ПАЙГАРМСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ И В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том LIV, С. 247-250
опубликовано: 23 ноября 2023г.

ПАЙГАРМСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ И В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Саранской епархии Мордовской митрополии), находится близ с. Пайгарма Рузаевского р-на Респ. Мордовия, в 35 км от г. Саранска. Основан первоначально как жен. община решением Синода от 20 июля 1865 г. по инициативе местных крестьян при поддержке пензенской дворянки Марии Михайловны Киселёвой (1798-1887), статской советницы, почетного члена имп. Палестинского православного об-ва (ИППО), крупной благотворительницы. Указ имп. Александра II Николаевича об открытии общины подписан 19 июня 1866 г.

В ХVIII в. земли, на к-рых расположен П. м., нек-рое время принадлежали поэту Н. Е. Струйскому (1749-1796), владельцу с. Рузаевка Шишкеевского у. Крестьяне с. Пайгарма принимали участие в пугачёвском восстании летом 1774 г.; известно, что в авг. того же года Струйский просил священника рузаевской Свято-Троицкой (?) ц. (1731) «учинить увещевание» по окончании Божественной литургии крестьянам Рузаевки, Пайгармы и Шебдаса. Вскоре бесплодный заросший участок близ с. Пайгарма он продал помещикам Дятковым, а те - 4 состоятельным мордвинам.

Поводом к основанию общины близ с. Пайгарма послужило почитание местными жителями чудотворного источника вмц. Параскевы. В кон. XVIII в. некий увечный солдат, уроженец с. Рузаевка, пребывавший в лазарете, исцелился от болезни ног после 3-кратного явления во сне вмц. Параскевы, которая заповедовала ему отправиться на родину и разыскать в пайгармском источнике ее чудотворный образ. Покинув лазарет, он обрел здесь, в «яме с водой», икону мученицы и вскоре обустроил источник: «...вырыл глубокую и широкую яму, опустил сруб, и вода быстрою струей потекла из родника; построил часовню и перенес в нее икону» (Бурлуцкий. 1882. № 21. С. 8). С нач. XIX в. к часовне ежегодно совершали крестные ходы из ближайших селений. После реформы 1861 г. владельцы пайгармских дач решили основать при источнике обитель и обратились с ходатайством о помощи в осуществлении этого намерения к Киселёвой, к-рая пожертвовала им 20 дес. пашенной земли близ с. Пайгарма; в 1863-1865 гг. неск. состоятельных крестьян (в т. ч. В. Губков из с. Болдова, Н. Росланкин, Д. и П. Костины, Семен и Степан Захаровы из с. Мордовская Пишля) передали обители еще 26 дес.; всего у обители оказалось 46 дес. пашни и леса. В авг. 1866 г. Пензенский гражданский суд утвердил эти земельные дарения. Позже, в 1878 г., имп. Александр II Николаевич пожертвовал обители 75 дес. земли в 7 верстах от мон-ря (т. н. Царская дача). К 1882 г. община владела 769 дес. земли, в т. ч. 395 дес. пашни.

Киселёва, избранная попечительницей общины, в 1865 г. поручила ее устроение рясофорной инокине Пелагее Степановне Смирновой (мон. Параскеве; ок. 1825 - 13.03.1895), бывш. казначее керенского Тихвинского женского мон-ря. Указом Пензенской духовной консистории от 4 сент. 1865 г. она была официально назначена начальницей сестер. 27 нояб. 1865 г. в овраге над источником была заложена, а в 1866 г. освящена деревянная церковь-часовня с купальней, а на вершине холма, над источником, построен келейный корпус. По благословению еп. Пензенского и Саранского Антония (Смолина; Ɨ 1876) первым насельницам выдали 7 «сборных» книг, с к-рыми они принимали пожертвования в окрестных селениях. В кон. 1865 г. в общине насчитывалось ок. 30 сестер, в 1882 г.- 220 сестер, в т. ч. 28 указных послушниц. С 29 окт. 1871 г. повседневная жизнь сестер организовывалась согласно правилам, составленным для жен. общежития свт. Филаретом (Дроздовым) и присланным насельницам благочинным архим. Евпсихием (Горенко; Ɨ 1875). В обители служили священники: в 1866-1871 гг. Иоанн Юницкий, в 1871-1872 гг. Сергий Виллахов, в 1872-1873 гг. Виктор Успенский, в 1874-1882 гг. Димитрий Диалектов, с 1881 г. Василий Виноградский (1844 - 30.07. 1905), в 1910/11 г. Иоанн Кочетов, в 10-х гг. XX в.- Александр Никольский.

