ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ
Том LIV, С. 491-500
опубликовано: 29 ноября 2023г.

ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ

Содержание

Мон-рь Пантократора на Афоне. Фотография. 2018 г. Фото: Р. Н. НовиковМон-рь Пантократора на Афоне. Фотография. 2018 г. Фото: Р. Н. Новиков [Пантократор, Пандократор; греч. Μονὴ Παντοκράτορος] в честь Преображения Господня общежительный мужской на Св. Горе Афон, на сев.-вост. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), между Ватопедом и Иверским монастырем. Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей, после мон-ря Кутлумуш. В наст. время в П. м. подвизаются ок. 15 монахов. В визант. эпоху П. м. иногда называли также монастырем Ксанфопулов, поскольку в сер. XIV в. он поддерживал тесные связи с одноименным мон-рем в районе Галата в К-поле. В мон-ре Ксанфопулов жил К-польский патриарх Каллист II (1397), к-рый после своего отречения поселился в П. м.

История

Мон-ри на территории, ныне принадлежащей П. м., существовали по крайней мере с кон. X в. В древнейшем афонском Типиконе «Трагосе» (971) упомянут мон-рь Равдуху. В XI-XIV вв. мон-рь занимал довольно высокое положение среди др. афонских обителей. Предположительно в Равдуху в нек-рые периоды могла находиться резиденция прота. Кроме того, на территории П. м. находились древние мон-ри Сотира (Спасителя), Факину и Фалакру. Иоанн Факин - прот Афона и, вероятно, основатель одноименного мон-ря, на рубеже X и XI вв. выступал противником прп. Афанасия Афонского. В Афонском уставе 1046 г. упомянуты игумены мон-рей Сотира Варфоломей и Фалакру Леонтий (Порфирий (Успенский). 1892. С. 180). Все эти мон-ри пришли в упадок, вероятно в сер. XIV в., в результате нападений тюрок и эпидемии чумы. Большинство из них не сохранились. Остатки построек мон-ря Равдуху - древний храм XI-XII вв. с фрагментами фресковых росписей, ныне включены в комплекс зданий П. м. Келья Иоанна Факина с ц. Пресв. Богородицы находится к юго-западу от П. м.

Основание обители

Согласно афонскому преданию, П. м. основан имп. Феодосием I Великим (379-395), а возобновлен и расширен имп. Алексеем I Комнином (1081-1118), к-рый якобы был погребен в П. м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В. Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архим. Порфирий (Успенский), справедливо полагавший, что основателями П. м. были вел. стратопедарх Алексей и его брат, вел. примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей т. зр. ссылался на акты Св. Горы Афон (Там же. C. 120-127); эту идентификацию принимают и совр. исследователи. Т. о., П. м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и адм. карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность вел. примикирия, а год спустя стал вел. стратопедархом в Македонии (PLP, N 91128); его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также вел. примикирием (с 1357) (Ibid. N 92154). Возможно, они принадлежали к числу родственников имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г. А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность вел. примикирия в 1373 г. (PLP, N 21484; см.: Острогорски Г. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Византиjа и Словени. С. 615-624), в наст. время окончательно отвергнуто (Talbot, Cutler. 1991).

Время создания мон-ря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины (Actes de Saint-Pantéléèmon. 1982. P. 100-105. N 12; рус. пер.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 122-125); датирована авг. 6866 г. от Сотворения мира, т. е. 1358 г. по Р. Х. Еп. Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς´), и как «1» (α´), считал более обоснованным последний вариант, к-рый соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. (Kravari. 1991. P. 7-9; Talbot, Cutler. 1991; Pavlikianov. 2001. P. 113-114; PLP, N 29135). Согласно записи, отец Анны, имевший чин паракимомена (вероятно, речь идет об Андронике Кантакузине, см.: PLP, N 10955), за много лет до этого, накануне вступления дочери в брак с Димитрием Торником (Ibid. N 29123), передал ей в качестве приданого с. Белчишта (Βελτζίσθα) в Македонии (близ г. Серры, ныне Серес, Греция), см.: Vasmer. 1970. S. 23. N 23; S. 81. N 7; S. 215. N 25). Однако впосл., видимо в ходе очередного сербского наступления на Македонию в 1357 г., эта территория была захвачена сербами. Анна выражает надежду на то, что Алексей и Иоанн, успешно боровшиеся с сербами, смогут отвоевать ее землю. В этом случае половина имения с принадлежащим ему доходом останется в собственности Анны, Димитрия и их детей, а др. половина перейдет в распоряжение братьев как «посвящение и приношение» основанному ими (вероятно, незадолго до этого) монастырю. В источниках отсутствует указание на год, когда Алексей и Иоанн начали строительство П. м., однако большинство исследователей рассматривают 1358 г. в качестве terminus ante quem.

Известно, что в 1357 г. совет игуменов Афона во главе с протом Дорофеем одобрил передачу в распоряжение братьев келлии Введения во храм Пресв. Богородицы в Равдуху, разрушенной в результате нападений турок, при условии что Иоанн и Алексей самостоятельно ее восстановят. Это решение было подтверждено имп. Иоанном V Палеологом (RegImp, N 3063; Actes du Pantocrator. 1991. P. 76-78. N 4) и патриархом К-польским свт. Каллистом I (RegPatr, N 2400; Actes du Pantocrator. 1991. P. 79-81. N 5) в апр. 1357 г. Л. Пети отрицал общепринятую локализацию Равдуху и считал, что начало обновления этой келлии, находившейся на территории буд. П. м., и следует рассматривать в качестве даты основания обители (Actes du Pantocrator. 1906. P. V-VI). Однако по мнению В. Кравари, передача Алексею и Иоанну келлии имела место во время строительства мон-ря (Kravari. 1991. P. 12-13). В лит-ре иногда указывается 1362/63 г. как дата основания мон-ря (PLP, N 91128, 92154), поскольку на мраморной плите, находящейся в кафоликоне мон-ря, имеется надпись: «Помяни, Господи, рабов твоих Алексея и Иоанна, ктиторов и родных братьев. Было в год 6871» (см.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 125), однако эта надпись, по всей видимости, указывает на время завершения строительства храма и его освящения.

Стремясь обеспечить независимость основанной ими обители от церковных властей Афона, Алексей и Иоанн добились для нее статуса патриаршего мон-ря. Хотя 1-е упоминание об этом статусе содержится в акте патриарха К-польского Нила (1380-1388), изданном в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-106. N 11), исследователи установили, что П. м. стал ставропигией при патриархе Каллисте - в 1363 г. Тогда же ктиторы дали мон-рю типик (не сохр.), к-рый, по всей видимости, предусматривал общежительный устав обители.

Сохранилось 2 документа, в к-рых говорится о дарениях ктиторов П. м., хотя этих актов, скорее всего, было больше. Первый - грамота К-польского патриарха Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376) от 6 февр. 1369 г., подтверждающая дар в виде земельных владений в различных селениях, который сделали мон-рю вел. примикирий Иоанн и его жена, Анна Асанина Контостефанина (PLP, N 91378), приходившаяся двоюродной сестрой имп. Елене Палеологине (Actes du Pantocrator. 1991. P. 88-90. N 8). Второй - акт о пожаловании мон-рю виноградника близ Хрисополя в Македонии, подписанный Иоанном и Анной в 1374 г. (Ibid. P. 91-94. N 9). Наконец, есть завещание Иоанна, в к-ром тот определял права своих братьев, детей, проч. родственников и слуг, к-рые пожелают удалиться от мирской жизни в П. м.; во время составления завещания (1384) Иоанн был уже насельником обители (Ibid. P. 95-10. N 10; Pavlikianov. 2001. P. 113-115). Условия завещания были подтверждены патриархом К-польским Нилом в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-108. N 11).

Расцвет монастыря в поздневизантийскую эпоху (кон. XIV - сер. XV в.)

В это время П. м. мог считаться одним из наиболее процветающих мон-рей Афона. Из числа иноков П. м. происходил К-польский патриарх Каллист II (1397). В кон. XIV - нач. XV в. положение П. м. было столь прочным, что в его подчинение перешли несколько малых мон-рей Афона: Факину, Фалакру, Сотира, св. Димитрия (Килоподари), св. Авксентия и Равдуху.

