ПОНТИАН
Том LVII, С. 446-447
опубликовано: 29 августа 2024г.

ПОНТИАН

Содержание

Понтиан, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 28 (РГБ)Понтиан, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 28 (РГБ) [Понциан; лат. Pontianus] († 235), св. (пам. зап. 13 авг.), епископ (папа) Римский (с 230 или 231). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, П. был преемником епископа (папы) Римского Урбана I, занимал кафедру 6 лет; после П. епископом стал Антерос (см. Антер) (Euseb. Hist. eccl. VI 23. 3; 29. 1). В Хронике Евсевия-Иеронима понтификат П., 17-го епископа Римского, датирован 234-239 гг. Более точные сведения приведены в Каталоге Либерия (сер. IV в.): П. стал епископом в 231 г. и занимал кафедру 5 лет 2 месяца и 7 дней; его понтификат завершился 28 сент. 235 г. Отречение П.- самое раннее событие, которое в Каталоге Либерия датировано с точностью до дня (Das Kalenderhandbuch. 2014. S. 527). В более поздних папских перечнях длительность епископского служения П. определяется по-разному (от 5,5 до 9 лет). Согласно Liber Pontificalis (1-я пол. VI в.), П. занимал кафедру 9 лет 5 месяцев и 2 дня - с 231 по 235 г. (LP. T. 1. P. 145). К. Г. Тёрнер предложил исправить хронологические указания Каталога Либерия и Liber Pontificalis; по его мнению, понтификат П. начался 22 авг. 230 г. и завершился 29 окт. 235 г. (Turner. 1916. P. 344-345). В перечне, подготовленном А. Меркати для «Annuario Pontificio», гл. обр. на основании исследований Л. Дюшена, правление П. датировано 21 июля 230 г.- 28 сент. 235 г.

Сведения о деятельности П. немногочисленны. Он возглавлял Римскую Церковь в годы правления рим. имп. Александра Севера (222-235), к-рый проводил политику религ. терпимости и не притеснял христиан. Сохранились не вполне ясные данные об участии П. в спорах, связанных с личностью и учением Оригена. Предположительно в 231 г. епископ Александрийский Димитрий отстранил Оригена от преподавания и велел ему покинуть Александрию (Euseb. Hist. eccl. VI 8. 4). Это решение было подтверждено «сенатом», т. е. церковным Собором, состоявшимся в Риме (Roma... cogit senatum - Hieron. Ep. 33. 5; ср.: Idem. Ep. 84. 10). Возможно, соборное решение было связано с полемическим сочинением, к-рое некий еретик составил под именем Оригена и отослал в Рим (Rufin. De adult. lib. Orig. 7). Ориген ранее посещал Рим (Euseb. Hist. eccl. 6. 14. 10) и слушал поучения Ипполита Римского (Hieron. De vir. illustr. 61). В церковной исторической традиции Ипполит представлен как схизматик и «антипапа», противостоявший законным епископам Рима в 1-й четв. III в. (см.: Caspar. 1930. S. 22-24). Однако нек-рые исследователи рассматривают Ипполита как руководителя независимой христ. общины, указывая на то, что объединение рим. христиан под главенством епископа в то время еще не завершилось (Brent. 1995; ср.: Diefenbach. 2007. S. 217, 272; Green. 2010. P. 97-99). Из трактата «Опровержение всех ересей» (CPG, N 1899) явствует, что Ипполит находился в конфликте с епископами Зефирином и Каллистом I, но о его отношениях с П. нет сведений.

