ГЕРМАН
Том XI , С. 209-213
опубликовано: 18 июня 2009г.

ГЕРМАН

Содержание

(Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567, Москва), свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский. Основными источниками сведений о жизни святого являются офиц. летописи, акты, казанский летописец Иосифа Крылова (БАН. 24.5.32), волоколамский летописчик Игнатия Зайцева (РГБ. Волок. № 362), Житие митр. сщмч. Филиппа (Колычева), Житие святителей Гурия (Руготина) Казанского и Варсонофия Тверского, написанное Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси), «История о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского, Житие Г.

Свт. Герман, архиеп. Казанский. Эмаль. 2-я пол. XIX в. (ГМЗРК)Свт. Герман, архиеп. Казанский. Эмаль. 2-я пол. XIX в. (ГМЗРК)

По словам кн. Курбского, Г. был «светла рода человек, яже Полевы нарицаются, та шляхта по отчине» (Стб. 318). Полевы вели свое происхождение от боярина Александра Борисовича Поля - потомка смоленских князей. Княжеский титул потерял Ф. Д. Полев, прапрадед Г., поступивший на службу к волоцкому кн. Борису Васильевичу. Полевы имели вотчины в Волоцком у., были связаны с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рем, принимали там постриг, в мон-ре находилась их родовая усыпальница. (Ни отец Г., ни он сам не отмечены ни в одной родословной Полевых - Шокарев. С. 18-19.)

Г. был сыном Садыря (в Крещении Федора) Полева, имевшего вотчины в Волоцком у. Ф. И. Полев упоминается как свидетель в грамоте о продаже деревни Иосифову Волоколамскому мон-рю в 1526/27 г. В 1530/31 г. он пожертвовал Волоцкому мон-рю дер. Редькино (АФЗХ. Т. 2. С. 95, 110-114) и примерно в то же время принял в обители монашеский постриг с именем Филофей. Занимал в мон-ре должности келаря (1544/45-1546/47), казначея (1547/48 и 1552/53), в 1553/54-1554/55 гг. был одним из соборных старцев и участвовал в совершении земельных сделок. В 1553 г. старец Филофей возглавил суд над Матвеем Башкиным. В 1561 г. отец Г. при невыясненных обстоятельствах был зарезан.

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель - «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. № 236, 246, 247, 252).

Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в.Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в.

3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря, в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ. просвещение левобережной стороны с Казанью). В Свияжском мон-ре приняли Крещение тысячи местных жителей - чувашей и татар. В 1557 г., когда производилась раздача земель, покинутых жителями во время Казанской войны (1552-1557), Г. добился выделения мон-рю больших массивов земель в Свияжском и Казанском уездах, эти земли уже при Г. стали осваиваться. Свияжский мон-рь стал крупнейшим в крае, к времени секуляризации церковных имуществ (1764) на землях, полученных обителью при Г., находилось ок. 60 сел и деревень, жило более 8 тыс. ревизских душ. При Г. в обители были воздвигнуты каменные храмы: во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней и трапезной (освящен 6 янв. 1556), собор в честь Успения Пресв. Богородицы (освящен 12 сент. 1558), к-рый во время настоятельства Г. был расписан фресками. Согласно писцовой книге 1568 г., б-ка Свияжской обители насчитывала до 152 книг, из к-рых 8 были пергаменными. При Г. в Казани было основано подворье Свияжского мон-ря, превратившееся к кон. XVI в. в самостоятельный казанский во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-рь. Свт. Гурий поручил свияжскому архимандриту все сельские церковные причты Свияжского у., а мон-рь освободил от своего суда.