В это время П. м. получил ряд владений на о-ве Лемнос. В апр. 1388 г. родственники Иоанна V Палеолога, Фока Севастопулос и Иоанн Дука Принкепс Хила, передали мон-рю 750 модиев земли близ участка, подаренного императором, причем оба участка были освобождены от налогообложения. Кроме того, на острове П. м. принадлежали участок в 300 модиев земли и пастбище, облагавшиеся налогом (Actes du Pantocrator. 1991. P. 109-112. N 12). В 1393 г. делегация мон-ря просила имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) подтвердить дарение П. м. земель на о-ве Лемнос. В результате Мануил издал хрисовул, закреплявший эти владения за мон-рем, причем от налогового бремени освобождались все монастырские земли на Лемносе (RegImp, N 3239; Actes du Pantocrator. 1991. P. 120-124. N 15). Т. о., большая часть собственности, принадлежавшей мон-рю в византийский период, была приобретена им к 90-м гг. XIV в.

Вскоре в обители произошел пожар, уничтоживший часть монастырского архива. Впервые о пожаре упоминается в документе от нояб. 1392 г. (Actes du Pantocrator. 1991. P. 116-119. N 14). В акте афонского прота Иеремии (сент. 1392) сообщается о конфликте насельников П. м. с братией обители Каракал (Ibid. P. 112-116. N 13). Предметом спора стала принадлежность земельного участка в долине р. Стримон (Струма), причем братия П. м. не смогла предоставить документ, подтверждающий владельческие права обители, хотя наличие этих прав впосл. было установлено имп. хрисовулом. Как считает Кравари, описанный эпизод свидетельствует о том, что пожар произошел не позднее сент. 1392 г. Точные размеры ущерба, нанесенного им мон-рю, неясны (Kravari. 1991. P. 16). Известно, в частности, что был утрачен хрисовул Иоанна V, закреплявший за мон-рем 9 владений на территории Македонии, а также на о-ве Тасос; в 1394 г. владельческие права П. м. были подтверждены имп. Мануилом II (RegImp, N 3242; Actes du Pantocrator. 1991. P. 124-128. N 16) и патриархом К-польским Антонием IV, который также призвал насельников обители придерживаться общежительного устава (RegPatr, N 2963; Actes du Pantocrator. 1991. P. 129-134. N 17).

В это время П. м. занимал 15-е место в иерархии афонских монастырей. В апр. 1396 г. патриарх Антоний издал акт, в котором даровал монастырю статус патриаршей ставропигии и гарантировал ему независимость от епископа Иерисса (см. в ст. Иерисская, Святогорская и Ардамерийская митрополия), прота Афона и патриарших экзархов (RegPatr, N 3024; Actes du Pantocrator. 1991. P. 156-163. N 23). Прямые упоминания о П. м. в источниках, затрагивающих события 1-й пол. XV в., отсутствуют.

П. в эпоху туркократии (2-я пол. XV-XIX в.)

История монастыря этого времени отражена в письменных источниках значительно хуже, чем в предыдущую эпоху. Сведения о ряде земель, принадлежавших П. м. ранее, более не встречаются в актах. Однако это не означает, что обитель потеряла права на эти земли. Так, в документе 1500 г. говорится о тяжелом материальном положении П. м. Как полагает В. Кравари, речь не идет о действительном упадке мон-ря (Kravari. 1991. P. 20). Вероятно, П. м. некоторое время по-прежнему пользовался вниманием К-польских патриархов. Известно, что в 1471 г. обитель посетил К-польский патриарх свт. Дионисий I. Выходцем из П. м. был патриарх Нифон II (1480-1488, 1497-1498). В кон. XV в. игум. Игнатий, ставший впосл. протом Афона, активно защищал интересы П. м. В источнике 1501 г. логофет Стайко (возможно, тождественный унгровлахийскому правителю) упомянут как новый ктитор мон-ря, однако неизвестно, какую помощь он оказывал П. м. (Actes du Pantocrator. 1991. P. 187. N 19).

Единственный хорошо реконструируемый эпизод истории П. м. этой эпохи -конфликт обители с Протатом на рубеже XV и XVI вв. Вероятно, в 80-х гг. XV в. П. м. приобрел 2 келлии на Афоне - вмч. Георгия Победоносца Фанеромена (Явленного) и св. Бессребреников, на месте древнего мон-ря Плакар. В кон. XV в. собственность П. м. также пополнилась земельным участком и лугом в Плакаре.

Еще в 50-х гг. XV в. 2 афонских монаха, Исаия и Матфей, построили для себя по келлии на земле, к-рая была выделена им по решению прота и к-рая находилась вблизи владений П. м. (не исключено, что эта земля даже принадлежала обители). Впосл. П. м. отстаивал свои права на эти 2 участка. В 1460 г. прот Серапион собрал монахов, которые единогласно заявили, что келлии были построены во владениях Протата; Серапион составил соответствующий акт. Однако в 1471 г., во время визита в П. м. свт. Дионисия I, настоятель мон-ря Игнатий поставил перед ним тот же вопрос. Оба они обратились в совет игуменов, к-рый, видимо, принял решение не сразу: в архиве мон-ря Ватопед хранится акт от окт. 1471 г., подтверждающий владельческие права Исаии и Матфея.

Спустя ок. 10 лет, когда Игнатий стал протом Афона, П. м. заявил о своих правах на землю близ Плакара, на к-рой находились келлии вмч. Георгия Победоносца и св. Бессребреников, а также луг. Насельники П. м. представили 2 свидетелей, подтвердивших принадлежность келлий П. м., о чем и был составлен акт. Права П. м. на келлии не оспаривались и преемниками Игнатия на посту прота, Григорием и Космой Ватопедским. Ситуация изменилась в 1500 г., когда новый прот Косма, бывш. монах мон-ря Хиландар, передал луг во владение Протату. В июне 1501 г. насельники П. м. направили жалобу в совет игуменов во главе с протом Леонтием, к-рый принял решение, подтверждавшее полные владельческие права П. м. на келлии вмч. Георгия Победоносца и св. Бессребреников и на луг в Плакаре (Actes du Pantocrator. 1991. P. 184-187. N 29).

Акты, касающиеся истории П. м. в XVI - нач. XVII в., также крайне немногочисленны. С 1574 г. П. м. в иерархии афонских мон-рей переместился с 14-го на 7-е место. В сент. 1537 г. патриарх К-польский Иеремия I (1522-1546) подтвердил права ставропигии, дарованные мон-рю патриархом Антонием IV (Actes du Pantocrator. 1906. P. 43-45. N 14). В 1591 г. патриарх Иеремия II утвердил решение, вынесенное Космой, епископом Кассандры, относительно земельного спора между П. м. и обителью Эсфигмен (Ibid. P. 50-51. N 17). В 1597 г. патриарх Феофан I Карикис издал грамоту, в к-рой подтвердил дар, сделанный мон-рю Фомой Критопулосом (Ibid. P. 53. N 19). В 1598 г. св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский и местоблюститель К-польского Патриаршего престола, подтвердил передачу Фомой и его братом Георгием земельного владения в Адрианополе (Ibid. P. 54. N 20), а через 4 года патриарх К-польский Неофит II подтвердил др. дар братьев Критопулосов в пользу П. м.- ц. Иоанна Предтечи в Адрианополе (Ibid. P. 54-55. N 21).

В XVI в. активными покровителями П. м. стали господари Валахии и Молдавии. Первые сведения о контактах П. м. с Валахией относятся ко времени правления господаря Нягое Басараба (1512-1521) и содержатся в румын. Житии св. Нифона, в котором упоминается, что Нягое делал богатые вклады в монастыри Афона, в т. ч. построил водопровод для П. м. (Nasturel. 1986. P. 163). В 1517 г. игумен П. м. совершил поездку в Валахию, где участвовал в освящении мон-ря в Арджеше, построенного Нягое. Внешняя стена П. м. была полностью перестроена в эти годы валашскими воеводами, к-рые известны по надписи: «Великий логофет Барбулос и Гавриил из Валахии, благочестивые и досточтимые мужи».

