ПАРАСКЕВА
Том LIV, С. 595-597
опубликовано: 26 декабря 2023г.

ПАРАСКЕВА

Содержание

[Венеранда, Венера, Венерия, Венерина; греч. Παρασκευή; лат. Veneranda, Veneris, Veneria, Venerina] (II в.), прмц. Римская (Сицилийская) (пам. 26 июля).

Агиографическая традиция

На греч. языке сохранилось 15 версий Мученичества святой (BHG, N 1419z - 1420r), кроме того, неск. текстов дошли в переводе на лат., арм., груз., румын. и слав. языки. Исследователь Мученичества Ж. Схарпе выделяет неск. групп редакций: А (BHG, N 1420d-e; BHL, N 8530-8531; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 578 (перечень слав. ркп. см. в: Scharpé. 1971. P. 1-2)), B (BHG, N 1420bcikr; BHL, N 8529), C (BHG, N 1420a), D (BHG, N 1419z), E (BHG, N 1420g), F (BHG, N 1420j, 1420f, BHO, N 842 (на арм. языке)), а также самостоятельные тексты, не входящие в группы: BHG, N 1420x (Похвальное слово Константина Акрополита (XIII-XIV вв.)), BHG, N 1420p (Мученичество и энкомий Иоанна Эвбейского (VIII в.)), BHG, N 1420h, 1420q, 1420 (изд.: Raciti-Romeo V., Santoro B. Passio // Rendiconti e memorie d. R. Accad. di scienze, lettere ed'arti d. Zelanti. Memorie d. Сl. de lettere Ser. 3. Acireale, 1903/1904. T. 3. P. 133-156; Raciti-Romeo V. Venera V. M.: Nella storia e nel culto dei popoli. Acireale, 1905. Doc. 7-41)). Схарпе полагает, что в наиболее полной форме сюжет Мученичества представлен в редакциях группы А, а все остальные являются их сокращенными вариациями. Мученичество исследователь считает лит. произведением (романом), не имеющим исторической основы (Scharpé. 1971. P. 1-3).

Мученичество

Согласно наиболее полной версии греч. Мученичества, П. была единственной дочерью благочестивых христиан Агафона и Политии, к-рые жили в окрестностях Рима в правление имп. Публия Элия Адриана (117-138). Долгое время бездетные супруги неустанно молились Богу о даровании им ребенка. Наконец Господь ответил на их просьбы, и у супругов родилась девочка, к-рую назвали Параскева, т. е. букв. «приготовление» - греч. название дня пятницы. Это имя П. получила в честь дня своего рождения и в честь дня Страстей Христовых. С юных лет П. отличалась добродетелями, усердно изучала Свящ. Писание. Когда ее родители умерли, раздала все имущество бедным и удалилась в некий мон-рь, а спустя нек-рое время вышла на проповедь Евангелия, подражая апостолам. Иудеи донесли на нее правившему тогда имп. Антонину Пию (138-161), к-рый стал принуждать П. отречься от Христа. Убедившись в ее непреклонности, император приказал подвергнуть ее пыткам: сначала на голову П. надели раскаленный шлем, затем святую бросили в котел с кипящей смолой, однако мученица оставалась невредимой. Антонин, не веря своим глазам, решил, что смола вовсе не горячая, подошел к котлу и велел П. плеснуть на него жидкостью. Мученица плеснула ему в лицо кипящей смолой, и император, получив сильнейший ожог, ослеп. Страдая от боли, он стал умолять П. о милости к нему Бога, Которого она проповедует, и по молитвам девы исцелился, после чего уверовал во Христа вместе со всеми присутствовавшими при этом чуде. П. была освобождена и продолжила странствовать и проповедовать. В городе, где правителем (в греч. тексте - ὁ βασιλεύς (царь)) был некто Асклепий, ее снова взяли под стражу и стали принуждать отречься от Христа, а после отказа по приказу Асклепия отвели в пещеру на растерзание живущему там огромному змею. Однако, увидев чудовище, П. сотворила над ним крестное знамение, и змей упал замертво, распавшись на 2 части, будто рассеченный невидимым мечом. Асклепий и свидетели чуда уверовали во Христа, а П. вновь отпустили на свободу. Во время странствий мученица пришла в некий город, к-рым управлял человек по имени Тарасий (Таресий, также названный «василевсом»), убежденный язычник. Он приказал схватить проповедницу и подвергнуть ее жестоким пыткам. Не добившись отречения от веры, Тарасий велел отрубить П. голову, и мученица предала душу в руки Господа. Кончина П. последовала при имп. Марке Аврелии (161-180), ей было ок. 20 лет (больше 20 лет, если она родилась при имп. Адриане).

