ПАВЕЛ IV
Том LIV, С. 64-69
опубликовано: 11 октября 2023г.

ПАВЕЛ IV

(28.06.1476, Каприлья (ныне Каприлья-Ирпина), Кампания - 18.08.1559, Рим; до избрания папой - Джованни Пьетро (Джанпьетро) Караффа (Карафа)), папа Римский (с 23 мая 1555). Происходил из знатного и влиятельного неаполитанского рода Караффа; отец - Джованни Антонио Караффа, барон Сант-Анджело-делла-Скала, мать - Виттория Кампонески, дочь Пьетро Лалле Кампонески, последнего князя Монторио (обл. Абруццо). Согласно жизнеописаниям, составленным в ордене театинцев уже после смерти понтифика, Дж. П. Караффа принял решение о церковном служении еще в детстве: в 12 лет он сообщил родственникам о своем желании вступить в орден доминиканцев, а в 14 лет вместе с сестрой Марией сбежал из дома, чтобы вопреки воле отца принести монашеские обеты, но вскоре вернулся. В 1494 г. с разрешения отца для получения образования он переехал в Рим к дяде - кард. Оливьеро Караффе, архиепископу Неаполя (1458-1484, 1503-1505; в 1484 передал кафедру брату, Алессандро Караффе, но фактически сохранил управление архиеп-ством за собой), протектору ордена доминиканцев, знатоку искусств, меценату. Дж. П. Караффа получил хорошее гуманистическое образование, знал древние языки (латынь, греческий и еврейский); позднее в переписке Эразм Роттердамский отмечал эрудицию буд. понтифика и его глубокие знания. При поддержке дяди Дж. П. Караффа получил должности в Римской курии: папского камерария (1500), апостольского протонотария (1503). О его рукоположении во пресвитера информации нет, но в 1500 г. он стал каноником и примицерием кафедрального капитула Неаполя.

Павел IV, папа Римский. Бронзовая медаль. XVI в. Аверс (музей Метрополитен, Нью-Йорк)Павел IV, папа Римский. Бронзовая медаль. XVI в. Аверс (музей Метрополитен, Нью-Йорк)В 1505 г. кард. О. Караффа договорился о передаче племяннику епископства Кьети; 18 сент. 1506 г. в Риме состоялось епископское рукоположение Дж. П. Караффы, его совершил кард. О. Караффа. В 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) отправил Дж. П. Караффу легатом ко двору кор. Фердинанда V (II) Арагонского в Неаполе: король Неаполя как вассал папы Римского должен был принести понтифику оммаж, а папа в свою очередь совершить инвеституру короля, однако папскому легату не удалось добиться согласия короля на проведение этих церемоний. В июне 1507 г. Караффа приехал в Кьети. Конфликт с испан. властями (территория еп-ства входила в состав Неаполитанского королевства) усугубил характерную для всего его семейства антииспан. ориентированность молодого епископа. В своем диоцезе он начал проводить церковные реформы, направленные на укрепление епископской власти, регламентацию образа жизни клириков, упрочение дисциплины в мон-рях, строгое выполнение предписаний, связанных с соблюдением постов, праздничных дней, совершением богослужений и т. п. В нач. 1513 г. приехал в Рим для участия в работе Латеранского V Собора (1512-1517). В 1513-1519 гг. выполнял дипломатические поручения папы Римского Льва X (1513-1521) в Англии, Нидерландах и Испании. В Испании он был близок к кружку сторонников церковных реформ во главе с кард. Франсиско Хименесом де Сиснеросом, познакомился с Адрианом Флоренсзоном Буенсом (папа Римский Адриан VI в 1522-1523), воспитателем будущего имп. Карла V Габсбурга (король Испании Карл I в 1516-1556, император с 1519). Верный своим антииспан. пристрастиям, Караффа выступал против поддержки папой Львом X кандидатуры Карла Габсбурга на имперских выборах. И хотя в дек. 1518 г. король утвердил его на архиепископской кафедре Бриндизи, после избрания Габсбурга императором (28 июня 1519) Караффа покинул Испанию.

Приехав в 1520 г. в Рим, Караффа принимал участие в деятельности оратория Божественной любви - добровольного объединения клириков и мирян, выступавших за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся (Paschini P. Amour (Compagnie du Divin) // DSAMDH. T. 1. Col. 531-533). Тогда он познакомился с католич. св. Каэтаном Тиенским, вместе с рим. пресвитерами Б. деи Колли и П. Консильери они основали орден театинцев (от Teate - лат. название г. Кьети, эту кафедру с 1505 занимал Караффа) - объединение регулярных (уставных) клириков, к-рые должны были совмещать монашескую жизнь в строгой бедности с активным социальным служением (работой в госпиталях, приютах для неизлечимо больных и т. п.) и чтением проповедей. Одной из целей ордена было повышение стандарта поведения и подготовки духовенства. Бреве «Exponi nobis» от 24 июня 1524 г. папа Римский Климент VII (1523-1534) одобрил создание нового ордена. В авг.-сент. того же года Караффа отказался от имущества, церковных должностей и бенефициев, а также от архиепископской кафедры Бриндизи. Он стал 1-м генеральным настоятелем (супериором) ордена театинцев; исполнял обязанности до 1527 г. После захвата и разграбления Рима армией имп. Карла V (6-8 мая 1527) театинцы покинули город и перебрались в Венецию.

В эти годы (1527-1536) Караффа укрепился в мысли о необходимости активных мер, направленных как на реформирование католич. Церкви (более строгий контроль за дисциплиной духовенства, соблюдением целибата, проведение регулярных епископских визитаций приходов и мон-рей, повышение уровня образования клириков, организация в приходах регулярных проповедей и наставления мирян), так и на борьбу с распространявшимися протестант. учениями. Одной из причин распространения еретических учений он считал лаксизм - снисходительность нек-рых католич. священников к человеческим прегрешениям и нестрогие нравственные требования к пастве. С разрешения папы Римского Караффа вел активную проповедническую работу, проводил визитации приходов и мон-рей на территории Венецианской республики; театинцы занимались выявлением сторонников протестантизма, а также способствовали развитию католич. пропагандистской печати. Свои мысли о необходимости активной борьбы с «лютеровской чумой», о невозможности компромиссов с протестантами в догматических вопросах, категорическом отказе от к.-л. соглашений с лютеранами, а также о важности повышения авторитета католич. Церкви путем внутренних реформ как на уровне приходов и диоцезов, так и на уровне Римской курии, отдельные сотрудники которой сочувствовали ереси, Караффа изложил в 1532 г. в докладной записке папе Римскому Клименту VII (Memoriale, также Informatione mandata a Clemente VII dal vescovo teationo; текст см.: CTrident. Vol. 12. P. 67-77). В борьбе с протестантами Караффу поддерживал Джироламо Алеандро, архиепископ Бриндизи (1524-1541), в 1533 г. назначенный нунцием в Венеции (до этого он трижды был нунцием в Германии, в т. ч. с папским поручением предотвратить мирное соглашение между герм. католиками и протестантами). В 1529 г. папа Климент VII поручил Караффе контроль за правосл. греч. общиной в Венеции.

Еще до того как в июне 1536 г. папа Римский Павел III (1534-1549) объявил о созыве Собора, к-рый должен был заседать в Мантуе, была создана комиссия из 9 прелатов и богословов, в ее состав вошли: кард. Гаспаро Контарини (1483-1542); Дж. П. Караффа; Джан Маттео Джиберти (1495-1543), епископ Вероны, с 1528 г. успешно проводивший церковные реформы в своем диоцезе (о них см. в ст. Контрреформация); Якопо Садолето (1477-1547), епископ Карпантра; Федериго Фрегозо (ок. 1480-1541), титулярный архиепископ Салерно; Реджиналд Пол (1550-1558), один из наиболее активных противников протестант. реформ англ. кор. Генриха VIII; Грегорио Кортезе (1483-1548), влиятельный бенедиктинский монах и аббат; архиеп. Дж. Алеандро, хорошо знакомый с церковной ситуацией в Германии; доминиканец Томмазо Бадиа (1483-1547), исполнявший обязанности магистра Священного дворца, т. е. офиц. теолога Папского престола. 22 дек. 1536 г. папа возвел Караффу в достоинство кардинала-пресвитера (15 янв. 1537 Караффа получил титулярный храм св. Панкратия, позднее - др. титулярные храмы; с янв. 1541 по янв. 1542 был камерленго коллегии кардиналов; с 17 окт. 1544 - кардинал-епископом Альбано, занимал впосл. др. субурбикарные кафедры; с 11 дек. 1553 - кардинал-епископ Остии и Веллетри, декан коллегии кардиналов). 9 марта 1537 г. на специально созванном заседании в присутствии папы Римского Павла III и мн. членов папской курии был зачитан подписанный всеми членами комиссии итоговый доклад, впосл. получивший известность под названием «Рекомендации по исправлению Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia; текст см.: CTrident. Vol. 12. P. 131-145). Представленная программа реформ предполагала меры по усилению контроля над приходским духовенством, повышению образовательного уровня клириков, реформированию Римской курии; ключевая роль в осуществлении реформ отводилась Папскому престолу. В «Рекомендациях…» впервые открыто перечислялись церковные злоупотребления: держание неск. церковных бенефициев, передача бенефициев по наследству и их резервация, симония, отсутствие епископов в своих диоцезах, неоправданные диспенсации и нарушения дисциплины, злоупотребления в распространении индульгенций и др. Также в документе говорилось о нехватке в приходах священников, принимающих исповеди, низком уровне образования клириков, недостатке образованных проповедников, малочисленности школ, предназначенных как для мирян, так и для буд. священников, неразвитой системе католич. книгопечатания.

