ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ
Том LIV, С. 500-504
опубликовано: 6 декабря 2023г.

ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ

Содержание

Мужской, общежительный, в К-поле; усыпальница династий Комнинов и Палеологов; памятник средневизант. архитектуры.

История

Мон-рь Пантократора в Константинополе. Фото: А. СкроботовМон-рь Пантократора в Константинополе. Фото: А. Скроботов П. м. расположен на Четвертом холме К-поля, в визант. р-не Зевгмы, над высоким обрывом долины Оксия; в ранневизант. период здесь было кладбище (см. Четинкая. 2020 (в печати)); по предположению П. Магдалино (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 33-56), на этом месте была усадьба дочери имп. Маврикия Иларии. П. м. основан в 1118 г. имп. Иоанном II Комнином (1118-1143; Типикон П. м.; Nicet. Chon. Hist. 66); Иоанн Киннам (Cinnam. Hist. 10) назвал ктитором мон-ря его 1-ю жену Ирину; архитектором был некий Никифор. П. м. задумывался как новый погребальный мон-рь Комнинов: здесь были похоронены императоры Иоанн II (1143) и Мануил I (1180), их супруги по имени Ирина (1134 и 1159), в поздневизант. период - Ирина, 2-я жена Андроника II (1317), Мануил II Палеолог (1425), его жена Ирина (1450), его сын Андроник, постригшийся в П. м. с именем Акакий (1426), Евгения Гателуцци, жена деспота Димитрия Палеолога (1440), и имп. Иоанн VIII (1448). До смерти имп. Ирины в 1134 г. была возведена Южная ц., затем к северу от нее - доступная для мирян Северная ц. Богоматери Елеусы. Между ними была построена Средняя ц. (вероятно, погребальный храм во имя арх. Михаила). Согласно Типикону П. м., в обители, где должны были жить не менее 80 монахов (Ансельм Хафельбергский в 1136 упом. 700 - The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 98), были б-ка, больница, старопитательница и баня. Ему принадлежали также лепрозорий и многочисленные имения, пожертвованные имп. Ириной, севастом Мануилом Вотаниатом, Иоанном Арватином и др. Это были 6 монастырей, преимущественно на азиат. берегу Босфора и Мраморного м.: Носсийский (18 монахов), Монокастанский (16), Анфемиев (12), Мидикарийский (за Золотым Рогом, с кладбищем для монахов П. м.) и Галакринский (вместе 6), Сатиров (18), подчинявшихся игумену П. м. и управлявшихся экономами. П. м. были также подчинены Ноатский и Вордский мон-ри. Собственно имения П. м. находились преимущественно во Фракии, но также в Македонии, на Пелопоннесе, островах Эгеиды и в М. Азии. После 1204 г. часть этих владений (напр., с. Вари около Смирны) была передана Лембскому монастырю, но затем вернулась к П. м.

Иоанн II пытался получить (но не получил) для П. м. мощи св. Димитрия из Фессалоники; в 1149 г. Мануил I торжественно перенес в монастырь при посредстве его игум. Иосифа Агиогликерита († ок. 1154-1155) покров с раки святого и его икону (Janin. Églises et monastères. P. 516). Мануил I перенес в 1169/70 г. в П. м. из Эфеса «плиту помазания Христа» из красного мрамора, около к-рой был сам погребен в раке из черного мрамора с 8 куполками (Nicet. Chon. Hist. 289). В 1143 г. имп. Мануил I приказал великому доместику Иоанну Аксуху временно заключить в П. м. своего брата Исаака, чтобы тот не мог претендовать на престол (SynCP. Col. 887).

