ПИЙ V
Том LVI, С. 392-395
опубликовано: 29 мая 2024г.

ПИЙ V

Пий V, папа Римский. Гравюра. 1897 г.Пий V, папа Римский. Гравюра. 1897 г. (17.01.1504, Боско, близ Алессандрии, герцогство Савойя (ныне Боско-Маренго, обл. Пьемонт, Италия) - 1.05.1572, Рим; до избрания папой - Антонио (монашеское имя Михаил (Микеле)) Гислиери), св. Римско-католической Церкви, папа Римский (с 7 янв. 1566). Происходил из незнатной и небогатой семьи, в детстве был пастухом. Начальное образование получил в конвенте ордена доминиканцев в Боско, в 14 лет вступил в доминиканский конвент в Вогере (ныне обл. Ломбардия, Италия). Пройдя новициат, 18 мая 1521 г. принес торжественные обеты в конвенте св. Петра Мученика в Виджевано (ныне обл. Ломбардия) и принял имя Михаил. Продолжил обучение в Генуе, где был рукоположен во пресвитера (1528), затем в Болонском ун-те (с 20 дек. 1529). С 30-х гг. XVI вв. преподавал теологию в доминиканских конвентах в Касале-Монферрато и Павии. В 30-40 гг. XVI в. был прокуратором, позднее приором конвентов в Вивеньяно, Сончино и Альбе (все относились к орденской провинции Ломбардия). Получил известность как аскет, проповедник и умелый администратор. Был духовником испан. наместника в Миланском герцогстве А. д'Авалоса, маркиза дель Васто (1502-1546). В июле 1539 г. ненадолго был переведен в конвент Сан-Секондо в Венеции, руководил его восстановлением (пострадал от пожара). После создания в 1542 г. Конгрегации римской и вселенской инквизиции (см. ст. Инквизиция) назначен комиссаром и викарием инквизитора диоцеза Павия. В следующем году на закрытии провинциального капитула доминиканцев в Парме огласил 36 тезисов, направленных на защиту католич. вероучения и опровержение идей сторонников Реформации. В 1550 г. назначен инквизитором диоцеза Комо, расположенного у границ Швейцарии, охваченной Реформацией. На этом посту вступил в конфликт с местными властями и канониками соборного капитула, нек-рых из них обвинил в ереси. Осенью 1550 г., опасаясь враждебности нового наместника Миланского герц-ства Ферранте I Гонзага (1507-1557), Гислиери вернулся в Рим. Там он обратил на себя внимание главного инквизитора кард. Джованни Пьетро Карафы (Караффа; папа Римский Павел IV в 1555-1559). В апр. 1551 г. Гислиери действовал как комиссар инквизиции, собирал материал для обвинений против арестованного в марте того же года Витторе Соранцо, еп. Бергамо (1547-1552),- последователя учения Хуана де Вальдеса. 3 июня 1551 г. кард. Дж. П. Карафа добился назначения Гислиери генеральным комиссаром рим. инквизиции. На этом посту играл важную роль в расследованиях против Соранцо, кардиналов Джованни Мороне (1509-1580) и Реджиналда Пола (1500-1558), апостольского протонотария Пьетро Карнесекки (1508-1567) и др. католич. прелатов, которых подозревали в симпатиях к идеям Вальдеса и лютеранству. Однако в то время эти расследования были прекращены по распоряжению папы Римского Юлия III (1550-1555).

