(† 564), свт. (местночтимый Ликийский), еп. Пинарский, игум. Сионский. Все сведения о жизни Н. известны из его Жития (BHG, N 1347), написанного вскоре после кончины святителя учеником и, вероятно, спутником Н. с юности (Anrich. 1917. Bd. 2. S. 3-30, 209-221). Н. род. в благочестивой семье в дер. Фарроа, близ сел. Трагаласс в Юж. Ликии (ныне Мускар, Турция). Отца звали Епифаний, мать - Нонна; его дядя Николай был архимандритом близлежащего Акалиссейского мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи. Сразу после рождения Н. простоял в купели на ногах 2 часа. В 7 лет его отдали учиться грамоте, которую он с Божией помощью быстро освоил. С детства у мальчика был дар исцеления: однажды по дороге в школу он встретил хромую женщину Нонну и исцелил крестным знамением.
Видя благочестивое рвение мальчика, дядя Николай попросил митр. Мир Николая заложить для него мон-рь в честь Св. Сиона близ его родной деревни и, получив разрешение, призвал пресв. Конона строить обитель. Он отвел мальчика к митрополиту, чтобы тот поставил его в чтецы, и дал Н. Служебник для изучения. Когда Н. исполнилось 17 лет, его рукоположили во пресвитера, после чего мон-рь Св. Сиона был освящен. Н. получил в качестве помощников диаконов, братьев Ермея и Артему, впосл. Артема стал пресвитером и помощником игумена. Н. отправился паломником в Палестину, поклонился святыням в Иерусалиме, дошел до Иордана. Вернувшись в Ликию, он начал строить храм в мон-ре.
Н. совершал множество чудес и исцелений, чаще всего посредством молитвы и помазания елеем из лампады. Однажды к нему пришли жители Плакомы с просьбой срубить священное дерево, в к-ром поселился нечистый дух, вредивший людям. Н. изгнал беса за пределы Ликии, срубил дерево, распилив его на куски, и приказал отнести их в монастырь. Услышав об этом, к Н. за помощью обратились клирики из Арнабанды, где бес отравил воды источника и погубил людей и скот; вместе с клириками Н. пришел на место под названием Кесарь, помолился, взял кирку и извел источник. В Житии упомянуты и др. случаи изгнания бесов. Так, 3 чел. из Пресбеи принесли в мон-рь одержимого Николая, которого святой, помазав маслом из лампады и помолившись, освободил от беса. Н. вторично отправился в Палестину; на егип. корабле он плыл в Аскалон и молитвой усмирил поднятую диаволом бурю, исцелил упавшего с мачты юношу Аммония. Проведя по просьбе моряков 4 дня в егип. дер. Диолк, Н. вернул зрение слепому Антонию и исцелил припадочного. Когда Н. прибыл в Иерусалим, двери храма Воскресения Христова сами открылись перед ним; поклоняясь святыням и посещая подвижников, он пробыл в Палестине 8 дней. На обратном пути родосский корабль из-за сильного ветра не смог пристать к берегу в Ликии, но по молитве Н. ветер сменился и пригнал судно в Тристом около Мир.
Собираясь в паломничество, Н. велел Артеме отпустить строителей из Св. Сиона, но тот не послушался и приказал им отвалить огромный кусок скалы, однако 75 чел. не справились с заданием. Когда Н. вернулся, то сделал это с 12 монахами. Из Зинополя к Н. пришли супруги, к-рые 30 лет были бездетными; по молитвам святого у них через год родился мальчик. В Сабанде близ Дамасия Н. исцелил парализованную девочку. Чудесным образом он накормил одним хлебом 83 рабочих, да еще и осталось 3 корзины с хлебами.
В 541 г. Н. дважды явился арх. Михаил с серпами и предсказал ему наступление мора (т. е. эпидемии бубонной чумы 541-542 гг.). Митр. Мир Филиппу донесли, что Н. запрещает крестьянам приходить в город, из-за чего там начались перебои с продовольствием. Митрополит и архонт послали 2 чел., чтобы силой привести Н. в город, но местные жители воспрепятствовали этому. Тогда Н. с благотворительными целями отправился в путь по истощенной чумой Юж. Ликии: коров, к-рых он вел за собой, резали при храмах и кормили мясом народ, особо нуждавшимся Н. раздавал деньги. Он прошел через Трагаласс, Акалиссейский мон-рь, Плиний, Каркаво, Кавсы, Неа-Коми, Партаисс, Символ, Навтий, Серину, Требенды, Кастелл, Ималиссы и Сабанду (см.: Виноградов. 2011). Крестьянин Иоанн из окрестностей Арнеи, лишившийся урожая, по молитвам Н. на следующий год собрал невиданный урожай зерна.
