[Республика Карелия], субъект РФ в составе Северо-Западного федерального окр. Территория - 180,5 тыс. кв. км. Адм. центр - Петрозаводск. К. расположена на северо-западе России, граничит с Архангельской, Вологодской, Ленинградской и Мурманской областями РФ и с Финляндией. На северо-востоке омывается Белым м., на юге расположены Ладожское и Онежское озера. Население - 643,5 тыс. чел. (2010). Национальный состав: русские - 82,2%, карелы - 7,4, белорусы - 3,8, финны - 1,4, вепсы - 0,5, представители др. национальностей - 4,7%. Республика включает 2 городских округа и 16 муниципальных районов (в т. ч. 3 национальных).
К X в. юго-запад совр. К. занимало земледельческое население (древние весь (предки совр. вепсов) и корела (предки совр. карел)), вовлеченное в международную торговлю на пути «из варяг в греки». Севернее жили охотники и рыболовы саамы. На северо-востоке К. обитали племена еми, к-рые впервые упоминаются в рус. летописях под 1042 г., когда в поход на них ходил новгородский кн. Владимир Ярославич (ПВЛ. СПб., 1996. С. 67). Племена корелы названы в географическом введении к «Истории Норвегии», написанной не позднее 1115 г. (народ «кирьялы» - Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Сев. Руси. М., 1996. С. 42), в новгородской берестяной грамоте 90-х гг. XII в. (сообщение о том, что «Литва встала на Корелу» - Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1977-1983 гг. М., 1986. С. 50-51. № 590).
В XII в. территория К. вошла в Новгородское гос-во. Племена корелы неоднократно (в 1142, 1143, 1149, 1178, 1188, 1191, 1227) участвовали в военных походах Новгорода. В 1227 г. новгородский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович в условиях швед. католич. экспансии в Финляндию инициировал крещение корелы в Православие («того же лета [6735] князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449). Карельский перешеек, Сев.-Зап. Приладожье, а также территории на северо-востоке до карельского берега Белого м. и на северо-западе в направлении к Ботническому зал. составляли административно-территориальную единицу Новгородского гос-ва - Корельскую землю с центром в крепости Корела (ныне г. Приозёрск Ленинградской обл.). О непростых отношениях Новгорода с Корельской землей в условиях новгородско-швед. противостояния свидетельствует сообщение из новгородского летописания под 1278 г. о том, что кн. Дмитрий Александрович с новгородским войском «казни корелу и взя землю их на щит» (НПЛ. С. 323). Корела поднимала прошвед. восстания в 1314 и 1337 гг. (Там же. С. 94, 335, 348). Земли в Сев.-Вост. Приладожье и Присвирье, где проживали племена приладожской веси, также крещенные в Православие, согласно приписке к Уставу новгородского кн. Святослава Ольговича 1137 г., предположительно датируемой 1-й пол. XIII в., составили Обонежский ряд (включал 14 населенных пунктов), управлявшийся непосредственно из Новгорода (Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Изд. подгот.: Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 148). В сер. XIII в. вокруг озер Онежское и Выгозеро возник адм. округ Обонежская тысяча, там складывалось крупное боярское землевладение. Как адм. единица Обонежский ряд был упразднен в 1434 г., но и впосл. это название использовалось для обозначения великокняжеских земель в сев. части Обонежской тысячи. Земледельческая колонизация Прионежья крестьянами из Новгородской республики активизировалась в нач. XIV в.
В 1323 г. между Швецией и Новгородской республикой был заключен Ореховский мирный договор (ГВНиП. № 38. С. 67-68), впервые определивший общую границу, прошедшую восточнее Выборга по р. Сестре от Финского зал., на севере до оз. Сайма и на северо-западе до Ботнического зал. В этом договоре впервые упоминаются «Корельские погосты», что свидетельствует о формировании на территории совр. К. адм. структуры. После 1333 г., когда Новгород отдал Корелу вместе с др. своими пригородами в кормление служилому литов. кн. Нариманту (Глебу) Гедиминовичу, Корельская земля управлялась князьями-кормленщиками. Об успехах христианизации края можно говорить в связи с возникновением в XIV в. Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастырей на Ладожском оз.
В 1478 г. Корельская земля и Обонежская тысяча вместе с др. землями Новгородской республики присоединились к Великому княжеству Московскому. В 1495-1596 гг. существовали Обонежская (занимала территорию Обонежской тысячи, охватывала большую часть К., кроме сев. и юго-зап. районов) и Водская пятины (включала помимо Карельского перешейка с г. Корела совр. Лахденпохский, Сортавальский и Питкярантский районы К.). Сев.-Зап. Приладожье и Карельский перешеек в 1500 г. вошли в Корельский у., Заонежье с р. Свирь (Заонежские погосты) и территория от бассейна р. Кемь на севере до Сямозера на юге (Лопские погосты, включали 7 материковых и 2 беломорских погоста) - в Новгородский у. В 1582 г. север совр. К. вошел в состав новоучрежденного Кольского у. с центром в г. Кола. Оставаясь в составе Новгородского у., Заонежские погосты в 1585 г. обрели статус отдельного округа с центром в Оште, Лопские погосты в XVI в. также получили определенные атрибуты самостоятельности (собственные судебные органы). После конфискации в кон. XV в. вотчин новгородских бояр карельские крестьяне стали черносошными (с XVIII в. государственные), небольшая часть крестьян до 1764 г. принадлежала мон-рям, в т. ч. Соловецкому в честь Преображения Господня муж. мон-рю, владения к-рого в К. составляли особый округ.
Территория К., занимавшая пограничное положение, неоднократно страдала в ходе русско-шведских войн. На заключительном этапе Ливонской войны 1558-1583 гг. Корельский у. был захвачен швед. войсками, возвращен в состав Русского государства в результате русско-швед. войны 1590-1593 гг. по Тявзинскому миру 1595 г. В 1611-1613 гг. шведы оккупировали всю территорию К. В отошедшей Швеции части Карельского перешейка, где шведские власти попытались обратить местное правосл. карельское население в лютеранство, вспыхнуло восстание, к-рое было жестоко подавлено. На Беломорскую К. совершали частые нападения шведско-фин. отряды. В 1617 г. был подписан Столбовский мир, по к-рому Россия потеряла не только Карельский перешеек, но и Ингерманландию (Ижору) - земли по обоим берегам Невы, а также территории в Сев. Приладожье. Значительная территория К. вместе со столицей Корелой, переименованной в Кексгольм, была включена в состав Кексгольмского лена Шведского королевства, куда швед. власти переселяли финнов. Сев. приграничные волости бывш. Корельского у., оставшиеся в составе Русского государства, ок. 1620 г. отошли Кольскому у. (с 1708 в составе Архангелогородской губ. (впосл. Архангельская губ.)). В 1649 г. был создан Олонецкий у., в него вошли 17 заонежских и 7 лопских погостов. Адм. центром с постоянным воеводским управлением стал г. Олонец. Для охраны русско-швед. границы правительство ввело институт «пашенных солдат» (1649-1666): местным крестьянам вменялось в обязанность наряду с ведением хозяйства нести военную службу. Олонецкий у. в 1708-1727 и 1781-1784 гг. входил в С.-Петербургскую губ., в 1727-1781 гг.- в Новгородскую губ.