При папе Римском Павле IV полномочия Гислиери расширились. Он участвовал в возобновленном расследовании против кард. Дж. Мороне (оправдан в марте 1559), а также в составлении Индекса запрещенных книг (опубликован в 1557). 4 сент. 1556 г. назначен епископом Непи и Сутри (в Папской области), 14 сент. епископское рукоположение в Сикстинской капелле провел кард. Джованни Микеле Сарачени (1498-1568). В том же году Гислиери стал префектом дворца инквизиции. 15 марта 1557 г. папа Павел IV возвел его в достоинство кардинала-пресвитера (24 марта Гислиери получил титулярную римскую ц. Санта-Мария-сопра-Минерва, 14 апр. 1561 - ц. Санта-Сабина, 15 мая 1565 - вновь ц. Санта-Мария-сопра-Минерва). 14 дек. 1558 г. был назначен верховным инквизитором. При папе Римском Пие IV (1559-1565) Гислиери первоначально сохранил пост главы Конгрегации инквизиции, но вынужден был разделить полномочия с 4 др. кардиналами (позднее штат Конгрегации инквизиции был расширен до 7 кардиналов). Целый ряд католич. прелатов, которых при Павле IV подозревали в ереси, был оправдан и освобожден. 27 марта 1560 г. Гислиери перевели на епископскую кафедру Мондови (в XVI в. крупнейший город Савойского герцогства, ныне в обл. Пьемонт, Италия). В 1560 - нач. 1561 г. епископ участвовал в судебном процессе против кард. Карло Карафы (Караффы) и др. родственников папы Павла IV, однако воздержался от активных обвинений (став папой Римским, он организовал реабилитацию семьи Карафы). В авг.-окт. 1561 г. посетил свой диоцез, организовал визитацию приходов и обратился к герц. Эммануилу Филиберту (1553-1580) с требованием отменить соглашение об автономии общин вальденсов (5 июня 1561), а также эдикты об ограничении юрисдикции церковных судов. Не дождавшись ответа герцога, Гислиери вернулся в Рим. В нач. 1564 г. он выступил против принятого Тридентским Собором (1545-1563) решения о передаче в юрисдикцию епископов права оправдывать обвиняемых в некоторых преступлениях против католической веры, что, с его т. зр., означало ущемление прерогатив инквизиции. Однако папа Пий IV утвердил и обнародовал постановления Собора, что привело к ухудшению отношений между ним и Гислиери. Летом 1564 г. Гислиери собирался уехать в свой диоцез, но из-за ухудшившегося здоровья остался в Риме.

На конклаве, начавшемся 20 дек. 1565 г., после кончины Пия IV (9 дек. 1565), ключевой фигурой стал католич. св. Карло Борромео (1538-1584), кард.-непот покойного папы. Из кандидатов, предложенных на конклаве испан. партией, он поддержал кандидатуру Гислиери, к-рый и был избран папой 7 янв. 1566 г. Гислиери взял имя Пий V в честь своего предшественника, вероятно, в знак уважения к кард. К. Борромео. 17 янв. состоялись церемонии папской коронации и интронизации в базилике св. Петра. Став папой, П. стремился сохранить свой аскетический образ жизни: понтифик отличался крайней умеренностью в еде и одежде, часто ходил пешком, спал не более 5 часов в сутки, ежедневно служил мессу и читал молитвы розария, возродил практику регулярного посещения 7 главных базилик Рима. Главной задачей понтификата П. стала реализация принятого Тридентским Собором комплекса мер по противодействию Реформации (см. в ст. Контрреформация). Важную роль в этом папа отводил структурам инквизиции. Вскоре после его избрания на Папский престол началось строительство нового дворца инквизиции в Риме (предыдущее здание было разграблено и сожжено римлянами после смерти папы Павла IV). В ближайшее окружение П. вошли его бывш. сотрудники в Конгрегации инквизиции (Джироламо Рустикуччи, театинец Маркантонио Маффеи - оба в 1570 возведены в кардинальское достоинство), а также сторонники рода Карафа (в т. ч. Антонио Карафа, ставший кардиналом в 1568). Несмотря на неприятие П. политики непотизма, по просьбам кардиналов 6 марта 1566 г. он даровал кардинальское достоинство своему внучатому племяннику - доминиканцу Микеле Бонелли (1541-1598), и назначил его государственным секретарем (согласно бреве от 14 марта 1566, эта должность стала именоваться «секретарь папы и суперинтендант церковного государства» (secretarius papae et superintendens status ecclesiastici) и по сути была аналогом должности премьер-министра при полновластном монархе). В соответствии с решениями Тридентского Собора на консистории 23 янв. 1566 г. П. потребовал от всех епископов и архиепископов уехать из Рима в свои диоцезы (в частности, кардиналы-епископы должны были находиться на своих кафедрах не менее 6 месяцев в году). Был сокращен штат папского двора, проведены визитации рим. приходов и жен. мон-рей, ужесточены наказания за прелюбодеяние и проституцию.

В 1570 г. П. поддержал проповедническую и благотворительную деятельность в Риме католич. св. Филиппо Нери. Ряд мер был направлен против евреев: было конфисковано все имущество, приобретенное ими за время понтификата Пия IV, ограничена процентная ставка по кредитам, буллой «Hebreorum gens sola» (26 февр. 1569) запрещено проживание евреев на территории Папской области, кроме гетто в городах Рим, Анкона и Авиньон. В Римской курии П. провел реформы Датарии апостольской и Апостольской пенитенциарии (см. в ст. Пенитенциарий). Буллой «Admonet nos suscepti» от 29 марта 1567 г. П. подтвердил неотчуждаемость церковных владений, в т. ч. земель Папской области. Стремясь пресечь злоупотребления, связанные с индульгенциями, конституцией «Etsi Dominici gregis» от 8 февр. 1567 г. запретил предоставлять их за пожертвования. Конституцией «Quam plenum» от 2 янв. 1569 г. папа объявил о церковном отлучении каждого, кто будет торговать индульгенциями. В 1570 г. было отменено издание индульгенций в виде особых грамот.

П. уделял большое внимание реформе монашеских орденов. Буллой «Circa pastoralis officii» от 29 мая 1566 г. предписывался строгий затвор всем монахиням. Бреве «Regularium personarum» от 24 дек. 1566 г. от членов нищенствующих орденов требовались обязательное принесение торжественных обетов, совместные богослужения, им запрещалось жить вне конвента или переходить из одного конвента в другой. Первенство среди нищенствующих орденов было официально закреплено за доминиканцами (27 авг. 1566). В результате конфликта кард. К. Борромео с гумилиатами П. упразднил их конгрегацию (1571). Вместе с тем папа оказывал покровительство нек-рым новым монашеским орденам, напр. варнавитам и бонифратрам (см. в ст. Госпиталиты). П. поддерживал миссионерскую деятельность иезуитов за пределами Европы, сохранил хорошие отношения с главой ордена Франсиско де Борхой (1565-1572; канонизирован в 1671 папой Римским Климентом X; см. в ст. Борджа). Важным результатом понтификата П. стала публикация нового католич. Катехизиса (1566), а также подготовка исправленных текстов католических богослужебных книг: Бревиария (1568) и Миссала (1570), с целью придать богослужению более христоцентричный характер за счет сокращения служб святым (Санкторал), а также восстановить рядовые службы, которые в позднее средневековье из-за обилия праздничных дней совершались редко (подробнее см. в ст. Контрреформация). В 1566 г. П. создал специальную комиссию кардиналов, канонистов и теологов (Correctores Romani) для ревизии сводов канонического права и составления офиц. свода общецерковного законодательства (см. Corpus iuris canonici). В 1569 г. образована комиссия для подготовки исправленного текста лат. Библии (см. Вульгата), однако она прекратила работу после смерти П.

В качестве нормативной основы католич. вероучения П. рассматривал томизм. В 1567 г. папа провозгласил католич. св. Фому Аквинского († 1274) учителем Церкви (в 1568 это наименование было усвоено также святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову и Афанасию I Великому, см. в ст. Doctor Ecclesiae); в 1570 г. санкционировал издание полного собрания сочинений Фомы Аквинского в 17 томах. В 1567 г. П. буллой «Ex omnibus afflictionibus» (не предназначалась для обнародования) осудил ряд положений профессора Лувенского ун-та М. Баюса, к-рый вступил в полемику с теологами по поводу характерных для средневек. схоластики трактовок учения о благодати.

