(† 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря, неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского. Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II. Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы, казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения.
17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II. В результате начавшихся в городе волнений был убит 2-й казанский воевода Б. Я. Бельский, протестовавший против присяги «тушинскому вору», торжественное погребение Бельского совершил Е. По-видимому, под давлением большей части дворянской и городской общин Е. принял у казанцев присягу Лжедмитрию II (к-рого в это время уже не было в живых). 12 июня 1611 г. Е. отправил с казанским отрядом воеводы В. П. Морозова в Первое ополчение список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. После гибели Бельского и ухода Морозова Е. остался во главе гражданской власти в Казани и крае. В нач. сентября казанцы во главе с Е. осудили убийство казаками одного из предводителей Первого ополчения, П. П. Ляпунова, и отказались присягать сыну Лжедмитрия II. Грамоты Е., направлявшиеся в разные города, способствовали формированию Второго ополчения во главе с К. М. Мининым и кн. Д. М. Пожарским.
После гибели патриарха Ермогена в польск. плену 17 февр. 1612 г. Е. стал 1-м по чести архиереем Русской Церкви. Земское правительство Минина и Пожарского, сформированное в Ярославле, рассматривало Казанского митрополита как временного главу Церкви. В марте-апр. 1612 г. «по боярскому указу» Е. возглавил хиротонию Герасима, игум. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря, во епископа Суздальского и Тарусского. 29 марта 1612 г. земское правительство направило в Казань игумена Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаию и просило Е. о хиротонии его во епископа Крутицкого. По мнению митр. Макария (Булгакова), Е. не исполнил этой просьбы. Др. историки полагали, что Исаия был хиротонисан, но из-за смерти или болезни не занял кафедру. По мнению С. Ф. Платонова, Е. не был приглашен в Ярославль для участия в земском правительстве потому, что своим присутствием он сдерживал в Казани сепаратистские силы. В кон. 1612 г. имя Е. перестает упоминаться в грамотах, по-видимому, он был отстранен от участия в управлении Казанским краем дьяком Н. Шульгиным, выступавшим против избрания царем Михаила Феодоровича и не допустившим поездки Казанского митрополита в Москву на Земский собор. В Казани произошел переворот после получения известия об избрании царя: Шульгин был арестован и 26 апр. 1613 г. Е. в Троице-Сергиевом монастыре встречал Михаила Феодоровича и его мать царицу-инокиню Марфу. Подпись Е. стоит 1-й на соборной грамоте об избрании царя, датированной 21 февр. 1613 г. (грамота была составлена и подписывалась в мае 1613). 24 мая церковные иерархи во главе с Е. подписали грамоту Строгановым с призывом уплатить налоги и дать взаймы денег, хлеба и товаров на содержание войска (ААЭ. Т. 3. № 4). В кон. мая в Москве на Крутицкую кафедру был хиротонисан Иона (Архангельский) с возведением в сан митрополита. В последствии он стал местоблюстителем Патриаршего престола.
11 июля 1613 г. Е. возглавил венчание Михаила Феодоровича на царство. Перед венчанием Е. произнес обращенную к царю речь, в которой содержалась офиц. версия событий Смутного времени (СГГД. Ч. 3. С. 74-77). После венчания Казанский митрополит сказал поучение, в котором кратко охарактеризовал различные аспекты монаршего служения (Там же. С. 81-83). Точное время отъезда Е. в Казань неизвестно; встречающееся в лит-ре утверждение, что он вернулся на кафедру в дек. 1613 г. и умер через неск. дней, документально не подтверждено. Е. был похоронен у алтаря собора казанского Спасо-Преображенского мон-ря в Казанском кремле, близ могил преподобных Ионы и Нектария, на месте, где ранее были похоронены Казанские святители Гурий и Варсонофий. Позднее над захоронением была построена часовня («пещёрка»). После закрытия мон-ря и сноса всех его храмов в ХХ в. могила Е. оказалась под асфальтом, площадка использовалась как военный плац. Мощи Е. были обретены в ходе археологических раскопок, проведенных музеем-заповедником «Казанский кремль» 26 сент. 1995 г., ныне почивают в нижнем Сретенском храме казанского Петропавловского собора.
Сразу после кончины архиерея началось его почитание в Казани. В казанской ц. во имя Четырех евангелистов находилась икона, написанная в XVII или в 1-й пол. XVIII в., на к-рой справа от Св. Троицы был изображен свт. Герман, слева - Е., при образе Е. была подпись: «Святый Ефрем, митрополит Казанский и чудотворец» (Воскресенский. 1902. С. 16). В Спасо-Преображенском монастыре в XIX - нач. XX в. по субботам происходили молебны в «пещёрке» на могиле Е. С 1995 г. в Петропавловском соборе ежегодно в день кончины Е. совершаются поминальные службы.
Сохранилось т. н. Ефремово Евангелие (ныне в Национальном музее Республики Татарстан). Напечатанное в Москве в 1606 г., оно украшено казанским мастером Парфением. Из выходной надписи следует, что Е. подарил книгу кафедральному Благовещенскому собору в кон. 1613 г., незадолго до смерти.