Св. Дух во сне предсказал Н. епископство, и действительно, через 3 месяца митр. Мир Филипп призвал его и рукоположил во епископа г. Пинара. Через 3 года Н. во сне явилась Пресв. Богородица и указала место, где следовало возвести храм в Ее честь. Начав строительство, Н. столкнулся с противодействием местных жителей и клириков и был вынужден купить этот участок, чтобы возвести церковь, потратив на строительство 400 солидов. После этого Н. удалился в свой мон-рь Св. Сиона, где продолжал совершать чудеса исцеления и помогать бездетным супругам.
На праздник свт. Николая, еп. Мирликийского, 6 дек. в Мирах (назван в Житии Росалии) Н. принял участие в Соборе, вернулся в свой мон-рь и заболел, но по-прежнему помогал страждущим, исцелив женщину по имени Евгения от лунатизма. В присутствии братии Н. 10 дек. 564 г. с молитвой на устах мирно предал дух Господу и был погребен митр. Мир Филиппом в юж. приделе церкви в мон-ре Св. Сиона. После араб. набегов мон-рь Св. Сиона пришел в упадок, базилика разрушилась.
Житие Н. сохранилось благодаря тому, что святого стали «смешивать» со свт. Николаем, еп. Мирликийским, в частности из-за близости дат их памяти - 10 и 6 дек. Единственный полный список Жития Н. (Vat. gr. 821), как и в др. рукописях, сопровождается текстами о свт. Николае Мирликийском («Деяние о стратилатах», «Деяние о подати», чудо об образе в Африке, сборник «6 чудес» (Thaumata sex), Энкомий Андрея; подробнее см. в ст. Николай, еп. Мирликийский); дата кончины Н. в этой рукописи исправлена на 6 дек. В рукописи Sin. 525 к переработанному Житию свт. Николая Сионского присоединено «Деяние о трех девицах» свт. Николая Мирликийского (The Life of St. Nicolas. 1984). Житие Н. было переведено на слав. язык (см. в ст. Николай, еп. Мирликийский (слав. агиографическая традиция)) и переложено на латынь. С сер. Х в. Жития 2 тезоименитых святых стали объединять. К самому раннему по времени создания Житию свт. Николая Мирликийского (Vita per Michaёlem) были добавлены агиографические мотивы из Жития Н.: в чистом виде такое соединение отражено в московском списке Vita per Michaёlem - ГИМ. Греч. 379, содержащем утраченный текст «чистого» смешения Vita per Michaёlem с Житием Н. Этот текст лег в основу «смешанных» Житий свт. Николая Мирликийского, где эпизоды из обоих источников подверглись авторской переработке. Из-за «смешения» текстов память о Н. полностью исчезла. Эпизод с уничтожением священного дерева из Жития Н. превратился в посмертное чудо свт. Николая Мирликийского (BHG, N 1352d), а чудо в Арнабанде и исцеление Николая из Пресбеи - в прижизненные чудеса свт. Николая Мирликийского (BHG, N 1352r/s).
До наст. времени на территории Св. Сиона (ныне Аладжахисар, Турция) сохранились базиликальный храм с триконхиальным алтарем со следами росписи (датировка остатков росписи в алтаре средневизант. временем сомнительна (Grossmann, Severin. 2003; Hellenkemper, Hild. 2004)), нартекс 2-го придела (в т. ч. вероятная гробница Н.), т. н. горница (частично вырублена в скале), колодец. Их изучение подтвердило данные Жития Н. В VI-VII вв. мон-рь пользовался большой популярностью как паломнический центр; с ним связан т. н. Сионский клад, содержащий предметы с надписью «Благословение Св. Сиона» (Boyd. 1992). Неподалеку сохранились руины Акалиссейского мон-ря (ныне Асарджик). Благодаря Житию Н., содержащему огромное количество местных топонимов, появилась возможность определить большое число населенных пунктов Юж. Ликии, где бывал Н.