ПАРАСКЕВА
Том LIV, С. 600-602
опубликовано: 25 декабря 2023г.

ПАРАСКЕВА

Содержание

Прав. Параскева Пиринемская. Икона. 2013 г. Иконописец А. Ю. Карагина (Артемиев Веркольский мон-рь)Прав. Параскева Пиринемская. Икона. 2013 г. Иконописец А. Ю. Карагина (Артемиев Веркольский мон-рь)(XVI в.), прав. (пам. в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), Пиринемская, Пинежская. Сведения о почитании П. содержатся в тексте агиографического жанра - сказании о чудесах святой, созданном в 1711 г. Его текст известен в наст. время в 3 списках. Отдельный список сер. XVIII в., «Тетради о чудесах Параскевы Пиринемской», сделан на листах небольшой тетрадки, изначально являвшейся самостоятельной рукописью. Не ранее XIX в. тетрадка была подшита к сборнику-конволюту XVIII в. (БАН. Арханг. № 351), к-рый включал также тексты Житий святых Варлаама Важского, Артемия Веркольского местной традиции. Два других списка чудес сохранились в составе документальных материалов расследований «о несвидетельствованых телах». Текст 1-го из них (РГИА. Ф. 796 (Синод.). Оп. 18. Д. № 349, 1737 г., см.: Лавров. 1999. С. 239-242; он же. 2000. С. 181-183) совпадает с текстом из сб. БАН. Арханг. № 351. Во 2-м списке (ИРЛИ (Древл.). Пинежское собр. № 405) рассказ о явлении и чудесах святой значительно сокращен и представляет собой «отписку» о местном почитании П., подготовленную пиринемским свящ. Августином Семёновым в 1855 г. для Архангельской духовной консистории.

В сказание вошли записи более раннего времени и современные его созданию рассказы о П. без всякой стилистической обработки, сохранились особенности местного устного наречия. Сюжет повествования - о явлении нетленных мощей и происходивших от них чудесах - достаточно прост и связан с реалиями жизни севернорус. крестьянского мира.

Жители пинежского с. Пиринемь заметили, что в часовне св. вмч. Георгия у стены из-под пола исходит «теплота», а в зимнюю пору стена в этом месте индевеет («куржавит»). В июле 1610 г. прихожане, собравшиеся подправить обветшавшую часовню, вскрыли доски и обнаружили под ними нетленные мощи. Один из присутствовавших при этом крестьян приложился к мощам и получил избавление от своего недуга. Святая явилась в видении священнику чакольского прихода Феофилакту и открыла ему свое имя - Параскева. Через полгода П. дважды являлась крестьянину с. Шаста Чакольского стана Евфимию Фёдорову по прозвищу Ёлка. Она назвала свое имя («Аз нарицаюся Парасковгия, девического лика») и повелела молиться Богу, Пресв. Богородице, св. покровителям местных храмов, а также обращаться к ней как к святой, чтобы получить исцеление. В дальнейшем повествовании кратко излагаются чудеса от мощей П., особенно много исцелений от слепоты.

Чудеса, описанные в сказании, происходили в 1610-1710 гг. По мнению свящ. В. А. Смирнова, составление текста связано с освидетельствованием мощей П. 15 марта 1711 г., сами чудеса записаны служившим в это время пиринемским свящ. Иоанном Козминым ([Смирнов]. 1895. С. 241-248). Поводом для освидетельствования мощей было стремление местного причта окончательно выделить пиринемский приход из соседнего чакольского. Несмотря на то что разделение приходов официально было произведено еще в 1672 г., пиринемские крестьяне считали себя чакольскими прихожанами, совершали все церковные обряды в чакольском храме в честь Рождества Пресв. Богородицы, что наносило существенный экономический ущерб и так небогатому Пиринемскому приходу. Поэтому в текст сказания были включены нарушающие целостность повествования сведения о древности пиринемской часовни св. Георгия, в к-рой произошло обретение мощей П.: «А та часовня великомученика Георгия поставлена в начале, отнележе крещения на Пинеги, а преже церкви в Чаколе Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго ея Рождества».

При написании сказания несомненно были использованы более ранние записи, которые велись при ц. во имя вмч. Георгия в с. Пиринемь на протяжении всего XVII в. (храм был построен чакольскими крестьянами в 1611-1613 рядом с одноименной часовней, где находились мощи П., в 1643 сгорел, но часовня уцелела). Указания на существование таких записей, сгоревших во время пожара 1643 г., есть в тексте сказания: «А иныя многия прежныя ея, чюдотворицы, чюдеса были писаны, и, грех ради наших, в церкви были, и згорели. А после згорения многия чюдеса в простоте бес писания пройдоша».

