Прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, Затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. О П., как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на время жизни святого, встречаемое в лит-ре, следует признать необоснованным.
Мощи «преподобного старца и отца нашего» П. указываются в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, причем отмечается, что видны только ноги, а остальная часть мощей засыпана землей (см.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 287; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80).
Однако П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг.
Впервые мощиП.былиотмечены на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер. 1997. С. 140).
В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862 г.), сообщалось, что П. подавал пример постничества и трудолюбия, а затем, презрев прелесть и суету этого мира, затворился в пещере, где подвизался в постоянной молитве (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 72-73). Еп. Модест (Стрельбицкий) отмечал, что его память кроме 28 авг. также всырнуюсубботу.
Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг., когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание П. введено Указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл.: Там же. С. 73).
Изображение П. не вошло в расширенную композицию «Собор Киево-Печерских святых» традиц. состава. Это может косвенно указывать на то, что на формирование данной иконографии оказал влияние «Канон преподобным отцам Печерским» (ок. 1643) Мелетия Сирига, где в перечне Киево-Печерских святых преподобнического чина имени П. нет.
У места затвора святого находится икона с его единоличным погрудным изображением, написанная в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха (после 1842, с прописями кон. XX в.). П. показан вполоборота вправо, держащим перед собой на левой руке раскрытую книгу, на кисти правой руки, приложенной к груди, висят четки. У святого правильные черты лица, длинная пышная седая борода; на нем темная мантия, на голове округлый клобук; надпись ( ) сделана в нимбе, что характерно для изображений в Соборе святых.
Образ святого представлен на большого формата полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия», созданном в 1890 г. в мастерской Киево-Печерской лавры и размещенном при нижнем входе в Дальние пещеры. Полуфигура П. находится в верхнем ряду композиции; у него средней длины окладистая рыжеватая борода с проседью; левая рука, как и на единоличной иконе, приложена к груди; в нимбе надпись: « ».