(Иван Андреевич; ок. 1480, Вел. Луки, ныне Псковской обл.- 19.05.1522 (или 1523, или 1525), Димитриев Спасо-Прилуцкий мон-рь близ Вологды), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, Угличский, старший сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого и кнг. Елены Романовны, брат св. кн. угличского Димитрия Андреевича, племянник вел. кн. Иоанна III Васильевича. Основные сведения об И. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, в Житии преподобного, в Житии св. Димитрия Андреевича и в «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (2 последних текста, созданные по образцу Жития И., известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. № 818. Л. 142-167 об.). Существует свыше 20 списков Жития И., к-рые датируются временем не ранее сер. XVII в. (ГИМ. Увар. № 759-4°. Л. 107-123, XVII в. (1661 г.?); РГБ. Больш. № 37. Л. 76-90, сер. XVII в.). О несохранившемся списке Жития И. XVI в. сообщается в «Указце» книгохранителя Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужского монастыря Арсения Высокого, составленном в 1584 г.: «Маия в 19 день святаго благовернаго князя Игнатия Углецкаго, иже на Прилуце у Спаса мощи его лежат. Слово о житии и о чюдесех его в соборнике в том же в полдес, в начале каноны толкованы. А канун Игнат(е)вь поют на понахиде вечер у Игнатьева гроба» (Шляпкин И. А. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914. С. 13. (ПДПИ; 184)). Вместе с Житием в рукописях помещены 7 посмертных недатированных чудес И. В 1, 2 и 5-м рассказах о чудесах как о событии недавнего прошлого сообщается о похоронах князя. Включенное в концовку 4-го чуда моление преподобному, содержащее упоминание о вел. князьях, а не о царях, может служить веским доводом в пользу выдвинутой В. О. Ключевским версии о возникновении Жития И. до сер. XVI в. Если принять во внимание, что в 6-м чуде упоминается игум. Афанасий (1541-1546), то описания чудес могли быть созданы до 1546 г. Автором Жития и, вероятно, описания чудес был инок Спасо-Прилуцкого мон-ря Лонгин. В агиографических сборниках Житие И. часто соседствует с Житиями преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского (см., напр.: ГИМ. Син. № 866-8°, 40-е гг. XVII в.). Неск. позднее возникла Проложная редакция Жития, представленная почти исключительно в печатных Прологах. Впервые она появляется в издании Пролога 1662 г. (Л. 452 об.- 453 об.). Единственный известный список проложного Жития (РНБ. СПбДА. № 280-4°. Л. 114 об.- 116 об., 1-я пол. XVIII в.) восходит, вероятно, к печатному тексту.
Место рождения И. указано в Житии, там же сообщается, что святой был крещен прп. Паисием Угличским. Через неск. дней, после того как 5 сент. 1491 г. кн. Андрей Васильевич был схвачен в Москве, его сыновья Иоанн и Димитрий были арестованы в Угличе (дочери кн. Андрея Евдокия и Ульяна остались на свободе). Княжичей отправили в пожизненное заключение в Переславль-Залесский, в Архангелогородском летописце отмечено, что на них «железа возложиша сентября в 22 день» (ПСРЛ. Т. 37. С. 98). В описи архива Посольского приказа 1614 г. указана «запись целовальная 7017-го [1508/09] году, по чему целовал князь Михайло Васильевич Шуйской, что был приставлен у князей Ондреевых детей Ивановича удельного в Переславле» (Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. / Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 60). В описи архива Посольского приказа 1626 г. упоминаются «тетради сторожевые княж Андреевых детей... как они сидели в тюрьме в Переяславле скованы с лета 7016 [1508] майя по лето 7022 [1514] майя по 8 число» (Опись архива Посольского приказа 1626 г. М., 1977. Ч. 1. С. 57). В этом же архиве в XVII в. хранились крестоцеловальные записи переславских наместников кн. М. В. Шуйского и В. М. Заболоцкого-Чертенка о надзоре за княжичами «по государеву указу» и «наказная память, как стеречи княж Ондреевых детей и над приставы смотрити» (ДДГ. С. 471). Документы говорят о личном постоянном надзоре вел. кн. Василия III Иоанновича за узниками. Опись 1626 г. дает основание предполагать, что И. и его брат переводились из Переславля в др. места, возможно в Белоозеро и в Вологду. В Житии И. сообщается о 3 местах его заточения: сначала в Переславле, затем в Белоозере и, наконец, в Вологде.