Перед взятием К-поля латинянами в П. м. были собраны реликвии из соседних мон-рей и храмов (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 100). После 1204 г. П. м. оказался во власти венецианцев, увезших в Венецию много утвари, реликвий, украшений и икон (в т. ч. изображения, включенные в состав Пала д'Оро), к-рые Сильвестр Сиропул видел в Сан-Марко. Главу свт. Власия имп. Бодуэн II (1240-1261) послал Людовику Благочестивому, поместившему ее в Сент-Шапель. Согласно Истории Никифора Григора (Niceph. Greg. Hist. I 86), П. м. стал резиденцией лат. императора, однако это ошибка. В 1206 г. венецианцы силой перенесли из собора Св. Софии в П. м. икону Божией Матери «Одигитрия» (PL. 215. Col. 1077-1078). Ее забрал из П. м. Михаил VIII для своего торжественного въезда в К-поль в 1261 г. (Georg. Pachym. Hist. I 160). Тогда же мстившие венецианцам генуэзцы разобрали их дворец у П. м. и из его камней построили свой храм - св. Георгия. В самом же П. м. была восстановлена правосл. обитель: в 1263 г. метохий Христа Амбела и с. Анавасидий, к-рыми П. м. владел вместе с мон-рем Христа Филантропа, были переданы мон-рю св. Иоанна Богослова на Патмосе (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 59). В 1265 г. игум. П. м. Феодосий де Виллардуэн, буд. патриарх Антиохийский, сопровождал Марию, дочь Михаила VIII, к монг. хану Хулагу (Georg. Pachym. Hist. I 402).

Во время антилат. споров 1283-1285 гг. в П. м. были заключены Константин Мелитиниот и Георгий Метохит (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 60); в 1313-1320 гг. здесь жил изгнанный сын серб. кор. Стефана Уроша II Милутина Стефан Дечанский с 2 сыновьями, участвовавший в богословских спорах с имп. Андроником II (Georg. Pachym. Hist. I 402) и основавший затем в честь Христа Пантократора мон-рь Дечаны (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 89). В 1313 г. в П. м. вступил пансеваст Константин Панкал (в монашестве Косма), передавший ему иконы, книги, утварь и свои владения в К-поле и Серрах, включая маленький мон-рь Пресв. Богородицы; часть этого вклада была продана Феодоре Кантакузине (Ibid. P. 60-61). В 1318 г. мон. П. м. Симон (PLP, N 25381) был обвинен своим собратом в богомильстве, но оправдан патриархом. В 50-х гг. XIV в. П. м. посещал Пьер де Тома, посол папы Римского Климента VI. В 1400 г. П. м. передал кафисму Халкита в Галате в пользование иеромон. Мелетию (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 62-63). В 1407 г. имп. Иоанн VIII за помин души своего отца хрисовулом даровал П. м. 1/4 десятины с угодий в Кассандре (Actes de Lavra. P., 1977. Vol. 2. N 159). В 1422-1425 гг. игуменом пришедшего в упадок П. м., где было всего 6 монахов, был назначен Макарий Макрис († 1431, погребен в мон-ре), к-рый, получив деньги при поездке в Сербию и сделав соктитором митр. Фотия Киевского, вместе с Георгием Сфрандзи занимался ремонтом обители и в качестве игумена П. м. участвовал в посольстве к папе Римскому Мартину V в 1430 г. (PG. 156. Col. 735-736, 765-766). Игум. П. м. Геронтий участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе, но после возвращения в столицу стал ярым противником унии; впрочем, следующий игумен мон-ря участвовал в провозглашении унии Церквей в 1452 г. Константин Драгаш заточил в П. м. противника унии Георгия Схолария, к-рый был пострижен там с именем Геннадий, но не прекратил выступать против унии до своего назначения патриархом. Монахом П. м. был Нифонт, ставший затем митрополитом Фессалоники и патриархом К-польским (1486-1489).

