ОЛИМП
Том LII, С. 595-597
опубликовано: 2 июня 2023г.

ОЛИМП

Содержание
Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 103 об.). Кон. XV в.Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 103 об.). Кон. XV в.

[Олимпан; греч. ᾿Ολυμπᾶς; лат. Olympus] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов), о к-ром упоминает ап. Павел в Послании к Римлянам: «Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых» (Рим 16. 15). Грамматически греческое имя ᾿Ολυμπᾶς - мало распространенная сокращенная форма ряда имен, начинающихся на ᾿Ολυμπ- (Олимпиодор, Олимпианус и др.). Латинская форма его имени встречается дважды в надписях 1-й пол. II в. как принадлежащего имп. вольноотпущеннику (см., напр.: CIL. Т. 6. N 536; Lampe. 2003. P. 179). Большинство комментаторов оставляют без внимания тот факт, что в Вульгате, как и в др. латинских версиях Библии, имя Олимп ошибочно представлено в форме жен. рода: Olympiadem (от Olympias - Олимпия); в переводах на европейские языки обычно этот факт не учитывается. Возможно, редкое имя Олимп указывает на происхождение его носителя за пределами Рима: он мог быть как рабом, так и свободным человеком, родившимся в восточной части империи или проживавшим в столице (Jewett, Kotansky, Epp. 2006. P. 952). Из контекста этого стиха ясно, что, как и в случае с др. упомянутыми в нем персонажами, ап. Павел не был знаком лично с О., но, вероятно, слышал о нем от др. рим. изгнанников, с к-рыми встретился между 49 и 54 гг. по Р. Х., во время гонений (Ibidem). Некоторые исследователи предполагают, что исходя из порядка перечисления лиц в этом стихе О. мог быть сыном Филолога и Юлии (Fitzmyer. 1993. Р. 742) либо вместе с др. упомянутыми лицами являлся членом церковной домашней общины (Osborne. 2004. P. 410). В отличие от «всех святых» О. назван отдельно, по имени, и это может свидетельствовать о его лидерстве в одной из домашних христ. церквей Рима (Dunn. 1988. P. 898; Lampe. 1992. P. 15).

Кроме упоминания в НЗ, об О. в церковной традиции до V в. не встречается никаких сведений. О. представлен в большинстве визант. каталогов апостолов от 70: в списке V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что О., о к-ром упоминает ап. Павел, принял вместе со своим учителем - ап. Петром в Риме мученическую кончину, будучи обезглавлен (Vitae prophetarum. Р. 122); эти же данные содержатся в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского, где дополнительно сообщается, что вместе с О. был обезглавлен и ап. Родион (см. Иродион) (Ibid. P. 139). Эти же сведения есть в списке апостолов IX в., приписываемом Епифанию Саламинскому (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 479). Оба апостола упомянуты вместе и в списке VII-VIII вв., приписываемом Ипполиту Римскому (Vitae prophetarum. Р. 169), а в пространной редакции визант. хроники X в., приписываемой Симеону Логофету, сказано, что они пострадали при имп. Нероне (Ibid. Р. 182). О. упомянут без сказания в сир. списке апостолов от 70 из рукописи Lond. add. 14601 (IX в.- Esbroeck M., van. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 118). Упомянут он среди апостолов от 70 в «Пасхальной хронике» VI в. (Chron. Pasch. P. 401).

В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) О. упоминается под 30 июня, в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786), при этом об усекновении главы в Риме говорится только применительно к Родиону (Ibid. Col. 788). Память О. приходится на 10 нояб. вместе с памятью др. святых, чьи имена приводятся в последней главе Послания к Римлянам: Родиона, Сосипатра, Тертия и Кварта (Ibid. Col. 209-210), при этом сказано, что О. и Родион, «последовав за св. ап. Петром, в Риме вместе имп. Нероном были обезглавлены» (Ibidem). В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 10 нояб. памяти О. вместе с упомянутыми апостолами от 70 посвящено двустишие: «Просветившись, Олимп, подобно сияющему солнцу, на небе [Олимпе] пребываешь вместе с апостолами» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 10. Σ. 82).

Эти же сведения попадают без изменений при переводе византийских Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи (XII-XIII вв.) под 10 нояб. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 330) и в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 36). Под 10 нояб. установилась память О. в слав. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 350). В ВМЧ О. упоминается с теми же апостолами и со сказанием из слав. стишных Синаксарей под 10 нояб. (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. Стб. 341). В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского под этой же датой воспроизводятся сказания об О. и о Родионе из визант. Синаксарей, при этом сообщено, что они были усечены мечом (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 333). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, эти же сведения об О. представлены в ином пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 599). Та же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами, добавлено лишь уточнение, что они были «усечены мечом в тот же день», что и ап. Петр (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 58; Нояб. С. 202-203).

Под 10 нояб. память О. как апостола от 70 закрепилась в совр. календаре РПЦ (Патриарший календарь. 2018. С. 277) и в совр. календаре греч. Церквей (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 363-364). В богослужебной Минее РПЦ в тропаре 4-й песни канона на утрене памяти О. и Родиона посвящено песнопение: «Да похвалится Божественный Олимп песнопеньми,/ и Родион с ним да возвеличится благочестно,/ течение совершивше мучения с Петром Богопроповедником в Риме,/ главами отсекаеми» (Минея (МП). Нояб. Т. 3. Ч. 1. С. 276). Краткое сказание о мученической кончине О. и Родиона представлено в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита (Макарий Симон. Синаксарь. Т. 2: Нояб.-Дек. С. 132).