В заточении И. провел 30 лет, в тюрьме он увещевал младшего брата смиренно переносить страдания. Согласно Житию И., братья не разлучались до смерти старшего. Незадолго до кончины кн. Иван был пострижен в схиму игум. Спасо-Прилуцкого монастыря Мисаилом (Панкратьевым; 1510-1538). Согласно одним источникам, И. преставился в 1522 г. (Житие; ПСРЛ. Т. 28. С. 161; Т. 37. С. 195, 196), согласно другим - в 1523 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 198; Т. 30. С. 202). Встречающаяся в ряде списков Жития дата 7033 (1525) г. является, вероятно, следствием прочтения даты (т. е. 7030-го) как (т. е. 7033). По сообщению Жития, отпевание И. совершил игум. Мисаил в Воскресенском соборе Вологды при большом стечении народа. Сразу же после кончины святого по молитвам к нему начали совершаться чудотворения. Исцелилась парализованная Александра, жившая в посаде Вологды. Услышав о кончине И., она стала призывать его в молитве и тотчас получила исцеление; на следующий день, когда выносили из темницы тело святого, она велела вести себя за гробом и, как только прикоснулась к нему, почувствовала себя здоровой. После отпевания игум. Мисаил в сопровождении большого числа горожан перенес тело И. в Спасо-Прилуцкий монастырь и похоронил под алтарем собора в честь Происхождения честных древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса), близ могилы прп. Димитрия Прилуцкого. Здесь совершилось еще одно чудо: после прикосновения к гробу И. исцелился смертельно больной крестьянин Михаил из с. Коровничьего (Прилуки). По повелению игум. Мисаила над могилой И. была установлена каменная гробница по образцу надгробия прп. Димитрия. Трудившийся над ее изготовлением каменщик Давид из того же села во время работы сел на гробницу князя и был наказан за неблагоговейное отношение к святыне тяжкой болезнью. Давид получил исцеление на 3-й день после молитв к святому и смог закончить работу. Др. чудеса по молитвам к И. связаны с исцелением от различных болезней жителей близлежащих селений и монаха Спасо-Прилуцкой обители Гурия. В дек. 1540 г. был освобожден из заточения в Переславле св. кн. Димитрий Андреевич, в 1543/44 г. князь скончался и был похоронен около брата в соборе Спасо-Прилуцкого мон-ря.
Почитание И., как свидетельствуют рассказы о чудесах по молитвам к святому в его Житии, началось сразу после его кончины. В «Слове воспоминателном о святых чудотворцех, в Росии восиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их» старообрядческий писатель Семен Денисов (см. в ст. Денисовы) характеризует основания почитания князя-схимника: «Игнатий Углецкий, незлобивый Христова Евангелия ученик, изгнание, темницы и узы от близокровных претерпевый, за многолетныя нужды многорадостное на небесех мздовоздаяние обрете» (ГИМ. Муз. № 1510. «Поморский сборник». Л. 19 об., 1-я пол. XVIII в.). Точных данных о канонизации И. нет. В одной из редакций Угличского летописца содержится известие, по-видимому отражающее местное предание, что И. был прославлен на Соборе 1551 г. (см. в ст. «Стоглав») по представлению Ростовского архиеп. Никандра (Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам // ДРВМ. 2002. № 4(10). С. 22. Примеч. 13). Считать эту информацию достоверной нельзя. Служба И. датируется XVI в., наиболее ранний список - в сборнике служб кон. XVI в.: ГИМ. Увар. № 681-4°. Л. 494-506 (нач.: «Ныне приспе днесь святаго ти успения»). Первые буквы тропарей канона образуют акростих: «Господи Боже, помилу(й) Илию». Можно предположить, что автором канона был книжник круга митр. св. Макария Илия. Тропарь (нач.: «В житии своем многи скорби претерпел еси») и кондак (нач.: «Изрядная отрасль благочестиваго корене, дивный благородия цвет») святому впервые опубликованы в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 244-244 об.).