В апр. 1537 г. папа Римский Павел III включил Караффу в состав комиссии по реформированию Датарии апостольской (подробнее о предложенном комиссией проекте реформы см. в ст. Контарини). В нач. 1539 г. расширенной по составу комиссии папа поручил подготовить предложения по реформированию не только Датарии, но и др. учреждений курии: канцелярии, Римской Роты (апелляционного суда) и Пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви). Однако постепенно стало очевидно, что предлагавшиеся кардиналами проекты реформ так и останутся нереализованными, к тому же деятельность комиссии стала причиной острых конфликтов в Римской курии. С кон. 1539 г. кардиналы Г. Контарини и Дж. П. Караффа курировали реформу Пенитенциарии, но из-за упорного сопротивления со стороны главы Пенитенциарии кард. Антонио Пуччи (1484-1544) им удалось добиться принятия лишь неск. декретов, исправлявших злоупотребления. 27 авг. 1540 г. Караффа был включен в состав комиссии из 10 кардиналов по реформе Римской курии. С 1538 г. он участвовал в работе неск. комиссий по подготовке Тридентского Собора (1545-1563).

Сторонник активных действий против инакомыслия, Караффа был одним из вдохновителей создания рим. инквизиции. В должности главного инквизитора он возглавил Конгрегацию римской и вселенской инквизиции, учрежденную папой Павлом III (булла «Licet ab initio» от 21 июля 1542). Помимо еретиков под подозрение Караффы попадали и те, кто не совпадали с ним в политических взглядах. Непримиримый противник Габсбургов, кардинал принимал участие в составлении текста папского бреве от 24 авг. 1544 г., в к-ром папа Павел III довольно резко упрекнул имп. Карла V за уступки, сделанные нем. лютеранам на Шпайерском рейхстаге 1544 г. В 1547 г. Караффа пытался подтолкнуть папу к оккупации Неаполитанского королевства, воспользовавшись восстанием в Неаполе, к-рое началось из-за недовольства введением инквизиции. 22 февр. 1549 г. Караффа (он повторно занимал архиепископскую кафедру Кьети с 20 июня 1537) был поставлен на кафедру Неаполя, но не смог вступить в управление архиепископством из-за отказа имп. Карла V признать его. На конклаве, собравшемся после смерти папы Павла III, Караффе удалось добиться снятия кандидатуры кард. Р. Пола, к-рого он из-за его проимперской позиции считал еретиком. Несмотря на то что при папе Юлии III (1550-1555; кард. Джованни Мария Чокки дель Монте был избран на Папский престол проимперской партией в коллегии кардиналов) нек-рые начатые по инициативе Караффы громкие инквизиционные дела не были завершены (так, напр., обвинения, выдвинутые против Витторе Соранцо, епископа Бергамо (1547-1552), в приверженности учению Хуана Вальдеса были сняты папским решением, предпринятое без ведома папы расследование в отношении кард. Джованни Мороне (его подозревали в лютеранстве) прекращено), главному инквизитору удалось добиться определенного улучшения общего морального климата Римской курии. После смерти Юлия III на Папский престол был избран кард. Марчелло Червини (папа Римский Маркелл II (9 апр.- 1 мая 1555)), известный среди прочего аскетическим образом жизни. После неожиданной кончины Маркелла II папой Римским стал 78-летний Караффа. Он взял имя Павел IV в память о папе Павле III, который даровал ему достоинство кардинала. Папская коронация состоялась 26 мая в базилике св. Петра; церемонию провел кард. Франческо Пизани (1494-1570).

Понтификат П. противоречиво оценивался как современниками, так и историками: с одной стороны - растущее влияние папского племянника Карло Караффы, к-рого П. возвел в достоинство кардинала на 1-й же консистории (7 июня 1555), его участие в папской политике (см. в ст. Непотизм), продолжавшиеся конфликты с Габсбургами - имп. Фердинандом I (1556-1564) и с испан. кор. Филиппом II (1556-1598), дальнейшее распространение Реформации, а с др. стороны - успешные реформы Римской курии, реализация церковных преобразований, над проектом которых Караффа работал еще до избрания на Папский престол и которые были одной из составляющих Контрреформации (подробнее об оценках П.- от «святого папы» до «недостойного понтифика» - см.: Aubert. 1990. P. XIII; краткий обзор современной историографии см.: Brunelli. 2018. P. 324-326). Политика П. была нацелена гл. обр. на укрепление власти и авторитета папы Римского, централизацию церковного управления, усиление контроля за догматическим и обрядовым единообразием католической Церкви.

Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г.Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г.Одной из первых мер, принятых новым папой, было расширение состава (с 8 до 15 чел.) и увеличение полномочий рим. инквизиции: помимо дел, связанных с еретическими учениями, члены инквизиционного трибунала теперь занимались и расследованием церковных злоупотреблений. Инквизиция при П. могла привлекать к суду даже высших католич. иерархов, заподозренных в религ. инакомыслии,- большой резонанс получили дела кардиналов, подозревавшихся в симпатиях к лютеранам (Дж. Мороне, Р. Пола и др.; см.: Simoncelli. 1977; Firpo. 2005). В 1559 г. по указанию П. был опубликован Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum) - перечень текстов, чтение, хранение и распространение которых влекли за собой инквизиционные преследования.

Считая неэффективной работу Тридентского Собора (его заседания были приостановлены еще в 1552; о возобновлении их будет объявлено буллой «Ad Ecclasiae regimen» от 29 нояб. 1560 папы Римского Пия IV (1559-1565)), в 1556 г. П. учредил особую конгрегацию из 62 прелатов для реформирования католич. Церкви (впосл. состав был расширен, а сама конгрегация поделена на 3 секции); конгрегация следовала рекомендациям, сформулированным комиссией кардиналов в 1536-1537 гг. В основном она занималась реформой Римской курии: устранением злоупотреблений при получении диспенсаций, сокращением расходов на содержание свит папы и кардиналов, реформой управления Папским гос-вом. Настаивая на повышении нравственных и служебных требований к духовенству в соответствии с решениями Тридентского Собора, папа требовал обязательного присутствия епископов в своих диоцезах и тщательного исполнения ими пастырских обязанностей. Сам П. скрупулезно выполнял решение Тридентского Собора о назначении на епископские кафедры только достойных кандидатов, чьи католич. вера и образ жизни не вызывали нареканий. Следствием такого подхода были задержки в назначении епископов. П. требовал, чтобы стоявшие во главе монашеских орденов генералы и приоры усилили контроль над мон-рями, а монашествующие вели образ жизни, соответствующий уставу их религ. объединений. Важнейшим документом понтификата П. стала булла «Cum ex apostolatus officio» от 15 февр. 1559 г., определившая, что ни при каких обстоятельствах еретик не может быть законным папой Римским.

Буллой «Cum nimis absurdum» от 14 июля 1555 г. П. организовал в Риме евр. гетто, наложив на евреев ряд ограничений, в т. ч. запрет на коммерческую деятельность, за исключением предоставления денег под залог и торговли подержанными вещами, запрет лечить христиан, обязательное ношение отличительных знаков (для мужчин - коническая шляпа желтого цвета, для женщин - к.-л. др. предмет одежды желтого цвета). Серьезные последствия имели предпринятые осенью того же года репрессивные меры против португ. марранов (евреев, принявших христианство), проживавших в Анконе. Эта группа населения играла важную роль в коммерческой жизни портового города и в торговых перевозках (в связи с чем в 1547 папа Павел III даже освободил анконских марранов из-под юрисдикции Конгрегации инквизиции). После того как в город прибыл прелат с поручением провести расследование в отношении марранов, многие из них бежали из Анконы. Но к весне 1556 г. ок. 50 чел. были схвачены инквизицией, в период между апр. и июнем (точная дата неизв.) 26 марранов сожгли заживо (Segre R. Nuovi documenti sul marrani d'Ancona (1555-1559) // Michael: On the History of the Jews in the Diaspora. Tel Aviv, 1985. Vol. 9. P. 130-233). Эти меры вызвали международный резонанс, в июле 1556 г. евр. общины Вост. Средиземноморья объявили коммерческий бойкот порту Анконы.

Верный своему принципу не идти на соглашения с протестантами, П. не признал заключенный имп. Карлом V с немецкими лютеранами Аугсбургский религиозный мир (25 сент. 1555), предоставлявший князьям право выбирать вероисповедание в своих владениях. Поскольку Фердинанд I Габсбург после отречения Карла V принял титул императора Свящ. Римской империи без папской коронации, П. отказался признавать его. В 1555 г. буллой «Illius, per quem Reges regnant» папа признал Филиппа II Габсбурга и Марию Тюдор королем и королевой Англии и Ирландии; после смерти Марии англ. трон заняла ее сестра, протестантка Елизавета I Тюдор (1558-1603). Интриги папских племянников кард. К. Караффы, его брата Джованни Караффы, ставшего в 1556 г. герцогом Палиано, а также антигабсбургские амбиции самого П. привели к войне в союзе с Францией против Испании (сент. 1556 - сент. 1557). Однако война обернулась для П. неудачей, испан. войска подошли к Риму. Папе пришлось начать с испанцами переговоры и 14 сент. 1557 г. заключить мир в г. Каве.

П. отказался удовлетворить просьбы польск. кор. Сигизмунда II Августа (1548-1572) о реформировании католич. Церкви в Польше, сформулированные на сейме в Пётркуве (весна-лето 1555): созыв общепольского церковного синода, в к-ром могли бы принять участие и протестанты, разрешение мирянам причащаться под обоими видами, отмена целибата для католического духовенства и совершение богослужений на польском языке. В июле 1555 г. П. подтвердил полномочия нунция в Польше и Великом княжестве Литовском Алоизио (Луиджи) Липпомано, епископа Вероны (1548-1558, епископ Бергамо в 1558-1559), назначенного незадолго до того еще папой Юлием III. В дек. 1555 г. П. направил нунцию, прибывшему в Варшаву в нач. окт., письмо с требованием проверить слухи о распространении среди польск. епископата «ереси» (т. е. протестант. идей). Несмотря на нерешительную политику кор. Сигизмунда II Августа и прямую оппозицию части магнатов (прежде всего открыто перешедшего в протестантизм виленского воеводы кн. Николая Радзивилла Чёрного), Липпомано при поддержке Станислава Гозия, епископа Вармии (1551-1579), и др. польск. церковных иерархов попытался остановить распространение Реформации. В апр. 1556 г. в Сохачеве были сожжены по обвинению в осквернении Тела Христова женщина-христианка и неск. евреев. В том же году нунций совершил визитации диоцезов Гнезно, Познань, Влоцлавек и Плоцк, участвовал в работе провинциального синода в Ловиче (в сент.), а также заседал в польск. сейме в Варшаве (в дек.), после чего вернулся в Италию. Адресованные П. отчеты Липпомано и переписка нунция с кн. Николаем Радзивиллом - важные источники по истории Реформации в Польше (Поцюте Д. Пьетро Паоло Верджерио - первый издатель реформационных полемич. сочинений в Литве (1556) // Религия. Церковь. Общество: Исслед. и публ. по теологии и религии. СПб., 2017. Т. 6. С. 232-259). В инструкциях, данных папскому нунцию, уточнялось, что в его компетенцию входят и отношения с Московией, однако на деле нунций мог лишь передавать в Рим информацию, полученную, как правило, окольным путем, через представителей польского короля или членов близких ко двору аристократических семейств, имевших нек-рые связи с соседним гос-вом. В мае 1558 г. П. вызвал в Рим еп. С. Гозия и сделал его одним из своих советников.

