(Костромской епархии Костромской митрополии), находится в с. Троица Нерехтского р-на Костромской обл. Первоначально мужской. Основан в 70-х гг. XIV в. прп. Пахомием Нерехтским в урочище Сыпаново у р. Гридевки (левый приток р. Солоницы), в 2 верстах к юго-востоку от г. Нерехты. Место, на к-ром возник мон-рь, в документах XVII в. именуется Сыпаново городище, что позволяет предположить существование здесь в прошлом небольшого укрепленного города. Археологические раскопки в Сыпанове не производились. В XV-XVIII вв. мон-рь относился к Нерехтской вол. Костромского у.
Согласно Житию прп. Пахомия, первоначально он поставил бревенчатую келью, рядом с ней - небольшую часовню. Когда собралась монашеская община, преподобный с одним из иноков отправился в Москву к свт. Алексию за благословением на строительство храма во имя Св. Троицы. Святитель после беседы с прп. Пахомием выдал благословенную грамоту и антиминс на освящение церкви. Вскоре в обители были сооружены также кельи для братии, а за оградой - гостиница. Преподобный ввел в мон-ре общежительный устав. Незадолго до кончины он созвал насельников и предложил им избрать себе преемника. Игуменом по выбору братии стал старец Феодор.
В XVI-XVII вв. основу ансамбля П. Н. м. составляли деревянные «клецки» - Свято-Троицкая (холодная) и Покровская (теплая) церкви. В Костромской писцовой книге 1629-1630 гг. упоминаются также «колокольница», «келья игуменская» и «келья братская» (Упраздненные мон-ри. 1909. С. 44-45). Мон-рь был небогат. Вероятно, уже в XV в. возле него возникла небольшая Сыпанова слобода, в к-рой в 1629-1630 гг. имелся «двор монастырской», 3 двора «детенышев», 4 бобыльских двора. В 1648 г. в слободе насчитывалось 15 бобыльских дворов и проживал 41 чел. В 1678 г. обители принадлежали 9 крестьянских дворов. Помимо слободы в кон. 20-х гг. XVII в. к мон-рю были приписаны 7 пустошей (Ярмикова, Кропивна, Крутой Враг, Розсохинец, Шитниково, Остафьево и Кривцова) и мельница на р. Солонице (Там же. С. 45).
В Смутное время, летом 1609 г., П. Н. м. был разграблен отрядом поляков и литовцев под предводительством полковника А. Ю. Лисовского. Вторичный разгром монастыря произошел в июле 1629 г., когда его захватили и разграбили «воровские люди». Полагая, что насельники спрятали казну, разбойники подвергли пыткам игум. Павла, а затем отрубили ему голову. После этого случая братия и вкладчики монастыря обратились к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Московскому и всея Руси Филарету (Романову) с просьбой «о приписании их монастыря к Троицкому Сергиеву монастырю, для защиту от разорений, какие они терпят от проезжающих и от разбойников, находясь на большой дороге от Нижнего Новгорода к Москве и от Костромы к Ярославлю» (Горский. 1910. С. 150). Однако это прошение осталось без последствий.
