[Греч. Πρόχορος; лат. Prochorus] (I в.), ап. от 70, еп. Никомидийский (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70). П.- один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами из-за разногласия между христианами из «эллинистов», чьи вдовы «пренебрегаемы были», и обращенными из евреев (Деян 6. 1-6). П. был поставлен во диакона как один из «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян 6. 3). Его греч. имя (распространенное значение - «предводитель хора») весьма редкое и не встречается в источниках того времени. Мн. исследователи полагали, что, поскольку только о диак. Николае сказано, что он был «обращен из язычников» (Деян 6. 5), то, вероятно, П., как и др. первые диаконы, происходил из обращенных евреев (Левинская. 1999. С. 209; Fitzmyer. 1998. P. 350). Если учесть отсутствие сведений о носителях его имени в Палестине (см.: Ilan. 2002. P. 304), скорее всего он происходил из грекоязычных евреев диаспоры (см., напр.: Bauckham. 1995. P. 111; ср.: Paulien. 1992. P. 473). Как и в случае с др. диаконами (Деян 6. 8 - 8. 2, 5-40; 21. 8) очевидно, что служение П. не было ограничено только присмотром за трапезами, но подразумевало также проповедь Евангелия и др. обязанности. Больше никаких сведений о П. в НЗ не содержится.
Наиболее раннее предание о П. как об ученике и о спутнике св. ап. Иоанна Богослова содержится в соч. «Деяния или паломничества, авторства Прохора» (Acta seu peregrinationes, auctore Prochoro - CANT, N 218; BHG. T. 2. N 916-917z), к-рое входит в круг апокрифических сказаний об ап. Иоанне. П. представлен как автор этого произведения (поэтому оно также известно как «Псевдо-Прохор») и является одним из основных действующих лиц. Текст представляет собой одну из поздних переработок апокрифических Иоанна деяний (Acta Iohannis - CANT, N 215; крит. изд.: Junod E., Kaestli J.-D. Acta Iohannis. Turnhout, 1983. (CCSA; 1-2)) и датируется V в. (CCSA. Vol. 2. P. 749; Schneemelcher. Louisville, 1992. Vol. 2. P. 431; Culpepper. 1994. P. 427). Помимо оригинальной версии текста на греч. языке он существует еще в 7 более поздних версиях на др. языках (см.: CANT, N 218). Согласно греч. версии, после Вознесения Господа апостолы собрались в Гефсимании и П. выпал жребий, как апостолу от 70, сопровождать ап. Иоанна в М. Азию с целью проповеди там Евангелия. Сначала ап. Иоанн и П. плывут на корабле в Иоппию, чтобы затем попасть в Азию, посещают Селевкию, Эфес, Тривлию и др. места. Апостолы терпят кораблекрушение, описание к-рого обнаруживает параллели с историей библейского прор. Ионы (Culpepper. 1994. P. 493). Их миссию сопровождают чудеса: они совершают исцеления страждущих, изгоняют демонов, при этом их преследуют иудеи и язычники, они пребывают в заключении. Совместное путешествие продолжалось ок. 50 лет. Наконец, в Эфесе П. вместе с др. 6 учениками погребает ап. Иоанна, который заповедовал ему вернуться в Иерусалим и умереть там (Acta Joannis / Ed. Th. Zahn. Erlangen, 1880. Hildesheim, 1975r. S. 3-165). Наиболее важный эпизод с участием П. связан с нахождением апостолов на о-ве Патмос. В один из дней ап. Иоанн отводит П. в пустынное место на горе, именуемое Катастасис, где они пребывают 3 дня в посте и молитве. Апостол просит принести П. чернила и листы папируса. После того как П. возвращается, происходит богоявление, сопровождаемое громом и молнией. Ап. Иоанн усаживает П. справа от себя, устремляет свой взгляд к небесам и получает в откровении текст Евангелия, к-рый П. записывает. Процесс записи продолжается 2 дня и 6 часов, после чего они возвращаются в город, где П. переписывает полученный в откровении текст. Этот текст П. торжественно зачитывает перед собравшимися на острове епископами, пресвитерами и диаконами из местных общин, а оригинал отправляет на хранение в Эфес (Acta Joannis / Ed. Th. Zahn. 1880. S. 154-157). Предание о записи П. в пещере со слов ап. Иоанна текста кн. Откровение присутствует только в поздней версии этого памятника на лат. языке (Ibid. S. 158-159). Этот текст лег в основу более поздних вариантов «Пространного жития апостола Евангелиста Иоанна Богослова», прежде всего для варианта Х в., составленного прп. Симеоном Метафрастом (CANT, N 221). П. также упоминается в 4-й рецензии (редакция не ранее VI в.) раздела, посвященного сказанию об «Успении св. Иоанна» (Dormitio - CANT, N 215. II), где говорится, что когда собравшиеся при кончине апостола рыдали и сетовали, то евангелист обратился к П.: «Чадо Прохоре, что ты плачешь и этих братьев побуждаешь к сетованию? Ведь я к Царству Небесному отправляюсь» (CCSA. Vol. 1. P. 343). Имя П. встречается и в более позднем компилятивном сборнике из рукописи Paris. gr. 1468 (XI в.; CANT, N 217; CCSA. Vol. 1. P. 347).
П. представлен в большинстве визант. каталогов апостолов от 70. В каталоге V-VI вв., приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что П. был епископом Никомидии Вифинской (Vitae prophetarum. Р. 119); точно такие же сведения содержатся в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского (не ранее VI в.- Ibid. P. 135); в одной из рукописей этого списка, в сказании, посвященном св. ап. Иоанну Богослову, сказано, что П. записал обстоятельства его кончины (Ibid. P. 155). Имя П. встречается среди апостолов от 70 в анонимном греко-сирийском списке V-VI вв. (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 1997. Vol. 2. P. 469). Как епископ Никомидии П. упоминается в Пасхальной хронике (VI в.; Chron. Pasch. 427). В списке VII в., атрибутируемом сщмч. Ипполиту Римскому, добавлено предание о том, что П. обратился в христ. веру вместе со своими дочерьми (Vitae prophetarum. Р. 167). Как епископ Никомидии П. представлен в сир. списке из груз. рукописей A-I 44 и A-9S (X в.) (Esbroeck M., van. Neuf listes d'apôtres orientales // Augustinianum. R., 1994. Vol. 34. P. 130). В списке апостолов от 70 на араб. языке из сочинения копт. писателя Абу-ль-Бараката († 1324), входящего в состав его труда «Светильник во тьме», сказано, что П. был родственником ап. Стефана и составил Житие ап. Иоанна (Baumstark A. Abul-l-Barakats nichtgrichisches Verzeichnis der 70 Jünger / OriensChr.1901. Bd. 1. S. 267).
В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) П. упоминается как апостол от 70 и один из 7 диаконов под 28 июля вместе с др. первыми диаконами, Никанором и Парменом, где в кратком сказании говорится, что он был епископом Никомидии и «упокоился в мире» (Ibid. Col. 851). Эти сведения повторены в день его памяти, 30 июня, в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 784). Сведения о сослужении П. ап. Иоанну в древних версиях синаксарей отсутствуют. Визант. автор XII в. Феодор Продром в поэтической форме перелагает предание о записи П. начальных стихов Евангелия от Иоанна, полученного в откровении ап. Иоанном (Theodorus Prodromus. Epigrammata in Vetus et Novum Testamentum // PG. 133. Col. 1203).
В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 28 июля, в день памяти П. вместе с апостолами от 70 и диаконами Никанором, Тимоном и Парменом, в пространном сказании говорится, что П. совершал диаконское служение в Иерусалиме, помогая нищим и вдовам за трапезами, проводил время в проповеди Евангелия вместе со св. ап. Иоанном Богословом, с к-рым «он совместно трудился над написанием Евангелия, став соучастником своего учителя в испытаниях и скорбях». Его проповедническому служению приписывается назидательно-аскетический характер. После смерти ап. Иоанна П., став епископом Никомидии, «приводил к лучшему состояние всех тамошних ищущих Бога людей словом своим, уча их не подчинять лучшее худшему, т. е. душу телу и его страстям, но, напротив, подчинять тело и присущие ему страсти души истинному учению и «различению» (διάκρισις)». П. посвящено двустишие: «Прохор, ты воистину явился подражанием «Наперснику», хвала усердию твоему!» (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 123-124). Это же сказание, но в краткой редакции, представлено в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита (Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 315).