Политика гос. протекционизма в Шведском королевстве по отношению к шведам и отчасти финнам на завоеванных землях, дискриминация местных жителей по национальному признаку и вероисповеданию привели к массовому исходу карельского, рус. и вообще правосл. населения в Россию. Большинство беженцев осели в Олонецком у. (на землях карел-ливвиков и карел-людиков), образовали крупные компактные районы расселения карел в окрестностях Тихвина, Твери (в Тверском у. сформировалась группа тверских карел) и на Валдае.
По Ништадтскому миру 1721 г., закрепившему результаты Северной войны 1700-1721 гг. между Россией и Швецией, Карельский перешеек и Сев.-Зап. Приладожье с городами Выборг и Кексгольм вновь вошли в состав России и были включены в С.-Петербургскую губ. В нач. XVIII в. в Заонежье был построен казенный Петровский завод, снабжавший рус. армию и флот пушками, ружьями и холодным оружием. В 1744 г. земли бывш. Кексгольмского лена отошли новообразованной Выборгской губ. (в 1811, после присоединения Финляндии к России, губерния передана в состав полуавтономного Великого княжества Финляндского). Округ Соловецкого монастыря после 1764 г. вошел в Архангельскую губ. В 1777 г. Петровская слобода при Петровском заводе была преобразована в г. Петрозаводск, к-рый в 1784 г. стал центром новообразованной Олонецкой губ. В 1-й пол. XVIII в. в долине Габозера стали осваиваться целебные марциальные воды. С сер. XVIII в. на территории совр. К. развивалась добыча золота и декоративного камня, использовавшегося гл. обр. при строительстве С.-Петербурга. В 1773-1774 гг., в ходе русско-тур. войны (1768-1774), в Петровской слободе был создан Александровский пушечный завод. Во 2-й пол. XVIII в. в крае возникли частные лесопильни, во 2-й пол. XIX в., когда на лесопильных заводах появились паровые двигатели, К. стала крупным поставщиком круглого леса и пиломатериалов, в т. ч. на экспорт. В 1915-1916 гг. через всю К. была проложена Мурманская железная дорога, во время первой мировой войны имевшая важное стратегическое значение для обеспечения связи с союзниками России через незамерзающие порты Мурманского берега.
В нояб. 1917 - апр. 1918 г. в К. установилась советская власть. Первая советско-фин. война была объявлена правительством Финляндии 15 мая 1918 г., когда после победы белых в гражданской войне в Финляндии фин. войска выдвинулись для занятия Вост. Карелии. Война завершилась 14 окт. 1920 г. подписанием Тартуского мирного договора, зафиксировавшего ряд территориальных уступок со стороны Советской России. 8 июня 1920 г. была создана автономная Карельская трудовая коммуна в составе РСФСР. Она включила части Олонецкой и Архангельской губерний и располагалась вдоль границы с Финляндией. Правительство коммуны возглавил «красный» финн Э. Гюллинг. Петрозаводск стал главным городом Олонецкой губ. и центром Карельской автономии. В окт. 1921 г. в Карельской коммуне началось восстание против советской власти, поддержанное из Финляндии. К кон. дек. 1921 г. повстанческие силы вместе с финскими добровольческими соединениями, перешедшими границу РСФСР, контролировали значительную часть Сев.-Вост. Карелии. Советское руководство приняло решение об образовании Карельского фронта, к сер. февр. 1922 г., когда Красная Армия заняла последний оплот восставших - с. Ухта (ныне пос. Калевала), сопротивление карело-финнов было окончательно сломлено, ок. 30 тыс. беженцев ушли из К. в Финляндию. 21 марта 1922 г. в Москве было подписано соглашение между правительствами РСФСР и Финляндии о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финляндской границы.
25 июля 1923 г. ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР приняли декрет о преобразовании Карельской трудовой коммуны в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В К. начали приглашать финнов со всего мира, чтобы строить советскую Финляндию как альтернативу соседней буржуазной Финляндии. Прибывшие из Финляндии переселенцы заняли руководящие должности в правительстве, экономике и культуре К. Весной-летом 1931 г. в К. прошло раскулачивание, пострадало почти все крестьянское население. В апр. 1938 г. Кандалакша получила статус города, в мае следующего года из состава Карельской АССР был выделен Кандалакшский р-н и передан Мурманской обл. В кон. нояб. 1939 г. началась советско-фин. война. Война завершилась подписанием Московского мирного договора, по к-рому в составе СССР оказалось 11% территории Финляндии с Выборгом. 430 тыс. чел. с этой территории переселились вглубь Финляндии. 31 марта 1940 г. республика была переименована в Карело-Финскую ССР. В 1941-1944 гг. К. была оккупирована Финляндией, выступавшей во второй мировой войне союзником Германии. 16 июля 1958 г. республике было возвращено название Карельская АССР. 9 авг. 1990 г. Карельская АССР одной из первых среди бывших советских республик приняла декларацию о гос. суверенитете. С 21 апр. 1992 г. регион имеет совр. название.
Большинство верующих в К.- православные. К 1 янв. 2012 г. в республике действовало 197 зарегистрированных религ. орг-ций: 77 православных (из них 74 входит в Петрозаводскую и Карельскую епархию РПЦ, 3 непосредственно подчиняются Московской Патриархии), по одной общине - старообрядцев, истинно православных христиан и раскольнической Русской православной церкви за границей (см. Виталий (Устинов)), 2 католич. общины, 105 протестантских, 1 иудейская, 6 мусульманских, 1 буддийская община, 2 орг-ции новых религ. движений.
Русская Православная Церковь. Христианизация К. началась после вхождения ее в Новгородское гос-во. В 1227 г. новгородский кн. Ярослав Всеволодович во время похода на прибалтийско-фин. племя емь крестил почти всю корелу; это событие исследователи связывают с борьбой Новгорода против Швеции, распространявшей католичество. К. стала частью Новгородской епархии, в регионе постепенно складывалась церковная административная структура. В Ореховском договоре (1323) впервые упомянуты «Корельские погосты», в приписке к Уставу новгородского кн. Святослава Ольговича (предположительно 1-я пол. XIII в.) при определении размера церковной десятины упоминается «Обонезьскыи» (Обонежский) ряд с 14 населенными пунктами, в т. ч. «во Олонци». Обонежский ряд входил в Новгородскую епархию как Обонежская десятина наряду с Корельской десятиной. В Обонежье система погостов складывалась в XV - 1-й пол. XVI в., она зафиксирована в древнейших писцовых книгах Обонежской пятины 1496 и 1563 гг. В XIV-XV вв. на Корельскую землю (Корельское наместничество, с 1500 Корельский у.) и Обонежский ряд (с 1496 Обонежская пятина) распространялась власть наместников Новгородского архиепископа, свинцовые печати к-рых были найдены при раскопках в Кореле. В 1419 г. Новгородский архиеп. св. Симеон «ездил по Корельской земли» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 426) - это было 1-е посещение архиереем территории К. По данным новгородских писцовых книг кон. XV в., у Новгородской кафедры были крупные владения в К.
