Владимирович Беневоленский (30.03.1877, Москва - 16.05.1941, Спасское отд-ние Карагандинского ИТЛ (ныне пос. Спасск Карагандинской обл., Казахстан)), сщмч. (пам. 3 мая, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи потомственных московских священнослужителей. Отец, свящ. Владимир Павлович Беневоленский, служил в храме во имя прп. Симеона Столпника за Яузой. Мать, Екатерина Алексеевна (урожд. Соловьёва), была сестрой почитаемого старца иеросхим. прп. Алексия (Соловьёва), с к-рым у Н. впосл. сложились очень близкие отношения. После учебы в Заиконоспасском ДУ Н. поступил в 1892 г. в МДС, к-рую окончил по 1-му разряду в 1898 г. В том же году он был принят в МДА. Учась в академии, Н. по выходным и во время каникул часто посещал в Свято-Смоленской Зосимовой пуст. своего дядю, иером. Алексия. Благодаря общению с ним Н. пришел к мысли о принятии монашества. В 1901 г. он направил прошение о постриге ректору МДА Волоколамскому еп. Арсению (Стадницкому; впосл. митрополит). Еп. Арсений дал прекрасную характеристику своему студенту, и Московский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) благословил постричь Н. в монашество. Однако Н. стал сомневаться в посильности для себя монашеского пути и вскоре отказался от намерения принять постриг.
В 1902 г., по окончании МДА с ученой степенью кандидата богословия, был направлен в Орловскую ДС преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 26 марта 1907 г. произведен по выслуге лет в чин коллежского асессора. 27 авг. 1909 г. назначен священником в Николаевскую, что в Нов. Слободе, церковь в Москве и вскоре был рукоположен во иерея. В 1917 г. Н. перевели в храм прп. Симеона Столпника, где ранее служили священниками его дед и отец. В дальнейшем стал настоятелем этого храма. Неск. раз он служил здесь с патриархом Московским и всея России свт. Тихоном, к-рый приезжал в храм на престольные праздники. В 1923 г. возведен в сан протоиерея.
В 1929 г. храм прп. Симеона Столпника был закрыт. Перед закрытием Н. перенес чудотворный храмовый образ св. Симеона Столпника и особо чтимую икону свт. Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII в.) в соседнюю ц. Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе. Н. жил с семьей около храма на Ульяновской (ныне Николоямской) ул., но в 1930 г. по решению суда ему, как «социально чуждому элементу», было предписано в 10-дневный срок выехать из квартиры. Н. обратился к приходскому совету Покровского храма с просьбой выделить ему для жилья помещение под храмом. Но приходский совет отказал ему в этом. Н. вывез семью в Загорск (ныне Сергиев Посад), где их приютил староста местного Ильинского храма. Сам Н. ездил из Загорска на службу в Москву в Покровский храм, иногда ночевал у кого-нибудь из прихожан. В 1933 г. перешел на службу священником Вознесенской ц. в Загорске. С окт. 1939 г. Н. стал служить 2-м священником в загорском Ильинском храме.
Был награжден орденом св. Станислава 3-й степени (1908), наперсным крестом (1921), крестом с украшениями (1926), палицей (1929), митрой (1934).
В Загорске Н. был многим известен как племянник иеросхим. Алексия († 1928), прожившего в городе последние годы. Многие из духовных детей иеросхим. Алексия стали окормляться у него. Приток паломников к Н. привлек к нему внимание властей. Осведомитель доносил в районный отдел НКВД о деятельности протоиерея: «К настоящему времени продолжается и даже увеличивается в городе Загорске паломничество. При выяснении оказывается существующей основной причиной этого явления - укоренившаяся в городе Загорске алексеевщина. Алексий - это старец, схимонах, прозорливец, известный духовник всех паломников бывшей Троице-Сергиевой Лавры... К этой именно группе в настоящее время особенно остро выявляет свою принадлежность племянник названного схимонаха Алексия - священник Вознесенской церкви города Загорска отец Николай Владимирович Беневоленский... приезжающие паломники с целью исповеди бывают именно у отца Николая Беневоленского... Беневоленский внушает исповедующимся, чтобы они более заботились о спасении своей души, об открытии храмов и о приискании священников в те храмы, кои не функционируют... Таким образом, этим чада духовные Беневоленского превращаются по его совету в ходоков: они ездят в Москву в Патриархию, ищут священников для своих храмов» (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-45557. Л. 23-24, 35). 11 янв. 1940 г. Н. был арестован после утренней службы в Ильинском храме. Его доставили в Москву и поместили во внутреннюю тюрьму НКВД, затем перевели в Таганскую тюрьму, а в кон. февр.- в Бутырскую тюрьму. На допросах Н. не скрывал, что осуждал запрет на преподавание в школах Закона Божия, закрытие властями храмов, но отказался назвать имена тех, с кем он вел такие разговоры: «Много верующих приходят ко мне на исповедь в церковь. В разговорах с ними я критиковал политику советской власти. Фамилий верующих я не помню». 3 июня 1940 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам заключения. Был отправлен отбывать срок в инвалидное Спасское отд-ние Карагандинского ИТЛ в Казахстане. Работал в обувной и гончарной мастерских, в овощехранилище, землекопом. Последнее письмо родным Н. послал из лагеря 19 апр. 1941 г., накануне Пасхи: «Поздравляю вас с торжественным праздником. Я сейчас лежу в больнице... Слава Богу, обходится пока благополучно. Уповаю и впредь на помощь Божию, и ты тоже не унывай...» Скончался в лагере и был погребен в безвестной могиле.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.