При переводе визант. синаксарей память П. вместе с памятью апостолов Никанора и Пармена помещают в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) под 28 июля, где пересказываются сведения о нем как об ученике ап. Иоанна и о его проповеди в Никомидии (Петков, Спасова. Стишн. Пролог. 2013. Т. 11. С. 62-63), под 30 июня сказано, что П. упокоился в мире в Никомидии (Там же. Т. 10. С. 78). Эта память из стишного Пролога была включена в ВМЧ (а также в печатный Пролог XVII в. с небольшим сокращением) вместе с апостолами Никанором и Парменом, память П. как одного из сослужителей ап. Стефана отмечена под 28 июля (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 333 [2-я паг.]), под этой же датой его поминовение установилось в слав. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226; Т. 3. С. 288). В нек-рых списках обычного Пролога краткой редакции под 28 июля также имеется упоминание о П. вместе с апостолами Парменом, Никанором и Тимоном (без текста; см. Пролог РГАДА. Ф. 381. № 171. Л. 95в.- сер. XIV в.). В месяцеслове при Евангелии из собрания рукописей Синодальной типографии XIV в. (РГАДА. Син. тип. № 8), представляющем собой оригинальный вариант слав. минологиев (греч. протограф не обнаружен), память П. отмечена под 13 сент. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 130; Т. 2. С. 282; Лосева. 2001. С. 41-42).
В славянской книжности был широко распространен перевод «Жития Иоанна» авторства П. («Обхожение Иоаново»), он сохранился в южно- и восточнослав. рукописях начиная с XII в. (перечень рукописей см.: Santos Otero A., de. 1978. Bd. 1. S. 97-123; изд. наиболее ранних фрагментов: Трифуновић Ђ. Житиjе из времена светог Саве // Спаливање моштиjу светог Саве: 1594-1994. Београд, 1997. С. 39-54; Vajs J. Martyrii s. Georgii et Periodum s. Ioannis Apostoli et Evangelistae fragmenta glagolitica // Slavorum litterae theologicae. Praga, 1907. N 3. S. 132-138) и был включен в ВМЧ в дни памяти ап. Иоанна - под 26 сент. и 8 мая (ВМЧ. Сент. Дни 25-30. Стб. 1584-1660; Die grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Uspenskij spisok. 1-8. Mai / Hrsg. E. Weiher, S. O. Smidt, A. I. Skurko. Tl. 1: Text. Freiburg i. Br., 2007. S. 555-599).
В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского память П. вместе с апостолами от 70 Прохором, Тимоном, Парменом отмечена под 28 июля: после краткого рассказа об избрании диаконов в сказании со ссылкой на житие ап. Петра авторства Симеона Метафраста под 29 июня (см.: BHG, N 1493; ActaSS. Iun. T. 5. P. 414) говорится, что П. сначала последовал за ап. Петром, к-рый и поставил его в епископа Никомидии. После Успения Пресв. Богородицы П. присоединился к ап. Иоанну, с к-рым они совместно обошли мн. страны, терпя болезни и нападки от неверных ради благовестия Христова. С ним он был заключен на о-ве Патмос, где и записал под диктовку ап. Иоанна кн. Откровение. После смерти апостола П. вернулся в Никомидию, где обращал ко Христу заблудших. Затем пришел в Антиохию и там принял мученическую кончину от неверных за проповедь Христа (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 426; ср.: Там же. Л. 205). По всей видимости, эти сведения были почерпнуты свт. Димитрием из сб. «Жития святых» аббата Лаврентия Сурия и соч. «Acta Sanctorum» - том, содержащий данные о почитании П., был ему доступен. 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, эти сказания представлены в кратком пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 264). Под 26 сент., в день памяти ап. Иоанна, приводится более подробное описание жизни П. (Там же. Кн. 1. Л. 130-137), восходящее к апокрифической традиции. В «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под 4 янв. и 28 июля повторены те же сведения, что и в оригинальном издании (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 54; Июль. С. 641-642).
