(† 19.04.1673), патриарх Московский и всея Руси (1672-1673). Уроженец Суздаля, где принял постриг в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня мужском монастыре (ПСРЛ. Т. 3. С. 193). В 1650 г. П. стал архимандритом в этой обители (Строев. Списки иерархов. Стб. 665). Вскоре он был переведен в московский Новоспасский мон-рь, к-рым управлял в 1654-1655 гг. (Там же. Стб. 143). 12 авг. 1655 г. (Попов. 1890. С. 489) П. был возведен патриархом Никоном (Миновым) во митрополита Сарского и Подонского (имевшего резиденцию на Крутицком подворье в ближнем Подмосковье и являвшегося викарием патриарха).
В 1656 г. П. сопровождал царя Алексея Михайловича в военном походе и был 1-м духовным лицом царской ставки. В этом качестве он совершал богослужения, окормлял высшие чины царского войска, с немалой долей вероятности можно предполагать и произнесение им проповедей перед войском. П. часто присутствовал на государевых столах «в столовой избе», «в комнатном шатре» (Дворцовые разряды. СПб., 1854. Т. 3: Доп. Стб. 46, 56, 58 и др.). В Полоцке П. познакомился с Симеоном Полоцким, к-рый по случаю царского прибытия написал стихотворное приветствие с упоминанием П.: «И твое святительство хвалим буди Питириме,/ Освященный митрополите всегда и ныне./ Яже на сей войне всячески потрудился еси,/ Всегда утверждая воинство сладкими словесы./ Дабы не сумненно ишли воевати за веру/ Ты же о сем приносил всегда святую оферу...» (цит. по: Татарский. 1886. С. 50).
По свидетельству П. (в 1666), он участвовал в Соборе 1654 г., в дек. 1655 г. присутствовал на малом Соборе о чине водосвятия (Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 109). В окт. 1657 г. по совету государя на освященном Соборе было принято решение об устроении Белгородской, Смоленской, Мстиславской, Вятской и Пермской кафедр (Дворцовые разряды. 1854. Т. 3: Доп. Стб. 110). 9 нояб. 1657 г. П. был поставлен во митрополита Белгородского и Обоянского, но 23 нояб. он вновь именовался митрополитом Крутицким. По выражению И. М. Покровского, «планы патриарха разбились о сильный характер Крутицкого митрополита» (Покровский. 1913. С. 252). В дальнейшем Никон неоднократно упрекал П. в том, что тот незаконно управляет Крутицами, имея собственную кафедру на юге страны. В деянии Собора 1657 г. нет подписи П. и отсутствует упоминание об открытии Белгородской кафедры. По мнению Покровского, устранение П. было связано с планами патриарха Никона расширить Патриаршую область за счет соседних епархий. Однако в отличие от ситуации с Коломенской епархией (закрыта в 1657-1667), ослабить более богатую Крутицкую кафедру, возглавляемую активным и влиятельным П., патриарху Никону не удалось (Там же. С. 252-253). Открытие новой епархии не состоялось и в связи с тем, что в регионе велись боевые действия.
В дек. 1656 г. П. сопровождал патриарха Никона, Новгородского митр. Макария и Тверского архиеп. Лаврентия при посещении ими Иверского Богородицкого мон-ря (РИБ. Т. 5. № 86. С. 223). 16 дек. 1656 г. он участвовал в освящении Успенского собора, где была установлена Иверская икона Божией Матери (Макарий. История РЦ. Т. 7. С. 133).
10 июля 1658 г. патриарх Никон оставил Патриарший престол. П. в это время сослужил патриарху в Успенском соборе. Впосл. П. так передал последние слова патриарха Никона: «Ленив я был учить вас, не стало меня на это, от лени я окоростовел, и вы, видя мое к вам неучение, окростовели от меня. От сего времени не буду вам патриархом; если же помыслю быть патриархом, то буду анафема» (Там же. С. 158). О происшедшем в Успенском соборе П. сообщил царю.
