(26.09.1897, Кончезио, близ г. Брешиа, Ломбардия, Италия - 6.08.1978, Кастель-Гандольфо, близ Рима; до избрания папой - Джованни Баттиста Монтини), св. Римско-католической Церкви (пам. 29 мая), папа Римский (с 21 июня 1963). Род. в семье Дж. Монтини (1860-1943), юриста по образованию, который в 1881-1911 гг. руководил католической газ. «Il Cittadino di Brescia»; на выборах 16 нояб. 1919 г. избран членом Палаты депутатов (от основанной в янв. того же года Итальянской народной партии - католич. политической партии, впервые получившей поддержку Папского престола). Джованни Баттиста был средним из 3 сыновей; по причине слабого здоровья он учился на дому. В апр. 1907 г. в возрасте 9 лет впервые побывал в Риме, где семья Монтини была принята папой Римским Пием Х (1903-1914). С 1910 г. Джованни Баттиста регулярно посещал богослужения и участвовал в духовных упражнениях в обители франц. бенедиктинцев в г. Кьяри, близ Брешиа. Осенью 1916 г. он поступил в диоцезальную семинарию (Seminario Sant'Angelo). Из-за проблем со здоровьем был зачислен как слушатель: сначала посещал занятия в семинарии, впосл. обучался на дому. Не будучи связанным семинарской дисциплиной, Монтини по примеру др. членов своей семьи, активно вовлеченных в политическую жизнь, старался участвовать в жизни современного ему итал. общества. Весной 1918 г. он вместе с приятелем основал студенческий ж. «La Fionda» для защиты идеи свободы образования и христ. проповеди среди молодежи (журнал выходил на нерегулярной основе с июня 1918 до нач. 1926). В 1919 г. Монтини вступил в Итальянскую университетскую католич. федерацию (Federazione Universitaria Cattolica Italiana - FUCI).
21 нояб. 1919 г. прошел церемонию облачения в сутану, 30 нояб. получил тонзуру. В последующие неск. месяцев был посвящен в младшие чины, затем в субдиакона, рукоположен во диакона. 29 мая 1920 г. в кафедральном соборе г. Брешиа еп. Джачинто Гаджиа рукоположил Монтини во пресвитера. 30 мая он отслужил свою 1-ю мессу в брешианском санктуарии Пресв. Девы Марии. Епископ направил Монтини в Рим для продолжения образования.
В Риме Монтини поступил сразу в 2 ун-та: на философский фак-т папского Григорианского университета и, имея особое разрешение от епископа, на гуманитарный фак-т рим. ун-та Сапиенца. В кон. 1921 г. по протекции друга семьи он был представлен субституту Гос. секретариата монсеньору Джузеппе Пиццардо, к-рый предложил юноше продолжить учебу в Папской академии церковной знати, готовящей дипломатические кадры. 20 нояб. 1921 г. Монтини был официально зачислен в академию; изучал там дипломатию, право и церковную историю. В 1922 г. он успешно сдал выпускные экзамены в Григорианском ун-те и в ун-те Сапиенца. 9 дек. того же года в Миланской ДС защитил диссертацию по каноническому праву. В мае 1923 г. был назначен в нунциатуру в Варшаве, в июне 1923 г. прибыл туда в должности атташе. Однако дипломатическая служба в Польше оказалась для него короткой: по просьбе отца, опасавшегося, что местный климат неблагоприятно скажется на его здоровье, ему было разрешено вернуться (2 окт. 1923).
В дек. 1923 г. благодаря покровительству Пиццардо Монтини был назначен духовником (assistente ecclesiastico) рим. отд-ния Итальянской университетской католич. федерации; он совмещал эту деятельность с учебой в Папской академии церковной знати. В следующем году он получил должность в Римской курии: 24 окт. 1924 г. приступил к исполнению обязанностей сопроводителя (addetto) в Гос. секретариате. 9 апр. 1925 г. занял пост минутанта во 2-м отделе Гос. секретариата (отдел возглавлял покровительствовавший ему Пиццардо).
Активной работой среди студентов Монтини привлек к себе внимание папы Римского Пия XI (1922-1939). В окт. 1925 г. папа назначил его духовником всей Итальянской университетской католич. федерации и поставил перед ним задачу максимально деполитизировать эту организацию, разорвать ее связь с Итальянской народной партией, оппозиционной режиму Б. Муссолини. 19 окт. 1925 г. Пий XI пожаловал Монтини титул сверхштатного тайного камергера.
Сформулированная папой политическая задача была непростой, т. к. члены Итальянской университетской католич. федерации находились в конфронтации с режимом Муссолини, среди студентов-католиков наблюдалось недовольство политикой Папского престола, нацеленной на соглашение с фашистским правительством Италии. Свою задачу Монтини видел в том, чтобы переключить внимание молодых католиков на углубление личного благочестия, максимально вывести их из сферы политики, что позволило бы, с одной стороны, облегчить переговоры Папского престола с итал. правительством, а с др. стороны, развивать внутренний потенциал молодежного католич. движения. Требование деполитизации касалось и сторонников режима Муссолини: членам Итальянской университетской католической федерации запрещалось состоять в профашистских студенческих союзах. Демократический стиль работы Монтини вызывал недовольство не только фашистских властей, но и ряда церковных иерархов, что привело к его отставке с занимаемой в федерации должности (12 марта 1933).
В июне 1931 г. Монтини выполнил секретное поручение Пия XI: опасаясь препятствий со стороны фашистских властей, папа распорядился тайно доставить в нунциатуры в Мюнхене и Берне для дальнейшей публикации текст энциклики «Non abbiamo bisogno», осуждавшей политику Муссолини в отношении итал. католич. орг-ций. 8 июля 1931 г. Монтини было пожаловано достоинство прелата папского двора, в 1932 г. он поселился в Ватикане, получив подданство этого гос-ва. 2 июля 1931 г. он получил должность главного минутанта 2-го отдела Гос. секретариата. Папским бреве от 24 сент. 1936 г. в дополнение к обязанностям в Гос. секретариате он был назначен прелатом-референдарием верховного трибунала Апостольской сигнатуры. Монтини вел и преподавательскую деятельность: в 1931-1937 гг. в папском Латеранском атенеуме он преподавал историю папской дипломатии, в 1934/35 г. прочел краткий курс введения в догматическое богословие.
16 дек. 1937 г. папа Пий XI назначил Монтини субститутом Гос. секретариата и секретарем шифра. В этой должности он стал одним из 2 помощников гос. секретаря кард. Эудженио Пачелли (папа Римский Пий XII в 1939-1958) (2-м помощником был Доменико Тардини, секретарь по чрезвычайным церковным делам). В качестве действительного тайного камергера Монтини вошел в состав папской Тайной палаты (Camera Secreta). 24 дек. 1937 г. папа Пий XI назначил его советником верховной Конгрегации Sanctum Officium и Консисториальной конгрегации, 10 мая 1938 г. пожаловал ему достоинство апостольского протонотария ad instar participantium, т. е. приравненного к действительным. В должности субститута Монтини был включен в состав папской капеллы и комиссии «Pro Russia»
. После избрания кард. Э. Пачелли на Папский престол Монтини сохранил все занимаемые посты. В авг. 1939 г., накануне начала второй мировой войны, он подготовил черновой проект обращения Пия XII к миру «Un'ora grave», с к-рым папа выступил по радио 24 авг. 1939 г., призывая сделать все возможное для предотвращения военных действий (AAS. 1939. Vol. 31. P. 333-335).
