(Кон. IV в. ), прп. (пам. 28 янв.), подвизался близ Антиохии Сирийской. Основным источником сведений о П. является 7-я гл. «Истории боголюбцев» (ок. 444) Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. rel. 7). Святой был современником и близким другом прп. Симеона Ветхого (пам. 26 янв.). Они часто посещали друг друга и проводили время в душеспасительных беседах. Затем П. уединился в келье недалеко от большого сел. Имма (ныне Ени-Шехир близ Антиохии (ныне Антакья, Турция) у подножия сев. склона Джебель-Бариса). Дни и ночи он проводил в непрестанной молитве, строго воздерживался от пищи и был наделен от Бога даром чудотворения. Каждую неделю в селении устраивалась ярмарка, на которую съезжались купцы и собиралось множество людей. Один купец, получив за товар большую выручку, еще до рассвета отправился домой. По дороге он был убит и ограблен разбойником, к-рый бросил тело купца перед дверями кельи преподобного. Когда утром обнаружилось злодеяние, жители Иммы и съехавшиеся на ярмарку люди, среди к-рых находился и преступник, ворвались в жилище П. и хотели наказать его за якобы совершённое им убийство. П. обратился к Богу с молитвой, затем взял убитого за правую руку и попросил указать, кто истинный виновник преступления. Тот приподнялся и исполнил просьбу П. Видевшие это чудо пришли в изумление и прославили Бога и Его святого.
В араб. рукописи 1673 г. (Paris. arab. 257) под 27 янв. содержится Житие П., написанное Исе ибн Кустантыну из мон-ря прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии. Согласно этому тексту, отшельник подвизался на горе Эль-Амхаль. Г. Граф считал, что Житие представляет собой расширенную переработку посвященной святому главы из «Истории боголюбцев» (Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 71).
В визант. синаксарях памяти святых, о к-рых рассказывал Феодорит Кирский, были помещены с 13 янв. по 1 марта, в соответствии с порядком глав в «Истории боголюбцев» (Delehaye H. Le Synaxaire de Sirmond // AnBoll. 1895. Vol. 14. P. 420-421). Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память П. содержится под 28 янв., после памяти прп. Симеона Ветхого и перед памятью прп. Афраата (SynCP. Col. 429-430). В кратком сказании говорится, что П. написал «достопамятные сочинения». Возможно, на основе этого указания возникло мнение о том, что П. следует отождествлять с одноименным епископом Еленопольским, автором «Лавсаика», однако большинство исследователей считают данное указание неверным (см. напр.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 174-175; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 371-372). Также под 28 янв. память П. указана в Парижском списке Типикона Великой ц. 1063 г. (Paris. gr. 1590 - Mateos. Typicon. T. 1. P. 215). В рукописной Минее XII в. за нояб. (Paris. gr. 259) под 27-м числом помещен канон святому, написанный Аврамием, протоспафарием Антиохийским. Другой канон П., составленный прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886), содержится под 27 нояб. в греч. печатной Минее (Ταμεῖον. Σ. 108-109). В гимнографическом груз. сб. «Новый Иадгари» Микаела Модрекили (НЦРГ. S. 425, 978-988 гг.) П. упоминается под 18 дек. (Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 412).
В арабо-мелькитских (см. ст. Мелькиты) синаксарях XIII-XVI вв. память П. помещена под 27 нояб. с указанием на то, что он подвизался в монастыре в окрестностях Иммы. Под этим же числом память встречается в ряде арабо-мелькитских синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами. В Синаксаре 1560 г. (Vat. arab. 472) находится пространная заметка, составленная в форме энкомия, автор которой, не имея точных сведений об отшельнике, использовал принятые для подобного жанра клише. Согласно этой заметке, П. род. у благочестивых родителей и оказывал им полное послушание. Однако, когда они захотели женить сына, он ушел из дома, желая посвятить жизнь монашеской аскезе. В окрестностях Антиохии, близ сел. Имма, он встретил некоего старца Иакова, к-рый стал его духовным наставником и впосл. постриг П. в монахи. После смерти Иакова П. укрылся в пещере на горе, возвышающейся над Иммой, и провел там много лет. Бог наградил П. даром чудотворения (описывается чудо с купцом). По мнению Ж. М. Соже, день памяти П.- 27 нояб., отражает местную традицию, согласно к-рой святой скончался в этот день. В некоторых мелькитских синаксарях память подвижника содержится, как и в визант. синаксарях, под 28 янв. (Sauget. 1969. P. 318-322). В крипте палестинского монастыря Кастеллион, расположенной на юж. склоне горы Марда, сохранились средневек. настенные росписи с изображениями 36 святых, среди к-рых, вероятно, есть и образ П. (Milik J. T. The Monastery of Kastellion // Biblica. R., 1961. Vol. 48. P. 21-27).
В XI-XII вв. при переводе греч. Синаксарей на слав. язык память П. была включена в слав. Пролог краткой редакции под 28 янв. (Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 684). Под этим же числом память преподобного, посвященные ему двустишие и сказание, в основе к-рого лежит заметка из Синаксаря К-польской ц., содержатся в стишном Прологе, составленном в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 82). Впосл. заметка о П. под 28 янв. была внесена в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 436 [1-я паг.]) и в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского (Книга Житий святых. К., 1764. Т. 2. Л. 441).