Под 28 июля память П. вместе с др. апостолами от 70 - Никанором, Тимоном и Парменом - закрепилась в совр. календарях греч. Церквей, где он назван «соработником» ап. Иоанна Богослова (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 406), и в совр. календаре РПЦ, где в соответствии с традицией, представленной у свт. Димитрия Ростовского и восходящей к зап. источникам, в указателе он также назван священномучеником (ПЦК. 2020. С. 192, 380). Сведения из зап. Мартирологов попали и в совр. правосл. издания: так, в сказании, сопровождающем текст службы П. в богослужебной Минее РПЦ, говорится о его поставлении в епископа Никомидии ап. Петром и о мученической кончине 9 авг. (?) в Антиохии (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 255).
Сведения о мученичестве П. восходят к лат. источникам, самые ранние из к-рых связаны с именем Адона, архиеп. Вьеннского († 874/5), к-рый включил поминовение святого в свой Мартиролог под 9 апр. (дата, очевидно, выбрана произвольно). Там говорится, что П. прославился чудесами и принял мученичество в Антиохии, где и был похоронен (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Age. P., 1908. P. 460, 484, 599). Парижский мон. Узуард († 877) в составленном им Мартирологе повторил слова архиеп. Адона, убрав только упоминание о том, что П. был похоронен в Антиохии (MartUsuard. 1965. P. 209). В XIV в. еп. Петр Наталис в краткой заметке о П. объединил сведения, заимствованные из греч. и лат. источников. По его словам, П. был племянником ап. Стефана и сопровождал ап. Иоанна во время миссии в Азии, где стал епископом Никомидии; впосл. ап. Иоанн послал его для проповеди христианства в Антиохию, где П. принял мученическую смерть 9 апр. и был похоронен (Petr. Natal. CatSS. IV 39). Кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе без изменений воспроизвел сообщение Узуарда (MartRom. Comment. P. 131). В совр. редакции Римского Мартиролога совместное поминовение диаконов П., Никанора, Тимона, Пармена и Николая, основанное на Деяниях св. апостолов, в соответствии с визант. традицией указано под 28 июля (MartRom. (Vat.). P. 396). В Зап. Европе почитание П. почти не получило распространения. Частицы мощей святого хранились в Болонье, в ц. Сан-Джованни-ин-Монте (ActaSS. Apr. T. 1. P. 816), и во Флоренции (Bocchi F. Le Bellezze della città di Fiorenza. Firenze, 1592. P. 288).
В копто-араб. Синаксаре (XIII - нач. XIV в.) под 20 туба (15 янв.) представлено сказание о П. как об апостоле от 70 и о перводиаконе: в тексте отмечены его успехи в проповеди Евангелия среди язычников и иудеев. В отличие от византийских источников говорится, что П. поставил в епископа Никомидии именно ап. Иоанн Богослов и в этом городе тот построил церковь и скончался в добродетельной старости (PO. T. 11. Fasc. 5. P. 619-620). Память П. вместе с др. апостолами от 70 и перводиаконами, как и в визант. традиции, представлена под 22 хротиц (28 июля) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 790-791).
По причине разнообразия источников о П. нек-рые русскоязычные авторы пришли к мнению о том, что в многосоставной традиции его почитания были смешаны сведения о 2 персонажах (см., напр.: Димитрий (Самбикин), архиеп. 1907. C. 47; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 255), однако эта гипотеза не находит поддержки среди совр. исследователей.
