[Доксапатр; греч. Νεῖλος Δοξαπάτριος; Νεῖλος Δοξαπατρῆς; Νεῖλος Δοξαπατρί] (1-я пол. XII в.), визант. богослов и канонист. Мирское имя Николай. Род. на материковой Греции, где хорошо известен род Доксопатров (Laurent. 1937. P. 11). В правление имп. Иоанна II Кoмнина (1118-1143) жил в К-поле, был диаконом в храме Св. Софии, а также занимал должности патриаршего нотария и номофилакса, т. е. главы К-польской юридической школы, основанной в 1045 г. Носил титул «протопроедр протосинкеллов». Ок. 1142 г. принял монашество и отправился на о-в Сицилия к норманнскому кор. Рожеру II (1130-1154), по заказу к-рого написал историко-каноническое соч. «Порядок патриарших престолов» (Τάξις τῶν πατριαρχικῶν θρόνων), сохранившееся в греч. оригинале и в арм. переводе (Finck, hrsg. 1902). Первоначально данный трактат задумывался как сочинение по церковной географии, подобно др. сочинениям, созданным в правление Рожера (Laurent. 1937. P. 15, 18; ср. иные т. зр.: Siciliano. 1979. P. 167-168; Gahbauer. 1993. S. 194-196). Однако Н. Д. вышел за рамки географической проблематики и, продолжая традиции, заложенные еще патриархом К-польским свт. Фотием I (858-867, 877-886), создал в полном смысле слова антилат. полемическое сочинение.
В трактате, посвященном 5 Патриархатам, которые составляли систему пентархии, Н. Д. вслед за патриархом Антиохийским Петром III (1052-1056) и своим старшим современником богословом Никитой Сеидом уподобляет Церковь человеческому организму, глава к-рого - Христос, а 5 чувств - это 5 Патриархатов (Siciliano. 1979. P. 170-171; Gahbauer. 1993. S. 198). Кратко описав историю Патриархатов, определив их географические границы, Н. Д. обратился к экклезиологической проблематике и последовательно опроверг идею примата Римского престола по отношению к К-полю, Александрии, Антиохии и Иерусалиму. Более того, он привел обоснование первенства К-польского Патриаршего престола в рамках пентархии. Ссылаясь на каноны Вселенских Соборов (II Всел. 3; IV Всел. 28; Трул. 36), Н. Д. доказывал, что «предпочтение Рима апостолом Петром» не является достаточным основанием для утверждения примата Римской кафедры по отношению к другим Патриархатам. Ни в одном из канонов, говорящих о первенстве Рима, не упоминается ап. Петр, а основанием первенства считается лишь статус Рима как столичного города. После того как Рим перешел «под власть варваров» и утратил столичный статус, церковное первенство папы Римского также было потеряно. К-поль, к-рый остался единственной столицей Римской империи, напротив, с полным основанием может претендовать на церковное первенство и даже «судить остальных трех патриархов» (Notitia patriarchatuum. 1866. P. 292; ср.: Gahbauer. 1993. S. 198). Как указывает Дж. Сицилиано, приведенный тезис, фактически разрушающий теорию пентархии, не встречается у современников Н. Д., т. е. визант. канонистов XII в.: Алексия Аристина, Иоанна Зонары, патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона, архиеп. Фессалоникийского Василия Охридского и Никиты, митр. Никомидийского (Siciliano. 1979. P. 174-175). Тем не менее, несмотря на Великую схизму 1054 г. (см. ст. Разделение Церквей), Н. Д., как и его визант. современники, не подвергал сомнению незыблемость пентархии, считая ее богоустановленным институтом (Gahbauer. 1993. S. 199). Трактат Н. Д. не только был направлен против идеологии Римской курии, но и содержал полемику сo взглядами нек-рых греч. богословов, живших в Юж. Италии, к-рые (как, напр., знаток античности проповедник Филагат из Черами) отстаивали папский примат (Siciliano. 1979. P. 176). Незадолго до написания трактата Н. Д. составил его краткое изложение (эпитому) (Laurent. 1937. P. 18-23).
По всей видимости, Н. Д. был автором церковно-канонического трактата «Полезное повествование (ἱστορία) о [сущем] от начала и до конца [времен] домостроительстве Божием, о людях, а также о христианской жизни, из чего она составляется, и против всех еретиков» (в лит-ре для удобства используется краткое название - «О домостроительстве Божием» (De oeconomia Dei)). Данное сочинение направлено против литургических (совершение Евхаристии на опресноках), догматических (Filioque) и канонических заблуждений Римской Церкви. Трактат должен был состоять из 5 книг, однако сохранились лишь первые 2. Предполагается, что остальные по каким-то причинам так и не были написаны (Caruso. 1973. P. 405).
Первая книга, состоящая из 263 глав, содержит обширный богословский комментарий к Быт 1-3, при составлении к-рого Н. Д. использовал труды отцов Церкви (святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Афанасия I Великого, Кирилла Александрийского, преподобных Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Анастасия Синаита), таких церковных писателей, как Севериан, еп. Габальский, Немесий, еп. Эмесский, и многих других авторов. Вторая книга содержит 203 главы, посвященные богословскому анализу евангельских притч, а также истории Страстей Христовых с использованием анагогического метода толкования Свящ. Писания. Автором данного трактата дoлгое время считался к-польский ритор сер. XI в., комментатор риторических трактатов Гермогена и Афтония мон. Иоанн Доксопатр. Тем не менее Г. Меркати привел доводы в пользу авторства Н. Д. (Mercati. 1935. P. 75-79). В 1967 г. Ж. Даррузес опубликовал заметку о найденной им в Парижской национальной б-ке неизвестной рукописи трактата «О домостроительстве Божием» (Paris. gr. 1277, XIV в.; см.: Darrouzès. 1967. P. 292), к-рая наряду с рукописью Vat. gr. 1768, скопированной с неизвестной патмосской рукописи, свидетельствует о наличии собственно визант. традиции трудов Н. Д. Об этой традиции ранее не было известно, поскольку всe обнаруженные до того времени рукописи происходили из Юж. Италии. В рукописи Paris. gr. 1277 содержится цитата из произведения Феофилакта Болгарского, архиеп. Охридского, родившегося, по всей видимости, в 50-60-х гг. XI в., к-рую никак не мог цитировать Иоанн Доксопатр. Т. о., благодаря находке Даррузесом новой рукописи трактата авторство Н. Д. было убедительно доказано (Caruso. 1973. P. 407). Богословский компендиум Н. Д. был использован при составлении Евфимием Зигабеном († ок. 1122) «Догматического всеоружия» (Πανοπλία δογματική), а также Никитой Хониатом († не позднее 1217) в его «Сокровищнице» (Θησαυρός) (Krumbacher. Geschichte. 1897. S. 209).
Н. Д. издавал и комментировал труды свт. Афанасия Великого (Opitz. 1935. S. 28-30, 208-209), он также составил комментарий к стихотворным сочинениям (тетрастихам) свт. Григория Богослова (Ibid. S. 29).