В годы войны Монтини оставался в Ватикане. Ему было поручено руководство созданной в самом начале войны Информационной службой (Ufficio Informazioni), к-рая подготавливала для радио Ватикана информацию о военнопленных и их семьях (в 1940-1946 было передано более миллиона таких сообщений). В нояб. 1941 г. Монтини возглавил комиссию, занимавшуюся доставкой медикаментов военнопленным. Также он выступил посредником в переговорах итал. королевского двора, желавшего сепаратного выхода Италии из войны, со странами антигитлеровской коалиции. В период нем. оккупации Рима (1943-1944) участвовал в организации помощи евр. населению города.
После кончины гос. секретаря кард. Луиджи Мальоне (22 авг. 1944) папа Пий XII не стал назначать его преемника, а взял на себя исполнение этих обязанностей, что привело к тому, что секретарь по чрезвычайным церковным делам Д. Тардини и субститут Дж. Б. Монтини стали его ближайшими помощниками во внешней и внутренней церковной политике в послевоенные годы, когда Римско-католической Церкви было необходимо выработать свою позицию в новых политических условиях: с одной стороны, наблюдался рост коммунистического влияния в традиц. католич. странах, с другой - в странах «советского блока» католики подвергались преследованиям гос. властей. 29 нояб. 1952 г. Пий XII назначил Тардини и Монтини гос. просекретарями, исполнявшими обязанности гос. секретаря (Тардини стал гос. просекретарем по чрезвычайным делам, Монтини - гос. просекретарем по общим делам).
1 нояб. 1954 г. папа Пий XII назначил Монтини архиепископом Милана, что прерывало его служение в Римской курии и удаляло от Ватикана. Такое перемещение тем не менее нельзя рассматривать как немилость со стороны понтифика. В Ватикане Монтини никогда не был самостоятельной фигурой и являлся лишь исполнителем воли Пия XII, когда тот руководил Гос. секретариатом после 1944 г. Но с нач. 50-х гг. XX в. папа по состоянию здоровья практически отошел от управления Церковью, которое сосредоточилось в руках 5 куриальных кардиналов (т. н. Ватиканский пентагон). Судя по всему, Пий XII считал Монтини человеком, близким себе по духу, и с большой долей вероятности хотел видеть его своим преемником на Папском престоле, понимая, что с кардинальской должности в Римской курии его вряд ли могли избрать папой на ближайшем конклаве. Во главе Миланского архиеп-ства он имел возможность получить опыт в пастырской деятельности и в управлении крупным диоцезом, что могло значительно повысить его шансы на избрание. Более того, Пий XII назначил Монтини на кафедру, к-рую до избрания на Папский престол занимал его предшественник папа Римский Пий XI (в его честь Пий XII взял папское имя), и такое назначение представляло собой открытый намек на возможное преемство.
12 дек. 1954 г. в ватиканской базилике св. Петра кард. Эжен Тиссеран, декан коллегии кардиналов, рукоположил Монтини во епископа. Во время церемонии было передано приветствие папы Пия XII, к-рый по состоянию здоровья не смог лично совершить хиротонию. Епископским (а позже кардинальским и папским) девизом Монтини стали слова «In nomine Domini» (лат.- «Во имя Господне»). Церемония вступления архиепископа в должность (ингресс) была проведена в Милане на праздник Богоявления, 6 янв. 1955 г. Консисториальное утверждение Монтини на Миланской кафедре состоялось 9 июня 1958 г.
Возглавив одно из крупнейших католич. архиеп-ств в мире, Монтини в своей деятельности охватил не только церковную, но и социально-политическую сферы жизни вверенной ему многомиллионной паствы. Он посещал как приходы и мон-ри, так и больницы и заводы. По его благословению строились новые церкви (за годы его пребывания на Миланской кафедре в архиеп-стве было возведено более 70 храмов). Велась социальная работа среди малоимущих слоев общества. 5-24 нояб. 1957 г. в Милане прошли т. н. миссионерские дни: более 20 епископов и более тысячи священников и монахов выступили с проповедями в храмах, школах, торговых центрах, больницах, адм. учреждениях и др. общественных местах города.
После смерти Пия XII новый папа Римский Иоанн XXIII (1958-1963) на консистории 15 дек. 1958 г. возвел Монтини в достоинство кардинала-пресвитера. В тот же день он был назначен в Консисториальную конгрегацию, Конгрегацию чрезвычайных церковных дел и Конгрегацию образования, членство в к-рых для него, находящегося на служении за пределами Рима, было формальным. 18 дек. 1958 г. Монтини получил титулярную кардинальскую ц. святых Сильвестра и Мартина (Санти-Сильвестро-э-Мартино-аи-Монти). 18 февр. 1959 г. он вошел в состав Конгрегации Собора.
Архиепископ совершил неск. зарубежных поездок, где ознакомился с жизнью католиков, встретился с местными церковными иерархами и политиками. В июне 1960 г. он посетил США и Бразилию, весной 1961 г. побывал в Ирландии, а в июле-авг. 1962 г.- в странах Африки; в ЮАР Монтини отказался от встречи с местными властями из-за проводимой ими политики апартеида.
В ходе подготовки к Ватиканскому II Собору (1962-1965) Монтини был назначен членом Центральной подготовительной комиссии, в рамках к-рой он состоял в организационно-технической комиссии. В сент. 1962 г. он и еще 5 кардиналов составили Секретариат Собора по чрезвычайным вопросам. Задача Секретариата состояла в предварительном рассмотрении вопросов, не вошедших в подготовительные схемы, а также вопросов, к-рые могли быть поставлены участниками Собора или относились к компетенции сразу неск. соборных комиссий. Монтини принял участие в церемонии открытия II Ватиканского Собора и в работе его 1-й сессии (11 окт.- 8 дек. 1962). Во время этой сессии он занял осторожную позицию: в спорах между сторонниками церковных реформ и представителями католич. традиционализма не поддержал ни одну из сторон. 28 марта 1963 г. был включен в комиссию по ревизии кодекса канонического права.
После кончины Иоанна XXIII Монтини 19-21 июня 1963 г. принял участие в конклаве, на который собрались 80 из имевшихся на тот момент 82 кардиналов. Кандидатом консерваторов на конклаве считался кард. Джузеппе Сири, его основным противником - кард. Джакомо Леркаро, поборник церковных преобразований. Избрание этих кандидатов было обоюдно заблокировано их противниками, и кандидатура Монтини рассматривалась как идеальный компромисс: сторонники реформ, начатых в понтификат Иоанна XXIII, видели в нем близкого им по духу иерарха, готового решать проблемы совр. общества; консерваторы же знали его как ближайшего сотрудника папы Пия XII, исполнителя его воли и опытного сотрудника Римской курии. Причем обе группы - и консерваторы, и сторонники реформ - не считали Монтини сильным независимым лидером и были уверены в том, что смогут в случае его избрания проводить свою церковную политику. В 6-м туре голосования Монтини набрал необходимое количество голосов, и ок. полудня 21 июня кард. Альфредо Оттавиани объявил об избрании кард. Дж. Б. Монтини папой Римским и о выбранном им имени.
Как папа Римский П. традиционно занял должности префектов верховной Конгрегации Sanctum Officium, Консисториальной конгрегации и Конгрегации Восточной Церкви. Он не стал менять гос. секретаря, подтвердив полномочия кард. Амлето Джованни Чиконьяни, занимавшего эту должность при Иоанне XXIII. Личным секретарем нового папы стал Паскуале Макки (он был секретарем Монтини, когда тот возглавлял Миланское архиеп-ство).
В воскресенье 30 июня 1963 г. кард. А. Оттавиани совершил торжественную коронацию нового папы, к-рая состоялась не в базилике, а на площади св. Петра. Папская коронация тиарой стала последней в истории Римско-католической Церкви. Торжественный ингресс П. как епископа Рима в Латеранской базилике был отложен на 4 месяца и состоялся только во время 3-й сессии II Ватиканского Собора, в воскресенье 10 нояб. 1963 г.
