Субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Площадь М. о.- 144,9 кв. км. Адм. центр - г. Мурманск. Относится к районам Крайнего Севера, входит в Арктическую зону РФ; бо́льшая часть области расположена за Северным полярным кругом. На юге и востоке омывается водами Белого м., на севере - водами Баренцева м. На западе М. о. проходит гос. граница с Норвегией и Финляндией, на юге М. о. граничит с Республикой Карелия. Полезные ископаемые представлены месторождениями апатито-нефелиновых руд, железных и медно-никелевых руд; имеются месторождения редкоземельных металлов (крупнейшие в РФ), а также полудрагоценных (аметист) и драгоценных (алмазы) камней. На шельфе Баренцева м. ведется добыча нефти; здесь же расположено Штокмановское газовое месторождение. Население - 757,6 тыс. чел. (2017). Национальный состав: русские - 73,14%, саамы - 7,47, финны - 7,42, коми - 3,13, татары - 1,36, украинцы - 0,93, белорусы - 0,53%. В составе М. о. 17 административно-территориальных единиц: 6 районов, 6 городов областного значения и 5 закрытых административно-территориальных образований. Всего в М. о. 16 городов, 12 поселков городского типа и 98 сельских населенных пунктов. Плотность населения - 5,2 чел. на кв. км. Городское население - 92,7%.
Заселение территории Кольского п-ова человеком относится к эпохе мезолита (VIII-VII тыс. до Р. Х.), когда шла колонизация М. о. с территории Скандинавии. В эпоху неолита и раннего металла колонизация осуществлялась с территории европейской части России. Памятники М. о. эпохи мезолита и неолита относятся к археологическим культурам комса и ямочно-гребенчатой керамики; эпохи металла - к культуре асбестовой керамики. Известными археологическими памятниками М. о. являются Оленеостровский могильник (о-в Б. Олений в сев. части Кольского зал., IV-III тыс. до Р. Х.), петроглифы Чальмны-Варрэ (р. Поной, III-II тыс. до Р. Х.) и Канозера (VI-II тыс. до Р. Х.).
В заселении Кольского п-ова принимали участие представители разных расовых и языковых групп - европеоиды и монголоиды. Их смешение привело к формированию коренного народа региона - саамов. Саамы относятся к лапоноидному типу большой европеоидной расы, говорят на языке финно-угорской языковой семьи. В I - сер. II тыс. по Р. Х. саамы заселяли территории совр. М. о., Карелии, Северо-Запада России. К XVI в. они были вытеснены на территорию Кольского п-ова и сев. районов Карелии. В наст. время саамы помимо М. о. живут в Финляндии, Норвегии и Швеции. Основу их хозяйства составляют оленеводство, рыболовство и охота.
В XI-XII вв. началось освоение территории Кольского п-ова («Тре», «Терь» в новгородских источниках) Новгородом. «Тре» («Терь») регулярно упоминается в договорах Новгорода с вел. князьями как одна из волостей. Здесь представители Новгорода собирали дань с саамов. На рубеже XIII и XIV вв. сюда отправляли «кречатых помытчиков» вел. князья Владимирские. В кон. XIV-XV в. территория Кольского п-ова осваивалась карелами и русскими, выходцами из новгородских земель. Появились поселения на Терском и Кандалакшском берегах Белого м. (юг М. о.) - Умба и Варзуга (старейшие), Кандалакша, Порья Губа, Кереть, Ковда. Здесь происходило формирование субэтнической группы русских - поморов. Основу занятий поморов составляли рыбный и морской звериный промыслы. Адм. центром региона до кон. XVI в. была Кандалакша, где находились лопские даньщики - сборщики саамской дани и представители местной администрации. Отношения даньщиков и местного населения регулировали уставные грамоты, старейшая из них датирована 1517 г.
С сер. XVI в. на Мурманском берегу Кольского п-ова (побережье Баренцева м.) развивался рыбный промысел, имевший сезонный характер (с весны до начала осени). Участие в промысле принимали выходцы из городов и волостей Русского Севера, а также насельники мон-рей Поморья и Холмогорский архиерейский дом. На побережье осуществлялся и международный торг, в котором участвовали купцы из Голландии, Дании, Франции и др. европ. стран.
Развитие мурманского промысла способствовало появлению сел. Кола на слиянии рек Тулома и Кола. В 1581-1584 гг. в Коле был построен острог, и селение преобразовалось в город, сюда из Кандалакши переместился адм. центр. Кольским острогом управляли воеводы, назначавшиеся из Москвы. Здесь был создан стрелецкий гарнизон (к 1625 насчитывал 500 военнослужащих). Создание в Коле адм. центра способствовало оформлению Кольского у., к которому относилась территория Кольского п-ова (за исключением Терского берега - части Двинского у.) и сев. районы Карелии.
Территория Кольского п-ова, не имевшая до XVI в. определенного адм. статуса, являлась объектом притязаний со стороны Дании и Швеции, что породило дипломатический и военный конфликт гос-в (т. н. Лапландский спор). В 1582 и 1621-1623 гг. военные корабли Дании совершали нападения на Мурманский берег. В 1589/90, 1591 и 1611 гг. военные отряды Швеции осаждали Кольский острог, разорили Троицкий Печенгский и Кандалакшский Пречистенский монастыри, ряд поморских волостей. Лапландский спор породил двое- и троеданничество ряда саамских погостов: они одновременно платили дань 2 или 3 государствам.
С 1708 г. Кольский у. входил в состав Архангельской губ. В 1775 г. в ходе адм. реформы в состав Кольского у. вошел Терский берег, а сев. районы Карелии отошли Кемскому у. 2 мая 1826 г. была подписана русско-швед. конвенция о разграничении территории на Кольском п-ове. В результате Швеции отошел район к западу от р. Ворьема (совр. территория Норвегии, где река именуется Якобсэльв). В кон. XVIII в. из Колы был выведен гарнизон и город утратил военное значение. В период Крымской войны 1853-1856 гг. Кольский п-ов неоднократно (в 1854-1855) подвергался нападениям брит. и франц. военных судов. 11-12 авг. 1854 г. в ходе брит. бомбардировки Колы были уничтожены острог и Воскресенский собор - шедевр рус. деревянного зодчества. В 1858 г. Кольский у. был ликвидирован и вошел в состав Кемского у. В 60-х гг. XIX в. продолжилась колонизация Мурманского берега, в результате к-рой возникли постоянные поселения на побережье Баренцева м. Наряду с русскими в колонизации участвовали норвежцы, финны и шведы.
