НЕКТАРИЙ
Том XLVIII, С. 576-582
опубликовано: 28 июня 2022г.

НЕКТАРИЙ

Содержание

(Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667, Москва), свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Сибирский и Тобольский (1636-1639). Н. род. в крестьянской семье (был 6-м сыном) в 1586 или 1587 г. в Осташковской патриаршей слободе. Дед, 2 бабушки Н. и его родители в старости приняли постриг, а 2 дяди и 2 брата посвятили себя духовной карьере. Брат Н. Сергий (в монашестве) в 1624-1642 гг. был игуменом Николаевского Рожковского мон-ря, др. брат, Лев, был священником осташковской Воскресенской ц. (1624), протопопом соборной ц. г. Ржева (1638-1640), впосл. также принял постриг. Н. приходился двоюродным дедом автору «Арифметики» Л. Ф. Магницкому.

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в г. Ханты-Мансийске)Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Воскресенский собор в г. Ханты-Мансийске)В 1599 г. Н. пришел в Нилову Столобенскую в честь Богоявления пустынь, на оз. Селигер, где в 1601 г. принял постриг, а в 1613 г. был посвящен в иеромонаха. В пустыни Н. получил хорошее образование под рук. игум. Германа. Одним из наставников Н. мог быть известный впосл. книжный справщик Арсений Глухой (Буцинский. 1891. С. 28; ср.: Успенский. 1887. С. 19). Н. стал переписчиком, образованным книжником своего времени - знал греческий и латинский языки, философию, риторику (Ромодановская. 1993. С. 374). В письме 1639 г. кн. И. М. Катыреву-Ростовскому Н. описывал суровые условия первых лет жизни в пустыни, к-рые пришлись на Смутное время: терпел «труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту», вместо хлеба ели «траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1773). Обучение также сопровождалось тяжкими испытаниями, напр. «по дважды на всякой день в два времени бит был… и того сочтено у меня в два года, по два времени на всякой день, боев тысяча четыреста и тридесять». Н., однако, вспоминал эти годы с благодарностью: «пастырь мой (игум. Герман.- И. У.) плоть мою сокрушал, а душу мою спасал» (Там же. Стб. 1774).

После смерти игум. Германа (22 февр. 1614), по желанию последнего, Н. в 28-летнем возрасте стал управителем Ниловой пуст. Н. дал своему наставнику обещание «до смерти моей жить… в Нилове пустыни и нигде не отходить, а где отшед умру, и мне… лица Божия не видать» (Там же. Стб. 1773). В 1620 г. митр. Новгородский и Великолуцкий Макарий II возвел Н. во игумена Ниловой пуст.

Н. немало преуспел в деле обустройства пустыни, ему удалось добиться увеличения царской руги и расширить земельные владения. В 1622 г. была построена 5-главая деревянная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. На ее убранство 3 иконы подарил митр. Ростовский Варлаам II, 17 икон Деисусного чина - архим. Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисий (Зобниновский). На месте сгоревшей ц. Богоявления с приделом во имя св. Василия Блаженного в 1635 г. Н. завершил строительство одноименной 3-главой церкви с приделом над гробницей прп. Нила Столобенского. Много усилий Н. приложил к поискам мощей прп. Нила, к-рые были открыты после смерти святителя в 1667 г. В пустыни переписывались и распространялись каноны прп. Нилу.

При Н. была также выстроена новая ограда мон-ря с 8-стенной колокольней над воротами, для обустройства которой прп. Дионисий (Зобниновский) передал вклад - часы с боем. В пустыни появились больничные и гостиные кельи, 2 яблоневых сада, расширился хозяйственный комплекс.