12 июля 1658 г. к Никону по царскому указу прибыли кн. А. Н. Трубецкой и думный дьяк Л. Лопухин. Никон дал свое благословение на избрание нового патриарха, дабы «Церковь Божия не вдовствовала и безпастырна не была». До избрания нового патриарха Никон благословил управлять делами Церкви П. (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 17).
В 1658-1664 гг. П. являлся местоблюстителем Патриаршей кафедры (ПСРЛ. Т. 3. С. 192). В это время он часто присутствовал на государевых столах, проводил офиц. богослужения, участвовал в жизни царской семьи (Дворцовые разряды. 1854. Т. 3: Доп. Стб. 161, 162, 170, 173, 176, 180, 213-215 и др.). Так, 9 мая 1659 г. П. был на похоронах царевны Анны Алексеевны, 9 июня 1661 г.- на царском столе по случаю рождения царевича Феодора (см. Феодор Алексеевич), а 29 июня 1662 г.- царевны Феодосии Алексеевны (Там же. Стб. 186, 271, 340-341).
В 1660 г. П. по царскому указу и без согласования с Никоном созвал церковный Собор, к-рый поднял вопрос о необходимости избрания нового патриарха. На заседаниях обсуждались «сказки» свидетелей об оставлении Никоном престола. Собор пришел к выводу о том, что нужно поставить нового патриарха и делегировал управление Церковью П. (Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 418. Примеч. 229). После Собора П. перестал на ектениях поминать имя Никона (Соловьев. 1894. С. 82). В 1662 г. П. восстановил игуменом Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря Феодосия, сосланного митр. Никоном в Кожеозерский мон-рь (Соловьев. 1894. С. 81).
27 марта 1659 г. П. совершил обряд «шествия на осляти», а «осля под ним вел» боярин Б. И. Морозов. П. повторял его и в последующие годы: 7 апр. 1661 г. (осла вел боярин кн. Н. И. Одоевский), 23 марта 1662 г. (осла вел боярин кн. А. Н. Трубецкой), 12 апр. 1663 г. (осла вел боярин кн. Я. К. Черкасский) (Дворцовые разряды. 1854. Т. 3: Доп. Стб. 179, 260, 324, 373). Патриарх Никон воспринял действо как оскорбление патриаршего достоинства, хотя сам совершал «шествие на осляти», будучи Новгородским митрополитом. Он послал царю жалобу, что «без первого архиерея действовати о Вайи митрополитом не достоит, а Крутицкой де митрополит в митрополитах меньший» (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 13). 5 мая 1661 г. П. рукоположил нежинского протопопа Максима (в монашестве Мефодий) во епископа Мстиславского и Оршанского (Дворцовые разряды. 1854. Т. 3: Доп. Стб. 263).
В июне 1660 г. патриарх жаловался на то, что П. и чудовский архим. Павел хотели его отравить, прислав черного диак. Феодосия. Известно, что этот диакон жил при П., а потом уехал к Никону и настроил последнего против П. Однако разбирательство в сент. 1660 г. (с применением пыток) показало, что обвинения ложные (Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 176-177). 16 февр. 1662 г. Никон анафематствовал П. за поставление еп. Мстиславского Мефодия и совершение «шествия на осляти», управление 3 епархиями (собственной, патриаршей и Суздальской) и «досадительное слово». Все эти действия, по мнению Никона, означали посягательство на патриаршую власть, к-рой П. не обладал (Гиббенет. 1882. С. 222-227). 13 окт. 1662 г. П. подал царю челобитную о незаконном анафематствовании со стороны Никона. Патриаршая анафема обеспокоила власти - архиереям были разосланы царские грамоты с вопросами о каноничности действий П. (Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 188). Епископат признал анафематствование Никона недейственным (МДИР. Т. 1. С. 183-188).
В мае-июне 1663 г. П. вел церковный Собор о самовольном оставлении архиеп. Суздальским Стефаном Архангельской соборной ц., в к-рую тот был определен решением Собора 1660 г. (ГИМ. Син. грам. 1085, 1086).
П. «печаловался» перед царем за боярыню Ф. П. Морозову и кнг. Е. П. Урусову (Соловьев. История. С. 166).