Едва ли не самым ранним свидетельством общерус. почитания И. является запись в Уставе служб московского Успенского собора, составленном по распоряжению патриарха Филарета в 1621 г., о праздновании памяти преподобного (названного «новым чудотворцем») 19 мая - «аще волит настоятель». Однако вскоре (до 1634) память И. была исключена из числа «нарочитых» празднований (Голубинский. Канонизация Святых. С. 420-421). И. под 19 мая упоминается во мн. святцах XVII в., в частности, в святцах Коряжемского мон-ря 1621 г. (РГБ. Унд. № 237. Л. 189 об.), в святцах 1626 г. РНБ. Кир.-Бел. № 516/773. Л. 18 и в др. В Месяцеслове Симона (Азарьина) ок. сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201) память святого отмечена дважды: под 19 мая (Л. 317 об.) и под 23 июня (Л. 321 об.). Имя И. приведено в неск. изданиях Святцев, вышедших в Москве в 40-60-х гг. XVII в. В описи Спасо-Прилуцкого мон-ря 1623 г. упоминаются отдельная икона И., а также образ Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи: «В подножии чудотворец Дмитрей да благоверный князь Игнатей молебнии, оклады ободраны в литовской погром», среди святынь монастыря указаны вериги князя-схимника. Почитание И. тесно связано с почитанием прп. Димитрия Прилуцкого. Известна общая молитва святым (РНБ. Q.I.365. Л. 226 об.- 230 об., кон. XVII - нач. XVIII в.). В 1654 г., когда в Вологде распространялась моровая язва, Вологодский архиеп. Маркелл возглавил крестный ход в монастырь на поклонение Прилуцким чудотворцам. Спасо-Прилуцкий мон-рь мог называться «домом Всемилостиваго Спаса и преподобных и богоносных отец наших Димитрия и князя Игнатия, иже на Прилуце Вологодских чудотворцев». Сохранился покров на гробницу И. сер. XVII в.- вклад в Спасо-Прилуцкий мон-рь боярина И. Д. Милославского (ВГИАХМЗ). В 1882 г. над гробницами преподобных Димитрия и И. были устроены медные литые сени.
Несмотря на то что в XVII в. почитание И. было устойчивым как в Вологде (и в близлежащих местностях), так и в Москве, общецерковной канонизации святого не было. С большой долей уверенности можно утверждать, что И. назван в челобитной, поданной в 1690 г. игум. вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов монастыря (Галактионовой пуст.) Авраамием, братией мон-ря и вологодцами «всяких чинов» патриарху Адриану, в к-рой было написано: «Просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая» (см. Герасим, прп.; Галактион (Бельский), прмч.). В связи с этим вологжане просили об освидетельствовании мощей названных святых и об их общецерковном прославлении. Патриарх поручил Вологодскому архиеп. Гавриилу провести по данной челобитной расследование. В 1691 г. архиерей отправил патриарху донесение, в котором приводились краткие сведения о святых Герасиме и Галактионе (которые архиеп. Гавриил оценил как «неподлинные», написав, что об этих святых «известия совершеннаго несть»), а «о Игнатии, како поживе, и где, и что от него бысть, и где он лежит, в коем месте, ничто же писано» (можно предположить, что отсутствие информации об И. в ответе архиеп. Гавриила было связано с тем, что в составлении челобитной о канонизации не участвовали монахи Спасо-Прилуцкого мон-ря). На основании донесения архиеп. Гавриила патриарх издал указ: «Сего ради наша мерность... из земли мощей их... взимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением, и почитанием, и на иконах изображении возбраняем» (цит. по: Голубинский. Канонизация святых. С. 432-434). Этот указ по сути явился повторением решения Большого Московского Собора 1666-1667 гг. о Вологодских святых. Вологодский архиеп. Симон предлагал Собору для свидетельствования Житие прмч. Галактиона и др. Вологодских подвижников. Собор отказал в их общецерковном прославлении и разрешил «толко в поминовение о них в обителех их творити». По-видимому, неудачи в попытках добиться общерус. прославления И. породили в XVIII в. предание о канонизации святого на Стоглавом Соборе (см. выше).