В 1883 г. был восстановлен Кольский у., переименованный после основания г. Александровска (1899) в Александровский у. В период первой мировой войны М. о. рассматривалась как стратегический регион, через который осуществляли помощь союзники. В 1915-1916 гг. шло строительство порта на берегу Кольского зал. и железной дороги, связывавшей порт с Петроградом. 21 сент. 1916 г. был основан г. Романов-на-Мурмане, ставший новым центром М. о.
В XVI - нач. XX в. основу экономики М. о. составляли рыбные и морские звериные промыслы; в XVIII - нач. XX в. развивалась промышленность (заводы по добыче медной и серебряной руды, лесопильные предприятия).
Падение монархии в России во время Февральской революции 1917 г. привело к созданию в регионе Мурманского Совета. 3 апр. 1917 г. Романов-на-Мурмане был переименован в Мурманск. Благодаря поставкам продовольствия и угля со стороны Антанты экономическое положение края в то время было значительно лучше положения других регионов России. Это способствовало отсутствию конфронтации между Мурманским Советом и представителями Временного правительства в регионе. В сент. 1917 г. была учреждена должность Главного начальника Мурманского укрепленного р-на и Мурманского отряда судов (Главнамур), которую занял контр-адмирал К. Ф. Кетлинский. Он наладил конструктивные отношения и с союзниками по Антанте, и с Мурманским Советом, к-рые сохранились и после прихода к власти большевиков в окт. 1917 г. 28 янв. (10 февр.) 1918 г. Кетлинский был убит в Мурманске. В февр. 1918 г. на базе Александровского и части Кемского уездов, ранее входивших в состав Архангельской губ., был образован Мурманский край, в котором было решено создать Мурманский краевой Совет (Краесовет).
6 марта 1918 г. в ответ на подписание большевистским правительством 3 марта Брестского мира началась военная интервенция. Британский отряд морской пехоты взял под контроль основные стратегические объекты в Мурманске. 23 марта 1918 г. был создан Мурманский краевой Совет, который поддержал интервенцию, приняв решение «идти рука об руку со всеми бывшими союзниками». Это привело к разрыву Краесовета с Москвой и к последующему свержению советской власти на Мурмане. В авг. 1918 г. при поддержке интервентов Антанты в Архангельске было создано Верховное управление Северной обл., в состав к-рой в сент. 1918 г. вошел Мурманский адм. р-н. Осенью 1918 г. все органы советской власти были ликвидированы, вместо них было восстановлено земское самоуправление. Прекращение странами Антанты интервенции в Россию осенью 1919 г. привело к восстановлению советской власти в Мурманске 13 марта 1920 г. 16 марта того же года приказом Архангельского губревкома Мурманская губ., преобразованная из Мурманского края Временным правительством Северной обл. 2 февр., была упразднена, а входившие в ее состав Александровский и Кемский уезды переданы в состав Архангельской губ. 13 июня 1921 г. Александровский у. Архангельской губ. был преобразован в Мурманскую губ. с центром в Мурманске. Однако 1 авг. 1927 г. постановлением ВЦИК губерния преобразована в Мурманский окр. Ленинградской обл.
В 20-30-х гг. XX в. происходило интенсивное освоение природных богатств М. о. В результате геолого-разведочных работ в 30-х гг. началось строительство рудников и комбинатов в Хибинах, а также поселков (впосл. городов) Хибиногорска (ныне Кировск) и Мончегорска. В 1930 г. была создана Хибинская горная станция АН СССР (в 1949 преобразована в Кольский филиал АН СССР). Активно развивалось научное исследование биоресурсов сев. морей; еще в 1921 г. был основан Плавучий морской научный ин-т (ныне Полярный научно-исследовательский ин-т морского хозяйства и океанографии); в 1935 г. создана Мурманская морская биологическая станция АН СССР (в 1958 преобразована в Мурманский морской биологический ин-т). Промышленное развитие региона, развитие рыбного и торгового морских портов в Мурманске, освоение Северного морского пути и создание Северной военной флотилии (Северного флота) стали ключевыми факторами, обеспечившими стабильный приток населения и активное экономическое и культурное развитие региона. Быстрый рост населения региона и высокие темпы его экономического развития способствовали тому, что 28 мая 1938 г. Мурманский окр. Ленинградской обл. с присоединенным к нему Кандалакшским р-ном Карельской АССР были преобразованы в М. о. В 1939-1940 гг. на землях М. о. шла советско-фин. (Зимняя) война, в результате к-рой территория региона была расширена за счет присоединения к нему зап. части полуостровов Средний и Рыбачий. Граница с Финляндией теперь стала проходить в районе р. Титовка.
В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. противник наступал в М. о. по 2 направлениям: части нем. горного корпуса «Норвегия» - на Мурманск из района Петсамо, фин. группировка - на Кандалакшу и Лоухи. Противостоящие врагу силы советской 14-й армии (командующий - генерал-лейтенант В. А. Фролов) сумели в сент. 1941 г. остановить натиск неприятеля на рубеже рек Зап. Лица (80 км от Мурманска) и Верман (70 км от Кандалакши).
С 1942 г. в Мурманск на постоянной основе начали прибывать караваны (конвои) союзников, осуществлявшие поставки в СССР по ленд-лизу, что придало городу и порту особую стратегическую значимость. Весной 1942 г. частями Красной Армии на Мурманском направлении была предпринята апрельско-майская наступательная операция, к-рая закончилась поражением, после чего война в Заполярье приняла позиционный характер. Активные боевые действия вели авиация, защищавшая с воздуха Мурманск и пункты базирования Северного флота, и Северный флот, к-рый атаковал коммуникации противника и осуществлял прикрытие союзнических конвоев, направлявшихся в Мурманск. Не имея возможности взять Мурманск штурмом с суши, летом 1942 г. фашисты начали массированные бомбардировки с воздуха. Результатом стало фактически полное уничтожение 3/4 всех построек города.
С 7 по 29 окт. 1944 г. проводилась Петсамо-Киркенесская наступательная операция силами Карельского фронта (командующий - ген. армии К. А. Мерецков) и Северного флота (командующий - адмирал А. Г. Головко). В ходе этой операции противнику было нанесено поражение и завершилось полное освобождение советского Заполярья и Сев. Норвегии от нем. войск.
