Митр. Киевский (ок. 1183 - не ранее 1199). О происхождении и жизни Н. до поставления на Киевскую кафедру ничего не известно. Он занял митрополичий стол на Руси после продолжительного периода (70-е - нач. 80-х гг. XII в.), относительно которого по имеющимся источникам не ясно, кто возглавлял Русскую Церковь. Вероятнее всего, Н. был греком.
Будучи мало знаком с местными рус. порядками, Н. в 1183 г., после кончины Ростовского архиеп. грека Леонтия II, принял решение поставить на вакантную Ростовскую кафедру также грека Николая («Николу гречина»), по-видимому одного из своих приближенных. Это решение вызвало недовольство Владимирского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, заявившего, что епископом должен быть тот, кого «князь въсхочеть и людье» (ПсРЛ. Т. 1. Стб. 391). По мнению владимирского летописца, видимо передающего порочащие Н. слухи, митрополит поставил Николая «по мьзде», за деньги (Там же). Под давлением Всеволода и поддержавшего его Киевского кн. Святослава Всеволодовича («...неволею великою Всеволода и Святославлею» - Там же. Т. 2. Стб. 630) Н. был вынужден отказаться от своего решения и поставить на Ростовскую кафедру кандидата Всеволода - игумена Спасо-Берестова мон-ря свт. Луку. Н. извлек уроки из происшедшего, и в дальнейшем конфликтов с князьями у него не возникало. Николая Грека митрополит возвел на ставшую вакантной в том же году после кончины свт. Дионисия Полоцкую кафедру. 29 июля (или 5 авг.) 1183 г. Н. вместе с епископами Николаем Полоцким и Леонтием Туровским совершил постриг в монашество свящ. Василия, избранного братией настоятелем Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра).
После кончины 7 сент. 1186 г. Новгородского архиеп. Илии (свт. Иоанна) в Новгороде был избран нареченным владыкой его брат свт. Гавриил (Григорий), который отправился в Киев и был поставлен Н. 29 марта 1187 г. При этом новгородский летописец отметил, что пригласили Гавриила на посвящение вместе с митрополитом южнорусские князья: «...прислаша по нь митрополит и вся княжья русьская, и пояша и с любовъю» (НПЛ. С. 38, 228-229). В 1189 г. Н. поставил во епископа Белгородского (в то время были викария Киевских митрополитов) игумена киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря Адриана (Андреяна), духовного отца выдвинувшего его на епископство кн. Рюрика (Василия) Ростиславича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 666).
23 янв. 1190 г. по просьбе кн. Всеволода Юрьевича Н. рукоположил во епископа Ростовского присланного в Киев духовного отца владимирского кн. Иоанна (Там же. Т. 1. Стб. 408). После кончины свт. Гавриила (Григория) 4 мая 1193 г. новгородцы и кн. Ярослав Владимирович, свояк вел. кн. Владимиро-Суздальского Всеволода Юрьевича, послали в Киев на поставление свт. Мартирия, бывш. игумена старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря, причем об избрании в Новгороде было предварительно сообщено Н., и тот против него не возражал («и послаша к митрополиту; и присла по нь с честью»). Н. и киевский кн. Святослав Всеволодович «прия и с любовью», после чего «поставиша и месяця декабря в 10» (НПЛ. С. 40; ср.: Там же. С. 231-232). В 1197 г. свт. Мартирий поставил в Новгороде ц. во имя св. Никифора (Там же. С. 43, 237). В том же году к Н. обратился кн. Всеволод Юрьевич с просьбой хиротонисать во епископа Переяславского Павла (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414), что, вероятнее всего, было исполнено.
Хотя период правления Н. был весьма длительным, не сохранилось сведений о его поездках по митрополии. Во владимирском и в новгородском летописании Н. упоминается лишь в связи с сообщениями о поездках епископов на поставление в Киев. По-видимому, связи Н. с сев. епархиями были достаточно слабыми.
