[Греч. Πανσόφιος] (III в.), прмч. Александрийский (пам. 15 янв.), пострадал при имп. Деции (249-251). На греч. языке сохранилось лишь краткое синаксарное сказание о П., составленное на основании пространного Мученичества (SynCP. Col. 394-395). Согласно этому тексту, П. род. и жил в Александрии, был сыном проконсула (анфипата) по имени Нил. Юноша получил блестящее образование, но предпочел светской карьере служение Господу. Он был христианином и после смерти отца, раздав все имущество бедным, решил начать жизнь отшельника. 27 лет он провел в пустыне в посте и молитвах. Когда Деций начал гонения на христиан, кто-то донес на П., и он был приведен на суд правителя Александрии Августалия. Представ перед язычниками, П. стал проповедовать христ. учение и обличать языческие заблуждения, благодаря чему нек-рые идолопоклонники обратились ко Христу. Августалий приказал подвергнуть П. бичеванию, во время к-рого мученик предал свою душу Господу.
«Августалий» - видимо, не имя собственное, а название должности: префектов Египта называли августалами.
В арм. синаксаре Тер-Исраэля память П. (имя передано как Пансофос или Памфос) помещена под 15 аратца (22 янв.), имя отца не упомянуто, но есть имя имп. чиновника Луция (Лукия), к-рый допрашивал П. (Le Synaxaire arménien de Ter Israël / Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 6: Mois d'Aratz. P. 71. (PO; T. 19. Fasc. 1). Соответственно заметка в арм. Синаксаре основана не на визант. синаксарном сказании, а на др. источнике, возможно, на не сохранившемся на греч. языке Мученичестве.
В XI в. на груз. язык прп. Георгием Святогорцем было переведено синаксарное сказание о П., под 16 янв. включенное в сб. Великий Синаксарь (известно 6 рукописей XI в.: НЦРГ. А. 97, НЦРГ. А 193, НЦРГ. Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30). Также под 16 янв. в коллекции Национального центра рукописей Грузии сохранилась кименная (оригинальная) редакция Мученичества П., представляющая собой перевод с араб. языка (НЦРГ. А 188, XIII в. Л. 258-264 об.; издана: Кекелидзе К. Грузинские агиографические памятники: Кимени (Monumenta Hagiographica Georgica: Keimena). Тифлис, 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 48-59; он же. Этюды. Т. 7. С. 102-135; перевод на лат. язык: Peeters. 1929. P. 321-337). По мнению П. Петерса, текст представляет собой эпическое (легендарное) Мученичество. Очень большое место в нем уделено проповедям П. на суде, к-рые составлены с привлечением мн. источников (Свящ. Писания, апокрифов и др.), однако, по замечанию Петерса, носят абсурдный характер. Согласно этому тексту, П. удалось обратить в христианство Лукия (или Лициния), к-рый тоже принял мученическую кончину. В отличие от заметки в Синаксаре К-польской ц., где говорится, что П. скончался во время жестокого бичевания, груз. текст сообщает, что он после короткого заключения был отпущен на свободу и снова удалился в пустыню с неск. учениками. Но позже, разозленный тем, что проповедь П. принесла плоды, правитель послал солдат за отшельником с приказом казнить его. П. был сожжен в пещере, служившей ему кельей. Также на груз. языке сохранилась служба П., составленная Георгием: в переводе прп. Георгия Святогорца она сохранилась под 15 янв. в рукописи XI в. (НЦРГ. Н 2339. Л. 154 об.); содержит стихиру на «Господи, воззвах» и указание петь ирмосы 2-го гласа «Непроходимое волнящееся море».
Память П. с двустишием и кратким сказанием на основе греческого была включена в славяно-рус. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 5. С. 38-39) и ВМЧ. митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 401. 1-я паг.). Архиеп. Сергий (Спасский) называет П. первым христ. отшельником (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 26).