ОМСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LII, С. 713-715
опубликовано: 16 июня 2023г.

ОМСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Омской епархии Омской митрополии), находится в г. Омске. Основан решением Синода от 23 февр. 1912 г. на базе Казанской общины, располагавшейся в Новой станице Омского у. Акмолинской обл. Устроение О. м. инициировали послушницы Екатерина Александровна Волкова (дочь священника) и Анна Алексеевна Толмачёва (крестьянская вдова) - насельницы Сурского во имя апостола Иоанна Богослова и санкт-петербургского во имя преподобного Иоанна Рыльского жен. мон-рей. В 1898 г. по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева) они прибыли в Омские степи «для восстановления здоровья» в озерах с целебными грязями. Казаки Новой станицы согласились выделить из своего Юртового надела 4 дес. земли для создания новой обители. Получив согласие войскового наказного атамана, землевладельцы 6 окт. 1902 г. подписали приговор, согласно к-рому дарованная земля «должна находиться в распоряжении организуемой общины до тех пор, пока таковая будет существовать». Сестры обратились к епископу Омскому и Семипалатинскому Сергию (Петрову) с просьбой об устроении «религиозно-просветительной общины» в честь Казанской иконы Божией Матери. 12 авг. 1903 г. послушницы вторично направили еп. Сергию прошение. 10 дек. 1903 г. община была официально утверждена, при этом Омская духовная консистория отказала сестрам в просьбе выдать на имя Толмачёвой книгу для сбора пожертвований в пределах епархии. Первыми благотворителями общины стали священник омской Крестовоздвиженской ц. Аполлон Волков (ок. 1845-1928?), передавший послушницам 240 р., шадринский купец Н. Я. Смирнов, пожертвовавший 4200 р. и 300 сосен на монастырское строительство, купец Я. Н. Колмогоров, чиновник Буторин, а также насельницы с.-петербургского Иоанновского мон-ря.

Наблюдение за сестрами общины было поручено 25 нояб. 1903 г. священнику Свято-Троицкой ц. Акиндину Правдину († после 1923), а 22 февр. 1905 г.- свящ. Аполлону Волкову. 22 марта 1904 г. свящ. Акиндин представил в Омскую духовную консисторию утвержденные главным архитектором Акмолинской губ. М. И. Шухманом (1862-1941) смету на строительство сестринского корпуса на сумму 4 тыс. р. и план зданий обители. В мае 1904 г. благочинный свящ. Илия Богоявленский совершил закладку, а 8 апр. 1905 г. свящ. Аполлон Волков освятил деревянное 2-этажное здание с домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом была поставлена деревянная колокольня на столбах, к северо-западу устроены трапезная, иконописная и др. мастерские, кладовые, дом священника и кельи послушниц. 4 сент. 1906 г. Новая казачья станица выделила еще 4 дес. земли для монастырского кладбища, к-рое впосл. стало именоваться Старо-Южным или Порт-Артурским.

14 марта 1906 г. свящ. А. Волков ходатайствовал перед новым епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом (Голосовым) об утверждении Волковой и Толмачёвой в правах самостоятельного управления, аргументировав это «большим развитием общины». 18 марта того же года еп. Гавриил утвердил самостоятельное управление в общине, назначив управительницей Толмачёву, а заместительницей - Волкову. К кон. 1908 г. общину возглавляла бывш. насельница Сергиевского мон-ря Белебеевского у. Уфимской губ. 38-летняя мон. Ангелина, надзор осуществлял свящ. Иоанн Попов (1878-1931). В 1909 г. в обители проживали 24 насельницы. Сестры вышивали гладью, вязали, стегали одеяла и сбывали продукцию в магазин омской купчихи М. А. Шаниной (1864-1920), а также занимались огородничеством (засевалось 5 дес. пашни). В 1909 г. шадринский купец Смирнов передал общине мельницу на Атаманском хуторе со 130 дес. земли стоимостью 15 тыс. р. Участок находился в 60 верстах от общины (Омские ЕВ. 1909. Ч. офиц. № 10. С. 2).

