митр. Черниговский (кон. 60-х гг. XI в.? / не позже 1072 - до 1089). Происхождение и национальность Н. неизвестны. Его имя не указано в Киево-Печерском патерике свт. Симоном, еп. Владимирским, среди многочисленных иноков Киево-Печерского мон-ря, занявших ту или иную кафедру, хотя автор признается, что назвал не все имена архиереев - пострижеников обители (см.: Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21-22).
Н. упоминается в «Сказании чюдес святою страстотерпцу Христову Романа и Давиду» (кон. XI - нач. XII в., вероятно, ок. 1073) в сообщении о переносе 20 мая 1072 г. мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Владимировичей в Вышгороде в новую церковь, построенную кн. Киевским Изяславом (Димитрием) Ярославичем. Черниговский владыка Н. указан после Киевского митр. Георгия как «другыи» (т. е. 2-й) митрополит. В начальном летописании кон. XI - нач. XII в. (ПВЛ. 1996. С. 78; НПЛ. С. 196-197) среди участников торжества имя и титул Н. не упоминаются (вероятно, вслед. редакционной правки, произведенной в то время, когда на Руси вновь существовала только одна митрополия - Киевская; Н. указывается под 1072 г. в нек-рых летописных сводах начиная с XV в., очевидно, в результате заимствования из «Сказания...»), однако реальность существования Черниговской митрополии подтверждается тем, что именно она скорее всего упомянута в восходящем к cер. 80-х гг. XI в. списке (нотиции) митрополий К-польской патриархии как митрополия «Маврокастра, или Новой Росии» (Μαυσοκάστσου ἤτοι νέας ᾿Ρωσιας); ее положение в списке на 72-м месте позволяет датировать ее учреждение 1059-1071 гг. (см.: Поппэ. 1968; Назаренко. 2009). Др. Черниговских митрополитов, кроме Н., источники не называют, с большой вероятностью он был единственным носителем данного титула.
Несколько позднее появляются свидетельства о еще одной древнерус. митрополии с центром в Переяславле Русском (под 1089 г. Повесть временных лет (ПВЛ) упоминает свт. Ефрема Переяславского, освятившего кафедральный собор арх. Михаила, как митрополита - «бе бо преже в Переяславли митрополья» - ПВЛ. 1996. С. 88; прп. Нестор Летописец в Житии прп. Феодосия Печерского нач. XII в. сообщает, что скопец Ефрем по возвращении из К-поля «поставлен бысть митрополитомь в городе Переяславли» - Успенский сборник XII-XIII вв. С. 86; см. также послание «Леона, митрополита Переяславля на Руси», видимо предшественника Ефрема на кафедре - РИБ. Т. 36. Вып. 1. С. 74). Одновременное существование 3 митрополий на Руси (несомненно санкционированное К-полем), по мнению большинства исследователей, было обусловлено фактом существования т. н. триумвирата Ярославичей - старших сыновей блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (Ɨ 1054). Поскольку двое младших Ярославичей, Вячеслав и Игорь, умерли к 60-м гг. XI в., на Руси сложилось троевластие Киевского кн. Изяслава (признаваемого братьями сюзереном), Святослава (Николая) Ярославича, кн. Черниговского, и Всеволода (Андрея) Ярославича, кн. Переяславского. Первым соображение о связи политической и церковной систем управления во время троевластия Ярославичей высказал М. Д. Присёлков, посчитав, что 2 новые митрополии возникли к 1059 г. (Присёлков 1939. С. 104-105). Л. Мюллер, не учитывавший работы Присёлкова, полагал, что Черниговская митрополия возникла при черниговском кн. Мстиславе (Константине) Владимировиче (1024-1036) (Müller. 1959). Этого не исключал и Я. Н. Щапов, но вслед за Присёлковым и А. В. Поппе он считал более вероятным, что Черниговская митрополия была учреждена после 1054 г. (Щапов. 1989. С. 60). По гипотезе К. Цукермана, Черниговская митрополия возникла по инициативе Святослава Ярославича во время княжения в Киеве бывш. полоцкого кн. Всеслава Брячиславича, в 1068-1069 гг. пришедшего к власти в результате восстания киевлян, а Переяславская - только после прихода Святослава к власти в Киеве в 1073 г. при поддержке брата, Всеволода Переяславского. Согласно А. В. Назаренко, учреждение 2 митрополий произошло на рубеже 60-х и 70-х гг. XI в., скорее всего в 1069-1070 гг., вскоре после вторичного вокняжения в Киеве Изяслава. С этого момента, по мнению исследователя, «триумвират Ярославичей» уже не был связан со старшинством Киевского князя, а предполагал их паритет, одним из проявлений которого стало учреждение митрополий в стольных городах Святослава и Всеволода (см.: Назаренко. 2007; Он же. 2009). Тем не менее в старейшем Успенском списке «Сказания...» в сообщении о перенесении мощей в 1072 г. упоминаются только 2 митрополита - Киевский и Черниговский, а Переяславский владыка Петр называется епископом (по предположению Назаренко, существование митрополии в Переяславле на время прерывалось; данный вопрос остается дискуссионным, см.: Цукерман. 2008; Назаренко. 2009. С. 239-245).
