СЕРАФИМ
Том LXII, С. 539-543
опубликовано: 26 ноября 2025г.

СЕРАФИМ

Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский. Фотография. Между 1920 и 1922 гг.Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский. Фотография. Между 1920 и 1922 гг. (Звездинский Николай Иванович; 7.04.1883, Москва - 26.08.1937, Омск), сщмч. (пам. 13 авг.в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских, в Соборе святых Омской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии. Из семьи единоверческого прот. Иоанна Гавриловича Бонефатьева (позже Звездинского), настоятеля Троицкого и Введенского храмов у Салтыкова моста в Москве, на Новоблагословенной ул. (ныне Самокатная), благочинного единоверческих храмов Москвы, выходца из старинного солигаличского рода старообрядцев-беспоповцев Бонефатьевых. После учебы в приходской школе при единоверческой церкви Николай Звездинский поступил в 1895 г. в Заиконоспасское ДУ, где его одноклассниками были В. В. Красновский (в монашестве Гавриил; впосл. епископ Клинский) и Н. П. Кудрявцев (в монашестве Никанор; впосл. епископ Богородский, единоверческий викарий Московской епархии).

По окончании в 1899 г. ДУ поступил в МДС. Во время учебы в семинарии, в янв. 1902 г., тяжело заболел, получил исцеление молитвенным предстательством еще не прославленного на тот момент прп. Серафима Саровского; вскоре его отец по поручению Синода составил службу прп. Серафиму, и семья приняла участие в Саровских торжествах 1903 г.

По окончании МДС, в 1905 г., был принят в МДА на полное содержание. Во время учебы в академии, не позднее 1907 г., вместе с товарищем И. Н. Четверухиным (впосл. протоиерей, настоятель храма свт. Николая в Толмачах в Москве, сщмч.) посетил Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь Владимирской епархии, где познакомился со старцем схим. прп. Алексием (Соловьёвым), ставшим на мн. годы его духовником. Во время учебы в академии вместе с товарищами - В. С. Ставицким (в монашестве Филипп; впосл. епископ Смоленский), П. А. Назаркевичем († 1908) и Д. П. Успенским (в монашестве Пантелеимон; † 1917) принес у раки прп. Сергия обет на принятие монашества. Др. сокурсниками Николая в МДА были Кудрявцев, В. К. Машковский (в монашестве Ювеналий; впосл. епископ Брянский), В. А. Троицкий (в монашестве Иларион; впосл. архиепископ, сщмч.), Г. С. Богоявленский (в монашестве Феофил; впосл. архиепископ). Еще студентом Н. И. Звездинский проявил себя как талантливый проповедник. После кончины 6 янв. 1907 г. прот. И. Г. Звездинского его прихожане обратились к митр. Московскому и Коломенскому сщмч. Владимиру (Богоявленскому) с просьбой рукоположить его сына Николая во иерея и назначить настоятелем прихода вместо отца. Эту просьбу митр. Владимир отклонил. Во время учебы в академии Н. И. Звездинский с 1908 г. нес послушание иподиакона у ректора МДА еп. Волоколамского Евдокима (Мещерского; впосл. архиепископ, в обновленческом расколе «митрополит»). 26 сент. 1908 г. принял монашеский постриг с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского. 22 окт. того же года рукоположен еп. Евдокимом во диакона, 8 июля 1909 г.- во иерея. В последний год учебы в академии через Четверухина познакомился с наместником Чудова мон-ря в Московском Кремле архим. Арсением (Жадановским).

В 1909 г. С. окончил МДА с присвоением звания кандидата богословия за соч. «Учение Иоанна Златоустого о спасении». С 1909 по 1911 г. был преподавателем церковной истории в Вифанской ДС в Сергиевском посаде (ныне г. Сергиев Посад) при ректоре архим. Филиппе (Гумилевском; впосл. архиепископ). Весной 1912 г. С. вместе с пригласившим его в паломническую поездку архим. Арсением (Жадановским) посетил Св. землю. Летние каникулы провел в Гефсиманском скиту. 21 сент. 1912 г. назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей МДС, куда незадолго до того был переведен ректором архим. Филипп (Гумилевский). Был хорошо принят учащимися, но с назначенным в марте 1913 г. новым ректором семинарии архим. Сергием (Новиковым) из-за высказываемых им несправедливых подозрений отношения у С. не сложились.

