ПАРАМОН
Том LIV, С. 575-576
опубликовано: 26 декабря 2023г.

ПАРАМОН

Содержание

Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.)Мч. Парамон. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 88 об.)[Греч. Παραμόνος] (III в.), мч. и 370 мучеников (пам. 29 нояб.). Мученичество П. не сохранилось, сведения о святом находятся в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) (SynCP. Col. 260-261), синаксарное сказание составлено на основе утраченного Мученичества. Существует текст, озаглавленный как «Мученичество Парамона и Филумена» (BHG. T. 2. P. 169), однако на самом деле это одна из редакций Мученичества Иакова Персянина (пам. 27 нояб.); память мч. Филумена также омечается 29 нояб., однако ни к П., ни к Иакову Персянину этот мученик не имеет отношения.

Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г.Мученики Парамон и Филумен с 370 мучениками. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г.Согласно Синаксарю К-польской ц., однажды некий правитель вост. областей Римской империи Аквилин отправился лечиться на горячие источники в местность Висалтия (Βισαλτία). Он приказал доставить туда из Никомидии заключенных христиан, на к-рых объявил гонения правивший в это время имп. Деций (249-251). Последователей Христа заставляли принести жертвы в храме Исиды, но все они (370 чел.) отказались и были обезглавлены. Некий местный житель по имени П. (не сообщается ни о его занятии, ни о возрасте) был настолько потрясен жестокостью палачей и стойкостью казненных, что стал громко возмущаться решением Аквилина и славить праведность христ. мучеников. Правитель услышал его и велел слугам убить П. Его пытали: вырвали язык, искололи копьями; во время этих истязаний он скончался и был погребен вместе с 370 христианами.

Местность Висалтия (Валсатия, Валастия) прп. Никодим Святогорец определяет как г. Басра на р. Тигр в Ираке (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 208), свт. Димитрий Ростовский предполагает, что она находилась где-то в Вифинии на р. Тимбр (ЖСв. Нояб. С. 805), архиеп. Сергий (Спасский) уточняет, что это - приток р. Сангарий (ныне Сакарья), а исследователь Мученичества Иакова Персянина П. Дево считает, что это местность во Фракии или в Македонии. Наиболее правдоподобно предположения свт. Димитрия Ростовского и архиеп. Сергия (Спасского), т. к. в Вифинии действительно были термальные источники, а Никомидия была главным городом этой области; трудно представить, что Аквилин приказал доставить 370 чел. на такое далекое от Никомидии расстояние, как к устью р. Тигр, во Фракию или Македонию.

В визант. Синаксарях память П. и дружины есть также под 27 нояб. В древних зап. Мартирологах ее не было, память П. внес в Римский Мартиролог кард. Цезарь Бароний под 29 нояб. с указанием о пострадавших с П. 375 мучениках, что не соответствует первоисточнику, содержащему сообщение о 370 казненных.

Память П. со сказанием включена в славяно-рус. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 94-95); впосл. она была внесена в ВМЧ свт. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 208 (1-я паг.)); наряду с Аквилином в слав. переводах фигурирует правитель вост. областей Аврелиан или Авлиан.

Ист.: SynCP. Col. 264-266; MartRom. P. 537; MartRom. Comment. P. 554. Not. 4; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 207-208; ЖСв. Ноябрь. С. 805-806.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 487-488; Devos P. Le dossier hagiographique de S. Jacques l'Intercis // AnBoll. 1953. Vol. 71. P. 157-210; 1954. Vol. 72. P. 213-256; Sauget J.-M. Paramone e CCCLXX compagni // BiblSS. Vol. 10. Col. 326-327; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 375; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 385-386.
О. Н. А.