Наиболее ранние сохранившиеся изображения П. связаны с образом ап. Иоанна Богослова и представляют П. соучастником создания евангельского текста. Данный сюжет является иллюстрацией одного из эпизодов апокрифического сказания об ап. Иоанне Богослове, когда во время пребывания на о-ве Патмос он взял с собой П. и взошел на гору недалеко от города, где молился 3 дня. После 3-го дня были гром и молния, и гора поколебалась. П. в страхе упал на землю. Апостол посадил ученика по правую руку от себя и велел записывать все, что он будет ему диктовать через божественное откровение. Эта сцена представлена в Евангелиях кон. X - нач. XI в. (Paris. gr. 230. S. 41; Ath. Dionys. 588m. Fol. 225). Изображения на миниатюрах достаточно точно отражают сюжет рассказа: ап. Иоанн Богослов стоит справа, развернувшись к небесному сегменту, правой рукой благословляет на написание сидящего рядом (слева) П. Данная иконография в этом раннем изводе получила широкое распространение, особенно в миниатюрах, изображения на к-рых в основном различаются деталями: П. может сидеть на горке (Ath. Dionys. 588m. Fol. 225 - на золотом фоне; Paris. gr. 71. Fol. 149v, 2-я четв. XII в.- на пейзажном фоне с горкой; Paris. Suppl. gr. 27. Fol. 1, кон. XI (?) - XII в.- на пейзажном фоне с горками и строением; Lond. Brit. Lib. Add. 35030 Fol. 222v, кон. (?) XIII в.- с добавлением пейзажного фона со скалистыми склонами), или на стульчике без подлокотников и спинки (Lond. Brit. Lib. Burney 19. Fol. 165r, 2-я четв. XII в.- на фоне скалы), или с подножием (Codex Ebnerianus - Bodl. Auct. T. inf. I. 10. Fol. 178v, 2-я четв. XII в.; Paris. arm. 17. Fol. 258v, 1356 г.). П. везде показан молодым темноволосым безбородым человеком, записывающим текст в раскрытом кодексе, к-рый лежит у него на коленях, или опирается на левую руку и колено. Процесс написания евангельского текста получил букв. визуализацию на миниатюре кон. XII в., вшитой в рукопись Евангелия 1-й трети X в. (РНБ. Греч. 220. Л. 168 об.) - над головой П. имеется начертание слов, диктуемых ему ап. Иоанном Богословом. На миниатюре в новгородском Евангелии 2-й четв. XV в. (ГИМ. Муз. 364 Л. 1 об.) художник изобразил ап. Иоанна Богослова возложившим руку на голову П., т. о. момент передачи божественного откровения приобрел наглядность; эта композиция относится также к вариантам с зеркальным расположением фигур апостола и его ученика. На миниатюрах Остромирова (РНБ. F. п. 1. 5. Л. 1 об., 1056-1057 гг.) и Мстиславова (ГИМ. Син. 1203. Л. 1 об., 1103-1117 гг.) Евангелий перед П. появляется низкий столик с письменными принадлежностями, П. сидит на подушке, поджав под себя ногу. К XIV в. количество предметов письма увеличивается, напр., на миниатюре в Феодоровском Евангелии (ЯИАМЗ. Инв. 15718. Л. 2 об. 1-й трети XIV в.), где апостол и П. показаны в решенном орнаментально пространстве храма, пишущий ученик представлен сидящим в высоком кресле с подножием перед столом с многочисленными предметами для письма и пюпитром. Очень редко встречаются изображения П., пишущего не в кодексе или на листе, а в свитке (Евангелие 80-90-х гг. XV в., ГТГ. Инв. К-5347. Л. 257 об.). C XIII в. на сохраняющей традиц. схему миниатюре появляется изображение пещеры. Напр., на миниатюре из Евангелия XIII в. (Paris. georg. 28. Fol. 179v, XIII в.) сцена перенесена к городской стене, служащей фоном, пещера в центре выглядит темным проломом в стене, внутри - корзина с рыбами и пучок зелени. Образ П. может быть помещен перед пещерой в скале (Patm. 81. Fol. 238v, 1334-1335 гг.) - ап. Иоанн Богослов также стоит на фоне пещеры, в к-рой виден столик с письменными принадлежностями.
