[Лат. Petronilla] († до нач. IV в.), св. (пам. зап. 31 мая). Существует 2 группы источников информации об этой святой, к-рые противоречат друг другу. Первая группа - агиографические и лит. источники. Согласно лит. традиции, П. была дочерью ап. Петра, однако в канонических книгах НЗ она не упомянута. Дочь ап. Петра, не названная по имени, фигурирует в апокрифических «Деяниях Петра», составленных в гностической среде во II в.; согласно этому тексту, дочь апостола была парализована по его молитве, чтобы избежать брака (Erbetta M. Gli apocrifi del Nuovo Testamento. Torino, 1966. T. 2: Atti e legende. P. 140); дочь ап. Петра, не названная по имени, фигурирует также и в апокрифических «Деяниях ап. Филиппа» (Ibid. P. 142). Уже в Мученичестве Нерея и Ахилия († между 303 и 305; пам. зап. 12 мая), предположительно составленном в Риме в V-VI вв., упомянута гробница П., дочери ап. Петра. В XIII в. Иаков из Варацце в сб. «Золотая легенда», ссылаясь на несохранившееся жизнеописание П., составленное св. Маркеллом, приводит сложившееся к этому времени предание о П., дочери апостола. Она отличалась исключительной красотой, но часто тяжело болела. Однажды у ап. Петра собрались др. апостолы и Тит спросил его, почему он, исцеляющий всех страждущих, не исцелит родную дочь. Петр ответил, что ей свыше суждена эта болезнь, а в доказательство того, что он может исцелить П., Петр велел ей встать с постели и прислуживать гостям. Когда девушка исполнила свои обязанности, отец велел ей вернуться на ложе, и болезнь возобновилась. Когда ее любовь к Богу стала совершенной, она исцелилась. Через некоторое время к ней посватался знатный язычник по имени Флакк. П. в качестве условия своего согласия на замужество велела Флакку созвать дев, к-рые будут сопровождать ее в дом жениха. Пока тот занимался поисками девушек, П. строго постилась и, причастившись Христовых Таин, на 3-й день мирно отошла ко Господу. Флакк попытался принудить к замужеству подругу П., Феликулу, заточил ее в башню и за отказ от замужества и от принесения жертв идолам пытал и казнил (Иаков Ворагинский. Золотая легенда. М., 2017. Т. 1. С. 444-445). Т. о., согласно агиографическому преданию, дочь ап. Петра П. скончалась своей смертью.
Однако сведения 2-й группы источников - археологической противоречат лит. традиции. В катакомбах Домитиллы сохранилась фреска IV в. с изображением мц. Венеранды (см. ст. Параскева, прмц. Римская (Сицилийская)), которую ведет в рай девушка, четко обозначенная на изображении как мц. П. При папе Сириции, между 390 и 395 гг., в Риме на кладбище Домитиллы на Ардеатинской дороге была построена базилика; в рим. итинерариях VII в. указано, что она посвящена П. (Codice topografico della città di Roma / Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. T. 2. P. 89, 110, 149). Вероятно, там находилось и погребение мученицы, рядом с к-рым были похоронены Нерей и Ахилий. Факт посвящения базилики свидетельствует о широком почитании П. в Риме как мученицы. Папа Римский Григорий III (731-741) проводил ежегодные торжественные богослужебные процессии с остановками (станциями) в этой базилике. Т. о., не вызывает сомнения факт, что с IV в. в Риме П. почиталась как мученица, хотя точное время и обстоятельства ее казни неизвестны. Вероятно, она происходила из знатного рода, где у мужчин встречалось имя Петр или Петроний, т. к. ее имя - производная жен. форма от этих имен. При папе Стефане II (III) (752-757) в Риме близ собора во имя ап. Петра была построена часовня, посвященная П., при папе св. Павле I (757-767) состоялось перенесение мощей П. в эту часовню. В Liber Pontificalis сообщается об этом событии, приводится надпись на саркофаге мученицы: «Aureae Petronillae filiae dulcissimae» (Аурее (видимо, следует читать «Аурелии») Петронилле дорогой дочери) (LP. T. 1. P. 464). Вероятно, эта надпись укрепила предание о том, что здесь покоится дочь ап. Петра, о чем впервые сказал автор Мученичества Нерея и Ахилия, к-рый, возможно, руководствовался сходностью имен или хотел придать особое значение месту, где были похоронены мученики.
В XVI в., во время реконструкции собора ап. Петра, часовня была снесена, а мощи П. перенесли в собор и поместили в одном из алтарей храма, посвященном П. Наиболее известны изображения (алтарные образы) П., сделанные художниками Амброджо Лоренцетти (40-е гг. XIV в.) и Дж. Гверчино («Погребение святой Петрониллы», 1621-1622).
П. почитается во Франции с VIII в. и особенно после 800 г., когда папа Римский Лев III удостоил Карла Великого носить имп. корону, сделав его наместником престола ап. Петра, и император стал духовным сыном апостола. Т. о. возникла символическая параллель между Карлом Великим и почитаемой как дочь ап. Петра П., к-рая считается духовной покровительницей Франции.
В Греческой и Русской Церквах память П. не отмечена.