Память О. вместе с теми же апостолами, как и в визант. традиции, представлена под 2 тре (10 нояб.) в армянском Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.), где сказание о них дополнено сведениями, что О. и Родион были учениками ап. Петра «и, проходя по земле, проповедовали Евангелие, совершая чудеса и управляя всеми нуждами Церкви. После смерти ап. Петра они обратили много людей ко Христу. Имп. Нерон, схватив их, подверг пыткам, а затем обезглавил» (PO. Vol. 16. Fasc. 1. P. 511). Несмотря на относительно древнее предание, связывающее служение О. с деятельностью ап. Петра и раннехрист. традицией Рима, следов почитания этого апостола на Западе не зафиксировано, что может объясняться ошибочной передачей его имени в Вульгате.

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 130-131; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas, 1988; Lampe P. Olympas // ABD. 1992. Vol. 5. P. 15; idem. From Paul to Valentinus: Christians at Rome in the First Two Centuries / Transl. M. Steinhauser. Minneapolis, 2003; Fitzmyer J. A. Romans: A New Transl. with Introd. a. Comment. N. Y., 1993; Osborne G. R. Romans. Downers Grove (Ill.), 2004; Jewett R., Kotansky R. D., Epp E. J. Romans: A Comment. Minneapolis, 2006.
А. Е. Петров

Иконография

В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Семьдесят Святых апостолов и внешний вид их» О. (Олимпасий) назван старцем (Ерминия ДФ. § 7. С. 158. № 53). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (XVIII в.) предлагают 2 варианта изображения святого: О. обликом подобен вмч. Димитрию Солунскому или, со ссылкой на «киевские печатные листки»,- св. бессребреникам братьям Косме и Дамиану; т. е. в 1-м случае он может быть представлен безбородым юношей, во 2-м - человеком молодым, но не юным, имеющим небольшую бороду (Большаков. Подлинник иконописный. С. 47). О. предписывается изображать в традиционном для апостолов облачении - в хитоне и гиматии, с омофором - знаком епископского служения, держащим в руках Евангелие: «…риза санкирь, с белилом, во амофоре, книга в руках» (Там же; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 189). Акад. В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) в описании облика святого указывает: «...по имени - типа греческого; молод, но не юн, ближе к средним летам; с малою бородой в хитоне и фелони без омофора» (С. 137).

Вместе с апостолами Петром и Иродионом (Родионом) О. представлен в сцене мучения на миниатюре в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 173, 1-я четв. XI в.) - тело самого юного из апостолов (с едва показавшейся бородой) с вытянутыми вперед связанными руками простерто ниц, усеченная глава лежит рядом; облачен в длинный сине-зеленый хитон. Ростовой образ святого в паре с ап. Иродионом представлен под 15 марта на миниатюре в минейной части греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 103 об.): О. обликом темноволосый средовек с бородой средней длины. В мучении О. показан в настенном минологии в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386), под 10 нояб., вместе с апостолами Ерастом, Квартом, Иродионом, Сосипатром, Терентием,- обезглавленные тела лежат на земле. Также в цикле на нояб., но стоящим в группе апостолов, вместе с Ерастом и Иродионом, О. изображен в росписи притвора нартекса архиеп. Даниила II в Пече, Косово и Метохия (1561).

На рус. минейных иконах на нояб. фигура О.- молодого человека обычно помещается с фигурами Ераста и Родиона, как, напр., на иконе XVII в. (ЦАК МДА; О. справа), близкой к прориси в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.; О. в центре) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 10 нояб.), или только с ап. Ерастом, как, напр., на иконе «Минея годовая» нач. XIX в. (УКМ). К этой же традиции примыкает изображение на листе на нояб. в гравированных святцах работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) - апостолы Ераст, О. и Родион; на гравюре на нояб. в святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ), исполненных под влиянием западноевропейского искусства эпохи барокко, О. (вместе с апостолами Родионом и Сосипатром) предстает безбородым юношей с длинными, ниже плеч, вьющимися волосами.

Образ О. входит в композиции с изображением Собора 70 апостолов. Будучи сформированной еще во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. (росписи церквей: Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, 1366; свт. Ираклидия в монастыре св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр, ок. 1400; Пресв. Богородицы Пантанассы в Мистре, ок. 1428), эта композиция встречается в рус. памятниках монументальной живописи со 2-й пол. XVI в. (на подпружных арках в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле, 1563-1564). Но наибольшее распространение она получила в иконописи в связи со сложением иконографии апостольских проповедей и страстей, в к-рую включен и Собор 70 апостолов, помещенных 2 группами по сторонам центрального изображения с «деяниями и страстями» (напр., иконы «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), «Апостольские деяния» (1698, частное собрание), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Федор Рожнов (1700, ГММК)). На этих иконах О., как правило, показан молодым (или юным) человеком в группе апостолов в левой части композиции.

Лит.: Фартусов. Руководство к писанию икон; Миjовић. Менолог. С. 366; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 283; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 39. Кат. 33. 3; С. 50, Кат. 35. 3; Костромская икона. С. 509. Кат. № 77.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский
  • КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.)
  • ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов
  • НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов
  • ПАРМЕН (I в.), апостол от 70 (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами, чтобы урегулировать конфликт между христианами из язычников и обращенными из евреев (Деян 6. 1-6)
  • ПАТРОВ (I в.), еп. Путеольский, ап. от 70 (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)
  • АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)
  • АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)
  • АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)
  • АНДРОНИК ап. от 70-ти (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. - в Соборе ап. от 70)
  • АПЕЛЛИЙ ап. от 70-ти (пам. 31 окт., 4 янв.)
  • АПОЛЛОС апостол от 70-ти (пам. 30 марта,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов)