[Ованнес Царебрат; арм. (?)ռվ(?)աճճես Արղաեղբայյր] (20-е гг. XIII в.- 1289), архиеп. Бардзрберда и Молевона Армянской Апостольской Церкви, рабунапет (глава монастырской школы), ученый, поэт, редактор, переписчик, миниатюрист. Имя в крещении - Пахтин. Младший брат короля Киликийской Армении Хетума I (1226-1269), в связи с чем получил прозвище Аркаехбайр (букв.- «Брат короля»). Учился и воспитывался в древнем мон-ре Дразарк у своего брата, философа и музыканта игум. Барсега. О. А. основал и возглавил рукописную школу в мон-ре Грнер и скрипторий при ней, где не только создавались рукописи, но и переводились, редактировались, расшифровывались и восстанавливались древнейшие манускрипты. Его воспитанниками были известные писец и миниатюрист Григор Пицак, писец, миниатюрист и фрескист Степанос Вахкаци, писцы Костандин и Барсег. О. А. являлся заказчиком, получателем и часто переписчиком 22 «роскошных» киликийских рукописей 60-80-х гг. XIII в. (в наст. время хранятся в разных коллекциях мира) - на их основе Л. Р. Азарян выделил особую рукописную школу О. А. Эти манускрипты были созданы в близлежащих друг от друга монастырях в Бардзрберде, Акнере и Грнере, входивших в возглавлявшуюся О. А. епархию. Здесь был разработан вид мельчайшего (т. н. бисерного) арм. киликийского болоргира (минускула): потребность уместить в книгу небольшого формата текст Библии привела к резкому уменьшению размера букв, которые измеряются микронами, и к появлению их скорописных, более графичных, однако ясно читаемых форм (Матен. № 4243, 345, 195, 196). Здесь также была разработана система иллюстрирования армянских рукописных Библий и сборников авторскими портретами на полях, заставками в ширину столбца и историзованными или декоративными (зооморфными, птицевидными или орнаментальными) инициалами в начале частей книг.
В школе О. А. произошло становление графического оформления кодексов, приближающего их к печатной книге. В них использовались чернила 2-3 цветов для прорисей и иногда легкая локальная окраска. Многие из кодексов выполнены самим О. А. Живописные миниатюры этой школы (см.: Freer. 56.11; Матен. № 7644, 7648, 197) наряду с миниатюрами из школ Ромклы и Скевры представляют одну из ярких страниц киликийской книжной живописи XIII в. В них усиливается графическое, линейное начало, роль контура, обведенного золотом. Эти приемы получили распространение в киликийской миниатюре кон. XIII - 1-й пол. XIV в. Школа О. А. поддерживала активные связи с Гладзорским ун-том в пров. Сюник: в рукописях, созданных в их скрипториях, заметно взаимовлияние.
Все сведения об О. А. сохранились в колофонах рукописей, к-рые дают богатый материал о происхождении членов королевской семьи Киликии, об их нравах, династических браках, элитарной, куртуазной культуре, объединявшей представителей как светской, так и духовной власти Киликийской Армении. Сохранились 3 портрета О. А. (Freer. 56.1; Матен. № 4243, 197).