Свт. Нектарий Тобольский, преподобные Нил и Герман Столобенские. Икона. 2008 г. (Нилова Столобенская пуст.)Свт. Нектарий Тобольский, преподобные Нил и Герман Столобенские. Икона. 2008 г. (Нилова Столобенская пуст.)Особо Н. заботился об увеличении количества книг в монастырской б-ке, для к-рой он приобретал и переписывал книги. Известно о покупке Н. Апостола, Евангелия и Пятикнижия Моисеева, прп. Дионисий (Зобниновский) пополнил б-ку пустыни Скитским Патериком (Ромодановская. 1993. С. 375). В ризнице Ниловой пуст. хранились переписанные Н. сочинения Симеона Нового Богослова, «Паренесис» Ефрема Сирина, Требник, святцы, комплект Четьих-Миней. В период своего архиерейства в Тобольске Н. составил, переписал и собственноручно украсил Синодик Нило-Столобенской пуст. Н. атрибутируется расширенная редакция Жития Нила Столобенского на основе житийной лит-ры XVI-XVII вв.

Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.Святители Иоанн и Нектарий Тобольские с Абалакской иконой Божией Матери. Фрагмент росписи собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.Н. часто бывал в Новгороде, он был знаком с воеводой, кн. Катыревым-Ростовским, впосл. ставшим зятем царя Михаила Феодоровича, через к-рого был известен царской семье. В 1628 г. Н. представили царю. Игумен выразил надежду на скорое дарование Михаилу Феодоровичу наследника, эти слова были сочтены пророческими. После рождения в 1629 г. царевича Алексея Михайловича Н. стал его восприемником (ИРИ. Ч. 5. С. 207). Покровительствовали Н. и делали вклады в Нилову пуст. влиятельные бояре И. Н. Романов, Б. М. Лыков, С. В. Колтовский, князья Катырев-Ростовский, А. Н. Трубецкой и Д. М. Пожарский.

7 февр. 1636 г. патриарх Иоасаф I возглавил хиротонию Н., к-рый был поставлен архиепископом Сибирским и Тобольским, став 3-м архиереем на этой кафедре. Вероятно, Н. был рекомендован царю и патриарху кн. Катыревым-Ростовским, к-рого Н. в 1639 г. упрекал в адресованном ему письме: «...ты мою душу погубил, ты мене лишил мздыот небеснаго царя за мои труды пустынные» (Черты монастырского быта. 1873. Стб. 1775). Помня свое обещание не оставлять Нилову пуст., Н. тяжело переживал отъезд.

В епархию Н. прибыл 1 апр. 1636 г., а 31 мая в Тобольске он возглавил погребение своего предшественника по кафедре архиеп. Макария (Кучина), скончавшегося еще 24 июля 1635 г.

За недолгий срок пребывания в Тобольске (менее 4 лет) Н. успел много потрудиться на благо епархии. Несмотря на запустение, царившее на кафедре, мрачные описания к-рого Н. включал в свои челобитные царю («от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, вконец не погибнуть и врозь не разбрестись и твое царское богомолье без службы не стало бы» - Буцинский. 1891. С. 31), ему удалось укрепить хозяйственное положение архиерейского дома (количество крестьян увеличилось с 138 до 427 чел., расширились земельные владения кафедры). Ему удавалось отсрочить вступление в силу ограничительных мер царского правительства в отношении Сибирской кафедры (сокращения денежной руги, замены хлебной руги денежной) (Там же. С. 30, 33).

Н. заботился об устроении церквей в епархии. Напр., он обеспечил необходимой церковной утварью Троицкую ц. в Ленском (Якутском) остроге. Архиепископ способствовал развитию иконописания в Сибири. Он привез с собой иконописца, монаха Ниловой пуст. Антония; для росписи церквей по просьбе Н. в Тобольск были посланы иконописцы из Вел. Устюга и Соли Вычегодской. Сам Н. для Софийского кафедрального собора написал на холсте образ Воскресения Христова, а по оставлении кафедры, ок. 1645 г.,- образ Николая Чудотворца для Иоанно-Введенского жен. мон-ря.

При Н. в Сибири была прославлена Абалакская «Знамение» икона Божией Матери. В 1636 г. в Абалацком погосте (в 25 км от Тобольска) вдове Марии неск. раз явилась Богоматерь, 24 июля того же года на пути в Тобольск она увидела облачный столп с иконами Божией Матери «Знамение», прп. Марии Египетской и свт. Николая Чудотворца, после чего явилась к Н. с рассказом о чуде. Архиепископ много беседовал с Марией наедине, а потом в присутствии духовенства и воевод. В 1637 г. он распорядился о строительстве в Абалацком погосте ц. в честь иконы «Знамение» Божией Матери и написании одноименной иконы с предстоящими Николаем Чудотворцем и Марией Египетской. Икона была написана протодиаконом Матфеем, прибывшим в Сибирь еще с 1-м ее архиеп. Киприаном (Старорусенковым (Старорусенниковым)). Впосл. образ чтился как чудотворный, было составлено «Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы».

По мнению Е. К. Ромодановской, при Н. в Тобольском архиерейском доме началось летописание, архиерейский дьяк Савва Есипов занялся составлением Есиповской летописи. Н. установил в епархии офиц. церковное поминание Ермака Тимофеевича и его дружины.

Как и его предшественник по кафедре, Н. боролся с чрезвычайно распространенными в епархии пьянством, языческими верованиями, монастырскими нестроениями. Так, монахи тобольского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря вели «неистовое житие» - предавались пьянству, дерзко высказывались о государе и отказывались подчиняться архиепископу (Буцинский. 1891. С. 42). Сильное сопротивление паствы, вероятно, вызывали высокие требования Н. к благочестию. Так, большой противник «хмельного пития», Н. добился царского разрешения на замену 100 ведер водки, к-рые ежегодно поставляли тобольские воеводы на нужды архиерейского дома, на 50 пудов меда (Там же. С. 29). По преданию, на стенах архиерейского дома были написаны правила монашеского жития, за соблюдением к-рых Н. строго следил (Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский. 1887. С. 343). Н. благословил старца Герасима (Каченского) на пустынножительство в устье р. Берёзовки.

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.)Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.)Непросто складывались отношения Н. с местными воеводами. Напр., в одной из своих челобитных царю Н. сообщал, что в 1638 г. мангазейский воевода своей волей отпустил местного священника, к-рый забрал с собой все «десятинные и церковные данные софийские сборные деньги и книги, а в Сибири попами скудно и послать в Мангазею некого» (Буцинский. 1891. С. 43). На Н. было написано в Москву неск. доносов, воеводы в течение ряда лет саботировали дело П. Хмелевского, подлежавшее юрисдикции архиепископа. В Сибири распространилось самозванничество среди духовенства. В 1638 г. большую челобитную в «деле государевом» подал на Н. «ссыльный немчин Савва Француженин». Он обвинил Н. в том, что архиепископ силой заставил его примириться с тобольским воеводой кн. М. М. Тёмкиным-Ростовским. По результатам расследования Савва был выслан из Тобольска (Миллер. 1937. С. 555-556).

Н. многократно обращался к царю в просьбами об отставке, ссылаясь на тяготы сибирской жизни, а также на свою старость и болезни: «...вели мне быть в Ниловой пустыни или где ты укажешь, а мне в Сибири от таких заводных доводов быть отнюдь невозможно никакими обычаями» (Буцинский. 1891. С. 40). В этом деле ему помог кн. Катырев-Ростовский. 17 окт. 1639 г. была подписана царская грамота об отпуске Н. на покой в Нилову пустынь. 4 янв. 1640 г. Н. выехал в Москву. Прибыв в столицу, он обратился к царю и патриарху с просьбой удалиться в Нилову пуст., получил разрешение и 4 марта 1640 г., «сложа с себя святительский сан и смирения ради, облечеся в черну мантию», отправился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 36. С. 152-153). В марте 1640 г. Н. вернулся в Нилову пуст. и до 1644 г. был советником при игум. Дорофее; царским указом от 24 нояб. 1647 г. снова стал строителем мон-ря, оставаясь на этом посту до своей смерти в 1667 г.

Период 2-го игуменства Н. стал временем подъема Ниловой пуст. В 1647 г. по ходатайству Н. царь Алексей Михайлович вывел пустынь из подсудности ржевскому воеводе в пользу Дворцового приказа, в 1660 г. мон-рю было пожаловано право беспошлинной рыбной ловли на оз. Ильмень, а впоследствии назначена большая денежная и хлебная руга. Нилову пуст. также поддерживали патриарх Никон, князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М., И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Ризница Ниловой пуст. пополнилась серебряной утварью - вкладами боярина И. М. Милославского и игумении московского Алексиевского мон-ря Марии (Телешевой) (Успенский. 1887. С. 23-24).