На несомненный письменный источник, существовавший до появления сказания, указывает также упоминание в нем реальных лиц, участвовавших в обретении мощей в 1610 г., что подтверждается церковными документами и лит. памятниками Пинежья. В частности, при обретении мощей присутствовал игумен Красногорского (Черногорского) мон-ря прп. Макарий. Упоминаемый в сказании священник чакольского храма Рождества Пресв. Богородицы Феофилакт является одним из главных персонажей произведения, известного под названием «Видения Евфимия Чакольского 1611-1614 гг.». Примечательна личность и др. участника событий - Евфимия Фёдорова. Он пользовался несомненным авторитетом у местных жителей и духовенства, по его инициативе крестьяне построили Георгиевскую ц. в с. Пиринемь. Христолюбивым мужем и благочестивым человеком назван Евфимий в «Повести о Черногорском (Красногорском) монастыре», в которой он упоминается среди пинежан, ставших свидетелями чудесного видения о месте основания будущего монастыря.

В почитании П. отразился культ визант. св. Параскевы Пятницы, Параскевы-целительницы. Неслучайно большинство описанных в тексте чудес связаны с исцелениями женщин от различных недугов. В то же время в описании чудес П. есть особенности местного народного культа. Святая относится к распространенному на Русском Севере типу «святых из гробницы», единственным признаком святости к-рых был дар чудотворения. По преданию, к-рое бытует среди пинежан до наст. времени, П. считается сестрой прав. Артемия Веркольского. Вместе с ним она является в видениях местным жителям, особенно детям, наказывает или исцеляет их; такие примеры детского визионерства описаны в «Видениях Евфимия Чакольского», в пинежской «Повести о строителе Иване Семенове». Артемий Веркольский и П. помогают крестьянским детям и через них - их родителям. В народном почитании святой сохранялись и элементы языческих обрядов, вызывавшие неодобрение церковных властей. Страждущие исцелялись, взяв «персть» с места погребения святой. П. даже приносили своеобразную жертву (т. н. участки) в виде части промысловых доходов: «Которые промышленыя люди, поидучи на промысел, обещались приношение ей принести, великомученику Георгию и новоявленной участки, и на промыслу им Бог помогал. И которого зверя не могут добыть, и сулили участки Георгию и новоявленной, и Бог им давал. И они обетъ свой справливали и приношение в казну Георгию приносили и новоявленной».

23 мая 1710 г. составитель сказания свящ. Иоанн Козмин ходатайствовал перед архиеп. Холмогорским Рафаилом о разрешении петь молебны у мощей святой. Однако почитание прав. отроковицы не было одобрено духовными иерархами петровского времени, настороженно относившимися к местночтимым народным святым. Комиссия, в которую кроме архиеп. Рафаила входили иером. Холмогорского архиерейского дома Порфирий и строитель Артемиева Веркольского мужского монастыря иером. Антоний, осмотрев мощи, велела гроб закрыть, часовню «замкнуть и запечатать десятскому», молебнов святой не служить, а ее чудеса, «написанныя в тетрадех полудестно», изъять. Именно к такой изъятой тетради и относится, по всей видимости, сохранившийся в сборнике БАН список.

Несмотря на эти запреты, почитание П. не прекращалось, поэтому в 1737 г. было проведено еще одно расследование в Пиринемской вол. (его материалы с описанием чудес П. сохранились в документах РГИА). В результате местные священники получили распоряжение постоянно посылать в Архангельскую духовную консисторию «отписки» о почитании П., одну из них представляет собой документ 1855 г. (ИРЛИ. Пинежское собр. № 405).

В 1792-1799 гг. на месте ветхой Георгиевской часовни поставили ц. во имя Двенадцати апостолов. Во время строительства мощи П. находились в приделе вмц. Параскевы в Георгиевской ц. В 1799 г. мощи перенесли в новый храм Двенадцати апостолов; ежегодно 30 июня, в день обретения мощей П., перед ее гробницей служили панихиду. Почитание П. вызывало вопросы у церковного священноначалия и в XIX в. В 1843 г. еп. Архангельский Георгий высказывал мнение о том, что гроб П. надо «или опустить под церковь или вынести в придел или подобное тому отдельное от церкви место, чтоб не был предметом чествования» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 3. Д. 298). Однако мощи святой по просьбе прихожан остались в церкви, при этом воспрещалось «отправлять ей молебны», но разрешалось «служить только панихиды». В 1889 г. состоялось новое освидетельствование мощей. В 1902 г. «ящик с прахом и гробом» праведной снова вскрыли, начертили «план с показанием частей праха» П., после чего последовала резолюция еп. Архангельского и Холмогорского Иоанникия: «…зарыть при перестройке церкви ящик с находящимися в нем костями под церковию». В 1904 г. под храм был подведен каменный фундамент, мощи П. убрали «под спуд». Рисунок расположения мощей в раке сохранился (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1481. Л. 18-19, 30; Оп. 5. Д. 74).

Служба святой не написана, не сохранилось и ее древнего иконописного изображения. В 2014 г. в с. Пиринемь построен новый храм во имя Двенадцати апостолов на месте сгоревшего в 1989 г., где под спудом хранились мощи святой.

Ист.: Савельева Н. В. Сказания XVII в. о святынях, святых и подвижниках Русского Севера: Пинега и Мезень. СПб., 2010. С. 369-376, 429-431.
Лит.: Строев. Словарь. 1882. С. 355; [Смир-нов В. А.]. Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 241-248; 20152. С. 232-234; Никодим (Кононов), архим. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 28-32; Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - 1-й четв. XVIII вв. и памятники местной лит-ры: АКД. СПб., 1992. С. 22-23; она же. Житийные памятники в пинежских рукописях // ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 328; она же. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского мон-ря // Там же. 1999. Т. 51. С. 375-376; она же. Очерк истории формирования пинежской книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников // Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - нач. XX в.: Опыт исслед. Источники. СПб., 2003. Т. 1. С. 31, 421-422, 657-658; Лавров А. С. Параскева Пятница и крестьянин Архип Поморцев // Мифология и повседневность: Мат-лы науч. конф. ИРЛИ, 24-26 февр. 1999 г. СПб., 1999. Вып. 2. С. 239-242; он же. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. М., 2000. С. 181-184; Пащенко Е. В. Новый Архангельский патерик: Очерки о церковных подвижниках Архангельской обл. XIV-XX вв. Архангельск, 2001. С. 47-49; Есеева О. В. Святые Пинежское земли // Святые и святыни северорусских земель: (По мат-лам VII науч. регион. конф.). Каргополь, 2002. С. 63-65; Буланин Д. М., Савельева Н. В. Чудеса Параскевы Пиринемской // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 254-257; Панченко А. А. Иван и Яков - необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М., 2012. С. 118-123.
Н. В. Савельева

Иконография

В «книжице об обретении сих мощей и о чудесах от оных» есть сведения об облике П.: «…девическа лика, крестьянска рода» (Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Вып. 2. С. 243; переизд.: Архангельск, 2015. С. 252, 457). Первоначально гробница П. стояла в Георгиевской часовне дер. Пиринемь на Пинеге, «где почивает тело праведные девы Параскевы» (ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 984. Л. 5). Когда на месте ветхой часовни возводили ц. Двенадцати апостолов (1792-1799) и св. мощи П. временно перенесли в придел вмц. Параскевы в ц. вмч. Георгия Пиринемского прихода, вместе с ними был перенесен образ П. «древнего письма», созданный до 1771 г. (ГААО. Ф. 1025. Оп. 5. Д. 1272. Л. 6 об.; см. также: Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. 1895. Вып. 2. С. 246). В описях ц. Двенадцати апостолов Пиринемского прихода неоднократно упоминается не только гробница, но и икона П. у юж. стены храма. Согласно описи 1800 г., в местном ряду иконостаса справа от царских врат размещались: образы Господа Вседержителя, 12 апостолов (храмовый), юж. двери, икона мц. Параскевы и «образ Параскевы праведной в молении к Богоматери, на нем венец и цата серебряные под золотом басменные, у Богоматери венец серебряный резной под золотом, оклад серебряной чеканной весом всего один фунт и семь золотников… и цата жемчугу дутого простого с ставками 4-мя в киоте под зеленой краской, и дверцы створные стеклянные, лампада меди зеленой, цепи и напыльник такия же…». Упоминаются многочисленные привесы к иконе. На юж. стороне той же церкви «гробница праведныя Параскевы, одета гризетом красным, наверху крест осмиконечной, позументу сребрянаго, на ней пять покровов» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 109. Л. 287-287 об.). В описях церкви 1802, 1821 и 1829 гг. содержится аналогичная информация (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 117. Л. 105-105 об.; Д. 209. Л. 87 об.- 89).

Последнее описание раки относится к 1899 г.: «Гробница у праведной Параскевы; на ней одежда краснаго глазета, а покров парчевый с фабричными кистями, обшит бахромой. На гробнице икона прав. Параскевы и мученицы Параскевы, 4×5 в. и деревянный восьмиконечный крест. Над ракой праведной Параскевы пред ее иконой, стариннаго образца желтой меди лампада с железными верхнею частию и напыльником, с медными цепочками, весу 4,5 ф., восковая свеча... над гробницей прав. Параскевы медная резная лампадка с медною же цепочкой, при ней красный стаканчик для масла» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1775. Л. 44 об., 46). Согласно главной описи Пиринемского прихода 1899 г., древняя икона сохранялась на том же месте - в иконостасе ц. Двенадцати апостолов: «Образ праведной Параскевы, молящейся к Богоматери, венец и цата серебряные, резные под золотом, оклад серебряный чеканный, всего весом 1 фунт 7 зол. Образ в киоте, окрашенном зеленою краскою, со стеклянными створчатыми дверцами, 171/2 × 161/2 вершков». В том же храме над входом появилась новая икона: «У крыльца над дверьми образ мученицы Параскевы и праведной Параскевы, 5×5 в.». Объединение изображений 2 соименных святых - напоминание о том, что мощи П. в кон. ХVIII в. временно пребывали в приделе вмц. Параскевы Георгиевской ц. Пиринемского прихода, и отражение традиции почитания П.: архиеп. Холмогорский Рафаил (Краснопольский) благословил у раки П. служить молебен вмц. Параскеве в день чествования последней - 28 окт. Небольшой парный образ праведной и великомученицы стоял на гробнице (Там же. Л. 43, 44 об., 46).

В 1898-1906 гг. Архангельская духовная консистория рассматривала дело о перестройке ц. Двенадцати апостолов в Пиринемском приходе. В этом документе есть сведения об образе П.: «С давняго времени праведную Параскеву почитают жители не только местные, но даже и отдаленных приходов, служа у ее гроба панихиды; доказательством какового почитания служит написанный ранее еще 1771 года образ Параскевы и существование самого храма, поводом к построению которого послужило обретение мощей» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1481. Л. 18 об.). В ХIХ в. мощи святой хранились в храме Двенадцати апостолов: «У южной стены между клиросом и иконостасом есть подобие раки, под которой по устному преданию и верованию, якобы, находятся мощи праведной Параскевы - сестры св. праведного Артемия Веркольского» (Там же. Л. 18). Икона П. упомянута в описи иконостаса пиринемской ц. Двенадцати апостолов в 1919 г.: «…икона праведной Параскевы, венец и цата серебряные, без пробы, оклад серебряный без пробы» (ГААО. Ф. р-273. Оп. 1. Д. 135. Л. 32). Церковь была закрыта в 1931 г., сгорела в 1985 г.

Святая с надписью на нимбе «с Праскева» представлена в правой группе на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54), однако надписи относятся ко времени поновления иконы и не везде соответствуют традиции изображения местных святых.

В нач. XXI в. появилась новая иконография П. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин включил поясной образ П. в роспись Успенской ц. Архангельска. Святая изображена в красновато-коричневом одеянии с прижатой к груди правой рукой (левая под одеждой), на голове белый плат, перекинутый вперед через плечо; надпись по сторонам от нимба: «СТА ПАРАСКЕВА ПИРИНЕМСКА». В 2013 г. аналойную поясную икону П. (хранится в Артемиевом Веркольском мон-ре) написала выпускница иконописного отделения СПбДА А. Ю. Карагина. Святая одета в синее платье и белый плат, перекинутый через плечо, руки развернуты ладонями перед грудью; на фоне аналогичная надпись.

Деревянная ц. Двенадцати апостолов вновь построена в Пиринеми в 2014 г. на месте храма вмч. Георгия. Иконописец из Красноярска Н. Кочеткова создала для церкви неск. икон, в т. ч. образ П. и прав. Артемия Веркольского, поскольку существует предание, согласно к-рому они были братом и сестрой. Святые представлены в белых одеждах, в рост, вполоборота к центру, на фоне реки со скалистыми берегами; между ними - деревянный 5-главый храм. П.- в платье и платке, руки сложены крестообразно на груди. Печатные копии совр. икон П. хранятся в Артемиевом Веркольском мон-ре (напр. в иконостасе 2013 г. ц. прав. Артемия Веркольского на Ежемени; П.- дева в светлом платье со скрещенными на груди руками, ее голова не покрыта, в волосах, лежащих прядями на плечах,- голубые ленты).

Т. М. Кольцова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЛИКЕРИЯ († ок. 1522), прав. дева (пам. 13 мая и в Соборе Новгородских святых)
  • АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
  • ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.)
  • ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские
  • ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
  • МАРИАМНА († I в.), прав. (пам. 17 февр.)
  • АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)