Большие средства на реконструкцию мон-ря выделили молдавский господарь Петр IV Рареш (1527-1538, 1541-1546) и его супруга, Елена (дочь серб. деспота Иоанна Бранковича) (см. ст. Бранковичи). Сохранившаяся греч. надпись в мон-ре, датированная 1536-1537 гг. упоминает в качестве донатора Гавриила Тотрушану, великого логофета Молдовлахии. На его средства были построены монастырские кельи, колоннада перед кафоликоном, а также водоразборный фонтан. В 1845-1846 гг. архим. Порфирий Успенский прочел в П. м. слав. надпись в честь некоего Стана, «великого логофета Венгровлахии», к-рый назван «основателем мон-ря» (Описание мон-рей Афонских в 1845-46 гг. // ЖМНП. 1848. Т. 58. Отд. 2. С. 60). О существовании такого лица по др. источникам сведений нет, а сама надпись была вскоре утрачена во время очередных ремонтных работ в мон-ре, поэтому ее удовлетворительная интерпретация невозможна. Однако дальнейшими исследованиями установлено, что указанный ктитор скорее всего принадлежал к знатной валашской фамилии Крайовеску, представители к-рой в то время выделили средства на строительство ксенодохия рядом с П. м., а также на обновление фресковой росписи кафоликона в 1536 г. Впрочем, исследователь Нэстурел предполагает, что имя и обстоятельства, указанные в надписях о Тотрушану и Стане, а также ошибки в прочтении 2-й надписи дают возможность предположить, что в этих надписях речь идет об одном и том же человеке (Năsturel. 1986. P. 168). Члены семьи Крайовеску в это время поддерживали афонские Павла святого монастырь и Ксенофонта преподобного монастырь.

Контакты П. м. с Валахией продолжались в XVII в., хотя сведений о них крайне мало. В 1628 г. известно о неких притязаниях монахов П. м. на владение валашским монастырем Снагов как метохием П. м. Между монахами П. м. и Снагова возникла тяжба, в к-рой валашские власти встали на сторону своего мон-ря. 6 марта 1628 г. валашский господарь Александру IV Ильяш издал хрисовул, к-рым П. м. было отказано в правах и притязаниях на к.-л. привилегии во владении монастырем Снагов. В качестве уступки П. м. исполняющим обязанности игумена Снагова был оставлен епископ Преспы Парфений, скорее всего ставленник П. м. Тем не менее было заявлено, что после смерти Парфения нового настоятеля братия Снагова должна выбирать самостоятельно, без участия иных монашеских общин (DRH. 1983. T. 22. P. 51-55). Несомненно, что к 1628 г. мон-рь Снагов в течение нек-рого времени фактически был метохием П. м., но в этом случае афонский мон-рь не смог отстоять свои права. Несмотря на это, П. м., используя связи при валашском дворе, вскоре добился от Александру IV Ильяша предоставления ему нового метохия в Валахии, мон-ря Качуры (ныне Кэсчьоареле; близ Бухареста), с неск. деревнями и земельными угодьями. Распоряжение об этом было издано 13 февр. 1629 г. (Ibid. P. 441-443). Качуры оставались в зависимости от П. м. до кон. 40-х гг. XX в.

В кон. XVI в. среди ктиторов П. м. были рус. цари. В 1583 г. П. м., наряду с др. афонскими мон-рями, впервые получил пожертвование от царя Иоанна IV Васильевича Грозного, к-рое привез на Св. Гору его посланник Иван Мошенин. Из доклада Мошенина известно, что игуменом П. м. в это время был Макарий, в киновии проживали 150 монахов и еще 26 чел. размещались в скитах. Мошенин дал 100 р. мон-рю и еще 3 р. скитам. Братия П. м. в это время была довольно многочисленна; большинство др. мон-рей Афона были менее многолюдны.

Контакты П. м. с Россией продолжились. В марте 1586 г. в Москву приехал игумен П. м. Роман и просил царя Феодора Иоанновича дать средства на обновление братской трапезной. Роман преподнес царю св. мощи вмч. Феодора Стратилата в серебряном окладе. Получил ли игумен средства от царя, неизвестно. В нояб. 1627 г. в Москву за милостыней приезжал архим. Вениамин из П. м. и привез часть главы вмч. Прокопия.

Сведений о строительной активности в П. м. в XVII в. мало. Известно, что в янв. 1627 г. иером. Исаия соорудил царские врата в кафоликоне; в 1640 г. на средства греч. свящ. Матфея был построен иконостас и обновлена роспись кафоликона (Порфирий (Успенский). 1892. С. 321).

К кон. XVII в. П. м. был в числе сравнительно богатых и благополучных мон-рей Афона. Среди высоких покровителей П. м. в это время был Иоанн Маврокордат (1684-1719), великий драгоман и логофет К-польского Патриархата. По сведениям кавалера Рико, посетившего Св. Гору в кон. XVII в., афонские обители ежемесячно платили османскому султану 1000 экю (талеров). Из этой суммы П. м. платил 57 талеров; больше него вносили Великая Лавра - 110, Ватопед и Хиландар - по 100, Ивирон - 85 и Дионисиат - 60. Остальные мон-ри платили меньше П. м. или вообще не платили (Порфирий (Успенский). 1892. С. 296).

В. Г. Григорович-Барский, посетивший Афон в 1744 г., оценил П. м. как мон-рь бедный и разоренный. «В Пантократоре иноков бяше число мало, иже ради скудости и долга монастырскаго, инны же ради непостоянства разбегошася» (Григорович-Барский. 1887. С. 208). «В Пантократоре иноки в чинах монастырских и церковных, елико мощно, последуют прочим монастырям главным, аще и не во всем, наипаче же с небрежением приимуют странных, и то ради общаго обычая, а не от благаго произволения, якоже искусом познавши многие, мне свидетельствоваша, аще мене и добре угостиша» (Там же. С. 206). Обобщая свой опыт проживания на Афоне, Григорович-Барский заявил, что вопреки обычаям большинства афонских обителей монахи Дионисиата, Кутлумуша и П. м. недружелюбны к паломникам и странникам и принимают их у себя неохотно (Там же. С. 320-321).

Тем не менее финансовые затруднения не останавливали развития и строительства в П. м., к-рое заметно активизировалось с сер. XVIII в. Большинство ныне существующих жилых помещений и малых храмов П. м. построены в период 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. В 1744 г. было перестроено зап. крыло монастырского комплекса, состоящее из трапезной и келий. Трапезная была расписана художниками Серафимом, Космой и Иоанникием из Янины на средства мон. Тимофея Лемносца и освящена 5 авг. 1749 г. (Порфирий (Успенский). 1892. С. 321; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1152). В 1770 г. было перестроено зап. крыло келий. В 1773 г. П. м. частично пострадал от пожара, после чего были проведены работы по его восстановлению и новой перестройке. В 1781 г. скевофилак и иером. Кирилл и Георгий перестроили наружную стену сев. келий. Одновременно ими был устроен парекклисион св. Андрея Первозванного и св. Иоанникия в сев.-вост. углу келий; в помещении над парекклисием был освящен храм св. Архангелов.

В 1746 г. в П. м. поселился прп. Паисий (Величковский; 1722-1794); он прожил в П. м. ок. 15 лет. Здесь в 1750 г. он принял монашеский постриг с именем Паисий; в 1758 г. был рукоположен во иером. С именем прп. Паисия связано основание Илии Пророка мужского скита, расположенного на земле П. м.