Решающую роль в христианизации края сыграли мон-ри. В XIV в. на Ладожском оз. были созданы Валаамский и Коневской мужской мон-ри. В 1-й пол. XVI в. вокруг Онежского оз. строилось множество церквей и часовен, создавались монашеские общины, основателями многих обителей были ученики прп. Александра Свирского: преподобные Никифор Важеозерский (см. Никифор и Геннадий, преподобные, Важеозерские), Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Паданский, Макарий Оредежский. В 1500 г. в пригороде Корелы, Сванском Волочке, действовало подворье Валаамского мон-ря. В Кореле в это время существовали 2 муж. мон-ря, созданные, вероятно, при участии иноков Валаамского мон-ря, и жен. обитель. В 1568 г. в Кореле упоминаются уже 4 мон-ря.
Важные мероприятия по христианизации карел и др. угро-фин. народов Севера России были осуществлены в 1533-1534 гг. по инициативе Новгородского архиеп. св. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В 1533 г. он отправил грамоту вел. князьям Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Васильевичу, где сообщал о «прелести кумирской» в сев. части Новгородской епархии. 25 марта 1534 г. он послал грамоту об искоренении языческих обрядов в Водскую пятину, направил туда миссионера иером. Илию (ДАИ. Т. 1. № 28. С. 27-30; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 564-566; Т. 43. С. 232-233). 8 июня 1548 г. грамоту о борьбе с языческими пережитками (на основе грамоты свт. Макария) в Водскую пятину послал Новгородский архиеп. Феодосий, отправивший туда с миссионерскими целями свящ. Никифора (ДАИ. Т. 1. № 43. С. 57-60). Ранее, 15 янв. 1543 г., архиеп. Феодосий послал грамоту в Корелу о служении молебнов и совершении крестных ходов вокруг города (ДАИ. Т. 1. № 32. С. 33-34).
В 1595 г. была создана Корельская епархия с центром в Кореле, отделенная от Новгородской митрополии. В состав новоучрежденной епархии вошли отвоеванные у шведов в 1595 г. земли Корельского у. и Олонецкий край. Первый Корельский еп. Сильвестр вместе с воеводой И. М. Пушкиным в 1609-1611 гг. возглавлял оборону Корелы против шведов. Корельская епископия перестала существовать в 1617 г., после того как Корела с уездом отошла Швеции, а приходы и мон-ри Олонецкого края вернулись в состав Новгородской митрополии. В 1685 г. Корельская кафедра была возобновлена как викариатство Новгородской епархии, просуществовала до 1690 г. В 1708-1742 гг. существовало Карельское и Ладожское вик-ство Новгородской епархии, 24 мая 1758 г. кафедра была возобновлена как Кексгольмская и Ладожская, в 1762 г. вновь упразднена. В 1-й пол. XVIII в. на карельских землях имелось ок. 35 мон-рей, в 1764 г. не менее 20 обителей было упразднено, впосл. отдельные мон-ри были восстановлены.
В 1764-1787 гг. существовало Олонецкое и Каргопольское викариатство Новгородской епархии с центром в Александровом Свирском в честь Св. Троицы мон-ре. После образования в 1784 г. Олонецкого наместничества вик-ство было объединено с Архангельской епархией; Архангельская и Олонецкая епархия существовала в 1787-1799 гг. Вслед за ликвидацией в 1796 г. Олонецкого наместничества и раздела его территории между Архангельской и Новгородской губерниями приходы и мон-ри в Кемском, Повенецком и Пудожском уездах остались под управлением Архангельского епископа; общины в Петрозаводском, Олонецком, Лодейнопольском, Вытегорском и Каргопольском уездах вошли в состав Новгородской митрополии.
22 мая 1828 г. имп. Николай I утвердил доклад Святейшего Синода по вопросу об образовании самостоятельной Олонецкой епархии с центром в Петрозаводске. Первым епископом Олонецким и Петрозаводским был назначен Игнатий (Семёнов). Епископы, занимавшие Олонецкую кафедру в 1828-1917 гг., решали задачи духовного просвещения и строительства храмов, борьбы с распространением старообрядчества и лютеранства, организации миссионерской работы. Благодаря их усилиям в К. была создана широкая сеть начальных церковных школ, значительно возросло количество приходов. 27 окт. 1829 г. открылась Олонецкая ДС, позднее в епархии были организованы духовные уч-ща (мужское и женское). В 1898-1918 гг. издавались «Олонецкие епархиальные ведомости». В 1913 г. в Олонецкой губ. трудились 1317 православных клириков. В 1917 г. в Олонецкой епархии действовали 5 мужских общежительных мон-рей (Александров Свирский, Александров Ошевенский, Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресв. Богородицы, каргопольский Преображенский, Муромский в честь Успения Пресв. Богородицы), 4 муж. пустыни (Андрусовская во имя свт. Николая Чудотворца, Важеозерская Задненикифоровская Спасская (см. Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня монастырь), Кириллова Челмогорская (Чермозерская) в честь Покрова Пресв. Богородицы, Яшезерская Благовещенская), 5 жен. мон-рей (каргопольский Успенский, Клименецкий во имя Св. Троицы, Паданский Введенский, Ладвинский Боголюбов, Сяндебский Успенский).
В XIX в. осуществлялись переводы новозаветных и богослужебных текстов на карельский язык. В 1820 г. в С.-Петербурге был издан перевод Евангелия от Матфея на тверской диалект карельского языка (в 1895 переиздан в Архангельске). Позже силами Российского библейского об-ва опубликованы на карельском языке Евангелие от Марка (Архангельск, 1896), Евангелие от Луки (Архангельск, 1899), Евангелие от Иоанна (Архангельск, 1900), Шестопсалмие (Выборг, 1909).
В советский период в К., как и по всей стране, осуществлялось планомерное уничтожение церковных структур. В 1918-1940 гг. были закрыты все духовные учебные заведения, национализированы церковные земли и здания, ликвидированы мон-ри, духовенство подвергалось репрессиям. Одно из первых вскрытий мощей в Советской России произошло в 1918 г. в Александровом Свирском мон-ре. На территории К. в 30-х гг. в массовом порядке сносились храмы. В 1930 г. был закрыт, в 1936 г. взорван Свято-Духовский кафедральный собор в Петрозаводске. В дек. следующего года арестовали последнего довоенного Олонецкого еп. Палладия (Шерстенникова).
