ОДИЛИЯ
Том LII, С. 432-435
опубликовано: 25 мая 2023г.

ОДИЛИЯ

Содержание
Крещение св. Одилии. Рельеф алтаря из Мёрсбаха. XVI в. (Национальный музей Баварии, Мюнхен)Крещение св. Одилии. Рельеф алтаря из Мёрсбаха. XVI в. (Национальный музей Баварии, Мюнхен)

[Оттилия; лат. Odilia, Otilia, Ottilia] (ок. 662, Оберенхайм (ныне Оберне, Франция) - ок. 720, мон-рь Гогенбург (впосл. Одилиенберг, ныне Мон-Сент-Одиль, Франция)), св. (пам. зап. 13 дек.), 1-я аббатиса мон-ря Гогенбург; почитается как покровительница Эльзаса (ныне территория Франции).

Источники

Сведения об О. представлены в комплексе текстов, созданных и хранившихся в мон-рях Гогенбург и Нидермюнстер (Vollmer. 1957. S. 147-148). Важнейшим источником является Житие (BHL, N 6271), составленное в сер.- кон. IX в. (Barth. 1938. Bd. 1. S. 53; Legros. 1988. Р. 93, 100) или в нач. X в. (Pfister. 1894. P. 9; Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger. Praha, 1965. S. 65. Anm. 27; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich: Kultur und Gesellschaft in Gallien, den Rheinlanden und Bayern am Beispiel der monastischen Entwicklung (4. bis 8. Jh.). Münch., 1965. S. 224. Anm. 304). Древнейшая рукопись Жития (St. Gallen. Stiftsbibl. 577. P. 71-86) написана на рубеже IX и X вв. (Bischoff B. Katalog der festländischen Handschriften des 9. Jh. (mit Ausnahme der wisigotischen). Wiesbaden, 2014. Bd. 3. S. 329; о рукописи см. также: Spaar. 2013. S. 9-13). Составителем Жития был, по-видимому, образованный клирик из Гогенбурга, возможно капеллан мон-ря, хорошо знавший местную топографию (Stoeckle. 1991. S. 21-22, 33-35). Текст Жития опирается гл. обр. на устную монастырскую традицию, но, вероятно, использовались и письменные источники. Составитель Жития знал и цитировал Свящ. Писание, труды свт. Григория I Великого, Исидора Севильского, Ювенка, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский) (Ibid. S. 34), некоторые эпизоды были заимствованы из Жития св. Салаберги (BHL, N 7463-7464). В наст. время известно о существовании более 80 только средневек. копий Жития (Barth. 1938. Bd. 1. S. 43-44).

Этихон, герцог Эльзаса, передает книгу, символ аббатства Гогенбург, своей дочери Одилии. Рельеф. XII в. (Музей мон-ря св. Одилии)Этихон, герцог Эльзаса, передает книгу, символ аббатства Гогенбург, своей дочери Одилии. Рельеф. XII в. (Музей мон-ря св. Одилии)

Исследователи предполагают, что в неск. эпизодах Жития отражен взгляд агиографа на реалии VIII в. Так, напр., утверждается, что мон-рь основал благочестивый дукс (герцог) Эльзаса Этихон (Vita Odiliae. 1), говорится о крещении О. в юношеском возрасте (Vita Odiliae. 4), а также о том, что уже при ней в мон-ре стали соблюдать устав для канонисс (Vita Odiliae. 16), тогда как этот устав был принят только в 1-й четв. IX в.; сообщается, что святая носила траур по своему брату, герц. Адальберту (Vita Odiliae. 24), который в действительности пережил О. (Stoeckle. 1991. S. 23-27). Однако большинство др. сведений в Житии, по-видимому, достоверны (Vollmer. 1957. S. 147-148; Stoeckle. 1991. S. 23-27). О дуксе Этихоне (Аттих, Хатик, Адальрик), отце О., упоминается в различных грамотах и др. документах с 675 г. (Die Urkunden der Merowinger. 2001. N 111. S. 286-287), как и о брате святой герц. Адальберте.