После 1453 г. П. м. был захвачен тур. кожевниками, а свинец с его крыш султан Мехмед II забрал для своего дворца. В 70-х гг. XV в. Зейрек Мехмед Эфенди превратил П. м. в медресе и мечеть, получившую название Молла Зейрек Джами. Комплекс П. м. неоднократно ремонтировался, особенно после большого пожара сер. XVIII в. и землетрясения 1766 г.: в частности, были заложены мн. окна и добавлен минарет. Первые научные исследования мон-ря относятся к нач. ХХ в. (А. Тьер и Ж. Эберсольт). В 1953-1963 гг. П. м. исследовался и реставрировался Американским византийским ин-том под рук. А. Миго: были изменены форма купола и высота кровли (до 1,4 м). Исследования и реставрация велись в 1997-1998 гг. под рук. Р. Оустерхаута и З. и М. Ахунбай. В 2008-2018 гг. П. м. подвергся грубой «османизирующей» реставрации.

Архитектура

План церквей мон-ря ПантократораПлан церквей мон-ря Пантократора Строительство П. м. началось с кафоликона - Южной ц. (1118 - до 1134). Это крупнейший в К-поле (основной объем - 23×15,5 м) крестово-купольный храм на 4 порфирных колоннах сложного извода (заменены в османское время каннелированными столпами; одна выставлена около храма). Перед 3 апсидами (центральная выше боковых) расположены суженные вимы с полуциркульными сводами: в центральной в боковых стенах по комниновской «моде» устроены апсидиолы, в наружных стенах боковых - более низкие полукруглые ниши. В наосе 3 мраморных карниза; малые подпружные арки и конхи апсидиолей повышены относительно уровня 1-го карниза, что придает интерьеру вертикализм. Пониженные угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами. В центральной апсиде окно тройное, в боковых - одинарные (верхние окна пробиты позже); в торцах рукавов креста в 2 яруса размещены трибелоны на мраморных столбиках (на западе нижний служит проемом хор), в стенах угловых ячеек большие одинарные окна. Купол реберчатый, барабан имеет 16 окон и 16 граней снаружи, с пилястрами на углах. Одновременно с боковым объемом были построены 2-ярусный нартекс, соединявшийся с наосом 3 дверями и перекрытый на обоих ярусах 5 крестовыми сводами, с тройным проходом с запада, и боковые галереи (южная перестроена, северная уничтожена при строительстве храма арх. Михаила) с апсидами. Верхний ярус нартекса со всех сторон прорезан трибелонами на мраморных колонках или столбиках; центральная ячейка была позднее (?) увенчана 12-гранным куполом аналогичной основному формы.

Кладка выполнена преимущественно из вторично использованной плинфы эпохи имп. Константина I в технике утопленного ряда, с небольшими вставками рядов камня; карнизы были зубчатые. На сводах положены амфоры. Центральная апсида снаружи 7-гранная: верхняя часть разделана 7 узкими полукруглыми в плане нишами, в нижней части в 3 центральных гранях расположены окна, а в боковых и на заплечиках - высокие и узкие, сложнопрофилированные, полукруглые в плане ниши с фигурной кладкой в конхах. Боковые апсиды - 5-гранные, с аналогичной отделкой; на юж. заплечике юж. апсиды - полуколонка. Ниши придают вост. фасаду ярко выраженный вертикализм. Торцы др. рукавов креста разделены сложнопрофилированной глухой аркой. Окна на барабане и арки трибелонов тоже имеют двойной профиль, а завершения глухих арок на зап. фасаде нартекса - тройной. Позднее с запада был добавлен экзонартекс, также перекрытый 5 крестовыми сводами, с 3 проходами в нартекс и с большими арочными проемами в нижней части фасада. Кладка внизу - opus mixtum, наверху - кирпичная. Завершения арок - с двойным профилем.

После смерти имп. Ирины, между 1134 и 1136 гг., имп. Иоанном II была построена Северная ц., предназначенная для мирян и соединившаяся с Южной ц. галереей. Под ней расположена цистерна с 3 нефами и 3 апсидами (вероятно, цистерны имеются и под др. храмами). Северная ц. почти полностью копирует Южную в чуть уменьшенном масштабе (основной объем - 20×14 м), включая 2-ярусный нартекс, галереи (позднее разобраны) и декорацию. Чуть иначе устроен нижний ярус, имеющий наверху окна (тройные в торцах рукавов и одинарные в остальных частях), а внизу - одинарный проход. Купол внутри тыквообразный, 12-дольный, с 8 окнами, снаружи - круглый (возможно, переделан позднее). Двухъярусный нартекс соединен с нартексом Южной ц.: внизу - дверью, а наверху - трибелоном на тонких мраморных столбиках. Центральная апсида имеет снаружи 5 граней, боковые - 3. Зап. фасад нартекса разделан глухими арками в 2 яруса: в верхнем - 3 центральные (средняя - с трибелоном на мраморных колонках) завершаются двойным профилем. Нижняя часть выполнена в технике opus mixtum, верхняя - из плинфы с небольшими вставками рядов камня. В османское время колонны заменены квадратными столбами.

Позднее (дата - предмет дискуссий) на месте разобранных сев. галереи Южной ц. и юж. галереи Северной ц. была сооружена Средняя ц., которая большинством исследователей отождествляется с погребальным храмом-«герооном», посвященным психопомпу - арх. Михаилу и упоминаемым в Типиконе П. м. (против такой атрибуции выступают только Л. Тайс, настаивающая на однокупольности храма арх. Михаила, и Х. Четинкая, отождествляющий с ним юж. парекклисион). В результате встраивания в прямоугольное пространство Средняя ц. имеет форму «двухкупольного зала», причем вост. купол, над вимой, оказался эллипсоидным. Подпружные арки опираются на пилястры, приставленные к стенам ранних храмов, в т. ч. к их нартексам, из-за чего на зап. стене образуются 3 глухие арки, на межкупольные боковые пилястры опускаются сразу 3 подпружные арки, у вост. купола есть 2 дополнительные подпружные арки по бокам. Карнизов 2: над первым с запада расположены проемы, выходящие на хоры. Зап. купол сделан по образцу купола Южной ц., а восточный - по образцу купола ее нартекса. В храм ведут с запада 2 двери, открывающиеся в нартексы боковых храмов; все 3 храма соединены тройками проходов, соответствующих 3 ячейкам крестово-купольного наоса, в протяженную анфиладу. Апсида Средней ц. имеет узкие проходы в вимы боковых церквей. В юж. рукаве Северной ц. были пробиты боковые окна для дополнительного освещения, а к сев.-вост. углу Южной ц. снаружи приставлен дополнительный столб. Апсида снаружи устроена по образцу центральной апсиды Северной ц. Храм также сложен в технике opus mixtum. Фасады всех храмов были покрыты цемянкой.

П. м. был окружен стеной; на первых воротах был мозаичный образ Спасителя. Все здания мон-ря, кроме 3 храмов и юж. пристройки, разрушились уже к 1540 г., Пьер Жиль их не застал. Сохранилась только юж. пристройка к Южной ц. неизвестной функции, в османское время была перестроена в Семерджи-Ибрахим-Эфенди-текке. Последние раскопки выявили, что первоначально это была структура из 9 ячеек, перекрытая 3 поперечными сводами, с 3 пряслами на каждом фасаде, кроме северного, примыкавшего к Южной ц. и ее экзонартексу. В угол между ее вост. фасадом и юж. галереей Южной ц. в XII в. был встроен маленький погребальный купольный парекклисион в форме компактно вписанного креста с маленьким нартексом: Х. Четинкая считает его «внешним герооном», где был погребен Мануил I (см. Четинкая. 2020 (в печати)).

