(2-я четв. XIII - 1-я пол. XVII в. (?)), прп. (пам. 15 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: в Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XII-XIII вв. как на время жизни П. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26 и др.) следует признать необоснованным.
П. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг. Мощи П. присутствуют на планах Дальних пещер начиная с изданий 1661 г. (Дива печер лаврських. 1997. С. 137). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что святой часто с плачем думал о предстоящей кончине, а, умирая, узрел ангелов, к-рые вознесли его душу на небо (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 73-74).
Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется в 5-м тропаре 8-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому составлены тропарь и кондак (опубл. в кн.: Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 74). День памяти П., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, был установлен между 1868 и 1875 гг.
Сведения об облике П. вошли в Строгановский толковый иконописный подлинник (кон. XVIII в.) наряду с описаниями др. 129 преподобных (все без указания дней памяти), почерпнутыми из неизвестного источника с «соборным» изображением Киево-Печерских святых (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 260). Как и в большинстве описаний преподобных киевской обители, в характеристике П. указано его уподобление прп. Сергию Радонежскому («Сед, брада Сергиева, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод бакан») (БАН. Строг. № 66. Л. 318, «левыя страны», 45-й; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 393. С. 192).
В композиции «Собор Киево-Печерских святых», в ее расширенном варианте, оформленной в 80-х гг. XVII в., П. занимает место в группе преподобных (чьи мощи почивают в Дальних пещерах лавры) справа от центра с изображением Великой Успенской церкви лавры и чудотворной иконы «Успение Пресв. Богородицы». В поярусной схеме композиции П. было определено замыкающее место в «пятерице» святых 7-го снизу ряда (слева-направо: Захарий Постник, Вениамин, Софроний Затворник, Лаврентий Затворник, П.). Как правило, святой показан с опущенной головой и взором, направленном «долу» (или к центру); он в монашеском облачении, в схиме, с куколем на голове; в надписи, в нимбе, при имени значится: «Затворник».
Устойчивая последовательность такого иконографического строя отмечается в наиболее ранних гравюрах с композицией «Собор Киево-Печерских святых» (по датировке Д. А. Ровинского - кон. XVII и нач. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1507), а также в копиях и повторениях этого изображения, взятого с единого киевского образца (напр., работы почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. № 1505), Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), Иоанна Кончаковского (1771/74), Герасима Проценко (1821) и др. (Там же. С. 623-625. № 1506-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517)). Одно из ранних сохранившихся изображений этой композиции в иконописи представлено на иконе из частного собрания (по надписи: «1766 г. Харковъ»), образ П. соответствует варианту, представленному, напр., на гравюре В. Белецкого: голова П. с пышными седыми волосами до плеч дана в 3/4-ном повороте влево, он смотрит вверх, правая рука прижата к сердцу, куколь лежит на плечах. Этот вариант сохраняется в основных чертах и на др. иконах, а так же эстампах, но с разной степенью выраженности разворота головы вверх. Примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771(?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР); 2-й пол. XIX в., Клинцы Брянской обл. (частное собрание). Примеры эстампов: раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др.
Икона с единоличным образом П. была создана в 40-х гг. XIX в. в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками; поновлена в нач. XXI в.) в ряду др. икон преподобных, размещенных при их мощах в Дальних и Ближних пещерах. П. представлен фронтально, по пояс, на темном фоне в своей пещерке, за его правым плечом в толще стены - небольшая ниша с лежащими в ней предметами; П.- старец с седой бородой до середины груди, сужающейся книзу, разделенной на 2 пряди; облачен в рясу, мантию, подпоясан ремнем, на голове - клобук округлой формы, воскрилия к-рого лежат на груди.
На выполненной в традициях академической живописи иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, полуфигура П. помещена в верхнем ряду святых, в развороте влево. Он показан седым старцем с округлой бородой средней длины, взор карих (с сине-зелеными рефлексами) глаз направлен вниз, левая рука - в молитвенном жесте, у груди, на голове - клобук.
В монументальной живописи изображение П. помещено в группе святых XIII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского: П. здесь - старец с белоснежной, длинной, разделенной надвое бородой, с клобуком на голове, в епитрахили поверх рясы и в мантии, ладонь левой опущенной руки сжата в кулак.
На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 - в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошииа Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) образ П., опознаваемый по надписи в нимбе, представлен в правой группе Киево-Печерских чудотворцев (воспроизводится на списках этой композиции кон. XX - нач. XXI в.).