8 июня 1914 г. архим. Арсений (Жадановский) был хиротонисан во епископа Серпуховского с оставлением в должности наместника кремлевского Чудова монастыря. Через 2 дня, 10 июня, С. был освобожден от должности преподавателя МДС, возведен в сан архимандрита и 14 июля назначен помощником наместника Чудова мон-ря еп. Арсения. С авг. 1914 г. он также исполнял обязанности наблюдателя московских городских церковноприходских школ (до авг. 1915). В это время С. получил широкую известность как духовный писатель и проповедник (его даже стали называть «московский среброуст»). Являлся автором ряда статей (о верности Христу, о соблюдении церковных канонов, о церковном Предании, об аскетическом подвиге), опубликованных в журналах «Голос Церкви» и «Душеполезное чтение» в 1915-1917 гг. Также вышли как отдельные издания сочинения С. «Иноческий быт в описании прп. Нила Синайского» (М., 1915), «Ангелы: Ангельский мир по учению Православной Церкви» (М., 1916), «Покаянный плач» (М., 1916). Богословские статьи С., а также сочиненные им молитвословия вошли в сб. «Все вы в сердце моем: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Серафима, еп. Дмитровского» (М., 2001, 20072).

15 авг. 1917 г., на праздник Успения Пресв. Богородицы, С. принимал в Чудовом мон-ре гостей - делегатов только что открывшегося Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 27 окт.- 3 нояб. 1917 г., во время боев в Москве, когда занятый юнкерами Московский Кремль подвергался со стороны большевиков артиллерийскому обстрелу, С. неотступно пребывал в Чудовом мон-ре. После установления в городе новой власти в Кремле был введен пропускной режим. 12 марта 1918 г. в связи с переездом в Москву советского правительства Кремль стал резиденцией В. И. Ленина. В Чудовом мон-ре разместились охранявшие советских руководителей красные латыш. стрелки. 18 июля 1918 г. комендант Кремля вынес решение о выселении в недельный срок всех монашествующих из Чудова и Вознесенского монастырей. 26 июля 1918 г. С. навсегда покинул Чудов мон-рь вместе с еп. Арсением. С авг. 1918 до дек. 1919 г. С. и еп. Арсений проживали при Серафимо-Знаменском ските близ с. Битягова (ныне городского окр. Домодедово Московской обл.) в келье, предоставленной им настоятельницей обители, духовной дочерью еп. Арсения схиигум. преподобноисп. Фамарью (Марджановой). В скиту С. читал Свящ. Писание по правилу прп. Серафима: за седмицу - полностью НЗ. Тогда же он составил «Акафист сестре Господней по плоти, Фамари блаженной, жене мироносице праведной». Литургию совершали ежедневно. Совместное пребывание в скиту стало для С. и еп. Арсения по-настоящему светлым периодом жизни.

Осенью 1919 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) вызвал к себе С. и предложил принять архиерейский сан. Нижегородский архиеп. Евдоким (Мещерский) просил о его поставлении на Арзамасскую викарную кафедру своей епархии. 27 окт. С. был определен епископом Арзамасским, однако власти не предоставили ему пропуск для прибытия в Н. Новгород, и 26 дек. С. был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии. 2 янв. 1920 г. в Московском епархиальном доме наречение С. было провозглашено архидиак. Константином Розовым. 3 янв. в храме Живоначальной Троицы в патриаршей резиденции на московском Троицком подворье патриарх Тихон возглавил архиерейскую хиротонию С. 25 янв. 1920 г. он прибыл в Дмитров. Новому епископу быстро удалось завоевать уважение и любовь паствы, мн. духовных чад, особое внимание он уделял духовному просвещению и воспитанию молодежи. По благословению духовного наставника зосимовского старца прп. Алексия С. в сане священника никого не исповедовал; став архиереем, он постоянно принимал исповедь и наставлял многочисленных духовных чад. Все больше людей обращались к С. за духовной помощью: уже с утра у его дома выстраивалась очередь из нуждающихся в исповеди. По вечерам верующие часто не хотели покидать храм, где служил С., и провожали его коляску до дома. Вначале владыка жил в маленькой комнате недалеко от Успенского собора. Позднее переехал в с. Подлипичье (ныне в черте Дмитрова) в дом причта Казанской ц. (ныне Дмитровский дом-музей С.) при богадельне в бывш. усадьбе фабрикантов Ляминых, где в одной из комнат был устроен домовый храм во имя прп. Серафима Саровского.