Уже на следующий день после избрания, 22 июня 1963 г., П. из Сикстинской капеллы обратился ко всей католич. Церкви с радиопосланием «Qui fausto die». Папа заявил, что считает наиболее важной частью своей деятельности на Папском престоле продолжение II Ватиканского Собора (AAS. 1963. Vol. 55. P. 570-578). 27 июня было объявлено об открытии 2-й сессии Собора 29 сентября. В выступлении «Voi avete» перед итал. духовенством (6 сент. того же года) П. определил, что девизом Римско-католической Церкви на ближайшее будущее станет слово «обновление» (см. «Aggiornamento») (Ibid. P. 750-755).
На открытии 2-й сессии Собора папа выступил с аллокуцией «Salvete, fratres in Christo», прочитанной на латыни, но завершенной кратким обращением сначала на греч. языке, а затем - «к христианам славянских народов» - на русском. Помимо необходимости обновления католич. Церкви П. говорил о стремлении к достижению единства между всеми христианами, а также об открытости католич. Церкви к диалогу со всем миром (Ibid. P. 841-859). Работа 2-й сессии завершилась 4 дек.; были подписаны 2 принятых Собором документа: конституция о литургии «Sacrosanctum Concilium», ставшая основой для последующих литургических реформ, и декрет о средствах социальной коммуникации «Inter mirifica».
В изданной в период между соборными сессиями энциклике «Ecclesiam suam» от 6 авг. 1964 г. (AAS. 1964. Vol. 56. P. 609-659) П. изложил модель новой пастырской коммуникации, заявив о необходимости диалога Церкви с совр. миром - со всеми христианами, а также с теми, кто исповедуют иудаизм, ислам и др. религии. Однако, если в этой энциклике П., продолжив линию папы Римского Пия XII, изложил традиц. католич. учение, согласно которому единственной истинной Церковью является католич. Церковь, то в принятой 19 нояб. 1964 г. на 3-й сессии Собора догматической конституции «Lumen gentium» содержался отход от признания тождественности этих понятий, утверждалось, что Церковь Христова «пребывает в католической Церкви» (CVatII. LG. 8).
14 сент. 1964 г. папа открыл 3-ю сессию II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «In signo Sanctae Crucis» (AAS. 1964. Vol. 56. P. 805-816). В аллокуции «Post duos menses» (Ibid. P. 1007-1018), произнесенной в день закрытия соборной сессии (21 нояб. 1964), П. утвердил новое офиц. католич. учение о Деве Марии как Матери Церкви (Beatae Virginis gloriam ad nostramque solacium, Mariam Sanctissimam declaramus Matrem Ecclesiae - Ibid. P. 1015). 21 нояб. П. подписал принятые Собором документы: конституцию «Lumen gentium», декрет о Восточных католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum» и декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio».
Последнюю, 4-ю сессию II Ватиканского Собора 14 сент. 1965 г. папа открыл аллокуцией «In hoc laetamur» (AAS. 1965. Vol. 57. P. 794-805). На этой сессии были приняты и подписаны П. 11 соборных документов: догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (18 нояб.), пастырская конституция «Gaudium et spes» (7 дек.), декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» (28 окт.), декрет о монашестве «Perfectae caritatis» (28 окт.), декрет о духовном образовании и подготовке священства «Optatam totius» (28 окт.), декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (18 нояб.), декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes divinitus» (7 дек.), декрет о священническом служении «Presbyterorum ordinis» (7 дек.), декларация о христ. воспитании «Gravissimum educationis» (28 окт.), декларация об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям «Nostra aetate» (28 окт.), декларация о религ. свободе «Dignitatis humanae» (7 дек.). 8 дек. 1965 г. П. завершил работу II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «Ascolterete tra poco» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 5-8).
Motu proprio «Finis Concilio Oecumenico Vaticano» от 3 янв. 1966 г. П. учредил 6 постсоборных комиссий: по делам епископов и управлению диоцезами, по делам монашествующих, по делам миссий, по вопросам христ. образования, по делам мирян, а также центральную комиссию по координации постсоборных работ и интерпретации соборных документов.
За время 15-летнего понтификата П. издал 7 энциклик: 3 - во время II Ватиканского Собора, 4 - в первые 3 года после его завершения. И далее в течение более чем 10 лет папа ни разу не обратился к Церкви с окружным посланием. Издав энциклику «Ecclesiam suam» в период между 3-й и 4-й соборными сессиями, П. выпустил сначала энциклику «Mense maio» от 29 апр. 1965 г., посвященную Пресв. Деве Марии и Ее особому почитанию в мае (AAS. 1965. Vol. 57. P. 353-358), а затем энциклику «Mysterium fidei» от 3 сент. 1965 г. (Ibid. P. 753-774), для обнародования к-рой он выбрал день памяти папы Римского католич. св. Пия X (1903-1914). В этом окружном послании П. защищал традиц. учение Римско-католической Церкви о мессе и таинстве Евхаристии от наиболее радикальных нападок сторонников обновления. П. указал на недопустимость: принижения частной (без народа) мессы по отношению к публичной (с народом); учения о том, что оставшиеся после мессы освящённые гостии более не являются Телом Христовым; подмены католич. учения о пресуществлении иными толкованиями.
В энциклике «Christi Matri» от 15 сент. 1966 г. (AAS. 1966. Vol. 58. P. 743-749) П. указал католикам на традиц. почитание Пресв. Девы Марии и чтение розария в октябре, а также остановился на проблеме защиты мира, напомнив о своем выступлении в ООН (4 окт. 1565) и призвав положить конец кровопролитной войне на «востоке Азии» (подразумевалась война во Вьетнаме) и гонке ядерных вооружений.
26 марта 1967 г. П. издал энциклику «Populorum progressio» (AAS. 1967. Vol. 59. P. 257-299), посвященную социальному учению католич. Церкви. Папа Римский указал на то, что в наст. время социальная проблематика стала глобальной, поскольку сложившаяся в мире ситуация, когда привилегированные слои населения наслаждаются всеми благами цивилизации, в то время как широкие массы людей лишены не только достойных человеческих условий, но и возможности вырваться из сложившегося положения, способствует возникновению и распространению тоталитарных идеологий. П. отметил необходимость экономических реформ и даже отказа от неприкосновенности частной собственности и возможности силового воздействия для ликвидации тираний. Энциклика была позитивно встречена левыми политическими партиями и католич. движениями, особенно в Лат. Америке. Текст папской энциклики был опубликован даже на коммунистической Кубе.
В изданном 24 июня 1967 г. окружном послании «Sacerdotalis caelibatus» (AAS. 1967. Vol. 59. P. 657-697) П. развеял ожидания сторонников радикальных церковных преобразований, что в Римско-католической Церкви может быть сделан отход от обязательной практики священнического целибата для клира лат. обряда.
В воскресенье 30 июня 1968 г. перед базиликой св. Петра папа огласил motu proprio «Sollemnis professio fidei» (AAS. 1968. Vol. 60. P. 433-446), к-рое содержало развернутое исповедание веры. Оно стало ответом П. на дискуссии вокруг опубликованного с одобрения Нидерландской католич. епископской конференции «Голландского катехизиса», в к-ром отрицались или аллегорически объяснялись мн. положения христ. вероучения (девственное рождение Христа, Его Воскресение и Вознесение, посмертное состояние души и др.).
