской храм в с. Мохнатин.

Основные элементы иконографии чудотворной М. и., местонахождение к-рой ныне неизвестно, достаточно четко предстают на фотографии рубежа XIX и ХХ вв., несмотря на значительные утраты лично́го (см.: Василий (Богоявленский). 1911. С. 115). Ее иконография соответствует иконографии Руденской иконы, к-рая известна, в частности, по гравюре Г. П. Тепчегорского «Изображение образа Чудотворнаго Пресвтыя Бцы Руденской яже мнози слепыя хромыя прокаженныи всякими недугами одержими получиша исцеление» в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (МГУ НБ. № 10536-22-71. 573. Л. 75 об., 1714-1715 гг.). Возможные сомнения относительно иконографического извода М. и., в т. ч. в отношении общих истоков данного извода, окончательно рассеивает гравюра «Истинное изображение чудотворного образа Пртой Бцы Мохнатинской», подлинник к-рой находился в собрании А. В. Олсуфьева (IX. 1714) и был опубликован Д. А. Ровинским. На гравюре, выполненной резцом, представлено изображение коронованной Божией Матери Ченстоховской, вплоть до раны от сабельных ударов на правой ланите; над Богоматерью вверху надпись: «И слово плот быст и вселися в ны» (Ин 1. 14), внизу размещены строки из молитвы к Пресв. Богородице «Царице моя Преблагая» (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1271).

Службы М. и. совершали в 1-е воскресенье каждого месяца. К этому дню из ближних и дальних сел и из г. Чернигова собирался народ; «служение Божественное Литургии в эти дни начинается и ныне часом около десяти утра, чтобы дать возможность прибыть в храм иноприходным. После литургии совершается крестный ход к колодцу вблизи храма, где бывает торжественное водоосвящение. Но с особенною торжественностью совершается Богослужение в честь Мохнатинского образа Богоматери в десятое воскресение после Светлого праздника Пасхи. Это, так сказать, храмовый праздник в честь сего образа; накануне этого дня совершается торжественное всенощное бдение, иногда и собором. Утром пред литургиею, которая в этот день начинается не ранее десяти часов, бывает чтение акафиста и водоосвящение, а после литургии крестный ход с образом Богоматери вокруг храма. Праздник заканчивается вечернею, после которой о второй раз торжественно читается акафист Богоматери и бывает внебогослужебное чтение» (П. С. 1893. № 5. С. 179-180). В кон. XIX в. перед М. и. совершали особые службы, а Руденская икона не упоминалась совсем - в это время чудотворной иконы в храме с. Рудня уже не было. Гр. Г. А. Милорадович указывал, что в кон. XIX в. Руденская икона пребывала «в с. Мохнатине Черниговского уезда, в 15 верстах от Рудни, в 20 от Чернигова, и в 30 от Любеча» (Милорадович. 1884. С. 944). Др. авторы считали, что икона была принесена 25 окт. 1690 г. под Киев и поставлена в «паненском монастире Покрова в церкви Пресвятыя Богородици» (Величко С. Летопись Юго-зап. России в XVII в. К., 1855. Т. 3. С. 88-90), возможно после того, как с нее был сделан список для церкви с. Мохнатина, вероятно, ок. 1691 г., когда М. и. была уже известна своими чудесами, а упоминания о Руденской иконе в этом регионе перестали встречаться.

Лит.: Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Милорадович Г. А. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече // Черниговские епарх. изв. Приб. 1884. № 23. С. 941-951; [П. С.]. Сказание о местночтимой иконе Богоматери Мохнатинской // Там же. 1893. № 2. С. 52-56; № 5. 176-180; Поселянин Е. Богоматерь. С. 656; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-вековой её истории. К., 1911. С. 115; Злотникова И. В. Новодворская икона. Прообраз и списки: проблема бытования // Церковь и общество: история и современность: Мат-лы IV науч.-образов. Знаменских чт. Курск, 2009. Т. 1. С. 135-141; она же. Икона Божией Матери Ченстоховская в синодальной и старообрядческой иконописи // Молодые об искусстве: Науч. статьи аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ: Сб. ст. / Отв. ред.: Р. М. Байбурова. М., 2011. Вып. 2. С. 135-145; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени // Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toruń, 2013. Т. 1. S. 71-77; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. Н.-Й., 2014. № 1/2(113). С. 6-14.
И. В. Злотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также