После смерти свт. Гурия Г. 12 марта 1564 г. был избран архиепископом Казанским. Согласно Житию святителей Гурия и Варсонофия, Г. «пас Церковь Божию три лета и восемь месяцев». В Казани святитель провел не более 2 лет. В это время он ввел общежитие в Зилантовой пуст. (см. Зилантов казанский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), что дало возможность увеличить число ее братии. Более года Г. провел в Москве, где и скончался. Последние упоминания святителя в документах относятся к весне-лету 1566 и нач. 1567 г. 12 апр. 1566 г. он поручился за кн. М. И. Воротынского (СГГД. Ч. 1. № 189). В воскресенье 9 июня того же года архиепископы Пимен Новгородский и Г. вместе с Ростовским еп. Никандром служили соборно литургию в московском Успенском соборе (СбРИО. 1892. Т. 71. С. 364 (№ 16)). 2 июля 1566 г. Г. подписал приговорную грамоту Земского собора о продолжении войны с Литвой (ПСРЛ. Т. 13. С. 402; Т. 29. С. 350; Антонов. С. 172, 180), назван в летописи под 25 июля среди участников освященного Собора, избравшего митрополитом Филиппа (Колычева) (ПСРЛ. Т. 13. С. 403; Т. 29. С. 351). (На грамоте Земского собора подписи Новгородского архиеп. Пимена и Г. сделаны сходными почерками (воспроизведены: Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: (Теоретич. взгляды и лит. техника древнерус. писателя). М., 1998. С. 19), на приговоре об избрании митрополита подпись Г. (как и Суздальского еп. Елевферия) отсутствует (СГГД. Ч. 1. № 193).) Под 1566/67 (7075) г. Г. как епархиальный архиерей упоминается в писцовой книге Казани при описании владений архиерейского дома (Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. С. 65-70).

Собор Казанских святителей: Гурий, Герман, Варсонофий. Икона. 2-я пол. XIX - нач. XX в.Собор Казанских святителей: Гурий, Герман, Варсонофий. Икона. 2-я пол. XIX - нач. XX в.

Обстоятельства кончины святителя источники излагают по-разному. Согласно Курбскому, после оставления кафедры митр. Афанасием (19 мая 1566) и до возведения на нее сщмч. Филиппа (25 июля 1566) Г. «умолен был от князя великого... да будет архиепископом Руские митрополии: он же, аще и много возбраняшесь от тое вещи, так от него (царя.- Авт.), яко и соборне, принужден к сему». Ок. 2 дней Г. провел «на митрополичье дворе», где имел беседу с царем Иоанном IV Васильевичем, во время к-рой святитель убеждал царя обратиться к праведной жизни. Через 2 дня Г. был найден «во дворе своем мертв... овыи глаголют удушенна его тайне, за повелением его (царя.- Авт.), овы же ядом смертоносным уморенна» (Курбский. Стб. 317-318). Согласно рассказу Курбского, Г. был убит между 19 мая и 25 июля 1566 г., чему противоречат документы, свидетельствующие, что архиерей был жив в нач. 1567 г. Информация Курбского о том, что смерть Г. была насильственной, подтверждается Житием сщмч. Филиппа, согласно к-рому Г. был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины, убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника.Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, к-рый 2 ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 г., когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей Г., имевшее место летом 1922 г., отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии сщмч. Филиппа: в описании мощей Г. отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» (Тверской Патерик. С. 105). Однако рассказ Жития митр. Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митр. Филиппом начался в марте 1568 г., т. е. после кончины Г. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Г. опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Г. скончался 6 нояб. 1567 г. от морового поветрия. 2 февр. 1568 г. Казанским архиепископом стал Лаврентий.

Г. был похоронен архимандритом Свияжского мон-ря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского мон-ря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) нояб. 1567 г., согласно завещанию святителя, в московской ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 г. в результате перестройки храма были обретены мощи Г., от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митр. Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси свт. Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский мон-рь. Торжественная встреча святыни в мон-ре Казанским митрополитом, братией мон-ря и горожанами состоялась 25 сент. 1592 г. В тот же день митр. Ермоген совершил отпевание Г. архиерейским чином, мощи святителя были помещены в алтаре Успенского собора с правой стороны. Характеристику Г. дал в своем сочинении кн. Курбский: «Бе он яко тела великого муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистинну святаго жительства, и священных писаней последователь, и ревнитель по Бозе, и в трудех духовных мног». По словам Курбского, Г. был «отчасти причастен» учению прп. Максима Грека и был «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и велик помошник был в напастех и в бедах обьятым, тако же и ко убогим милостив зело» (Курбский. Стб. 318- 319).