Свт. Нектарий Тобольский. Фрагмент росписи «Собор Сибирских святых» собора Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.Свт. Нектарий Тобольский. Фрагмент росписи «Собор Сибирских святых» собора Абалакского мон-ря. 10-е гг. XXI в.Н. установил в пустыни строгий общежительный порядок: «...хмельному питию не быть, и священники и братья в монастыре и вне монастыря хмельнаго питья не пили б и платье носили б и пили и ели б ис обще монастырское казенное, а своим ничего не называли» (ААЭ. Т. 4. № 165. С. 218). В «Заповеди» насельникам Ниловой пуст. Н. писал: «На сем святем месте на отоце Селигера озера по божественному гласу жил преподобный отец наш Нил чудотворец двадесять семь лет, пребывал в посте, и в молитве, и в трудах, а хмельного пития не пивал, и отыде в вечный покой… И аз, многогрешный Нектарий, живу на сем месте многие лета, а от рождения матерня никакого хмельного пития не пивал и по се время, и его не держивал» (Лит. памятники. 2001. С. 283). Вероятно, по уставу Н. предполагалось изгнание из пустыни лиц, не желавших подчиняться этим правилам.

Ковчег с главой свт. Нектария (Теляшина), архиеп. Сибирского и Тобольского, в Богоявленском соборе Ниловой Столобенской пуст. Фотография. 2016 г.Ковчег с главой свт. Нектария (Теляшина), архиеп. Сибирского и Тобольского, в Богоявленском соборе Ниловой Столобенской пуст. Фотография. 2016 г.27 авг. 1665 г. в Ниловой пуст. пожар уничтожил бо́льшую часть зданий деревянного мон-ря. Н. начал работу по восстановлению ансамбля, им было задумано строительство каменного храма над могилой прп. Нила Столобенского. С этой целью он ездил в Москву в 1666 и 1667 гг. После личной встречи с царем Алексеем Михайловичем Н. получил 200 р. на строительство. В течение 1666 г. в пустынь начали свозить необходимые материалы. Во время 2-й поездки в Москву Н. скончался на дворе А. Т. и М. Т. Лихачёвых (Успенский. 1887. С. 30), перед смертью принял схиму в московском Чудовом в честь чуда архангела Михаила в Хонех монастыре. По смерти на него был «надет весь святительский сан» (ПСРЛ. Т. 36. С. 153). Отпевание Н. 18 янв. 1667 г. совершили в Чудовом мон-ре в присутствии царя Алексея Михайловича участники Большого Московского Собора, заседавшего в то время в столице,- патриарх Антиохийский Макарий III, митрополиты Новгородский Питирим (впосл. патриарх Московский), Сербский Феодосий, Газский Паисий Лигарид, архиеп. Тверской Иоасаф, 2 буд. патриарха - архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (см. ст. Иоасаф II) и архим. Чудова мон-ря Иоаким (Савёлов), мн. игумены и протопопы. 22 янв. царь провожал тело Н. «за град, за Тверские ворота, за Земляной город» (ДАИ. Т. 5. № 26. С. 101). Согласно последней воле Н., он был похоронен в Ниловой пуст. под папертью Богоявленского собора, обряд погребения совершил архиеп. Тверской Иоасаф. Над гробницей святителя была построена кирпичная палатка, в к-рой находилась икона Божией Матери «Одигитрия».

Сохранилось неск. сочинений Н.: «Увещание Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, игумена Ниловой пустыни Дорофею и все братии» в составе позднейшего списка Синодика Ниловой пуст. (ИРЛИ. Причудское собр. № 66, 1887 г.); «Заповедь архиепископа Нектария о трезвости и общежитии 1666 года апреля 2 дня»; письмо «Великому господину Ивану Михайловичу» 1639 г. с просьбой о помощи в деле об оставлении Сибирской кафедры (адресатом считается кн. Катырев-Ростовский; Ромодановская указала 3 списка письма).