26 нояб. 1909 г. по благословению еп. Гавриила Омская духовная консистория утвердила устав Казанской общины, а по определению Синода от 23 февр. 1912 г. она была обращена в Казанский общежительный мон-рь «с таким числом, какое окажется в состоянии содержать на собственныя средства» (Омские ЕВ. 1912. Ч. офиц. № 6. С. 44-45); настоятельницей назначена мон. Ангелина (возведена в сан игумении). В 1912 г. в О. м. проживали 3 монахини и 115 послушниц, в 1914 г. обитель возглавила мон. Елена, вскоре возведенная в сан игумении. Служивший в О. м. свящ. Сергий Полевой 3 сент. 1912 г. был переведен в Михаило-Архангельский жен. мон-рь Петропавловского у. (Там же. № 19. С. 6). 11 окт. того же года во священника монастырской церкви был рукоположен диак. Хрисанф Викторов. В 1913-1914 гг. при О. м. служили священники Алексей Преображенский, Сергий Грацианов, затем - Иоанн Венгерский, Феодор Воложенин, Феодосий Солошко.

В 1911-1916 гг. в мон-ре был возведен и 1 июля 1916 г. архиепископом Омским и Павлодарским сщмч. Сильвестром (Ольшевским) освящен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, рассчитанный на 500 прихожан. Средства на строительство (25 тыс. р.) пожертвовала среди прочих с.-петербургская вдова Л. Е. Головесова. В июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин передал обители 900 р. на покупку колокола. Церковь, построенная из красного кирпича, в плане представляла собой крест. Южный и северный приделы и апсида имели 5-гранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами. Декоративные элементы храма выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых 3/4-ными колонками, полуциркульные окна оформлены наличниками. Гладкие стены храма с пилястрами украшены нишами и поясками. К собору примыкала 3-ярусная шатровая колокольня с 8-гранным ярусом звона (Лосунов. 2009. С. 135). К 1917 г. на территории О. м. были построены деревянные храмы - во имя свт. Николая Чудотворца (не сохр.) и во имя вмч. Пантелеимона (не сохр.), келейный корпус.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархияЦерковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия

К 1914 г. О. м. располагал 93 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной земли, а также 16 дес. «под лесом» и 11 дес. «под болотом»; 43 дес. мон-рь обрабатывал «собственными средствами» (Голошубин. 1914. С. 873). В 1915 г. Омское переселенческое управление передало для обширного хозяйства мон-ря (20 лошадей, 40 коров, козы, овцы) еще 300 дес. земли.

Больным жителям окрестных поселений монахини оказывали медицинскую помощь. При О. м. имелась начальная смешанная церковноприходская школа, в к-рой по программе Мин-ва народного образования обучались 22 мальчика и 22 девочки. Среди дисциплин преподавали живопись и музыку. В иконописной мастерской О. м. в нач. XX в. по просьбе игум. Магдалины была написана чтимая икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Впосл. этот образ, сохраненный насельницей О. м. мон. Фомаидой, был передан в омский храм во имя Царственных страстотерпцев.

В дек. 1919 г. решением Губ. революционного комитета на территории О. м. была устроена детская трудовая коммуна им. А. Я. Валка. 5 янв. 1920 г. все имущество обители (кроме каменного храма и «культового имущества»), принятое по акту М. Н. Николаевым, было передано в пользование коммуны. Дети проживали главным образом в 2-этажном корпусе (1904-1905). Коммунары трудились на земельных участках, работали на соседних «показательных огородах». Большинство насельниц выселили из О. м., престарелые и больные сестры проживали в одном из монастырских домов. 13 авг. 1921 г. во время пожара сгорели 2-этажный корпус коммуны и часть хозяйственных построек. Вскоре решением Oмского губисполкома коммуна была выселена из обители.

5 дек. 1921 г. община при Казанском храме заключила с юридическим отделом Губ. революционного комитета договор, по к-рому приняла «в бессрочное и бесплатное пользование» церковное здание со всей необходимой для богослужения утварью. К 1927 г. Казанский приход (788 чел.) считался самым крупным в Омске. 8 марта 1930 г. Сибирское краевое адм. управление приняло решение о закрытии церкви, небольшую часть вещей (9 предметов, в т. ч. позолоченную гробницу, бархатные плащаницы, вышитые серебром и золотом) передали в Омский краеведческий музей, большую часть предметов - в Иностранное отд-ние Госбанка (Москва), в Омское ГПУ, в Антикварную контору Госторга (Ленинград). Медная и бронзовая богослужебная утварь, в т. ч. 5 колоколов, поступила в омский «Рудметалл».