30 авг. 1873 г. вместо часовни в овраге был поставлен и еп. Пензенским и Саранским Григорием (Медиоланским; Ɨ 1881) освящен холодный деревянный храм вмц. Параскевы; при этом источник, оказавшийся внутри церкви, оправили в 2-метровый «кувшин», а родник оградили железной решеткой (Бурлуцкий. 1882. № 21. С. 12). В 1874 г. на вершине холма, где и обустраивался мон-рь, была возведена деревянная теплая ц. Вознесения Господня, впосл. значительно расширенная: в ней освятили приделы Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца, к храму была пристроена колокольня. Около левого клироса Вознесенской ц. находились чтимая Тихвинская икона, украшенная серебряно-золотой ризой с бриллиантовыми камнями, а также ковчег с частицами мощей - дар с.-петербургской дворянки А. А. Тюрлеминской, выкупившей святыни в 1874 г. у патриарха Иерусалимского Прокопия II. Также почитались 2 образа вмц. Параскевы с частицами ее мощей - дары Киселёвой и саранского дворянина А. Н. Салова, заказавшего икону на Афоне. Явленный же образ вмц. Параскевы неоднократно переносился крестьянами из часовни в приходскую рузаевскую церковь, но чудесным образом возвращался к источнику; к нач. 80-х гг. XIX в. эта икона исчезла. Около правого клироса находился почитаемый крест Господень «подобием с чудотворного креста», находившегося в г. Дмитрове Московской губ. (Там же. С. 13-14). К сер. 70-х гг. XIX в. в общине имелись 2-этажный настоятельский и неск. сестрических корпусов, мастерские, фруктовый сад, огород; все постройки были обнесены каменной стеной с угловыми башнями. При общине имелась жен. школа (уч-ще?) для сирот, в к-рой в 1881 г. проживали 6 воспитанниц на попечении сестер. За благоустройство обители 2 сент. 1883 г. начальнице П. Смирновой объявили благодарность.

18 апр. 1884 г. община была обращена в 3-классный общежительный мон-рь, 5 авг. того же года П. Смирнова пострижена в монашество с именем Параскева и возведена в сан игумении. К 1895 г. постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 сестры на испытании и др. После кончины игум. Параскевы указом Синода от 16 июня 1895 г. в должности настоятельницы была утверждена казначея мон. Евпраксия (Веретишкина; Ɨ 2 дек 1916), 13 июля возведенная в сан игумении еп. Пензенским Павлом (Вильчинским; Ɨ 1908). Деятельная игум. Евпраксия являлась действительным членом ИППО, ей были вручены наперсный крест, «от Святейшего Синода выдаваемый» (10 июня 1896), Библия от Синода (11 мая 1901), золотой наперсный крест из кабинета его Имп. Величества (11 июля 1906), серебряная медаль Российского об-ва Красного Креста за попечение о воинах во время русско-японской войны (1904-1905), золотая с бриллиантами медаль на Андреевской ленте (6 мая 1916) и др. награды. В 1914 г. при ней в обители проживали 502 чел., в т. ч. 52 монахини. К 1917 г. монастырский хор насчитывал более 100 чел. После кончины игум. Евпраксии настоятельницей П. м. сестры избрали, а в февр. 1917 г. Синод утвердил бывш. казначею мон. Марию (Лапшину; Ɨ 1922) с возведением ее в сан игумении.

Успенский собор. 1874–1890 гг. Фотография. 2004 г.Успенский собор. 1874–1890 гг. Фотография. 2004 г.В ограде П. м. находились каменный 5-главый собор Успения Пресв. Богородицы с приделами в честь Воздвижения Креста Господня и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1874-1890), освященный настоятелем пензенского в честь Преображения Господня монастыря архим. Кириллом (Щегловым), зимний кирпичный 4-столпный 5-купольный храм Вознесения Господня с приделами свт. Николая Чудотворца и вмц. Параскевы (1893-1896; пензенский епархиальный архит. А. Е. Эренберг), освященный еп. Пензенским Павлом (Вильчинским), каменная 50-метровая 3-ярусная колокольня (1897; самый крупный колокол весил 315 пудов), домовые больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящена 10 окт. 1892) в 2-этажном кирпичном корпусе, ц. арх. Михаила (освящена 8 нояб. 1902) в архиерейских покоях, деревянная на каменном фундаменте ц. вмц. Параскевы (освящена 20 июля 1894 свящ. Иоанном Белозерским) в настоятельском корпусе, каменная часовня-усыпальница (1895-1897) над могилой игум. Параскевы (Смирновой; Ɨ 1895). Вне ограды мон-ря располагались: деревянные Параскевинский храм (1873) над источником, ц. Всех святых на возникшем в 1892 г. монастырском кладбище, флигель священника, каменный 2-этажный дом причта с деревянными дворами (1910-1911), корпус приюта, 5 гостиничных корпусов, каменное здание церковноприходской школы (1913), водопроводы (1897, 1913) с каменными бассейнами, бани, амбары и др. службы.