6 авг. 1664 г. П. был переведен церковным Собором и царским «повелением» на Новгородскую кафедру (ПСРЛ. Т. 3. С. 192). 4 окт. он прибыл в Новгород на праздник Покрова Пресв. Богородицы. На новом месте служения его встречали «со кресты» «архимандриты и игумены и протопопы, и весь освященный собор, и боярин и дьяки и дворяне, и вси православные християне Великаго Новаграда». Летопись подробно описывает торжества по случаю прибытия нового владыки - молебен и литургию с освящением воды в Софийском соборе, стол в посольской палате архиерейского дома «на всех гражан» (Там же. С. 192). П. управлял Новгородской кафедрой «седмь лет одиннадцать месяцов без шести дней» (Там же. С. 196-197) и много потрудился на благо архиерейского дома.
Уже в февр. 1665 г. П. председательствовал на церковном Соборе по делу Ростовского митр. Ионы (Сысоевича), к-рый принял благословение от Никона в ночь на 18 дек. 1664 г., когда последний явился в Успенский собор.
С нач. 1666 г. П. снова был в Москве, участвуя в серии церковных Соборов в качестве Новгородского митрополита - первенствующего среди рус. архиереев того времени. Переговоры рус. епископов о судьбах Церкви начались с февр. 1666 г. Они обсуждали церковную реформу Никона, вопросы о правильности перевода книг, каждый участник дал свои ответы на эти вопросы. П. по старшинству первым отвечал Собору и признал, что исповедует православными греч. патриархов и употребляемые ими богослужебные книги, признаёт решения Московского Собора 1654 г., к-рые он сам подписал. В апр. начались собственно соборные заседания. Царь открыл Собор обличительной речью против раскольников. П. в своем выступлении подтвердил верность догматам и Церкви всех архиереев. Следующие заседания Собора были посвящены суду над противниками реформы.
2 нояб. 1666 г. в Успенском соборе П. встречал патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и произнес перед ними речь (Дворцовые разряды. 1854. Т. 3: Доп. Стб. 653). П. принимал участие в Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., выступал одним из обвинителей Никона. На суде над Никоном в дек. 1666 г. П. давал показания о событиях 10 июля 1658 г. П. также обвинял Никона в том, что тот был «возведен на место живого митрополита Аффония» (Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 353). Сам патриарх видел в П. и Крутицком митр. Павле своих главных противников и просил Собор удалить их с заседания, но получил отказ. П. и митр. Павел отправили Собору письмо, защищаясь от клеветы, к-рое было прочитано на соборном заседании; обвинения Никона были отвергнуты. На церковном Соборе 1666 г. он первым выразил согласие с решением о низложении патриарха Никона.
В 1667 г. П. участвовал в выборах патриарха Иоасафа II, подавал царю свиток с именами кандидатов, поставил свою подпись на настольной грамоте Иоасафа II (ГИМ. Син. грам. 1305).
Вернувшись в Новгород, П. приступил к выполнению решений Собора, наведению порядка в церковной жизни. Напр., в 1668 г. он разослал по епархии грамоту о запрещении монахам и монахиням проживать у мирских людей, об укреплении благочестия в мон-рях (ААЭ. Т. 4. № 162). В том же году отправил грамоту в Нилов Столобенский монастырь о запрещении монахам держать в кельях «хмельное питие» (Там же. № 165). Указом 1672 г. воспрещал духовенству пропускать службы, вести себя в церквах подобающим образом, призывал поучать христиан соблюдать правила исповеди и проч. (Там же. № 188). В июне 1671 г. П. издал указ с предписанием пользоваться новоисправленными служебниками, употреблять просфоры с 4-конечным крестом, служить «единогласно», священнослужителям без указа не переходить от церкви к церкви и проч. (Там же. № 184. С. 235-236).
10 июня 1667 г. П. отправил грамоту в Нилов Столобенский мон-рь об устроении раки и о положении в нее вновь обретенных (в ходе церковного строительства) мощей прп. Нила Столобенского с повелением праздновать обретение его мощей 27 мая «по вся годы непреложно» (Там же. № 156. С. 207-208). В 1669 г. П. благословил старца Савватия на восстановление Шилова мон-ря (Греков. 1960. С. 194).