П. м. поддержал греч. национально-освободительное восстание 1821 г. Согласно устному преданию, насельники передали восставшим пушки, ранее использовавшиеся для обороны П. м. В февр. 1822 г. на Афон вошли тур. гарнизоны. В последующие годы они были расквартированы на территории мон-рей (в т.ч. П. м.), а монахи были вынуждены обслуживать их. В годы оккупации П. м. пришел в запустение. Значительная часть братии успела покинуть обитель до прихода тур. войск. Монахи отправились на о-в Тасос, а затем на о-в Скопелос, где передали часть монастырских сокровищ на переплавку для нужд восстания. Остальные ценности, вывезенные с Афона, хранились в мон-ре Мега Спилео на Пелопоннесе, в 1830 г. были возвращены в П. м. при содействии первого правителя независимой Греции Иоанна Каподистрии. В 40-60-х гг. XIX в. мон-рь восстанавливали и перестраивали. В 1903 г. в обители подвизались ок. 60 монахов (Πασχαλίδης. 2005. Σ. 36-39).

Малоазийская катастрофа имела для П. м. трагические последствия. Мученическую смерть в Кидонии (г. Айвалык, Турция) от рук турок в 1922 г. приняли иконом метоха П. м. во имя Св. Николая иером. Иосиф и подвизавшийся с ним мон. Иларион (῾Αγιορειτικὸν πανάγιον: Τῶν ἐν ῎Αθω ἁγίων ὁ χορός / ᾿Επιμ. Σ. Πασχαλίδης. Θεσ., 2013. Σ. 412). Также П. м. лишился метохов в Македонии и на о-вах Тасос и Лемнос, поскольку они были конфискованы греч. правительством в пользу беженцев из М. Азии.

В дек. 1948 г. П. м. сильно пострадал от пожара. П. м. был последним из Афонских мон-рей, перешедшим от особножительного к общежительному уставу (май 1992). В том же году в мон-рь перевели 13 монахов из мон-ря Ксенофонт. Первым настоятелем П. м. после реформы стал иером. Виссарион (Макрияннис) также из мон-ря Ксенофонт. Годы игуменства Виссариона (1992-2001) стали периодом расцвета и обновления обители.

И. Н. Попов, Л. В. Луховицкий

Архитектурное и художественное наследие

Кафоликон мон-ря Пантократора. Фото: А. Ю. ВиноградовКафоликон мон-ря Пантократора. Фото: А. Ю. ВиноградовКак и др. скальные мон-ри, П. м. имеет ограниченную площадь, и его архитектурный облик обусловлен рельефом места. Уже Григорович-Барский отмечал навесной характер вост. братских келий, пристань, удобную только для малых судов, рассредоточенность по скалам келий для безмолвствующих монахов, монастырского огорода (вертограда), памятного креста, колодца (студенца), каменного моста над сухой рекой (наполняющейся лишь после зимы), водяной мельницы. К северу от мон-ря он упоминал парекклисион прп. Онуфрия Великого. Кладбищенская церковь к востоку от мон-ря служила для отпевания.

Вход в обитель располагается в юж. стене, имеет навес на столпах, на стене под к-рым помещен образ Преображения Господня, храмовый праздник обители. Все здания были крыты керамической черепицей («каменными дщицами»), за исключением кафоликона, покрытого оловом.

Кафоликон П. м. посвящен Преображению Господню. Его последний капитальный ремонт и освящение состоялись в 1854 г. Как и большинство соборов Св. Горы, это крестово-купольный 4-колонный храм с конхами-певницами на концах сев. и юж. рукавов планового креста («в крилосах»), с той разницей, что алтарь по ширине равен наосу, а его боковые апсиды-пастофории представляют собой почти круглые башни и выступают за пределы боковых стен, подобно певницам. В наосе использованы цельные колонны из белого мрамора. Кафоликон имеет 2 паперти, купольный сводчатый нартекс/лити, общий с сев. парекклисионом, и экзонартекс, соединяющийся звонницей. Григорович-Барский упоминал 6 разновеликих глав на кафоликоне, крытых оловом: 2 - над алтарем (над боковыми пастофориями) и 3 главы над лити/притвором. Он также упоминал 2 придельные церкви в кафоликоне П. м. С севера от кафоликона располагается придельный парекклисион Успения Пресв. Богородицы - небольшой крестово-купольный, на 4 колонках. Его нартекс составляет общее помещение с нартексом кафоликона (Григорович-Барский. 1887. С. 185). Храм Успения был перестроен в сер. XIX в., о чем свидетельствует надпись в его нартексе: «Этот божественный и священный храм Успения Богородицы завершен на средства блаженнейших монахов священного монастыря Пантократора Исихия и Исайи, под руководством иеромонахов Вениамина и Григория и монаха Макария в 1868 году января 31» (ΘΗΕ. Σ. 1152). С юга от кафоликона с древнейших времен находились погребения ктиторов мон-ря. Здесь была возведена придельная ц. Трех святителей (не сохр.), простая в плане, т. е. без сводов, куполов или колонн (судя по рис. Григоровича-Барского, совсем рядом с юж. певницей).

Крепостной характер П. м. в средние века и в эпоху туркократии был выражен ярче, нежели теперь: Григорович-Барский описывал мон-рь как 2 подворья, из них меньшее («четверостенно») занимали художники и работники, а большее было собственно монастырским двором. В его время в обители было 3 башни (пирга): наиболее крупная - в сев. углу и по одной - при внутренних и внешних вратах. Пирг, к-рый является частью сев. стены, в то время верхней части, содержал парекклисион, ниже его был скевофилакий (сосудохранительница). В 1744 г. помимо кафоликона и его придельных храмов в монастыре было еще 6 церквей - в братских корпусах и в 3 пиргах: в честь Собора архангелов, Вознесения Господня, во имя Иоанна Крестителя, свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия и вмч. Пантелеимона. Сравнение акварели 1726 г., рисунка Григоровича-Барского 1744 г. и дат построек П. м. показывает, что в XVIII-XIX вв. территория П. м. увеличилась почти вдвое, в основном в юж. направлении. Об ансамбле П. м., а также о его ктиторах можно судить по редким греч. иконам XVIII в. с видами обители и образом ее престольного праздника, в предстоянии к-рому изображены К-польские патриархи свт. Каллист, Анфим, Паисий, мон. Иоанникий «брат» (очевидно, примикирий Иоанн после пострига), протовестиарий Алексей в царском одеянии, некий Парпула с чадами (икона сер. XVIII в., ГИМ).

Парекклисион во имя прп. Афанасия Афонского, некогда погребальная церковь, находится близ внешних ворот мон-ря. Григорович-Барский упоминал его как простую базилику с перекрытием на 2 ската. П. Милонас, обративший внимание на мраморные элементы внутреннего декора (колонки и архитрав темплона), предположил, что на этом месте, возможно, еще во 2-й пол. XIV в. была часовня. К П. м. ныне относится также келлия Равдуху - комплекс на месте древнего мон-ря. Она представляет собой слегка неправильной формы четырехугольник, большей частью перестроенный в 1773 и 1851 гг. Башня находится в сев.-зап. углу, а в юго-вост. углу - церковь, крестовое в плане здание, с 4 столпами, близко поставленными к стенам, расширенными центральными арками, с хорами на боковых нефах. По мнению Милонаса, планово-объемная композиция Равдуху является уменьшенной копией храма Протата. В кладках более позднего перекрытия, разделившего наос церкви на 2 этажа, и в башне сохранились неск. мраморных архитектурных элементов (плита, 8-гранная колонка, карниз) с орнаментом XI в. в виде аканфа и плетенки. Совокупность этих фрагментов с привлечением имени мон-ря и его положения на Св. Горе (близ Протата) позволила Милонасу предположить, что обитель в XI-XII вв. была резиденцией прота (Милонас. 1995. С. 55-62). Косвенным подтверждением этому может служить стоящая к юго-западу от П. м. ц. Пресв. Богородицы при келлии Иоанна Факина - прота Св. Горы в 991-996 гг. Это простая базилика с маленьким притвором, на вост. стене к-рой сохранились росписи (ок. 2-й четв. XVI в.). На сев. простенке вост. стены (между апсидой и жертвенником в виде ниши) помещена надпись о молитве за души усопших, неких Афанасия и Иоанна, а на юж. стене, близ вост. угла, сохранились изображения святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, очевидно патронатного характера.

Монументальные росписи

Роспись купола кафоликона мон-ря Пантократора. 1854 г. Мастер Матфей из ЯниныРоспись купола кафоликона мон-ря Пантократора. 1854 г. Мастер Матфей из Янины Древнейшие на территории П. м.- фрески в Равдуху с изображениями фигур в рост св. апостолов Петра и Павла (ок. 1200) находятся в зап. части старой ц. Пресв. Богородицы. По выразительности рисунка и утрированной пластике они близки к росписям новгородской церкви Спасского мон-ря на Нередице. Наос кафоликона П. м. и лити-притвор были расписаны в 1363-1380 гг., живопись в вост. углу наоса датируется 1640/41 г.; в 1854 г. возобновленный купол и отдельные компартименты были расписаны мастером Матфеем из Янины (о чем сделана вкладная надпись над входом на зап. стене наоса). Особенности архитектуры кафоликона отчасти определили и своеобразие в программе росписи. К востоку от подкупольного квадрата расположен протяженный вост. неф, к-рый опирается на пару столбов. На его своде расположены композиции, иллюстрирующие великие праздники - от Рождества Христова до Пятидесятницы. Видимо, волей заказчиков были продиктованы отдельные особенности программы: напр., на подпружных арках в медальонах изображены мученики, среди которых - 10 критских, а также мученики медиоланские, палестинские, киликийские. Среди святых присутствуют изображения К-польских патриархов Прокла (V в.), Фотия (IX в.), Нифонта I (нач. XIV в.). В сев. части алтарной стены, близ апсиды,- портрет скончавшегося в 1363/64 г. патриарха Каллиста I, что указывает на особое отношение ктиторов П. м. лично к нему. В юго-вост. части наоса располагается образ свт. Феоны Солунского (XVI в.), подвизавшегося в П. м. и здесь почитающегося. Стиль росписи отражает живописные тенденции сер.- 3-й четв. XIV в., с многослойным, пастозным письмом, близким к иконописи. Программа росписи наоса и лити была исполнена по единому замыслу с иконами, пожертвованными ктиторами мон-ря. Согласно Г. Милле, среди фресок притвора-лити П. м. находилось такое же изображение Спасителя, как и на иконе с портретами ктиторов, вывезенной с Афона в Россию (1363; ГЭ). В кон. XIV - нач. XV в. был расписан придел Успения Пресв. Богородицы у сев.-зап. угла кафоликона (фрески переписаны в 1868 мастерами из Галатисты Вениамином, Макарием и иером. Григорием). Росписи в нартексе выполнены в 1538 г. (переписаны в 1854 мастером Матфеем из Янины). Возможно, из нартекса происходит фрагмент фрески с главой Младенца из композиции «Недреманное око», вывезенный в Россию А. Н. Муравьёвым в 1849 г. (ныне в ГИМ). Из древних фресок в наосе сохранилось лишь неск. фигур святителей в арках, в нартексе - сцены из цикла истории Моисея и фигуры преподобных, на сев. стене - Христос, благословляющий ктиторов мон-ря, имп. Алексея I Комнина, примикирия Иоанна и мон. Иоанникия (вероятнее всего, последние 2 являются двойным портретом ктитора Иоанна - в мирском и монашеском облике).

От несохранившегося юж. придельного храма кафоликона Трех святителей, расписанного в 1535-1546 гг. мон. Феофаном Критским, уцелели лишь фрагменты на Св. Горе (напр., прор. Иезекииль) и в России, куда они были вывезены П. И. Севастьяновым в 1861 г. (прор. Аарон и свт. Дионисий Ареопагит, ГЭ).

Иконы

Св. Иоанн Предтеча. Пресв. Богородица с Младенцем Христом и предстоящим св. Иоанном Предтечей. Двухстороння икона. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Пантократора на Афоне)Св. Иоанн Предтеча. Пресв. Богородица с Младенцем Христом и предстоящим св. Иоанном Предтечей. Двухстороння икона. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Пантократора на Афоне)Собрание икон П. м. представляет основные периоды развития иконописи начиная с эпохи основания мон-ря. К числу древнейших принадлежит плохо сохранившаяся икона «Распятие» XIII в., по стилю близкая к мастерским эпохи крестоносцев. Нач. XIV в. датируется приобретенный в ризнице П. м. А. Н. Муравьёвым образ Собора апостолов (ныне в ГМИИ), произведение к-польской живописи. Очевидно, с ктиторами П. м. связан иконный цикл, датируемый предположительно периодом 1363-1380 гг.: икона Христа Пантократора и 2 двусторонние выносные иконы. По стилю все они близки к визант. произведениям и созданным под их влиянием иконам и росписям в др. правосл. странах - на Балканах, Руси, в Грузии - на рубеже XIV и XV вв. Одна из икон Христа Пантократора, с ктитором на правом поле, в XIX в. была вывезена с Афона и хранится теперь в ГЭ. Система личного письма на этой иконе включает послойное наложение белильных движков в виде тончайшей сети лучей. В сочетании с классическими пропорциями и пластичным рисунком, передающим объемную форму, подобное многослойное письмо позволяет передать редкий эффект для лика Спасителя - светоносность, внутреннее свечение, что позволило искусствоведам отнести эту икону к числу эталонных образов Спасителя позднего периода, способных передать духовную атмосферу и богословские особенности исихазма (подробнее: Лазарев. 1986. С. 168, 252. Примеч. 83; Попова. 2001. С. 172-173). Присутствие фигуры коленопреклоненного донатора в придворных одеждах на правом поле иконы позволило уверенно датировать ее 1363 г. и связать с первыми ктиторами П. м. Те же особенности стиля характерны для изображения Спасителя на одной из двусторонних икон с поясной фигурой прп. Афанасия Афонского на обороте и для двусторонней иконы св. Иоанна Предтечи, на лицевой стороне к-рой он представлен единолично, а на обороте - в предстоянии Богоматери с Младенцем.

Среди почитаемых икон в П. м. много визант. произведений. Уже во время приезда Григоровича-Барского (1744) главная святыня обители, чудотворная икона Божией Матери Геронтиссы (Старицы/Настоятельницы - Ее положение зеркально Богоматери Молебной/Деисис или Параклесис) «на ветхой доске», была установлена перед левым клиросом (сев. певницей) кафоликона, где перед ней стояла неугасимая свеча (кандило). На иконах в Новое время воспроизводили Ее облик, сопровождая иллюстрацией монастырского чуда XVII в.- сосуда, переполнившегося елеем. На подобной иконе 1869 г. Пресв. Богородица изображена в изводе Геронтиссы, у Ее ног - композиция: собравшиеся у колодца иноки и селяне-иноверцы, поклоняющиеся Ее иконе на месте обретения; в углу виден сам мон-рь. Икона написана с использованием приемов академической живописи, на особых хартиях размещены легенда о ее обретении, пояснение к изображению кувшина, переполненного елеем.

Среди Богородичных икон П. м. много таких, к-рые сопровождаются различными эпитетами. К числу наиболее ранних относится тронный образ Богоматери с Младенцем с 2 ангелами в медальонах, подписанный как Елеуса (Умиление, Милостивая; кон. XV - нач. XVI в.). Большая икона Божией Матери с Младенцем в типе «Одигитрия» (XV в.) на полях имеет изображение Деисуса и фигуры апостолов. Временем работы мастера Феофана Критского (1535-1546) в П. м. датируются иконы темплона, в т. ч. образ Богоматери в составе местного ряда, к-рый носит имя Παντῶν Χαρά (Всеобщая Радость). В П. м. есть редкий образ (сер. XVI в.) с праворучным вариантом поясного образа Богоматери с Младенцем, подписанный как Παραμυθία (букв. «Увещание»). В традициях барочной живописи Зап. Европы XVII-XVIII вв. исполнен поясной образ Богоматери с Младенцем, Которых коронуют ангелы, с подписью: Παράκλησις (Моление; 1783).

