[греч. ᾿Ονήσιμος] (III-IV вв.?), прп., исп. (?) Магнисийский, чудотворец (пам. 14 июля). Пространное греч. Житие О. (BHG, N 2324) сохранилось в единственной рукописи - Patm. N 185 (XI в.), в которой текст обрывается на середине, однако дальнейшее содержание восстанавливается из точного древнеболг. перевода, сохранившегося в целом ряде рус. рукописей XVI-XVII вв., что, возможно, свидетельствует о популярности этого текста в слав. среде.
Согласно Житию, бездетные супруги-язычники дали обет обратиться в христианство, если Бог пошлет им ребенка; когда О. появился на свет, его отец и мать приняли крещение. В 8-летнем возрасте мальчик бежал из отчего дома и поступил в мон-рь около Эфеса, где подвизалось очень много монахов. Его безутешные родители, бывшие не в силах разыскать сына, ослепли от горя. Через 15 лет, с началом гонений на христиан, которые в Житии относятся ко времени правления имп. Диоклетиана (нач. IV в.), О. вернулся в отчий дом. Родители не узнали О., а он уверил их, что их сын жив, и перед уходом оставил записку, в которой говорилось, что он и есть их сын.
Вторая половина Жития, сохранившаяся лишь в слав. переводе, описывает чудеса О.: подвижник изгонял бесов из мн. людей, в частности из комита Магниcии Александра (как историческое лицо не установлен); переходил реку по водам; излечивал водянку, слепоту и др. болезни; останавливал наводнение, нашествие саранчи на поля и каракатиц в водах р. Герм (ныне Гедиз). По указанию ангела О. привез родителей в Магнисию, вернул им зрение и даровал способность врачевать одновременным наложением рук. Еп. Папий (в епископских списках не зафиксирован) поставил О. во пресвитера, несмотря на его возражения. Через 10 лет, во время голода, святой кормил множество людей при своей церкви. Однажды он избавил женщину от 7 злых духов - они являлись ей в виде жен. существ с горящими черными глазами и птичьими лапами, отнимая у нее еду и мучая ее. Эти существа внушали ей, что они - небесные светила, но святой возразил, что они клевещут на Божие мироздание, и изгнал их. Земледелец Феотим из дер. Аскондия (не поддается идентификации), растратив зерно, обратился в бегство, но О. догнал его и вернул, амбар же земледельца чудесным образом наполнился. Святой скончался на руках у еп. Папия и был похоронен в часовне Кохлиас (не идентифицируется).
События 2-й части Жития происходят в Магнесии-ад-Сипил (Магнисии, ныне Маниса, Турция) и в долине р. Герм. Важную роль в Житии играет город, именуемый в слав. тексте Астохия или Статохия, за этим именем угадывается Та-Тейхе, он же Неон-Тихос (ныне Яныккёй у горы Думанлы - Mendes A. S. Neon Teikos (Yanik Koy, Turquia): Una Ciutat Grega arcaica de la costa Eolica de l'Asia Menor // Ex novo: Rev. d'istoria i humanitats. 2005. N 2. P. 11-24). О. выстроил здесь церковь с нестандартным завершением, вид к-рого предначертал преподобному ангел; между тем с нач. Х в. Та-Тейхе фигурировал под названием «Архангел» (Darrouzès. Notitiae. N 78, 286), не исключено, что название дано как раз в честь этого нового собора.
Житие О. переполнено анахронизмами и нестыковками: напр., действие отнесено к эпохе Диоклетиановых гонений и массовых обращений в христианство, однако О. подвизается в монастыре, имеющем огромное количество насельников (700-850 чел.). Согласно Житию, преподобный род. в Палестине, однако все чудеса совершил в Лидии, на западе М. Азии; кроме того, название его родной деревни - Карина - зафиксировано не в Палестине, а именно в Лидии (Ahrweiler H. L. L' histoire et la géographie de la région de Smyrne, entre les deux occupations turques (1081-1317) particulièrement aux XIIIe siècle // TM. 1965. Vol. 1. P. 69, fn. 363). В слав. версии Житие названо Мученичеством, однако никаких признаков ни мученичества, ни исповедничества текст не содержит. Видимо, в образе О. слились черты неск. святых; окончательный текст Жития был составлен в IX в.
Синаксарные Жития О. имеются в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 540-541), в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 820 - под 14 июля. Col. 817 - под 13 июля. Col. 829 - под 18 июля) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (Le Synaxaire armenien de Ter Israel / Ed. G. Bayan. P., 1910. Vol. 1. P. 452-454. (PO; T. 5. Fasc. 3)). Память О. в Армянской Церкви отмечается 28 авг.
Память О. и посвященное ему двустишие содержатся в слав. стишном Прологе XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 10. С. 72-73), где он назван преподобным. В ВМЧ О. также упомянут как преподобный «от Кесарии Палестинской» (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311). В совр. календаре РПЦ именуется преподобным и исповедником.
Память О. отмечается в Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., под 14 июля без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 338). По рукописям XI в. (напр., Sinait. gr. 624) известен канон О. авторства гимнографа Иосифа с акростихом Μέλπω, μάκαρ, σοῦ τὸν βίον τὸν φωσφόρον. ᾿Ιωσήφ (Воспеваю, блаженне, твою жизнь светоносную. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: ῎[ σωμαί σοι, Κύριε̇ ( ), нач.: Μέλποντα τὸν βίον σου (Воспевающего жизнь твою) (Ταμεῖον. Σ. 245). В более поздних литургических источниках - Типиконах студийской традиции, рукописных и печатных редакциях Иерусалимского устава и совр. богослужебных книгах - указания на др. гимнографию О. отсутствуют.