Здание Казанской ц. перестроили под клуб пригородного совхоза № 5, для чего снесли остроконечную башню колокольни и верхнюю часть храма. Мн. сестры подверглись репрессиям. Монахини Евдокия († 1952), Ирина († 1951) и Серафима (Верейкина; † 1993) переехали на окраину Омска в пос. Игнатовка, где составляли общину т. н. непоминающих. 23 апр. 1931 г. мон. Серафима была арестована за «участие в контрреволюционной монархической организации», 28 сент. того же года Омским оперсектором ОГПУ осуждена по ст. 58-11 УК РСФСР, а в марте 1932 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи. В 1951 г. в этой общине поселились сестры Христина и Феодора Григорьевны Воробьёвы.

После начала Великой Отечественной войны, в 1941-1942 гг., в здании храма размещался временный сборный пункт. Ок. 1948 г. помещение храма оборудовали под склад. После ликвидации в 50-х гг. XX в. совхоза № 5 в церкви располагалась овощная база Ленинского районного продторга. Решением Омского облисполкома от 23 мая 1989 г. здание Казанской ц. включено в «Свод памятников истории и культуры Омской обл.», в июле 1990 г. передано Омской епархии, а 21 июля того же года освящено. Однако др. монастырские постройки возвращены не были. Настоятелем храма назначен свящ. Иоанн Бабяк (с 2010 протоиерей).

В церкви произведен ремонт, поставлен иконостас; заново отстроена колокольня. Среди чтимых святынь - ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) (привезен из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря), др. ковчег с частицами мощей Дивеевских преподобных Александры, Елены и Марфы, Казанский образ Божией Матери, икона «Неувядаемый Цвет» и образ св. блгв. кн. Александра Невского, до 1930 г. пребывавшие в монастырском храме, а затем сохраненные омскими монахинями и возвращенные в Казанскую ц. Также почитается образ Божией Матери «Всецарица».

Решением Синода от 3 дек. 1994 г. при Казанском храме возобновлен О. м., духовником и старшим монастырским священником назначен Иоанн Бабяк. Ок. 2000 г. в обители проживали 3 монахини и неск. послушниц, но к 2018 г. монастырская жизнь пресеклась, Казанский храм является приходским. С 1998 г. при церкви действует воскресная школа для детей и взрослых, размещенная в бывш. заводском здании (70-е гг. XX в.).

Рядом с О. м. поставлен памятник (1994), на к-ром увековечены имена омских сестер, пострадавших в годы репрессий, в т. ч. игумений Елены, Гавриилы и Евпраксии, схимонахинь Антонии и Аполлинарии, монахинь Ксении, Макарии, Ангелины, Варвары, Магдалины, Евпраксии, Марины, Марии, Серафимы, Ирины, Ариадны, Аркадии, Софронии. В 2005-2007 гг. близ О. м. расчищена от мусора территория бывш. монастырского Старо-Южного кладбища, в 2008 г. здесь построена часовня.

Лит.: Кр. очерк жизни и деятельности преосв. Гавриила, еп. Омского и Семипалатинского. Омск, 1907. СПб., 19112; Голошубин И. С., свящ. Справ. кн. Омской епархии. Омск, 1914; ЖМП. 1994. № 11/12. С. 13; Шангин М. С. Террор против совести. Омск, 1994. С. 233-282; Машкарин М. И., Яшин В. В. Омское Прииртышье в истории одного дня: Хроника событий: (XVI-XX вв.). Омск, 1999. С. 68; Лебедева Н. И. История храмов и молитвенных домов Омского Прииртышья. Омск, 2003; Елизарова Н. В. Проблемы исследования книжных собраний мон-рей // Омский науч. вестн. 2004. № 3(28). С. 31-32; Лосунов А. М. Казанский жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Западная Сибирь. М., 2009. С. 130-138; Энциклопедия г. Омска: В 3 т. Омск, 2009. Т. 1: Омск от прошлого к настоящему: (Период с 1716 по 2008 гг.). С. 237.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также