В марте 1672 г. П. участвовал в церковном Соборе об учреждении Нижегородской епархии. 7 июля 1672 г. П. был возведен на Патриарший престол (ПСРЛ. Т. 3. С. 193; ДАИ. Т. 6. С. 235, 238). В качестве патриарха 30 мая 1672 г. он отслужил молебен в честь рождения царевича Петра (см. Петр I Алексеевич), а 30 июня 1672 г. был на государевом столе с образами и подарками по случаю крестин царевича (Дворцовые разряды. Т. 3: Доп. Стб. 464, 466-467, 470).
В 1673 г. в крестовой палате у П. произошло прение между Симеоном Полоцким и Епифанием (Славинецким) о времени пресуществления Св. Даров, давшее начало длительной дискуссии грекофилов и латинствующих (Татарский. 1886. С. 101).
Литературное наследие П. представлено 2 вариантами духовного завещания (до 1672; апр. 1673): грамотой К-польскому патриарху Дионисию IV Серогланису с извещением о смерти патриарха Иоасафа и поставлении на Патриарший престол П. в 1672 г., мн. грамотами в мон-ри и частным лицам, грамотой 1664 г. о возможности поставления архиереем священносхимонаха (по делу патриарха Никона) в ответ на запрос царя. Вероятно, П. участвовал в подготовке документов Собора 1666-1667 гг., речей, обращенных к вост. патриархам и царю на этом Соборе.
Первый вариант духовного завещания П. был написан им в период, когда он был Новгородским владыкой. В завещании среди прочего, П. отмечает, что все лица, духовные и светские, которые им в свое время «по правилом святых апостол и богоносных отец от служения, а мирских от причастия божественныя евхаристии и от входа церковного» отлучены, «они же, коих любо ради вин не успевше от нашего смирения прощение получити, от сего мира в дом вечности предвариша мя: и аз вся тыя имам прощенны и разрешенны» (ПСРЛ. Т. 3. С. 196). В завещании П. обращается с просьбой к царю о дальнейшем багополучии дома Новгородской Софии, выражает желание быть погребенным в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре.
Второе завещание П. было составлено перед его смертью. П. не смог собственноручно его подписать «за немощию» (Попов. 1890. С. 523). Его содержание незначительно отличается от первого.
Исследователи отметили роль Симеона Полоцкого в лит. наследии П. Знакомство с ним, начавшееся в 1656 г. в Полоцке, продолжилось в Москве. В бумагах Симеона Полоцкого сохранились речи П. и его духовное завещание (ГИМ. Син. № 229. Л. 277 об.; Понырко. 1998. С. 38). В литературе высказывалось предположение о том, что эти тексты для П. мог написать сам Симеон Полоцкий (Татарский. 1886. С. 101). Н. В. Понырко комментирует это предположение следующим образом: «На примере литературной обработки деяний собора 1666 г. видно, что подлинные речи, произнесенные разными лицами, Симеон Полоцкий заменял писаниями своего собственного сочинения. Именно на месте торжественной речи Питирима к царю… в «Деяниях» Симеона Полоцкого значится: «Здесь речь преосвященного митрополита написати или вместо ея сей Ответ», вслед за этими словами помещена речь, сочиненная Симеоном» (Понырко. 1998. С. 39).