Житие и служба Г. с чудесами и надгробным словом написаны мон. Иоанном между 1657 и 1672 гг. по благословению и со слов Казанского митр. Лаврентия на основе Житий сщмч. Филиппа и свт. Гурия. В службе (5-я песнь канона) содержатся свидетельства митр. Лаврентия об исцелении его по молитвам к Г. Житие Г. малоинформативно, в нем святитель особо прославляется как основатель и настоятель Свияжского мон-ря. В 1696 г. Казанский митр. Маркелл по благословению патриарха Адриана свидетельствовал мощи Г., к-рые были перемещены в новую липовую, обложенную серебром гробницу, при этом по просьбе симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска частица. 23 июня 1714 г. по благословению Казанского митр. Тихона (Воинова) мощи Г. были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 г. В память об этом перенесении тогда же был установлен праздник 23 июня, составлена служба. В 1842 г. мощи переложили в новоустроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, в 1888 г. на главу святителя была возложена новая митра. Поскольку в результате данного переоблачения стали очевидны следы насильственной кончины святителя, настоятель Свияжского мон-ря архим. Вениамин исправил службу Г. и написал акафист, в к-ром святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод своим определением 25 окт. 1889 г. не разрешил публикацию этих текстов. Результаты осмотра мощей отразились в утвержденном архим. Вениамином Житии Г., автором к-рого является П. В. Знаменский (Каз., 1894). К нач. XX в. в Свияжском мон-ре существовала небольшая келья Г. под колокольней, при гробнице святителя хранились иглы, нитки, наперсток, к-рыми он пользовался в келейных занятиях.

Г. было посвящено неск. храмов, преимущественно в Казанской епархии: во имя Г. были освящены храмы в Свияжском мон-ре и на колокольне казанского Благовещенского собора, 4 придела в приходских храмах Свияжского у. Во имя святителей Гурия, Г. и Варсонофия были освящены церкви в казанской Суконной слободе и в татаро-крещенской школе, приписанной к казанскому Спасо-Преображенскому мон-рю, а также в ряде сел Казанской губ. В Тверской епархии во имя Г. был устроен придел в Троицком соборе старицкого Успенского мон-ря, в селижаровском Свято-Троицком мон-ре действовала ц. во имя Гурия, Г. и Варсонофия. В наст. время в Казанской епархии имеются 2 церкви во имя святителей Гурия, Варсонофия и Г.

В 1918 г. Свияжский мон-рь был закрыт. Летом 1922 г. состоялось вскрытие мощей Г. По местному преданию, во время вскрытия по Волге прошел смерч, из-за чего собравшиеся разбежались и мощи святителя остались в обители, монашеская жизнь в к-рой сохранялась до 1929 г. Впосл. святыня была утрачена. Сохранилась частица мощей, перенесенная в 1849 г. в казанский Иоанно-Предтеченский мон-рь. По-видимому, с 30-х гг. XX в. (после окончательного упразднения Иоанно-Предтеченского мон-ря в 1929) эта частица сохранялась под престолом кладбищенского казанского храма во имя Ярославских чудотворцев, была обретена в 2000 г. Ныне эта частица разделена: одна часть хранится в Иоанно-Предтеченском мон-ре, другая - в Успенском соборе Свияжского мон-ря.