Общий ущерб, нанесенный фашистами хозяйству М. о., составил 920 млн р. Работа по восстановлению началась еще в ходе Великой Отечественной войны, однако только с 1945 г. она приобрела приоритетный характер: происходило возрождение горно-химической, металлургической и лесной промышленности. Наиболее быстро шло восстановление рыбной промышленности, которая уже в 1948 г. на 11,5% превзошла наивысшие довоенные достижения. В 1953 г. было создано Мурманское гос. морское арктическое пароходство - крупное предприятие, в задачи которого входило обеспечение транспортных нужд портов и полярных пунктов зап. сектора Арктики, Кольского п-ова, осуществление загранперевозок в межнавигационный период. К 1989 г. в составе Мурманского морского пароходства было более 60 транспортных судов ледокольного типа, 6 дизель-электрических ледоколов, единственный в мире специализированный атомный ледокольный флот (ледоколы «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия»), 4 порта и др. предприятия и подразделения.
Более сложной задачей после войны являлось восстановление тяжелой промышленности, однако и в этой отрасли к кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. комбинаты «Апатит» и «Североникель» достигли довоенного уровня производства, были восстановлены разрушенные мощности никелевого комбината в Печенгском р-не. В кон. 40-х гг. на Кольском п-ове возникли предприятия 2 новых отраслей - железорудной (Оленегорский горно-обогатительный комбинат) и алюминиевой (Кандалакшский алюминиевый завод). В 1949 г. введена в строй Нива ГЭС-3 на р. Нива. С 1955 по 1965 г. были запущены Оленегорский и Ковдорский горно-обогатительные комбинаты, Кировская гидроэлектростанция и Апатитонефелиновая обогатительная фабрика в Апатитах. В 1966 г. начала работу самая крупная гидроэлектростанция Кольского п-ова - Верхнетуломская ГЭС. 18 мая 1969 г. началось строительство Кольской атомной электростанции, а 29 июня 1973 г. она была введена в эксплуатацию.
В процессе восстановления М. о. использовался труд заключенных 12 ИТЛ ГУЛАГа (в районе городов Кировска, Мончегорска, Оленегорска, Мурманска), а также нем. военнопленных. К 1951 г. численность населения М. о. достигла довоенного уровня. Форсированное развитие промышленности и рыбного промысла сопровождалось дальнейшим увеличением этого показателя. Его максимум в М. о. был достигнут к нач. 90-х гг. XX в., когда в регионе проживало ок. 1,2 млн чел., в т. ч. в Мурманске - ок. 500 тыс. чел. В 40-х - 50-х гг. были образованы новые рабочие поселки: Никель (1945), Печенга (1945), Ревда (1950), Зеленоборский (1952), Африканда (1955), Тюва-Губа (1957), Зареченск (1957), Росляково (1959), Шонгуй (1959). На 1 янв. 1955 г. в состав М. о. входило 6 городов, 8 сельских и 3 городских района, 19 рабочих поселков, 41 сельсовет.
В 1957 г. пос. Оленья (основан в 1947) преобразован в г. Оленегорск, рабочий пос. Заполярный - в город районного подчинения, выделена пригородная зона г. Кандалакши. В 1965 г. статус города получили поселки Ковдор и Кола, а в 1966 г.- пос. Апатиты. В 1965 г. образован пос. Серебрянский, населенный пункт Урица был переименован в Видяево, в 1966 г. создан пос. Верхнетуломский, а в 1967 г.- пос. Сафоново. В 1973 г. в пригородной зоне г. Апатиты построен пос. Полярные Зори (с 1983 город), в 1978 г. в Кольском р-не появился пос. Туманный, а в 1979 г.- пос. Молочный.
По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. на территории области осталось 4 района - Кольский, Ловозерский, Печенгский и Терский.
Сразу после войны возобновили работу Мурманский учительский ин-т, педучилище, Кировский горно-химический техникум, вернулось из эвакуации из Нарьян-Мара Мурманское среднее мореходное уч-ще. В 1950 г. в Мурманске было открыто Высшее мореходное уч-ще, к-рое начало осуществлять подготовку высококвалифицированных инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников. В 1956 г. Мурманский учительский ин-т был преобразован в Мурманский гос. педагогический ин-т. В 1949 г. был открыт Кольский филиал АН СССР, состоявший из Геологического и Биологического ин-тов, в нач. 1958 г. в филиале были созданы специальный Институт химии и технологии минерального сырья, а также Лаборатория природного газа. В 1960 г. был создан Полярный геофизический институт. В 1988 г. Кольский филиал АН СССР был преобразован в Кольский научный центр АН СССР.
Со 2-й пол. 80-х гг. XX в. в М. о. начался экономический кризис. Количество рыболовных судов только в столице области снизилось с более чем 400 в 1989 г. до 290 в 1997 г. Резко сократился грузооборот портов. По всей области приостановилось строительство, появилась безработица. В нач. 90-х гг. из региона произошел массовый отток населения. В частности, с 1989 по 1992 г. Мурманск покинули 28 тыс. чел., к 2002 г. число жителей города сократилось на 150 тыс. чел. по сравнению с 1989 г. В целом по М. о. население уменьшилось с 965,7 тыс. чел. в 1989 г. до 760,8 тыс. чел. в 2002 г.
В совр. М. о. приоритетными отраслями являются рыбная, горнодобывающая, химическая промышленность и цветная металлургия. На трассах Северного морского пути начинают формироваться постоянные грузопотоки; функционирует крупнейшая судоходная компания, выполняющая большинство грузоперевозок под российским флагом - ОАО «Мурманское морское пароходство»; в М. о. базируется атомный ледокольный флот. Железнодорожный и автомобильный транспорт соединяют Кольский п-ов с др. регионами европейской части России. Приграничное положение региона создает условия для более тесного взаимодействия на субрегиональном уровне с европ. экономическим пространством.
Большинство верующих М. о.- православные. К авг. 2017 г. зарегистрировано 130 религ. орг-ций: 70 православных (входят в Мурманскую митрополию, состоящую из Мурманской и Мончегорской и Североморской и Умбской епархий), община Истинно православной церкви (см. статьи Истинно православные христиане и Катакомбное движение), католический приход, 46 протестантских организаций, 10 мусульманских общин, иудейская община и организация международного общества «Сознание Кришны».
I. Средневековый период (XIV-XVII вв.). Важную роль в деле колонизации и христианизации Кольского п-ова с кон. XIV в. играл Корельский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь. Он возвел церкви и часовни почти по всему Беломорью, включая Терский берег («Карельское городище» в Варзуге). После разорения мон-ря «мурманами» - норвежцами в 1419 г. процесс христианизации края замедлился. Но с появлением в 1436 г. Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря и возрождением ок. 1471 г. Николо-Корельского мон-ря хозяйственное и церковное освоение Беломорья приобрело более интенсивный характер. Появилась 1-я самостоятельная монашеская община на Кольском Севере - Никольский-Кокуев (назван по фамилии ктиторов мон-ря потомков «боярина корельского» Василя Кокуя) муж. мон-рь в устье р. Порья, ориентированный на пустынножительство и, вероятно, представлявший собой стоявшие вдоль Терского берега одинокие кельи.
