ПАНСОФИЙ
Том LIV, С. 447-448
опубликовано: 1 декабря 2023г.

ПАНСОФИЙ

(Ивлиев (Ивлев, Иевлев) Павел Яковлевич; 1881, г. Николаевск Самарской губ. (ныне Пугачёв Саратовской обл.) - 21.12. 1937, Новоивановское отд-ние Сибирского ИТЛ), Ростовский и Курский епископ в согласии беглопоповцев (см. также Русская древлеправославная церковь (РДЦ)). Из семьи приказчика, принадлежавшего к единоверию. В 1895 г. П. Ивлиев ушел в единоверческий иргизский Спасо-Преображенский мон-рь (см. ст. Иргизские монастыри). В том же году перешел в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь в Москве. Был пострижен в монашество с именем Пансофий, исполнял послушание келейника Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского). В 1910 г. рукоположен во диакона, через год - во иерея. В 1911 г. из-за конфликта с митр. Владимиром оставил Чудов мон-рь и продолжил служение в одном из храмов в Николаевске, где познакомился с местными беглопоповцами. В 1912 г. присоединился к старообрядчеству и возглавил местную беглопоповскую общину. На 5-м Всероссийском съезде древлеправославных христиан, проходившем 16-18 июля 1917 г. на Рогожском кладбище в Москве, П. представлял общины волжских беглопоповцев. На съезде обсуждался вопрос отправки священников на фронт для окормления воинов-старообрядцев, П. выразил готовность отправиться на фронт при условии, что его отпустит община. В связи с окончанием боевых действий отправка священников в армию не состоялась. В 1921 г. П. переехал в Саратов, затем в Хвалынск Саратовской губ., одновременно окормлял общину г. Уральска (ныне Западно-Казахстанской обл., Казахстан).

Пансофий (Ивлев), еп. Ростовский и Курский, в согласии беглопоповцев (крайний справа). Фотография. 1929 г.Пансофий (Ивлев), еп. Ростовский и Курский, в согласии беглопоповцев (крайний справа). Фотография. 1929 г.П. участвовал в поисках архиерея для присоединения его к беглопоповцам. Присутствовал на Саратовском съезде древлеправославных христиан 19 дек. 1923 г., на котором было утверждено принятие в общение обновленческого Саратовского и Петровского архиеп. Николы (Позднева). П. вошел в Духовный совет при архиепископе, в том же году был возведен в сан архимандрита, в 1925 г. назначен главой комиссии по приисканию епископов. Усилиями членов комиссии 16 сент. 1929 г. состоялось присоединение к старообрядчеству единоверческого Иргинского еп. Стефана (Расторгуева). 17 сент. П. был избран во епископа. 18 сент. архиеп. Никола (Позднев) и еп. Стефан (Расторгуев) совершили хиротонию П. во епископа Ростовского и Курского. П. стал первым архиереем, хиротонисанным для беглопоповцев. По их оценке, «с этого момента жизнь Древлеправославной церкви перестала зависеть от вынужденных обстоятельств и вошла в нормальное каноническое русло» (Краткая история РДЦ. С. 65). В февр. 1930 г. еп. Стефан (Расторгуев) и П. совершили в г. Бугуруслане Средневолжского края (ныне Оренбургской обл.) архиерейскую хиротонию еп. Филарета (Харламова).

Во время пребывания в Бугуруслане П. был арестован без объяснения причины и провел под арестом 2 недели. В 1931 г. он подвергся аресту в г. Гадяче Украинской ССР по обвинению в проведении антисоветской агитации и в попытке создания контрреволюционной орг-ции, через полгода был освобожден. В дек. 1931 г. П. приезжал в Сталинград (ныне Волгоград) Нижневолжского края, где с ним начали переговоры о соединении старообрядцев разных согласий последователи Белокриницкой иерархии (см. также Русская православная старообрядческая церковь), инициатива переговоров исходила от белокриницкого Самарского еп. Иринарха (Парфёнова). В 1932 г. П. вновь приехал в Сталинград для продолжения переговоров, беглопоповский епископ находил соединение возможным, но неблаговременным. В 1933 г. начались аресты среди сталинградского старообрядческого духовенства. 15 апр. П. был арестован в Сталинграде по обвинению в том, что «являлся руководителем контрреволюционной организации сектантов беглопоповского толка, объединился с контрреволюционной организацией старообрядцев австрийского толка». Проходил по коллективному делу с представителями белокриницкого согласия. Частично признал себя виновным. Постановлением Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Нижневолжскому краю от 25 июня 1933 г. приговорен к заключению в ИТЛ на 10 лет, заключение отбывал в Сиблаге. 17 авг. 1936 г. срок заключения был сокращен до 8 лет. По одной из версий, скончался в заключении, по другой - был расстрелян.

На соборе РДЦ 4-9 мая 2004 г. П. был прославлен как священномученик.

Арх.: Архив УФСБ по Волгоградской обл. Д. ОФ 26654.
Лит.: 60 лет восстановленной Древлеправославной архиепископии. Новозыбков, б. г. С. 23; Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество: Опыт энцикл. слов. М., 1996. С. 214; Долгатов А. Г. Старообрядцы в Советской России (окт. 1917-1930-е гг.) // Клио. 2002. № 2 (17). С. 121-129; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв. Курск, 2004. С. 112; Апанасенок А. Из «золотого века» в «железный»: Старообрядчество Курского р-на в 1-й пол. ХХ в. // Судьба старообрядчества в ХХ - нач. ХХI в.: История и современность. К.; Винница, 2010. Вып. 4. С. 116-148.
С. Е. Мишин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БЕГЛОПОПОВЦЫ старообрядцы, принимавшие свящ-ков, переходивших от Правосл. Церкви
  • БОЛЬШАКОВ Тихон Федорович (1794 - 1863), антиквар, коллекционер
  • ГЕННАДИЙ (Антонов Гурий Васильевич; 1903 - 1996), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси, глава Русской древлеправославной церкви
  • ДЬЯКОНОВО СОГЛАСИЕ согласие старообрядцев-беглопоповцев, последователи диакона Александра