Прмц. Параскева Римская. Роспись ц. вмц. Екатерины в Галатине, Италия. XV в. Фото: Agia/Wikimedia CommonsПрмц. Параскева Римская. Роспись ц. вмц. Екатерины в Галатине, Италия. XV в. Фото: Agia/Wikimedia Commons

По предположению Р. Жанена, именно этой П. в К-поле была посвящена часовня при ц. во имя Пресв. Богородицы в квартале Ареовинду (᾿Αρεοβίνδου). Также храм (или часовня) во имя П. находился в квартале Хаскёй на левом берегу Золотого Рога (Janin. Églises et monastères. 1969. P. 391). Храм сохранился до наст. времени (пережив неск. реконструкций). Он является собственностью румын. общины Стамбула. Рус. паломник Добрыня Ядрейкович (впосл. свт. Антоний, архиепископ Новгородский), побывавший в К-поле (1200), сообщает о нетленных мощах «св. Пятницы» в церкви в квартале Хаскёй (Книга Паломник. С. 37). Однако трудно утверждать, что храмы в К-поле, а также мощи имели отношение именно к П. В настоящее время наиболее известен храм во имя П. византийского времени (XI в.), находящийся на Кипре, в дер. Героскипу (Ероскипу).

Определить время написания Мученичества затруднительно. В нем содержатся анахронизмы (упоминание мон-ря и представление о монашеской жизни во II в.), множество агиографических топосов, сообщение о принятии христианства имп. Антонином Пием не соответствует действительности, имя Тарасий, возможно, происходит от исаврского имени Тарасикодисса и не фиксируется раньше V в. В некоторых редакциях сообщения о Тарасии отсутствуют; 2-й правитель, который стал свидетелем гибели дракона, назван Анфимием, а казнивший П.- Асклепием. С уверенностью можно сказать, что Мученичество составлено не ранее IV в.

В грекоязычном мире широко почитается именно П., тогда как на Руси, хоть и известен день ее памяти и ее имя включено в календарь РПЦ, но под именем «Пятница» почитается др. Параскева (Пятница), мц. Иконийская (пам. 28 окт.), в свою очередь неизвестная в Византии и в совр. греч. Церкви. Однако несмотря на то что почитание П. вытеснено почитанием Параскевы Иконийской, в России оно сохранилось в Крыму, вероятно, под влиянием местного греч. населения. По крымскому преданию, П. приняла мученическую кончину близ сел. Топлу (ныне Тополёвка) у источника, с древности называемого именем П. (см. Топловский во имя преподобной Параскевы женский монастырь). Именно в Топлу якобы правил некий Тарасий, казнивший мученицу, а когда ее кровь закапала на землю, то в этом месте забил целебный источник. Храм или монастырь, посвященный П., вероятно, существовал на этом месте с визант. времен. До 1778 г. в Топловском монастыре хранилась обретенная на источнике икона П., которую греки перенесли в Мариуполь в храм Рождества Богородицы.

В Греции культ П. тесно соотносится с водными источниками, как и культ Параскевы Иконийской на Руси, что говорит о древнем родстве почитания этих святых, ныне забытом. В разных частях правосл. мира один и тот же культ Параскевы Пятницы, связанный с персонификацией Пятницы, а также с народными и языческими поверьями (подробнее см. в ст. Параскева (Пятница), вмц. Иконийская), относился к 3 святым: П.- на Западе, в Греции и Румынии, Параскевы Иконийской - в М. Азии и на Руси, Параскевы (Петки), прп. Эпиватской (Новой, Тырновской),- в Болгарии, Сербии, Молдавии и Румынии.

Глава или часть главы П. хранится в Русском во имя великомученика Пантелеимона монастыре на Афоне, также части главы могут находиться в др. мон-рях. Частицы мощей П. имеются в сотнях храмов и мон-рей Греции, Кипра и Палестины, что свидетельствует об очень широком почитании святой (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 233-235).

Западная традиция

Западная традиция зафиксирована Петром Наталисом (Petr. Natal. CatSS. LXI). П. почитается (особенно широко в Юж. Италии) под именем Венеранда (Венера) также в связи с рождением в пятницу (лат. «пятница», dies Veneris,- день Венеры, и чтобы не называть дочь именем языческой богини, ее отец-христианин придумал форму «Венеранда»). Согласно сведениям Петра Наталиса, Венеранда род. во II в. в Галлии, с юных лет отличалась добродетелями, изучала Свящ. Писание. Осиротев, отправилась на проповедь христианства на Сицилию. Там она поселилась в пещере и стала помогать больным и бедным. Проповедовала в Калабрии и Кампании. Во время гонения на христиан ее по доносу арестовали и подвергли пыткам - бросили в котел с кипящим маслом, однако мученица вышла оттуда совершенно невредимой, после чего была обезглавлена. В лат. преданиях имена родителей Венеранды передаются как Агафон и Ипполита, пытавшие ее правители: Антонин (Антоний) (повторяется сюжет из греч. Мученичества с ослеплением Антонина кипящей смолой и исцелением по молитвам Венеранды), Темий (Фемий) (Themios) или Феотим (Theotymos) (повторяется сюжет с драконом) и Асклепий, к-рый казнил Венеранду за отказ принести жертву Аполлону.

На Сицилии местами ее пребывания считаются Гротте (там она жила до ареста) и Ачиреале (туда ее вывезли для пыток и казни), а также Кастрореале. По местному сицилийскому преданию, Венеранда происходила не из Галлии, а была уроженкой острова, и один из упомянутых городов может быть ее родиной (Scharpé. 1971. P. 15). В кафедральном соборе Ачиреале находятся мощи святой, она является покровительницей этого города. По нек-рым сведениям, мощи Венеранды были перенесены в Рим и находятся в катакомбах Домициллы. Центром почитания Венеранды также считается г. Асколи-Пичено. Частицы мощей Венеранды хранятся во мн. храмах Сицилии, а также во Франции, на Мальте и др. странах Европы.

На грузинском языке

На грузинском языке в относительно поздних рукописях из коллекции Национального центра рукописей Грузии дошли 2 версии Мученичества П.: кименная (оригинальная) редакция (НЦРГ. А 382, XV в. Л. 352 об.- 353; еще 8 рукописей XVII-XIX вв.) и метафрастическая (расширенная) редакция (НЦРГ. Н 1760, XV в. Л. 18-23) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 308).

Ист.: SynCP. Col. 844; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 108-111; ЖСв. Июль. С. 616-617; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 7. Σ. 389-403; Scharpé J. L. Parasceve-Venera-Petka-Vineri: Passionum graece, latine, slavice, romanice manipulus: Diss. Gent, 1971.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 285-286; Halkin F. Glanes modenaises et brescianes d'hagiographie greque // Silloge bizantina in onore di S. G. Mercati. R., 1957. P. 222-226; idem. La Passion de St. Parascève par Jean d'Eubée // Polychronion: FS F. Dölger. Hdlb., 1966. S. 226-237; Onasch K. Parasceva-Studien // OS. 1957. Bd 6. S. 121-141; Janin R. Parasceva // BiblSS. Vol. 10. Col. 328-331; Σίλας (Κουκιάρης) αρχιμ. Ο κύκλος του βίου της αγίας Παρασκευής της ρωμανίας καί της εξ Ικονίου στη χριστιανική τέχνη. Αθήνα, 1994. Σ. 21-115;Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 376.
О. Н. А.

Иконография

Имя святой в лат. варианте, обозначающее 5-й день седмицы, по аналогии с византийским или греческим вариантами - Венеранда («почитающая Венеру») - было распространенным в античном Риме. От раннехрист. периода сохранились памятники, в к-рых оно упоминается, напр., в кубикуле с аркосолием Венеранды (2-я пол. IV в.) в катакомбах Домициллы, прямо за апсидой базилики Санти-Нерео-э-Акиллео. В правой части люнета аркосолия представлены 2 жен. фигуры: в позе оранты - усопшая, чьи имя «Венеранда» и день смерти подписаны рядом, и мц. Петронилла. Почитание 5-го дня седмицы у христиан привело к тому, что имя Венеранда со временем приобрело греч. форму. Разграничение ранневизант. изображений П. и соименной ей святой, уроженки малоазийского Икония, затруднено по причинам сходства имен и подвигов, плохой сохранности памятников и отсутствия точной информации о заказчиках, датах освящений и посвящений престолов в храмах, которые сохранили в своей монументальной декорации житийные циклы (страданий) одной из 2 святых соименниц. Исследователи предполагают, что прославление и чудеса вмц. Параскевы Иконийской пополняли корпус чудес П. (Σιλας (Κουκιαρης). 1994. Σ. 199). Этот процесс напоминал развитие почитания и иконографии свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийского.

Под именем Венеранды П. изображали по-разному: в чине мучениц, как на иконе XIII в. с полуфигурой св. Оливы и 3 фигурами святых в рост - Елены, П. (Венеры) и Розалии (Епархиальный музей, Палермо); как преподобную: молодая, прекрасная женщина в черных монашеских одеждах, напр. на алтарной картине - часть полиптиха худож. П. Аллемано с образом мучения П., молящейся в кипящем котле (1482, Городская пинакотека, Асколи-Пичено); в виде статуи - в различных храмах на о-ве Сицилия, в приходской ц. Санта-Венера на Мальте.

В Ерминии (ок. 1730-1733) иером. Дионисий Фурноаграфиот упоминает П. в чине преподобномучениц в разд. «Мученицы» (Ерминия ДФ. § 18. С. 177), но в разделе о страданиях святых (§ 22) ее имя не упоминается.

Идентификация того или иного изображения святой, носящей имя Параскева, именно с П. возможна, как правило, только на основании деталей, отсылающих к ее Житию или дню памяти. Предположение архим. Силы (Кукиариса) о том, что житийный цикл П. следует видеть в памятниках искусства на Балканах и в М. Азии, поздне- и поствизант. фресках храмов на о-ве Крит и на Пелопоннесе, нуждается в уточнении (в отличие от почитания в Древней и Польско-Литовской Руси). В греч. традиции, как церковной, так и светской, циклы страданий святой с именем Параскева соотносятся с П., напр. на иконе письма изографа Митрофана Хиосского из мон-ря Каракал на Афоне (1776). В среднике фигура святой представлена как кефалофор: она держит на правой руке перед грудью чашу со своей главой, подобно прор. Иоанну Предтече или вмч. Георгию (чаша, нимб над усеченной главой и левая рука святой обложены металлическим окладом идентично нимбу вокруг головы самой мученицы). В правой поднятой руке она держит наперевес крест. Средник обрамляет житийный цикл из 16 клейм: исповедание веры пред царем, мучение раскаленной шапкой, железными когтями, ввержение в котел (2 раза), явление ангела с обетованием венца или 2 ангелов, исцеляющих измученное тело святой, низвержение идолов, усекновение главы и поклонение усеченной главе и погребение П. Сама святая в среднике изображена в платье и мафории темных цветов.

В руководстве В. Д. Фартусова П. упоминается под 25, а не 26 июля, как преподобномученица. Ее рекомендуется писать «римского типа», средних лет, худую, в белой тунике, темной короткой мантии и белом апостольнике, на свитке следовало помещать надпись, указывающую на ее аскезу (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 363).

Лит.: Σίλας (Κουκιάρης), αρχιμ. Ο κύκλος του βίου της αγίας Παρασκενής της ´Ρωμαιας και της εξ Ικονίου στη χριστιανική τέχνη. Αθήνα, 1994; Χατξούλη Γ. Η δεσποτική εικόνα της αγίας Παρασκενής από το τέμπλο του ομώνυμου ναού της σινοιχίας Βαρουσίου Τρικάλων // Τρικαλινά, 1997. Τ. 17. Σ. 213-238; Εικόνες της Ιεράς Μονής Καρακάλλου / Συν. Ε. Τσιγαρίδας. ´Αγιον ´Ορος, 2011. Σ. 344-347.
М. А. М.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • КОНОН (III в.), прмч. Иконийский, старший (пам. 6 марта; пам. зап. 29 мая)
  • АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
  • АРХЕЛАЯ, ФЁКЛА И СОСАННА († 293), преподобномученицы Салернские (пам. 6 июня., зап. 18 янв.)
  • ВАДИМ († ок. 374/376), архим, прмч. Персидский (пам. 9 апр., зап. 8 апр.)
  • ЕПИКТЕТ И АСТИОН преподобномученики Алмирисские (пам. 7 июля, пам. зап. 8 июля)
  • ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
  • АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)