К началу Великой Отечественной войны в К. были закрыты все храмы, уничтожено практически все духовенство. Исключение составляли 2 формально действовавших, но не имевших священников храма: в дер. Тулгуба Кондопожского р-на и в дер. Погост Сегозерского р-на. Они были закрыты постановлениями властей Карело-Финской ССР от 26 июня 1941 г. Во время оккупации К. в 1941-1944 гг. открылись 30 правосл. приходов и Коневской мон-рь, были организованы церковноприходские школы. Уходя из К., финны вывезли много церковного имущества. В первые послевоенные годы Олонецкая епархия находилась под управлением Ленинградского и Новгородского митр. Григория (Чукова), в 1947-1949 гг. на Олонецкую кафедру назначались архиереи, но позднее она в течение долгого времени не замещалась, приходами в К. управлял Ленинградский митрополит через благочинного Олонецкой епархии. После освобождения К. верующие подавали прошения о регистрации восстановленных ранее приходов и об открытии новых храмов (в Петрозаводске, Ладве, Ялгубе, Паданах, Шелтозере, Вел. Губе). Из 30 храмов, открытых в период оккупации, власти в 1944-1948 гг. зарегистрировали 10. В июле 1950 г. были закрыты Смоленский собор и Никольская ц. в Олонце, настоятель обоих храмов прот. Феодор Прошин осужден по обвинению в укрывательстве культового имущества. В 1962 г. упразднены храмы в пос. Ладва Прионежского р-на и в пос. Соломенное (ныне в черте Петрозаводска). Не закрывались в послевоенный период в К. 4 храма: Крестовоздвиженский собор и Екатерининская ц. в Петрозаводске, Успенская ц. в Олонце и Никольская ц. в Сортавале.
Положительные перемены в церковно-гос. отношениях в К. наметились в нач. 80-х гг. XX в. В дек. 1983 г. была зарегистрирована «религиозная группа РПЦ» в г. Сегежа с предоставлением ей права покупки дома для молитвенных нужд, в марте 1987 г., после преобразования «религиозной группы» в полноценную общину, в пользование ей передали Никольскую ц. в Сегеже. 28 дек. 1988 г. была зарегистрирована община в Кеми, ей передали Успенскую ц. В ответ на обращение Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (см. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси) Совет министров Карельской АССР 16 окт. 1989 г. направил представление в Совет по делам религий при Совете министров РСФСР о передаче Ленинградскому епархиальному управлению части зданий Валаамского мон-ря.
В 1990 г. была восстановлена самостоятельная епископская кафедра в К. Во время визита в К. 13-15 авг. 1990 г. патриарх Алексий II возглавил хиротонию благочинного церквей Олонецкой епархии, настоятеля петрозаводского Крестовоздвиженского собора архим. Мануила (Павлова) во епископа Петрозаводского и Олонецкого (с 17 июня 1996 епископ Петрозаводский и Карельский). В 1990 г. правосл. общинам в К. были возвращены Успенская ц. в Кондопоге, Смоленский собор в Олонце, храмы в пос. Муезерский, в селах Лумбуши и Вел. Губа Медвежьегорского р-на. В 1992 г. епархии передали храм Александра Невского в Петрозаводске, в 2000 г. ставший кафедральным собором. В 2012 г. в Петрозаводской епархии насчитывалось 74 общины, 83 храма, 155 часовен. Помимо ставропигиального Валаамского мон-ря на территории К. действуют 7 епархиальных муж. мон-рей и жен. обитель.
С нач. 90-х гг. XX в. силами финно-угорского отд-ния Ин-та перевода Библии (Хельсинки, Финляндия) при взаимодействии с Петрозаводской и Карельской епархией осуществляется перевод книг Свящ. Писания на языки народов К. Были изданы: на ливвиковском диалекте карельского языка - «Детская Библия» (1995), НЗ (2003), Псалтирь (2007), на вепсском языке - «Детская Библия» (1996), НЗ (2007). В 2011 г. увидел свет перевод НЗ на карельский диалект карельского языка, переводы отдельных книг НЗ изданы на северокарельском и людиковском наречиях карельского языка.
Старообрядчество на территории К. оформилось в посл. четв. XVII в. Во время осады Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря в 1668-1676 гг. (см. Соловецкое восстание) покинувшие мон-рь противники богослужебной реформы распространяли старообрядческие идеи на Севере России и в Поморье. К кон. XVII в. К., в первую очередь Заонежье, превратилась в центр беспоповщины (см. Беспоповцы). Малолюдность региона, традиционное для этих мест преобладание часовен над церквами, недостаток священников способствовали укреплению в этих местах беспоповского учения. В кон. XVII - нач. XVIII в. «старую веру» в Олонецком у. проповедовали соловецкий старец Герман Коровка и его ученик Варлаам (Быков). На берегу р. Выг Варлаам основал монашеское общежительство. В посл. трети XVII в. вокруг Онежского оз. действовали небольшие старообрядческие скиты, имелись и более крупные мон-ри, напр. основанная Кириллом Сунарецким Троицкая Сунарецкая пуст. (близ совр. дер. Вороново Кондопожского р-на). С кон. XVII в. известна Водлозерская пуст. на Белом о-ве Водлозера (в последние годы XVII в. запустела, в XVIII в. восстанавливалась в др. местностях Водлозерья). После Собора 1681-1682 гг. началось массовое преследование старообрядцев светской и церковной властью. В 80-х гг. XVII в. на Русском Севере, в т. ч. в К., прошло неск. противораскольнических экспедиций, следствием к-рых стали массовые самосожжения старообрядцев. Наиболее крупными «гарями», в которых погибли неск. тыс. чел., были Палеостровские 1687 и 1688 гг., Олонецкие 1688 и 1689 гг. и Пудожская 1693 г. Последнее крупное самосожжение в К. (ок. 50 чел.) состоялось в 1784 г. в дер. Фофановской Ребольского погоста, менее масштабные «гари» имели место до сер. XIX в.
Большое влияние на формирование в К. поморского центра беспоповщины оказал инок Корнилий Выговский († 1695). Ученики соловецких монахов Д. Викулин и А. Денисов (см. Денисовы) вместе с Корнилием основали в 1694 г. на сев.-вост. берегу Онежского оз., по верхнему и среднему течению р. Выг, Выголексинское общежительство, ставшее центром крупнейшего в беспоповщине поморского согласия (см. также Древлеправославная поморская церковь). В структуру населенного почти исключительно старообрядцами Выговского суземка входили 2 общежительства: муж. Выговское Богоявленское и жен. Лексинское Крестовоздвиженское, и окружавшие их «скиты», где допускалось проживание семьями. В сер. XVIII в. при общежительстве существовало 20 «скитов», большинство из них находилось на территории современных Пудожского и Медвежьегорского районов. Руководящим органом Выговского суземка являлся собор, состоявший из киновиарха, должностных лиц общежительства и выборных от «скитов», соборными постановлениями оформлялось решение духовных и светских дел.
В 1737 г. от поморцев отделился инок Филипп (Васильев), вместе с учениками покинувший Выг и основавший скит на р. Умба. Там в 1742 г. Филипп и 70 его последователей совершили самосожжение. Оставшиеся в живых ученики Филиппа положили начало филипповскому согласию. Не позднее сер. XVIII в. филипповцы заселили Топозерский муж. скит на Святом о-ве Топозера (недалеко от совр. пос. Кестеньга Лоухского р-на, известен с 1711-1714, принадлежал поморцам), на др. острове был основан жен. Говин скит. (Из Топозерского скита происходит созданное в кон. XVIII - нач. XIX в. старообрядческое сочинение о путешествии в Беловодье - «Путник» Марка Топозерского.) В подчинении у Топозерского скита состояли филипповские скиты на Ковдозере и Вожмозере в Северной К. и на островах Белого м. Вел. Луда, Полтам-Карга, Кильяки и др. С сер. XVIII в. упоминаются подчинявшиеся Топозерскому скиту Нюхчинские муж. и жен. скиты (существовали до кон. XIX в. близ совр. с. Нюхча Беломорского р-на), Иваньковская пуст. (близ совр. с. Гридина Кемского р-на). С кон. XVIII в. известен основанный филипповцами и примкнувший впосл. к федосеевцам Пертозерский женский скит (в 15 км от совр. с. Сумский Посад Беломорского р-на), который достиг расцвета в 1-й пол. XIX в. (упразднен в 1850, в 80-х гг. XX в. снова был заселен старообрядцами, постройки разрушены в 1958). В Каргополье была известна беспоповская Поремская пуст. (упразднена в 1837). В фин. местности Иломантси (ныне обл. Похйойс-Карьяла в Финляндии) старообрядцы из России создали 2 скита (по-видимому, федосеевские): Пахкаламби (Пайкхаламби) (1798) и Мегре (Мегра) (нач. XIX в.). Оба скита оказывали большое влияние на старообрядцев Олонецкой губ., из скитов приезжали наставники, поступали богослужебные книги и утварь (скит Пахкаламби был закрыт в 1870, скит Мегре - в 1922). Снижение эсхатологической напряженности к нач. XIX в. проявилось не только в уменьшении численности «гарей», но и в формировании устойчивых старообрядческих центров. Этот процесс в основном завершился в К. на рубеже XVIII и XIX вв. Крупнейшим центром старообрядчества на севере К. был Северный очаг, простиравшийся от побережья Белого м. до границ Финляндии. В его составе можно выделить 3 значительных локуса: межозерье Топозеро-Кереть, ядром к-рого были Топозерский скит, Сороцко-Тунгудский локус, г. Кемь с округой. К нему примыкал Центральный очаг, крупными локусами которого были территории вокруг Выгореции, Прионежье и северо-запад Олонецкой губ. (Ругозерская вол.). Очень значительным по масштабу был Восточный очаг: Каргополье, вост. территории Пудожского и Вытегорского уездов. Вплотную к ним примыкали инорегиональные центры старообрядчества: Шенкурский очаг Архангельской губ. и территории к северу от оз. Воже (в границах Кирилловского у. Новгородской губ.). Менее значительными были юж. центры старообрядчества К.: Олонецкий и Лодейнопольско-Вытегорский. Они развивались в границах территорий, примыкавших к вост. побережью Ладожского оз. (Видлицкая, Ильинская, Рыпушкалицкая волости) и юж. части Онежского оз. (Оштинская, Шильдская, Юксовская и Подпорожская волости).
В нач. XIX в. власти Олонецкой губ. свидетельствовали о широком распространении раскола в К., в т. ч. среди карел («трудно найти было в приходах карельских дом, в котором не было бы раскола» - Национальный архив Республики Карелия (НАРК). Ф. 25. Оп. 2. Д. 25/1683. Л. 217), в сер. 30-х гг. XIX в. карельские старообрядческие общины имелись в Петрозаводском (11), Повенецком (12) и Олонецком (14) уездах. Распространению «староверия» среди русского населения способствовали русскоязычные скиты Выга, Андомы (Андоморецкий скит известен с 1706) и Ошты. Приверженность старообрядчеству представителей коренных народов (карел, вепсов) была обусловлена тем, что православные священники не знали местных языков. «Рассадником раскола» в карельской среде власти признавали не Выголексинскую обитель (т. к. «сей главный раскольничий скит не употребляет языка карельского»), ведущую роль в распространении «старой веры» среди карел помимо «финляндских раскольничьих скитов» Мегре и Пахкаламби играли Топозерские скиты, в к-рых старообрядцы употребляли «язык карельский... как свой особый язык раскола». Большинство карел-старообрядцев (63,5%) приходилось на северо-западную, наиболее труднодоступную часть губернии. В адм. плане это соответствовало Повенецкому у. Каждый 4-й карел этой местности, по офиц. данным, был старообрядцем. Практически полностью старообрядческими были карельские поселения вдоль финской границы. Крупные общины сторонников «веры отцов» среди людиков были очень «распылены» в границах Олонецкого у., компактно проживали ильинские, видлицкие и горские карелы-старообрядцы. Характер расселения карел-старообрядцев Петрозаводского у. (людики) был существенно иным. Особенно много сторонников «древлего благочестия» приходилось на местности, расположенные вдоль границы торговых путей из центральных районов в Поморье (деревни Линдозерского, Мунозерского и Лычноостровского приходов), где жили более богатые люди. В нач. XIX в. среди городов Олонецкой губ. центрами старообрядчества являлись Петрозаводск, Олонец, Вытегра и Каргополь, меньше «староверов» жило в Повенце.
После образования Олонецкой епархии (1828) борьба со старообрядчеством стала одним из важнейших направлений деятельности епархиальных и светских властей в Олонецкой губ. В отчете олонецкого губернатора от 28 марта 1829 г. указывалось, что активную пропаганду раскола ведут старообрядческие мон-ри: в Повенецком у.- Даниловский и Лексинский, в Каргопольском у.- Чаженгский (существовал в 1710-1838) и Шежемский (Шежмозерский) скиты (История Карелии. 2000. С. 129). Олонецкий еп. Игнатий посетил главные центры старообрядчества в крае: Выголексинское общежительство (1829), Андоморецкий (1836) и Чаженгский (1838) скиты. В 1836 г. еп. Игнатий составил «Справку о карелах-раскольниках» (НАРК. Ф. 25. Оп. 20. Д. 78/906. Л. 1-106 об.), где писал о том, что правосл. священнослужители должны учить карельский язык, чтобы «не умеющим по-русски жителям здешней епархии изъяснять истины, до веры и нравов касающиеся» (при этом архиерей считал, что карельский язык как бесписьменный «весьма не надобный» и «будет выведен из употребления»). В Олонецкой ДС при ее учреждении было введено обучение карельскому языку, в 1854 г. в семинарии открылось миссионерское отд-ние, где читался курс истории и обличения старообрядчества. Большую работу по изучению «староверия» в крае провели выпускник семинарии Петр Мегорский и ее преподаватели Дмитрий Островский и Константин Плотников. В 1880 г. в Петрозаводске начало работу миссионерское противораскольническое братство св. апостолов Петра и Павла.
В 50-х гг. XIX в. губ. власти предприняли массовое закрытие старообрядческих скитов в разных частях К. В 1850 г. упразднен жен. Пертозерский скит в Кемском у. Архангельской губ., в 1853 г. уничтожены Топозерский и Говин скиты, в 1856-1857 гг. окончательно закрыто Выголексинское общежительство. В 1857 г. в Данилове и Лексе бывш. старообрядческие часовни были освящены как правосл. храмы (ранее, в 1840-1841, в этих селениях были созданы правосл. приходы); в 80-х гг. XIX и в 10-х гг. XX в. были попытки создать здесь правосл. скиты. Несмотря на это, старообрядчество сохраняло в регионе прочные позиции. Предпринимались попытки возрождения старообрядцами скитов во 2-й пол. XIX в., в частности Выговской обители. Этому в немалой степени способствовала экономическая поддержка купчих-«староверок» Н. Галашевской, Е. Скрябиной и А. Вороновой из С.-Петербурга, А. Кокоревой из Костромы, П. Нестеровой из Петрозаводска. При помощи столичных покровителей старообрядцы пытались воссоздать и Топозерский скит.
В нач. 50-х гг. XIX в., по секретным данным, в крае имелось 18 197 старообрядцев. Больше всего последователей «старой веры» было в Повенецком, Вытегорском, Петрозаводском и Каргопольском уездах. Наиболее многочисленными в Олонецкой губ. были поморское (даниловское) и филипповское согласия. Поморцы селились компактно, что обеспечивало им взаимопомощь. Филипповское согласие на территории Олонецкой губ. было «распылено», в нач. 50-х гг. XIX в. насчитывалось менее 4 тыс. его последователей, гл. обр. в Повенецком (1009) и Каргопольском (2740) уездах. Старообрядчество сохранялось преимущественно там, где жили поморцы. В Вытегре и Каргополе, городах с традиционно большой долей филипповцев, «старая вера» почти исчезла. В сер. XIX в. в Повенецком и Петрозаводском уездах были отмечены федосеевцы и отколовшиеся от них последователи аристова согласия, впервые в регионе зафиксированы странники (в Каргопольском у.). Согласно первым официально опубликованным данным о старообрядцах, в 1858 г. их численность в Олонецкой губ. составляла 3850 чел. (Памятная книжка Олонецкой губ. на 1860 г. Петрозаводск, 1860. С. 254). Однако эти сведения, по-видимому, не отражали реальной ситуации. В 1897 г., по материалам всероссийской переписи населения, в Олонецкой губ. насчитывалось 2936 старообрядцев, среди них 2708 русских и 228 карел. Большинство последователей «старой веры» жили в Каргопольском (1685), Петрозаводском (558), Повенецком (300) и Лодейнопольском (276) уездах. К нач. XX в. на территории Олонецкой епархии имелось не менее 5733 «раскольников» и 11 422 «сочувствующих им». Особенно крепкими оставались позиции радикальных беспоповских согласий на севере Карелии, где к нач. XX в., по признанию властей, «раскол не только выигрывает, но и идет на подъем».
После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» отмечен рост числа жителей края, заявлявших себя старообрядцами: в нач. 1907 г. в Олонецкой губ. было зафиксировано 4288, в 1912 г.- 4368 старообрядцев. Были открыты опечатанные ранее храмы при бывш. скитах в старообрядческих поселениях Данилово, Лекса, Тихвин Бор (все - на территории бывш. Выголексинского общежительства) и в др. местах. К нач. XX в. «староверие» стало устойчивой традицией в духовно-культурной жизни населения Повенецкого и Каргопольского уездов, Заонежья. Однако легализация старообрядческих общин не привела к существенному расширению позиций «староверия» в К. Заметно ослабли позиции беспоповцев там, где расселение старообрядцев было «распыленным» (Олонецкий и Лодейнопольский уезды), вовлечение их лидеров в коммерческую деятельность привело к перемещению капиталов в С.-Петербург.
В 20-х гг. XX в. все старообрядческие храмы в К. были закрыты (за исключением отдельных часовен, молелен и скитов, находившихся в труднодоступных местах и уничтоженных позднее). В ситуации гонений в старообрядческой среде возросли эсхатологические ожидания, что вызвало возрождение проверенной веками практики - «таиться и бегати». Такое поведение было расценено властями как сопротивление индустриальному и колхозному строительству: «сектантство, связанное с кулацким элементом», «опасный уголовный и контрреволюционный элемент, борьба с советской властью». Это вызвало карательные экспедиции НКВД в старообрядческие местности. Яркий пример - антистарообрядческие репрессии НКВД в Тунгудском р-не в 1928-1929 гг. против общин Лувозеро, Онгозеро, Ноттоваракка, Шуезеро, Шижня, члены к-рых использовали многолетнюю практику «староверов» укрываться от властей. На месте Выгореции открылись спецпоселения, мн. старообрядческие деревни исчезли как «неперспективные», неизвестно точное число «сектантов», погибших на лесоповалах и при строительстве Беломорско-Балтийского канала.
Возрождение старообрядчества в К. началось в 1997 г., когда в пос. Повенец Медвежьегорского р-на была зарегистрирована община Древлеправославной поморской церкви «Выгорецкая обитель». Община заявляла о намерении возродить Выговское Богоявленское муж. общежительство, однако из-за нехватки средств план не осуществился. Были установлены поклонные кресты на месте храмов общежительства. В 2008 г. старообрядцы совершили богослужение и поставили поклонный крест на месте разрушенной Троицкой Сунарецкой пуст., на территории к-рой прошли археологические раскопки. В 2011 г. в Петрозаводске образовалась община Белокриницкого согласия. В наст. время в К. регулярно совершают паломничество старообрядцы из Москвы, С.-Петербурга, Н. Новгорода, Новгорода, Прибалтики, Белоруссии.
Бывшие общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) и группы истинно православных христиан. В 90-х гг. XX в. в К. появились группы Русской православной Церкви за границей. Первой стала община Новомучеников и исповедников Российских в пос. Валаам, зарегистрированная в нояб. 1991 г. в юрисдикции «Российской православной свободной церкви» (позднее - «суздальский раскол»), община имела домовую часовню в здании Валаамской турбазы, к нач. 2000-х гг. она распалась. В 1993 г. была зарегистрирована община прп. Кассиана Муезерского в пос. Муезерском. В 1999 г. был построен деревянный храм св. арх. Михаила для прихода РПЦЗ в с. Реболы Муезерского р-на, сгоревший в 2004 г., после чего община свернула свою деятельность. К наст. времени остается на гос. регистрации приход прп. Кассиана Муезерского в пос. Муезерском, в 2001 г. отколовшийся от РПЦЗ и перешедший в юрисдикцию митр. Виталия (Устинова), община не имеет постоянного священника.
В Петрозаводске в 1992-2000 гг. официально действовала «Община архистратига Михаила» в юрисдикции «Московского епархиального управления Истинно православной церкви» (основана А. В. Ивановым). Из незарегистрированных орг-ций истинно православных христиан известны община во имя прп. Нила Сорского в Сортавале (секачёвская ветвь) и община «истинно православных христиан (староверов)» во имя ап. Андрея Первозванного в Олонце. Общину в Сортавале возглавил известный с 2005 г. как «Валаамский епископ» в юрисдикции «Истинно православной церкви Рафаила» А. Рогов. В 2007 г. «Валаамским епископом» стал бывш. иером. Павел (Зинкевич), попытавшийся организовать свой приход в Петрозаводске, в 2009 г. он вернулся в Русскую Церковь. В 2006-2007 гг. активно заявлял о себе приход «истинно православных христиан (староверов)» в Олонце, издававший газ. «Слово». 16 мая 2008 г. Олонецкий районный суд признал один из номеров издания экстремистским, содержащим призывы к разжиганию межнациональной розни.
Римско-католическая Церковь. Католич. общины появились в К. в XIX в. С 1862 г. римо-католики имели в Петрозаводске деревянную часовню, в 1897 г. они получили разрешение на возведение храма, который был построен в 1904 г. как часовня, в 1910 г. стал самостоятельным приходом. В Олонецкой губ. в кон. XIX в. проживало 397 католиков. 14 мая 1925 г. президиум Карельского ЦИК рассматривал вопрос об использовании здания костела в культурных целях, но тогда костел был сохранен за католической общиной Петрозаводска (62 чел.); храм был закрыт решением президиума Карельского ЦИК от 18 янв. 1927 г. Возрождение католичества в регионе началось в 1994 г., когда был зарегистрирован приход, в 2003 г. общине передали костел в Петрозаводске, освященный в 2004 г. В наст. время действуют 2 зарегистрированные общины католиков: Неустанной помощи Божией Матери в Петрозаводске и открытый в 2008 г. приход святых Кирилла и Мефодия в Костомукше. Имеется 3 незарегистрированные общины.
Протестантские церкви, деноминации и секты. Лютеранство. Первый на карельских землях лютеран. приход был открыт в 1554 г. в Выборге. В XIX в. лютеране в Олонецкой губ., основную массу которых составляли финны, относились к новгородскому лютеранскому приходу. С нач. 50-х гг. XIX в. в качестве адъюнкта новгородского пастора К. посещал пастор из Финляндии Д. Сирелиус, вскоре назначенный пастором отдельного евангелическо-лютеранского прихода Олонецкой губ. Первоначально пасторы олонецкого прихода жили в Олонце, с 1865 г.- в Петрозаводске. В этих городах имелись лютеранские кладбища. В 70-х гг. XIX в. лютеране в К. благодаря помощи немцев из Петрозаводска и С.-Петербурга построили или приобрели молитвенные дома в Олонце, Вытегре, Вознесенье. В 1872 г. завершилось строительство лютеран. церкви в Петрозаводске, в 1874 г. при ней открылась школа. В 1897 г. в Олонецкой губ. насчитывалось 2444 лютеранина, большинство проживало в Олонецком, Петрозаводском и Вытегорском уездах, почти все были финнами. В нач. XX в. деятельность лютеран. пасторов в Олонецкой губ. (особенно профинляндского сортавальского евангелического об-ва) вызывала негативную реакцию местных властей, считавших, что лютеране вели в регионе панфинляндскую пропаганду, особенно среди карел. Олонецкий генерал-губернатор Н. В. Протасьев требовал, чтобы на должность пастора олонецкого прихода назначался кандидат нефинляндского происхождения, из-за чего в 1909-1914 гг. должность не замещалась.
В 1922 г., после установления в К. советской власти, в Петрозаводске была зарегистрирована лютеран. община; с 1918 г. она не имела пастора, ее деятельность ограничивалась Петрозаводском. Другие молитвенные дома прекратили существование, численность прихожан сильно уменьшилась в результате отъезда большинства финнов в Финляндию. Петрозаводская община была упразднена в марте 1925 г., здание церкви передали совету физической культуры. Не изменило ситуацию увеличение численности фин. населения в К. в 30-х гг. XX в.: прибывшие в эти годы в К. «красные» финны по большей части были атеистами.
Во время Великой Отечественной войны на оккупированной финнами части К. было восстановлено неск. лютеран. молитвенных домов, в частности в Сулажгоре (ныне окраина Петрозаводска), в Олонце. На 1944 г. в оккупированной К. насчитывалось ок. 2,5 тыс. лютеран. Недовольство православных вызывало занятие лютеран. пасторами пустовавших зданий правосл. церквей. В 50-60-х гг. XX в. лютеране подали 4 ходатайства о регистрации общин преимущественно в близлежащих к Петрозаводску населенных пунктах, где жили финны: в поселках Чална, Матросы и др. Лютеран. община в Петрозаводске была зарегистрирована в 1969 г., ее костяк составляли жившие в Петрозаводске и пос. Соломенное финны-ингерманландцы. Общине на правах аренды был передан жилой дом. 6 раз в год для проведения служб в Петрозаводск приезжал пастор евангелическо-лютеран. церкви г. Нарва (ныне Эстония). В 1983 г. была освящена новопостроенная церковь. До 1975 г. крещение детей в лютеранской общине, а также обучение несовершеннолетних основам вероучения были запрещены; вслед. этого конфирмация, к-рую было принято проводить до 18 лет, отодвигалась на более поздний срок.
В нач. 90-х гг. XX в. были открыты лютеран. приходы в городах Сортавала, Костомукша, Сегежа, Кондопога, Питкяранта, Олонец и в поселках Чална, Деревянка, Соддер и др. В наст. время 14 зарегистрированных лютеран. общин в К. входят в Карельское пробство Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (создана в 1993), 7 зарегистрированных общин принадлежат к отделившейся от Карельского пробства в 1997 г. самостоятельной Карельской евангелическо-лютеранской церкви (центр - в Сортавале). Для юга Карелии характерно преобладание среди прихожан финнов-ингерманландцев, общины в этом районе многочисленны и устойчивы. На северо-западе Карелии (Калевальский, Муезерский районы, г. Костомукша) национальный состав прихожан более пестрый, богослужения посещают карелы, русские, белорусы и др. Число прихожан в последние 20 лет сократилось в первую очередь вслед. массового отъезда финнов в Финляндию. За счет пожертвований из Финляндии строятся лютеран. церкви, распространяется духовная литература, практикуются различные формы социальной помощи.