В П. м. действовала иконописная мастерская, в к-рой первоначально работали 3 монахини (в 1882 г. при них состояли 7 учениц-послушниц), а в кон. XIX в. насчитывалось 15 сестер. Все изготовленные в П. м. иконы помечались специальной маркой обители - листком бумаги с соответствующим текстом; марку приклеивали на тыльные стороны икон, писавшихся на досках. При мон-ре имелось неск. мастерских: в отдельном корпусе проходили послушание золотошвейки, в др. корпусе трудились 20 «образниц», занимавшихся тиснением на фольге. Развивались портняжное, красильное, сапожное, шорное, скорняжное ремесла. Крупный скотный и конный дворы обслуживали до 40 чел., имелись пасека, сад, парк. В нач. XX в. обитель владела ок. 1 тыс. дес. земли, в т. ч. 3 хуторами.

В С.-Петербурге пайгармским сестрам покровительствовали ген.-майор гр. А. С. Апраксин (1817-1899) и его жена. В Апраксином дворе на средства купца А. П. Хлопинского (впосл. похоронен в обители) была сооружена деревянная монастырская часовня вмц. Параскевы. После 1915 г. часовня была перестроена в каменную по проекту гражданского инженера Л. М. Харламова на средства, пожертвованные почетным гражданином А. В. Ивановым. При ней проживали 2 монахини и 3 послушницы. К нач. XX в. открылись подворья П. м. в Саранске (1885), Пензе (в усадьбе попечительницы монастыря А. С. Радищевой (1824-1922), племянницы Киселёвой), Инсаре (1900) и С.-Петербурге (второе). По ходатайству (20 окт. 1908) Пензенского и Саранского еп. Митрофана (Симашкевича) согласно указу Синода от 17 апр. 1909 г. Инсарское подворье стало самостоятельным инсарским во имя святой равноапостольной великой княгини Ольги женским монастырем.

В П. м. почитался юродивый Григорий (Гриша; 1851 - 6 окт. 1906), уроженец с. Кочетовка Наровчатского у., проживавший в Пайгарме и часто посещавший обитель, а в конце жизни поселившийся в ней. Одевался в женский «красный мордовский сарафан и кофточку», носил также белый монашеский апостольник. Подвижник часто обличал местных жителей и приезжавших в обитель паломников, предсказывал различные события. Был похоронен рядом с игум. Параскевой, над его могилой поставлена деревянная часовня (ЖПодв. Окт. С. 78-79).

Игум. Параскева писала в своем завещании сестрам в 1895 г.: «Завещаю вам помогать нуждающимся, принимать странных, бесприютных и безродных стариц, а также детей и сирот - в приют, мною устроенный, и детей поселян учиться в церковь-школу. Учите их словом и примером всем христианским добродетелям. Всех несчастных и печальных утешайте, и Господь не оставит вас своею милостию» (Игуменья. 1895. С. 653). В неурожайные годы обитель оказывала «помощь окрестным крестьянам... раздавала им хлеб, муку, зерно и открывала столовую для голодающих; в случаях пожаров выдавала готовые срубы и лес» (Европейцев. 1917. С. 28). При П. м. имелись больница для женщин, сиротский приют для девочек «духовного и светского звания» (к 1914 г.- 70 девочек; законоучитель прот. Иоанн Белозерский) с церковноприходской школой, богадельня, смешанная церковноприходская школа в с. Пайгарма (к 1914 г.- 38 мальчиков, 14 девочек; заведующий и законоучитель свящ. Иоанн Васильев), с 1911 г.- смешанная церковноприходская школа в дер. Быковка (к 1914 г.- 17 мальчиков, 5 девочек; заведующий и законоучитель свящ. Антонин Европейцев), а также с 1898 г. школа с отдельным домом в с. Лемжа (ныне Стрелецкая Слобода Рузаевского р-на). Для размещения учениц-сирот и педагогов было построено 2-этажное здание, на 1-м этаже к-рого находились столовая, кухня и комната для инспекторов-монахинь, а на 2-м - спальни для 40 воспитанниц, квартиры учительницы и ее помощницы. Сиротская школа получала золотые медали на всероссийских выставках, в т. ч. на Всероссийской церковноприходской выставке, проходившей с 11 мая по 20 июня 1909 г. в С.-Петербурге. В нач. ХХ в. сиротская школа была реорганизована в школу-церковь - духовно-образовательное учреждение, не имевшее аналогов в Поволжье.