Если Щапов предполагал основание по крайней мере одной епархии (новоучрежденной Ростовской) в составе Переяславской митрополии, то Поппе и Назаренко считают, что Черниговская и Переяславская митрополии были титулярными, т. е. епископии им не подчинялись в административном и судебном отношении.
Поскольку «триумвират Ярославичей» оказался явлением не очень продолжительным по времени, аналогичная судьба постигла и 2 новые митрополии. Как пишет Щапов, «вокняжение Святослава в Киеве в 1073 г. и затем смерть его в 1076 г., приведшие к объединению Чернигова и Переяславля в руках Всеволода, и, наконец, новое объединение всех трех частей Русской земли Всеволодом после смерти Изяслава в 1078 г. сделали существование трех митрополий потерявшим смысл... Вероятно, митрополии были закрыты в 1080-х гг., после того, как ушли из жизни носители соответствующих титулов» (Щапов. 1989. С. 61). Преемник свт. Ефрема на Переяславской кафедре Симеон упоминается в 1101 г. уже как епископ (ДРКУ. С. 146). Под 1089 г. в связи с освящением 14 авг. Успенского собора Киево-Печерского мон-ря в начальном летописании Черниговский владыка Иоанн также фигурирует уже с титулом епископа (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199). Это 1-е упоминание Черниговского архиерея после 1072 г.; очевидно, Н. к тому времени уже скончался. Считается, что Иоанн был поставлен за неск. лет до 1089 г. (ок. 1085/86, до 1087), поскольку в летописном сообщении о поставлении его преемника Феоктиста говорится: «Бе бо пред ним епископ болен, и не моги служити, и лежа в болести лет 25...» (Там же. Стб. 274; указание на данное число лет следует, вероятно, считать не точным, а приблизительным - см. также: Назаренко. 2009. С. 119. Примеч. 29), а преставился Иоанн 23 нояб. 1111 г. (ПСРЛ. Т. 2. С. 273).
Похоронен Н., вероятно, был в кафедральном черниговском соборе в честь Преображения Господня.
В митрополичьем Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. содержится явно ошибочное сведение о том, что Н. был поставлен на Черниговскую кафедру в 992 г. митр. Киевским Леоном (Леонтом, Леонтием; личностью скорее всего легендарной) (ПСРЛ. Т. 9. С. 65).
Образ Н., возможно, присутствует среди изображений духовенства в композициях, посвященных торжественному перенесению мощей святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в 1072 г. в новую церковь в Вышгороде, построенную кн. Изяславом Ярославичем. Наиболее раннее отображение этот сюжет получил на миниатюре из Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. № 53. Л. 152 об.; ср. также: ГИМ. Увар. № 628; XVI в.), однако из духовных лиц здесь представлен лишь архиерей (вероятно, Киевский митр. Георгий) в сопровождении диакона. В Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30) сюжету перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба в 1072 г. посвящены 2 миниатюры. Первая показывает богослужение при перенесении мощей (Л. 106, внизу); здесь изображены храм, его устроитель кн. Изяслав и небольшая группа духовенства позади него во главе с митр. Георгием. Вторая иллюстрирует процесс перенесения мощей св. Бориса и переложения их из деревянной раки в каменную (Л. 106 об.). В левой части миниатюры князья Изяслав Ярославич Киевский, Святослав Ярославич Черниговский и Всеволод Ярославич Переяславский несут на плечах раку, за ними следует группа духовенства. В сопровождающем миниатюры тексте Н. среди присутствующих архиереев не упомянут, однако не исключено, что в группе позади митр. Георгия изображен еще один епископ (в фелони и омофоре; судя по тексту, еп. Переяславский Петр). Сюжет перенесения мощей князей-страстотерпцев встречается на клеймах их житийных икон и на книжных миниатюрах, однако это либо перенесение мощей, состоявшееся в 1115 г., либо схематичность изображения не позволяет определить, какое из перенесений имеется в виду, как, напр., на иконе «Святые Борис и Глеб, с житием» из Борисоглебской ц. в Запрудах в Коломне (кон. XIV в., ГТГ; см.: Смирнова Э. С. Отражение лит. произведений о Борисе и Глебе в древнерус. станковой живописи // ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 318).