Иконография

Ап. Сила и мч. Парамон. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269)Ап. Сила и мч. Парамон. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269) В греч. иконописном подлиннике (Ерминии; ок. 1730-1733), составленном афонским иером. Дионисием Фурноаграфиотом, имя П. находится в минейном разделе с информацией об изображениях страданий мучеников (Ч. 3. § 22. Нояб., 29): «Святой Парамон юный, скончался, был пронзен копьями и заостренными камышинами» (Ерминия ДФ. С. 204). Сведения об облике П. имеются в датируемом 2-й четв. XVII в. Софийском списке подлинника Новгородской редакции: «Рус, аки Козма и Дамьян. Риза кеноварь, середняа багор и санкир бел, исподь лазорь» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 48-49). Близко к этому тексту описание в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова, с той разницей, что высказывание о подобии облика П. носит более определенный характер: «Брада аки Козмина» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 203). Описание П. в составленном акад. В. Д. Фартусовым пособии для иконописцев (1910) имеет самый обобщенный вид («муж с небольшой бородой и короткими подстриженными волосами»), упоминание в составе «простой» одежды мученика «плаща с куколем», очевидно, основано на позднем и далеком от традиции изображении святого (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 89).

Наиболее ранние изображения П. относятся к началу комниновского периода. Одно из них сохранилось на т. н. Синайском гексаптихе - иконе на сент.-нояб. из комплекта Миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine's Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 68. Pl. 156). В предпоследнем клейме (под 29 нояб.) показана сцена мучения святого: палач готовится отсечь голову П., у ног к-рого уже лежит обезглавленное тело мученика, пострадавшего за Христа; П.- темноволосый молодой человек, облачен в серо-синий хитон. В лицевом месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 269r) под 29 нояб. помещено парное изображение в рост ап. Силы и П. (слева), представленного здесь в виде, соответствующем иконографической традиции - темноволосым безбородым юношей в хитоне и гиматии. В поздневизант. время образ святого входил в состав миней, однако сохранность циклов на нояб. нередко такова, что изображения невозможно идентифицировать. Фигура П. представлена в настенном минологии в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350), он показан молодым безбородым человеком в паре (справа) с мч. Филуменом, позади их фронтальных ростовых фигур - образы из числа 370 мучеников (Миjовић. Менолог. С. 328. Сх. 42. Слик. 200). В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58) образ П. размещен дважды: оплечно - в части с изображениями по чинам святости (Л. 56 об.; темноволосый, с небольшой клиновидной бородой, в красном хитоне и в зеленом гиматии); в рост - в минейной части под 29 нояб. (Л., 88 об.; в сиреневой, до колен тунике, с орнаментированным подолом и в красном плаще, перекинутом через левое плечо и скрывающем левую руку; в правой руке держит крест, молод, с темными волосами и короткой бородкой - см.: Евсеева. Афонская книга. С. 218, 255).

В поствизант. росписях храмов Афона П. изображен в минейных циклах в мучении: на сев. стене юго-вост. компартимента Трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан (Стрелицас-Вафас); в лити кафоликонов монастырей Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский) и Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский). Его образ в паре с Филуменом представлен в наосе кафоликона Иверского мон-ря на откосе центрального окна на сев. стене (после 1577, мастер иером. Марк Иверский) (см.: Τουτός Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον τῆς Μνημειακῆς Ζωγραφικῆς του ´Αγίου ῞Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 91, 173, 243, 345).

В рус. традиции образ П. также прочно вошел в состав лицевых месяцесловов, гл. обр. иконописных и гравированных (напр., икона на нояб., нач. XVII в. ЦАК МДА; икона «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ (см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140); листы на нояб. гравированных святцев Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО; представлен как воин, вместе со святыми Иринархом и Филуменом, см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 39. Кат. 33.3) и И. К. Любецкого (см.: Там же. С. 50. Кат. 35. 3). Образ святого встречается в монументальной живописи (напр., в росписи ц. св. Димитрия Солунского в Ярославле, 1686, на вост. грани сев. столба, в 3-м снизу ярусе, вместе с мучениками Георгием, Никитой и Никифором - см.: Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 404). Появлению единоличных изображений мученика (или в составе избранных святых) способствовало в основном желание заказчика иметь образ соименного небесного покровителя; к подобным т. н. предметам личного благочестия относится, напр., небольшая икона «Мученики Христофор и Парамон» (XIX в. Саратовский обл. музей краеведения - см: Госкаталог РФ. № 11967892).

Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также