До 70-х гг. XVII в. все постройки в П. Н. м. были деревянными. Большое каменное строительство в обители началось при игум. Харалампии (1669-1690). Благодаря казначею старцу Игнатию, духовнику ближнего боярина царя Алексея Михайловича кн. Никиты Ивановича Одоевского († 1689), игум. Харалампию удалось заручиться материальной поддержкой государя. На пожертвования царя, бояр и кн. Одоевского в 1675-1676 гг. вместо деревянного возвели каменный 5-главый 3-апсидный бесстолпный Троицкий собор (закладка состоялась в праздник Св. Троицы, 23 мая 1675). При рытье рвов под фундамент 5 мая 1675 г. были обретены мощи прп. Пахомия. Прот. Михаил Диев полагал, что об обретении мощей сообщили царю Алексею Михайловичу и патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову). Известно, что было испрошено благословение на закладку придельного храма во имя преподобного основателя, но документальных подтверждений этому нет. По-видимому, холодный Пахомиевский придел заложили в том же году с юж. стороны собора. Мощи прп. Пахомия, к-рые в течение неск. лет, пока велось строительство собора, находились, видимо, в деревянной Покровской ц., были погребены в Пахомиевском приделе собора. В аркосолии, над местом погребения, установили каменную гробницу. Освящение всего Троицкого храма состоялось 6 окт. 1679 г. До нач. XX в. на паперти собора сохранялась храмозданная надпись: «Во славу единосущныя и нераздельныя Троицы заложена сия святая церковь лета 7183, на самый праздник Живоначальныя Троицы мая в 23 день на память преподобного отца нашего и исповедника Михаила Синадского и при Государе Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея России при Патриархе Иоакиме, и обрели мощи преподобного Пахомия мая в пятый день на память святыя мученицы Ирины, совершена церковь в 184 году месяца августа в 10 день на память священномученика Лаврентия, и освящена сия соборная церковь во имя Пресвятыя Троицы в 187 году октября в 6 день на память святого апостола Фомы при игумене Харлампии» (Церкви Костромской епархии. 1909. С. 167-168). Все местные иконы для храма «от усердия» царя Алексея Михайловича были написаны в Москве «государевым иконописцем» Федором Устюжанином на средства кн. Одоевского.
В 1679-1686 гг. с запада к собору был пристроен теплый придельный храм Покрова Пресв. Богородицы (после его освящения старую, деревянную Покровскую ц. разобрали).
В кон. XVII в. Троицкий храм был расписан изнутри, однако об этих росписях почти ничего не известно. К кон. XX в. от первоначальных стенных росписей остались только небольшие фрагменты. В Пахомиевском приделе, в аркосолии над гробницей прп. Пахомия, были помещены изображения Ветхозаветной Троицы, митр. Алексия и прп. Алексия, человека Божия (небесного покровителя царя Алексея Михайловича).
В 1683-1684 гг. к западу от собора подрядчик из Нерехты Савва Кириллов «с товарищи» построил отдельно стоящую шатровую колокольню, в массивном четверике к-рой находилось 4 яруса братских келий. Сыпановская колокольня напоминает колокольню ц. арх. Михаила (1658-1682) в Ярославле; возможно, обе построены одними мастерами. В 1676-1689 гг. был сооружен ряд каменных жилых и хозяйственных строений: 2-этажный игуменский корпус, братские кельи, хлебная палата, поварня, столовая палата, погреба. В это же время с юга и востока мон-рь окружили каменной оградой с увенчанными 8-гранным шатром миниатюрными св. воротами, впосл. названными «жемчужиной древнерусской архитектуры» (Демидов, Кудряшов. 1996). В описании 1725 г. упомянуты «соборная церковь, другая с трапезою, третий придел при соборной церкви и колоколня каменное, также хлебня, и поварня, и столовая палата, и кельи, и погреб с выходом и около монастыря Святыя ворота и ограда с башнями каменное ж» (ПСПиР. Т. 5. С. 391-392).
В 1725 г. П. Н. м. был приписан к костромскому Ипатиевскому во имя Святой Троицы мужскому монастырю. Однако монастырские вкладчики подали в Синод прошение, в котором писали, что «оной де Троицкой монастырь построен издревле, тому лет с 350 и больше» (Там же. С. 391), и просили оставить его самостоятельным. Указом Синода от 13 июля 1726 г. П. Н. м. стал самостоятельным. В 20-х гг. XVIII в. к нему был приписан ряд небольших обителей: Преображенская пуст. в Плёсе, Яблонная Илиинская пуст. в устье р. Шачи, Никольская пуст. на Пенье. До 1764 г. мон-рю принадлежали только крестьяне Сыпановой слободы (45 чел.). В 1-й пол. XVIII в. численность братии сократилась. В 1721 г. в обители проживали 23 насельника («игумен Иона да монахов 11 человек, дьячков и разночинцев 11 человек»), в 1726 г.- 35 чел. (количество насельников увеличилось за счет переведенных сюда монахов из приписанных обителей), в 1738 г.- 6 чел. (игум. Гавриил, иеромонах, диакон и 3 монаха), к 1764 г.- игум. Антоний и 2 монаха.
В 1764 г. мон-рь был упразднен и обращен в приходскую церковь, последнего настоятеля игум. Антония и мон. Варфоломея перевели в костромской Богоявленский мон-рь, а мон. Иону - в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь. Сыпанова слобода после упразднения обители получила статус села и стала именоваться с. Сыпанова Слобода. В XVIII - нач. XX в. в состав прихода помимо Сыпановой Слободы входили еще 5-6 селений. В 1778 г. в связи с образованием Нерехтского у. в кельях бывш. мон-ря были размещены уездные присутственные места (оставались здесь в течение 12 лет, их перевели в Нерехту в 1790/91). После 1791 г. келейные здания ок. 30 лет стояли заброшенными и разрушались. В 1821-1824 гг. кельи разобрали, а полученный кирпич пошел на ремонт ограды. В эти же годы юго-зап. башня ограды была перестроена в 8-гранную часовню в стиле классицизма, завершенную сферическим куполом с луковичной главкой, которая украшена фигурой парящего ангела с крестом в руках. Возможно, часовня сооружена в 80-90-х гг. XVIII в. по проекту С. А. Воротилова (Демидов, Кудряшов. 1996. С. 80).
В 1832-1865 гг. настоятелем Троицкой ц. служил церковный историк Костромского края прот. Михаил Диев. Он написал ряд крупных трудов (неопубл.), к-рые высоко ценили его современники: А. Н. Муравьёв, митр. Евгений (Болховитинов), министр народного просвещения С. С. Уваров, историки М. П. Погодин и И. М. Снегирёв. При проезде через Нерехту цесаревича Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II) 13 мая 1837 г. прот. Михаил был представлен ему и награжден золотыми часами.
Прот. М. Диев занимался изучением богатого монастырского архива XVII-XVIII вв. и стал 1-м историком обители. К нач. XIX в. из-за увеличивавшегося количества прихожан и паломников Покровский и Пахомиевский приделы стали тесными. В мае 1830 г. еп. Костромской и Галичский Самуил (Запольский-Платонов) утвердил созданный костромским губ. архит. П. И. Фурсовым проект перестройки приделов. В том же году Покровский придел разобрали и выстроили заново, пристроив к нему с запада обширную 2-столпную трапезу, объединившую храм с колокольней в единое целое. В приделе был установлен иконостас, изготовленный Николаем Исаковым, резчиком из посада Б. Соли. 13 дек. 1831 г. обновленный придел освятил протоиерей костромского кафедрального Успенского собора Димитрий Муравьёв (впосл. архим. Дионисий, настоятель Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря). В 1833-1836 гг. был расширен и перестроен в стиле классицизма придел прп. Пахомия, вход с юж. стороны украсил 4-колонный портик с фронтоном. В это же время на гробницу прп. Пахомия установили медную посеребренную раку, изготовленную на пожертвования городского головы Нерехты Б. И. Дьяконова. Обновленный Пахомиевский придел 5 июля 1838 г. освятил еп. Костромской и Галичский Владимир (Алявдин).
В 1841-1842 гг. четверик Троицкого храма расписали художники из посада Б. Соли: Кознаков с сыном, Соколов и братья Демидовы; все они были учениками провинциального худож. Т. А. Медведева (ок. 1780 - после 1845 (?)).
В мае 1848 г. в Нерехте и Нерехтском уезде началась эпидемия холеры. За короткий срок в Сыпановском приходе умерло более 60 чел. В разгар эпидемии по просьбе жителей Нерехты прот. Михаил принес в город чтимую икону прп. Пахомия с его гробницы. 4 июля икону обнесли крестным ходом вокруг Нерехты, затем она 10 дней находилась в городе. 14 июля многолюдным крестным ходом икону возвратили в Сыпанову Слободу. До принесения иконы в Нерехту в городе умерло более 300 чел., после принесения - 9 чел. Вскоре по просьбе окрестных жителей прот. Михаил обошел с иконой все села и деревни на расстоянии 20-30 верст вокруг Нерехты. В 1853 г. холера вернулась и унесла в Нерехтском у. жизни ок. 3 тыс. чел. И снова прот. Михаил Диев с иконой прп. Пахомия обошел Нерехту и окрестности. Вскоре после 1853 г. в память об избавлении от холеры «по молитвенному заступничеству» прп. Пахомия для колокольни Троицкой ц. был отлит 244-пудовый колокол. 12 авг. 1865 г. прот. М. Диев вышел за штат и переехал в усадьбу Жары Костромского у., где скончался 3 февр. 1866 г.; похоронен на кладбище при ц. прор. Илии в с. Ильинском Костромского у. (совр. Судиславский р-н).
В 1868 г. в юж. стене ограды Троицкой ц. были построены 3-арочные св. ворота, они стали главным входом, ведущим к храму и на территорию кладбища.
По-видимому, во 2-й пол. XVIII в. у Сыпановой Слободы появилось 2-е название - с. Троица, которое в XIX в. употреблялось наравне со старым названием. В нач. XX в. поселение было окончательно переименовано в с. Троица. К нач. XX в. храм в с. Сыпанова Слобода (Троица) с покоящимися в нем под спудом мощами прп. Пахомия был центром духовной жизни Нерехтского у. День его памяти по традиции отмечался 15(28) мая, когда к Троицкому храму приходило большое количество богомольцев из Нерехты, Нерехтского и соседних уездов Костромской и Ярославской губерний. После богослужения люди набирали воду из находящегося у подножия Сыпановой горы Пахомиева источника, по преданию выкопанного преподобным.
В 1891-1907 гг. настоятелем Троицкой ц. служил свящ. Николай Александрович Новосельский, продолжатель трудов прот. М. Диева. Опубликованное им в 1896-1897 гг. исследование «Сыпаново: (Историческое описание его в бытность монастырем и после - приходскою Троицкою церковию)» является подлинной местной летописью. В 1896 г. свящ. Н. Новосельским была издана 1-я книга о прп. Пахомии, о житии и чудесах святого. При свящ. Н. Новосельском, в 1896 г., худож. А. А. Сушилин расписал теплый Покровский придел. В 1897-1898 гг. в Пахомиевском приделе установили новый, 3-ярусный иконостас (освящен 10 мая 1898), изготовленный И. И. Трубниковым, резчиком из посада Б. Соли. Все иконы для него написал иконописец Сушилин. В последующие годы иконостас был позолочен и вновь освящен 2 окт. 1905 г.
Весной 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, подкомиссия губ. комиссии по изъятию конфисковала в Троицком храме все предметы из «драгметаллов», в т. ч. серебряную ризу с храмового образа Св. Троицы. В нач. 30-х гг. XX в. церковь захватили обновленцы. Свящ. Иоанн Владимиров (1876-1936), служивший настоятелем с 1907 г., в 1930 г. перешел в обновленческий раскол. В 1931-1932 гг. он служил в Костроме в Иоанно-Богословском обновленческом соборе, а в 1932-1933 гг.- вновь в Троицкой ц. (умер в 1936, оставшись в обновленческом расколе). Однако местные жители бойкотировали богослужения, совершаемые обновленческими священниками. В результате в 1935 г. обновленцы сами отказались от храма, который перешел в ведение Патриаршей Церкви.
