ПАЛЛАДИЙ
Том LIV, С. 309-310
опубликовано: 20 ноября 2023г.

ПАЛЛАДИЙ

Прп. Палладий Антиохийский. Фрагмент миниатюры из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 26v)Прп. Палладий Антиохийский. Фрагмент миниатюры из Минология деспота Фессалоники Димитрия Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 26v) (Кон. IV в. ), прп. (пам. 28 янв.), подвизался близ Антиохии Сирийской. Основным источником сведений о П. является 7-я гл. «Истории боголюбцев» (ок. 444) Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. rel. 7). Святой был современником и близким другом прп. Симеона Ветхого (пам. 26 янв.). Они часто посещали друг друга и проводили время в душеспасительных беседах. Затем П. уединился в келье недалеко от большого сел. Имма (ныне Ени-Шехир близ Антиохии (ныне Антакья, Турция) у подножия сев. склона Джебель-Бариса). Дни и ночи он проводил в непрестанной молитве, строго воздерживался от пищи и был наделен от Бога даром чудотворения. Каждую неделю в селении устраивалась ярмарка, на которую съезжались купцы и собиралось множество людей. Один купец, получив за товар большую выручку, еще до рассвета отправился домой. По дороге он был убит и ограблен разбойником, к-рый бросил тело купца перед дверями кельи преподобного. Когда утром обнаружилось злодеяние, жители Иммы и съехавшиеся на ярмарку люди, среди к-рых находился и преступник, ворвались в жилище П. и хотели наказать его за якобы совершённое им убийство. П. обратился к Богу с молитвой, затем взял убитого за правую руку и попросил указать, кто истинный виновник преступления. Тот приподнялся и исполнил просьбу П. Видевшие это чудо пришли в изумление и прославили Бога и Его святого.

В араб. рукописи 1673 г. (Paris. arab. 257) под 27 янв. содержится Житие П., написанное Исе ибн Кустантыну из мон-ря прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии. Согласно этому тексту, отшельник подвизался на горе Эль-Амхаль. Г. Граф считал, что Житие представляет собой расширенную переработку посвященной святому главы из «Истории боголюбцев» (Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 71).

В визант. синаксарях памяти святых, о к-рых рассказывал Феодорит Кирский, были помещены с 13 янв. по 1 марта, в соответствии с порядком глав в «Истории боголюбцев» (Delehaye H. Le Synaxaire de Sirmond // AnBoll. 1895. Vol. 14. P. 420-421). Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память П. содержится под 28 янв., после памяти прп. Симеона Ветхого и перед памятью прп. Афраата (SynCP. Col. 429-430). В кратком сказании говорится, что П. написал «достопамятные сочинения». Возможно, на основе этого указания возникло мнение о том, что П. следует отождествлять с одноименным епископом Еленопольским, автором «Лавсаика», однако большинство исследователей считают данное указание неверным (см. напр.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 174-175; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 371-372). Также под 28 янв. память П. указана в Парижском списке Типикона Великой ц. 1063 г. (Paris. gr. 1590 - Mateos. Typicon. T. 1. P. 215). В рукописной Минее XII в. за нояб. (Paris. gr. 259) под 27-м числом помещен канон святому, написанный Аврамием, протоспафарием Антиохийским. Другой канон П., составленный прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886), содержится под 27 нояб. в греч. печатной Минее (Ταμεῖον. Σ. 108-109). В гимнографическом груз. сб. «Новый Иадгари» Микаела Модрекили (НЦРГ. S. 425, 978-988 гг.) П. упоминается под 18 дек. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 412).

В арабо-мелькитских (см. ст. Мелькиты) синаксарях XIII-XVI вв. память П. помещена под 27 нояб. с указанием на то, что он подвизался в монастыре в окрестностях Иммы. Под этим же числом память встречается в ряде арабо-мелькитских синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами. В Синаксаре 1560 г. (Vat. arab. 472) находится пространная заметка, составленная в форме энкомия, автор которой, не имея точных сведений об отшельнике, использовал принятые для подобного жанра клише. Согласно этой заметке, П. род. у благочестивых родителей и оказывал им полное послушание. Однако, когда они захотели женить сына, он ушел из дома, желая посвятить жизнь монашеской аскезе. В окрестностях Антиохии, близ сел. Имма, он встретил некоего старца Иакова, к-рый стал его духовным наставником и впосл. постриг П. в монахи. После смерти Иакова П. укрылся в пещере на горе, возвышающейся над Иммой, и провел там много лет. Бог наградил П. даром чудотворения (описывается чудо с купцом). По мнению Ж. М. Соже, день памяти П.- 27 нояб., отражает местную традицию, согласно к-рой святой скончался в этот день. В некоторых мелькитских синаксарях память подвижника содержится, как и в визант. синаксарях, под 28 янв. (Sauget. 1969. P. 318-322). В крипте палестинского монастыря Кастеллион, расположенной на юж. склоне горы Марда, сохранились средневек. настенные росписи с изображениями 36 святых, среди к-рых, вероятно, есть и образ П. (Milik J. T. The Monastery of Kastellion // Biblica. R., 1961. Vol. 48. P. 21-27).

В XI-XII вв. при переводе греч. Синаксарей на слав. язык память П. была включена в слав. Пролог краткой редакции под 28 янв. (Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 684). Под этим же числом память преподобного, посвященные ему двустишие и сказание, в основе к-рого лежит заметка из Синаксаря К-польской ц., содержатся в стишном Прологе, составленном в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 82). Впосл. заметка о П. под 28 янв. была внесена в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 436 [1-я паг.]) и в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского (Книга Житий святых. К., 1764. Т. 2. Л. 441).

Ист.: BHG, N 1404; ЖСв. Янв. С. 425; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 5. Σ. 353 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 441-442).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 27; Παλλάδιος // ΘΗΕ. Τ. 9. 1966. Σ. 1101-1102; Sauget J.-M. Palladio // BiblSS. Vol. 10. Col. 56-57; idem. Premières recherches sur l'origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites: XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969.
А. Н. Крюкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также