25 июля 1968 г. была издана получившая наибольший резонанс энциклика «Humanae vitae» (Ibid. P. 481-503), в которой четко сформулирована позиция П. в вопросах брака и контроля за рождаемостью. Подчеркнув необходимость твердо придерживаться традиц. учения католич. Церкви, он указал на то, что Церковь обладает правом предписывать всем католикам необходимые моральные ограничения в этом вопросе и что любые формы контрацепции, за исключением естественных биологических ритмов,- абсолютно недопустимы и запрещены. Энциклика вызвала разочарование у мн. либерально настроенных католиков, но и не привела к росту популярности П. среди католиков-традиционалистов, не готовых принять проводимые им реформы др. сфер жизни католич. Церкви.
В понтификат П. реформированию подвергся порядок совершения всех 7 таинств. Наиболее радикальные изменения претерпели чинопоследования таинств Рукоположения и Евхаристии. Еще во время работы II Ватиканского Собора, 29 февр. 1964 г., папа учредил Совет по реализации конституции о священной литургии (Consilium ad exsequendam Constitutionem de Sacra Liturgia), председателем которого был назначен архиепископ Болоньи кард. Дж. Леркаро. Фактическим же руководителем стал секретарь этого Совета Аннибале Буньини. 26 сент. 1964 г. Совет совместно с Конгрегацией обрядов, где Буньини состоял субсекретарем по литургическим вопросам, выпустили инструкцию «Inter oecumenici» (AAS. 1964. Vol. 56. P. 877-900) с подробным описанием изменений в чинопоследовании таинств в соответствии с соборной конституцией. Таинства Крещения, Конфирмации, Помазания больных, Покаяния, Брака, а также обряд причащения и частично мессу отныне было можно совершать на национальных языках; месса могла служиться лицом к народу, многие ее составляющие части в начале и при завершении были упразднены. 7 марта 1965 г. был принят генеральный декрет «Ecclesiae semper» (AAS. 1965. Vol. 57. P. 410-412), к-рый содержал разрешение на сослужение (концелебрацию) священников и причащение мирян под обоими видами. Согласно 2-й инструкции «Tres abhinc annos», изданной 4 мая 1967 г. (AAS. 1967. Vol. 59. P. 442-448), на национальные языки надлежало перевести все богослужение, в т. ч. канон мессы, обряды рукоположения и публичное чтение бревиария; отменялось использование нек-рых богослужебных облачений. 23 мая 1968 г. вышли «Нормы использования Евхаристических молитв», составленные Конгрегацией обрядов. Согласно этому документу, разрешалось использование как традиционного рим. канона, так и 3 альтернативных евхаристических молитв (Documents on the Liturgy. 1982. N 242).
Окончательно разграничила традиционный и реформированный обряды апостольская конституция «Pontificalis Romani» от 18 июня 1968 г. (AAS. 1968. Vol. 60. P. 369-373), к-рая ввела новое чинопоследование епископских, пресвитерских и диаконских рукоположений (новое чинопоследование вводилось как единственно обязательное с 6 апр. 1969 - декрет Конгрегации обрядов «Per Constitutionem Apostolicam» от 15 авг. 1968).
К 1-й генеральной ассамблее Синода епископов, заседавшей в Ватикане 29 сент.- 29 окт. 1967 г., Совет по реализации конституции о священной литургии подготовил проект т. н. нормативной мессы, к-рая должна была заменить традиц. лат. мессу. После сделанных замечаний проект был доработан. 3 апр. 1969 г. апостольской конституцией «Missale Romanum» с 1-го воскресенья Адвента вводился новый Миссал с новым чинопоследованием мессы (Novus Ordo) (AAS. 1969. Vol. 61. P. 217-222). С 1 янв. 1970 г. П. ввел новый литургический календарь (motu proprio «Mysterii Paschalis» от 14 февр. 1969 - Ibid. P. 222-226).
Апостольской конституцией «Laudis сanticum» от 1 нояб. 1970 г. (AAS. 1971. Vol. 63. P. 527-535) Римский Бревиарий был заменен Литургией часов, не содержащей традиционного суточного богослужебного круга; вскоре она была переведена на национальные языки, к-рые вытеснили в католич. богослужении латынь.
Последнее заседание Совета по реализации конституции о священной литургии состоялось 10 апр. 1970 г. На нем П. выступил с аллокуцией «Gaudemus sane vos», поблагодарив за проделанную работу членов Совета и экспертов, в т. ч. представителей различных протестант. церквей (AAS. 1970. Vol. 62. P. 272-274).
21 сент. 1963 г. папа объявил о намерении провести реформу Римской курии (аллокуция «Quali siano» - AAS. 1963. Vol. 55. P. 793-800). Реформирование планировалось осуществлять постепенно по 3 направлениям: 1) создание новых подразделений курии; 2) упразднение ряда традиц. учреждений; 3) реформирование и придание нового статуса прежним куриальным дикастериям.
Во исполнение принятого II Ватиканским Собором декрета «Inter mirifica» на основе действующей с понтификата Пия XII папской комиссии по кинематографии, радио и телевидению П. учредил новую папскую комиссию по социальной коммуникации (motu proprio «In fructibus multis» от 2 апр. 1964 - AAS. 1964. Vol. 56. P. 289-293).
Апостольским посланием «Progrediente Concilio Oecumenico» от 19 мая 1964 г. (Ibid. P. 560) папа учредил Секретариат по делам нехристиан (Secretariatus pro non Christianis), к-рый возглавил кард. Паоло Марелла. В апр. 1965 г. был создан Секретариат по делам неверующих (Secretariatus pro non credentibus) во главе с кард. Францем Кёнигом, одним из наиболее активных сторонников обновления Римско-католической Церкви. Задачей этого секретариата стало налаживание диалога с коммунистическими странами и с прокоммунистическими движениями в странах Запада.
Motu proprio «Integrae servandae» от 7 дек. 1965 г. (AAS. 1965. Vol. 57. P. 952-955) П. радикально реформировал главную дикастерию Римской курии - верховную Конгрегацию Sanctum Officium. Конгрегация утратила статус верховной дикастерии и была переименована в Конгрегацию вероучения. Должность префекта по-прежнему оставалась за папой Римским, но уже 9 февр. 1966 г. секретарь Конгрегации кард. А. Оттавиани был назначен исполняющим обязанности префекта (пропрефектом), тогда как П. числился префектом.
Во исполнение соборного декрета «Apostolicam actuositatem» motu proprio «Catholicam Christi Ecclesiam» от 6 янв. 1967 г. (AAS. 1967. Vol. 69. P. 25-28) папа учредил Совет по делам мирян. Этим же документом в рамках Совета по делам мирян была образована папская комиссия «Iustitia et pax» (Справедливость и мир), к-рая должна была заниматься разработкой социального учения Римско-католической Церкви. Позднее П. придал этой комиссии статус независимой дикастерии (motu proprio «Iustitiam et pacem» от 10 дек. 1976 - AAS. 1976. Vol. 68. P. 700-703).
Основной этап реформы Римской курии был осуществлен после принятия апостольской конституции «Regimini Ecclesiae universae» от 15 авг. 1967 г. (AAS. 1967. Vol. 69. P. 885-928), опиравшейся на указание соборного декрета «Christus Dominus». При Гос. секретариате был создан Совет по общественным делам Церкви (Sacrum Consilium pro Publicis Ecclesiae negotiis), заменивший собой Конгрегацию чрезвычайных церковных дел, к-рая была упразднена. Конгрегация Восточной Церкви стала Конгрегацией по делам Восточных Церквей, а Консисториальная конгрегация - Конгрегацией по делам епископов. Конгрегация Собора стала Конгрегацией по делам духовенства, Конгрегация по делам монашествующих - Конгрегацией по делам монашествующих и светских институтов, Конгрегация пропаганды веры - Конгрегацией евангелизации народов. Конгрегация церемониала была упразднена, ее функции отошли к префектуре папского дворца, включившей в себя также упраздненные службы мажордома (префекта Апостольского дворца) и префекта тайных папских покоев. Конгрегация собора св. Петра перестала быть конгрегацией, войдя в число дворцовых служб. Была создана администрация церковного имущества Папского престола, к-рая объединила существовавшие до этого специальную администрацию и администрацию имущества Папского престола. Также были учреждены новые ведомства: префектура экономических дел Папского престола и центральная служба церковной статистики (Generale Ecclesiae Rationarium).