К работам мастера Феофана Критского также причисляют икону 40 Севастийских мучеников, извод к-рой традиционен для позднего палеологовского периода и отличается неизвестной по более ранним примерам этой иконографии многоцветностью и колористической сложностью живописи. В 1600 г. проводились большие работы по украшению мон-ря. С ними, вероятно, связано создание большого Креста Распятия с предстоящими (Treasures. 1997. 8.3), а также неск. аналойных икон-таблеток. Среди них - «Воздвижение Креста Господня», дополненное сценой обретения 3 крестов, на обороте сопровождалось сложной композицией, прославляющей равноапостольных Константина и Елену в лике святых. Таблетка с Успением Пресв. Богородицы была выполнена с использованием живописных основ светотени и элементов западноевроп. архитектуры. Таблетка с лествицей прп. Иоанна Синайского была дополнена изображениями Неопалимой купины, прор. Моисея и перенесения ангелами тела вмц. Екатерины Александрийской.

В П. м., как и в др. обителях правосл. Востока, сохранился целый ряд древнерус. икон. Это небольшая в драгоценном окладе икона Богородицы Одигитрии в рост, с Младенцем, с эмалевыми нимбами (судя по мотивам оклада и стилю живописи,- 2-й пол. XVI в.). Икона принадлежит к изводу, к-рый исследователи ошибочно связывали с итал. Моденой (см. ст. Моденская-Косинская икона Божией Матери). Кон. XVI в. может датироваться небольшая пядница на золоте «Рождество Христово» со сложной композицией, включающей неск. дополняющих эпизодов (путешествие волхвов за звездой, редкий сюжет погребения 3 волхвов ангелом в общей пещере, изображенной зеркально пещере Рождества). Среди них главным сюжетом, размещенным на первом плане, является сцена «Избиение Вифлеемских младенцев», сопоставленная с «Бегством прав. Елисаветы» и с «Бегством в Египет». Об особом значении вифлеемских эпизодов свидетельствовала надпись на нижнем поле, остатки буквиц к-рой упоминают избиенных «от царя Ирода» младенцев в Вифлееме «иже за Гда Iса Х(ри)с(т)а». Возможно, возникновение этой иконы связано с молением неких неизвестных лиц о чадородии. В ее композиции соединены элементы неск. миниатюр Лицевого летописного свода (60-70-е гг. XVI в.; БАН. НИОР. 17.17.9. Л. 891 об.- 894). Произведением прекрасной иконописной мастерской 1-й пол. XVII в. является икона-пядница с образом главного престольного праздника П. м. в редком варианте: Преображение сопровождается не только приходом и уходом апостолов на гору, но и ангелами, несущими восставших из гроба пророков Илию и Моисея. Возможно, 1-й пол. XIX в. датируется икона «Менологий» со Страстями, с праздниками и со сводом Богородичных икон.

Среди церковной утвари кафоликона Григорович-Барский упоминал сень над престолом, имевшую 4 резные колонки и позолоченное завершение в виде главы. В ризнице П. м. сохранилось большое число предметов богослужебной утвари, в т. ч. лицевого шитья (воздухи).

Э. П. И.

Библиотека

Патерик. 1368–1369 гг. (Ath. Pantokr. 108. Fol. 124v — 125)Патерик. 1368–1369 гг. (Ath. Pantokr. 108. Fol. 124v — 125) Скрипторий и б-ка П. м. были созданы сразу после основания обители. Отождествлены почерки 4 копиистов (Игнатия, Герасима и еще 2 анонимных), создавших до 1382 г. не менее 18 рукописей для нужд братии. Пожар 1392 г., вероятно, нанес б-ке П. м. серьезный урон. Однако уже в сер. XV в., по свидетельству итал. путешественника Кириака Анконского, посетившего П. м. в нояб. 1444 г., обитель располагала значительной б-кой. Настоятель П. м. Никандр показал Кириаку древние кодексы с трудами свт. Афанасия Александрийского и Псевдо-Дионисия Ареопагита со схолиями прп. Максима Исповедника (Cyriac of Ancona. Later Travels / Ed., transl. E. W. Bodnar, C. Foss. Camb.; L., 2003. P. 122, 134). В 1-й пол. XV в. в П. м. занимался копированием рукописей мелург Давид Редестский (отождествлены 5 автографов). В сер. XV в. неск. рукописей из б-ки мон-ря были вывезены в Ватикан (Vat. gr. 453; Vat. gr. 882; Vat. gr. 799; Vat. gr. 703; Vat. gr. 711 и др.) (Μελισσάκης. 1995. Σ. 380-381; Idem. 2012. S. 291-294). В XVI в. были предприняты попытки обновления книжного собрания П. м., мн. рукописи заново переплетены (не менее 15 рукописей - в 30-40-х гг. XVI в., не менее 8 - во 2-й пол. XVI в.: Μελισσάκης. 2005). В 1-й пол. XVII в. в П. м. занимался копированием рукописей свт. Иосиф Новый (впосл. митрополит Темишварский). Во 2-й пол. XVIII в. в б-ке П. м. работал прп. Никодим Святогорец, используя ее собрание (в первую очередь кодекс XVI в. Ath. Pantokr. 85) для составления своего «Синаксариста». В 1-й пол. XIX в. башня П. м., в к-рой располагалась б-ка, была частично разрушена (возможно, в связи с событиями Греческой революции 1821 г.); вновь она пострадала от пожара в 1948 г., после чего для б-ки были построены новые корпуса.

За века своего существования б-ка П. м. лишилась множества рукописей. По подсчетам З. Мелиссакиса, в рукописных собраниях по всему миру насчитывается более 120 рукописей, некогда составлявших часть б-ки П. м. (Μελισσάκης. 2012. Σ. 295). В 1654 г. в б-ке П. м. работал Арсений (Суханов). Более 30 отобранных им рукописей были перевезены в Россию и ныне хранятся в собрании ГИМ. Среди них - пергаменный кодекс X в. с творениями свт. Василия Великого ГИМ. Син. греч. № 252 (Влад. 122), кодекс сочинений античного медика Галена сер. XIV в. Син. греч. № 51 (Влад. 464), собрание антииконоборческих текстов - Син. греч. № 265 (Влад. 197) - единственный список важнейшего источника по богословию 1-го периода иконоборчества «Наставления старца о святых иконах» (листы 142-171 об.). Некоторые из выбранных Арсением кодексов остались в П. м. и позднее попали в др. коллекции, в т. ч. в собрание англ. филолога Р. Бентли (1662-1742), составляющее часть б-ки Тринити-колледжа в Кембридже (пометы Арсения есть в 4 рукописях этого собрания, происходящих из П. м.: Фонкич. 1993). В 1727 г. неск. рукописей были переданы в дар Оксфордскому ун-ту в благодарность за финансовую помощь, оказанную ун-том П. м. в ответ на обращение настоятеля Досифея в 1725 г. (в т. ч. иллюминированное Евангелие кон. XIII в. Cantabr. Corp. Christ. 20).

В каталоге греч. исследователя С. Ламброса, составленном по результатам экспедиции 1880 г., были учтены 234 греч. рукописи б-ки П. м. (Lambros. 1895. P. 91-114). С. Евстратиадис обнаружил и кратко описал еще 24 рукописи, которые, однако, хранились не в б-ке, а в кафоликоне П. м. (Spyridon of the Laura, Eustratiades. 1925. P. 391-394). 12 из них (литургические рукописи XIX-XX вв., не представляющие научного интереса) были впосл. утрачены, остальные перемещены в б-ку. В 1970 г. греч. исследователи Л. Политис и М. Манусакас по результатам экспедиций 1953, 1958 и 1969 гг. опубликовали дополнение к каталогу Ламброса, в котором описали 111 рукописей (в т. ч. сохранившиеся 12 из списка Евстратиадиса) (Πολίτης, Μανούσακας. 1970; idem. 1973. Σ. 139-177). По утверждению исследователей, ряд поздних рукописей XIX-XX вв. ими описан не был. Нек-рые рукописи, описанные Ламбросом, в XX в. были перемещены в др. б-ки или утрачены: Минологий на 2-ю половину нояб.- Ath. Pantokr. 18 (XI/XII в.) с 1976 г. находится в Мюнхене (Monac. 634); кодекс 2-й пол. XI в. Ath. Pantokr. 49, содержавший иллюминированные Псалтирь и Четвероевангелие, был разъят на части, его фрагменты хранятся в Москве (ГТГ, 2580), Кливленде (Cleveland. Museum of Art. 50.154), Вашингтоне (Dumb. Oaks. 3) и Афинах (Athen. Ben. 66) (см.: Cutler A. The Dumbarton Oaks Psalter and New Testament: The Iconography of the Moscow Leaf // DOP. 1983. Vol. 37. P. 35-45). Утраченными считаются Ath. Pantokr. 64, 187-189 и 203.