Указ патриарха Адриана, противоречивший реальной церковной жизни Вологодчины, не мог остановить почитание названных святых, в т. ч. И. В 1-й пол. XVIII в. известны престолы, посвященные князю-схимнику, в частности, в нижней церкви Спасского собора Спасо-Прилуцкого мон-ря (в 1642 Вологодский и Великопермский еп. Варлаам в подклети собора освятил ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого; вероятно, в нач. XVIII в. престол был освящен во имя преподобных Димитрия и И.); к 1737 г. существовал храм во имя преподобных Димитрия и И. на подворье Спасо-Прилуцкого монастыря в Китай-городе в Москве (Там же. С. 153. Примеч. 4). Об И. сообщается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.; С. 113-114). Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) в 1811 г. внес И. в свой список Вологодских святых (см.: Суворов Н. И. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных Церковью и местно чтимых: Сост. митр. Евгением (Болховитиновым) // Вологодские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. № 1. С. 11). Местная канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г. Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым). «Страдалец Божий Игнатий» прославляется во 2-м тропаре 3-й песни канона службы всем святым земли Вологодской (Минея (МП). Ч. 3. С. 461). В 1964 г. имя И. вошло в новоучрежденный Собор Ростово-Ярославских святых. Во 2-й пол. XIX в. в тюремной церкви Вологды почиталась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая, согласно преданию, была родительским благословением И. и его брату. Однако эта легенда, не зафиксированная в источниках ранее XIX в., недостоверна, т. к. данная иконография возникла не ранее посл. трети XVII в.
Надгробия преподобных Димитрия и И. были утрачены после закрытия Спасо-Прилуцкого монастыря (1924). В возрожденной в 1992 г. обители в нижней церкви Спасского собора (освящена во имя прп. Димитрия Прилуцкого) над могилами преподобных установлены деревянные надгробия. Рядом с ракой И. хранятся вериги, которые, по преданию, носил святой.
На миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. запечатлено взятие под стражу кн. Андрея Васильевича Угличского и его сыновей Иоанна и Димитрия, где И. изображен в княжеских одеждах и шапке, безбородым, без нимба (РНБ. F. IV. 232. Л. 457 об.- 459 об.). Сохранились сведения об изображениях И. кон. XVI - 1-й четв. XVII в. в подклети собора в честь Происхождения честных древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) Димитриева Прилуцкого мон-ря: образ И. (как образ блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского) находился рядом с иконой Богородицы; близ гроба И. стояла икона Спасителя (типа Спаса Смоленского) «с преподобными отцами Димитрием Прилуцким да Игнатием Углецким» (ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21).
Одно из ранних сохранившихся изображений И.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, по иконографической программе 1564-1565) на сев. грани сев.-вост. столпа в 3-м ярусе. И. с нимбом, в голубой островерхой схиме с красными крестами, в темно-коричневой мантии и охристой рясе, без пояса; обе руки возле груди, левая раскрыта ладонью вовне. Он изображен средовеком с короткой, острой на конце бородой. Образ святого обращен к месту погребения его отца - кн. Андрея Васильевича Угличского, что может свидетельствовать о молитве-покаянии гос. власти в лице царя за проступки перед князьями-родичами (Самойлова. 2004. С. 206).
На иконах и в монументальной живописи И. в основном изображался в схиме, с куколем на голове. В иконописных подлинниках посл. четв. XVII - 1-й пол. XIX в. под 19 мая и 23 июня дано следующее описание облика святого: «в схиме, [аки] Александр Ошевенский» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 112); «аки Варлам в схиме, надсед» (Там же. Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 160); «в схиме, аки Ефрем Сирин, надсед» (Там же. Перетц. № 524. Л. 162; в др. ркп. добавлено: «риза преподобническая, испод празелень» - РНБ. Погод. № 1931. Л. 157); «в схиме, что Ефрем Сирин, а инде пишут надсед, брада Василия Великаго» (БАН. Строг. № 66. Л. 108; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 99-100). Судя по нек-рым описаниям, существовала и княжеская иконография И.: «Мало надсед, аки Варлаам Хутын[ский], на нем шуба» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 123); «надсед, брада Василия Кесарийского, ризы княжеския» (Там же. Перетц. № 524. Л. 175 об.). В пособии для иконописцев 1910 г. сказано: «...не стар, типа русскаго, лицом худ, борода узкая, но длинноватая, с малой проседью; одежды монашеския, на голове схима. В руках хартия с его изречением: «Не скорби, брате, от темницы и от уз сих, Бог стрыю нашему и государю о нас тако известил подати полезная душам нашим: понеже учини нам о свете сем суетнем не пещися, но помолимся Г[осподу] Б[о]гу, дабы Г[оспо]дь Б[о]г милость Свою нам послал, да с радостию претерпим во имя Его и избавимся вечныя муки»» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 287).
К 50-м гг. XVII в. относится упоминание о 1-й надгробной иконе И. (не сохр., см.: ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 44. Л. 77 об.). Шитый надгробный покров 60-х гг. XVII в. (ВГИАХМЗ, впервые упом. в описи 1675 г. среди вновь прибывших церковных вещей - ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 105 об.; А. В. Силкиным датирован 2-й пол. 50-х гг. XVII в.- Силкин А. В. Мастерские лицевого шитья в доме боярина И. Д. Милославского (в печати)), созданный в московских мастерских боярина И. Д. Милославского, передает вариант древней иконографии: святой изображен в куколе, благословляющим, со свитком в левой руке. В изображении И. присутствуют индивидуальные черты: широкий лик, близко посаженные глаза, прямой нос, суженная книзу светло-коричневая борода с легкой проседью, невысокая широкоплечая фигура, большие кисти рук. Вверху - поясное изображение Спаса Вседержителя, на каймах - общий тропарь и начало кондака преподобному. Близкое к образу на покрове изображение И.- на аналойной иконе избранных святых XVII в. (ВГИАХМЗ) из Дюдиковой Иоанно-Предтеченской пуст., располагавшейся неподалеку от Спасо-Прилуцкого мон-ря. Согласно описям 1819 и 1914 гг., на гробнице И. находился его образ «в рост, в схиме» (Там же. Д. 16. Л. 15 об.). На иконе кон. XIX в. (ризница Спасо-Прилуцкого мон-ря), выполненной в традиции надгробного образа, И. написан (первоначально в рост, в синей схиме с желтыми крестами, правая рука возле груди, в левой, опущенной, свиток) вместе с прп. Димитрием Прилуцким. В иконостасе т. н. палатки на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, где, по преданию, находилась келья прп. Димитрия, в 1914 г. справа от царских врат помещалась икона И. с блж. Николаем и мц. Дарией на полях (Там же. Д. 22. Л. 16). В паперти нижнего храма в 1914 г. находились иконы Прилуцких чудотворцев: образ И.- справа, прп. Димитрия - слева (Там же. Д. 1. Л. 21 об.).
С XVII в. были распространены изображения И. вместе с прп. Димитрием Прилуцким в молении Господу Вседержителю. И. с надписью: «вологодский чудотворец» - был изображен в утраченной стенописи св. врат Спасо-Прилуцкого мон-ря, выполненной в 1635 г. костромским иконописцем Денисом с товарищем Терентием. Его образ был представлен в композиции типа деисусной с внешней стороны врат, «в подножии молящимся Спасу Вседержителю» он был написан с внутренней стороны врат. Мастера выполнили также «местный» образ Прилуцких чудотворцев «на одной цке. Вверху Отечество» (ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 49. Л. 45, 48-49; см.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Позднее деисусные иконы с образами обоих святых помещались над входом в монашеские кельи. В надписях святой, как правило, именуется «преподобным князем Игнатием».
Ранние сохранившиеся изображения И. этого извода - вышитые для Спасо-Прилуцкого мон-ря хоругвь 40-х гг. XVII в. и пелена 1-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ), на к-рых И. представлен в молении (соответственно коленопреклоненно и в рост), в округлой схиме, с удлиненной темной бородой. Иконография пелены (фигура И. в правой части композиции, вполоборота влево, иногда со свитком в руке, в куколе в отличие от прп. Димитрия) повторяется на иконах сер.- 2-й пол. XVII в. из церквей Вологды и тех мест, где имелись монастырские вотчины и подворья (ВГИАХМЗ, АМИИ - из ризницы Соловецкого мон-ря, ГИМ, частное собрание Н. С. Паниткова). Ростовой образ И. в схиме выгравирован на дробнице XVII в., украшающей оплечье фелони (ВГИАХМЗ), в нижнем ряду, справа от центрального изображения свт. Василия Великого, с надписью: «преп. чудотворец князь Игнатий»; парный ему образ - прп. Димитрий Прилуцкий, вместе с прп. Алексием, человеком Божиим, со свт. Николаем Чудотворцем, с вмч. Феодором Стратилатом. Иконографию хоругви (И. припадает к Спасу Всемилостивому вместе с прп. Димитрием Прилуцким) повторяет икона XVIII в. из Илиинской ц. Вологды (ВГИАХМЗ), на которой святые изображены коленопреклоненными.
На основе этой иконографии сложилась композиция икон Господа Вседержителя с Вологодскими чудотворцами, получившая распространение в Вологде в XVIII-XIX вв. По-видимому, одна из первых икон находилась в главном иконостасе собора Спасо-Прилуцкого монастыря (2-я пол. XVII в., ВГИАХМЗ) - святой в схиме предстоит Спасителю в числе 28 местных святых (надпись: «преподобный князь Игнатий»). На иконе XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу (ВГИАХМЗ) И. в правой группе вверху, рядом со свт. Алексием, митр. Московским; на иконе XVIII в. (ГРМ) - крайний справа в нижней части группы; на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде), выполненной в живописной манере, коленопреклоненный святой слева в 1-м ряду, с длинными четками на руке. На иконе 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ), И., с раздвоенной на конце светло-коричневой бородой без проседи, в голубой схиме, красной мантии, охристой рясе, изображен припадающим к Спасителю, напротив прп. Димитрия. Варианты композиции известны также в произведениях XVIII-XIX вв. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье, из ц. Спаса Преображения на Болоте, из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (ВГИАХМЗ).
В XVII-XX вв. изображения И. и прп. Димитрия как св. покровителей Спасо-Прилуцкого мон-ря дополнялись видом обители. Наиболее ранний пример - на иконе сер. XVII в. (после 1654, ГМЗК): преподобные держат модель обители (вид с сев. стороны) (см.: Полякова. 2006. С. 202). Подобным образом И. изображен в среднике житийной иконы прп. Димитрия Прилуцкого 2-й пол. XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца на Наволоке в Вологде (ВГИАХМЗ). На иконе 1-й пол. XVIII в. из Горнего Успенского мон-ря Вологды (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы изображены вполоборота друг к другу с развернутыми вверх свитками (текст у И.: «Господи Владыко, Царю Святый, помилуй призывающих имя Твое святое…»), между фигурами - панорама обители. Аналогичное изображение в иконописной манере - на иконе XIX в. из кафедрального собора Рождества Богородицы Вологды (И. в схиме простирает руку к Спасителю, изображенному над церковными строениями). На нек-рых иконах XIX в. прп. Димитрий и И. (со сложенными крестообразно или молитвенно на груди руками) показаны фронтально на фоне монастыря (ВГИАХМЗ). На живописном эмалевом образке сер.- 2-й пол. XIX в. (ВГИАХМЗ) оба преподобных без куколя, седовласые, с развернутыми свитками. Уникальная живописная икона XIX в. написана в вологодском остроге каторжником М. В. Соловьёвым (частное собрание, Вологда).
На иконах XVII-XVIII вв. И. нередко изображали среди избранных святых и на полях. В сер. XVII в. иконы-пядницы с образом И. находились в главном иконостасе и на юго-вост. столпе монастырского собора. Святой был написан на иконе прп. Димитрия Прилуцкого вместе с вмч. Феодором Стратилатом; молящимся в земном поклоне - на иконе Седмица; в молении образу Спасителя «во облаце»; «в подножии - перед Богородицей с Младенцем на престоле, со стоящими около святыми»; на Владимирской иконе Божией Матери - вместе с ап. Иоанном Богословом и вмч. Феодором Стратилатом (ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 44). На иконе XVII в. из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи Дюдиковой пуст. (ВГИАХМЗ) Прилуцкие чудотворцы написаны вместе с Устюжскими блаженными Прокопием и Иоанном. На иконе избранных святых 1715 г. письма Лаврентия Туфанова из вологодской ц. равноапостольных царя Константина и царицы Елены (ВГИАХМЗ) образ И. помещен вместе с фигурами преподобных Димитрия Прилуцкого, Галактиона Вологодского, Александра Свирского, Сергия Радонежского и Саввы Московского. Святой изображен в верхнем ряду слева предстоящим Св. Троице, указывает на прп. Димитрия в 1-м ряду. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным (слева в нижнем ряду) вместе с преподобными Димитрием Прилуцким, Дионисием и Амфилохием Глушицкими. Образ И. (под записью кон. XVIII в.) имеется на поле иконы «Иоанн Богослов в молчании» XVII в., происходящей из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове (ВГИАХМЗ). Вероятно, как избавитель от зубной боли (о чем свидетельствует житийное чудо об исцелении мон. Гурия) И. представлен вместе со сщмч. Антипой Пергамским (икона из ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. С. 262, № 253).
В XVIII в., после составления общей службы прп. Димитрию и И. и устройства храма во имя обоих преподобных на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса, их изображения стали помещать в алтарях вологодских храмов - напр., роспись 1717 г. ц. св. Иоанна Предтечи в Рощенье, выполненная ярославскими мастерами, стенопись кон. XVIII - нач. XIX в. в ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке, в к-рой образы Прилуцких чудотворцев помещены на зап. стене алтаря. В иконографии И. появляется новая деталь - длинные четки на ладони левой руки. Известно, что над горним местом надвратного храма в Спасо-Прилуцком мон-ре находилась икона 1723 г. Господа Вседержителя на престоле и молящихся И. и прп. Димитрия работы иконописцев Кинешмы - И. Д. Поленова и А. Ф. Кувшинникова (Савваитов. 1914. С. 29). На богослужебных предметах, напр. на осеняльном кресте 1749 г., И. с прп. Димитрием изображены в молении Св. Троице; ростовые образы преподобных выгравированы на серебряных золоченых дробницах XVII в., украшающих оплечье фелони из Спасо-Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ). Образы Прилуцких чудотворцев находились на вестовом колоколе, отлитом в 1738 г. И. Коркуцким для соборной колокольни (Там же. С. 30, 48).