При П. продолжалась работа по дополнению Индекса запрещенных книг, для чего в 1571 г. была создана особая конгрегация (см. в ст. Индекс запрещенных книг). П. придавал большое значение полемике с протестантами в области истории Церкви. Он поручил иезуиту Петру Канизию подготовить ответ на протестант. историко-полемическое соч. «Магдебургские центурии», одобрил труд нем. картузианца Лаврентия Сурия по собиранию Житий святых и др. сочинений агиографического характера.

П. стремился добиться консолидации католич. монархов (прежде всего королей Испании и Франции) для противостояния Реформации, а также угрозе со стороны Османской империи. В 1566 г. папский легат кард. Дж. Коммендони (1523-1584) добился принятия постановлений Тридентского Собора католич. гос-вами Свящ. Римской империи, однако в дальнейшем П. не смог повлиять на политику имп. Максимилиана II (1564-1576) по достижению компромисса с умеренными князьями-лютеранами. После начала антииспан. восстания в Нидерландах (1566), важную роль в котором играли кальвинисты, понтифик неоднократно обращался к испан. кор. Филиппу II (1556-1598) с призывами лично возглавить подавление смуты. В 1567-1568 гг. П. вступил в конфликт с испан. властями относительно публикации дополненного варианта буллы «In coena Domini». Булла с XIII в. ежегодно публиковалась папами Римскими в четверг Страстной седмицы и содержала перечень тяжких грехов, наказывавшихся отлучением от Церкви. Большинство добавлений, сделанных П., касались злоупотреблений светских властей, в особенности - направленных против церковной юрисдикции, в т. ч. в сфере налогообложения (Gianini. 1997). Недовольство кор. Филиппа II и имп. Максимилиана II вызвало решение П. предоставить Козимо I Медичи, герцогу Флорентийскому (1537-1569) титул великого герцога Тосканского (27 авг. 1569) в благодарность за содействие в борьбе против предполагаемых еретиков. Во Франции папа стремился добиться от королевы-матери Екатерины Медичи и ее сына - франц. кор. Карла IX (1560-1574), активных мер против гугенотов, приветствовал победы католиков в битвах при Жарнаке и Монконтуре (1569). Отрицательно отнесся к Сен-Жерменскому перемирию (8 авг. 1570), отказался дать разрешение на брак сестры Карла, Маргариты Валуа, с кальвинистом королем Наварры Генрихом Бурбоном (король Франции и Наварры Генрих IV в 1589-1610). Кор. Карл IX отказался публиковать во Франции решения Тридентского Собора, но согласился с тем, что П. направит бреве отдельным франц. прелатам с требованием соблюдения этих постановлений. П. оказывал финансовую и дипломатическую поддержку королеве Шотландии католичке Марии Стюарт (1542-1567), рассчитывая с ее помощью восстановить католицизм на Британских островах. После подавления восстания католич. дворянства в Сев. Англии и в Ирландии (1569) папа издал буллу об отлучении от Церкви англ. кор. Елизаветы I: этим документом папа Римский освобождал ее подданных от присяги и призывал к ее свержению (буллу «Regnans in Excelsis» от 25 февр. 1570).

В 1570-1571 гг. произошло обострение тур. угрозы в Средиземноморье после захвата Османской империей принадлежавшего Венеции о-ва Кипр (1 авг. 1571 взята крепость Фамагуста). П. удалось добиться создания антитур. Священной лиги, в к-рую помимо Папского престола вошли Испания и Венеция (май 1571). 7 окт. 1571 г. флот Священной лиги под командованием дона Хуана Австрийского одержал победу над турками в битве при Лепанто. Поскольку в тот же день в римской ц. Санта-Мария-сопра-Минерва состоялось собрание доминиканского братства розария, молившегося о победе христиан, П. объяснял исход битвы вмешательством Пресв. Богородицы. На консистории 17 марта 1572 г. папа объявил об учреждении нового праздника - Богоматери Победительницы (7 окт.). Преемник П., папа Римский Григорий XIII (1572-1585), 1 апр. 1573 г. переименовал его в праздник Богоматери - Царицы розария и перенес на 1-е воскресенье окт.

