Патриарх Иерусалимский (11 июля 1020 - после 1048?). Происходил из визант. земель, был священником. Видимо, попал в плен в ходе одной из пограничных войн с мусульманами и был продан в рабство в Египет. Владел ремеслом плотника и был задействован в обслуживании дворцовых построек фатимидского халифа аль-Хакима (996-1021). До поставления на Патриаршество имел семью, сына и дочь, что было специально отмечено летописцем, как черта, необычная для патриархов той эпохи.
Правление халифа аль-Хакима ознаменовалось жесточайшими гонениями на инаковерующих, в т. ч. преследованиями и убийствами иерархов и массовым разрушением храмов. Наибольший резонанс в христ. мире вызвало разорение в 1009 г. Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме и др. палестинских святынь. Вскоре после этого Палестину захватил бедуинский вождь Муфарридж ибн аль-Джаррах, к-рый, желая заручиться расположением Византийской империи, санкционировал избрание нового Иерусалимского патриарха Феофила I и восстановление разрушенного храма Св. Гроба. В 1013 г. Фатимиды возвратили себе контроль над Палестиной, патриарх Феофил I бежал, но получил возможность вернуться. Он умер в нач. 1020 г. После этого Н. обратился к халифу аль-Хакиму с просьбой сделать его Иерусалимским патриархом. Халиф отдал соответствующее распоряжение, и в июле 1020 г. состоялась хиротония Н.
В последние годы своего правления аль-Хаким отказался от политики религ. гонений и стал постепенно возвращать христианам права на восстановление разрушенных церквей. Летописец Яхья Антиохийский, современник событий, приводит текст указа, изданного халифом на имя Н., о разрешении отстроить храм Гроба Господня, церкви Вифлеема, Рамлы и др. палестинские храмы и мон-ри, а также о возвращении принадлежавшего им вакуфного имущества. Судя по контексту, указ был издан в кон. лета или нач. осени 1020 г. Месяцем джумада II 411 г. хиджры (21 сент.-20 окт. 1020) датируется еще одно повеление халифа о возвращении христианам отнятых у них церковных зданий на всей территории Фатимидского государства и о свободе вероисповедания. Одним из следствий этого указа стало освобождение грека Феодора, занимавшего епископскую кафедру палестинского г. Бейсан (ныне Бейт-Шеан, Израиль), а потом ставшего митрополитом Каира. Персоналии Н. и Феодора свидетельствуют о заметном присутствии греков среди высшей правосл. иерархии Ближ. Востока в нач. XI в.
В февр. 1021 г. халиф аль-Хаким был убит в результате заговора, возглавленного его сестрой Ситт аль-Мульк. Во главе гос-ва встал молодой наследник аз-Захир, при к-ром Ситт аль-Мульк исполняла регентские функции. Все ограничения, наложенные на иноверцев в правление аль-Хакима, были окончательно отменены. Христиане, покинувшие Египет в годы гонений, переселялись обратно, а те, кто были насильственно обращены в ислам, безнаказанно возвращались в христианство. Похоже, Ситт аль-Мульк, происходившая по материнской линии из правосл. среды, особенно покровительствовала правосл. Церкви на землях халифата.
В 1023 г. Ситт аль-Мульк отправила Н. во главе посольства в К-поль, чтобы официально проинформировать визант. императора о прекращении гонений на христиан в фатимидских владениях и просить о восстановлении торговых отношений, прерванных в 1016 г. в ответ на антихрист. политику аль-Хакима. Н. встречался с К-польским патриархом свт. Евстафием I, изложил ему правосл. исповедание веры, после чего имя Н. по распоряжению имп. Василия II Болгаробойцы было включено в диптихи К-польской и Антиохийской Церквей. Известие о кончине Ситт аль-Мульк прервало дипломатическую миссию Н. и заставило его вернуться на Ближ. Восток в апр. 1024 г.
Переговоры о нормализации отношений между империями возобновились в 1031 г. Визант. имп. Роман III Аргир среди проч. условий выдвигал требования передать ему право назначения Иерусалимских патриархов и разрешить восстановить на свои средства храм Гроба Господня, а также позволить христианам отстроить все разрушенные церкви во владениях аз-Захира. Халиф был готов принять все условия, касавшиеся статуса православных, за исключением возвращения церквей, уже обращенных в мечети, однако переговоры приостановились из-за разногласий по поводу принадлежности ряда пограничных территорий.
Тем временем палестинские христиане подверглись новым бедствиям. В 1033 г. местные власти разрушили ряд церквей внутри и вне Иерусалима, в т. ч. церковь на Сионе, чтобы использовать камень для перестройки стен Иерусалима и Рамлы. Катастрофическое землетрясение зимы 1033/34 г. привело к огромным жертвам и разрушениям в Рамле, Иерихоне, Наблусе и Акке, пострадали мн. церкви и мон-ри.
Мирное соглашение между Византией и Фатимидским халифатом было заключено ок. 1036 г. Подробности его в источниках не приводятся, но очевидно, что визант. император получил возможность со всей пышностью отстроить храм Гроба Господня. Хотя мусульманский путешественник Насир Хосров (Насир-и-Хусрау) оставил восторженное описание новоотстроенного храма уже в июле 1047 г. (Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2(2). С. 880-881), зап. источники обычно относят окончание строительства к 1048 г.- этот год и указывается в научной лит-ре как terminus post quem для окончания Патриаршества Н.