В монументальной академической живописи образ И. в медальоне был помещен среди др. русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78), а также среди подвижников XVI в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Сюжет из житийной иконографии И.- перенесение его тела для погребения в Спасо-Прилуцкий мон-рь - представлен на миниатюре из сборника житий Вологодских святых кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Увар. № 107. Л. 38). Святой изображен с нимбом, лежащим в гробу со сложенными на груди руками, в темно-зеленой схиме с красными крестами и в необычной по цвету темно-красной мантии.
Образ И. вводился в Собор Угличских святых: на иконе нач. XVIII в. (УИХМ) святой предстоит Спасителю крайним справа в 1-м ряду (правая рука с раскрытой ладонью, в левой свиток), рядом с блгв. кн. Романом Угличским; на пяднице кон. XVIII в. из частного собрания И. с седой бородой (руки со свитком в молении) - крайний слева, возле преподобных Кассиана Учемского и Паисия Угличского. В составе Соборов рус. святых И. в схиме включен в правую группу блгв. князей и княгинь на иконах поморского извода: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; надпись: «Кн(з) игнатiи оуглецкiи»), 1814 г. письма Петра Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной и XIX в. (обе в ГРМ), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) святой в виде средовека в монашеском одеянии и в куколе представлен в 4-м ряду слева, с надписью на нимбе: «Прп(д) Iw аннъ Кн# (з)». На иконе «Образ святых Российских чудотворцев» сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ, см.: Ibid. P. 144-147. Cat. 53) - необычное изображение И. в княжеских одеждах, с непокрытой головой (в 7-м ряду крайний слева).
В иконописи XX в. образ И. встречается на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», написанной мон. Иулианией (Соколовой) в 1934 г. (ризница ТСЛ - келейный образ свт. Афанасия (Сахарова); списки нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в.- ТСЛ, СДМ), а также на списках кон. XX - нач. XXI в., напр. на иконах из московских церквей свт. Николая Чудотворца в Клённиках (1997, Н. Е. Алдошина) и равноап. кн. Владимира (2001, М. Проскурова), из вологодской ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках (2004-2005, Н. В. Масюкова, см.: Совр. иконопись: Москва / Авт.-сост.: А. Л. Николаева. М., 2006. С. 43, 52-53, 110-111). И. представлен в группе Вологодских чудотворцев 4-м справа во 2-м ряду, над прп. Димитрием Прилуцким.
В кон. XX - нач. XXI в. для Спасо-Прилуцкого монастыря были созданы произведения церковного искусства по местным иконописным образцам XVII-XVIII вв. И. и прп. Димитрий представлены с обителью на храмовой иконе 1995 г. ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого на нижнем этаже собора Всемилостивого Спаса. В традиц. композиции «Спас Всемилостивый» И. представлен справа перед Спасителем: на большой пяднице 1998 г.- без схимы, седовласым, коленопреклоненным; на фреске фронтона крыльца собора - припадающим, в молении (1998 - ок. 2000, А. В. Алёшин). В 2001 г. для гробницы И. написана 1-я икона-пядница с поясным изображением святого (фигура вполоборота, в руке развернутый свиток). В наст. время на гробнице пребывает большой ростовой образ И. (без куколя, десницей касается свитка в левой руке) со Св. Троицей Ветхозаветной на верхнем поле, созданный в традициях иконописи XVI в. (2007, Т. В. Смирнова). На эмалевых иконах 2007-2008 гг. вологодского мастера И. В. Ганичевой - поясной образ И. в схиме, со свитком в руке. В росписи ц. Покрова Богородицы на Козлене, созданной в 1998-2000 гг. А. М. Демидовым, И. изображен на сев. стене теплого храма. В приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского Вологды на Вологодской иконе Божией Матери (ок. 2002, А. М. Зубов) святой включен в число приписных святых вместе с прп. Димитрием Прилуцким и др. Вологодскими чудотворцами (под Деисусом, в 1-м ряду на правом поле).