После гибели имп. Александра Севера власть перешла к Максимину I Фракийцу (235-238), к-рый подверг гонениям людей, близких к его предшественнику, в т. ч. христиан (Euseb. Hist. eccl. 6. 28). Согласно Каталогу Либерия, «епископ Понтиан и пресвитер Ипполит были отправлены в ссылку на Сардинию, на гибельный остров (insula nociua)» (в Liber Pontificalis это распоряжение ошибочно приписывается имп. Александру Северу). Т. о., руководители Римской Церкви были подвергнуты пожизненному изгнанию в определенное место (deportatio in insulam - Caspar. 1930. S. 45) с лишением гражданских прав и конфискацией имущества. Характеристика Сардинии как «гибельного острова» была связана с нездоровым климатом и рудниками, в к-рых трудились каторжники. О рим. христианах, сосланных в кон. II в. на сардинскую каторгу, упоминается в трактате «Опровержение всех ересей» (Hipp. Refut. 9. 12. 9-12). На Сардинии П. сложил епископские полномочия (discinctus est); в Liber Pontificalis утверждается, что он скончался от истязаний (adflictus maceratus fustibus defunctus est) и был «увенчан мученичеством» (LP. T. 1. P. 146). Благодаря отречению П. рим. христиане смогли избрать его преемника - Антероса (21 нояб. 235). Дата кончины П. в Каталоге Либерия не указана, но в Liber Pontificalis сообщается, что это произошло 30 окт., вероятно в том же году.

Положение христиан улучшилось после свержения имп. Максимина, когда Римскую Церковь возглавлял епископ (папа) Фабиан (236-250). Согласно Liber Pontificalis, он организовал перенесение останков П. в Рим, где их похоронили в катакомбах Каллиста. Возвращение на родину праха осужденных на вечное изгнание было возможно только с разрешения императора (Dig. 48. 24. 2; ср.: Caspar. 1930. S. 45). Вероятно, тогда же в Рим перенесли останки Ипполита; это могло означать прекращение раздоров среди рим. христиан и примирение сторонников Ипполита с епископом Римским (Caspar. 1930. S. 45-46; ср.: Diefenbach. 2007. S. 272). В рим. календаре «Depositio martyrum» под 13 авг. указано поминовение Ипполита и П. (Ypoliti in Tiburtina et Pontiani in Calisti - Das Kalenderhandbuch. 2014. S. 500).

Останки П. были погребены в крипте, отведенной для захоронения Римских епископов. Фрагменты мраморной плиты, отмечавшей место его погребения, обнаружены в 1909 г. в крипте св. Цецилии, к-рая примыкает к папской усыпальнице. На плите сохранилась греч. надпись «ΠΟΝΤΙΑΝΟΣ ΕΠΙΣΚ[ΟΠΟΣ]», к к-рой впосл. была добавлена монограмма MPT (μάρτυς - мученик; ICUR. N. S. T. 4. N 10670; см.: Marucchi. 1909). Т. о., П.- самый ранний епископ, похороненный в папской крипте в катакомбах Каллиста. Одни исследователи полагали, что усыпальница епископов была устроена еще в нач. III в., при еп. Зефирине (см.: Spera L. Il paesaggio suburbano di Roma dall'Antichità al Medioevo: Il comprensorio tra le Vie Latina e Ardeatina dalle mura aureliane al III miglio. R., 1999. P. 124-127); др. исследователи связывали ее сооружение с деятельностью П., т. к. здесь же был похоронен его преемник - Антерос (Picard J.-Ch. Étude sur l'emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle // MArHist. 1969. T. 81. N 2. P. 731-733). Самая распространенная гипотеза гласит, что папская усыпальница была обустроена по распоряжению Фабиана, который перезахоронил в ней останки своих предшественников - П. и Антероса (Caspar. 1930. S. 50; Borgolte M. Petrusnachfolge und Kaiserimitation: Die Grablegen d. Päpste, ihre Genese u. Traditionsbildung. Gött., 19952. S. 30; Green. 2010. P. 184). В Каталоге Либерия еп. Фабиану приписывается проведение масштабных строительных работ на рим. кладбищах (multas fabricas per cimiteria fieri iussit). Основание папской усыпальницы рассматривается исследователями как символ окончательного объединения Римской Церкви под властью епископа (Diefenbach. 2007. S. 39-40; ср.: Caspar. 1930. S. 50). Существует т. зр., согласно к-рой тогда же был отредактирован перечень епископов Рима, впосл. положенный в основу Каталога Либерия (Brent. 2009. P. 244-248).