На миниатюрах, созданных для «Книги об избрании на превысочайший престол великого российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича, всея России самодержца» (1672-1673, ГММК) без подписи, присутствуют изображения, которые по логике исторических событий искусствоведы отождествляют с Е. В композиции, представляющей собор духовных и светских лиц гос-ва, перед к-рыми Авраамий (Палицын), келарь Троице-Сергиева мон-ря, зачитывает «совет всенародный о царском избрании» (опубл.: Три века. 1912. С. 160-161), Е. изображен сидящим на скамье рядом с пустующим «местом патриаршим» как законный местоблюститель; на нем белый клобук, лиловая мантия с красными источниками, зеленая риза. В композиции, иллюстрирующей церемонию венчания («святое коронование») в Успенском соборе Московского Кремля 11 июля 1613 г. (опубл.: Венчание рус. государей на царство начиная с царя Михаила Феодоровича до имп. Александра III. СПб., 1883. С. 12-13; Три века. 1912. С. 185), Е. облачен в митру с округлой невысокой тульей, узорчатый саккос, омофор. Он возлагает на юного Михаила шапку Мономаха (2-ярусный венец с камнями, меховой опушкой и крестом в навершии). На миниатюре «Встреча царя Михаила с матерью инокиней Марфой» Е. в митре, узорчатом саккосе, с палицей у правого бока, представлен стоящим на орлеце в момент каждения приблизившегося государя (см.: Три века. 1912. С. 225).
До 1917 г. в единоверческой ц. во имя Четырех евангелистов в Казани находилась икона Пресв. Троицы (1722), на к-рой, по мнению краеведов, сохранилось древнейшее изображение Е. На правом поле покрытой окладом иконы в верхней части была написана фигура святителя в узорчатом саккосе и омофоре, с палицей на боку, с закрытым Евангелием на левой руке и с благословляющим жестом десницы, поднесенной к груди. Митра составляла часть металлического венца с лучами по краю. Над венцом на окладе была вырезана надпись: «Стый Ефрем митрополит Казанский и чудотворец». На левом поле находилось изображение свт. Германа, архиеп. Казанского (Воскресенский. 1902. С. 16; А. А. 1901. С. 251; Митр. Казанский и Свияжский Ефрем... 1996. С. 3; Алексеев. 2003. С. 98; воспроизведено - Казанский митр. Ефрем, помазавший на царство Михаила Федоровича Романова. Каз., 1908. Вкл.).
В «пещёрке», особом сооружении у алтаря монастырского Спасо-Преображенского собора (кон. XVI в.) в Казанском кремле (вблизи проездной башни с надвратной ц. Спаса Нерукотворного), где был погребен Е. рядом с преподобными Ионой и Нектарием Казанскими, до 70-х гг. XIX в. на зап. стороне находилось иконописное изображение Казанских чудотворцев, в т. ч. и Е. (А. А. 1901. С. 251; Алексеев. 2003. С. 98-99).
Ок. 1800 г. худож. Г. И. Угрюмовым для резиденции имп. Павла I, Михайловского (позднее Инженерного) замка, была написана картина «Призвание на царство Михаила Феодоровича Романова» (ГРМ), на к-рой представлен Е. с длинными волосами и клинообразной бородой средней величины в архиерейском облачении и митре.
Вопрос о почитании Е. был поднят в периодике С.-Петербурга и Казани в нач. XX в. Подтверждение его «большой известности, по крайней мере, в XVII в.» находили в существовании изображений в единоверческом храме (А. А. 1901).
К нач. XX в. относится неск. произведений, отражающих становление иконографии Е. При сооружении в 1908-1913 гг. часовни над могилой Е. на средства казанского Русского собрания на его надгробии была поставлена икона (Ефрем, митр. Казанский... 1913. С. 3-16). Сохранилась вышивка по парчовому фону с использованием золотых и серебряных нитей, перламутра и бисера, предназначавшаяся для хоругви (из Донского мон-ря, ныне в ГИМ). Е. с нимбом, погрудное его изображение вписано и окружено надписями: «Святитель Ефрем Казанский чудотворец», по сторонам медальона - «На враги Креста Христова крепкий и необоримый оружник». Е. облачен в цветные ризы, омофор, на нем митра с 5 киотчатыми пластинками, представляющими Деисус, правой рукой он благословляет, в левой - закрытое Евангелие. Возможно, вышивка была сделана ок. 1913 г., поскольку в надписях на ней упоминаются дни, связанные с возведением на царство Михаила Феодоровича в 1613 г., а в качестве декоративных элементов использованы медальоны с изображением стоящего грифона с поднятым мячом (герб рода Романовых).
В нач. XX в. была отпечатана хромолитография (без выходных данных, РГБ) с изображением Е. с нимбом и текстами: вверху - «Стыи Ефремъ митрополит Казан(ский) Чу(дотворец)», внизу - «Помазавший на царство Михаила Феодоровича Романова». Е. с нимбом представлен в правой части, обращенным с молением к Спасителю в облаках (в левом верхнем углу), как старец с седой бородой средней длины и прядями волос, спускающимися на плечи. Облачение составляют желтая митра, увенчанная крестом и с «городками» над тульей (так же, как на вышивке для хоругви), красный саккос и желтый омофор. Десница поднесена к груди, в левой руке - Евангелие в окладе зеленого цвета. Слева от Е. изображен Спасо-Преображенский мон-рь в Казанском кремле: за белокаменной оградой с круглыми башнями - 5-главый 2-этажный белый храм с 3 апсидами и 3-ярусной колокольней с часами.
В наст. время на гробнице архиерея в нижнем храме Петропавловского собора Казани находится совр. изображение Е. в рост (Правосл. храмы Татарстана. 2000. С. 59). Рака создана прихожанином храма, крышка расписана по архиерейскому заказу. В кафедральном Никольском соборе Казани на сев. стене в киоте помещена икона «Собор Казанских святых» (после 1995), на к-рой Е. представлен в белой расшитой митре, увенчанной золотым крестом (икона написана по архиерейскому заказу).