Ист.: СГГД. М., 1813. Т. 1. (№ 189). С. 545- 556 (№ 192), 557 (№ 193); ДРВ. Продолж. Ч. 5. С. 241; Платон (Любарский), еп. Сб. древностей Казанской епархии… сост. в 1782 г. Каз., 1868. С. 63 [Житие святителей Гурия и Варсонофия, написанное сщмч. Ермогеном]; Артемьев А. Историч. рукописи б-ки имп. Казанского ун-та // ЖМНП. 1854. Кн. 83. № 7. Отд. 3. С. 10, 11 [Писцовая книга Свияжска]; Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Курбский А. М. История о великом князе Московском // Соч. СПб., 1914. Т. 1. Стб. 317-319. (РИБ; Т. 31); Список с писцовой и межевой книги г. Свияжска. Каз., 1909; Описные книги старицкого Успенского мон-ря 7115 (1607) г. Старица, 1911. С. 19, 59-60; Книга ключей и Долговая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря XVI в. / Под ред. М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина. М., 1948. С. 46, 51; АФЗХ. Ч. 2. № 236, 246, 247, 252; Каштанов С. М. Возникновение рус. землевладения в Казанском крае: (Док-ты) // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1973. Вып. 116. С. 3-35; ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 382, 402, 403; М., 1965. Т. 29. С. 333, 350, 351; Антонов А. В. Приговорная грамота 1566 г. // РД. 2004. Сб. 10. С. 172, 180.
Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцов. Каз., 1847. С. 30-47, 72-88; Филарет (Гумилевский). РСв. Нояб. Чернигов, 18652. С. 335- 342; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 200; [Знаменский П. В.] Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894; Азлецкий П. В. Описание Иоанно-Предтеченского муж. мон-ря в г. Казани. Каз., 1898. С. 4-5, 10-12; Голубинский. Канонизация святых. С. 119; Крылов И. П. Материалы по истории г. Старица. Старица, 1904. Вып. 1; Покровский И. М. Гермоген, митр. Казанский // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1907. Т. 23. Вып. 3; он же. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты. Каз., 1906. С. 41-43, 123-129; Яблоков А. П., прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906. С. 13-14, 31, 35, 69-83; он же. Город Свияжск Казанской губ. и его святыни. Каз., 1907. С. 105-120; Тверской патерик: Кр. сведения о Тверских местно чтимых святых. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 101-109; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: (Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в.). M., 1958. С. 173; он же. Крупная феодальная вотчина. М., 1977 (по указ.); он же. Опричнина. М., 20012. С. 157- 159, 161- 162, 165, 349, 351, 353; Каштанов С. М. К истории феодального землевладения в Свияжском у. в 70-х гг. XVI в. // УЗ Казанского гос. пед. ин-та. Каз., 1978. Вып. 184. С. 132-142; Дмитриева Р. П. Герман Полев // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 152- 153; Прохоров Г. М. Иоанн // Там же. Ч. 2. С. 59-60; Ульяновский В. И. Россия в начале Смуты: Очерки соц.-полит. истории и источниковедения. К., 1993. Ч. 2. С. 121, 125, 132- 133. Примеч. 40; Шокарев С. Ю. Полевы: Потомки боярина Александра Поля // История моск. боярства XIV-XVII вв.: Тез. докл. науч. конф. Нояб., 1997. М., 1997. С. 16-20; Колобков В. А. Митр. Филипп и становление моск. самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004. С. 110- 111, 116- 117, 123, 124, 125, 126, 130, 131, 132, 216, 241, 242, 260, 261, 267, 268.
К. Ю. Ерусалимский, Е. В. Липаков

Иконография

Г. изображается как святитель в фелони и омофоре; борода небольшая: «Рус, брада Никиты мученика, в шапке, ризы святительския» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 46), «… власы на главе с ушей свились, ризы святительския с омофором, на главе шапка, яже есть митра архиерейская, в руках Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 38). Иконописные подлинники под 6 нояб. отмечают, что образ Г., так же как и святителей Гурия и Варсонофия, «типом русский... высокого роста, с небольшой, продолговатой, русой, с малой проседью бородой; лицом худ; в фелони, омофоре и митре, на груди крест» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 68). В миниатюрах лицевых Житий святителей Гурия и Варсонофия Г.- «первоначальник… в граде Свияжске обители», отправившийся на миссионерское служение в сане архимандрита, представлен в фелони и монашеском клобуке.

Иконы Г. как местночтимого святого появились в свияжском Успенском мон-ре, по-видимому, уже в кон. XVI в. В монастырской описи 1614 г. зафиксированы 2 местные иконы в Успенском соборе у св. мощей Г., находившихся в «полатке каменной» в юж. алтарной части собора: прп. Григория Декаполита (небесного покровителя Г. по мирскому имени) с Г. и свт. Гурия Казанского с Г., на обеих - святые в молении образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте (Опись свияжского Богородицкого муж. мон-ря 1614 г. Каз., 1892. С. 15 (отд. отт. из: Изв. по Казанской еп. 1892. № 17-18)).