Вторым вариантом иконографии стало изображение апостола и его ученика сидящими напротив друг друга. Самый ранний пример - резная табличка из слоновой кости (XI в., сокровищница кафедрального собора в Хальберштадте, Германия). В композиции обозначены гористый пейзаж с пещерой и городские постройки, обнесенные крепостной стеной. На фоне пещеры сидит ап. Иоанн Богослов с вертикально стоящим на правом колене кодексом. Его правая рука обращена в сторону П., сидящего слева на низком стульчике и записывающего слова учителя. Между ними - пюпитр со свитком и ящик с письменными принадлежностями. Над пещерой - орел, символ евангелиста. В миниатюрах рукописей встречаются композиции, в к-рых, как и на рельефной табличке, фигура ап. Иоанна Богослова заметно крупнее фигуры П., иногда они также показаны сидящими на разновысоких седалищах (Athen. Bibl. Nat. 71. Fol. 158, сер. XIV в. - на нейтральном фоне; Athos, Kutlum. 62, XIV в.- на фоне с горками). Но, как правило, учитель и ученик изображены сидящими на одном уровне на седалищах, или на выступах горок (Ath. Dionys. 80. Fol. 275v, 1321 г.), или на фоне горок с пещерой (Ath. Vatop. 247. Fol. 257v, 2-я пол. XIV в.). Пещера может располагаться за фигурой П., или же учитель и ученик оба показаны на фоне пещеры (реже); внутри пещеры нередко виден столик с письменными принадлежностями. Многочисленные примеры композиций с такой иконографией не только вошли в рукописи, но и представлены памятниками живописи, станковой и монументальной (напр., в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350), ц. Успения Пресв. Богородицы, Протат, Афон, ок. 1290 (?), мастер Мануил Панселин; в кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, кон. XVI в.).
Эта композиция в обоих изводах широко известна в иконописи: на иконах царских врат (напр., XVII в., ГЭ. Госкаталог РФ. № 14009445 - П. сидит справа, ап. Иоанн стоит; на отдельных иконах (напр., XVI в., ГЭ. Госкаталог РФ. № 12522500 - оба сидят; 1-я пол. XVII в., ГИМ. Госкаталог РФ. № 10584407 - ап. Иоанн Богослов стоит).
Упоминание о П. в композиции с ап. Иоанном Богословом имеется в иконописных подлинниках. В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - сказано, что П. сидит напротив своего учителя, простершего к нему левую руку, и пишет: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу». Там же, в толковании к образам евангелистов, есть уточнение, что ап. Иоанн Богослов и П. изображаются в пещере (Ерминия ДФ. § 7. С. 156). В разд. «Семьдесят Святых апостолов» данного руководства есть также характеристика единоличного образа П.: «…старец, с проседью в раздвоенной бороде» (Там же. С. 156. № 9).
Единоличные изображения П. достаточно редки, но при этом насчитывают 3 варианта иконографии. Первый связан с почитанием П. как одного из 7 архидиаконов раннехрист. Церкви. В композиции рукоположения ап. Петром диаконов на фреске в Новой Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия (50-е или 60-е гг. X в.), П.- один из стоящих перед первоапостолом молодых людей (группа без именующих надписей; с бородами, едва показавшимися или короткими) в белых стихарях, с орарями. Образ П.-диакона помещали в алтарной зоне в росписи храмов. Напр., ростовое изображение П. (надпись: « ») представлено в одной из ниш алтаря в ц. свт. Николая Чудотворца Печской Патриархии (1673-1674). П.- молодой диакон с тонзурой, выстриженной во вьющихся недлинных волосах, с короткой кудрявой бородой. Кадило держит в правой руке, островерхий киворий (дарохранительница) стоит на левой руке, покровенной красной пеленой, к-рая, обматывая шею, спускается на левое плечо; облачен в белый с охристыми вставками подризник. Образ П.-диакона также вводили в состав минейных циклов. В настенном минологии ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718) ростовое изображение помещено под 28 июля. Известны его изображения в составе избранных святых («Избранные святые Агриппина, Константин, Прохор», XIX в., СГХМ. Госкаталог РФ. № 2577778).