Основное содержание сочинений Н.- поучение о монастырской жизни в молитве, трезвости, благочестии. Как духовный наставник Н. прост и весьма строг. По мнению Ромодановской, «Увещание...» и «Заповедь...» не получили распространения за пределами Ниловой пуст. Письмо весьма подробно содержит ряд биографических деталей, эмоциональное описание монастырского быта. В письме Н. повествует о своей жизни, используя различные риторические приемы. Это сочинение было известно современникам и читалось как литературное произведение. Текст письма был использован А. Н. Толстым в романе «Петр Первый» для описания монастырского быта (Толстой А. Н. ПСС. М., 1946. Т. 9. С. 380-381). Перу Н., вероятно, принадлежат также 2 Похвальных слова прп. Нилу Столобенскому.

Точных сведений о времени начала почитания Н. нет, вероятно, его местное почитание началось вскоре после смерти святителя. В нач. XIX в. в Ниловой пуст. хранился образ «богоугодного мужа преосвященного схимника» Н. (ИРИ. Ч. 5. С. 207), возможно, он идентичен портрету Н., считавшемуся его прижизненным изображением и находившемуся в нач. XX в. в трапезной палате обители (Димитрий (Самбикин). 1907. С. 48). К нач. XX в., однако, «в Ниловой пустыни забыты были благодеяния своего благотворителя, незабвенного по своей деятельности святителя Нектария; по нем едва ли отправлялась заупокойная служба в день его кончины». Поэтому по распоряжению архиеп. Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) в 1897 г. «предписано было кроме 15 янв. отправлять соборное (заупокойное) служение по святителе Нектарии и другим настоятелям обители 28 мая (на второй день праздника св. Нилу, в день обретения его мощей в 1667 г.)» (Там же).

Имя Н. включил в 1904 г. в Собор Тверских святых архиеп. Димитрий (Самбикин), но празднование Собору тогда не утвердилось и было возобновлено в 1979 г. Кроме того, имя Н. включено в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по благословению патриарха Пимена.

В 2003 г. (по др. данным - в 2002) во время раскопок в подвале Богоявленского собора Ниловой пуст. были обретены мощи Н., а именно голова святителя. Мощи были помещены по распоряжению игум. Нило-Столобенской пуст. Аркадия (Губанова) в особый ковчег, установленный в 2004 г. в Никольском приделе Богоявленского собора.

Арх.:РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Оп. 3; Оп. 4. № 15 [Док-ты о назначении тобольскими и сибир. архиепископами Н. и Герасима, о жаловании им и др. док-ты, 1638-1655 гг.].
Ист.:Записки к сибирской истории // ДРВ. 17882. Ч. 3. С. 156-157; ДАИ. Т. 2. №. 100. С. 265-266; ААЭ. Т. 4. № 165. С. 218;Черты монастырского быта в XVII в.: Письмо архиеп. Сибирского Нектария и шутовская челобитная колязинских монахов // РА. 1873. Т. 2. Вып. 9. Стб. 1770-1782; Рачинский А. В. Нилова пуст. в первые полутораста лет ее существования // ЧОИДР. 1875. Кн. 3. Отд. 2. С. 7 [Список дорожных вещей Н. 1667 г.]; Миллер Г. Ф. История Сибири. М.; Л., 1937. Т. 2. С. 555-556; Собр. Ниловой пустыни (ф. 200) // Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 338-341; Ромодановская Е. К. Опись имущества сибирского архиеп. Макария (1636 г.) // Источники по истории Сибири досоветского периода. Новосиб., 1988. С. 26-28; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. / Изд. подгот.: Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 282-283.
Лит.:Абрамов Н. А. Мат-лы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ея в 1581 г. до нач. XIX ст. // ЖМНП. 1854. Ч. 81. Отд. 5. С. 26-28; он же. Нектарий, третий архиеп. Сибирский и Тобольский, 1636-1640 // Странник. 1866. № 2. С. 65-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 317, 463; Успенский В. П., свящ. Преосв. Нектарий, второй настоятель Ниловой Столбенской пуст., бывш. архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882; он же. Ист. описание Нилово-Столобенской пуст. Тверской еп., Осташковского у. Тверь, 18873; Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых правосл. Рос. Церковью, а также чтимых Греч. Церковью, южнослав., груз. и местно чтимых в России. М., 1885. Т. 12. С. 204; Нектарий, архиеп. Сибирский и Тобольский // Тобольские ЕВ. 1887. № 17/18. С. 339-345; Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625-1650 гг.). Х., 1891. С. 27-47; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 124-125; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 132-133; он же. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1907. С. 47-49; А. Ш. Нектарий (Теляшин) // РБС. Т. 11. С. 213-214; Ромодановская Е. К. Нектарий // СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 374-376; она же. Избр. тр.: Сибирь и лит-ра, XVII в. Новосиб., 2002; Турилов А. А. Нектарий // Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 439; Круги времен: В память Е. К. Ромодановской. М., 2015. Т. 1. С. 187-194.
И. А. Устинова

Иконография

Нектарий (Теляшин), архиеп. Сибирский и Тобольский. Фотогравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Мастерская «Шерер, Набгольц и Ко»Нектарий (Теляшин), архиеп. Сибирский и Тобольский. Фотогравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Мастерская «Шерер, Набгольц и Ко» Портрет-парсуна Н. был создан в Москве сразу после его кончины по заказу царя Алексея Михайловича и отправлен вместе с телом святителя в Нилову Столобенскую пуст. Изображение, написанное масляными красками на доске (ок. 71×53 см), было установлено на гробнице Н. в кирпичной палатке под папертью Богоявленского собора мон-ря. Святой имел вид согбенного старца со смуглым исхудалым лицом, облаченного в архиерейскую мантию. Судя по надписи на обороте портрета, образ являлся точным списком первоначального портрета: «Истинное изображение и мера образа, по именному повелению благочестивейшего государя, Царя и великого князя Алексея Михайловича, из Москвы в Пустынь Чудотворца Нила с телом сего достоблаженного мужа, Преосвященного Схимонаха Нектария, Архиепископа Тобольского и Сибирского, отпущенное, который в той Пустыни принял на себя монашеский образ, двунадесятилетен суще от рождения, где и строитель был» (Успенский. 1882. С. 95-96). Портрет Н. находился также в трапезной палате Ниловой пуст. (Димитрий (Самбикин). 1908. С. 49).

По-видимому, к какому-то из этих образцов восходит фотогравюра нач. 80-х гг. XIX в. московской мастерской «Шерер, Набгольц и К°» (воспроизведена в кн.: Успенский. 1882; экземпляр из музея «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., дар архим. Арсения брату А. И. Никольскому - Барсегян (Куксинская). 2017. С. 168, 625) с поясным изображением Н. вполоборота вправо, в редком типе облачения - в схиме с куколем на плечах и архиерейской мантии с небольшими скрижалями и источниками, руки сложены на груди, в левой - свиток (жест лежащего в гробу?). Лицо Н. с индивидуальными чертами: высокий лоб с залысиной, округлая седая борода, большие темные глаза, морщины возле переносицы, прямой нос, небольшие уста под длинными густыми усами. На фоне характерная для подобных портретов надпись: «АРХИЕПИСКО(П) НЕКЪТАРIЙ сïбирскïй i тобольскïй остави(в) архиепископïю поживе в ниловой пстынiй». Судя по этому воспроизведению, по иконографии и стилю исполнения, протограф соответствовал произведениям времени Н. (таким, как царские Титулярники 70-х гг. XVII в.).