В кон. XVII в., когда почитание святого стало общерусским (в 1695 его нетленные останки были переложены в новую, липовую, обложенную серебром раку), иконография Г. получила дальнейшее развитие. Видимо, к XVII в. относилась пядничная икона Г. из ризницы Казанского собора в Москве, к-рая к 1771 г. была уже «ветхой» (Опись церковной утвари и ризницы моск. Казанского собора 1771 г. // Культура средневек. Москвы: XVII в. / Публ., вступ. ст.: С. А. Смирнов. М., 1999. С. 405). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью «образецъ Максимовъ» Казанские святители Гурий, Г. и Варсонофий - в фелонях, омофорах, невысоких митрах, с Евангелиями, в молении Спасителю; Г.- с короткой бородой, двуперстно благословляет, держит Евангелие на покровенной руке. Подобные иконы бытовали, очевидно, достаточно широко: напр., в местном ряду иконостаса Никольской ц. Свияжского мон-ря (Яблоков. С. 60), в Благовещенской ц., «что на верхнем посаде за Дмитриевскими [Кремлевскими] воротами» Н. Новгорода (Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 91). В кон. XVII - нач. XVIII в. получили распространение иконы др. извода - святители Гурий, Г. и Варсонофий с видом Казанского кремля (ПЭ. Т. 6. С. 670-672): Г. изображен 2-м, за свт. Гурием. На раме от Тихвинской иконы Божией Матери нач. XVIII в. из Троицкой ц. Свияжска с избранными святыми, Московскими и Казанскими святителями (ГМИИРТ), на нижнем поле слева помещен фронтально образ Г., далее - святителей Гурия и Варсонофия (в соответствии с иконописным подлинником Г. и свт. Гурий выше свт. Варсонофия).

Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в.Свт. Герман, архиеп. Казанский. Прорись. Мастер прот. Вячеслав Савиных. 80-е гг. ХХ в.В 1-й четв. XVIII в., когда Свияжский мон-рь, как и при Г., вновь стал центром миссионерской деятельности среди инородцев (прежде всего черемисов), по заказу митр. Казанского и Свияжского Тихона (Воинова) была написана икона Г. на кипарисовой доске (31,2×26,7 см) в чеканном серебряном позолоченном окладе, почитавшаяся чудотворной. В 1710 г. в медный посеребренный киот иконы была вложена бо́льшая часть мощей Г. Со 2-й Недели по Пасхе до поздней осени икону носили по домам в Свияжске, окрестным селам и деревням (Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894. С. 32; Яблоков. С. 80-81). С 70-х гг. XVIII в. крестный ход с чудотворной иконой Г. совершался по уездным городам и селам Казанской, Симбирской и Самарской епархий, от иконы совершались исцеления (Викентий, иером. Свияжский Богородицкий Успенский мон-рь Казанской еп. Каз., 1905. С. 27, 30-32). Икона Казанских святителей 1709 г. была послана митр. Тихоном переселенцам из Казани в Таганрог, на ее обороте была сделана об этом пространная надпись ([Димитрий (Самбикин), архим.]. Указатель храмовых празднеств Воронежской еп. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 170-173).

В Свияжском мон-ре в небольшой келье Г. при колокольне Успенского собора хранилась икона святого в рост, возможно древняя,- к сер. XIX в. она была «ветхая и истертая» (Жизнеописания святителей: Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847. С. 47-48). Отдельные иконы Г. существовали в иконостасе сев. теплого придела во имя Г. в Успенском соборе (упом. в монастырской описи 1763), в трапезной Никольской ц., в небольшой каменной ц. во имя Г. 1799 г. (заменила придел) при братском корпусе (Яблоков. С. 39, 46-47). «Старинный образ Святителя, во весь рост на холсте написанный и представляющий весьма точные черты лица его», в посл. четв. XIX в. был наклеен на доску от раки св. мощей Г. 1696 г. (Житие иже во святых отца нашего Германа, архиеп. Казанского и Свияжского, чудотворца. М., 1882. С. 30). «Древнюю» икону Г. с частицей св. мощей, принадлежавшую казанскому роду Зобниных в 1904 г. передали в старицкий Успенский мон-рь, где Г. был поставлен в архимандрита (Яблоков. С. 75). В Вознесенской надвратной ц. Свияжского мон-ря находилась икона свт. Николая и Г. со Спасителем вверху, в местном ряду иконостаса монастырской крещальни XVIII в. при Ильинской больничной ц.- Казанская икона Божией Матери с предстоящими свт. Николаем и Г. (Там же. С. 42, 59). На серебряном чеканном покрытии 1-й пол. XIX в. престола Успенского собора на зап. грани было изображение Тайной вечери, св. Иоанна Предтечи, свт. Николая, равноап. вел. кн. Владимира и Г. (Там же. С. 48).