С. старался служить в разных храмах Дмитровского у. Особое внимание уделял находившимся под его архипастырским окормлением монашеским обителям - Мефодиеву Пешношскому (Песношскому) во имя святителя Николая Чудотворца мужскому монастырю и Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женскому монастырю. Настоятель Николо-Пешношского мон-ря схиархим. Онуфрий (Чернышёв; † 16 июля 1922) был активным помощником С. в деле духовной поддержки дмитровской паствы. В Спасо-Влахернском мон-ре С. часто посещал глубоко почитаемую им прозорливую старицу схим. Серафиму (Кочеткову), беседовал с ней. Служивший в Спасо-Влахернской обители диак. сщмч. Николай Крылов стал сподвижником С. в его духовных делах, впосл. был возведен им в сан священника и назначен духовником общины. В дмитровском во имя святых Бориса и Глеба мужском монастыре, братия к-рого была ранее переведена в Николо-Пешношский мон-рь, размещались монахини и послушницы Турковицкого жен. мон-ря (в 1921 большая их часть вернулась в Польшу) и зарайской Бахрушинской жен. общины. С. многократно служил и проповедовал в храмах Борисоглебского мон-ря, проживавшая там преподобноисп. Параскева (Матиешина) стала духовной дочерью и близкой помощницей С., была пострижена им в рясофор, посвящена в чин диакониссы и определена для служения к Казанскому храму в Подлипичье. Во время архиерейства С. старался навещать своего духовного наставника прп. Алексия в Смоленской Зосимовой пуст., часто спрашивал у старца совета по поводу своих духовных чад, иногда и сам посылал их к нему. Во время поездок С. по делам в Москву он общался с настоятелем Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря еп. бывш. Волоколамским Феодором (Поздеевским). В Москве у С. со времени его служения в Чудовом мон-ре также было мн. духовных чад. В янв. 1922 г. по благословению С. в Дмитрове при Успенском соборе было создано братство Животворящего Креста Господня, члены к-рого помимо духовного самосовершенствования занимались уходом за больными, оказывали помощь детям-сиротам, одиноким престарелым людям и др. нуждающимся.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей, весной 1922 г., С. удалось избежать серьезных конфликтов между верующими и органами власти в Дмитровском у. Епископ предупредил дмитровчан о возможных провокациях, после чего в храмах на многолюдных собраниях духовенства и прихожан были приняты решения взамен священных предметов передавать в пользу голодающих добровольно пожертвованные золото, серебро, а также продовольствие. В праздник Пасхи, 16 апр. 1922 г., власти 1-й раз попытались арестовать С. Епископа вызвали в Дмитровский исполком, однако народ, собравшийся у здания, требовал освобождения своего архиерея. Власти были вынуждены отпустить С. Верующие с торжественным пением: «Христос воскресе!» - вернулись в собор вместе с архипастырем. 12 дек. 1922 г. вызванный повесткой в Москву С. был арестован в здании ОГПУ на Лубянке по обвинению в антисоветской агитации и противодействии изъятию церковных ценностей. Во время следствия находился в Бутырской тюрьме. 30 марта 1923 г. приговорен к 2 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл., переведен в Таганскую тюрьму. 1 мая 1923 г. отправлен в Зырянский край. По благословению еп. Арсения (Жадановского) и схиигум. Фамари (Марджановой) в ссылку С. сопровождала духовная дочь, послушница Серафимо-Знаменского скита Анна Патрикеева (впосл. схим. Иоанна), которая была им юридически удочерена. Второй помощницей С. стала послушница Клавдия Ляшкевич.

Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский. Фотография. Между 1935 и 1937 гг.Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский. Фотография. Между 1935 и 1937 гг.От Котласа до Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар) С. следовал с Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем; впосл. митрополит), в Усть-Сысольске встретился с Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) и богословом С. И. Фуделем. 10 июня вместе с мон. Филаретом (Волчаном) из московского Чудова мон-ря и с осужденным вместе с С. благочинным г. Дмитрова прот. Иоанном Муравьёвым прибыл в с. Визинга Усть-Сысольского у. Помещения для проживания ссыльных там не нашлось, и их доставили в соседнюю дер. Кольёль (Ср. Кольёль), где С. отбывал срок ссылки. Его келья стала домашней ц. в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; у него был антиминс и бумажный образ, висевший в изголовье еще во время тюремного заключения в Бутырке. Ежедневно С. совершал Божественную литургию, неопустительно вычитывал весь суточный круг. Днем ходил на молитву в ближний лес, где устроил подобие пустыньки, на круглом земляном холмике-кафедре был выложен белыми камешками бордюр с надписью по-гречески: «Ис полла эти, деспота» (На многая лета, владыко). В ссылке С. не оставлял архипастырского попечения о дмитровцах, передавая в письмах указания по управлению вик-ством; вел переписку и с духовными чадами, давал им наставления.

В апр. 1925 г., по окончании срока, был освобожден из ссылки. По дороге в Москву посетил в Сергиеве (ныне Сергиев Посад) прп. Алексия (Соловьёва) Зосимовского и исповедался за все время, проведенное в тюрьмах и ссылке. В Москве поселился в Даниловом мон-ре, его регулярно вызывали в ОГПУ на Лубянку. Продолжал окормлять свою паству, в дмитровских храмах его поминали во время богослужения; стремился вернуться в Дмитров, однако не получил на это разрешение от властей. Дмитровские обновленцы очень опасались возвращения С., предупреждая, что «допустить его в Дмитров - значит погубить все обновление и сделать явный поворот к прежнему… Московское епархиальное управление (обновленческое.- М. Г.) пусть обратит свое внимание на все это и примет меры к… искоренению «серафимовщины», столь вредной для обновления». 8 июля 1925 г. С. по приглашению игум. Алипии (Таишевой) приехал в Аносин Борисоглебский женский монастырь в Звенигородском у. Московской губ. (ныне в городском окр. Истра Московской обл.). В сент. того же года был вызван в Москву патриаршим местоблюстителем сщмч. Петром (Полянским) и стал его помощником в делах по церковному управлению. Проживал С. у Лосиковых, родственников своей приемной дочери Анны Патрикеевой, близ Яузского моста.

В ночь на 10 дек. 1925 г. митр. Петр был арестован. Согласно его распоряжению от 6 дек. того же года, С. должен был возглавить Совет московских викариев для временного управления Московской епархией. Однако ставший, согласно тому же распоряжению митр. Петра, заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) назначил временно управляющим Московской и Коломенской епархией Старицкого еп. сщмч. Петра (Зверева; впосл. архиепископ). С. уехал из Москвы в Аносин мон-рь. Обращавшимся к нему с ходатайствами о возвращении в Москву отвечал, что противиться решению митр. Сергия не станет. Тогда же, в дек. 1925 г., С. переехал на монастырский хутор с храмом во имя прп. Саввы Сторожевского в глухих по тому времени лесах в окрестностях пос. Кубинка (ныне город в Одинцовском городском окр.). В дек. С. приезжал в Москву и встретился на Влахернском подворье на ул. М. Дмитровка с Клинским еп. Гавриилом (Красновским) и представителями московского духовенства для обсуждения церковных дел. Великим постом 1926 г. С. возвратился в Аносино. В нач. 1926 г. еп. Гавриил был арестован, а еп. Петр (Зверев) покинул Москву. В апр. того же года С. в Аносином мон-ре посетил Серпуховской еп. Алексий (Готовцев), старший из оставшихся в Москве викариев. Еп. Алексий предложил С., страдавшему от печеночно-каменной болезни, отойти от дел, чтобы он мог полностью принять на себя управление Московской епархией, но С. отказался. В Аносине С. посещали духовные чада - духовенство и прихожане из Дмитрова.