Другой несохранившийся портрет Н. был создан неизвестным художником в Тобольске, очевидно, для галереи портретов Тобольских архипастырей в архиерейском доме или в одном из монастырей. Он известен по фотографиям 90-х гг. XIX в. (2 фотоснимка изготовлены в ателье М. М. Уссаковской в Тобольске, 1 - фотографом И. С. Шустером, ТГИАМЗ), нек-рые предназначались для альбома «Тобольские архипастыри», изданного по инициативе митр. исп. Агафангела (Преображенского) епархиальным братством (1897). На поясном портрете, написанном скорее всего в кон. XVIII - нач. XIX в. (возможно, копия с более раннего произведения), Н. был изображен вполоборота вправо, в рясе, архиерейской мантии и черном клобуке с воскрилиями, с наперстным крестом, в правой руке иерарха - крест, в левой - жезл с навершием в виде посоха, без сулока. Черты внешности в целом сходны с посмертным портретом, за исключением более длинных волос и окладистой бороды лишь с небольшой проседью.

При описании чудес святого встречаются упоминания о его внешности так, как он привиделся во сне благочестивой пожилой девице из Осташкова в 1865 г. «в гробнице в митре» (Успенский. 1882. С. 88-90). Образ Н. представлен в клеймах житийных икон и хромолитографий прп. Нила Столобенского (содержат 52-54 клейма): «Исцеление от расслабленных ног», «Исцеление женщины у святых мощей», «Чудо исцеления от падучей болезни». Об этом свидетельствуют чудеса у св. мощей прп. Нила, которые подробно описал в его Житии 1829 г. трудник монастыря Алексей Федорович Шепневский (РГБ. Ф. 200. № 87). В рассказе об этих чудесах указаны даты и сказано: «Игумен Нектарий пел молитвы», «Игумен Нектарий с братией пел молебен». Т. о. Н. представлен на иконе посл. четв. XVIII в. (1791?, ВГИАХМЗ, происходит из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст.; см.: Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. [С. 190-191]. Кат. 116-117; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерусское искусство в собр. Вологодского музея-заповедника. Путев. по экспозиции / ВГИАХМЗ. М., 20082. С. 141, 145-146. Ил. 115, 116); на сохранившейся гравировальной доске и напечатанной с нее гравюре резцом (1777), исполненной по заказу архим. Феодосия (Буйкова) (ТОКГ); на иконе 40-50-х гг. XIX в., созданной осташковским иконником для часовни поселья Ниловой пуст. Сиговка (ныне находится в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. В. Котицы Осташковского р-на Тверской обл.); на иконе 1902 г. письма иконописца из Торжка Н. И. Новосёлова из ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при имп. стекольном заводе в С.-Петербурге (вклад осташковского мещанина В. И. Хрусталёва, ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 50-52, 128. Кат. 45; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1999. С. 102-107. Кат. 23); на иконе нач. XXI в. иконописца из Твери В. Михайлова (музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст.). Подобные композиции встречаются на хромолитографиях «Прп. Нил Столобенский, в житии» 1880 г. мастерской Троице-Сергиевой лавры (издано «тщанием» настоятеля Ниловой пуст. архим. Арсения - РГБ, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., частное собрание) и 1903 г. московской мастерской И. А. Морозова (из собр. А. И. Буркина, музей «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., см.: Барсегян (Куксинская). 2017. С. 526, 529, 538-540). В клеймах Н. изображен у мощей прп. Нила, иногда в профиль, стоящим отдельно или с братией на молебне, а также с больными, свидетелями чудес, и др. молящимися. На нем традиц. монашеские облачения - мантия, подрясник, епитрахиль, в руках - раскрытая книга. Голова Н., как правило, не покрыта (на вологодской иконе он в клобуке), длинные с проседью или седые волосы лежат на плечах, борода средней величины.

Описаний внешнего облика Н. в иконописных подлинниках не обнаружено. Наиболее раннее известное изображение святителя в иконописи встречается на иконе «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. в Кашине; см: Журнал 83-го заседания ТУАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине. Тверь, 1901. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 2-4, 49). Композиция с фигурами 46 Верхневолжских святых была создана в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), тщанием кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина, образ исполнен инокинями Сретенского мон-ря в Кашине. Н.- в 4-м ряду крайний слева, рядом со свт. патриархом Иовом, в архиерейской мантии, голова покрыта клобуком, руки возле груди, борода седая, продолговатая.

Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг.Свт. Нектарий Тобольский благословляет вдову Марию перед Абалакской иконой Божией Матери «Знамение». Фрагмент росписи Воскресенского собора в Ханты-Мансийске. 2013–2016 гг.Совр. иконография Н. была разработана после его канонизации на основе книжной репродукции с ранним портретом, но в традициях древнерус. иконописи. Он представлен обычно в рясе, схиме и фиолетовой архиерейской мантии (часто с красными скрижалями), с непокрытой головой с залысинами, борода седая средней величины, на конце слегка раздвоенная. На иконе нач. XXI в. Н. изображен стоящим на омываемом водами о-ве Столобное (Столбный) на оз. Селигер, возле его ног - постройки Ниловой пуст. Правая рука святого возле груди, в левой - развернутый свиток с выдержками из его «Заповеди о трезвости...» («А кто будетъ свщенникъ или дьконъ или (т) простыхъ братй, забывъ милость Бжю и наше благословене презревъ, оучнетъ бражничать»). Сокращенным поясным вариантом этого извода является небольшой прямоличный образ Н., созданный в 10-х гг. XXI в. (установлен на крышке ковчега с его св. мощами в Богоявленском соборе Ниловой пуст.): правая рука Н. прижата к груди, в левой - развернутый свиток; аналогичный по типу образ находится в кафедральном Воскресенском соборе Ханты-Мансийска. В трапезной Ниловой пуст. имеется поясная икона Н. (10-е гг. XXI в.). Оплечный образ Н. помещен в настенной росписи нач. XXI в. ц. Преображения Господня у Оковецкого источника (скит Ниловой пуст., Селижаровский р-н Тверской обл.). Кроме того, появились иконы, на к-рых Н. представлен вместе с преподобными Нилом и Германом Столобенскими: святые стоят на облаках, внизу - монастырский ансамбль на о-ве Столобное. Образы отличает необычная реалистичность письма.

Н. изображен в современных композициях «Собор Тверских чудотворцев», в частности в группе святых Ниловой пуст. - на иконе из тверской ц. блж. Ксении Петербургской (2007, иконописец М. Г. Кондрашова; см.: Тверской мирянин. 2008. № 1. С. 8). В иконографии «Собор Сибирских чудотворцев» Н. показан, напр., в стенописи нач. 10-х гг. XXI в. собора в честь иконы Божией Матери «Знамение» Абалакского муж. мон-ря (с. Абалак под Тобольском). В том же храме есть настенная композиция с фигурами свт. Иоанна Тобольского и Н. с Абалакской иконой Божией Матери «Знамение» на покровенных руках, на фоне Тобольского кремля. В сибирской иконописной традиции Н. изображают в архиерейском богослужебном облачении - в подризнике, крещатом саккосе и омофоре, голова не покрыта, черты лика индивидуализированы. Немного иначе - с густыми, разделенными на прямой пробор волосами и удлиненной бородой, в фелони и омофоре, с Евангелием в руке - Н. представлен в росписи, на которой он благословляет вдовицу Марию перед Абалакской иконой Божией Матери. Образ Н. (в саккосе, с Евангелием в руке, напротив иконы свт. Иоанна Тобольского) включен в деисусный чин иконостаса ц. вмч. Георгия Победоносца в Сургуте (2012-2013, мастерская А. В. Фехнера «Глитика», иконописец Т. Санникова).

Лит.: Успенский В. П., свящ. Преосв. Нектарий, 2-й настоятель Ниловой Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирский и Тобольский, 1587-1667. Тверь, 1882; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-4, 6, 47-49; Барсегян (Куксинская) Т. В. Житие свт. Нектария, настоятеля Нило-Столобенской пуст., бывш. архиеп. Сибирским и Тобольским // Святые покровители Ниловой пуст. М., 2008. С. 86-125; она же. Нилова пустынь: Мон-рь и мир / Изд. Нило-Столобенской пуст. М., 20173. С. 168-176, 529, 538-540, 625; Кочетков. Словарь иконописцев. 20092. С. 439, 834.
Т. В. Куксинская
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)
  • АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)
  • АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
  • ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)
  • ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)