В XIX в. традиц. иконография Г. сосуществовала вместе с новой. На 3-створчатом складне 1-й четв. XIX в. (с Деисусом в центре) на правой створке - Казанские святители Гурий, Варсонофий и Г. в повороте к центру, за ними - прп. Евдокия (НТМЗГД). Новая композиция - на окладе 1836 г. от иконы Казанских святителей с отверстиями для мощевиков: Г. слева, свт. Варсонофий справа обращены к свт. Гурию в центре (ГОМРТ). На подобной иконе Казанских святителей 2-й пол. XIX - нач. XX в. Г., Гурий и Варсонофий в рост в той же композиции под Казанской иконой Божией Матери (воспроизв.: Энциклопедия правосл. святости / Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. 1. С. 294). На серебряном позолоченном чеканном покрытии новой кипарисовой раки 1843 г. были воспроизведены сюжеты Жития Г.; на крышке - образ 1892 г., где святой представлен в низкой митре, с благословляющей десницей и с Евангелием (по фотографии 1922). Перед ракой стояла большая икона «древнего письма» Г. в рост в серебряном окладе (Яблоков. С. 77-78). На иконах 2-й пол. XIX - нач. XX в.- Г. в фелони, омофоре, высокой митре, с Евангелием, на фоне пейзажа; вверху - Казанская икона Божией Матери (воспроизв.: Троицкий Г. Св. Герман, архиеп. Казанский и Свияжский: К 400-летию преставления // ЖМП. 1967. № 12. С. 54).

Образ Г. был включен в программу росписи арки хоров (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов) в зап. части храма Христа Спасителя, посвященной святым, «насаждавшим в нашем отечестве православную веру» (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. закл. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 81-82). В росписи сер.- 2-й пол. XIX в. трапезной Успенского собора Свияжского мон-ря сохранилось ростовое изображение именословно благословляющего Г. с посохом. На сев. фасаде трапезной этого собора в 1893 г. было написано изображение святого, в Вознесенской надвратной ц.- перенесение мощей Г. (2-я пол. XIX в.) (Яблоков. С. 58-60, 80).

Изображения Г. бытовали также в произведениях декоративно-прикладного искусства (шитье, резьба, эмали). В ризнице Свияжского мон-ря хранился шитый покров благословляющего именословно Г. с Евангелием в левой руке (Там же. С. 82). На саккосе 60-х гг. XVII в. митр. Казанского и Свияжского Лаврентия - Г. на вставной полосе XVIII в., сзади по подольнику (Силкин. С. 295). Во 2-й пол. XIX в. получили распространение небольшие резные иконы Г. работы мастеров Сергиева Посада с ростовым изображением святого (ГОМРТ); на др. подобной иконе надпись: «Изъ Города Свияжска отъ мощей святителя Германа 1873го года 14го Iюня» (ГМИИРТ). Поясное изображение Г. (в низкой митре, с короткой бородой) имеется на ростовской эмали 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК) с надписью: «св. Германъ арх. свiяж.».

В составе Собора русских святых Г. представлен среди святителей на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 461), 1-й пол. XIX в. (ГТГ), а также в композиции, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (икона в ризнице ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), -1-й во 2-м ряду в группе Казанских святых на фоне храма с Казанской иконой Божией Матери на фасаде; на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. (частное собрание),- под 6 нояб. вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Лукой и Меркурием Киево-Печерскими.

Лит.: Яблоков А. П., прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых / ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1993. С. 26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. Т. 2. С. 83-84; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. № 60. С. 156; Раифа. Свияжск / Сост.: Т. А. Горшков и др. Каз., 2001. С. 152; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-297. Кат. № 95; Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. Казанская [и др.] епархии. Новомосковск; М., 2004. С. 53.
Н. Н. Чугреева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых)
  • МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359)
  • НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
  • АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых)
  • АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)
  • ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых)
  • ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)
  • ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)