Храм-часовня вмч. Параскевы над Св. источником. 2010 г. Фотография. 2004 г.Храм-часовня вмч. Параскевы над Св. источником. 2010 г. Фотография. 2004 г.После начала первой мировой войны, в 1914 г., П. м. пожертвовал 1 тыс. р. на лечение раненых воинов. При обители в отдельном 2-этажном корпусе был открыт лазарет с 12 палатами (на 125 кроватей) на полном монастырском иждивении. В нем имелись операционная и перевязочная комнаты, аптека и кабинет врача. Медицинский персонал состоял из врача, фельдшера, 3 фельдшериц, 16 сестер. Также в дер. Быковка мон-рь предоставил дом для др. лазарета на 25 чел., командировал 7 послушниц для ухода за ранеными; сестры сшили для воинов 2507 предметов одежды и 500 кисетов. Кроме того, обитель пожертвовала в пользу Красного Креста 1 тыс. р.; сестры и прихожане П. м. оказывали помощь семьям солдат деньгами и хлебом; так, потомственная почетная гражданка Е. Кожевникова отправила в монастырский лазарет различных вещей на сумму 100 р. Др. потомственная почетная гражданка, П. Изотова, привезла в обитель вещи на сумму 31 р. (Пензенские ЕВ. 1914. № 16. С. 672; № 23. С. 642; 1915. № 2. С. 49-50; № 6. С. 235). Всего с 1914 по 1917 г. на содержание лазаретов мон-рь израсходовал ок. 40 тыс. р., «главным образом продуктами и материалами» (Архангельский. 1917. С. 677).

Решением Синода от 11 авг. 1915 г. и общего собрания Пензенского духовенства от 23 авг. того же года планировалось, что в П. м. неск. дней будут пребывать мощи прп. Евфросинии Полоцкой при их перенесении из Полоцкой епархии в кафедральный собор г. Пензы «по обстоятельствам военного времени» (Пензенские ЕВ. 1915. № 17. С. 756), однако святыню перенесли не в Пензу, а в Ростов.

Ректор Пензенской ДС прот. М. С. Архангельский (1868-1944), посетивший П. м. в июне-авг. 1917 г., отмечал случаи расхищения обширного монастырского хозяйства местными крестьянами (Архангельский. 1917. С. 679-680). В авг. 1918 г. в П. м. дислоцировался штаб 1-й Революционной армии Вост. фронта во главе с М. Н. Тухачевским, а в гостиничных корпусах и трапезной устроен военный госпиталь на 400 коек, некоторые насельницы служили сестрами милосердия. В 1919 г. на землях мон-ря был образован Пайгармский совхоз. 5-6 июля 1921 г. в обители совершал богослужения еп. Пензенский и Саранский Борис (Лентовский), о чем он сообщал в письме к архиеп. Рижскому сщмч. Иоанну (Поммеру) (Рус. мир и Латвия: Альм. Рига, 2008. № 14: Из архива сщмч. архиеп. Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера). С. 20).

В 1920-1922 гг. из П. м. были выселены последние монахини. Cвящ. Владимир Павлович Фемистоклов, с нояб. 1915 г. служивший в обители, 8 мая 1922 г. оказал противодействие реквизиции монастырского имущества, был зверски избит, заключен под стражу, 12 мая перевезен в Пензенский губернский исправительный дом, в июне освобожден, но вскоре скончался. По некоторым сведениям, позднее была замучена и игум. Мария: «подверглась обливанию холодной водой на морозе», пока не превратилась в ледяную статую (Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений: (1917-1941). Пенза, 2007. С. 50-51). Вскоре П. м. был окончательно закрыт, на его территории разместились районная больница, железнодорожные склады и др. В 30-х гг. XX в. были разрушены колокольня, часть ограды, башни, в сер. ХХ в. сломаны деревянные Параскевинский храм и ц. Всех святых у кладбища. В июле 1941 г. в Пайгарму было эвакуировано Смоленское военно-политическое уч-ще. В сент. 1942 г. в мон-ре разместилась войсковая часть медицинского назначения. Ок. 1959 г. «для предотвращения притока паломников» у источника вмц. Параскевы был организован пионерский лагерь.

