(V в.), еп. Эмесы (ныне Хомс, Сирия), церковный писатель, участник несторианских споров. В конфликте между свт. Кириллом, архиеп. Александрийским, и Несторием, архиеп. К-польским, П., как и большинство «восточных» (епископов диоцеза Восток), первоначально занимал сторону последнего. Входил в состав делегации Антиохийской Церкви, к-рая весной 431 г. во главе с архиеп. Иоанном I отправилась в Эфес, где должен был открыться Вселенский III Собор. Прибыв в город 26 июня и узнав о том, что открывшийся 22 июня под председательством свт. Кирилла Собор осудил Нестория, П. принял участие в «соборике» под председательством архиеп. Иоанна; подпись П. стоит под решением о низложении свт. Кирилла Александрийского и Мемнона, еп. Эфесского и митр. Азии (CPG, N 6352; Sententia synodi Orientalium // ACO. T. 1. Vol. 1(5). P. 123; лат. версия: ACO. T. 1. Vol. 4. P. 37; ДВС. Т. 1. С. 287). При этом П. активно участвовал в попытках примирить враждующие партии, в частности входил в состав делегации «восточных», к-рая была направлена в Халкидон на встречу со сторонниками свт. Кирилла, проходившую в сент. 431 г. под рук. имп. Феодосия II (408-450). Убежденный сторонник Нестория Александр, еп. Иерапольский, подвергал П. критике за готовность идти на компромисс с партией архиепископа Александрийского.
В 432 г., после того как большая часть «восточных» осознала необходимость заключения мира со свт. Кириллом, Иоанн Антиохийский направил П. на переговоры в Александрию (Cyr. Alex. Ep. 89-90). Здесь П. вручил святителю послание архиеп. Иоанна, в состав к-рого входила вероисповедная формула, написанная «восточными» еще в 431 г. и способная примирить обе стороны. В ней, в частности, содержалось исповедание Пресв. Девы Марии Богородицей (CPG, N 6310; Ioan. Antioch. Ep. ad Cyr. Alex. de pace // ACO. T. 1. Vol. 1(4). P. 7-9; ДВС. Т. 1. С. 534-535). Подчинившись требованиям свт. Кирилла, П. подписал документ, в котором соглашался с осуждением Нестория и признавал новым архиепископом К-польским Максимиана (CPG, N 6368; Libellus Cyrillo Alexandrino oblatus // ACO. T. 1. Vol. 1(4). P. 6-7; лат. пер.: Ibid. Vol. 3. P. 184-187; ДВС. Т. 1. С. 533), после чего святитель принял П. в церковное общение. 25 дек. 432 г., в праздник Рождества Христова, а также 1 янв. 433 г. П. сослужил свт. Кириллу и по просьбе последнего произнес 2 проповеди, в к-рых раскрыл правосл. христологию, согласную с учением Александрийского архиепископа, на языке умеренного дифизитства. П. назвал Пресв. Деву Богородицей, поскольку именно Бог Слово, «рожденный от Отца прежде веков, в последние времена родился от Жены», а также отверг учение о «двух сынах» и «четверице» вместо Св. Троицы, которое часто инкриминировалось Несторию и его сторонникам. Присутствовавший в церкви народ встретил слова П. одобрительными восклицаниями (CPG, N 6365-6366; Homiliae 1-2 de Nativitate Alexandriae habita // ACO. T. 1. Vol. 1(4). P. 9-14; лат. пер. 2-й проповеди: Ibid. T. 1. Vol. 5(2). P. 307-309; ДВС. Т. 1. С. 536-539). В ответной речи свт. Кирилл назвал П. учителем, «просвещенным светом Святого Духа» (CPG, N 5247; Cyr. Alex. Hom. div. 3 // ACO. T. 1. Vol. 1(4). P. 14-15; ДВС. Т. 1. С. 540). Кроме того, будучи убежден в православии формулы «восточных», свт. Кирилл включил ее в текст своего послания архиеп. Иоанну («Да возвеселятся небеса»), к-рое ознаменовало окончательное примирение святителя и большинства епископов Антиохийской Церкви.
Сведения о последующей деятельности П. отсутствуют. В катенах сохранился небольшой фрагмент его толкования на Лк 23. 33 (CPG, N 6370; Mai. SVNC. Vol. 9. P. 713).