НУМАН III
Том LII, С. 147-148
опубликовано: 22 мая 2023г.

НУМАН III

[Ан-Нуман ибн аль-Мунзир; араб.    ; греч. Νααμάνης (Нааман); сир.  ], последний царь из династии Лахмидов (Насридов) (579/80-601/2), сын аль-Мунзира IV, внук аль-Мунзира III. По сыну-первенцу носил кунью Абу Кабус. По преданию, сасанидский шаханшах Хормизд IV, назначая правителя в гос-ве Лахмидов, выбрал Н., самого младшего из 13 сыновей аль-Мунзира IV, по протекции зятя Н. Ади ибн Зайда аль-Ибади, христианского поэта из Хиры, служившего при сасанидском дворе писцом и переводчиком. Хотя Н. не выделялся ни внешним видом, ни благородным происхождением (его мать была невольницей-иудейкой, дочерью ювелира из североаравийского оазиса Фадак), он сумел удержаться на престоле более 2 десятилетий.

В правление Н. продолжалось противостояние Лахмидов и Гассанидов, один из к-рых, по имени Джафна, сын царя ан-Нумана ибн аль-Мунзира ибн аль-Хариса, во 2-й пол. 80-х гг. VI в. захватил и разорил Хиру, когда Н. на время ее оставил. Власть Н. распространялась на Сев.-Вост. Аравию, прежде всего на крупную племенную конфедерацию тамим; жесткими методами он пытался подчинить себе также конфедерацию амир ибн саасаа. Влияние Н. достигало оазиса Ясриб (впосл. Медина). Когда преемник Хормизда IV Хосров II был свергнут в результате мятежа Бахрама Чубина, Н. не последовал за Хосровом в изгнание. Хосров скоро вернул себе трон с визант. помощью, но, по мнению некоторых историков, не забыл о поступке Н., что и стало впосл. главной причиной опалы лахмидского царя.

В начале правления Н. был ревностным язычником, совершавшим человеческие жертвоприношения (по-видимому, почитавшейся в Аравии богине аль-Уззе). К обращению в христианство его, по нек-рым данным, склонил Ади ибн Зайд, а крестил в 593/4 г., по одной версии, епископ Хиры Шимун (Симеон) ибн Джабир, по другой - Савришо, еп. Лашома (католикос Церкви Востока в 596-604). Источники не позволяют сделать однозначный вывод о согласованности этого шага Н. с шаханшахом Хосровом II (переписка Н. с Хосровом, где он просит разрешения принять христианство, а также с католикосом Ишоявом I после крещения, к-рая приводится у мусульм. автора кон. XI - нач. XII в. аль-Хилли, вряд ли может быть признана аутентичной). Вместе с Н. приняли христианство члены его семьи и приближенные. Дочь (по др. версии, сестра) Н. Хинд возвела близ Хиры мон-рь, известный как Дайр-Хинд-эс-Сугра («мон-рь Хинд Младшей»), в котором стала монахиней (ее образ запечатлен во мн. средневек. араб. преданиях - см.: Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1968. Vol. 3. P. 215-217).

Источники называют разные поводы опалы Н., в т. ч. его отказ выдать замуж за шаханшаха свою дочь и месть сына Ади ибн Зайда, имевшего влияние при дворе Хосрова II, за отца, по приказу Н. брошенного в темницу и там убитого. Вызванный в Ктесифон, Н. после неудачной попытки скрыться явился к шахскому двору; он попал в заточение, где, по одной из версий, умер (возможно, был отравлен), по другой - был брошен под ноги слонам и растоптан ими. Власть в Хире получил араб-христианин Ияс ибн Кабиса. После смерти Н. сасанидские власти заявили претензии на его наследство (конские табуны, ценное оружие и амуницию), оставленное племени бакритов, когда Н. решил сдаться шаханшаху. Сасанидское войско, состоявшее из персов и их араб. союзников, преследуя бакритов, прижало их к пустыне и вынудило ок. 604 г. принять бой при Зу-Каре, в котором иран. войско было наголову разбито. Отсутствие лахмидского буфера облегчило мусульманам в 633 г. вторжение в область Хиры, которое явилось прелюдией арабских завоеваний.

Ист.: христ.: Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 22; Hist. Nestor. Pt. 2. P. 478–481; Chronica minora. Pars 1 / Ed., interpr. I. Guidi. Parisiis; Lipsiae, 1903. Vol. 1. P. 17–20 [текст]; Vol. 2. P. 16–19 [пер.]. (CSCO. Syr. Ser. 3; 4); мусульм.: Hamzae Ispahanensis Annalium libri X / Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 111–112; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 86–88; Jacut’s geographisches Wörterbuch / Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1867. Bd. 2. S. 707–709; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari / Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881/1882. T. 2. P. 913–914, 1016–1031; Ibn Wādhih qui dicitur al-Ja‘qubī Historiae / Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. Pars 1. P. 241–244; Abū Ḥanīfa ad-Dīnawarī. Kitāb al-aḫbār aṭ-ṭiwāl / Ed. V. Girgas. Leiden, 1888. P. 113, 115; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hiāšm ibn Muḥammad al-Kalbī. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Abū-l-Fara al-Iṣbahānī. Kitāb al-aghānī. Būlāq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muḥammad ibn Ḥabīb. Kitāb Al-muḥabbar / Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hiāšm ibn Muḥammad al-Kalbī. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Abū-l-Fara al-Iṣbahānī. Kitāb al-aghānī. Būlāq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muḥammad ibn Ḥabīb. Kitāb Al-muḥabbar / Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Abū al-Baqā’ Hibatallāh al-Ḥillī. Kitāb al-manāqib al-mazyadiyya fī aḫbār al-mulūk al-asadiyya. ‘Ammān, 1984. P. 266–269.
Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-H ra. B., 1899. S. 107-119, 128-138, 142-143; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 120-123; Колесников А. И. Сражение при Зу -Ка ре // ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 76-86; Shahîd I. Byzantium and the Arabs in the 6th Cent. Wash., 2002. Vol. 2. Pt. 1. P. 75, 163, 199, 212, 221-222, 229, 282, 305; Мишин Д. Е. История гос-ва Лахмидов. М., 2017. С. 42, 228-264; он же. Крещение лахмидского царя ан-Нумана III (579-601) // ИВ. 2017. Т. 20. С. 32-57.
С. А. Французов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАСИДЫ арабская династия, стоявшая в 750–1258 гг. во главе мусульманского государства — халифата
  • АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. ХIII в.
  • АМР ИБН АЛЬ-МУНЗИР (VI в.), царь из араб. династии Лахмидов (554-569 или 570), сын аль-Мунзира III
  • АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ серия военных походов арабов-мусульман в VII в., приведшая к созданию на Ближ. Востоке мусульм. империи - Исламского халифата