[лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.). Сын чеш. кн. Вратислава и кнж. Драгомиры из полабско-слав. племени гаволян, внук мц. Людмилы и чеш. кн. Борживоя.
Главным источником сведений о В. являются жития. Наиболее ранние из них написаны, по-видимому, в 70-х гг. X в. в связи с учреждением в чеш. столице Праге епископской кафедры. Это легенда «Crescente fide» и первое слав. Житие В. Неск. лет спустя еп. Мантуи Гумпольд на основании материалов, доставленных из Чехии, написал Житие В. по заказу герм. имп. Оттона II (973-983). Ряд важных сведений о В. сохранились также в проложном Житии мц. Людмилы и хронике Видукинда Корвейского (нач. 70-х гг. X в.). Помимо этого, отдельные свидетельства можно извлечь из «Легенды Кристиана», написанной в Праге между 992 и 996 гг. Ее автор, работавший по поручению еп. Пражского св. Адальберта, старался отразить все, что к этому времени было известно в Праге о В. Еще 2 жития В. были написаны в XI в.: первое составлено Лаврентием из Монте-Кассино в 30-х гг. XI в. на основании материалов, полученных из Чехии, и второе -«Легенда Никольского», написанная во 2-й пол. XI в., по-видимому в Сазавском мон-ре в Чехии. В основу этого памятника было положено Житие В., написанное Гумпольдом, с дополнениями из каких-то неизвестных до наст. времени источников.
При реконструкции биографии В. возникает ряд трудностей, связанных с тем, что жития часто не дают точной датировки событий жизни В., а имеющиеся немн. хронологические указания истолковываются по-разному. Даже вопрос о годе смерти святого был длительное время предметом научной дискуссии. В наст. время наиболее обоснованными являются датировки событий из жизни В., предложенные Д. Тржештиком, исследователем ранней истории Чехии.
Версия, изложенная в первом слав. Житии В. (сохр. в древнерус. и хорват. списках) и частично в Житии, написанном Лаврентием из Монте-Кассино, заметно расходится с версией, получившей отражение в «Crescente fide», «Легенде Гумпольда» и «Легенде Кристиана». 2-я версия находит соответствие в свидетельстве проложного Жития мц. Людмилы. Согласно этой наиболее распространенной версии, от брака кн. Вратислава и кнж. Драгомиры родились 2 сына - В. и Болеслав. Когда умер отец, они были еще молоды и управление княжеством перешло к Драгомире, а В. был отдан на воспитание мц. Людмиле. Это вызвало неприязнь Драгомиры и окружавших ее дружинников, считавших, что мц. Людмила воспитывает В. не как князя, а как монаха. По приказу Драгомиры мц. Людмила была убита, а связанные с ней христ. священники во главе с архипресв. Павлом изгнаны из страны. В. побуждали приносить жертвы языческим богам, но он избегал этого, носил под одеждой «малую книгу» и тайно ее читал.
Достигнув совершеннолетия, В. взял власть в свои руки, изгнал из страны мать и ее сторонников. По его приказу останки мц. Людмилы были перенесены в Прагу и 21 окт. 925 г. захоронены в храме во имя вмч. Георгия. В. вернул изгнанных священников и призвал из соседних нем. земель мн. других и щедро одарил их. Он следил за тем, чтобы его дружинники вели образ жизни, подобающий христианам, провинившихся наказывали плетьми. Как правитель, он вершил справедливый суд, причем никого не приговаривал к смерти, разрушал тюрьмы и сносил виселицы, заботился о бедных, сиротах и вдовах. В. постоянно молился, носил на теле под одеждой власяницу, во время поста пеший и босой, сбивая ноги в кровь, «посещал христианские храмы в разных градах», по ночам готовил вино и пек просфоры для причастия.
В Праге В. построил храм, посвященный св. Виту, к-рый позднее стал кафедральным собором Пражского еп-ства. Рассказы агиографов об этом эпизоде из жизни В. дополнены Видукиндом, к-рый уточняет, что в 929 г. нем. кор. Генрих I предпринял поход на Прагу и В. вынужден был подчиниться его верховной власти и платить дань. Строительство храма во имя св. Вита, патрона Саксонии, принадлежавшей к владениям Генриха I, свидетельствует о желании В. наладить отношения с сюзереном.
Младший брат В. Болеслав и его дружинники составили заговор с целью убить В. Чтобы осуществить это намерение, Болеслав позвал брата в свой «град», известный в более поздних источниках как Стара-Болеслав, на празднование дня памяти святых Космы и Дамиана. В., хотя и знал о планах заговорщиков, не принял никаких мер и приехал на праздник. На следующий день, когда В. шел в храм к заутрене, Болеслав напал на него и ударил мечом, но не убил. Тогда он позвал на помощь дружинников, к-рые убили В. Это произошло 28 сент. Кровь князя, окропившую стены храма, тщетно пытались смыть в течение 3 дней. В. похоронили рядом с храмом, его единомышленников преследовали. Спустя 3 года после убийства В. 4 марта они тайно перенесли останки князя в собор св. Вита. Когда перед погребением открыли раку, то обнаружили, что останки не тронуты тлением, раны зарубцевались, кроме одной, к-рую нанес брат.
В версии, отразившейся в первом слав. житии, В. предстает образцовым христианином, к-рый строил церкви, помогал священникам, справедливым правителем, защищавшим бедных, вдов и сирот. Однако отношения В. с матерью и братом описаны здесь иначе, чем в более распространенной версии. Изгнание матери автор жития объясняет интригами «мужей чешских», внушивших В., что мать хочет отнять у него власть. В. затем раскаялся в своем поступке и вернул мать. После убийства сына она собрала разрубленные части его тела и оплакала его. Болеслав выступает в житии как орудие в руках «чешских мужей», он действительно хотел ударить брата мечом, но В. не дал ему это сделать, схватив и повалив на землю. Болеслав приглашает архипресв. Павла прочесть молитву над телом убитого брата. По этой версии сам Болеслав, раскаиваясь в своем поступке, приказал перенести останки В. в храм св. Вита. Эта версия, очевидно, была создана в среде, близкой к княжескому двору, с целью в наибольшей степени обелить членов княжеской семьи - прямых предков князей, правивших Чехией в X-XIII вв. Поэтому описание событий изложенной выше версии, связанной с духовенством собора св. Вита, представляется более близким к исторической действительности.
Канонизацию В. исследователи связывают с основанием в 973 г. Пражской епископской кафедры, кафедральным собором стал храм св. Вита, а патроном - В. Тогда же были установлены дни его памяти: 28 сент. (день убийства) и 4 марта (день перенесения мощей). Во 2-й пол. X в., когда город еще подчинялся чеш. власти, В. был посвящен храм, поставленный в Кракове, на Вавеле.
В сохранившихся текстах житий В. рассказы о чудесах не имеют дат, но в 70-х гг. X в. о них уже было известно Видукинду. В. исцелял больных, чудесным образом вызволял из тюрем раскаявшихся преступников, просивших святого о заступничестве, высвобождал из оков должников, попавших в кабалу по воле кредиторов.
Более поздние сочинения пополнили биографию В. 2 важными эпизодами. 1-й помещен как дополнение в «Легенде Кристиана», после рассказов о посмертных чудесах. В. и князь г. Коуржима договорились не начинать военных действий, а решить спор поединком. Когда они вышли в поле, чтобы сразиться, князь Коуржима увидел на челе В. изображение распятого Христа. В знак того, что он подчинился В., он припал к ногам святого. Возможно, это дополнение - запись рассказов о В., к-рые по неизвестным причинам не изложили более ранние агиографы.
Во 2-м эпизоде, к-рый содержится лишь в житиях В., записанных в XIII в. («Oriente iam sole», «Ut annuncietur»), сообщается, что В. опоздал на собрание князей, созванное имп. Генрихом (так он назван в этих текстах). Недовольные король и князья решили не приветствовать его и заставить стоять в их присутствии. Однако, когда В. появился, Генрих встал ему навстречу и посадил рядом с собой на трон. Князьям он объявил, что не мог поступить иначе, увидев, что В. сопровождали ангелы, голову его окружало сияние, а на челе было изображение креста. Император подарил В. драгоценную реликвию - часть мощей св. Вита. Тогда же он освободил Чешское княжество от уплаты дани в пользу империи. Отсутствие у предшествующих агиографов столь важного для биографии В. эпизода заставляет видеть в этом вымысел чеш. книжников XIII в., пытавшихся т. о. обосновать притязания чеш. правителей на привилегированное место в Свящ. Римской империи.
Первоначально В. почитался как мученик и патрон Пражской кафедры. В «Легенде Кристиана» о нем говорится как о патроне Чешской земли и чехов, к-рый помогает чеш. воинам в битве. Вмешательству В. приписывалось освобождение Праги от польск. войск в 1004 г. На монетах чеш. князей 1-й пол. XI в. на одной стороне помещалось изображение правителя с мечом, на другой - изображение В. с крестом. Если на относившихся к нач. XI в. самых ранних изображениях (иллюстрированная ркп. «Легенды Гумпольда», 1006) В. представлен как мученик, то во 2-й пол. XI в. появляются его изображения как правителя, сидящего на троне со знаками власти (Вышеградский кодекс 1086 г.). День памяти В. (28 сент.) стал одним из главных праздников в Чехии, к этому дню все чеш. вельможи съезжались в Прагу, где после торжественного празднования для них устраивался 3-дневный пир.
В XII в. В. также выступил защитником Чехии от врагов. С его чудесным вмешательством связывали победу чеш. кн. Собеслава I над войском нем. кор. Лотаря в 1126 г. Находившийся на поле битвы свящ. Вит увидел В. на белом коне, устремившегося на нем. войско. Позднее с чудесной помощью В. связывали и победу чеш. кор. Пржемысла II в битве с венг. войском у Кресенбрунна (ныне Гройсенбрунн, Австрия) в 1260 г. В этой битве В. выступал во главе сонма святых - покровителей Чехии. С сер. XII в. складывается представление о В. как о «вечном правителе Чехии», а тот, кто сидит на чеш. троне в тот или иной момент, является его наместником. На печатях чеш. правителей помещалась надпись: «Мир святого Вячеслава в руках князя имя рек». Особым почитанием пользовались копье В., чудесным образом обретенное накануне битвы в 1126 г. и сопутствовавшее в сражении чеш. войску, и его меч, к-рый в XIV в. во время коронации носили по Праге в торжественной процессии.
Временем расцвета почитания В. стала сер.- 2-я пол. XIV в.- годы правления чеш. кор. и рим. имп. Карла IV. Изготовленная в это время чеш. королевская корона была отдана под защиту В. Над могилой В. соорудили надгробие из золота, украшенное драгоценными камнями, и капеллу, где в 1373 г. поставили статую святого. В 1358 г. имп. Карл IV составил свою редакцию Жития В.; текст был разделен на 2 части, к-рые должны были читаться в день памяти В. и на праздник перенесения его мощей.
началось не позднее XI в. В 60-х гг. его почитали в Киеве, о чем свидетельствует упоминание о В. в «Сказании о Борисе и Глебе» как об образце, к-рому хотел следовать св. Борис. Сохранилась служба святому в составе Новгородских служебных Миней 1095 г. Достаточно рано стало известно и слав. Житие В. в его древнерус. разновидности, неск. отличной от текста хорват. списков (т. н. Востоковская легенда); его текст был использован при создании краткого жития, вошедшего в состав древнейшей редакции древнерус. Пролога, и сказания о перенесении его мощей, также включенного в Пролог. Днями памяти В. были на Руси, как и в Чехии, 28 сент.- день убийства, когда читались служба святому и его проложное житие, и 4 марта, когда читалось сказание о перенесении мощей. Памятники, связанные с В., послужили лит. образцами при создании «Сказания о Борисе и Глебе». В XVI в. слав. Житие В. было включено в состав Четьих-Миней митр. Московского Макария. Только в древнерус. списках сохранилась «Вторая старославянская легенда о св. Вячеславе» («Легенда Никольского»).
В росписях Успенского собора Троице-Сергиевой лавры и Софийского собора в Вологде 80-х гг. XVII в. В. изображен седовласым старцем, у иконописцев того времени были уже смутные представления о житии святого.
Память празднуется 28 сент. (в Пражском, Краковском и ряде др. еп-ств - с октавой 5 окт.); в нек-рых еп-ствах отмечается также перенесение его мощей (4 марта; во Вроцлаве - 5 марта), а в Пражском - обретение мощей (27 июня).
В 1333 г. в базилике св. ап. Петра в Риме был воздвигнут алтарь во имя В. В 1381 г. Пражский архиеп. Иоанн (Енштейн) учредил праздник для еп-ств Бамберг, Майсен, Регенсбург. В 1670 г. декретом папы Климента X праздник в память В. стал общецерковным и был причислен к разряду semiduplecis (полупраздничных), но до 1729 г. совершался по усмотрению местного епископа (ad libitum).