(Стожков Павел Павлович; 8.11.1792, Кролевецкий у. Черниговской губ.- 10.03. 1879, Таганрог), прав. (пам. 10 марта, 7 июня). Основным источником сведений о П. Т. является его жизнеописание, составленное послушницей Марией Васильевной Цурютиной (Ɨ 14 мая 1914) «по рассказам знавших его людей».
П. Т. род. в семье коллежского регистратора, крещен в честь сщмч. Павла, архиеп. К-польского. Среди его родных братьев упоминается штабс-капитан И. П. Стожков. В 16 лет Павел покинул отчий дом, в течение года паломничал, за что по возвращении был наказан отцом. В 25-летнем возрасте, получив часть наследства, «отпустил на волю крепостных крестьян, а скот и все движимое имущество» продал или раздал бедным (Блж. Павел Таганрогский. 2000. С. 7-8). В кон. 20 - нач. 30-х гг. XIX в., после 10 лет странничества по св. местам (Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, Кожеезерский в честь Богоявления монастырь, Артемиев Веркольский монастырь, Киево-Печерская лавра и Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра) поселился в Таганроге, первоначально жил в землянке. Одевался в простую крестьянскую одежду. Обладая большой физической силой и отменным здоровьем, занимался поденными работами, в т. ч. в порту и «на хлебных ссыпках» купцов Солодовых, пилил дрова, чистил дворы; трудом и неустанной молитвой «очистил душу и тело от всего страстного и греховного». Проживал также в частных домах на Касперовке и ок. 20 лет на Банном спуске у Е. Н. Баевой. С кон. 30-х гг. XIX в. снимал дом с неск. комнатами (Депальдовский пер., 88; ныне Тургеневский пер., 82; сохр.) рядом с храмом свт. Николая Чудотворца (1778). Здесь П. Т. стал принимать посетителей, в т. ч. монашествующих. Постепенно вокруг него образовалась община мирян, в основном вдов и девиц, живших по монастырским правилам. Много жертвовал в храмы, ежедневно посещал богослужения в Успенском соборе и Никольской ц. Пользовался уважением соборных протоиереев Иоанна Себова (1845-1855) и Феодора Покровского (1882-1896), духовника семьи Чеховых. Из церкви, по обыкновению, шел на рынок, обходил торговцев, с каждым беседовал и духовно наставлял. Многие подавали П. Т. милостыню деньгами, хлебом и фруктами; всем этим он впосл. одаривал приходивших к нему за помощью и советом. П. Т. проявлял заботу о заключенных города, навещая их в тюрьме; на его средства хоронили умерших безродных заключенных (Там же. С. 14).
Стяжал дар прозорливости. Своему духовнику иером. Дамиану, насельнику Иерусалимского Александро-Невского подворья Таганрога, предсказал служение в сане патриарха Иерусалимского. Мирянину, пришедшему за благословением на поступление в мон-рь, П. Т. приказал залезть на топившуюся печь и держал его там 12 суток, лишь раз в сутки давая ему есть. Когда тот выдержал испытание, подвижник сказал: «Ну теперь иди в монастырь и будешь там жить до смерти», после чего просивший благословения поступил в обитель на Св. Горе Афон. С 1875 г. П. Т. уже не мог посещать богослужение в храмах, и каждую субботу дома его причащали клирики Иерусалимского подворья. Накануне кончины П. Т. причастился из рук иером. Дамиана, панихиду по усопшему совершили настоятель Никольского храма прот. Николай Шапошников (Ɨ 10 сент. 1889) и настоятель Никольского храма с. Николаевка свящ. Антоний Попов. Погребен на окраине христ. кладбища Таганрога (ныне старое городское кладбище) (Филевский. 1996. С. 266). Считалось, что в 1892 г. по молитвам к старцу Таганрог был избавлен от эпидемии холеры.
После смерти П. Т. его духовная дочь баронесса Елизавета Таубе выкупила дом в Депальдовском пер. и, отремонтировав, предоставила его в собственность почитательницам старца. Общиной мирян руководила М. А. Величко (4 авг. 1852 - 16 июня 1943). Митр. Иосиф (Чернов) вспоминал, как, будучи иподиаконом у Приазовского и Таганрогского еп. Арсения (Смоленца), встретился с Величко, предсказавшей ему архиерейское служение («Се архиерей идет Таганрогский») и др. события. В 1943 г. еп. Иосиф (Чернов) отпевал ее в Никольском храме.