В собрании П. м. преобладают поздние рукописи. Наиболее ранняя рукопись - Ath. Pantokr. 28 (собрание святоотеческих комментариев к Посланиям ап. Павла рубежа VIII и IX вв., см.: Zawadzki K. Neue griechische Fragmente des Cyrill von Alexandrien (Pseudo-)Athanasius, Philoxenos, Severus von Antiochien und Ammonios: Patristische Auslegungen zum 1. Korintherbrief (ediert aus dem Codex Pantokratoros 28) // ZAChr. 2014. Bd. 18. S. 260-282). Среди рукописей б-ки П. м. особую ценность представляют: Ath. Pantokr. 61 (иллюминированная Псалтирь IX в., близкая по стилю и предположительно по происхождению к Хлудовской (ГИМ. Син. греч. № 129) и Парижской (Paris. gr. 20) Псалтирям; неск. листов хранятся в С.-Петербурге - РНБ. Греч. № 265; см.: Anderson J. C. The Palimpsest Psalter, Pantokrator Cod. 61: Its Content and Relationship to the Bristol Psalter // DOP. 1994. Vol. 48. P. 199-220; Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу визант. псалтирей IX в. // ВВ. 2002. Т. 61. С. 151-171); Ath. Pantokr. 234 (т. н. Евангелие св. Иоанна Каливита, иллюминированное Евангелие XI-XIII вв., дополненное собранием гомилий отцов Церкви и законодательства императоров Македонской династии; по преданию, в 1898 рукопись была украдена и потом чудесным образом возвращена в П. м.: Mertzimekis. 2009); Ath. Pant. 251 (собрание сочинений богослова-исихаста Иосифа Калофета, созданное под его непосредственным руководством и содержащее его собственноручные исправления: Rigo. 2017. P. 114-115, 125); Ath. Pantokr. 117 (автограф патриарха Геннадия II Схолария с собранием его сочинений); Ath. Pantokr. 140 (единственный список произведений поэта Критского возрождения XV в. Леонардо Деллапорта); Ath. Pantokr. 266 (автограф 1624 г. поэта, копииста и историка Матфея, митр. Мирского).

Архив

В архив П. м. входят многочисленные греч. и османские документы, а также румын. акт 1627 г. На протяжении веков братия П. м. тщательно оберегала архив, постоянно создавая копии древних документов, а начиная с XVII в. последовательно переводя их на новогреч. язык. Описание 5 актов из архива в 1847 г. опубликовал архим. Порфирий (Успенский). На рубеже XIX и XX вв. М. Гедеон и Л. Пети подготовили частичные издания визант. актов П. м. Однако эти публикации не могут считаться надежными, поскольку ни тот, ни другой исследователь не работали с оригинальными документами или их фотографиями, а пользовались специально созданными для них копиями. В 1926 г. комиссия, в к-рую вошли архим. Афанасий, проигум. Иоаким и проигум. Алексий, каталогизировала и систематически классифицировала более 400 документов (в т. ч. османских) из архива. Каждый акт получил уникальный числовой и буквенный шифр. Составленный комиссией каталог известен как «Кодекс архива» (Κῶδιξ τοῦ ἀρχείου). В дипломатическое издание В. Кравари включены 30 визант. документов 1039-1501 гг., 16 из к-рых являются оригиналами, 13 - древними (XV-XVI вв.) копиями утраченных оригиналов. Публикация основана на фотографиях Г. Милле (1918-1919), Л. Мавроматиса (1973-1974), К. Хрисохоидиса и И. Анагностакиса (1984). Древнейший оригинальный документ в архиве - акт межевания 1107 г. (Actes du Pantocrator. 1991. P. 67-71. N 2). В собрании П. м. хранятся 3 оригинальных хрисовула имп. Мануила II Палеолога: от авг. 1393 г., от янв. 1394 г., от янв. 1396 г. (Ibid. P. 120-128, 146-150. N 15, 16, 21).

Л. В. Луховицкий

Лицевые рукописи

Дарование прор. Моисею скрижалей завета. Миниатюра из Евангелия с Псалтирью. 1084 г. (Dumb. Oaks. MS 3. Fol. 73)Дарование прор. Моисею скрижалей завета. Миниатюра из Евангелия с Псалтирью. 1084 г. (Dumb. Oaks. MS 3. Fol. 73)К XVIII в. одной из главных реликвий П. м. почиталась лицевая рукопись в драгоценном окладе - Евангелие прп. Иоанна Кущника (Колова) (Ath. Pantokr. 234, опубл. как памятник XII-XIII вв.: Εἰκονογραφημένα χειρόγραφα. 1975. Σ. 283-284). Изучавший ее Григорович-Барский описал материал, размеры и состав текстов, золото в инициалах, тонкий шрифт, серебряный позолоченный оклад с изваянием и подписью «некоего господара Волосского». Эти характеристики побудили его отринуть легенду «точию от предания». Если в 1744 г. манускрипт хранили в сокровищнице в башне, то к приезду на Св. Гору проф. В. И. Григоровича в 1844-1845 гг. она находилась уже в мощехранительнице. По составу это богослужебная рукопись, включающая Евангелие, Апостол, Псалтирь с дополнительными сочинениями богословского, аскетического, исторического, а также юридического характера. Среди последних - связанные с именами императоров: сокращение законов имп. Юстиниана, а также указы (νεαρά, novella) Льва VI Мудрого (886-912), Романа I Лакапина (919-944), Константина VII Багрянородного (913-920, 945-959), Никифора II Фоки (963-969), Василия II Болгаробойцы (976-1025). Кроме того, рукопись украшена миниатюрами, по стилю близкими к др. лицевым рукописям 2-й пол. XI в., среди к-рых помимо персонажей Свящ. Писания сохранились портреты писателя Михаила Пселла и имп. Михаила VII Дуки (Ath. Pantokr. 234. Fol. 254).

Из б-ки П. м. происходят древнейшие лицевые визант. рукописи, напр. лицевая Псалтирь (Ath. Pantokr. 61, IX в.) с иллюстрациями-маргиналиями, по типу и стилю родственная Хлудовской Псалтири (Anderson J. The Palimpsest Psalter, Pantokrator Cod. 61: Its Content and Relationship to the Bristol Psalter // DOP. 1994. Vol. 48. P. 199-220; Idem. Further Prolegomena to a Study of the Pantokrator Psalter: An Unpublished Miniature, Some Restored Losses, and Observations on the Relationship with the Chludov Psalter and Paris Fragment // DOP. 1998. Vol. 52. Р. 305-321; Орецкая И. А. Еще неск. замечаний по поводу визант. псалтирей IX в. // ВВ. 2002. Т. 61. С. 151-171; Быкова Г. З., Добрынина Э. Н. О времени создания миниатюр Хлудовской Псалтири // Монфокон: Исслед. по палеографии, кодикологии и дипломатике. М., 2017. Вып. 4. С. 76-77).

Принадлежавшая П. м. к-польская лицевая пергаменная рукопись Евангелия с Псалтирью 1084 г. находится в музее Дамбартон-Окс (Вашингтон, о. К.; Dumb. Oaks. MS 3), за исключением неск. листов, напр., следующего за л. 187, к-рый хранится в ГТГ и украшен миниатюрным оплечным изображением Христа в стиле Комниновского возрождения (Лазарев. 1986. Ил. 239-243). Сходными по типу инициалами и заставками неовизант. стиля украшено также Евангелие XII в. (Ath. Pantokr. 10). Наследие очередного периода увлечения классикой в визант. искусстве XIII в. нашло отражение в живописи полностраничных миниатюр Четвероевангелия 1301 г. (Ath. Pantokr. 47); образ ап. Иоанна Богослова, в частности (Fol. 267v), во многом напоминает фрески Протата. Среди лицевых рукописей есть и музыкальные, главным украшением их служат крупные инициалы, составленные из цветов в вост. стиле (Музыка Екклесиаста, Ath. Pantokr. 211, XV в.).