В последующие годы понтификата П. новая структура Римской курии подверглась дальнейшему реформированию. 27 февр. 1973 г. была упразднена одна из древнейших дикастерий Римской курии - Апостольская канцелярия, ее функции переданы Гос. секретариату (motu proprio «Quo aptius» - AAS. 1973. Vol. 65. P. 113-116). Конгрегация обрядов была разделена на Конгрегацию богослужения и Конгрегацию по канонизации святых (апостольская конституция «Sacra Rituum congregatio» от 8 мая 1969 - AAS. 1969. Vol. 61. P. 297-305). 11 июля 1975 г. П. объединил Конгрегацию богослужения и Конгрегацию дисциплины таинств в единую Конгрегацию богослужения и таинств (апостольская конституция «Constans nobis» - AAS. 1975. Vol. 67. P. 417-420). Для координации деятельности каритативных католич. орг-ций 15 июля 1971 г. П. учредил папский совет «Cor unum» (Единым сердцем) (апостольское послание «Amoris officio» - AAS. 1971. Vol. 63. P. 669-673). 11 янв. 1973 г. был создан комитет по делам семьи (AAS. 1973. Vol. 65. P. 60).
П. радикально обновил состав руководителей дикастерий, отправив на покой значительное число старых куриальных кардиналов, в т. ч. Оттавиани, под началом которого долго работал в Гос. секретариате, и Пиццардо, покровительствовавшего ему в начале карьеры. 30 апр. 1969 г. ушел на покой гос. секретарь кард. А. Дж. Чиконьяни. 2 мая на его место был назначен кард. Жан Вийо, который оставался на этой должности до конца понтификата П. и при его преемниках; вместе с занимавшим в 1967-1977 гг. пост субститута архиеп. Джованни Бенелли он стал одной из ключевых фигур в реализации реформ, проводимых в понтификат П.
За 15 лет понтификата П. возвел в кардинальское достоинство 144 чел. (имя одного из них, возведенного in pectore, было объявлено уже после его смерти), 3 из них впосл. стали папами Римскими: Альбино Лучани (папа Иоанн Павел I в авг.-сент. 1978), Кароль Войтыла (папа Иоанн Павел II в 1978-2005) и Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI в 2005-2013). При П. коллегия кардиналов претерпела принципиальные изменения. Motu proprio «Ad purpuratorum patrum» от 11 февр. 1965 г. (AAS. 1965. Vol. 57. P. 295-296) П. отменил более чем 1000-летнюю традицию обязательной принадлежности всех кардиналов к рим. духовенству. Отныне возводимые в кардинальское достоинство патриархи Восточных католич. Церквей не получали ни титулярных храмов, ни субурбикарных кафедр и не включались тем самым в рим. клир. Motu proprio «Ingravescentem aetatem» от 21 нояб. 1970 г. (AAS. 1970. Vol. 62. P. 810-813) П. предписал, что с 1 янв. 1971 г. все кардиналы, достигшие на момент начала конклава 80-летнего возраста, утрачивают право участия в выборах папы Римского. Кроме того, кардиналы, достигнув 80 лет, автоматически теряют свое членство в дикастериях Римской курии, а те кардиналы, к-рые занимали в них руководящие должности, должны подавать прошение об отставке по достижении 75 лет. Это решение разделило кардиналов на выборщиков и почетных членов коллегии.
П. рассматривал возможность расширить число выборщиков папы и лишить т. о. кардиналов права быть единственными выборщиками Римского понтифика. В консисториальной аллокуции «Fratres Nostri» от 5 марта 1973 г. (AAS. 1973. Vol. 65. P. 161-165) он объявил о находящемся у него на рассмотрении вопросе об участии в следующих выборах папы не только кардиналов, но и не имеющих кардинальского достоинства вост. католич. патриархов и тех епископов, к-рые являются членами Генерального секретариата Синода епископов. О намерении расширить число выборщиков папы П. говорил 24 марта 1973 г. перед членами Генерального секретариата Синода епископов (аллокуция «Gaudemus sane» - Ibid. P. 247-249). Однако такое решение, противоречащее традиции выбора папы Римского только кардиналами, принято не было. Апостольской конституцией «Romano Pontifici eligendo» от 1 окт. 1975 г. П. подтвердил право кардиналов быть единственными выборщиками папы Римского и закрепил максимально возможное число кардиналов-выборщиков - 120 чел. вместо традиционных 70 (AAS. 1975. Vol. 67. P. 622).
В самом начале понтификата П. отменил многовековую традицию, идущую от католич. св. Франциска Ассизского, назначать кардиналов-протекторов монашеских орденов и религ. конгрегаций. Это решение было оформлено указанием Гос. секретариата от 28 апр. 1964 г.
15 сент. 1965 г. П. учредил Синод епископов для вселенской Церкви (Synodus Episcoporum pro universa Ecclesia) (motu proprio «Apostolica Sollicitudo» - AAS. 1965. Vol. 57. P. 775-780). 29 сент.- 29 окт. 1967 г. в Ватикане состоялась 1-я генеральная ассамблея Синода. Тема ассамблеи - «Сохранение и укрепление католической веры». Обсуждалась необходимость создания Международной богословской комиссии и реформирования Кодекса канонического права. 11 апр. 1969 г. П. учредил Международную богословскую комиссию, действующую в рамках Конгрегации вероучения (AAS. 1969. Vol. 61. P. 540-541). На 1-й генеральной ассамблее был рассмотрен проект введения нового обряда мессы.
В понтификат П. генеральные ассамблеи Синода епископов собирались еще 4 раза. 11-28 окт. 1969 г. была созвана 1-я чрезвычайная генеральная ассамблея Синода епископов, на к-рой рассматривался вопрос о взаимодействии между Папским престолом и национальными епископскими конференциями. Тема 2-й генеральной ассамблеи (30 сент.- 6 нояб. 1971) - «Священническое служение и справедливость в мире». Участники ассамблеи поддержали традиц. католич. учение о целибате, на соблюдении к-рого настаивал П. в энциклике «Sacerdotalis coelibatus» и к-рое было поставлено под сомнение епископатом Нидерландов. Тема 3-й генеральной ассамблеи (27 сент.- 26 окт. 1974) - «Евангелизация в современном мире». По результатам работы Синода 8 дек. 1975 г. П. выпустил апостольскую экзортацию «Evangelii nuntiandi» (AAS. 1976. Vol. 68. P. 5-76). Четвертая генеральная ассамблея (30 сент.- 29 окт. 1977) была посвящена катехизации, но П. не успел подготовить заключительный документ ассамблеи (это сделал папа Римский Иоанн Павел II в 1979).
П. начал использовать телеобращения (nuntius radiotelevisificus). В самом начале понтификата, 26 сент. 1963 г., он записал 1-е такое послание - «Each year», адресованное ректору, преподавателям и студентам Джорджтаунского ун-та в Вашингтоне (текст см.: AAS. 1963. Vol. 55. P. 881-882).
13 нояб. 1964 г., во время заседания II Ватиканского Собора, в базилике св. Петра в присутствии соборных отцов П. покинул папский трон и перенес принадлежавшую ему тиару на алтарь. Генеральный секретарь Собора кард. Перикле Феличи объявил, что этот акт представляет собой благотворительное пожертвование папы, направленное на привлечение мирового внимания к проблемам бедности. Пожертвованная тиара была изготовлена по заказу Миланского архидиоцеза в связи с избранием П. на Папский престол. Выставленная на продажу тиара выкуплена амер. католиками и в наст. время хранится в Вашингтоне.
Революционным для католич. епископата стало папское motu proprio «Ecclesiae Sanctae» от 6 авг. 1966 г. (AAS. 1966. Vol. 58. P. 757-787). Документ предписывал всем диоцезальным епископам подавать в отставку по достижении 75 лет. Принимая этот закон, П. указал, что лишь исполняет предписание соборного декрета «Christus Dominus». Однако декрет предусматривал отставку епископов только в том случае, если они из-за преклонного возраста или по др. причине не справлялись со служебными обязанностями (CVatII. CD. 21; практика ухода с кафедры по немощи не была принята до II Ватиканского Собора: ранее неспособный к управлению епископ оставался на кафедре, но, как правило, получал епископа-коадъютора, к-рый и занимался всеми делами). Решение П. об отставке всех епископов, достигших возраста 75 лет, независимо от состояния здоровья, имело целью усиление контроля за епископатом со стороны Папского престола. 75-летний возрастной лимит устанавливался и для настоятелей приходов. Данный закон был введен в действие 11 окт. 1966 г.
Была проведена реформа папского дома (Casa Pontificia), определены новый состав и порядок функционирования папской капеллы (Capella Pontificia), упразднены многие традиционно существовавшие должности (motu proprio «Pontificalis Domus» от 28 марта 1968 - AAS. 1968. Vol. 60. P. 305-315).
В 1970 г. радикальному сокращению подверглись подчиненные папе вооруженные формирования. К этому времени они состояли из палатинской гвардии, дворянской гвардии (28 марта 1968 переименована в почетную гвардию), швейцар. гвардии и папской жандармерии. Посланием «Nella sua qualitа» от 14 сент. 1970 г. на имя гос. секретаря кард. Ж. Вийо были упразднены все подведомственные Папскому престолу военные формирования, за исключением швейцар. гвардии, ставшей с этого времени единственным армейским подразделением на службе у папы Римского (в 2002 создан корпус жандармерии Ватикана, но он имеет статус гражданской, а не военной орг-ции).
Еженедельно по средам (за редкими исключениями связанными, как правило, с отсутствием папы в Риме) П. проводил генеральные аудиенции для народа (обычно на площади св. Петра). Для встреч в закрытом помещении в 1964 г. на юж. границе Ватикана было начато строительство «зала аудиенций Павла VI» (Aula Paolo VI) по проекту итал. архит. П. Л. Нерви. Его открытие состоялось 30 июня 1971 г. Зал вмещает до 12 тыс. чел., он служит местом проведения массовых мероприятий с участием папы Римского.
Посланием «Ci rivolgiamo a tutti» от 8 дек. 1967 г. (AAS. 1967. Р. 1097-1102) П. установил День всемирных молитв о мире, к-рый отмечается 1 янв.
23 мая 1974 г., на праздник Вознесения, буллой «Apostolorum limina» (AAS. 1974. Vol. 66. P. 289-307) П. официально провозгласил проведение в 1975 г. юбилейного года. Его кульминационным событием стало торжество в честь св. апостолов Петра и Павла 29 июня 1975 г., когда на площади св. Петра П. совершил рукоположение 359 священников. Массовое рукоположение вызвало недоумение в консервативных католич. кругах, т. к. совершавший таинство П. физически не имел возможности возложить руки на головы всех новопоставляемых пресвитеров.
25 дек. 1975 г., завершая юбилейный год гомилией «Ascoltate ora la parola», на площади св. Петра П. впервые выступил со своим эсхатологическим учением о цивилизации любви (la civiltà dell'amore), к к-рому не раз возвращался в публичных выступлениях.
П. продолжил деятельность своего предшественника, папы Римского Иоанна XXIII, по развитию диалога с самыми разными, в т. ч. и атеистическими, гос. режимами и политическими силами. В 1963 г., когда П. был избран папой Римским, Папский престол поддерживал дипломатические отношения с 61 страной (An. Pont. 1963. P. 941-950), а 48 гос-в имели своих дипломатических представителей в Ватикане. К концу понтификата П. дипломатические представители Папского престола находились в 106 странах, в Европейском союзе и 11 международных организациях, таких как ООН, ЮНЕСКО, ФАО и др. (Ibid. 1979. P. 1110-1128); в Ватикане имели своих представителей 84 гос-ва (Ibid. P. 1130-1150). Поддерживая отношения со странами, где традиционно преобладала католич. Церковь, П. старался добиваться для Церкви независимости, причем не только от либеральных и атеистических властей, но и от властей, опиравшихся на католич. Церковь. Это расходилось с прежним курсом Папского престола и вызывало недоумение в странах, где светская власть действовала в союзе с католич. Церковью. Так, в Испании, где до 1975 г. у власти находился Ф. Франко, к новой политической линии П. отнеслись негативно. До смерти Франко контактов на высшем уровне между Испанией и Папским престолом не было; они начались лишь со сменой власти в Испании.
На протяжении всего понтификата П. регулярно принимал в Ватикане политических лидеров, в т. ч. возглавлявших новые независимые страны, а также руководителей международных орг-ций. П. продолжил политику Иоанна XXIII, направленную на налаживание диалога и улучшение отношений с СССР и со странами социалистического блока. Если при Иоанне XXIII контакты с СССР имели неофициальный характер, то при П. они вышли на гос. уровень. 4 окт. 1965 г. П. впервые встретился в Нью-Йорке с министром иностранных дел СССР А. А. Громыко, а затем 4 раза принимал его в Ватикане (27 апр. 1966, 12 нояб. 1970, 21 февр. 1974 и 28 июня 1975). 30 янв. 1967 г. П. официально принял председателя Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорного.
П. встречался в Ватикане с некоторыми лидерами стран социалистического лагеря: председателем Союзного исполнительного вече Югославии М. Шпиляком (10 янв. 1968), премьер-министром Румынии И. Г. Маурером (24 янв. 1968), председателем президиума ЦК Союза коммунистов Югославии и президентом Югославии И. Броз Тито (29 марта 1971), генеральным секретарем ЦК Венгерской социалистической рабочей партии Я. Кадаром (9 июня 1977), 1-м секретарем ЦК Польской объединенной рабочей партии Э. Гереком (1 дек. 1977). В апр.-нояб. 1971 г. были проведены переговоры с представителями Польской Народной Республики, в результате к-рых удалось нормализовать церковную ситуацию на западе Польши: буллой «Episcoporum Poloniae coetus» от 28 апр. 1972 г. (AAS. 1972. Vol. 64. P. 657-659) П. учредил на территориях, отошедших к Польше после второй мировой войны, новые епархии, выведя т. о. их из состава немецкой диоцезальной структуры. Одновременно П. пошел на уступки правительству Польской Народной Республики, отозвав в 1972 г. офиц. представителя правительства Польши в изгнании.
Когда в марте 1978 г. был похищен бывш. председатель Совета министров Италии Альдо Моро, с к-рым П. имел дружеские отношения еще со времен своего служения духовником Итальянской университетской католич. федерации, П. предлагал себя в заложники вместо Моро. После его убийства на торжественном богослужении 13 мая 1978 г. в Латеранской архибазилике П. в память о погибшем прочел особую, составленную им для этого случая молитву.
В последний день своего пребывания в Ватикане (13 июля 1978) П. принял председателя Социалистического интернационала, бывш. канцлера ФРГ В. Брандта. 14 июля 1978 г. П. отбыл в папскую летнюю резиденцию Кастель-Гандольфо, где за 3 дня до смерти на частной аудиенции принял А. Пертини, ставшего в июле президентом Италии.
При П. стали традицией регулярные поездки папы Римского по Италии и по всему миру. За 15 лет понтификата П. совершил 24 поездки (15 по Италии и 9 в др. страны). Первой его поездкой после избрания стал визит на Св. землю (4-6 янв. 1964; он стал 1-м папой Римским, посетившим эти места). 5 янв. состоялась встреча с патриархом К-польским Афинагором I (1949-1972). 11 авг. 1964 г. папа прибыл в Орвието на торжество в честь 700-летия буллы «Transiturus de hoc mundo» папы Римского Урбана IV (1261-1264) об установлении праздника Тела Христова. 2-5 дек. 1964 г. П. посетил г. Бомбей, где незадолго до этого, 12-15 нояб., прошел 38-й Международный Евхаристический конгресс. По пути в Индию, 2 дек., папа сделал краткую остановку в г. Бейрут (Ливан). Во время поездки П. встречался с католич. духовенством, мирянами и политическими деятелями.
4 окт. 1965 г., прибыв с однодневным визитом в США, папа выступил на заседании Генеральной ассамблеи ООН с аллокуцией «Au moment de prendre la parole», в к-рой призвал к сохранению мира между странами и народами (AAS. 1965. Vol. 57. P. 877-885). П. стал 1-м Римским понтификом, побывавшим на Американском континенте и выступившим в ООН.
После окончания II Ватиканского Собора П. совершил еще 6 зарубежных поездок. По случаю 50-й годовщины явлений Пресв. Девы Марии 13 мая 1967 г. посетил г. Фатиму в Португалии, где встретился с мон. Лусией - единственной из оставшихся в живых свидетелей явлений Пресв. Девы Марии в 1917 г. В июле 1967 г. П. прибыл с 2-дневным визитом в Турцию. 25 июля в Стамбуле в соборе св. Георгия на Фанаре состоялась его встреча с К-польским патриархом Афинагором I. Также папа обратился в Стамбуле с аллокуциями к представителям др. конфессий и религий (арм. христианам, иудеям, мусульманам). 26 июля П. побывал в Эфесе, где посетил дом, к-рый традиционно считается местом земного жительства Пресв. Девы Марии, и в Измире (Смирне), хранящем память об ап. Иоанне.
22-24 авг. 1968 г. состоялась поездка П. в Колумбию: он посетил Боготу и Медельин, провел встречу с епископами, собравшимися на 2-ю Генеральную ассамблею епископами Лат. Америки (CELAM). 10 июня 1969 г. папа Римский прибыл в Женеву, где выступил на заседании Международной орг-ции труда по случаю ее 50-летия (AAS. 1969. Vol. 61. P. 491-502), а затем на Всемирном Совете Церквей (Ibid. P. 503-506). С 31 июля по 2 авг. 1969 г. П. находился в Уганде. В 1-й день своего визита в столице страны г. Кампале он встретился с африкан. епископами (AAS. 1969. P. 572-573). 2 авг. в пригороде Кампалы Намугонго папа Римский освятил алтарь в храме на месте гибели 22 угандийских мучеников (канонизированы в 1964).
Последней и самой длительной зарубежной поездкой П. стало посещение стран Вост. Азии, Океании и Австралии (26 нояб.- 5 дек. 1970). 26 нояб., сделав остановку в Тегеране, он встретился с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви. 27 нояб. в г. Дакке, принадлежавшем тогда Пакистану, папа Римский обратился со словами утешения к народу, понесшему многотысячные жертвы от циклона Бхола (AAS. 1971. Vol. 63. P. 12-13). В этот же день в аэропорту Манилы, где понтифика встречали Президент Филиппин Ф. Маркос и местные католич. иерархи, на П. было совершено покушение: он получил легкое ранение холодным оружием. Нападавшего задержали, но факт ранения при жизни П. не был предан огласке. 30 нояб. папа прибыл в Австралию. 1 дек. в Сиднее он посетил конференцию епископов Океании и обратился к собравшимся с аллокуцией «We have come among you» (Ibid. P. 53-57). 3-4 дек. П. находился в г. Джакарте (Индонезия), где отслужил мессу и встретился с Президентом Сухарто (25 нояб. 1972 примет его в Ватикане). 4 дек. папа прибыл в Гонконг, где также отслужил мессу и обратился к собравшимся с гомилией «It is with joy» (Ibid. P. 78-80). 4-5 дек. в г. Коломбо (Цейлон (ныне Шри-Ланка)) он встретился с представлявшим англ. кор. Елизавету II генерал-губернатором У. Гопаллава и с премьер-министром Сиримаво Бандаранаике. В Коломбо папа отслужил мессу и произнес гомилию «Let us thank» (Ibid. P. 81-82).
После 1970 г. П. не выезжал за пределы Италии. В 1971 г. он посетил рим. пригород Альбано и бенедиктинский мон-рь Субиако. В 1972 г. побывал на 17-м Национальном Евхаристическом конгрессе в Удине, на Рождество - в Понцано-Романо и Сант-Оресте. В 1974 г. в связи с 700-летием со дня смерти католич. св. Фомы Аквинского папа посетил связанные с ним места в Италии. В авг. 1976 г. П. побывал в г. Больсене (Лацио). В течение 2 последних лет понтификата папа поездок не совершал.
П., как и его предшественник папа Римский Иоанн XXIII, был сторонником максимально широкого экуменического диалога с представителями христ. Церквей. Этот диалог благодаря зарубежным поездкам П. и приглашениям в Ватикан глав христ. конфессий приобрел новый для Римско-католической Церкви характер и масштаб.
После 1-й встречи П. и патриарха К-польского Афинагора I в Иерусалиме активный контакт между Церквами был продолжен, его кульминационным моментом стала совместная декларация «Pénétrés de reconnaissance» от 7 дек. 1965 г., текст которой на завершающей сессии II Ватиканского Собора зачитал член Секретариата по содействию христ. единству еп. Йоханнес Виллебрандс. Одновременно декларация была оглашена секретарем Синода в патриаршем кафедральном соборе на Фанаре в Стамбуле. П. и Афинагор I выразили сожаление по поводу прискорбных исторических событий, связанных с разделением Церквей 1054 г., и взаимно отменили наложенные тогда анафемы (AAS. 1966. Vol. 58. P. 20-21). 25 июля 1967 г. П. встретился с патриархом Афинагором I в Стамбуле. 26-28 окт. состоялись встречи в Ватикане, по итогам к-рых была принята новая совместная декларация, официально оглашенная еп. Й. Виллебрандсом в тот же день на 1-й Генеральной ассамблее Синода епископов (AAS. 1967. Vol. 59. P. 1054-1055).
22 июня 1968 г. П. принял в Ватикане делегацию Коптской Церкви и передал ей для нового кафедрального собора в Каире часть реликвий ап. Марка, хранившихся неск. столетий в Венеции. В мае 1973 г. в Ватикане состоялась встреча папы Римского с главой Коптской Церкви патриархом Шенудой III (1971-2012). Визит патриарха в Рим был приурочен к 1600-летию смерти свт. Афанасия I Великого, память к-рого торжественно отмечалась в базилике св. Петра в воскресенье 6 мая 1973 г. в присутствии глав Римско-католической и Коптской Церквей. По результатам встречи была принята совместная декларация (AAS. 1973. Р. 299-301) и создана совместная католическо-копт. комиссия для изучения вопросов церковной традиции, патристики, литургики, богословия и истории. Первое пленарное заседание комиссии состоялось в Каире 26-30 марта 1974 г.
9-11 мая 1970 г. П. принимал в Ватикане верховного патриарха и католикоса всех армян Вазгена I (1955-1994); 25-27 окт. 1971 г.- главу Сирийской яковитской Церкви патриарха Антиохийского Иакова III (1957-1980).
В воскресенье 14 дек. 1975 г. в Сикстинской капелле в Ватикане на церемонии в честь 10-летия снятия анафем специальный представитель нового патриарха К-польского Димитрия I митрополит Халкидонский Мелитон огласил решение о создании Всеправославной богословской комиссии по подготовке диалога между Римско-католической и Православной Церквами. Присутствовавший при этом П. встал на колени перед сидевшим при алтаре митрополите и в знак смирения и уважения поцеловал его ноги. 27 июня 1977 г. П. принял на аудиенции митр. Мелитона как главу правосл. Синода и руководителя делегации К-польского Патриархата.
В 1977 г. в связи с 80-летним юбилеем П. получил поздравительные телеграммы от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и председателя ОВЦС митр. Ювеналия (Пояркова) (ЖМП. 1977. № 11. С. 5).
Поддерживался диалог Римско-католической Церкви с зап. протестант. церквами. 23 марта 1966 г. П. встретился в Сикстинской капелле с англикан. архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем. На следующий день в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была подписана и оглашена совместная декларация на лат. и англ. языках «Hac in Urbe Roma - In this City of Rome» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 286-288). 11 лет спустя, 28-29 апр. 1977 г., П. принимал в Ватикане нового архиепископа Кентерберийского Д. Коггана, с к-рым также была подписана совместная декларация - «After Four Hundred Years» (AAS. 1977. Vol. 69. P. 283-289).
За 15 лет понтификата П. совершил канонизации 86 святых, в т. ч. 3 групп мучеников (40 английских и уэльских мучеников XVI-XVII вв., 22 угандийских мучеников 1885-1887 гг. и 4 иерусалимских мучеников 1391 г.), подтвердил 2 уже существовавших культа и причислил к блаженным Римско-католической Церкви 66 чел., включая 2 группы мучеников. Впервые в истории католич. Церкви П. провозгласил учителями католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae) 2 св. женщин: Терезу Авильскую (27 сент. 1970) и Екатерину Сиенскую (4 окт. 1970).
Противостояние курсу на реформирование Римско-католической Церкви началось на II Ватиканском Соборе, когда таковой курс был только заявлен. Однако консервативно настроенные епископы, объединенные в Международное об-во отцов (Coetus Internationalis Patrum), оказались в меньшинстве. После того как 3 апр. 1969 г. была обнародована апостольская конституция «Missale Romanum», вводившая вместо традиционной лат. мессы новый чин, в сент. 1969 г. кардиналы А. Оттавини и Антонио Баччи направили папе Римскому «Краткое критическое рассмотрение нового чина мессы», составленное группой экспертов во главе с католич. богословом доминиканцем М. Л. Гераром де Лорье, и сопроводительное письмо с критикой литургических реформ. Конгрегация вероучения, на рассмотрение к-рой был передан документ, отвергла высказанные критические замечания.
Более широким было неприятие литургических нововведений со стороны приходского духовенства и мирян, что потребовало от Папского престола принятия мер для объединения протестных сил в одну, по возможности контролируемую Римом орг-цию. 1 нояб. 1970 г. было учреждено Священническое братство св. Пия Х во главе с архиеп. М. Лефевром, к-рое объединило противников соборных реформ. После неск. лет противостояния по вопросу служения нового чина мессы братство вступило в конфликт с Папским престолом, в результате к-рого был наложен запрет на священнические рукоположения членов братства (проигнорирован). Несмотря на острую полемику и тяжелые санкции, создание Священнического братства предотвратило появление в понтификат П. серьезных структур, к-рые могли бы противостоять его власти в Римско-католической Церкви.
С критикой проводимой П. политики церковного реформирования выступили и либерально настроенные представители католич. духовенства, в т. ч. и высшего, к-рые желали более радикальных изменений всех сторон жизни Церкви. В Нидерландах после II Ватиканского Собора при поддержке местного епископата вышел «Голландский катехизис», авторы к-рого попытались изложить католич. вероучение, ориентируясь на реалии совр. общества. Стремление сделать катехизис руководством, понятным и удобным для мирян, обусловило его написание свободным лит. стилем и простым языком. Однако формулировки мн. важнейших положений христ. веры или способ их разъяснения не всегда согласовывались с католич. вероучением. Издание «Голландского катехизиса» вызвало серьезное недовольство в Риме. П. организовал специальную кардинальскую комиссию для принятия мер по устранению ошибочных положений «Голландского катехизиса».
Представителем либеральных католич. теологов, выступавших за более активные церковные реформы, был швейцар. богослов Ганс Кюнг. Критика Кюнгом католич. учения о Церкви, его богословско-исторические построения, имевшие глубокие расхождения с вероучением Римско-католической Церкви в основных положениях триадологии, христологии, мариологии, экклезиологии и сакраментологии, привели к тому, что Конгрегация вероучения, лишенная в понтификат П. права продолжать Индекс запрещенных книг, обнародовала специальную декларацию о трудах Кюнга (14 февр. 1975 утверждена П.- AAS. 1975. Vol. 67. P. 203-204).
Конец понтификата, по свидетельству очевидцев из ближайшего папского окружения, был отмечен состоянием серьезной моральной подавленности и разочарованием П. в политике реформ. Его понтификат делится на 2 периода: 1963-1970 гг., когда папа проводил активную кадровую политику, совершал международные поездки и обращался к Церкви с энцикликами, заложившими основу постсоборного развития, и 1971-1978 гг., когда П. не выезжал из Италии и не выпустил ни одной энциклики. В гомилии 29 июня 1972 г., на праздник св. апостолов Петра и Павла и в связи с началом 10-го года своего понтификата, П. неожиданно для всех присутствовавших выступил без заранее подготовленного текста и заявил, что в результате реформ в католич. Церковь «проник дым сатаны». «Мы думали,- сказал тогда П.,- что после Собора наступит солнечный день в истории Церкви. Но наступили смутные дни, буря, тьма, блуждание, неуверенность. Мы занимаемся тем, что роем пропасти, вместо того чтобы устранять их» (цит. по: Павел (Пецци), архиеп. «Возвещать Христа совр. человеку»: Докл., 23 окт. 2012 // www.cathmos.ru/content/ru/publication-2012-10-22-13-14-59 [Электр. ресурс]). Полный текст гомилии до наст. времени не опубликован, имеется только радиозапись. На аудиенции 5 окт. 1977 г. П. велел свящ. Станиславу Мажейке, настоятелю ц. св. Людовика в Москве, использовать только традиц. рим. канон мессы и не вводить служение лицом к народу.
14 июля 1978 г. П. покинул Ватикан, отправившись на отдых в летнюю резиденцию в Кастель-Гандольфо. По пути он посетил могилу своего покровителя кард. Дж. Пиццардо в ц. Сан-Джузеппе во Фраттоккье. П. скончался после мессы вечером в воскресенье 6 авг. в Кастель-Гандольфо. 12 авг. он был похоронен в крипте базилики св. Петра в Ватикане.
10 апр. 1979 г. в г. Брешиа начал работу Институт Павла VI - Международный центр исследований и документации (Istituto Paolo VI - Centro internazionale di studi e di documentazione).
В 1993 г. начался процесс подготовки беатификации П. Папа Римский Франциск беатифицировал (19 окт. 2014) и канонизировал П. (14 окт. 2018). Декретом Конгрегации богослужения и таинств от 25 янв. 2019 г. память П. 29 мая была внесена в статусе memoria ad libitum в Генеральный Римский календарь. В приложении к декрету опубликованы литургическая молитва (коллекта) П. и особое чтение этого дня в Литургии часов. В Римском Мартирологе память П. значится также под 29 мая.