К более поздним документам, отражающим развитие почитания О., относятся данная 17 дек. 1050 г. папой Римским Львом IX (1049-1054) привилегия мон-рю Гогенбург (в грамоте есть подтверждение имущественных прав мон-ря, упоминание о главном алтаре и об алтаре во имя О., а также решение о каноничности службы в ее честь; т. е. офиц. подтверждение культа О. (PL. 143. Col. 663-664)), «Хроника» мон-ря Эберсхайммюнстер (ок. 1163 - Chronicon Ebersheimense. 13. 1874. P. 438), «Завещание св. Одилии» (Büttner. 1991. S. 205-208), ряд грамот XII - нач. XIII в., приписываемых кор. Людовику Благочестивому (Die Urkunden Ludwigs des Frommen. 2016. S. 587-590, 591-596, 931-933. N 237, 238, 373; впосл. признаны фальшивыми). Об О. упоминалось в поздних копиях утраченного средневек. картулярия монастыря Хонау (Wilsdorf. 1975. P. 17, 19). Документ проясняет детали монастырского строительства и церковной деятельности Этихонидов, а также роль и место О. в ней. В позднейшей средневек. традиции Житие и повествования о чудесах О. претерпели много изменений, что привело к формированию комплекса легенд о святой.

При аббатисах Релинде (1153-1176) и Герраде Ландсбергской (1176-1196) мон-рь Гогенбург достиг расцвета (Legros. 1988. Р. 137-141). В этот период в скриптории аббатства была составлена поэма «Hortus deliciarum» (Сад наслаждений), имевшая характер богословской энциклопедии,- одна из немногих книг из древнего скриптория и рукописного собрания монастыря (утрачено в 1870 при пожаре в городской б-ке Страсбурга), сохранившихся до Нового времени. Великолепно выполненный манускрипт, на создание которого ушло ок. 30 лет (с 1175 по 1205), содержал 344 миниатюры, на одной из них была изображена О. с нимбом (см.: Herrad of Hohenbourg. 1979. [Vol. 1.] P. 503). В латинском тексте поэмы встречаются цитаты из сочинений свт. Григория Чудотворца, свт. Иоанна Златоуста, блж. Иеронима Стридонского, блж. Августина, папы Льва I Великого, св. Исидора Севильского, св. Беды Достопочтенного и др. отцов и учителей Церкви и аллюзии на них (Herrad of Hohenbourg. 1979. [Vol. 2.] P. 43-59; Legros. 1988. Р. 141-153).

Жизнь

Часовня св. Одилии в мон-ре Гогенбург в Эльзасе. Фото: Berthold Werner. 2009 г.Часовня св. Одилии в мон-ре Гогенбург в Эльзасе. Фото: Berthold Werner. 2009 г.

Жизнь О. происходила из знатной семьи. Ее отец Этихон был герцогом Эльзаса, одним из влиятельных князей королевства Меровингов (Ebeling Н. Prosopographie der Amtsträger des Merowingerreiches von Chlothar II. (613) bis Karl Martell (741). Münch., 1974. S. 33-37; Ewig E. Die Merowinger und das Frankenreich. Stuttg., 20065. S. 193-196). Мать Берсвинда (Бересвинда, Персинда) была родственницей (вероятно, племянницей) св. Леодегария, еп. Отёна (Vita Odiliae. 2; см.: Burg. 1987. P. 59-61). Брат Адальберт после смерти отца принял титул дукса; его наследниками (племянниками святой) были Лиутфрид и Эберхард (Wilsdorf. 1975. P. 65-66). Сохранились также сведения о дочерях Адальберта: Евгения стала преемницей О. на посту аббатисы мон-ря Гогенбург, монахиней там же была ее сестра Гундлинда, а 3-я племянница О., св. Аттала, стала 1-й настоятельницей обители св. Стефана в Страсбурге (Vita Odiliae. 19; см.: Vollmer. 1957. S. 142-143; Burg. 1987. P. 64-69; Legros. 1988. Р. 102-113).

Саркофаг с мощами св. Одилии в соборе мон-ря Гогенбург в Эльзасе. Фото: E. Oliver. 2007 г.Саркофаг с мощами св. Одилии в соборе мон-ря Гогенбург в Эльзасе. Фото: E. Oliver. 2007 г.

Сведения о дате и месте рождения О. отрывочны. Согласно Житию, девочка род. слепой. Отец, узнав о слепоте дочери, хотел ее убить или оставить одну в безлюдном месте; мать же перепоручила девочку знакомой кормилице, к-рая год растила О. у себя, а потом передала ее на воспитание в соседний мон-рь Пальма (Бальма; вероятно, в совр. г. Бом-ле-Дам во Франш-Конте; высказывались также предположения, что это, возможно, аббатства Муайенмутье или Этиваль в Вогезах - см.: Spaar. 2013. S. 32-34). Крещение О. совершил Регенсбургский еп. св. Эрхард († ок. 700 или 717) (Stoeckle. 1991. S. 27-28, 109. Anm. 30, 31), во время таинства девочка прозрела. Сообщение Жития об исцелении О. от слепоты, ранее упоминавшееся в историографии и считавшееся символическим прозрением, во 2-й пол. ХХ в. нашло рациональное объяснение благодаря изучению болезней глаз у детей: при погружении лица в холодную воду происходит снятие миастенического глазного синдрома (Mackensen. 1997. S. 5-8, 141). После крещения О. по-прежнему воспитывалась в мон-ре Пальма. Завершив обучение, она вернулась к отцу, а потом стала аббатисой Гогенбурга (Vollmer. 1957. S. 158; Büttner. 1991. S. 221).

Археологические раскопки показали, что церковь и др. монастырские постройки аббатства Гогенбург в годы правления герц. Этихона были воздвигнуты на остатках рим. крепости времени правления Альтитона. По преданию, аббатство было основано ок. 680 г. (Vita Odiliae. 7-8, 11; см.: Stoeckle. 1991. S. 13) герц. Этихоном, к-рый обратился к благочестивой жизни после того, как убил своего сына, нарушавшего отцовский запрет на посещение О. в мон-ре Пальма (Vita Odiliae. 7-8). Аббатство Гогенбург превратилось в оплот династии Этихонидов, иногда оно использовалось как герцогская резиденция (Büttner. 1991. S. 77). До принятия в 816 г. общего устава канонисс монахини соблюдали правила св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский) и св. Колумбана (Vita Odiliae. 16; Legros. 1988. Р. 120-121; Stoeckle. 1991. S. 120-121. Anm. 38). У подножия горы по приказанию О. была построена ц. св. Мартина (Vita Odiliae. 14), вокруг к-рой еще при жизни святой образовалась небольшая дочерняя обитель «Нижний монастырь» (Нидермюнстер) с приютом для больных; обязанности аббатисы О. приняла на себя (ок. 707; Legros. 1988. Р. 91, 105).

Согласно Житию, О. умерла 13 дек., в день памяти св. Лукии Сиракузской (Vita Odiliae. 23). В Житии указан только день смерти, годом ее кончины считается 720-й (см.: Legros. 1988. Р. 127; Stoeckle. 1991. S. 7). В 723 г. аббатисой мон-ря Гогенбург уже упомянута ее племянница Евгения (см.: Burg. 1987. P. 63). О. похоронена в монастырской капелле св. Иоанна Крестителя (Vita Odiliae. 22-23).

Почитание

Св. Одилия. Рельеф епископской кафедры. 1888 г. (ц. Сан-Морис в Хегерсайне, Фран-ция). Фото: Ralph Hammann. 2006 г.Св. Одилия. Рельеф епископской кафедры. 1888 г. (ц. Сан-Морис в Хегерсайне, Фран-ция). Фото: Ralph Hammann. 2006 г.

Почитание О. в аббатстве Гогенбург началось, вероятно, уже при ее преемнице, аббатисе Евгении (Ibid. 19), однако документальные свидетельства сложившегося культа О. сохранились с IX-X вв. Каролингские грамоты земельных пожалований подтверждают развитие мон-ря и его значение для почитания О. С IX в. имя О. упоминается в литании из аббатства св. Эммерама в Регенсбурге (ркп. Münch. lat. 14816, нач. IX в.- AnBoll. 1936. T. 54. P. 20-21), с Х в. оно появляется в календарях богослужебных книг из Фрайзинга, Утрехта и др. городов Европы (напр., Freiburg im Breisgau. Universitätsbibliothek. 65. F. 1v - 14r - Borst A. Die karolingische Reichskalender. Hannover, 2001. S. 314). День памяти О.- 13 дек. с X-ХI вв. отмечался в мон-ре Санкт-Галлен (Barth. 1938. Bd. 1. S. 89-124; Fischer. 2006. P. 17, 21-22, 29 ff.). Мон-рь Гогенбург стал крупным центром паломничества к мощам святой (Barth. 1938. Bd. 1. S. 74 ff.; Legros. 1988. Р. 104) и целебному источнику, посвященному О.

В 1016 г. Нидермюнстер отделился от Гогенбурга и превратился в самостоятельное аббатство (Büttner. 1991. S. 77), оба мон-ря пользовались поддержкой эльзасской знати. 29 сент. 1017 г. Гогенбург получил право предоставлять неприкосновенное убежище (Nuss. 2002. P. 212). 6 дек. 1045 г. епископ Туля Бруно из Эгисхайма освятил новую церковь в аббатстве Гогенбург. 17 дек. 1050 г. он, уже как папа Римский Лев IX, подтвердил владения мон-ря. Еще в 1044 г. по его заказу был составлен респонсорий в честь О. (Levison. 1913. P. 25), включенный в оффиций святой (Spicilegium. 1723. P. 618).

В XII в. почитание 1-й настоятельницы Гогенбурга получило распространение за пределами Эльзаса, Швейцарии и Юго-Зап. Германии: в 30-х гг. XII в. культ О. прослеживается в Англии (Legros. 1988. Р. 93-99), в 70-х гг. зафиксированы свидетельства почитания О. в Тироле (Grossmann. 1999. S. 40-63). После разорения аббатства Гогенбург в нач. XII в., в ходе конфликта военных коалиций во главе с архиеп. Майнца Адальбертом I и герц. Фридрихом II Швабским (Büttner. 1991. S. 224; Mikulla. 1997. S. 9), мон-рь оправился только к середине столетия. В 1153 г. обитель посетил Фридрих I Барбаросса. Он решил отремонтировать и перестроить Гогенбург и объединить его с неск. соседними монастырями. И. Гусс полагал, что это также было связано с борьбой за инвеституру (Guss. 1874. S. 47-60). В XI-XII вв. изображение святой появляется на печати Гогенбурга и на миниатюрах в ряде хроник мон-рей, расположенных на юго-западе Германии (Grossmann. 1999. S. 30). К этому же времени относятся скульптурные изображения О. вместе с герц. Этихоном и со св. Леодегарием в церкви аббатства Гогенбург (скульптуры были зарисованы и опубл. И. А. Зильберманном в 1781, сильно повреждены во время Французской революции) (Barth. 1938. Bd. 1. S. 135-142; Legros. 1988. Р. 109-114; Spaar. 2013. S. 88-89).

Поскольку на протяжении XII-XIII вв. между Гогенбургом и Нидермюнстером велась тяжба за земли (в спорах представители обеих сторон опирались на устные сообщения о покровительнице обоих мон-рей), то в нач. XIII в. были составлены 2 поддельных «Завещания св. Одилии» (Büttner. 1991. S. 209-214). Одно из них сочинила аббатиса мон-ря Гогенбург, датировав его 708 г. Фальсификацию выдавали печать имп. Запада Лотаря I (817-855), цитаты из трудов исторических деятелей, живших в нач. XI в., и др. анахронизмы. Однако в сер. XIV в. этот документ был признан подлинным: светские и религ. власти подтвердили привилегии Гогенбурга в торговле и сборе церковных податей. Немногим ранее др. «завещание» О. скомпилировала аббатиса Нидермюнстера (Ibidem).

В XIV-XV вв. об О. и о ее племяннице Аттале было упомянуто в эльзасской версии «Золотой легенды» (Rappl S. Text und Bild in der «Elsässischen Legenda aurea»: Der Cgm 6 (Bayerische Staatsbibliothek München) und der Cpg 144 (Universitätsbibliothek Heidelberg). Hamburg, 2015. S. 312-319). К XIV в. относится распространение предания об открытом чудесным образом роднике: увидев однажды на краю дороги умиравшего от жажды бедняка, О. ударила по скале, и из нее забил ключ (позднее стало местом паломничества) (Fischer M.-T. Pèlerinages et piété populaire en Alsace des Mérovingiens à nos jours, de Lauterbourg à Lucelle. Strasbourg, 2003. S. 179; Spaar. 2013. S. 43-49).

Почитание О. в XI-XV вв. засвидетельствовано в Германии, во Франции, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Великобритании и Италии (Barth. 1938. Bd. 1. S. 135-169, 186 ff., 265 ff.; Bd. 2. S. 33-210). В 1521 г. в Страсбурге эльзасский гуманист Жером Гебвилер подготовил 1-е печатное издание предания об О. (см.: Barth. 1938. Bd. 1. S. 176-177; Wilsdorf. 1975. P. 34-43), паломничества к мощам святой совершались на протяжении всего Нового времени (Grossmann. 1999. S. 33-36).

XVI-XVIII века стали для Гогенбурга тяжелым периодом: в 1525 г. мон-рь подвергся разорению во время крестьянской войны, а после пожара 1540 г., почти полностью уничтожившего монастырские постройки, жен. аббатство было расформировано (1546) (см.: Fischer. 2006. Р. 71-112). Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) Гогенбург вновь разграбили. В 1648 г. место, где располагался монастырь, франц. премонстранты переименовали в Мон-Сент-Одиль Одиллинберг. С 1661 г. на его месте находился приорат премонстрантов, секуляризированный в 1791 г. (Fischer. 2006. Р. 137 ff., 267-335).

В 1853 г. Страсбургский еп. Андре Ресс выкупил здания бывш. мон-ря и передал их общине францисканских сестер милосердия. Новый расцвет почитания О. приходится на 2-ю пол. XIX в., при генеральном викарии Страсбургского диоцеза Н. Шире (Legros. 1988. Р. 169-224; Fischer. 2006. Р. 367 ff.). Он занимался археографией рукописей, содержащих предания об О., и изданием иллюстрированных альбомов - путеводителей по аббатству и окрестностям. С 1889 г. в Одиллинберге располагается жен. мон-рь (Spaar. 2013. S. 97-98). До 2015 г. в мон-ре жили монахини ордена Св. Креста (с 2015 община сестер когрегации св. Иосифа и св. Марка). Мон-Сент-Одиль - наиболее часто посещаемое паломниками место в Эльзасе, особенно много людей посещают мон-рь в день памяти О. (13 дек.) и в день перенесения ее мощей (1-е воскресенье июля; праздник установлен в память возвращения мощей О. в мон-рь 7 июля 1841). Кроме того, мощам и реликвиям О. поклоняются в приходских церквах г. Дормаген и г. Вупперталь, а также в г. Эрдинге.

10 июня 1946 г. папа Римский Пий XII официально признал О. покровительницей Эльзаса (Fischer. 2006. S. 479). В 1988 г. мон-рь посетил папа Иоанн Павел II. В 2012 г. частица мощей О. была передана рус. правосл. приходу Всех святых в Страсбурге.

О. почитают как заступницу людей, страдающих болезнями глаз, ушей и др. Ее изображают в одежде аббатисы, атрибутом О. считается книга с рисунком глаз, которую О. держит в руке как символ ее слепоты до крещения. Иногда святую изображают с чашей (Koschwitz. 1968. Sp. 76-79).

Ист.: Spicilegium sive collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis delituerant / Ed. L. d'Achery. P., 1723. T. 2. P. 618; Pfister Ch. La vie de St. Odile // AnBoll. 1894. T. 13. Р. 5-32; Vita Odiliae abbatissae Hohenburgensis / Ed. W. Levison // MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 24-50; Chronikon Ebersheimense // MGH. SS. 1874. T. 23. P. 427-453; Herrad of Hohenbourg. Hortus deliciarum / Dir. R. Green. L. etc., 1979. [Vol. 1]: Reconstruction; [Vol. 2]: Comment.; Die Urkunden der Merowinger / Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. (MGH. Dipl. Mer.; 1); Die Urkunden Ludwigs des Frommen / Hrsg. T. Kolzer. Wiesbaden, 2016. (MGH. Dipl. Kar.; 2).
Лит.: Guss J. Der Odilienberg. Rixheim, 1874. S. 47-60; Barth M. Die hl. Odilia: Ihr Kult in Volk und Kirche. Strassburg, 1938. 2 Bde; Vollmer F. X. Die Etichonen: Ein Beitrag zur Frage der Kontinuität früher Adelsfamilien // Studien und Vorarbeiten zur Geschichte des grossfränkischen und frühdeutschen Adels / Hrsg. G. Tellenbach. Freiburg i. Br., 1957. S. 137-184; Koschwitz G. Odilia (Ottilia) von Hohenburg // LCI. 1968. Bd. 8. Sp. 76-79; Wilsdorf C. Le «monasterium Scottorum» de Honau et la famille des ducs d'Alsace au VIIIe siècle: Vestiges d'un cartulaire perdu // Francia. Sigmaringen, 1975. T. 3. P. 1-87; Cardot F. Le pouvoir aristocratique et le sacré au haut Moyen Âge: Ste. Odile et les Etichonides dans la Vita Odiliae // Le Moyen Âge. Brux., 1983. T. 89. Р. 173-193; Burg A.-M. Le duché d'Alsace au temps de Ste. Odile. P., 1987; Legros J. Le Mont Sainte-Odile. P., 1988; Büttner H. Geschichte des Elsass. Sigmaringen, 1991. Bd. 1. S. 25-182, 205-227; Stoeckle M. Das Leben der hl. Odilia. St. Ottilien, 1991; Mackensen G. Die Entwicklung der Augenheilkunde: Ein historischer Rückblick in Freiburg. Freiburg, 1997. S. 5-8, 141; Mikulla L. Fürstenopposition gegen die Reichsgewalt im 12. Jh. Hamburg, 1997. S. 9; Grossmann T. Die hl. Ottilie: Patronin der Augenkranken: Ihr Leben und ihre Verehrung, insbesondere in Nord-, Ost- und Südtirol. Innsbruck, 1999; Nuss Ph. Les Habsbourg en Alsace dès origines à 1273: Recherches pour une histoire de l'Alsatia habsburgica. Riedisheim, 2002. Vol. 1. P. 212; Fischer M.-T. Treize siècles d'histoire au Mont Sainte-Odile. Strasbourg, 2006; eadem. Das Leben der hl. Odilia (10. Jh.) und die späteren Überlieferungen. Eckbolsheim, 2007; Spaar M. Odilia: Lebensspuren und Heilimpulse. Basel, 2013.
Г. И. Борисов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАЛЬДА (VII в.), св. дева, (пам. зап. 9 дек.)
  • БЕРТА († 725), св. (пам. зап. 4 июля)
  • ВАЛЬПУРГА (ок. 710-779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая)
  • ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
  • ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
  • ВУЛЬФТРУДА (639-669), прп. (пам. зап. 23 нояб.)
  • ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
  • ГАДВИГА (IX в.), аббатиса мон-ря Херфорд, племянница св. Варина, прп. (пам. зап. 4 сент.)