Понтификат П. часто рассматривают как завершение эпохи «ренессансных пап». П. с недоверием относился к гуманистическому увлечению античностью, в т. ч. распорядился убрать из папских дворцов все обнаженные статуи. Из строительных работ, предпринятых по распоряжению понтифика, наибольшее значение имела реконструкция римских акведуков. В 1567 г. П. основал в Павии коллегию для обучения бедных студентов (Колледжо Гислиери, с XVIII в. светское учебное заведение, с 1997 - в составе Университетского ин-та высших исследований Павии). За время своего понтификата П. канонизировал 1 святого - еп. Иво Шартрского (18 дек. 1570).

В апр. 1572 г. состояние здоровья П., много лет страдавшего мочекаменной болезнью, резко ухудшилось. 1 мая папа умер. П. завещал похоронить себя в родном Боско, однако первоначально его останки поместили рядом с останками папы Римского Пия III в капелле св. Андрея в базилике св. Петра. 8 янв. 1588 г. по распоряжению папы Римского Сикста V (1585-1590) останки П. перенесли в капеллу Таинств базилики Санта-Мария-Маджоре.

Еще при жизни за аскетизм и благочестие нек-рые современники воспринимали П. как святого. Подготовка к его канонизации началась в 1616-1617 гг., при папе Римском Павле V. П. был беатифицирован папой Римским Климентом Х (1 мая 1672), канонизирован папой Климентом XI (22 мая 1712). День памяти первоначально был установлен 5 мая, в 1969 г. перенесен на 30 апр. 10 марта 1904 г. состоялось открытие гробницы, мощи П. облачили в новое епископское одеяние, на череп поместили серебряную маску.

Ист.: Catena G. Vita del gloriosissimo papa Pio V. R., 1586; ActaSS. Mai. T. 1. P. 616-719; Maffei P. A. Vita di S. Pio V. R., 1712; Correspondencia diplomática entre España y la Santa Sede durante el pontificado de S. Pio V / Ed. L. Serrano. Madrid, 1914. 4 vol.
Лит.: Ortroy F., van. Le pape St. Pie V // AnBoll. 1914. Vol. 33. P. 187-215; Hirschauer C. La politique de St. Pie V en France (1566-1572). P., 1922; Pastor L., von. The History of the Popes. L., 1929. Vol. 17-18; Scaduto M. Tra inquisitori e riformati: Le missioni dei Gesuiti tra Valdesi della Calabria e delle Puglie: Con un carteggio inedito del card. Alessandrino (S. Pio V) (1561-1566) // AHSI. 1946. Vol. 15. P. 1-76; Il collegio Ghislieri: 1567-1967. Mil., 1967; Vita e cultura a Mondovi nell'età del vescovo Michele Ghislieri (S. Pio V). Torino, 1967; Iszak A. Pio V // BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 883-897; San Pio V e la problematica del suo tempo. Alessandria, 1972; Pio V e Santa Croce di Bosco: Aspetti di una committenza papale / Ed. C. Spantigati, G. Ieni. Alessandria, 1985; García Hernán E. Pio V y el mesianismo profético // Hispania Sacra. Madrid, 1993. Vol. 45. N 91. P. 83-102; Lemaître N. Saint Pie V. P., 1994; Gianini M. C. Tra politica, fiscalità e religione: Filippo II di Spagna e la pubblicazione d. bolla «In Coena Domini» (1567-1570) // Annali dell'Istituto storico italo-germanico in Trento. Bologna, 1997. Vol. 23. P. 83-152; Feci S. Pio V // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 160-180; Brunelli G. Il Sacro Consiglio di Paolo IV. R., 2011.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)
  • АДРИАН III (Агапит; † 885), папа Римский (884-885), св. (пам. зап. 8 июля)
  • АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)
  • АНАКЛЕТ I (Аненклет), папа Римский, св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля)