[Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Ναυπάκτου καὶ ἁγίου Βλασίου], епархия Элладской Православной Церкви. Располагается в зап. части сев. побережья Коринфского зал. на территории нома Этолии и Акарнании. Митрополии подчиняются приходы муниципалитета (дима) Нафпактиас и общины св. Власия, размещающейся на территории муниципалитета (дима) Агриниу (до 2010 - муниципалитета Паракамбилион). Кафедра находится в г. Навпакт (Нафпактос) (митрополичий собор во имя вмч. Димитрия).
Появление первых христ. общин в регионе связывают по преданию с деятельностью ап. Павла. В 1093/94 г. архиеп. Охридский Феофилакт, обращаясь в письме к отсутствующему в др. источниках митрополиту Навпактскому Хрисовергу, отмечал, что тот не может не знать слова ап. Павла, «во главе чьей церкви стоит» (Théophylacte d'Achrida. Lettres / Introd., texte, trad. et not. par P. Gautier. Thessal., 1986. P. 247).
В ранневизантийскую эпоху Навпактская епархия была суффраганом Коринфской, Сикионской, Земенской, Тарсской и Полифенгской митрополии (пров. Ахайя). Наиболее раннее упоминание - документы антиарианского Сардикийского Собора 343 г., дошедшие в «Исторических фрагментах» свт. Илария Пиктавийского. В числе участников Собора назван «Мартирий Навпактский из Ахеи» (Martyrius ab Acaia de Naupacto) (CSEL. T. 65. P. 138). Первый предстоятель епархии, чье имя упоминается в соборных документах,- Калликрат, участвовавший во Вселенском III Соборе 431 г. (ACO. T. 1. Vol. 1 (2). P. 4, 17, 56; T. 1. Vol. 1 (7). P. 86). На Вселенском IV Соборе 451 г. Навпакт представлял еп. Ириней (ibid. T. 2. Vol. 1 (2). P. 37). После этого предстоятели Навпактской епархии не упоминаются вплоть до 879 г., когда еп. Антоний принял участие в К-польском Соборе 879-880 гг. (Mansi. T. 17. P. 373-376; PMBZ, N 20482).
В период между 843 и 899 гг. (по др. оценкам, после 886 - Soustal, Koder. 1981. S. 53) Навпакт стал центром новообразованной фемы Никополь, а на рубеже IX и X вв., в царствование имп. Льва VI Мудрого (886-912), Навпактская епископия была возведена в ранг митрополии. В 7-й Нотиции (перечне епархий) К-польского Патриархата (нач. X в.) она стоит на 35-м месте и ей подчинено 8 епархий зап. части материковой Греции (Darrouzès. Notitiae. P. 284). В дальнейшем в средневизант. период влияние митрополии росло и ей были подчинены еще несколько епархий (Ibid. P. 327, 363; Soustal, Koder. 1981. S. 84). О церковной жизни митрополии в X-XII вв. сохранились только отрывочные сведения. Историк Иоанн Скилица (XI в.) рассказывает, что имп. Константин VIII (1025-1028) в наказание за убийство стратига фемы Элладик Георгия ослепил не названного по имени архиепископа Навпактского, хотя тот был невиновен (Scyl. Hist. P. 372; PMBZ, N 32006). Известна печать 1-й пол. X в. митрополита Навпактского Евстратия (Laurent V. Corpus des sceaux de l'Empire byzantin. P., 1963. N 679; PMBZ, N 21892). Предстоятель Навпактской церкви Василий принимал участие в заседании К-польского Собора, состоявшемся 12 мая 1157 г., на к-ром осудили учение Сотириха Пантевгена (PG. 140. P. 180). Митр. Лев Семн участвовал в соборном заседании 5 мая 1172 г. (Laurent V. Corpus des sceaux de l'Empire byzantin. P., 1963. N 680; RegPatr, N 1125). Вопрос о том, стал ли к концу жизни митрополитом Навпакта поэт и историк Константин Манасси, остается открытым. Большинство исследователей его творчества (О. Лампсидис, П. Магдалино) считают маловероятным отождествление поэта с дядей Иоанна Апокавка, носившим такое же имя и занимавшим Навпактскую кафедру в 80-х гг. XII в.
После лат. завоевания в 1204 г. Навпакт стал центром культурной и церковной жизни Эпирского деспотата. В 10-20-х гг. XIII в. Иоанн Апокавк в церковной сфере, а деспот Феодор - в военно-политической боролись за автономию от Никейской империи и К-польского Патриархата в изгнании. Иоанн Апокавк резко осуждал попытки сближения Никеи с лат. Церковью и в споре с патриархами Мануилом I Сарантином (1217-1222) и Германом II (1223-1240) отстаивал право самостоятельно совершать епископские хиротонии во всем Эпире. После коронации деспота Феодора в Фессалонике в авг. 1227 г. клир Эпирской Церкви фактически провозгласил независимость от К-польской Церкви в изгнании. Конец схизме положили военные поражения деспота Феодора (битва при Клокотнице в марте 1230 г.). Новый деспот Мануил был вынужден просить помощи у Никеи, и в 1232 г. Эпир вернулся в лоно К-польской Церкви (Karpozilos. 1973). Преемником Апокавка в 1232 г. на митрополичьем престоле стал Никита Хониат, интеллектуал и выходец из семьи митрополита Афинского Михаила Хониата и историка Никиты Хониата (RegPatr, N 1263, 1266, 1283).
Начиная с 1294 г. Навпакт попеременно переходил в руки Анжуйской династии Капетингов и возвращался в состав Эпирского деспотата. С 1307 г. в Навпакте была учреждена кафедра лат. архиепископа. В ответ на это в 1318 г. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328) возвел Янинскую епископию Навпактской митрополии в ранг митрополии и переподчинил ей неск. епископий, ранее подчиненных Навпакту (Χρυσός. 1976). В перечнях епархий этого периода Навпактская митрополия перемещается с 35-го на 42-е место (Darrouzès. Notitiae. P. 396, 407). В 1361 г. Навпакт перешел во владения Афинского герц-ства. Ответной мерой стали попытки переподчинить епархии Навпактской митрополии др. митрополиям - Кефалинийской, Янинской, Левкадской (Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 468-472). В 1367 г. резиденция митрополита была перенесена в г. Арта (Ibid. P. 493-494), а отдельная епископия Арты в связи с этим упразднена. В 1407 г. Навпактом завладели венецианцы, а в 1499 г.- турки. Перемещение кафедры в Арту воспринималось как временная мера. Офиц. именование «митрополит Навпактский и Артский» не использовалось регулярно до нач. XVI в. В дальнейшем такой титул носили выдающиеся греческие ученые эпохи турецкого владычества: Дамаскин Студит (1574-1577), философ Феофил (в монашестве Феодосий) Коридаллевс (1640-1641), географ и историк Церкви и впосл. митрополит Афинский Мелетий II в 1691/92-1696 гг., историк и богослов Неофит Мавроматис (1703-1722). В 1808-1813 гг. митрополия была объединена с Янинской митрополией.
Навпактская и Артская митрополия формально существовала вплоть до образования самостоятельного греч. гос-ва. Однако в годы национально-освободительной борьбы устоявшаяся титулатура и прежнее церковно-адм. деление уже не отвечали нуждам греч. Церкви и зарождающегося гос-ва. В 1822 г. местный орган самоуправления Герусия Зап. Греции призвал прежнего митрополита Навпактского и Артского Порфирия (1806-1808, 1813-1820, 1822 или 1826-1833) в качестве «временного архиепископа свободной к сему дню Западной материковой Греции». При этом поставленный в 1820 г. митрополит Навпактский и Артский Анфим вплоть до 1826 г. продолжал окормлять христиан, оставшихся на не освобожденных от турок территориях митрополии. Сам Порфирий в документах рубежа 20-х и 30-х гг. XIX в. называл себя не «архиепископом Западной Греции», а попеременно митрополитом «Навпактским и Артским», «Навпактским» и «Навпактским и Месолонгиона».
В 1833 г. епархия была переименована в Нафпактийскую (Ναυπακτίας; по названию области Нафпактия, а не г. Навпакта) и перешла в подчинение Акарнанийской епископии с кафедрой в Месолонгионе. В 1841 г. в ходе церковно-адм. реформ кор. Оттона (1833-1862) на основе Акарнанийской епископии, к к-рой была присоединена также Каллидромская епископия с кафедрой в Карпенисионе, была создана Этолийская и Акарнанийская архиепископия. В 1852 г. эта архиепископия была разделена на 2 епископии - Нафпактийскую и Эвританийскую (с зимней кафедрой в Навпакте и летней - в Карпенисионе) и Акарнанийскую. В 1899 г. Нафпактийская епархия была присоединена к Акарнанийской епископии, в результате чего образовалась Акарнанийская и Нафпактийская епископия с кафедрой в Месолонгионе. В 1909 г. Эвританийская и Нафпактийская епархии снова объединились. В 1923 г. Нафпактийская и Эвританийская епископия была возведена в ранг митрополии. С осени 1931 по осень 1932 г. предлагались 2 варианта упразднения митрополии и присоединения Нафпактийской епархии или к Фокидской, или к Этолийской и Акарнанийской митрополиям. В 1933 г. в результате протестов местных жителей было принято решение восстановить Нафпактийскую и Эвританийскую митрополию в прежних границах. Однако вплоть до 1936 г., когда на митрополичью кафедру был возведен протосинкелл митрополита Коринфского Дамаскина архим. Герман (Гумас), ее местоблюстителями были митрополиты Этолийские и Акарнанийские. В 1978 г. из митрополии выделились 2 самостоятельных образования - Карпенисийская митрополия (в Эвритании) и Навпактская и св. Власия митрополия.
На 2016 г. митрополия насчитывала 95 приходских храмов, 200 часовен (парекклисионов и экзокклисионов). Действуют 3 мон-ря: Амбелакиотиссы мужской монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы возле с. Козица, в 2013 г. его метохом стал муж. мон-рь Преображения Господня в с. Скала; жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи у с. Вомвоку; жен. мон-рь Божией Матери Скоропослушницы в г. Навпакт (Δίπτυχα. 2016. Σ. 763-766).
Мартирий (упом. в 343), Калликрат (упом. в 431), Ириней (упом. в 451), Антоний (упом. в 879).
Евстратий (1-я пол. X в.), аноним (упом. в 1026), Хрисоверг (упом. в 1093/1094), Василий (упом. в 1157), Лев Семн (упом. в 1172), Константин Манасси (70-80-е гг. XII в.), Иоанн (Андрей) Дзир (кон. XII в.), Иоанн Апокавк (1199/1200-1232), Никита Хониат (ок. 1232 - после июля 1235), Иоанн Ксир (между 1250 и 1252 - после 26 мая 1275).
Севастиан (митр. Янинский, 1365-1367, местоблюститель), Матфей (с июля 1367), Никита (упом. в 1377), Матфей (митр. Янинский, 1381-1385/1386, местоблюститель), Гавриил (митр. Янинский, после 23.04.1388, местоблюститель), Мартирий (Ɨ 14 февр. 1437), Геннадий (упом. в 1439), Феодосий (с 26 сент. 1451 (1456?)), Матфей (упом. в 1467), Неофит (упом. в 1476), Дорофей (упом. в 1477), Герасим Хоидас (упом. в 1480), Евфимий (упом. в 1507), Иаков (упом. в 1510, 1512), Акакий (упом. в 1516, 1520), Афанасий (упом. в 1535-1544), Кирилл (упом. в 1541), Григорий (Ксиропотаминос) (упом. в 1544), Парфений (упом. в 1546), Кирилл (упом. в 1550), Гавриил (упом. в 1561), Иоаким (до 1564 - после 1570), Дамаскин Студит (1574-1577), Митрофан (1577-1580), Парфений (1580-1581), Гавриил (Горас) (1581-1589), Макарий (1590-1600), Гавриил (1601-1632), Парфений (1632), Захария (Га(е)рганос) (1632), Лаврентий (1633-1637), Акакий (1637-1640, 1641-1643), Феодосий (Феофил Коридаллевс) (1640-1641), Галактион (1643-1647), Гавриил (1647-1660), Варфоломей (1660-1691/1692), Мелетий (Митру) (1691/1692-1696), Макарий (1697), Григорий (1697-1703), Неофит Мавромматис (1703-1722), Анатолий (1722), Иоанникий (1722-1727), Парфений (1727-1756), Паисий (1756-1769), Иаков (1769-1779), Макарий (1779-1794), Игнатий (1794-1805), Порфирий (1806-1808, 1813-1820, 1822 (1826?) - 1833), Иерофей (Тремулас) (1808-1810), Гавриил (Гагас) (1810-1813), Анфим (1820-1822 или 1826).
Порфирий (1833-1838), епископская комиссия (1838-1841).
Иерофей (1841-1847), епископская комиссия (1847-1852).
Анфим (Олимпиос) (1852-1881), епископская комиссия (1881-1884), Давид (Толмидис) (1884-1896), епископская комиссия (1896-1899).
Парфений (Акилас) (1899-1909).
Серафим (Домвоитис) (1910-1914), Амвросий (Николаидис) (1914-1923).
Амвросий (Николаидис) (1923-1932).
Константин (Константинидис) (1932-1934), Иерофей (Параскевопулос) (1934-1936).
Герман (Гумас) (1936-1945), Христофор (Александропулос) (1945-1958), Дамаскин (Кодзиас) (1958-1978).
Дамаскин (Кодзиас) (1978-1984), Александр (Пападопулос) (1984-1995), Никодим (Залумис) (1995), Иерофей (Влахос) (с 20 июля 1995).