П. активно занимался строительством на архиерейском дворе в Новгороде. В 1669/70 г. было разобрано старое здание Судного архиерейского приказа, а «на том месте построены два приказы судной да духовной… каменные». В 1670/71 г. по его указу были разобраны старая ц. св. митр. Петра на воротах «вся до церковной подошвы», а также древние кельи Новгородского свт. Никиты «до средних сводов». Новая ц. св. митр. Петра была построена «в широту и в высоту перед прежними болши», а возле нее - каменные парапеты «с великими красными окнами, и кельи… каменные ж, и казенная палата с сенми велики выстроена, во едино сие лето». В то же время была разобрана ветхая ц. Богоявления на архиерейском дворе напротив Софийского собора, «а построена вновь на вратах». На архиерейском дворе велось масштабное каменное строительство: возле ц. Иоанна Златоуста были возведены каменные паперти с красными большими окнами, а под ними - жилые палаты. Все строительные работы были завершены «в едино лето». В 1671/72 г. были возведены каменные хозяйственные постройки на архиерейском дворе: квасная поварня, погреб, ледник питейный «с выходы», над которыми «состроена каменная же келия с сенми». Летопись отмечает большую заботу П. о наполнении архиерейской казны облачениями и утварью для всех духовных чинов (ПСРЛ. Т. 3. С. 193).
П. был погребен в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии царя Алексея Михайловича. Надгробие П. имеет надпись: «Лета 7181 априля в 19 день в суботу 3 седьмицы по Пасце во второнадесятом часу дне на память преподобного отца нашего Иоанна Ветхопещерника преставися раб Божий великий господин святейший Питирим патриарх Московский и всея России и погребен на сем месте априиллия [sic!] же во 21 ден в понеделник 4 седьмицы по Пасце; бысть на патриаршестем престоле 9 месяцев 12 дней» (Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 31).
При жизни П. художником (И. Р. Шторном или И. Пюманом), сопровождавшим барона Августина фон Мейерберга в путешествии по России в 1661-1662 гг., был выполнен рисунок с изображением «Крутицкого митрополита», к-рый едет «в весьма простых санях, запряженных в одну лошадь», впереди служитель несет его посох. П. одет в архиерейскую мантию и округлый белый клобук с воскрилиями, кисть правой руки приподнята, на груди - панагия. У митрополита широкое лицо с довольно мелкими чертами, короткая густая борода. В более точном по передаче оригинальных рисунков издании 1903 г. воспроизведена подробная пояснительная подпись на нем. языке (Альбом Мейерберга. 1903. Л. 30. № 68).
Царский Титулярник 1672 г. создан во время Патриаршества П. по заказу боярина А. С. Матвеева в мастерской Посольского приказа для поднесения царю Алексею Михайловичу (иконописцы И. Максимов и Д. Львов; РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. III. № 7. Л. 96 (76)). Очевидно, поэтому на П. парадное богослужебное облачение (а не архиерейская мантия и клобук, как у большинства изображенных патриархов): бордовый саккос с золотым орнаментом и голубой, украшенной жемчугом каймой, шитый золотом омофор с красными крестами, палица, невысокая, под цвет облачения, митра-корона (с городчатым ободом, напоминает патриаршую митру на рис. Ф. Г. Солнцева 30-40-х гг. XIX в., ГММК; см.: Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. № 86), правая рука - в именословном благословении, в левой - высокий жезл без сулка (форма навершия со змеями характерна для греч. патриарших жезлов) и красный плат; на груди - панагия с изображением Голгофского креста и по сторонам от нее - 2 наперсных креста. Возможно, показано подлинное облачение П. (однако оно не похоже на его сохранившийся саккос 1672-1673 гг. из Патриаршей ризницы, ГММК; см.: Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 352-355. Кат. 124). Несомненно, современниками патриарха переданы индивидуальные черты его облика: крупные глаза, короткий прямой нос, полные губы, широкая, небольшая по длине седая борода (соответствуют внешности П. на прижизненном рисунке). В отличие от других, поясных, изображений патриархов, П. представлен поколенно, вполоборота вправо; надпись: «Свтѣйшиï питири(м) Патриархъ московскиï i всеа росиï». Образ П. завершает в рукописи хронологический ряд портретов рус. патриархов. Изображение П. аналогичной иконографии имеется также в копиях Титулярника: 1672-1673 гг. (РНБ. Эрм. № 440. Л. 88), 1690-1698 гг. (вклад митр. Псковского Илариона (Смирнова) в Троицкий собор Пскова; ГИМ. Муз. № 4047), нач. XVIII в. (РНБ. ОСРК. F.IV.764. Л. 109) и др.
Предположительно П. представлен (подпись утрачена) в монументальном цикле с образами 10 патриархов в росписи алтарной части собора в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери московского Сретенского мон-ря (1707, роспись выполнена при игум. Моисее (Великосельском) на средства боярина С. Ф. Грибоедова). Прямоличные поясные изображения патриархов в медальонах, обрамленных цветочной лозой, являются продолжением композиции «Союзом любви связуемы апостолы» в диаконнике собора, все первосвятители - в богослужебном облачении (Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 40). Поясной образ П. (вполоборота влево, в синем саккосе, с панагией, в руке - Евангелие на плате) имеется также в ряду 9 патриархов в росписи алтаря (в простенках возле царских врат) Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве (1689, с поновлениями, костромские мастера).
В последующей иконографии П., в частности на эстампах с изображением рус. патриархов, использовалась иконография портретов из Титулярников, воспроизводились особенности внешности и мн. детали облачения П. Так он представлен на литографиях «Всероссийские патриархи» мастерской И. А. Голышева в с. Мстёра (1859 (по рис. Сивкова), 1870, РГБ). Живописный портрет П. в серии из 10 изображений патриархов находился в собрании Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове (XVIII в. (?), в 1924-1966 хранился в ГМЗРК): «Ниже пояса 3/4 вправо. В полном архиерейском облачении. На груди крест, панагия. Правая рука сложена для благословения, в левой - жезл. Фон темный» (Колбасова. 2002. С. 252). П. должен присутствовать среди иерархов на картинах, представляющих суд над патриархом Никоном, но его фигура, как правило, не определяется (напр., «Патриарх Никон перед судом 1 дек. 1666» (1885, Н. В. Неврев), «Суд над Патриархом Никоном» (1906, С. Д. Милорадович) и др.).
Во 2-й пол. XX в. появились картины с изображением всех предстоятелей РПЦ (в интерьере Троицкого собора ТСЛ - ЦАК МДА), а также восходящие к Титулярникам циклы портретов патриархов. В живописном изображении 60-70-х гг. ХХ в. (ЦАК МДА) П. запечатлен по пояс, вполоборота вправо, на красном фоне, одет в украшенный крупным орнаментом саккос, омофор, палицу, митру, по рисунку повторяющие Титулярник 1672 г. (отличие в оттенках колорита и мелких деталях, напр., на панагии помещен образ Иисуса Христа). П.- старец с крупными чертами лица и широкой округлой седой бородой средней длины. В серии портретов 15 рус. патриархов (1996-2000, резиденция Патриарха Московского и всея Руси в Переделкино; авторское повторение портретов передано ген.-майором А. И. Котёлкиным в дар Патриаху Московскому и всея Руси Кириллу), созданных в академической манере, худож. В. В. Шилов творчески решил образ П. У патриарха сравнительно мелкие черты лица, он написан прямолично и погрудно, седобородым старцем в богослужебном облачении, на голове - митра с Деисусом в клеймах и драгоценными украшениями. В нач. XXI в. на основе серии портретов Шилова изготовлено декоративное блюдо «Патриархи Московские и всея Руси» (Можайский ист.-краевед. музей; см.: Госкаталог РФ. № 12183239). Миниатюрный портрет П. в группе изображений рус. патриархов в технике финифти выполнен в 2002 г. ростовским худож. Т. Ф. Пантелеевой на основе портретной серии из ЦАК МДА (ГМЗРК; см.: Госкаталог РФ. № 7980694). Неизвестный портрет П. (в мантии и патриаршем куколе с вышитыми воскрилиями) воспроизведен в фотоальбоме «Патриархи Русской Православной Церкви» (1989; экземпляр - в собрании Карпинского краевед. музея; см.: Госкаталог РФ. № 9891608). К 10-летию интронизации патриарха Московского и всея Руси Алексия II (2000) небольшим тиражом изготовлена серия медалей с изображениями 15 рус. патриархов (ЦАМ СПбДА и др.). В литейной мастерской «Кавида» создана серия кабинетных скульптур «Патриархи», в т. ч. П. (в мантии и куколе, в руке - жезл).