О роли митрополита в происходивших событиях на юге Руси до кон. 80-х гг. XII в. ничего не говорится. Известно, что в 1189 г. Н. призывал киевских соправителей Святослава Всеволодовича и Рюрика (Василия) Ростиславича освободить от власти венгерского короля Галицкую землю («...се иноплеменьници отъяли отчину вашю, а лепо вы бы потрудитися» - Там же. Т. 2. Стб. 663). Н. добился их выступления в поход, но князья не смогли договориться о дальнейшей судьбе Галицкой земли и с полпути вернулись обратно. Влияние Н. заметно возросло в годы княжения в Киеве Рюрика Ростиславича, к-рого митрополит с киевским духовенством торжественно встречал при его вокняжении в 1194 г. К его авторитету при улаживании сложных вопросов обращались и сам кн. Рюрик, и его зять, амбициозный Роман Мстиславич, кн. владимиро-волынский. В 1195 г. митрополит с миротворческой целью взял на себя грех нарушения крестоцелования Рюриком Ростиславичем. Последний был на грани военного столкновения со Всеволодом Большое Гнездо из-за обещания, данного ранее кн. Роману, передать тому неск. южнорус. городов, на к-рые претендовал также владимирский князь («...рече митрополит Рюрикови: «княже, мы есмы приставлены в Руской земле от Бога востягивать вас от кровопролитья... а ныне аз снимаю с тебя крестное целование и взимаю на ся, а ты послушаи мене, возма волость у зятя у своего, даи же стареишому, а Романови даси иную, в тое место»» - Там же. Стб. 684). Вскоре Н. вновь пришлось мирить киевского князя, на этот раз уже с Романом Мстиславичем, который привлек на свою сторону поляков и черниговских князей Ольговичей, но, потерпев неудачу, обратился за посреднической помощью ради примирения к митрополиту. «Послушав митрополита», Рюрик заключил мир с Романом Мстиславичем (Там же. Стб. 687-688). В следующем году в марте Н. встречал в Киеве вместе с духовенством и кн. Рюриком Ростиславичем тело шурина киевского князя - туровского кн. Глеба Юрьевича и, видимо, участвовал в его погребении в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре (Там же. С. 694).
Есть основания относить ко времени правления Н. образование нового Рязанского еп-ства. Еще в 1187 г. во владимирском летописании Рязанская земля упоминается как часть Черниговской епархии, а под 1207 г. впервые указан Рязанский еп. Арсений (Там же. Т. 1. Стб. 404, 432; в «Истории...» В. Н. Татищева известие о поставлении епископом игум. Арсения читается под 1198 г., достоверность этого известия подтвердить затруднительно). Образование новой епископии следует, вероятно, связывать с настойчивыми попытками Всеволода Большое Гнездо подчинить своей власти Рязанскую землю и с его заинтересованностью в разрыве чернигово-рязанских связей.
По свидетельству визант. историка Никиты Хониата, Киевский митрополит призывал князей предпринять поход против половцев, угрожавших Византии. В связи с этим следует отметить поход Всеволода Большое Гнездо на половецкие кочевья «възле Дон» в 1199 г. (Там же. Стб. 414). Владимиро-суздальские князья ни раньше, ни позднее таких походов в юж. степи не предпринимали. Обращает на себя внимание близость даты похода и предполагаемого времени образования Рязанской епархии. Вероятно, поход на половцев был одним из условий согласия митрополита на создание новой епископии.
Н. возглавил освящение 2 церквей, воздвигнутых киевским кн. Рюриком Ростиславичем: 6 дек. 1197 г.- кафедрального собора Белгородской епископии во имя св. Апостолов, 1 янв. 1198 г.- киевской ц. во имя небесного покровителя кн. Рюрика св. Василия Великого на Новом княжеском дворе. Митрополиту сослужил его викарий, Белгородский еп. Адриан (бывший, видимо, одновременно Юрьевским владыкой). Это последние известия с прямым упоминанием о Н. (Там же. Т. 2. Стб. 706-707). В 1199 г. новгородцы избрали нового архиеп. Митрофана, но ему пришлось 2 года ждать вызова на посвящение в Киев (хиротонисан 3 июля 1201). Не исключено, что Н. к тому времени скончался, а новый митрополит из К-поля еще не приехал.
Известна массивная (33-36 мм в диаметре) митрополичья печать Н. без изображений, с греческой надписью на обеих сторонах: «Воззри на меня, Твоим промыслом архипастыря всея России Никифора» (согласно переводу В. Л. Янина; по А. В. Назаренко - «пастыря всея Руси» - Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009. (ДГВЕ, 2007). С. 108. Примеч. 21, 256; в ориг.: «ποιμενάρχην Ρωσίας πάσης») (Актовые печати. Т. 1. С. 48-49, 176, 286. № 52).
В Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233) проиллюстрирована церковная и дипломатическая деятельность Н., назначение им архиереев и примирение князей. Миниатюры с образом Н. составляют короткие циклы - из 2-5 изображений. Н. представлен старцем с недлинной седой клиновидной бородой. Чаще всего он облачен в рясу, мантию (с источниками или без них), черный клобук с воскрилиями. На миниатюрах, иллюстрирующих поставление епископов, на митрополите богослужебное архиерейское облачение: саккос, подризник, омофор и шапка с опушкой (или голова Н. не покрыта).
Сюжет 5 миниатюр (Там же. Л. 410 об.- 412 об.) - история поставления на Ростовскую кафедру еп. Луки (игумена киевского Спасо-Берестова мон-ря) после неоднократных просьб Владимирского кн. Всеволода Юрьевича. Сюжет развивается следующим образом: Н. беседует с послами кн. Всеволода, к-рые просят его поставить игум. Луку епископом в Ростов; отправляет вместо Луки на Ростовскую кафедру «Николу гречина», к-рого князь не принял; выслушивает повторную просьбу князя, получившего поддержку вел. кн. Киевского Святослава Всеволодовича. Завершается цикл миниатюрой поставления Луки «епископом Ростову и Суздалю и Владимерю, и всеи земли Ростовскои»: в интерьере церкви справа Н. в парадном облачении, с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет склонившегося перед ним Луку, над головой к-рого диаконы держат развернутый свиток. Более кратко в своде представлены сюжеты утверждения Киевским митрополитом на Новгородскую кафедру свт. Гавриила (Там же. Л. 418 об.- 419 об.) и на Ростово-Суздальскую - свт. Иоанна (Там же. Л. 431-431 об.). Под 1198 г. помещена миниатюра, иллюстрирующая поставление Павла во епископа Переяславля Русского (Там же. Л. 493). Имя митрополита, совершающего хиротонию, в сопровождающем тексте не названо, однако, вероятно, здесь также изображен Н.
Отдельной темой на миниатюрах свода стало духовное наставничество Н. в отношении киевского кн. Рюрика Ростиславича во время княжеских усобиц. На одной из миниатюр Н. разрешает кн. Рюрику нарушить крестоцелование и дает совет о распределении волостей между князьями (Там же. Л. 451): князь и митрополит, обращенные друг к другу, представлены на фоне городских палат в сопровождении свиты. Н. изображен справа с благословляющим жестом, на нем светло-оливковая ряса и зеленовато-оливковая мантия с красно-белыми источниками, на голове белый клобук (редкая деталь для миниатюр Лицевого летописного свода). Кроме того, митрополит изображен в качестве миротворца и в рассказе о противостоянии кн. Рюрика Ростиславича и его зятя владимиро-волынского кн. Романа Мстиславича, благодаря Н. князья заключили мир и утвердили «его святым и животворящим Крестом» (Там же. Л. 460 об.- 461 об.).