Одновременно с монастырской колонизацией возникали и мирские поморские поселения. В течение последующих 2 столетий произошло слияние поморских и монастырских селений. Первыми устойчивыми поселениями стали двинские выселки с преобладающим карельским населением Варзуга и Умба.
С присоединением Новгородской земли к Московскому великому княжеству в 1478 г. в его состав вошел и Кольский п-ов. К этому же времени, вероятно, относится появление монашеских поселений на реках Паз (Патсойоки), Поной и Канда.
В XVI в. в основных чертах сформировалось монастырское землевладение на Терском берегу. Вел. князья, начиная с Василия III Иоанновича, подвигали Новгородских архиереев к более активным миссионерским действиям, чтобы противостоять религ. экспансии соседних Швеции и Норвегии. С 20-х гг. XVI в. Кольский п-ов переживал духовный подъем, связанный с деятельностью плеяды монахов-миссионеров. Примерно в нач. 20-х гг. XVI в. на Кольском п-ове появляются преподобные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский. В результате их деятельности значительная часть вост. саамов в кон. 20-х - нач. 30-х гг. приняла крещение; были построены церкви, а на реках Кола (ок. 1540) и Мана (ныне Намайоки; ок. 1533) возникли первые мон-ри на северо-западе края. Обе обители были посвящены Св. Троице. С именем прп. Феодорита большинство исследователей связывают и миссию на юге Кольского п-ова, завершившуюся крещением лопарей в Кандалакше в 1526 г. и основанием мон-ря. В дальнейшем просветительскую деятельность на юге Кольского п-ова осуществляли насельники Кокуева мон-ря.
Правосл. миссии на Кольском п-ове вели работу при активной поддержке со стороны Новгородского и Псковского архиеп. свт. Макария (впосл. митрополит Московский), вел. кн. Василия III и царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Они инициировали и поддерживали организацию поездок священников для освящения храмов и часовен, а также для крещения лопарей (напр., миссия 1532-1534 гг. иером. Илии (Тучкова)).
С сер. XVI в. богатства края привлекали новых хозяйственников в лице крупных мон-рей Центра и Севера России (особенно Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра) и Антониева Сийского в честь Святой Троицы мужского монастыря). Однако уже к концу столетия основными хозяйственными субъектами края стали Свято-Троицкий мон-рь на Печенге и Преображенский мон-рь на Соловках.
В 70-х гг. XVI в. старец Феогност завершил дело прп. Феодорита, крестив лопарей, проживавших на берегах рек Поной и Иоканга (Йоканьга). В 1581 г. в Коле игум. Сергий (Вянзин) создал Петропавловский мон-рь. В 90-х гг. XVI в. на Терском берегу окормлял православных буд. соловецкий игум. прп. Иринарх († 1628).
Серьезный удар по Терскому берегу нанес опричный погром 1568 г. (Басаргин правеж), в результате которого полному разорению подверглись основные центры экономической и духовной жизни юга края. Предположительно именно вслед. этих событий пришел в упадок Кокуев мон-рь на р. Порья. Следующим ударом стало разорение края в 1589 г. финно-швед. отрядом Пекки Весайнена. В результате его набегов были полностью уничтожены Кандалакшский и Печенгский мон-ри. Возрождение «Кандалакшской на наволоке» обители произошло за счет переселения иноков Кокуева мон-ря из Порьей Губы (Кандалакшский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь). Печенгская обитель продолжила существование в Коле как Свято-Троицкий Кольско-Печенгский мон-рь.
В 1-й пол. XVII в. на землях М. о. активно возрастала хозяйственная роль и влияние мон-рей. Почти все рыболовецкие и охотничьи угодья края попадают под непосредственное управление мон-рей либо находятся под их влиянием. Только владения Трифонова Печенгского мон-ря, подчинившего в 1606 г. Петропавловскую обитель в Коле, выросли почти в 8 раз. Терский берег в основном был под упр. Соловецкой обители, а юго-запад - в ведении Кандалакшского Пречистенского мон-ря.
Новой тенденцией стало проникновение в вост. волости патриарших мон-рей. В 1658 г. половина течения рек Поной и Йоканьга и вся р. Лахта были отписаны Крестовому патриаршему мон-рю, а др. часть тех же рек отходила патриаршему Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова монастырю. Патриархи делали значительные вклады в Успенскую патриаршую церковь в с. Поной.
С 70-х гг. XVII в. началось подчинение монастырских земель гос-ву. Наиболее серьезным ударом по монастырскому землевладению стало изъятие в 1697 г. владений Печенгского монастыря, приобретенных после 1574 г.
Экономический рост местных монастырей сопровождался их духовным упадком. С каждым десятилетием сокращалась численность насельников обителей, падал уровень их нравственности. Уже при игум. Иоанне (1654-1658) Печенгская обитель впервые стала приписной к патриаршему Крестовому мон-рю. Др. испытанием для Православия стало распространение в Беломорье «старой веры». В основном население Кольского п-ова сохранило верность Церкви, но под влиянием ссыльных лидеров старообрядчества имели место случаи уклонения в «старую веру».
К кон. XVII в. 2 из 4 мон-рей прекратили существование, а 2 оставшихся пребывали в упадке. Аборигены края, лопари, отходили от Церкви; многие из них к 70-м гг. XVII в. оказались некрещеными и почти все вернулись к вере предков. По указу царя Феодора Алексеевича в 1681-1682 гг. свящ. Кольского собора Алексий Симонов посетил значительную часть саамских погостов, находящихся в зап. и центральной части Кольского п-ова. В ходе миссионерской поездки он не только проводил опрос населения на предмет веры и крестил значительную часть саамов, но и устраивал часовни.
В XVI-XVII вв. продолжалось церковное строительство. Как и в предыдущий период, в основном возводили небольшие часовни (напр., сохранившаяся Георгиевская XVI в. в Нейдене (ныне Норвегия) и в честь Рождества Христова XVII в. на оз. Чесыньявр). Во 2-й пол. XVII в. на Кольском Севере были созданы 2 шедевра деревянного зодчества - Успенская ц. в Варзуге (1674) и 24-главый Воскресенский собор в Коле (1681-1684; в лит-ре встречаются ошибочные утверждения о 19 главах собора). В 1682 г. из состава Новгородской митрополии была выделена Холмогорская и Важская (с 1731 Архангельская) епархия, которой отошел Кольский у. Последствиями этого стали, с одной стороны, более тщательный бюрократический контроль за приходами, с другой - ослабление прямых связей с центральными структурами церковного управления.