Почитание

Согласно «Depositio martyrum», в сер. IV в. поминовение П. совершалось 13 авг. в катакомбах Каллиста; в тот же день на Тибуртинской дороге отмечалась память Ипполита. Вероятно, 13 авг.- день перезахоронения останков П. и Ипполита, доставленных в Рим с о-ва Сардиния (MartHieron. Comment. P. 439; Diefenbach. 2007. S. 272). П. вместе с Каллистом I - самый ранний епископ Рима, упомянутый среди мучеников в календаре «Depositio martyrum»; по-видимому, его литургическое поминовение было установлено в эпоху формирования культа святых в Риме (Caspar. 1930. S. 44; ср.: Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 122-123). Память П. и Ипполита 13 авг. указана в Иеронимовом Мартирологе и в Веронском Сакраментарии (Sacr. Veron. 19662. P. 99-100). Однако в более поздних рим. литургических книгах под этим днем указана только память мч. Ипполита. В средневек. календарях память П. обычно значилась 20 или 21 нояб. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh. / Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1509-1510, 1512. (MGH. Mem.; 2)). В «исторических» мартирологах, начиная с Мартиролога Флора Лионского (1-я пол. IX в.), память П. указывалась 20 нояб. с краткими сведениями, заимствованными из Liber Pontificalis. В Римском Мартирологе, вслед за одним из ранних печатных изданий Мартиролога Узуарда, поминовение П. было перенесено на 19 нояб. (MartRom. Comment. P. 532-533). В рамках литургической реформы, проведенной после Ватиканского II Собора, было восстановлено первоначальное поминовение П. и Ипполита 13 авг. (под этим днем память святых указана в календаре Римско-католической Церкви и в совр. редакции Римского Мартиролога).

Мощи П., покоившиеся в катакомбах Каллиста, по распоряжению папы Римского Пасхалия I (817-824) перенесли в рим. ц. Санта-Прасседе (LP. T. 2. P. 64). Мощи святого хранятся также в кафедральных соборах в Веллетри (обл. Лацио) и в Трое (обл. Апулия). П. почитается как покровитель г. Карбония (о-в Сардиния), основанного в 1938 г. для шахтеров, работавших на добыче угля.

Ист.: Euseb. Hist. eccl. 6. 23. 3; 29. 1; LP. T. 1. P. 4-5, 62-64, 145-146; T. 3. P. 74; Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus / Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. Bd. 2. S. 500, 508-509, 527, 547-548; Jaffé. RPR. 20163. T. 1. P. 40-41.
Лит.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 296, 319, 447, 626; Marucchi O. Osservazioni sull'iscrizione di papa Ponziano // NBAC. 1909. Vol. 15. P. 35-50; Turner C. H. The Papal Chronology of the Third Century // JThSt. 1916. Vol. 17. N 68. P. 338-353; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 44-46, 48; Gordini G. D., Mocchegiani Carpano C. Ponziano // BiblSS. Vol. 10. Col. 1013-1015; Martin J.-P. Pontien // Dictionnaire hist. de papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1377; Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the 3rd Cent.: Communities in Tension before the Emergence of a Monarch-Bishop. Leiden etc., 1995; idem. A Political History of Early Christianity. L.; N. Y., 2009; Prinzivalli E. Ponziano, santo // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 1. P. 261-263; Diefenbach S. Römische Erinnerungsräume: Heiligenmemoria und kollektive Identitäten im Rom des 3. bis 5. Jh. n. Chr. B.; N. Y., 2007; Green B. Christianity in Ancient Rome: The First Three Centuries. L.; N. Y., 2010.
А. А. Королёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
  • КОРНЕЛИЙ [Корнилий] († 253), св. (пам. зап. 14 (16) сент.), еп. (папа) Римский (с 251)
  • ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)
  • МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.)
  • ПАВЕЛ VI (1897 - 1978), св. Римско-католической Церкви (пам. 29 мая), папа Римский (с 21 июня 1963)
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)