О том, что насельники П. м. занимались переписыванием книг, свидетельствуют записи на Четвероевангелии 3-й четв. XIV в. с текстом среднеболг. извода о его покупке в 1430 г. «Афанасием русином» на Афоне в монастыре «Пантократору нарицаемои Лавре» и о вкладе в тверскую ц. Пресв. Богородицы «на Перемеру» (ГИМ. Воскр. № 1-бум. Л. 22 об.).

Библиогр.: Doens I. Bibliographie de la Sainte Montagne de l'Athos = Βιβλιογραφία του Αγίου ´Ορους ´Αθω. Mont Athos, 2001.
Ист.: Actes du Pantocrator / Ed. L. Petit. 1903. (BB; T. 10. Вып. 2. Прил.); Idem / Éd. diplomatique par V. Kravari. P., 1991. 2 vol. (ArAth; 17); Actes de Saint-Pantéléèmon / Éd. P. Lemerle e. a. P., 1982. 2 vol. (ArAth; 12); Dölger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges: 115 Urkunden u. 50 Urkundensiegel aus 10 Jh. Münch., 1948. 2 Bde; Byzantine Monastic Foundation Documents / Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998. 2 vol. (DOS; 35); Πάρδος Α. Αρχείο της Ι. Μ. Παντοκράτορος̇ Επιτομές εγγράφων, 1039-1801. Αθήνα, 1998. Τ. 1; Pavlikianov C. The Medieval Aristocracy on Mount Athos. Sofia, 2001.
Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские мон-ри и скиты. К., 1877. Ч. 1. Отд. 1-2; он же. Второе путешествие по Св. Горе Афонской. М., 1880; он же. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3; СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2; Григорович-Барский В. Г. Первое посещение Св. Афонской Горы. СПб., 1884; он же. Второе посещение Св. Горы. СПб., 1887; Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. Vol. 1. P. 91-114; Spyridon of the Laura, mon., Eustratiades S. Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Laura on Mt Athos with Notices from other Libraries. Camb., 1925; Vasmer M. Die Slaven in Griechenland. Lpz., 1970; Πολίτης Λ., Μανούσακας Μ. Συμπληρωματικο κατάλογοι χειρογράφων ῾Αγίου ῎Ορους: 3: Χειρόγραφα Μονῆς Παντοκράτορος // ῾Ελληνικά. Θεσ., 1970. Τ. 23. Σ. 251-286; iidem. Συμπληρωματικο κατάλογοι χειρογράφων ῾Αγίου ῎Ορους. Θεσ., 1973; Οἱ Θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους: Εἰκονογραφημένα Χειρόγραφα. ᾿Αθῆναι, 1975. Τ. 3. Σ. 126-157, 263-287; Cutler A. The Dumbarton Oaks Psalter and New Testament: The Iconography of the Moscow Leaf // DOP. 1983. Vol. 37. P. 35-46; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 102, 228, 253. Ил. 355, 356; Năsturel P. S. Le mont Athos et les Roumains: Recherches sur leurs relations du milieu du XIVe siècle à 1654. R., 1986. (OCA; 227); Kravari V. Introduction // Actes du Pantocrator. 1991. P. 3-62; Talbot A.-M., Cutler A. Pantokrator Monastery on Athos // ODB. 1991. Vol. 3. P. 1575-1576; Γόνης Δ. ῾Ο χρόνος ἱδρύσεως τῆς μονῆς Παντοκράτορος τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους // ᾿Αντίδωρον πνευματικόν̇ Τιμητικὸς τόμος Γ. Ι. Κονιδάρη. ᾿Αθῆναι, 1992; Παπαχρυσάνθου Δ. Ο αθωνικός μοναχισμός: Αρχές και οργάνωση. Αθήνα, 1992; Фонкич Б. Л. Греческие рукописи с пометой Арсения Суханова в Кембридже // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 304-305; Милонас П. Заметки об архитектуре Афона // ДРИ. 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7-81; он же. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Т. 1. Ч. 1. С. 127-130; Ч. 2. С. 150-165; Richard M. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs / Éd. J.-M. Olivier. Turnhout, 19953. P. 341-342; Μελισσάκης Ζ. Ο κωδικογράφος Ιγνάτιος (ιδ´ αι.) της Μονής Παντοκράτορος Αγίου ´Ορους // Παρνασσός. Αθήνα, 1995. Τ. 37. Σ. 358-392; idem. Βιβλιοδέτηση και ανακαίνιση κωδίκων στη Μονή Παντοκράτορος τοῦ Αγίου ´Ορους τον 16o αι. // Σύμμεικτα. Αθήνα, 2005. Τ. 17. Σ. 279-320; idem. Η βιβλιοθήκη της Μονής Παντοκράτορος κατά τον 15ο αι.: Περιεχόμενο, προσκτήσεις, απώλεις // Το ´Αγιον ´Ορος στον 15ο και 16ο αι. (6ο Διεθνές επιστημονικό συνέδριο), Θεσσαλονίκη, 25-27 Νοεμβ. 2011. Θεσ., 2012. Σ. 289-309; idem. Η βιβλιοθήκη της Ι. Μονής Παντοκράτορος̇ Ιστορική διδρομή μιας ύστερης αθωνικής συλλογής // Θέματα αρχαιολογίας. 2018. Τ. 2 (1). Σ. 32-47; Mount Athos and Byzant. Monasticism: Papers from the 28th Spring Symposium of Byzant. Studies (Birmingham, March 1994) / Ed. A. Bryer, M. Cunningham. Aldershot, 1996; Τζιγαρίδας Ε. Ν. ´Αγνωστες εικόνες και τοιχογραφίες του Θεοφάνη του Κρητός στη Μονή Παντοκράτορος και στη Μονή Γρηγορίου στο ´Αγιον ´Ορος // ΔΑΕΧ. Περ. 4. 1996/1997. Τ. 19. Σ. 97-116; Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. Παρατηρήσεις σε δύο αμφιπρόσωπες εικόνες της Μονής Παντοκράτορος στο ´Αγιον ´Ορος // Ibid. 1998. Τ. 20. Σ. 309-316; Treasures of the Holy Mount: Cat. of еxib. Thessal., 1997. 2.18-20, 75-76, 99, 105, 112, 129, 136; 5.1, 9; 6.9; 8.3; 9.39, 41, 49, 63, 65, 87, 90; 10.1; 11.4, 11, 25; Εικόνες Μονής Παντοκράτορος ´Αγιον ´Ορος, 1998; Попова О. С. Образ Христа в визант. искусстве V-XIV вв. // ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 159-173; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев Москвы и Подмосковья: Кат. выст. М., 2004. С. 141-143, 193-194, 219, 272-273, 277, 279. Кат. II.10; III. 23, 25; V.3, 56, 61; Πασχαλίδης Σ. ῾Ιερὰ μονὴ Παντοκράτορος̇ Προσκυνηματικὸς ὁδηγός. ῞Αγιον ῎Ορος, 2005; Mertzimekis N. Nouveau Testament: Monastère du Pantocrator, ms. 234 // Le Mont Athos et l'Empire byzantin: Trésors de la Sainte Montagne. P., 2009. P. 91; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον τής μνημεακής ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος - 17ος αιώνας. Αθήνα, 2010. Σ. 369-374; Rigo A. Autografi, manoscritti e nuove opere di Giuseppe Kalothetos (metà del XIV s.) // Révue d'histoire des textes. P., 2017. Vol. 12. P. 107-139.
Е. А. Заболотный, Л. В. Луховицкий, Э. П. И.
Рубрики
Ключевые слова
См.также