12 июля 1926 г. С. был вызван на допрос в ОГПУ на Лубянку, где от него потребовали выехать из Москвы в Новгород. С. попросил заменить место фактической ссылки Дивеевом или Саровом. 18 июля С. и Анна Патрикеева прибыли в Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь. Поскольку настоятельница обители игум. Александра (Траковская) в это время вынужденно проживала отдельно, делами в мон-ре ведала мон. Мария (Баринова; впосл. игумения), к-рая восприняла приезд С. настороженно. В Дивеевской обители уже пребывал Тамбовский архиеп. Зиновий (Дроздов), появление здесь еще одного архиерея могло вызвать недовольство властей и привести к закрытию обители. Лишь через неск. месяцев С. получил возможность служить в храме. В Дивееве С. были произнесены многократно опубликованные в наст. время «Проповеди о Божественной литургии», записанные в основном мон. Таисией (Арцыбушевой). 1 авг. 1926 г., в день обретения мощей и прославления прп. Серафима, С. и архиеп. Зиновий (Дроздов) приняли участие в последних перед закрытием торжествах в Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. В праздник Успения Пресв. Богородицы С. вновь служил в Сарове. Это было его последнее открытое архиерейское служение. Зимой 1926/27 г. С. жил в комнатах вдовы Н. А. Мотовилова Елены Ивановны. Общался с блж. Марией Дивеевской (Фединой). 14 февр. 1927 г. С. удостоился явления ему Божией Матери на Св. Канавке в Дивееве. В ночь на 22 сент. того же года Дивеевский мон-рь был закрыт. С., архиеп. Зиновий и мон. Мария (Баринова) были арестованы и отправлены в тюрьму г. Арзамаса. 27 сент. они были этапированы в Н. Новгород, где Анне Патрикеевой удалось добиться освобождения С. из-под стражи по состоянию здоровья. 17 окт. 1927 г. С. и архиеп. Зиновий были вызваны в ОГПУ в Москву и на следующий день приняты начальником VI («церковного») отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучковым. Архиереям было предложено вести свою деятельность в сотрудничестве с гос. властями: «Кого будем посылать вам для посвящения - посвящайте. Поезжайте, управляйте епархиями. Побываете у митр. Сергия, приходите, договоримся, и поедете». С. и архиеп. Зиновий ответили на это отказом, после чего от них потребовали в течение 24 часов выехать из Москвы. Тучков предписал при этом архиереям «жить тихо». Архиеп. Зиновий уехал в Муром, С.- в г. Меленки Владимирской губ., который впервые посетил еще в 1906 г., во время первых академических каникул. Перед отъездом С. и архиеп. Зиновий встретились с митр. Сергием и подали ему прошения об увольнении на покой. Диалог с митр. Сергием сохранился в записи архим. Хризостома (Блашкевича), к-рому воспроизвел его некий собеседник С. Митр. Сергий предлагал С. и архиеп. Зиновию публично выразить солидарность с «Декларацией» 1927 г., но получил отказ. Митр. Сергий упрекал архиереев в несговорчивости, указывал на то, что несговорчивость может, как в случае с митр. Петром, привести их за полярный круг, предложил краткое время на раздумье. Но решение их было твердым. Есть свидетельство, что именно тогда, осенью 1927 г., С. в последний раз посетил Дмитров и Николо-Пешношский мон-рь.