В нояб. 1935 г. настоятелем храма стал свящ. сщмч. Василий Разумов (1879-1937), только что вышедший из заключения в лагере. С 1936 г. на должности псаломщика служил свящ. Димитрий Иванович Любимов (1884-1937), в 1930-1933 гг. отбывавший ссылку в Архангельском окр. Северного края. Председатель Троицкого сельсовета Афанасьев позднее сообщал, что до приезда свящ. Василия «со стороны масс колхозников хождения в церковь было малое количество». После приезда свящ. Василия «в церковь стало ходить народу со всех концов окружности как Троицкого сельсовета, а также и из других сельсоветов, а более всего ходить из г. Нерехты» (ГАНИКО. Ф. 3656. Оп. 2. Д. 6298. Л. 24). В 1936 г. местные жители во главе со священником воспротивились намерению властей сбросить колокола с колокольни Троицкой ц. В ночь на 4 дек. 1936 г. в Костроме был арестован и затем помещен в тюрьму в Коровниках в Ярославле сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской и Галичский. Узнав об аресте архиеп. Никодима, свящ. Василий на протяжении неск. месяцев публично поминал за богослужением правящего архиерея, возглашая: «Еще молимся о господине нашем, заключенном архиепископе Никодиме…» 28 мая 1937 г. в с. Троица прошло традиц. празднование Пахомиева дня. В богослужении помимо свящ. Василия Разумова участвовали еще 3 священника из соседних сел. Позднее в следственном деле свящ. Василия было записано, что в «этот день в церковь с целью срыва весенних полевых работ было стянуто из окружающих селений до 500 человек народу» (Там же. Л. 5). В одном из доносов о празднике 28 мая говорилось, что «церковники» «собрали со всего района попов (большей частью ссыльных) и огромную массу колхозников с нескольких сельсоветов, в результате два дня сорвали всю посевную кампанию в нескольких сельсоветах» (Там же. Л. 11). Свящ. Василий был арестован 5 авг. 1937 г., сразу после окончания службы, и заключен в ярославскую тюрьму. 19 сент. тройка Управления НКВД по Ярославской обл. приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 21 сент. 1937 г. в окрестностях Ярославля (место расстрела и захоронения неизв.). Вместе с ним 5 авг. арестовали и свящ. Димитрия Любимова. 19 сент. он был приговорен к расстрелу и 21 сент. расстрелян, вероятно вместе со сщмч. Василием.
5 авг. 1937 г. прекратились богослужения в Троицком храме, который 4 марта 1941 г. решением Нерехтского райисполкома был официально закрыт. 22 марта 1941 г. Ярославский облисполком утвердил это решение. В связи с тем, что прихожане с жалобами обращались в различные инстанции, 16 мая 1941 г. Нерехтский райисполком подтвердил решение от 4 марта 1941 г. 27 июня того же года райисполком просил Ярославский облисполком подтвердить постановление от 22 марта 1941 г. В мае 1944 г. власти разрешили вернуть верующим из Троицкой ц. надгробный образ прп. Пахомия. 9 июня того же года состоялось перенесение иконы крестным ходом в Крестовоздвиженскую кладбищенскую ц.- единственный действующий храм г. Нерехты. В 1945-1948 гг. местная община обращалась во все инстанции с просьбой о возвращении ей Троицкой ц., но получала отказ. В 50-60-х гг. XX в. здание храма использовалось колхозом «Путь к коммунизму» в качестве склада льна. В июле 1963 г. музейные работники вывезли из храма в Кострому 16 икон (XVII-XIX вв.), к 2019 г. они находились в Костромском областном краеведческом музее.
В кон. 1965 г. уполномоченный Совета по делам религии по Костромской обл. В. К. Кудрявцев сообщил в Москву, что «в праздник «святого Пахомия» (28 мая.- Н. З.) верующие, по традиции, небольшими группами и в одиночку после службы в церкви (Крестовоздвиженской в Нерехте.- Н. З.) идут на ключ для того, чтобы набрать «святой воды»». По утверждению уполномоченного, 28 мая 1965 г. источник у подножия Сыпановой горы посетили 600-700 чел. Кудрявцев сообщал, что на 1966 г. запланировано «провести гидротехнические работы… и ликвидировать ключ». В кон. 1966 г. он доложил, что «при проведении работ по осушению местности ключ был засыпан». Однако в следующем году источник, засыпанный песком и камнями, вновь пробился на поверхность земли. В 1968 г. его опять засыпали, и он вновь просочился наружу. Лишь в отчете за 1971 г. Кудрявцев доложил: «Можно считать, что место паломничества в Нерехтском районе ликвидировано полностью».