18 июля 1994 г. мон-рь был возрожден. Восстановлены Вознесенский собор, использовавшийся во 2-й пол. ХХ в. как склад медикаментов, Успенский собор, в к-ром в советские годы находился военный аптечный склад, 2-этажный корпус с ц. «Всех скорбящих Радость», архиерейский корпус с Михаило-Архангельской ц., ранее занятый домом культуры воинской части, часовня-усыпальница, здание бывш. трапезной, келейные корпуса. В 2008 г. в П. м. были построены 3-ярусная колокольня с часовней свт. Николая Чудотворца в нижнем ярусе, деревянный храм-часовня вмц. Параскевы (2010) на источнике; в обители имеются иконописная и златошвейная мастерские, а также мастерская резьбы по дереву. В 2010 г. в мон-рь была принесена и помещена в Вознесенском храме икона вмц. Параскевы (посл. четв. XVII в.), к-рая считается явленным в XVIII в. образом. Другая чтимая святыня - икона Божией Матери «Благодатное Небо». Мон-рь имеет подворье в Саранске - ц. Рождества Христова, возведенную в кон. 90-х гг. XX в. на основе бытовой кирпичной пристройки к 7-этажному дому.

В 2005 г. П. м. посетил митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), в 2006 г.- патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер).

Решением Синода от 25 марта 2004 г. настоятельницей утверждена мон. Ангелина (Кузоятова), возведенная в сан игумении. В обители проживает ок. 50 насельниц.

Лит.: Бурлуцкий Н. Параскево-Вознесенская жен. община // Пензенские ЕВ. 1882. Ч. неофиц. № 21. С. 6-15; № 22. С. 7-12; № 23. С. 12-18; Церк.-приходские школы в Пензенской епархии // Там же. 1885. № 2. С. 1-18; Открытие церкви-школы // Там же. 1892. Отд. офиц. № 24. С. 373-374; Параскево-Вознесенский жен. мон-рь. Пенза, 1892; Игуменья Параскево-Вознесенского жен. мон-ря Параскева: (Некр.) // Пензенские ЕВ. 1895. № 17. С. 646-654; Зверинский. Т. 1. № 350. С. 200; Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. Пенза, 1896. С. 256; Палладов Ф., свящ. Паломничество учеников Бугро-Ключевской церковно-приходской школы в Пайгармский мон-рь // Пензенские ЕВ. 1901. № 14. С. 485-488; Денисов. С. 648; С юными паломниками в Пайгармский мон-рь: Торжество 40-летия Пайгармской жен. обители. Саранск, 1909; Православные рус. обители. С. 389-390; Отчет о состоянии церк.-приходских школ Пензенской епархии в учебном и воспитательном отношении за 1912-1913 уч. г. // Пензенские ЕВ. 1914. № 9. С. 199-259; Е. С. Усадьба Струйских «Рузаевка» // Столица и усадьба. 1915. № 38/39. С. 1-5; Архангельский М. С., прот. По епархии: Из пережитого в Пайгармской обители // Пензенские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. № 20/21. С. 673-680; Европейцев А., свящ. Памяти настоятельницы Пайгармского мон-ря игум. Евпраксии // Там же. № 1. С. 26-29; Царев А. Ф. В обстановке острой борьбы // Незабываемые годы: Сб. Саранск. 1967; Параскево-Вознесенский общежит. жен. мон-рь. Саранск, 1994; Бахмустов С. Б. Мон-ри Мордовии. Саранск, 2000. С. 284-319; он же. Параскево-Вознесенский Пайгармский жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. Новомосковск; М., 2004. С. 208-216; он же. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологический аспект. Саранск, 2006; Православные мон-ри России: Кр. справ. Новосибирск, 2000. С. 143-144; Головина А. Ф. Великая благотворительница. Пенза. 2003; Андрианова А. «Нет вам доли уходить отсюда»: (Пайгармский Параскево-Вознесенский жен. общежит. мон-рь, Мордовия) // К единству! 2006. № 1. С. 39-43; № 2. С. 38-41; Гуляева Т. Семья Фемистокловых на алтаре мученичества за веру Христову // Пензенский правосл. собеседник. 2007. № 11(64). С. 5; Богданович С. С., Богданович Л. А. Сведения о закрытии мон-рей Мордовского края в 1918 г. (по фондам ЦГА Респ. Мордовия //Архивы и общество: Ист. и социальный аспекты: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. Самара, 2008; Махаев В. Б. Храмы Мордовии. Саранск, 2008; Тюстин А. В. Пензенский некрополь XVII - нач. ХХ вв. Пенза, 2013.
Д. Б. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также