Также в состав миней включают редкий образ П.-апостола в варианте, описанном в Ерминии Дионисия Фурноаграфиота. В росписи нартекса Печской Патриархии (1565) П.- старец, в хитоне и гиматии (без омофора), держит в руке свиток. Изображение находится в ряду святых, расположенных по минейному принципу, и следует за образом вмч. Пантелеимона; включение образа П. в роспись нартекса может быть связано в т. ч. с почитанием местного святого соименника П.- прп. Прохора Пшинского. Иногда под 28 июля помещали одного ап. Тимона (напр., на миниатюре в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.)).
Нечасто встречаются образы П.-епископа. Так, в храме Успения Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) в барабане сев.-вост. купола помещен ростовой образ П. с длинной клиновидной бородой с проседью, в священнических одеждах - на нем белый подризник, охристая орнаментированная епитрахиль, вишневого цвета фелонь, на плечах омофор, конец к-рого перекинут через левую руку, на уровне груди в покровенных фелонью руках он держит кодекс.
В рус. памятниках преобладающим стал зафиксированный иконописными подлинниками тип П., в к-ром нашли отражение отдельные элементы всех 3 его иконографий: возраст молодого человека, когда он встал на путь христ. служения и принял диаконский сан, облачение апостола - хитон и гиматий, омофор на плечах - знак архиерейского достоинства. В датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции под 28 июля указано: «Святый Апостол Прохор, млад, риза багор легок, исподь лазорь, на плечах амфор» (РНБ. Соф. № 1523. Л. 164; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 128). В происходящий из Палеха список подлинника сводной редакции XVIII в., принадлежавший Г. Д. Филимонову, включено описание «Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, от седми диаконов»; все, кроме Тимона, описаны как молодые люди. П.- «подобием млад, власы просты, мало повились с ушей, риза апостольская багряная, исподняя лазоревая, во омофоре, в руках книга, ноги в сандалиях» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 400). То же описание (кроме упоминания обуви) помещено в этом же подлиннике под 4 янв.- в день памяти Собора 70 апостолов; в общем списке имя П. упомянуто на 12-м месте (Там же. С. 234). В лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.), изданного С. Т. Большаковым, под 28 июля представлен единоличный ростовой образ одного П. в иконографии, близкой к тексту в Софийском списке подлинника: левая рука скрыта под гиматием (Евангелия нет), правая поднята на уровне груди (см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 197). В минейных памятниках предпочтение отдается образу одного П. (напр., на рус. иконе «Годовая минея», нач. XIX в., УКМ; на иконе «Минея на июль», 1-я пол. XIX в., ЦМиАР. Госкаталог РФ. № 10097334) или с ап. Никанором (напр., на рус. иконе на июль из годового комплекта миней кон. XVI в., ВГИАХМЗ). Встречаются изображения всех 4 апостолов этого дня, как, напр., на 2-сторонней иконе-таблетке «Апостолы Прохор, Никанор, Тимон и Пармен. Троица ветхозаветная» (XVIII в., СИХМ. Госкаталог РФ. № 15267385),- у П. небольшая бородка, на нем хитон, гиматий, омофор, ноги босые (предполагаются перевязи сандалий), держит кодекс (ср. с описанием в подлиннике из собрания Филимонова). Тот же тип изображения П. вошел в поздние станковые циклы святцев, напр. работы гравера Г. П. Тепчегорского, испытавшего влияние западноевроп. искусства барокко: на листе на июль (1722, РГБ) молодой апостол в пышно задрапированных одеждах показан с благословляющей десницей, держащим развернутый свиток (Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 44. Кат. 33.10).