Декоративное оформление храмов

Подкупольное пространство Средней ц. мон-ря Пантократора. Фотография. 20?? г. Фото: В. Е. СусленковПодкупольное пространство Средней ц. мон-ря Пантократора. Фотография. 20?? г. Фото: В. Е. Сусленков Южная ц. П. м. была наиболее богато украшена. Пол выполнен в технике opus sectile и наряду с переплетающимися кругами включает растительные мотивы и сюжеты, в т. ч. сцены охоты, буколические сцены, изображения мифологических существ, а также круг зодиака и сцены из истории Самсона. Иконография мн. композиций ранневизантийская; по мнению Р. Оустерхаута, церковь подражает храму св. Апостолов. Нижняя часть стен была облицована мраморными плитами (сохр. в виме), крепившимися на железных штифтах. Плиты были перерезаны из ранневизант. архитектурных деталей: внизу - плиты проконесского мрамора, а вверху - панно из 4 зеркально сложенных плит цветного мрамора, вставленных в мраморные рамы. Косяки дверей - из цветного мрамора. На колонках и столбиках были вторично использованы ранневизант. резные капители. На хорах сохранился резной космит. До 1739 г. существовали вырезанные на мраморе стихи в честь имп. четы Иоанна II и Ирины (Muratorio L. A. Novus Thesaurus veterum inscriptionum. Mediolani, 1739. Vol. 1. P. 268). На сводах были мозаики, погибшие после сер. XVIII в.: по источникам известны изображения Пантократора над входом, «Распятие» и «Воскресение» - в центральном алтаре, «Тайная вечеря» - в правой конхе, «Омовение ног» - в левой и «Успение» - над зап. (?) дверью. В апсиде обнаружены многочисленные фрагменты витражного стекла со стоящими фигурами и с надписями (происхождение их создателей остается предметом дискуссии). Три резных мраморных карниза (частично заменены османами) были первоначально позолочены. Традиц. литургические атрибуты храма утрачены, кроме использованных в османском михрабе 2 плит, взятых из храма св. Полиевкта, и надпрестольного (?) кивория: на 4 колонках (пара двойных колонн с «Геракловым узлом» и 2 восьмигранных) и на 4 резных арках покоится квадрат основания с резным карнизом, переходящий в 8-гранный шатер; внутри - рельефные монограммы с именем Игнатий и кресты в «тромпах».

Северная ц. была украшена аналогично Южной: на полу были изображены мифологические сцены, охота и животные. Вдоль стен шел сложнопрофилированный цоколь из розоватого мрамора. Второй карниз резной, с изображениями виноградной лозы и птиц. В Типиконе П. м. упомянуты 2 иконы проскинитария, мозаичные иконы Богоматери Елеусы, Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи над центральными дверями нартекса. В окнах сохранились фрагменты орнаментальных мозаик из крупной смальты: золотые побеги аканфа на синем фоне и золотая плетенка на красном фоне. Хоры над нартексом были расписаны синефонными фресками (сохр. растительные орнаменты в арках). Храм освещался хоросом и лампами в виде кратеров.

В апсиде Средней ц. одноступенчатый синтрон. В храме арх. Михаила в Типиконе П. м. отмечены мозаичные композиции под куполами на боковых стенах (?): «Распятие» и «Воскресение» («Сошествие во ад»), «Святой гроб» (вероятно, над Камнем помазания) и «Явление Христа Мариям», а также изображение Христа над проходом к имп. гробницам.

Экзонартекс также был украшен синефонными фресками (сохр. в заложенных окнах). Во дворе перед комплексом храмов был фиал.

В П. м. были собраны многочисленные реликвии. Одной из главных святынь был привезенный имп. Мануилом II из Эфеса Камень помазания, возможно расположенный в зап. арке между Южной ц. и храмом арх. Михаила (Четинкая помещает здесь изображения из Пала д'Оро - см. Четинкая. 2020 (в печати)); Робер де Клари и Клавихо видели на нем следы от слез Богоматери, ап. Иоанна Богослова и жен-мироносиц (The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 99-101). В П. м. также хранились мощи святых Флора и Лавра (SynCP. Col. 908; Игнатий Смольнянин ошибочно называет их святыми Сергием и Вакхом). Антоний Новгородец упоминает в П. м. главу свт. Власия, увиденную им в П. м. Стефан Новгородец ок. 1350 г. упоминает о наличии в мон-ре мощей Иакова Персянина и мон. Михаила, а также (как и Перо Тафур - The Pantokrator Monastery in Constantinople. 2013. P. 103) беломраморного сосуда из Каны Галилейской.

Лит.: Van Millingen R. Byzantine Churches in Constantinople. L., 1912. P. 219-242; Ebersolt J., Thiers A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 185-207; Moravcsik G. Szent László leánya és a bizánci Pantokrator-monostor. Bdpst.; Konstantinápoly, 1923; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul // DOP. 1963. Vol. 17. P. 333-371; Janin. Églises et les monastères. P. 515-523; Mathews T. The Byzantine Churches of Istanbul. Univ. Park; L., 1976. P. 71-101; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 209-215; Kidonopoulos V. Bauten in Konstantinopel, 1204-1328: Verfall und Zerstörung, Restaurierung, Umbau und Neubau von Profan- und Sakralbauten. Wiesbaden, 1994. S. 30-33; Ousterhout R. Contextualizing the Later Churches of Constantinople: Suggested Methodologies and a Few Examples // DOP. 2000. Vol. 54. P. 241-250; idem. Architecture, Art, and Komnenian Ideology at the Pantokrator Monastery // Byzantine Constantinople: Monuments, Topography, and Everyday Life / Ed. N. Necipoğlu. Leiden, 2001. P. 133-150; idem. Interpreting the Construction History of the Zeyrek Camii in Istanbul (Monastery of Christ Pantokrator) // Studies in Ancient Structures: Proc. of the 2nd Intern. Conf. Istanbul, 2001. Vol. 1. P. 19-27; idem. The Pantokrator Monastery and Architectural Interchanges in the 13th Cent. // Quarta Crociata: Venezia-Bizanzio-Impero Latino / Ed. G. Ortalli e. a. Venezia, 2006. Vol. 2. P. 749-770; idem. The Decoration of the Pantokrator (Zeyrek Camii): Evidence Old and New // Change in the Byzantine World in the 12th and 13th Cent.: Proc. of the 1st Sevgi Gönül Memorial Symp., 2007. Istanbul, 2010. P. 432-439; Ousterhout R., Ahunbay Z. and M. Study and Restoration of the Zeyrek Camii in Istanbul: 1st Rep., 1997-1998 // DOP. 2000. Vol. 54. P. 265-270; iidem. Idem: 2nd Rep., 2001-2005 // Ibid. 2009. Vol. 63. P. 235-256; Ahunbay M. and Z. Restoration Work at the Zeyrek Camii // Byzantine Constantinople. Leiden, 2001. P. 117-132; Theis L. Flankenräume im mittelbyzantinischen Kirchenbau: Zur Befundsicherung, Rekonstruktion und Bedeutung einer verschwundenen architektonischen Form in Konstantinopel. Wiesbaden, 2005. S. 104-126; Kaplan M. Büyük bir Imparatorluk Vakfy: Pantokrator (Zeyrek Camii) // Bizans: Yapylar, Meydanlar, Yaşamlar / Ed. A. Pralong. Istanbul, 2011. P. 118-134; The Pantokrator Monastery in Constantinople / Ed. S. Kotzabassi. Boston; B., 2013. (Byzant. Archiv; 27); Marinis V. Architecture and Ritual in the Churches of Constantinople: 9th to 15th Cent. N. Y., 2014. P. 143-150; Четинкая Х. Погребальные пространства в мон-ре Пантократора // Византий и Византия / Ред.: А. Ю. Виноградов, С. А. Иванов. М., 2020 (в печати).
А. Ю. Виноградов
Рубрики
Ключевые слова
См.также