II. Синодальный период (XVIII - нач. XX в.). Большинство архиереев XVIII в. узнавали о делах на приходах Кольского у. из докладов консистории и лично не посещали эту часть вверенной им епархии. В этот период монастырское хозяйство окончательно пришло в упадок, а насельники местных мон-рей пренебрегали монастырской дисциплиной. На основании рапорта архиеп. Афанасия (Любимова; 1682-1702) царю Петру I в 1701 г. Кольско-Печенгский мон-рь был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому. С 1704 г. печенгские вотчины стали передаваться в руки откупщиков. Наконец, в 1764 г. Кольско-Печенгский мон-рь был упразднен по указу имп. Екатерины II Алексеевны о секуляризации. Та же судьба постигла и Кандалакшский мон-рь. В 1742 г. указом архиеп. Варсонофия (Щеныкова) обитель была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1764 г. во исполнение указа о секуляризации церковных земель на Кольском п-ове лишились владений Соловецкий мон-рь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь, Воскресенский и Крестовый мон-ри, а также Святейший Правительствующий Синод, имевший вотчину в Варзужской вол.
С изъятием поморских селений в казну стали развиваться мирские приходы. Еще в XVI в. возник соборный приход в Коле, в кон. XVII в. образовалось сразу 2 прихода в Варзуге, в 1710 г.- в Поное, а с сер. XVIII в.- в др. крупных поселениях: Умбе, Кандалакше, Ковде и Керети. К кон. XVII в. на Кольском Севере действовали уже 13 причтовых церквей. Саамские погосты приписывались к крупным поморским общинам. Основное содержание причт получал из казны; дополнительное содержание шло из добровольных пожертвований прихожан и от выделяемых общинами речных и морских рыбных участков. К нач. XVIII в. духовенство края превращается в сословие; место в приходе передается чаще всего по родству.
При имп. Екатерине II рос интерес к Кольскому краю со стороны правящих архиереев, они начали совершать визиты в местные приходы. По инициативе императрицы и на ее пожертвования в крае был возведен 1-й каменный Благовещенский храм (в 1783 она выделила на эти нужды 8 тыс. р.; церковь была построена к 1807, освящена 25 янв. 1817, восстановлена в 1867).
В XVIII в. продолжало развиваться приходское храмовое строительство. В основном возводились небольшие деревянные церкви. Среди построек выделяются Никольский храм в с. Варзуга (1705), Никольская ц. в с. Ковда (1705), Сретенский храм на р. Мана (1708-1709), Никольская ц. в с. Порья Губа (1794), ц. в честь Рождества Иоанна Предтечи в с. Кандалакша (1786-1801). За 1-ю пол. XIX в., несмотря на явные потребности верующих, был создан лишь один поморский приход в с. Тетрине Кемского у. (1844).
С упразднением в 1858 г. Кольского у. (восстановлен в 1883) на территории полуострова было создано 2 благочиния. Первое охватывало сев. половину края (центр - Кола, с 1899 - Александровск), 2-й включал Терский берег и Кандалакшско-Ковдское поморье (центр - с. Кузомень).
В XIX в. визиты архиереев в край участились. С целью развития христ. миссии по инициативе еп. Антония (Павлинского; 1854-1857; впосл. архиепископ) были учреждены лопарские приходы: Печенгский (1857), Нотозерский (1862), Ловозерский (1862), Пазрецкий (1894) и Кильдинский (1894). В отдаленных лопарских погостах строились приписные храмы и часовни. Возникли новые поморские приходы: Кузоменский (1861), Кашкаранский (1890) и Чапомский (1894). Под влиянием гос. колонизаторской политики были открыты приходы в колониях на Мурманском берегу: Китовско-Владимирский (1875), Териберский (1885) и Гавриловский (1893). В 1886 г. в качестве приписного к Соловецкому мон-рю был возрожден Трифонов Печенгский мон-рь.
Священноначалие старалось поощрять миссионерско-просветительскую деятельность духовенства Кольского п-ова, особое значение придавая открытию церковноприходских школ и читален. В 1913 г. на территории Александровского у. работали 14 церковноприходских школ, в которых обучалось 348 детей. В Трифоновом Печенгском мон-ре для взрослых читались лекции по религиозно-нравственному воспитанию, по рус. истории и словесности, по географии и естественной истории, о вреде пьянства. Помимо преподавания в церковноприходских школах и уч-щах священники принимали активное участие в поддержании традиций проведения народных чтений. В 1902 г. чтения были организованы комитетом попечительства о народной трезвости г. Александровска в Варзуге, Кузомени, Умбе и Тетрине. Народные чтения должны были просвещать в основном взрослое население и отвлекать его от распространенного на Кольской земле пьянства. В приходах создавались об-ва трезвости.
В 1899 г. в новом уездном центре края Александровске был возведен в русском стиле пятиглавый храм во имя свт. Николая Чудотворца. Проект разработал архангельский архит. И. Г. Иванов по рис. В. М. Васнецова (см. ст. Васнецовы). Деятельное участие в сооружении храма и обустройстве его внутреннего убранства принимали С. И. Мамонтов, акад. А. А. Киселёв, архангельский губернатор А. П. Энгельгардт и др.
В нач. XX в. среди всех слоев населения, включая духовенство, распространились революционные и реформаторские идеи. Этому процессу способствовала ссылка на территорию края «неблагонадежных».
Продолжали появляться новые приходы: с 1899 по 1917 г. открыто 7, из них 2 должны были играть роль адм. центров благочиния; в 1899 г. открыт приход в Александровске, в 1916 г.- приход в Романове-на-Мурмане. К 1917 г. в составе 1-го благочиния было 11 приходов (Александровский, Кольский, Кильдинский, Териберский, Печенгский, Пазрецкий, Ловозерский, Нотозерский, Гавриловский, Рындский, Китовский), в к-рых действовали 23 церквей и 17 часовен. Во 2-м благочинии было 12 приходов (Умбский, Варзужский, Кузоменский, Тетринский, Чапомский, Понойский, Чаваньгский, Оленицкий, Кашкаранский, Ковдский, Кандалакшский, Княжегубский), к к-рым относились 30 церквей и 11 часовен. Однако Ковдский, Кандалакшский и Княжегубский приходы, хотя и располагались на территории Кольского п-ова, относились не ко 2-му, Александровскому благочинию Архангельской епархии, а к 3-му, Кемскому, и числились в Кемском у.
В 1917 г. Трифонов Печенгский мон-рь стал ставропигиальным. Формально был учрежден мон-рь в Романове-на-Мурмане (его открытие не состоялось). Гос-во по-прежнему уделяло большое внимание просветительской деятельности, но после 1907 г. постепенно выводило церковноприходские школы из ведения приходов.
Начало первой мировой войны и строительство Мурманской железной дороги выдвинули новые задачи перед Церковью на Кольском Севере. В условиях военного времени требовалось усилить заботу о духовном окормлении и просвещении жителей края и прибывающих сюда новых поселенцев. В янв. 1917 г. Архангельский еп. Нафанаил (Троицкий; впосл. митрополит), представил свои соображения на этот счет в Синод. Он предлагал построить по линии железной дороги примерно 11 церквей и 13 церковноприходских школ, поскольку, по его мнению, в будущем население края должно было увеличиться, а об удовлетворении его духовных нужд необходимо позаботиться заранее. В Романове-на-Мурмане планировалось построить храм-памятник погибшим в годы войны морякам, открыть монастырские подворья или даже мужской и женский мон-ри, богадельню, школы, странноприимный дом. Однако из-за революции и гражданской войны эти планы воплотить в жизнь не удалось. В Романове-на-Мурмане появилась лишь деревянная Никольская ц. флотской роты Кольской базы (1916-1924), которая в советское время стала единственным храмом Мурманска.
III. 1917-1991 гг. В нач. марта 1918 г. в Мурманске высадились десанты англ., франц. и амер. интервентов. С этого момента и до февр. 1920 г. советская власть на Кольском п-ове не действовала. Ко времени прихода интервентов в области государственно-церковных отношений на Кольской земле было сделано немногое: ликвидированы должности священников на флоте и в армии (большинство представителей военного духовенства нашли места в разных приходах края), прекращено гос. финансирование священников и приходов, преподавание Закона Божия в школах стало оплачиваться самими верующими.
После падения власти Временного правительства Северной обл., возвращения большевиков в Архангельск и восстановления советской власти на Кольском п-ове в кон. февр. 1920 г. началась реализация декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», массовые закрытия храмов и мон-рей, изъятие церковного имущества и зданий у верующих, репрессии против духовенства. В Мурманском благочинии к сент. 1921 г. числилось лишь 10 приходов - 3 городских и 7 сельских (Кольский, Мурманский, Александровский, Кильдинский, Нотозерский, Ловозерский, Териберский, Гавриловский, Рындский и Китовский). Немногочисленностью и бедностью приходов на Кольской земле можно объяснить отсутствие жестких мер по отношению к священникам и Церкви в первые годы советской власти: материальную базу причтов подрывать было не нужно, т. к. она была скудна, почти не имелось храмового имущества, к-рое можно было реквизировать. В 1921 г. в связи с делом «Союза духовенства и мирян», к-рый действовал в период существования Северной обл., прошли первые аресты священников на Кольском Севере; 1 марта 1925 г. были осуждены еще двое священнослужителей. Первые закрытия храмов состоялись уже в нач. 20-х гг. XX в. До 1922 г. была закрыта церковь в Титовке (в 1925 здесь был закрыт и 2-й храм); до 1925 г. в Дома просвещения были превращены церкви Екостровского и Сонгельского погостов, в Кольско-Лопарском р-не было закрыто 2 церкви: в с. Пулозере (в 1920 здание стало непригодным для использования ни верующими, ни властями после пожара) и в Нотозерском погосте (в 1923 приспособлена под красный уголок, затем переоборудована под Дом просвещения со школой и с клубом). В 1924 г. по ходатайству населения и по постановлению Мурманского окрисполкома от 25 июля того же года была закрыта церковь в Мурманске. На ее территории в разное время действовали пионерский клуб, физкультурная площадка и общежитие грузчиков. Мурманск стал 1-м губ. городом РСФСР, не имевшим действующего храма.
В дек. 1920 - февр. 1921 г. советские власти провели реквизицию имущества в Трифоновом Печенгском мон-ре; оказавшись на территории Финского гос-ва, обитель лишилась не только всех хозяйственных и жилых построек, угодий, но и храмовых зданий, переданных лютеран. общинам. Монастырская братия лишь дважды в год могла проводить богослужения в собственных храмах. По возвращении мон-ря вместе с Печенгой СССР в 1940 г. деятельность обители была запрещена, в отношении братии применялись репрессии.
Во время кампании по изъятию церковных ценностей более других пострадали крупные приходы края в Александровске, Мурманске и Коле.
В 1922 г. были сформулированы основные задачи мурманских партийных орг-ций в деле антирелиг. пропаганды. В марте 1923 г. создан антирелиг. кружок при агитотделе Мурманского губкома. 14 окт. 1925 г. союз друзей газ. «Безбожник», существовавший с 1923 г. в Мурманской губ., был переименован в Союз безбожников (с 1929 Союз воинствующих безбожников). 30 нояб. 1925 г. открылась 1-я Мурманская городская конференция членов Союза безбожников. Мурманский Союз курировал деятельность всех безбожников губернии, а затем и Мурманского окр.
Обновленчество не получило распространения в регионе. В 1928 г. мурманский приход присоединился к иосифлянству, перейдя в подчинение еп. Димитрия (Любимова). В 1929 г. приходы края были подчинены Олонецкой епархии, а в 1936 г.- Ленинградской.
В 30-х гг. XX в. были закрыты все церкви и часовни Колы, в 1940 г.- церкви Йоканьги и Кандалакши. Усилились преследования духовенства и мирян. В частности, были репрессированы иером. прмч. Моисей (Кожин) и послушник прмч. Феодор Абросимов, а также ковдинский свящ. Александр Красильников и кандалакшский свящ. Алексий Суворов (оба в 1933 осуждены по групповому делу, приговорены к 10 годам ИТЛ), настоятель Благовещенского собора г. Колы прот. Константин Мелетиев (Мелентьев, 1874-1937; расстрелян), настоятель княжегубского прихода свящ. Вениамин Боголепов (1873-1938; расстрелян), варзужский свящ. Николай Гусев (1874-1939; умер в тюремной больнице), умбский свящ. Григорий Лисеенков (1893-1937; расстрелян) и ловозерский свящ. Михаил Распутин (1880-1937; расстрелян). После занятия в ходе советско-фин. войны советскими войсками района Петсамо вместе с прмч. послушником Феодором Абросимовым был арестован наместник Трифонова Печенгского мон-ря иером. Паисий (Рябов, 1881-1940; расстрелян). Последний священник на Кольском Севере, неоднократно подвергавшийся арестам настоятель Предтеченского прихода Кандалакши прот. Феодор Миролюбов, был в 3-й раз арестован и приговорен в 1940 г. к 5 годам ссылки в Красноярский край; его дальнейшая судьба неизвестна.
С 1941 по 1946 г. в области не было ни одного действующего правосл. храма. Начало Великой Отечественной войны повлекло за собой смягчение антирелиг. политики гос-ва, отразившееся и на духовной жизни Кольского п-ова. После возвращения территории М. о. в состав Архангельской епархии в 1946 г. стала постепенно возрождаться церковная жизнь. Этому способствовало ревностное служение еп. Леонтия (Смирнова; 1944-1953, с 1952 архиепископ). Еще до возвращения области в состав Архангельской епархии при личном содействии еп. Леонтия в 1945 г. активу мирян удалось добиться регистрации общины во имя свт. Николая Чудотворца в Мурманске. Это стало поводом для решения вопроса о епархиальной принадлежности края. В 1946 г. владыка дважды приезжал на Мурман и освящал молитвенные дома в Мурманске и в Кировске. Он добился возврата верующим храмов в Коле (в 1946) и в Ковде (в 1947).
После 1956 г., во время новой антирелиг. кампании (см. в ст. Хрущёв Н. С.), Архангельскому архиеп. Никандру (Викторову; 1956-1961) пришлось пойти на многочисленные уступки властям. В 1960 г. были закрыты приходы в Коле и Ковде. В 1961 г. он был вынужден запретить колокольный звон на территории епархии. Ситуация стабилизировалась лишь при еп. Никоне (Фомичёве; 1966-1977; впосл. архиепископ). К этому времени в М. о. сохранялось лишь 2 прихода - в Мурманске и в Кировске, в к-рых совершались ежедневные службы. Священники выезжали в дальние поселения края для совершения треб на дому.
Еп. Исидор (Кириченко; 1977-1987; ныне митрополит) в 1985 г. получил титул «Архангельский и Мурманский», а Мурманск стал 2-м кафедральным городом. Началось строительство нового Никольского кафедрального храма (1985-1986) с адм. комплексом и приписной Трифоновской ц.
При еп. Пантелеимоне (Долганове; 1987-1995; ныне митрополит) стали открываться новые приходы в крупных населенных пунктах (Кандалакша, Мончегорск, Североморск, Полярный и др.). Начался возврат церковных строений, изъятых у общин в годы гонений, произошел массовый приток мирян в Церковь, ряд священников стали миссионерами. 27 дек. 1995 г. была образована самостоятельная Мурманская и Мончегорская епархия, к-рую возглавил епископ (ныне митрополит) Симон (Гетя). На территории М. о. РПЦ имела 21 приход на 1 янв. 1995 г., 58 приходов - на 29 июля 2013 г., 61 приход - на 13 февр. 2015 г.
После реформы патриарха Никона в 1653 г. на Кольской земле появились сосланные властями в эти края старообрядцы. Летом 1654 г. в Кандалакшу был сослан протопоп московского Казанского собора на Красной пл. Иоанн Неронов (1591-1670), к-рого заковали в кандалы и держали в Кандалакшском мон-ре взаперти. Через 11 месяцев заточения при помощи единомышленников из числа местного населения - Алексея, Силы и Василия - Неронов совершил побег и вернулся в Москву. При содействии царского духовника протопопа Стефана Вонифатьева Неронов добился освобождения арестованных в Холмогорах Алексея и Василия. Сила, сопровождавший Неронова до Москвы, вернулся в Поморье и вместе с Алексеем и Василием скрытно проповедовал «древнее благочестие» и порицал новшества патриарха Никона. В 1661 г. в Кандалакшский мон-рь сослали группу старообрядцев - жителей Ростова Великого. Среди приверженцев «старой веры» были также монахи Соловецкого мон-ря, немало способствовавшие началу Соловецкого бунта 1667-1676 гг., в частности старец Варзужской службы Герасим (Фирсов). В янв. 1668 г. на вечную ссылку в Кольский острог как раскольника осудили свияжского подьячего И. М. Красулина, в 1676 г. за приверженность к старообрядчеству в Колу сослали группу московских стрельцов приказа полковника Ю. П. Лутохина - Мартына Васильева, Прокофия Ледуношникова и др., которые должны были нести стрелецкую службу в Кольском остроге. В 1682 г. арестовали и подвергли допросам кольского стрельца И. С. Самсонова, он показал, что к «старой вере» его склонили Ледуношников и Васильев. Царский приговор от 6 сент. 1683 г. предписывал сжечь их на площади. Однако все арестованные, за исключением Самсонова, бежали, а последний принес покаяние и был отпущен домой. В Коле 29 янв. 1684 г. была казнена жена Васильева - Мавра Григорьева. До кон. XVII в. старообрядцев жестоко преследовали, поэтому многие исповедовали «старую веру» тайно. На Терском берегу в дер. Порья Губа, состоявшей из 5 дворов, возникло мольбище (возможно, скит), в к-ром находилась почитаемая местным населением древняя икона свт. Николая Чудотворца. Сюда приезжали помолиться стрельцы-старообрядцы и нек-рые лопари. На Кольском Севере старообрядчество не получило широкого распространения. По офиц. статистике, во всем уезде к XIX в. числилось не более 2-3 старообрядцев. Однако мн. поморы, считая себя «правоверными» и являясь прихожанами канонической Церкви, вплоть до XX в. частично придерживались «древнего благочестия».
До нач. XVI в. постоянное население Кольского Севера исповедовало родо-племенные верования, основанные на обожествлении сил природы. Служители первобытных культов (нойды - колдуны-знахари) имели в «стране усопших» (сайвоаймо) в своем распоряжении 3 зооморфных духов: птицу, рыбу и оленя. С промысловой деятельностью тесно были связаны магические представления, отразившиеся в строительстве лабиринтов (вавилонов), почитании священных камней - сейдов, входившие в культ предков. Особенно ценным памятником первобытных верований жителей Кольского п-ова являются петроглифы. На протяжении тысячелетий (вплоть до кон. 1-й четв. XVI в.) языческие верования коренного саамского населения края существовали практически без изменений. Православие оставалось религией рус. жителей Кольского Севера, к-рые с XI-XII вв. переселялись в этот край. В 1526-1532 гг. начался процесс христианизации местных жителей, что привело к повсеместному распространению Православия. Однако в то же время имели место и попытки распространения среди саамов лютеранства, что нашло отражение в т. н. Лапландском споре. Тем не менее до сер. XIX в. Православие было единственной конфессией в регионе.