Баптисты и вероучительно близкие к ним евангельские христиане появились в К. на рубеже XIX и XX вв. Одна из первых общин баптистского толка, под названием «Ушковайзет», существовала среди карел в с. Ухта Кемского у. с 70-х гг. XIX в. до 1922 г. Первая известная община баптистов в К. была зарегистрирована в 1924 г. в Петрозаводске, в 1924-1925 гг. она использовала вместе с лютеранами здание лютеран. кирхи. В с. Сороки (ныне г. Беломорск) имелась группа баптистов, она безуспешно пыталась зарегистрироваться в 1923 г. С 7 февр. 1967 г. в К. действовала зарегистрированная община, близкая к пятидесятникам, в юрисдикции Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. В настоящее время баптисты имеют 2 орг-ции (Совет церквей и миссия «Евангелие»), евангельские христиане - 4 общины.
Христиане веры евангельской (пятидесятники) свои первые общины на территории К. создали в 1916 г. в Сортавале и Лахденпохье. В 1917-1940 гг. в пос. Соломенное действовал молитвенный дом. В 90-х гг. XX в. пятидесятники при участии проповедников из Финляндии, с Украины и из др. стран активизировали деятельность в К. В 1991 г. было создано Карельское региональное объединение Всероссийского союза христиан веры евангельской - пятидесятников, к-рое в 1999 г. оформилось в Союз христиан веры евангельской - пятидесятников К. (объединяет 42 зарегистрированные общины). С 1993 г. действует Церковь христиан веры евангельской К., объединяющая 17 общин.
Неопятидесятническая «Свободная автономная евангелическая церковь «Дом Троицы»», зарегистрированная в 1994 г., имеет в К. 2 общины. В 1999 г. в Петрозаводске была зарегистрирована неопятидесятническая церковь «Живой родник». Существуют община в Петрозаводске, входящая в Ассоциацию независимых церквей христиан веры евангельской, и незарегистрированная община Объединенной церкви христиан веры евангельской - пятидесятников (федотовцев). В пос. Хелюля близ Сортавалы работает созданный пятидесятниками Карельский библейский ин-т.
Адвентисты седьмого дня действуют в К. с 1991 г., создали 4 общины: в Петрозаводске, Кондопоге, Костомукше и Сортавале.
По 1 общине в К. имеют Новоапостольская церковь (с 1993), Армия спасения (с 1995) и Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) (с 1999).
Небольшие орг-ции Иеговы свидетелей существовали в К. в советский период, зарегистрированы в 1992 г. В наст. время имеются 3 зарегистрированные общины: в Петрозаводске, Костомукше и Сортавале.
Ислам. Мусульм. община образовалась в Петрозаводске в кон. XIX в. (в 1911 насчитывала 25 чел.), после 1917 г. она перестала существовать. В 1989-1990 гг. в Костомукше был создан татар. национально-культурный центр «Ханума», в 1996 г. на его базе образовалось об-во «Ислам», в Костомукше ислам приняли некоторые представители местной интеллигенции. В Петрозаводске «новые мусульмане» из числа русских, карел и др. составили основу общины, особенностью к-рой стал активный прозелитизм среди слав. населения. С 3 дек. 2001 г. в республике функционирует созданное для управления общинами Петрозаводска, Олонца, Костомукши и Кондопоги Духовное управление мусульман К. (Карельский муфтият), к-рое возглавил единственный в России муфтий араб. происхождения Висам Али Бардвил. В 2006 г. к Карельскому муфтияту присоединилась созданная в 2001 г. на базе об-ва татар. культуры «Дуслар» независимая община «Мусульманская мечеть». В нач. 2011 г. противники Бардвила создали в Петрозаводске общину в юрисдикции Духовного управления мусульман С.-Петербурга и Северо-Западного региона в составе Центрального духовного управления мусульман. В том же году сторонники Бардвила зарегистрировали Союз мусульманских общин г. Петрозаводска.
Иудаизм. В 1897 г. в Олонецкой губ. жили 405 иудеев и 45 караимов. Первая иудейская община в Петрозаводске была зарегистрирована в 1901 г., в 1902 г. избран раввин. В 1904 г. на общинные средства в Петрозаводске построена синагога, с 1905 г. в документах упоминается евр. молельня в Вытегре. Вскоре после 1917 г. они были закрыты властями, синагога в Петрозаводске сгорела в 1925 г. В 1996 г. в столице К. была возрождена иудейская община ортодоксального направления, зарегистрированная в 1997 г.
Языческие верования. Среди значительной части населения К. (в особенности саамов, проживающих на границе К. и Мурманской обл.) языческие обычаи существовали до сер. XX в. До 20-х гг. XX в. у саамов сохранялось язычество в форме шаманизма, в наст. время известен культ деревьев, огня (почитание домашнего очага). Роль святилищ, в к-рых совершались обряды, выполняли священные рощи и каменные культовые комплексы - сейды (естественные и рукотворные). Последние являлись для саамов вместилищами душ умерших. Считались священными каменные лабиринты, сооруженные саамами не позднее XVII в. на о-ве Красная Луда, на о-ве Олешин в архипелаге Кузова, в других местах. К сейдам в священную рощу урочища Пигалахта на Водлозере для совершения языческих ритуалов каждую зиму приезжали саамы до нач. 50-х гг. XX в. Другими культовыми местами были горы Воттоваара и Кивакка на севере К. До 40-х гг. ХХ в. почиталась скала в урочище Красная Щельга в Сев.-Зап. Заонежье, к ней приходили заонежане и карелы, чтобы вырезать на ней изображение больного органа, свою фамилию либо личный фамильный знак. В настоящее время кондопожские карелы почитают рощу на о-ве Махосаари на оз. Селецком: туда приезжают с жертвенными подарками для молитвы.
У карелов языческие ритуалы могли соединяться с христианской обрядностью. В XIX в. в карельской дер. Суднозеро в Вокнаволокском приходе (ныне Костомукшского городского окр.) ежегодно в праздник Успения Пресв. Богородицы местные жители закалывали животное и выливали кровь в специальное отверстие на крыльце часовни (Архангельские ЕВ. 1895. № 4. С. 123).
Буддизм. В пос. Хаапалампи (Сортавальский муниципальный р-н) зарегистрирован Центр Алмазного пути школы Карма-кагью.
Новые религиозные движения в К. представлены об-вом «Сознание Кришны», об-вом Бахаи религии, Международным об-вом Рериха (см. Рерихи), последователями сайентологии. Сторонники Рериха имели близ Петрозаводска храм во имя прп. Сергия Радонежского, впоследствии переданный ими Петрозаводской епархии. До недавнего времени официально действовала община «Ассоциации церквей объединения» (мунитов, см. Церковь объединения).