В 1905 г. над захоронением П. Т. на средства И. Н. Ионикина была сооружена деревянная часовня (12 июля 1912 сгорела), а 24 июля 1913 г. заложена и 29 июня 1914 г. освящена 5-купольная каменная часовня с резным мраморным иконостасом, вмещавшая до 150 чел. Гробница была выполнена из голубого итальянского мрамора. В апр. 1925 г. часовню закрыли, впосл. разрушили, но почитание П. Т. не прервалось, на могиле всегда горели свечи и лампада. В 1995 г. была возведена кирпичная часовня с небольшим шатровым куполом. В ней находятся могилы П. Т., а также Величко, О. Д. Козленко (1886-1959), к-рые последовательно возглавляли общину старца после его смерти, М. Цурютиной, солдата Емелиана - сподвижника П. Т. В 2015 г. над могилами П. Т. и Величко установлены мраморные саркофаги.
Наряду с предметами убранства в келии П. Т. сохранились принадлежавшие ему иконы: Спасителя с предстоящими (с надписью: «Поновлино рабом Божиим Павлом сия икона в 1852 году апреля 1»), преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (с надписью: «Сия икона сооружена рабом Павлом в 1820 году»), свт. Николая Чудотворца (с надписью: «Сия икона писана в 1848 году апреля 10-го дня от раба Павла»). На обратных сторонах Казанской иконы Божией Матери и образа равноап. Марии Магдалины имеются надписи, свидетельствующие о том, что иконы были освящены в 1890 г. в г. Кронштадте св. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым).
20 июня 1999 г. П. Т. был прославлен в лике местночтимых святых Ростовской епархии, его мощи крестным ходом перенесены из часовни в Никольский храм. 2-3 февр. 2016 г. Архиерейский Собор РПЦ принял определение о всецерковном почитании П. Т.; 16 апр. 2016 г. утверждены тропарь, кондак и молитва, 14 мая 2018 г.- акафист святому.
Во имя П. Т. 14 февр. 2016 г. освящен храм в пос. Матвеев Курган Ростовской обл. Частицы его мощей имеются в Серафима Саровского преподобного мужском монастыре с. Новомакарова Грибановского р-на Воронежской обл., в кафедральном Знаменском соборе г. Кемерово, Троицкой ц. г. Петропавловска-Камчатского, в храме иконы Божией Матери «Целительница» г. Ростова-на-Дону, в Никольской ц. с. Николаевка Неклиновского р-на Ростовской обл., во Владимирском соборе-усыпальнице г. Севастополя, в мон-ре во имя Ассирийских отцов с. Дзвели-Канда (Грузия), в обители Пантократор на Афоне, в храме арх. Михаила в г. Альтеа (Испания), на Патриаршем подворье в г. Бари (Италия), а также во мн. храмах и обителях Украины, в т. ч. в Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни.
К наст. времени сложилась богатая традиция изображения П. Т. По свидетельствам почитателей прав. старца, «лицо его показывало благородство как наружное, так еще более - внутреннее. Он был красив лицом с постоянным румянцем на щеках… Одеяние его составляли простая серая свитка, подпоясанная поясом, большие мужичьи сапоги весом до 15 фунтов, шапка простой работы серого сукна со вставленной внутрь овчиной и большая палка в руках, которая была неразлучным спутником его жизни» (Жизнь и подвиги. 1911. С. 19).
Иконография П. Т. сформировалась благодаря сохранившимся изображениям, бытовавшим среди правосл. верующих с кон. ХIХ в. К наиболее ранним относятся близкие по времени черно-белые фотографии с живописного портрета, представлявшего П. Т. сидящим, и с картины с изображением старца в гробу (местонахождение оригиналов неизв.).