В 1988 г. по проекту московского архит. С. В. Демидова началась реставрация Троицкого храма. К этому времени отсутствовали своды и перекрытия на Покровском и Пахомиевском приделах, над церковью высились только 2 луковичные главы. Был целиком разобран на кирпич сев. участок церковной ограды и большая часть зап. территории. 28 мая 1990 г., после богослужения в Крестовоздвиженской ц. Нерехты, в Сыпаново впервые за мн. десятилетия пришел многолюдный крестный ход, возглавляемый еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым; впосл. архиепископ). В Пахомиевском приделе перед гробницей прп. Пахомия был отслужен молебен. В тот же день еп. Александр совершил освящение колодца на восстановленном Пахомиевом источнике. С 1990 г. возобновлена традиция ежегодного празднования 28 мая дня памяти прп. Пахомия.
22 дек. 1992 г. решением Синода мон-рь в с. Троица был возрожден как жен. обитель. 17 февр. 1993 г. администрация Костромской обл. приняла решение о возвращении Троицкого храма Костромской епархии. 22 марта 1993 г. 1-й настоятельницей стала мон. Алексия (Ремизова), возведенная в сан игумении 24 апр. В тот же день первая группа насельниц во главе с игум. Алексией приехала в Сыпаново. В возрожденный Пахомиевский придел Троицкого храма в мае 1993 г. из Крестовоздвиженской ц. Нерехты перенесли надгробный образ прп. Пахомия и положили на гробницу святого. 28 мая 1993 г. еп. Александр совершил малое освящение Пахомиевского придела. По сохранившимся фундаментам были восстановлены северная и западная стены ограды с угловой сев.-зап. башней. 9 февр. 2019 г. митр. Костромской и Нерехтский Ферапонт (Кашин) совершил чин великого освящения придела прп. Пахомия Нерехтского.
22 июля 1994 г. П. Н. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и отслужил молебен у гробницы прп. Пахомия. Важным событием в жизни Костромской епархии и Нерехтского р-на стала состоявшееся 28 мая 2000 г. прославление сщмч. Василия Разумова. На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских (с 2013 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской).
В Троицком храме, полностью расписанном в 2000-2005 гг. в древнерус. традиции в технике фресковой живописи, установлен 4-ярусный тябловый иконостас, иконы для которого написаны в мастерской Троице-Сергиевой лавры. Работами по реставрации и росписи собора руководил А. В. Алёшин. 23 дек. 2005 г. архиеп. Александр совершил освящение храма. Главная святыня, чудотворная Владимирская Нерехтская икона Божией Матери, найденная в 1983 г. в сарае Крестовоздвиженской ц. Нерехты, с 2005 г. пребывает в монастырском Троицком соборе. Из икон, находившихся в храме до его закрытия, помимо надгробного образа прп. Пахомия в 90-х гг. XX в. была возвращена написанная на Афоне икона Божией Матери «Скоропослушница», пожертвованная в 1874 г. крестьянином Сыпановой Слободы Гавриилом Александровым. Местонахождение храмовой иконы Св. Троицы, написанной прп. Пахомием, и образа прп. Пахомия, написанного его учеником Иринархом, неизвестно.
В П. Н. м. выстроены два 2-этажных сестринских корпуса - деревянный (1995) и каменный (2008) с храмом свт. Алексия, митр. Московского, возведен металлический мост (2009), соединивший старую и новую части обители. Мон-рь имеет 20 га земли, небольшую ферму, пасеку. В 1995 г. мон-рю передана Никольская часовня на Молочной горе Костромы, в 2001 г. к мон-рю приписан Владимирский храм (1685) в Нерехте - бывш. собор упраздненного в 1764 г. Владимирского Сретенского жен. мон-ря. В обители проживают ок. 40 насельниц, настоятельница - игум. Алексия (Ремизова).