Мастеру Оружейной палаты принадлежит икона П. (1685, ГИМ. Госкаталог РФ. № 20278892), в иконографической программе к-рой получили своеобразное осмысление в образе святого все характеристики его служения: диаконского, апостольского и святительского. Полуфигура П. представлена в развороте влево и обращена к благословляющей из облачного сегмента деснице Божией. Воспоминание об апостольской преемственности П. и обозначение его епископского чина читаются через традиц. облачение и атрибуты: на нем темно-оливкового цвета хитон, вишневый гиматий, омофор, в левой руке он держит кодекс; о нем как о перводиаконе напоминает положение омофора, конец к-рого перекинут как орарь через кисть молебной правой руки. Особого внимания заслуживает лик, в живописи к-рого соединены 2 возрастные характеристики: безбородого, с темно-каштановыми волосами человека невозможно назвать молодым, поскольку из-за осунувшегося лица с морщинами на щеках, у переносицы, на подбородке, на шее он выглядит не просто изможденным, а старым.
Образ П. в житийных сценах связан с иллюстрированием текста Жития ап. Иоанна Богослова. Подобные циклы известны на Руси с кон. XV в. (напр., 103 миниатюры в сборнике посл. четв. XV - нач. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва - СПб РАН. Архив. Колл. 238. Оп. 1. № 71). В иконописи средником житийных икон ап. Иоанна Богослова нередко является композиция с образами евангелиста и П. на Патмосе. На иконе из ц. ап. Иоанна Богослова Борисоглебского мон-ря в Дмитрове средник с сидящими на фоне горок евангелистом и его учеником окружают 44 клейма (кон. XV в. (ок. 1492?), ЦМиАР). Образ П. появляется в цикле, начиная со сцены «Кораблекрушение и спасение на водах Иоанна и Прохора в окрестностях Селевкии» (клеймо 3), он показан в клеймах «Приведение Прохора к старейшинам града Селевкии» (4) и «Иоанн достигает берега близ Эфеса и встречается с Прохором» (5), далее изображается сопровождающим учителя в событиях, иллюстрирующих истории с воскрешением сына правителя Диоскорида в банях Романы (6, 8, 11-13, 15), пребыванием на Патмосе с крещением там семьи Аполлонида (17-21), крещением игемона и его жены (22), исцелениями и крещением Филона и его жены (23-25), изгнанием из озера беса (26), историей Проклиании и ее сына Сосипатра (27-30), исцелением сына Авхариса (32-33). В клейме 31 П. изображен читающим Евангелие, а в клейме 37 - Апокалипсис жителям Патмоса; в клеймах 35 и 36 он свидетель молитвы ап. Иоанна Боголова и явления ему «сил великих», а в клейме 37 - явления огненной колесницы, окруженной серафимами, при вхождении апостола и ученика в Эфес. Заключительные клейма с образом П.- молитва ап. Иоанна Богослова перед кончиной и его погребение (см.: Иконы XIII-XVI вв. в собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 2007. С. 132-139. Кат. 20; Иконы Москвы XIV-XVI вв.: Кат. собр. ЦМиАР. М., 2007. Вып. 2. С. 101-106. Кат. 63). Иконы с меньшим количеством клейм, как правило, совпадают по содержанию, но дают его в кратком иллюстративном изводе (ср., напр., иконы: с 16 клеймами из Троицкой единоверческой ц. у Салтыкова моста в Москве, нач. XVI в., ГТГ (Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. С. 346-347); с 20 клеймами из Покровского мон-ря в Суздале, сер. XVI в., ГВСМЗ - ап. Иоанн Богослов показан стоящим (Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 186-193. Кат. № 32); с 12 клеймами, сер.- 3-я четв. XVI в. (Иконы XIII-XVI вв. в собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 2007. С. 456-461. Кат. 83) и др.).
В монументальной живописи образ П. в составе изображений апостолов от 70 встречается в росписи XVII в. (напр., в ц. Св. Троицы Данилова мон-ря в Переславле-Залесском, 1662-1668; в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле, 1673-1675; в ц. прор. Илии в Ярославле, 1680; в Троицком (Зачатия св. Анны) соборе Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове, 1689). В этот же период в иконописании изображение Собора апостолов дополняется темами апостольских проповедей и страстей (иконы: «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями», 1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома; «Апостольская проповедь», 1660-1662, ЯИАМЗ; «Апостольские проповеди и страсти», 1668, ВУИАХМЗ; «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Федор Рожнов, 1700, ГММК, и др.) - П. обычно показан в правой группе апостолов.