Ранний живописный портрет П. Т., вероятно, был создан в кон. XIX в. Прямоличный образ святого решен в традициях поздней академической живописи, соединявшей идеализацию облика с интересом к характерным портретным чертам. По преданию, портрет написан на основе воспоминаний учеников П. Т. или художником, лично знавшим его. Святой представлен седовласым старцем с длинными, слегка вьющимися волосами, разделенными на прямой пробор, и со средних размеров зауженной бородой, немного раздвоенной на конце (форма, распространенная на южнорус. землях). Он облачен в светлую свитку (халат) поверх крестьянской рубахи, на его правой руке - темного цвета большая просфора (ковчег для ладана?), в отведенной в сторону левой руке - 4 свечи (старец раздавал посетителям просфоры, масло, свечи и ладан). Лик старца благообразен: у него высокий открытый лоб, большие глаза, тонкие губы. Фотография с портрета получила распространение среди верующих Таганрога, став т. о. первым, чтившимся как икона, изображением П. Т.
В нач. ХХ в. в часовне над могилой, а также в келье П. Т. поместили его образ «во успении», сюжет к-рого основан на рассказе прот. Василия Бандакова о его видении в момент смерти старца в ночь на 10 марта 1879 г. П. Т. показан лежащим в гробу с крестом в руке, в изголовье поставлено Распятие, по сторонам к-рого - горящие свечи на подсвечниках. В небесах в сиянии Божественного света - Господь с сонмом ангелов и коленопреклоненная душа усопшего.
В сер. ХХ в. одной из учениц старицы М. А. Величко, жившей в келье П. Т., в масляной технике была написана его икона (находится в келье святого), выполненная, очевидно, под непосредственным впечатлением от утраченного ныне живописного портрета. Несмотря на отсутствие у автора иконы профессиональной выучки, заметно стремление максимально точно передать черты лица святого, одежду, атрибуты - просфору и свечи - в его руках. При этом в композицию внесены существенные изменения: П. Т. стоит в рост на фоне пейзажа с храмом; он представлен с нимбом, по сторонам к-рого надпись: «Св. Старец Павел Таганрогский». Данная иконография легла в основу икон П. Т., к-рые появились с 1995 г. и после его канонизации в лике местночтимых святых в 1999 г.
В кон. XX в. таганрогскими иконописцами В. А. и И. А. Макаровыми и А. В. Бурцевым был разработан ставший в наст. время каноническим тип изображения П. Т. Один из ранних чтимых поясных образов работы В. А. Макарова (1999) находится над ракой с мощами святого в ц. свт. Николая Чудотворца Таганрога. На иконах точно передан внешний облик П. Т., известный по ранним изображениям (длинные седые волосы, открывающие высокий лоб, борода характерной формы, проницательный взгляд), и в иконографии воплощен его духовный подвиг: правая рука старца приложена к сердцу - это означает, что святой преуспел в сердечной молитве, в левой руке - просфора на белом плате, символизирующая его праведную жизнь. Как признак аскетической жизни воспринимается простая одежда П. Т.- свитка с поясом (как правило, темного цвета), к-рую, согласно Житию, праведник носил при жизни.
В 2014 г. к общецерковному прославлению П. Т. иконописцами московского Данилова мон-ря была создана икона в драгоценном окладе, к-рая является центральным образом святого в ц. свт. Николая Чудотворца в Таганроге. Копия этого образа с частицей мощей П. Т. была подарена Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в 2016 г. (хранится в собрании Патриарха). В келье старца помещен его живописный портрет, написанный в 2016 г. таганрогским худож. Н. В. Красновской. П. Т. представлен в интерьере кельи с иконами на стенах, сидящим возле стола, на к-ром стоит просфора, с четками в правой руке.
Иконописные образы П. Т. находятся в его келье и в часовне на Старом кладбище на месте его погребения, в церквах Таганрога и Ростовской-на-Дону епархии, в храме-памятнике во имя П. Т. (пос. Матвеев Курган Матвеево-Курганского р-на Ростовской обл.), в ц. Казанской иконы Божией Матери (пос. Панино Воронежской обл.), а также в храмах Крыма, Украины, за рубежом, в т. ч. в США, на Афоне, на Св. земле, на Патриаршем подворье в Бари (Италия). Мастерами выполнены поясные и ростовые иконы П. Т. в иконописной и живописной манерах, есть варианты изображения на фоне храмов Таганрога, с просфорой и со свечами в руках, босиком и в сапогах, на седалище с подножием, с развернутым свитком в руке (текст наставления из акафиста П. Т.). Его образ вводится также в композиции с образами местных святых - покровителей юга России.