С окт. 1927 г. С. проживал в г. Меленки. 25 апр. 1928 г. был освобожден митр. Сергием от управления Дмитровским вик-ством и уволен на покой. В Меленках С. посещали его духовные чада, в т. ч. духовенство и прихожане из Дмитрова, монахини Спасо-Влахернского мон-ря, мон. Таисия (Арцыбушева). 24 апр. 1932 г. С. был арестован. Его этапировали сначала в Иваново-Вознесенск (с дек. 1932 Иваново), затем в Москву. В Лубянской тюрьме С. встретился с еп. Арсением (Жадановским), который вскоре был освобожден. С. обвиняли в принадлежности к «антисоветской организации» церковников «Истинно Православная Церковь» и в руководстве московскими приходами «непоминающих»: Никольским на Маросейке, Никольским в Подкопаях, Никольским Большой Крест, Никольским в Котельниках и Сербского подворья. С. поддерживал дружеские отношения с «непоминающими» священнослужителями протоиереями священномучениками Сергием Мечёвым и Сергием Лебедевым, священниками священноисп. Димитрием Крючковым, Михаилом Шиком, Александром Гомановским и др., но организованной совместной деятельности с ними не вел. С. отрицал все обвинения. 7 июля 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Казахстан. Перед отправкой в ссылку С. перевели в Бутырскую тюрьму, где был утрачен образ прп. Серафима, от к-рого архиерей получил в юности исцеление. В ссылку вместе с ним отправилась и рясофорная инокиня Анна (Патрикеева), сопровождавшая его ранее во всех скитаниях.

С. был определен на поселение в Алма-Ате, где его посетил Алма-Атинский еп. Герман (Вейнберг). С. имел с ним беседу, но в дальнейшем отношений не поддерживал, уклоняясь как от молитвенного, так и от иного общения с духовенством, одобрявшим политику митр. Сергия (Страгородского). 10 нояб. 1932 г. С. был вызван в местный отдел ОГПУ и отправлен в г. Гурьев (ныне Атырау, Казахстан), куда пришлось ехать долгим путем - через Сызрань, Пензу, Саратов и Уральск. Сохранилось и стало широко известным отправленное тогда из Уральска письмо С. о силе молитвы «Богородице Дево, радуйся». 18 июля 1933 г. С. был отправлен под конвоем из Гурьева в г. Уральск. 18 янв. 1935 г. ему было предписано в течение 24 ч. отправляться в Омск. Здесь С. вскоре получил распоряжение о немедленном выезде в г. Ишим (ныне в Тюменской обл.), куда он прибыл 3 февр. Срок ссылки закончился в апр. того же года, однако документы об освобождении были получены лишь в сент. 1935 г. С. принял решение остаться в Ишиме и получил паспорт. Связь с духовными чадами сохранялась, нек-рые из них посетили С. в Ишиме Великим постом 1937 г. С. готовил свою духовную дочь и помощницу инокиню Анну (Патрикееву) к постригу в мантию, но осуществить это тогда не удалось.

Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский. Роспись собора мон-ря Всех святых, в земле Русской просиявших, в пос. Атамановка Читинского р-на Забайкальского края. 10-е гг. ХХI в.Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский. Роспись собора мон-ря Всех святых, в земле Русской просиявших, в пос. Атамановка Читинского р-на Забайкальского края. 10-е гг. ХХI в.В ночь на 24 июня 1937 г. С. был арестован. Содержался в камере предварительного заключения районного отдела милиции. В это время в Ишиме было арестовано практически все проживавшее там духовенство вне зависимости от церковной принадлежности (включая обновленцев), всего 75 чел. Арестованные обновленческие священники дали показания, что С. «распространял свое влияние на окружающее население путем внушения и благословения», «заработал себе славу святого человека, который прошел якобы все пытки от соввласти и остался верен Богу и Церкви», упоминали случаи исцеления людей С. «якобы путем благословения». Также С. обвинялся в том, что «вдохновлял и учил» местных священников активизировать свою деятельность среди населения, организовывал сборы средств в пользу репрессированных священнослужителей. С. не стал давать показания на других лиц, сказав следователю, что никого из ишимского духовенства не знает. 9 июля С. были предъявлены обвинения в том, что он, «находясь в ссылке и на жительстве в г. Ишиме, не прекратил своей к[онтр]р[еволюционной] деятельности», «систематически поддерживая связь с членами к[онтр]р[еволюционной] организации, так называемой «истинно православной церкви», возглавляемой митрополитом Иосифом [Петровых] в г. Ленинграде», был членом «контрреволюционной группы духовенства» в Ишиме, «активно проповедовал религиозные идеи среди населения», «подвергал критике и высказывал к[онтр]р[еволюционную] клевету на советскую конституцию». С. виновным себя не признал. 18 июля инокине Анне (Патрикеевой) и послушнице Клавдии Ляшкевич разрешили свидание с С. 28 июля он был этапирован в Омск. Последний раз Анна и Клавдия увиделись с С. 29 июля, по прибытии в Омск, на железной дороге близ вокзала. После этого передачи не принимали и справок не давали. В записке из тюрьмы архиерей сообщал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия».

23 авг. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Омской обл. приговорила С. к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 26 авг. в Омске. Духовные чада С. не знали о его казни. Им сообщили, что С. приговорен к 10 годам лагерей. 8 окт. 1938 г. инокиня Анна (Патрикеева) получила справку из НКВД: «Ваш отец Николай Иванович Звездинский находится на Колыме, г. Магадан, бухта Нечаева, п/я № 3». Переводы и посылки, однако, вернулись: «Адресат не найден». На последующие запросы до 1943 г. из НКВД отвечали, что С. «жив и работает». В 1962 г. из Омского ЗАГСа было получено извещение о том, что С. «скончался от приступа грудной жабы 13 июля 1943 года, смерть зарегистрирована в ЗАГСе гор. Омска 6 декабря 1946 года, актовая запись № 687». Только 7 февр. 1997 г. директором музея-заповедника «Дмитровский кремль» была получена справка из Архива УФСБ по Тюменской обл. об истинной дате смерти С. В 30-х гг. ХХ в. массовые захоронения расстрелянных в Омске проводились на застроенном позже участке в конце ул. 20-лет РККА. Вероятное захоронение соответствует месту, на котором ранее находилось старинное Казачье кладбище. Часть этой территории занимает построенная в нач. XXI в. детская больница. В 2005 г. был восстановлен кладбищенский храм Всех святых. В него перенесены сохранившиеся от прежнего храма чтимые иконы.

С. был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: «Все вы в сердце моем»: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Серафима (Звездинского), еп. Дмитровского / Сост., ред.: И. Г. Менькова. М., 20072; Хлеб небесный: Проповеди о Божественной Литургии. М., 2016.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 6. С. 46-49; Житие еп. Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. П., 1991; Менькова И. Г. О следственном деле еп. Серафима (Звездинского) // ЕжБК. 1997. С. 195-202; она же. «Твой я, Господи!..»: Жизненный путь и труды сщмч. Серафима (Звездинского), еп. Дмитровского. М., 2015; Сщмч. Серафим (Звездинский) // Моск. ЕВ. 2000. № 12. С. 28-38; Румянцева И., Кудряшов С. Сокровенный сердца человек: Жизнь и труды сщмч. Серафима (Звездинского). СПб., 2002; ЖНИР: Моск. Июнь-авг. С. 126-151; Сщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский: Акафист. Жизнеописание / Авт.- сост.: А. Трофимов. М., 2013; Сщмч. Серафим (Звездинский) / Сост.: М. Р. Винарова. М., 2016.
М. М. Гар
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских)
  • ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых)
  • МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • НИКОЛАЙ Владимирович Беневоленский (1877-1941), прот., сщмч. (пам. 3 мая, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ПАВЕЛ Платонович Преображенский (1882-1937), прот., сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
  • ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
  • АЛЕКСАНДР Николаевич Заозерский (1879-1922), прот., сщмч. (пам. 13 мая, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.)
  • АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских)
  • АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891–1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
  • АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)
  • АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
  • АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)