П.- аскета, строгого поборника чистоты католич. веры, требовавшего от клира высоконравственного поведения и дисциплины, весьма компрометировало поведение его племянников - кард. К. Караффы, бывш. итал. кондотьера (главы наемных войск), и Дж. Караффы, герцога Палиано (его подозревали в убийстве жены). Возводя К. Караффу в кардинальское достоинство, П. отпустил ему грехи, среди которых назывались участие в грабежах и убийства. В 1556 г., перед началом войны с Испанией, кард. К. Караффа как папский легат участвовал в переговорах с франц. кор. Генрихом II (1547-1559) и в качестве одного из условий соглашения добивался передачи семье Караффа Сиены, находившейся под властью французов и к тому времени осажденной испан. войсками. Кардинал вел неподобающий церковнослужителю образ жизни: увлекался охотой, азартными играми. В 1559 г. П. отстранил его от всех должностей и изгнал его и др. своих родственников из Рима (кроме 19-летнего кард. Альфонсо Караффы (1540-1565), племянника К. Караффы; П. планировал назначить его новым кардиналом-непотом, но не успел). После смерти понтифика К. Караффа принимал участие в конклаве. В 1560 г. по распоряжению нового папы Пия IV (1559-1565) К. Караффу вместе с братом и нек-рыми др. родственниками заключили в тюрьму: кардинала обвинили в ряде преступлений, в т. ч. в убийствах и в ереси, и приговорили к смерти; он был удушен палачом в замке Св. ангела в Риме. За убийство жены был казнен и его брат Джованни. Однако в 1566 г. по распоряжению папы Римского Пия V (1566-1572; до избрания на Папский престол он был членом Конгрегации инквизиции) дело семьи Караффа было пересмотрено: К. Караффу посмертно реабилитировали, членам семьи вернули титулы и владения.

П. был похоронен в базилике св. Петра; в 1566 г. по распоряжению папы Пия V его останки были перенесены в рим. ц. Санта-Мария-сопра-Минерва. Чрезмерная суровость правления П. стала причиной начавшегося после его смерти мятежа в Риме. Восставшие римляне захватили дворец инквизиции, выпустили из тюрьмы заключенных, а сам дворец сожгли. Статую П., стоявшую на Капитолии, скинули за землю и протащили по городским улицам.

Лит.: Gori F. Papa Paolo IV ed i Carafa suoi nepoti giudicati con nuovi documenti // Archivio Storico, Artistico, Archeologico e Letterario della Città e Provincia di Roma. R., 1875. Vol. 1. N 1. P. 23-30; N 3. P. 193-256; 1877. Vol. 2. N 1. P. 47-63; N 3. P. 170-176; N 6. P. 257-265; N 8. P. 302-321; Martinetti G. Papa Paolo IV: Suo nepotismo e la lega per la libertà d'Italia: Con documenti diplomatici inediti // Rivista Europea. N. S. Firenze, 1877. Vol. 4. P. 219-247; Duruy G. Le card. Carlo Carafa (1519-1561): Étude sur le pontificat de Paul IV. P., 1882; Boralevi G. I primi mesi del pontificato di Paolo IV. Livorno, 1888; Ancel R. Paul IV et le Concile // RHE. 1907. Vol. 8. P. 716-741; idem. Le Vaticain sous Paul IV: Contribution à l'histoire du Palais Pontifical // RBen. 1908. Vol. 25. P. 48-71; idem. L'activité réformatrice de Paul IV: Le choix des cardinaux // RQH. 1909. Vol. 43. N 86. P. 67-103; Riess L. Die Politik Paulus IV. und seiner Nepoten: Eine weltgeschichtliche Krisis des XVI. Jh. B., 1909; Segmüller F. Die Wahl des Papstes Paul IV. und die Obedienzgesandtschaft der Eidgenossen // ZSKG. 1909. Bd. 3. S. 1-29, 131-150; idem. Der Krieg Paulus IV. gegen Neapel und der Schweizerzug nach Paliano // Ibid. 1912. Bd. 6. S. 161-186; D'Alençon P. E. Gian Pietro Carafa, vescovo di Chieti (Paolo IV), e la riforma dell'Ordine dei Minori dell'Osservanza // Miscellanea Francescana di Storia, di Lettere, di Arti. R. etc., 1911. Vol. 13. N 2. P. 33-48; N 3. P. 81-92; N 4. P. 112-121; N 5. P. 131-144; Monti G. M. Ricerche su papa Paolo IV Carafa. Benevento, 1925; Paschini P. San Gaetano Thiene, Gian Pietro Carafa e le origini dei chierici regolari teatini. R., 1926; idem. Distruzioni e fortificazioni in Roma nella guerra di Paolo IV // PARA.R. 1932. Vol. 7. P. 69-87; Jedin H. Analekten zur Reformtätigkeit der Päpste Julius III. und Paul IV. // RQS. 1934. Bd. 42. S. 305-332; 1935. Bd. 43. S. 87-156; Veny Ballester A. Paulo IV, Cofundador de la Clerecía religiosa (1476-1559): Trayectoria ejemplar de un papa de la Contrarreforma. Palma de Mallorca, 1976; Simoncelli P. Il caso Reginald Pole: Eresia e santità nelle polemiche religiose del Cinquecento. R., 1977. P. 147-241; Tellechea Idígoras J. I. Pole y Paulo IV: Una célebre Apología inédita del cardenal Inglés (1557) // Idem. Fray Bartolomé Carranza y el card. Pole: Un navarro en la restauración católica de Inglaterra (1554-1558). Pamplona, 1977. P. 201-241; idem. Paulo IV y Carlos V: La renuncia del imperio a debate. Madrid, 2001; Tacchella L. Paolo IV e la nunziatura in Polonia di Luigi Lippomano // Dalla Chiesa antica alla Chiesa moderna / Ed. M. Fois e. a. R., 1983. P. 231-260. (Misc. Historiae Pontificiae; 50); Aubert A. Alle origini della Controriforma: Studi e problemi su Paolo IV // RSLR. 1986. Vol. 22. P. 303-355; idem. La politica annonaria di Roma durante il pontificato di Paolo IV // Archivio Storico Italiano. Firenze, 1986. Vol. 144. N 3. P. 261-288; idem. Paolo IV Carafa nel giudizio della età Controriforma. Città di Castello, 1990; idem. Paolo IV: Politica, inquisizione e storiografia. Firenze, 1999; idem. Paolo IV, papa // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 128-142; Chiomenti Vassalli D. Paolo IV e il processo Carafa: Un caso d'ingiusta giustizia nel Cinquecento. Mil., 1993; Borromeo A. Paul IV // Dictionnaire hist. de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1268-1269; Gleason E. G. Who was the First Counter-Reformation Pope? // CathHR. 1995. Vol. 81. N 2. P. 173-184; Firpo M. Inquisizione romana e Controriforma: Studi sul card. Giovanni Morone e il suo processo d'eresia. Brescia, 20052; Santarelli D. Il papato di Paolo IV nella crisi politico-religiosa del Cinquecento: Le relazioni con la repubblica di Venezia e l'atteggiamento nei confronti di Carlo V e Filippo II. R., 2008-2012. 2 vol.; idem. Paolo IV, papa // Dizionario storico dell'Inquisizione. Pisa, 2010. Vol. 3. P. 1164-1166; Vanni A. «Fare diligente inquisitione»: Gian Pietro Carafa e le origini dei chierici regolari teatini. R., 2010; idem. La carriera di Paolo IV, tra Inquisizione e Ordini Religiosi // Tiempos modernos: Rev. electr. de Historia Moderna. Barcelona, 2018. Vol. 9. N 37. P. 410-433; Brunelli G. Il Sacro Consiglio di Paolo IV. R., 2011; idem. Un falso storiografico: La «Congregazione del Terrore degli Ufficiali di Roma» di Paolo IV // Società e storia. Mil., 2016. Vol. 151. P. 1-32; idem. Paolo IV, le riforme della Curia, gli «Spirituali»: Interrelazioni, riposizionamenti // Tiempos modernos. 2018. Vol. 9. N 37. P. 323-340; Pattenden M. Pius IV and the Fall of the Carafa: Nepotism and Papal Authority in Counter-Reformation Rome. Oxf., 2013. P. 8-33.
Н. И. Алтухова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)