С началом колонизации Кольского Севера (точнее - Мурманского берега) в сер. XIX в., приведшей к появлению на этой территории норвеж. и фин. населения лютеран. вероисповедания, перспектива распространения лютеранства на территории края вновь стала реальной. Появились кирхи в с. Ура-Губе (1874) и в Александровске (1905). В 1897 г. число жителей Кольского у. превышало 9 тыс. чел., среди которых, несмотря на пестрый национальный состав, большинство были православными. Лишь 1048-1500 чел. из числа фин. и норвеж. поселенцев и колонистов, по данным за 1900-1902 гг., были лютеранами. Открытие лютеран. приходов произошло после согласования этого вопроса с православными епархиальными властями, посчитавшими, что их деятельность не будет угрожать правосл. населению края.
С нач. XX в. этноконфессиональный состав населения подвергся изменениям. В 1919 г. в районах железнодорожных станций Имандра и Оленья активно распространялся баптизм, в Мурманске появилось об-во евангельских христиан, в Коле начали проводиться католич. богослужения (прежде всего для интервентов-французов, находившихся в госпитале), планировалось строительство костела в Мурманске. Тогда же появились мусульм. общины. Это вызвало настороженность и открытый протест Архангельского епархиального миссионерского совета, требовавшего от всех священников решительных мер по пресечению инославной пропаганды и сектантства и «повышения уровня» правосл. богослужений и проповедей, разъяснительных бесед среди местного населения. В 20-40-х гг. XX в. эти общины, как и правосл. храмы М. о., прекратили существование. Первыми были закрыты в 1922 г. лютеран. храмы. До кон. 20-х гг. специальные разрешения на проведение необходимых обрядов в общественных местах или в приспособленных для собраний немолитвенных зданиях выдавали мурманским баптистам, а общине мусульман Мурманска официально разрешали проведение собраний до 1937 г. Действовавшая с 1928 г. в Мурманске община баптистов прекратила существование в 1937 г., когда мн. ее представители были репрессированы. После 1937 г. в источниках прекратились упоминания о мусульм. общине.
В 1953 г. возобновила деятельность община евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), с 1976 г. в Мурманске действуют общины адвентистов седьмого дня, в 1981 г. в Кандалакше появилась община евангельских христиан в духе апостолов (пятидесятников-единственников).
Согласно отчетам уполномоченного Совета по делам религий по М. о. В. Н. Кисенко от 1979 г., в регионе помимо 2 зарегистрированных приходов РПЦ действовала община ЕХБ. В 1985 г. Кисенко в отчете отмечал, что не уменьшается посещаемость православных храмов, а также богослужений ЕХБ и адвентистов. В 1988 г. в области действовали 2 зарегистрированные общины ЕХБ - в Мурманске и в Апатитах (ок. 120 чел.), община адвентистов состояла из 25 чел. В то же время сообщалось о наличии в крае 2 незарегистрированных общин Совета церквей ЕХБ (инициативников) - в Мурманске и Кировско-Апатитском регионе, а также о незарегистрированных общинах христиан веры евангельской (ХВЕ, пятидесятников) и Иеговы свидетелей.
В 1990 г. в области начал действовать Кольский христианский центр ХВЕ, в окт. 1991 г. были зарегистрированы община Финской евангелическо-лютеранской церкви, духовный совет бахаистов (община последователей Бахаи религии образована в 1990), община адвентистов. В 1992 г. зарегистрированы Мурманское мусульманское религиозное объединение, приход Новоапостольской церкви в Мурманске, община кришнаитов. В 1994 г. в Мурманске создана община Церкви Христа. Также в 90-х гг. XX в. появились различные миссии, напр. мурманское отделение межрегиональной миссии «Гедеон», мурманская христ. русско-норвеж. миссия («Арктическая миссия»), обл. добровольное христианское миссионерское общество «Добрый самарянин». У некоторых из этих религ. орг-ций (напр., у последователей Новоапостольской церкви и у иеговистов) были приверженцы в городах и поселках области, но деятельность большинства из них была сосредоточена в Мурманске. В 1992-1993 гг. в М. о. функционировало «Белое братство», в 1994 г. в регионе появились немногочисленные члены секты Аум Синрикё.
После принятия в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» наметилось некоторое сокращение числа зарегистрированных общин в области.
Во 2-й пол. 90-х - нач. 2000-х гг. росло количество общин ХВЕ. В этот же период в качестве зарегистрированных действовали религ. орг-ция совр. иудаизма «Мурман» и община Армянской Апостольской Церкви. В 1998 г. в области официально действовало 71 религиозное объединение и 66 существовало без регистрации. По данным на май 1999 г., по сравнению с 1998 г. число общин баптистов выросло на 33%, а ХВЕ - на 44%. Всего в 1999 г. в области действовала 151 религ. орг-ция. По данным на июнь 2003 г., число религ. орг-ций выросло до 200.
В М. о. представители ряда конфессий не имеют культовых сооружений. В февр. 2004 г. в рамках круглого стола местные власти предложили представителям 7 конфессий участки под строительство. В 2006-2007 гг. в Мурманске был построен католич. храм во имя арх. Михаила (немногочисленная католич. община насчитывает, по различным оценкам, от 120 до 200 чел.).
В 2002-2008 гг. М. о. попала в число 12 субъектов РФ, в к-рых Ин-т социально-политических исследований РАН проводил социологические опросы с целью изучения особенностей религ. принадлежности населения в условиях десекуляризации российского общества. По результатам исследований, в регионе в 2004 г. 48% опрошенных идентифицировали себя как верующих, к нерелиг. населению (неверующим и атеистам) отнесли себя 17%. Исследование выявило существенную разницу в уровнях религ. и конфессиональной самоидентификации участников опроса: 87% заявили о принадлежности к Православию, т. е. в 2 раза больше, чем идентифицировавших себя с верующими.
Данные Атласа религий и национальностей за дек. 2012 г. свидетельствуют о том, что к РПЦ себя относили 42% жителей М. о.; не верят в Бога - 12%; исповедуют христианство, не считая себя ни православными, ни католиками, ни протестантами,- 3%; исповедуют Православие, не относя себя к РПЦ и старообрядцам,- 1%; язычники составляют менее 1% (в данном исследовании не учитывались голоса мусульман и протестантов).
К авг. 2017 г. зарегистрированные в М. о. религ. орг-ции протестантов представлены общиной лютеран, 6 орг-циями баптистов, 2 общинами евангельских христиан (в т. ч. централизованной), общиной Армии спасения, 28 орг-циями ХВЕ (в т. ч. 2 централизованными), 6 общинами адвентистов, общиной Церкви Христа и общиной Новоапостольской церкви. Единственная зарегистрированная иудейская община (в Мурманске) относится к Федерации еврейских общин России.